15 картин Васнецова с названиями. Картины с богатырями кроме васнецова


15 картин Васнецова с названиями » Funmir — это шедевр!

Виктор Михайлович Васнецов родился в религиозной семье священника в селе Лопьял Кировской области. После обучения в духовной семинарии, Васнецов уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться на художника.

Обучившись в Академии Художеств, Васнецов начал выставлять свои работы в различных галереях Петербурга и других городов. Популярность художника растет, он становится членом Академии Художеств, обучает студентов изобразительному искусству.

Мало кому известно, что Васнецов — прекрасный архитектор, чьи проекты можно увидеть в Абрамцево.

Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения. К концу жизни Васнецов сконцентрировался на религиозных темах, отодвинув темы былинные на второй план.

Витязь на распутье

15 картин Васнецова с названиями

Богатыри

15 картин Васнецова с названиями

Аленушка

15 картин Васнецова с названиями

Три царевны подземного царства

15 картин Васнецова с названиями

С квартиры на квартиру

15 картин Васнецова с названиями

Встреча Олега с кудесником

15 картин Васнецова с названиями

Известие о взятии Карса

15 картин Васнецова с названиями

Ковер-самолет

15 картин Васнецова с названиями

Иван-Царевич на сером волке

15 картин Васнецова с названиями

Сирин и Алконост

15 картин Васнецова с названиями

После побоища Игоря Святославича с половцами

15 картин Васнецова с названиями

Царевна Несмеяна

15 картин Васнецова с названиями

Царевна лягушка

15 картин Васнецова с названиями

Царь Иван Грозный

15 картин Васнецова с названиями

Палаты царя Берендея

15 картин Васнецова с названиями

funmir.ru

Название картин Васнецова и их описание

Виктора Михайловича Васнецова поистине можно назвать народным художником. Основное направление его картин относится к былинно-историческому жанру. Художник является одним из самых знаменитых в мире. Нет ни одного образованного человека, который не знает название картин Васнецова.

Картина "Иван Царевич на сером волке"

Работа написана в 1889 году. Вдохновила автора одноименная сказка. На картине изображен волк, который уносит от погони Царевича и спасенную им Елену Прекрасную. Иван насторожено глядит по сторонам, а девушка, покоренная и напуганная происходящим, не поднимает взгляда.

Внимание привлекает человеческий взгляд волка. Он полон храбрости, воли и надежды на победу. В сказке волк играет роль положительного персонажа, который является верным другом Ивана Царевича. Он парит над болотами, унося влюбленную пару от опасности. Немного странным кажется цветущая яблоня и лилии, которые растут посреди болотистой местности. Таким образом, автор полотна отсылает нас познакомиться с сюжетом сказки. Ведь именно с золотых яблок начались приключения главных героев.

Полотно, как и многие другие работы художника, находится в Московской Государственной Третьяковской галерее. Здесь вы можете прикоснуться к прекрасному миру живописи, насладиться потрясающими работами, узнать название картин Васнецова. Экскурсоводы поведают вам историю каждого полотна.

название картин васнецова

"Богатыри"

Нет ни одного другого художника, который был бы так предан жанру мифологической живописи, в котором писал Васнецов картины. С названиями большинства из них связаны русские народные сказки и былины. Например, над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.

С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитыч, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).

Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.

Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.

Алеша Попович - самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.

васнецов картины с названиями

"Аленушка"

По возможности посетите Третьяковскую галерею с детьми. Собственная фантазия легко перенесет ребенка в сказку, пусть и написанную маслом. Расскажите им название картин Васнецова. Особенно детям нравится полотно, на котором изображена Аленушка.

На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины - «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство.

картины васнецова фото с названиями

Во всем мире любят и знают картины Васнецова. Фото с названиями привозят из России иностранные туристы. Репродукциями часто украшают стены детских садов, поликлиник. «Царевная Несмеяна», «Гамаюн», «Царевна-лягушка», «Книжная лавочка», «Ковер-самолет» и многие другие — это не просто сказки, а название картин. Васнецова не заботила оригинальность имени полотна. Его больше волновало то, насколько сильно его работы могут перенести в волшебный мир.

fb.ru

Самые известные картины В. Васнецова • Культура

февраля 06, 2011

Самые известные картины В. Васнецова

Картины Виктора Васнецова

Когда мы слышим названия крупных музеев российских городов, на ум приходят имена великих русских художников Репина, Айвазовского, Васнецова. Какие же картины Виктора Васнецова можно считать самыми известными? Любой ответит, что это знаменитые сказочные работы мастера: «Богатыри», которых некоторые назовут «Три богатыря», нежная, задумчивая «Алёнушка» и, возможно, не менее известное творение - «Иван-царевич на Сером Волке».

Почему именно эти работы так чётко отпечатались в памяти большинства людей? Возможно, это связано с исконно русскими образами, используемыми автором в этих знаменитых произведениях. А может проникновенные сказочные мотивы, которые передаются к новым поколениям, уже на уровне народной памяти и стали в чём-то даже отражением истории Древней Руси. Каждый школьник в своих самых первых учебниках видит репродукции самых известных работа мастера кисти.

"Богатыри" и "Аленушка"

«Богатыри» (1881-98), которыми мы восхищаемся, отняли около тридцати лет жизни мастера. Именно столько времени он искал ту единую идею трёх образов, олицетворяющих душу русского народа. Илья Муромец – мудрость, Добрыня Никитич – сила, Алёша Попович – связь настоящего и прошлого.

Сам Виктор Васнецов признавался, что сказочная «Алёнушка» (1881) - его любимое произведение, для создания которого он выезжал из Москвы к себе в родные места. А для передачи большей проникновенности образу посетил множество концертов классической музыки. Каждая веточка, цветочек и травинка поют хвалебную песню русской природе, воспевают красоту, свежесть и в то же время грустную задумчивость главной героини.

"Иван-царевич на Сером Волке"

Не менее известная работа - «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) открывает для нас автора, как глубокого знатока всего, что называется «душой русского народа». Сказочные персонажи красавица и царевича рассказывают о времени, когда народ умел слушать и слышать природу.

Работы великого мастера русской живописи стали мировым образом всего русского и народного в живописи конца 19 века.

Ольга Сизова, Samogo.Net

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет? Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

samogoo.net

Васнецов: картины и их описания

Васнецов: картины и их описания

Ну какому русскому человеку не знакомы картины Виктора Васнецова, такие как «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»? Кажется, «сказочные» и былинные сюжеты картин этого выдающегося художника являются неотъемлемой частью многовековой русской истории, несмотря на то, что они написаны лишь в конце XIX века.

Между тем начинал Виктор Васнецов, как и всякий «передвижник», с бытописательных картин. Одна из них, самая известная, «С квартиры на квартиру», написана в 1876 году. На ней художник изобразил старика со старухой – бедных людей, вынужденных перебираться с одной квартиры, откуда их выселили, на другую. Старички идут по скованному льдом берегу Невы, держа в руках скромный узел с пожитками.

Вокруг – полнейшее безлюдье, ни души, если не считать страдающей от холода собаки, которая идёт впереди путников. На заднем плане картины мы видим шпиль Петропавловской крепости, который отсылает к произведению Достоевского «Униженные и оскорблённые». Картина обращалась к весьма актуальной для тех лет теме – обнажению социальной несправедливости, критике общественных пороков и вообще изображению низших слоёв населения. В этом плане Васнецов шёл «в ногу» с европейскими мастерами живописи и фотографии.

«Наверное, каждый из нас встречал таких людей», – констатировал художественный критик Владимир Стасов. Васнецов, картины которого «брали за душу» всякого зрителя, стал приобретать популярность.

По мере развития общественного сознания и обстановки в художественном мире, творчество Васнецова эволюционирует. Отойдя от передвижничества, Васнецов обращается к теме русских сказок и былин, а также поддерживает общественные движения «народнического» и почвеннического толка.

Васнецов: картины и их описания

Русское искусство отчаянно занималось поисками «национальной идентичности», однако, по-видимому, академическая история России художников, писателей и общественных деятелей не особенно устраивала: слишком уж негативно выставлена Древняя Русь в «академической науке». За поиском национального духа интеллигенция начала обращаться к народному творчеству.

Однако, в отличие от ряда других художников, Васнецов интерпретирует русское народное творчество с позиций современного искусства. Изображения склонившейся над прудом Алёнушки, портреты богатырей и витязей получились очень «реалистичными»; так что, взглянув на одну из этих васнецовских картин, любой убеждается, что три былинных богатыря – это реальные исторические деятели.

В этих картинах Васнецова есть поэтичность, в его героях – красота, сила и мощь. И нет в этих картинах ни морализаторства, ни оголтелого «русизма» и «критики запада», которыми грешили многие другие, менее талантливые (а то и вовсе бесталанные) коллеги Васнецова по призванию.

Картина Васнецова «Три богатыря»

Для начала уточним, что картины с таким названием у Васнецова нет: на самом деле она называется «Богатыри». Но в массовой культуре почему-то прижилось наименование «Три богатыря».

Писалась эта масштабная картина почти двадцать лет – с 1881 по 1898 год; вскоре после написания её приобрёл Третьяков для своей коллекции. Картина «Богатыри» является, пожалуй, одним из символов русского искусства вообще – такое впечатление она оказала на современников и потомков.

На картине изображены три знаменитых русских богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Грозным взглядом они осматривают окрестности – «…нет ли где ворога, не обижают ли кого?», – говоря словами самого Васнецова об этой картине.

  • В центре, на вороном коне, восседает Илья Муромец – самый старший и мудрый из всех троих. Он смотрит из-под ладони – самый дальновидный из богатырей.
  • Слева на белом коне восседает Добрыня Никитич. Несмотря на то, что в былинах Добрыня – довольно молодой богатырь, Васнецов изображает его зрелым мужчиной с густой бородой. Некоторые исследователи считают, что в Добрыне Васнецов передал черты самого себя (то есть картина в некотором роде – «скрытый автопортрет»).
  • Алёша Попович, на рыжем коне, изображён в соответствии с былинным образом – молодым и стройным.

Богатыри едут по обширной равнине, переходящей на заднем плане в невысокие холмы. Равнина, видимо, передаёт ощущение свободы и раздолья. Покрыта равнина пожухлой травой и, в некоторых местах, чахлыми ёлочками. Небо пасмурное, тревожное – предвещает недоброе. Зритель понимает: намечается грозная битва.

Илья Муромец на картине имеет реальный прообраз: им стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, позже устроившийся извозчиком. Его Васнецов запечатлел на этюде 1838 года. Можно, таким образом, говорить о некоторой преемственности творческих этапов мастера. Об этом же свидетельствует и «Алёнушка», в основу которой лёг портрет крестьянской девушки, спящей у пруда, которую он заметил в подмосковном имении Ахтырка.

Поздний период

Заключительный период творчества Васнецова – это произведения религиозной тематики. Кроме живописных полотен и акварелей, Васнецов в эти годы активно занимался росписью храмов. Между прочим, Васнецов был в составе художников, расписывавших Храм-памятник Александра Невского в Софии. Этот храм в болгарской столице был возведён после обретения Болгарией независимости, что произошло при содействии армии братского русского народа.

Но не только религиозным творчеством ознаменовался последний период творческой активности Васнецова. Художник является одним из первых в России, кто освоил новый стиль – модерн. Также Васнецов является автором марки Добровольного сбора в пользу жертв войны 1914 года, выпущенной в те годы московским городским правлением.

Менее известен Аполлинарий Васнецов – младший брат Виктора Васнецова, также выдающийся художник. Аполлинарий отличался сильным талантом, хотя и не получил систематического образования. Его картина «Родина» (1886) позднее вдохновила крупного российского пейзажиста Н. Н. Дубовского на создание своей картины с одноимённым названием (1904).

Видео: Жизнь и творчество В.М.Васнецова

www.muzzeum.net

Я всегда только Русью и жил...

Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Cерого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. «Богатыри», или «Три Богатыря», – самая известная картина, созданная художником Виктором Васнецовым. Этот популярный образ, растиражированный в советское время на ковриках, скатертях и прочих предметах, первым возникает в памяти при мыслях о богатырской силе. «Тройка появилась не случайно, Троица придумана не зря, ведь недаром в каждой русской чайной есть картина «Три богатыря…» Как нет Москвы без Красной площади, так мы не можем представить России без сказочных персонажей Виктора Васнецова.

Детство Родился художник 15 мая (29 мая по новому стилю) 1848 года в большой семье священника Михаила Васнецова в глухой вятской деревне Лопьял. Мальчик был крещен в Троицкой церкви, в которой служил его отец. Вскоре вся семья переехала в село Рябово той же Вятской губернии, где и прошло детство Васнецова. Сын сельского священника, Виктор Васнецов готовился пойти по стопам отца. Он был отдан в Вятское духовное училище, затем переведен в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел, не закончив учебы. Древнерусская красота естественным образом вошла в сознание художника. «Я жил среди мужиков и баб, – писал В.М. Васнецов, – и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Тяга к искусству было столь сильна, что юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя и помогал расписывать Вятский собор. В 1867 году написал первые работы маслом – «Молочница» и «Жница». На полученные за них 60 рублей с разрешения отца отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Занимался в рисовальной школе при академии, затем у И.Н. Крамского, освоил литографское дело и иллюстрировал книги. В академии писал многочисленные жанровые сцены и делал городские зарисовки. Борьба с нуждой, забота о семействе после смерти родителей не позволили ему учиться систематически, и это долгое время мешало Васнецову в его творчестве.

Первые успехи

Его жанровые картины «С квартиры на квартиру» и «Преферанс» были тепло встречены на передвижных выставках русских художников. Уже в 1873 году картину Васнецова «Рабочие с тачками» приобрел сам П.М. Третьяков. Казалось, это было начало творческого успеха, но сам художник понимал, что его бытовые и жанровые сценки мало чем отличались от многих картин художников-передвижников тех лет. Блестящий талант художника, его творческая фантазия в полной мере раскрылись лишь в произведениях на фольклорно-былинные темы. «Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, – признавался Васнецов, – на это ответить точно не сумею. Я всегда только Русью и жил… Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена, в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы». В 1876 году Васнецов на вырученные за продажу П.М. Третьякову картины деньги отправился в Париж, где работал около года. Воистину, большое видится на расстоянии: именно здесь, во Франции, Виктор Васнецов решил «начать новый жанр своей деятельности» и сделал первый этюд «Богатырей». Вернувшись в Россию, Васнецов с семьей поселился в Москве. «Когда я приехал в Москву, – писал художник, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда. Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Васнецов принимается за глубокое изучение истории, древнерусской культуры: зодчества, народного костюма, оружия. У художника возрос интерес к своим корням, к национальной истории, к древней столице. «Противоположения жанра и истории, – писал он, – в душе моей никогда не было… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Оставив прозу быта ради «поэзии грезы и мечты», Васнецов настойчиво разрабатывает сказочные и былинные сюжеты. Его работа увенчалась успехом. В конце 70-х, начале 80-х годов ХIХ века художник создает одно за другим большие полотна былинно-сказочного содержания: «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства» и другие. Летом он подолгу работал под Москвой, в Абрамцево, где были созданы сиротка «Аленушка», грустящая на берегу пруда, «Иван царевич на Сером волке», «Битва скифов со славянами», выполнены акварели декораций и костюмов для оперы «Снегурочка».

Здесь же, в имении Мамонтовых, построена церковь по архитектурному проекту Виктора Васнецова. «Церковь кончена, освящена в Спасов день …Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, без показной роскоши, абрамцевскую церковь», – писал художник. Среди наиболее значимых архитектурных проектов Васнецова фасад Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве, созданный им в 1901 году.

Церковная живопись

Сегодня можно спорить, где достиг Виктор Васнецов больших успехов в своем творчестве – в жанровых картинах, сказочно-эпическом творчестве или в религиозной живописи. Хотя для художника такого вопроса не стояло, он знал, что религиозная живопись – главное в его жизни: «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, – это поистине дело народное, и дело высочайшего искусства». Если бы даже Виктор Васнецов не создал ничего другого, кроме своих знаменитых росписей Владимирского собора в Киеве, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. Многие современники художника были не осведомлены о его светских произведениях, публика и в храмах, и на выставках знала Васнецова как мастера религиозной картины. Одной из первых больших работ по росписи храмов начиная с 1883 года была работа в храме Воскресения Христова (Спаса-на-крови) в Петербурге. Здесь по рисункам Васнецова созданы мозаичные панно, украшающие фасад храма, и часть икон для храмового иконостаса. В 1885 году художник получил заказ, огромный по своей масштабности и сложный технически: расписать построенный в Киеве к 900-летию крещения Руси собор святого равноапостольного князя Владимира. Художник лично расписал 4000 аршин ( 2844 кв. метров ) поверхности храма. Им было создано 15 живописных картин, написано 30 фигур святых, не считая медальонов. В росписи собора Васнецов придерживался византийских канонов, внося в них лирически-личностное начало. Внутри храма было холодно, художник часто простужался, несколько раз с риском для жизни срывался с лесов. Наконец, спустя 11 лет, работа была завершена: созданы грандиозное панно «Крещение Руси князем Владимиром», образы княгини Ольги, князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Андрея Боголюбского, летописца Нестора и живописца Алимпия. Самым величественным и объединяющим все росписи Владимирского собора по праву считается запрестольный образ Богоматери, над которым Васнецов работал два года. Стены собора художник покрыл причудливыми орнаментальными узорами, в которых затейливо переплетены красочные фантастические цветы и диковинные звери. Стоимость всех внутренних работ по отделке храма вылилась в 400 тысяч рублей, из них за свою работу Виктор Васнецов получил 51 тысячу.

Художнику было присвоено почетное звание профессора живописи. О нем начали говорить и писать как о «религиозном гении» в русской живописи и анализировать, каков был его «путь к свету». Поступало большое количество заказов: в 1897-1899 Виктор Васнецов создал образ Богородицы для мозаики главного придела русской церкви в немецком городе Дармштадте, затем выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Киевские работы отозвались усилением декоративного начала в станковой живописи Васнецова, о чем свидетельствует его историческая картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

«Три богатыря» После возвращения из Киева художник построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в Москве, где спустя 18 лет от первого этюда наконец были закончены «Богатыри». Другое название – «Великая застава богатырская» или «Три богатыря». Первое название картины было очень длинным: «Богатыри – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Любимые герои русского эпоса воплощают в себе лучшие качества народа: душевное благородство, любовь к Родине, ум и отвагу. В то же самое время у каждого из богатырей свои, индивидуальные черты. Все трое крепкой заставой стоят на рубеже русской земли и служат незыблемым оплотом народным. Созданный Васнецовым образ богатырей – защитников Отечества давно уже перерос узко художественные рамки и стал символом патриотического служения Родине. По словам художника, создавая картину, он руководствовался стремлением «в истинно-национальном отразить вечное, непреходящее». Так родился новый жанр русской живописи. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест», – скажет критик В. В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетенная и еще затоптанная… а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

«Союз русского народа»

Во время революции 1905 г . Виктор Васнецов вышел из Академии художеств, действительным членом которой он был избран еще в 1893 году, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка. Художник считал, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой». Ужасы кровавого террора 1905 года способствуют формированию у художника твердой политической позиции: он примыкает к «Союзу русского народа». О «Союзе русского народа» историк О.А. Платонов писал: «В начале XX века политическое сознание русского народа еще не было повреждено, и в ответ на антирусское восстание возникла естественная охранительная реакция, выразившаяся в патриотическом объединительном движении русских людей…» «Русский народ, – писала в те дни газета «Киевлянин», – свято верит в Бога, его земная путеводная звезда – Русский Царь, он глубоко любит свое Отечество. Не касайтесь его святынь и уважайте его народное чувство. Не говорите, что русский народ – раб. Это великий и любящий народ. Вы не понимаете его веры, вы не понимаете его любви, как он не понимает вас. Но вы заставили его понять, что значит революционное насилие, вы заставили его понять, что вы предаете поруганию его святейшие верования…»

На защиту Самодержавия встали лучшие русские люди. Они пользовались всеми разумными возможностями, чтобы доказать сомневающимся органичный характер власти русских Самодержцев, вытекающий из народного духа и сознания. «А вы, друзья, – обращался к русским людям святой праведный Иоанн Кронштадтский, – крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России, не будет Самодержавия – не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас». Русский святой постоянно повторял, что, если не будет монархии, не будет и России; только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится на части. Сам Виктор Михайлович Васнецов был близок к этой позиции: «…Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que» [конституционного поpядка (лат.)]». Васнецов занимался оформлением своими красочными славянскими орнаментами изданий «союзников», последний период в его творчестве называют «императорским». Точно представляет «актуальное состояние духа» художника выполненный углем рисунок «Спаситель в терновом венце» (1906г.). Этот образ выражает протест по отношению к террору, развернувшемуся в стране, предостережение и скорбь одновременно.

После 1900 года Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, глядя на которые уже нельзя отрицать существование мира Божия. Его грандиозные работы «Сошествие Спасителя во ад», «Евхаристия», «Распятие», «О Тебе радуется», «Отечество» и самая большая по размерам – «Страшный Суд» были выставлены на два месяца в залах Исторического музея в Москве. В конце жизни художник работал одновременно над несколькими «мирскими» картинами – «Баян», «Спящая царевна». Октябрьскую революцию принять не мог, но не эмигрировал, а жил, занимаясь «окончанием уже давно начатых картин из сказочного мира»: «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» (1913–1918), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917-1926), «Царевна Несмеяна» (1914 – 1926) и рядом других композиций, которые сегодня хранятся в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Умер живописец в Москве 23 июля 1926, работая над портретом художника Михаила Васильевича Нестерова, вместе с которым они расписали не один храм. В конце жизни Васнецов сделал мужественное и откровенное признание: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись – это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы». Несмотря на это признание, религиозная живопись Васнецова осталась непревзойденной до наших дней, недаром васнецовские композиции и образы начали копировать во многих храмах страны. «Васнецовскому» стилю многие старались подражать, но большею частью безуспешно, а Василий Розанов сказал об этой живописи так: «О Нестерове и о Васнецове можно сказать, что они оба изменили характер «православной русской живописи», внеся в ее эпические тихие воды струю музыки, лирики и личного начала… Как звонкая песня жаворонка из голубого жаркого неба, раздалась музыка и музыкальность Васнецова, Нестерова. «К небу! к небу!»… Все оглянулись к небу. Вот отчего мы их любим».

 

 

 

 

 

www.pravmir.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта