В м васнецов картина богатыри


Учитель словесности: "Богатыри" В.М.Васнецова

В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Холст, масло 295,3 х 446 см  Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни.    В числе таких картин "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования.    Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки.    Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.

    Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами и окружающий бытовой уклад, бережно хранивший многие и многие давние преданья и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.    Впечатления детства, такие яркие и своеобразные, оставили неизгладимый след в его сознании: народные предания он ощущал, как живую историю, эпических героев видел перед собой во плоти и крови, восхищался ими, как реальными историческими личностями.    Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа много способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. В это время русские ученые Афанасьев, Гильфердинг и Киреевский опубликовали свои собрания народных сказок, песен и былин; композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.    Уже в 1871 году Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым начало знаменитому "богатырскому циклу", завершившемуся через четверть века "Тремя богатырями", венцом великого подвига художника во славу русского искусства.    В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 году Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 годах с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые были им потом использованы для картины.    В живописной подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату С. И. Мамонтову, талантливому самородку и знатоку искусства, подолгу жили и плодотворно работали в восьмидесятые — девяностые годы прошлого века многие выдающиеся русские художники — Поленов, Репин, Серов, Остроухов, Левитан, Коровин, Врубель. Постоянным абрамцевским завсегдатаем был и Виктор Михайлович Васнецов. Здесь, в Абрамцеве, на огромном холсте, установленном в специально сооруженном для художников так называемом "Яшкином доме", и началась его работа по воплощению на полотне грандиозного эпического замысла.    "Я всегда был убежден, — говорит В. М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть" и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".    Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить "красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру" и суметь "в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее".    Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.    Уже работа над предшествующими картинами "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) и "Витязь на распутье" (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, "Богатыри" потребовали от В. М. Васнецова огромного творческого напряжения.    Один из близких друзей художника — жена С. И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 года: "Васнецов. весь ушел в своих "Богатырей", его видим только по вечерам, он очень усердно пишет".    В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П. П. Чистякову:    "Картина моя "Богатыри" — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого". Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину — ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?"        Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца "из-под славного города из-под Мурома", и "сына богатого гостя Рязанского" Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, "что из красна-города из Ростова". Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.    Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.    Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.    Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за ''честь и свободу родной земли.    В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести.    Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину.    Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.    Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.    Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону "археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

Из книги Замечательные полотна. Л., 1966. С.298

 

 



Богатырь Илья Муромец

Как известно по историческим преданиям богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии, другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины, но мы это оставим на суд историков. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличем, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям. Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и конечно справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал и не имел поражений, побежденных отпускал на четыре стороны, поэтому слава о Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое имеющий много положительных качеств, всеми уважаем в том числе и врагами.

Богатырь Добрыня Никитич

Добрыня Никитич по историческим данным родился городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе сын поместного Рязанского воеводы Никиты.. По другой версии во времена князя Владимира Красного Солнышка был воевода, нареченный именем Добрыня, собственно он и был дядей князю Владимиру. Как полагается в княжьих семьях, добрыня был образованной личностью, В детстве его обучали различной грамоте, творчески одарен, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана.  Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силен и ловок, первый богатырь, может взяться за рискованные задания, за которые другие просто побаивались. Грамотно махает против врагов мечом, метко стреляет из лука, в свободное играл на народных музыкальных инструментах , типа гусли, свирели и т п. Характер справедлив и дипломатичен.

Богатырь Алёша Попович

Алёша Попович по известным летописям родился в боярской семье, нареченный именем Александр (Олеша) Попович,, а при других 2-х версиях он являлся сыном Ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или , что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии с местечка Пирятин. Относительно его сослуживцев Илью Муромца и Добрыни Никитича он не так силен, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера, он хитер, иногда в бою без этого не обойтись. В его дружине очень ценилось его смекалистость, благодаря своему недюжинному уму он, как бы , выходил сухим из воды.  Не смотря на более хрупкую фигуру Алеши Поповича, по былинным преданиям, он побеждает Тугарина Змея. 

ruslut.blogspot.com

Васнецов В. М. «Богатыри» | Искусство жить

Опубликовано: 22 Февраль 2014. Автор: reader

84761218_7В степи на фоне высоких холмов, покрытых хвойной растительностью стоят три богатыря, три народных героя: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Масштабное полотно «Богатыри» (1881 – 1898) – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова.   Это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому, картина, призванная выразить силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины – 295х446 см.

Между задумкой этого сюжета в виде карандашного эскиза и законченным его воплощением на огромном холсте прошло около тридцати лет. Чтобы создать на полотне образы трех богатырей, Васнецов изучил множество былин и летописей. Фигуры трех защитников Руси – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича мастер создавал с натурщиков, облаченных в настоящую одежду древнерусских воинов, взятую напрокат из запасников Исторического музея.

В центре картины – Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Для этого образа Васнецову позировал грузный владимирский крестьянин.

Тонкие, благородные черты лица Добрыни Никитича подчеркивают его образованность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Добрыня Никитич – соединение портретных образов художника В. Д. Поленова, собственного автопортрета Васнецова и его отца – священника Михаила.

 Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображен с луком и стрелами в руках, но прикрепленные к седлу гусли говорят о том, что это не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.

На картине хорошо видно, что конь каждого богатыря схож характером со своим хозяином. Так, мощный вороной бесстрашного Ильи Муромца косит налитым кровью глазом, белый конь хитрого и обходительного Добрыни чуть принюхивается к ветру, а низкорослая рыжая лошадь удалого Алеши Поповича, щиплет траву, навострив уши.

Все это создает общее торжественное впечатление великодушной, никого не боящейся силы, способной самостоятельно и по собственной воле надежно оберегать родную землю от посягательства врагов.

«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…», — вспоминал художник.

В апреле 1898 года Васнецова посетил Павел Третьяков. Несколько минут он молча всматривался в картину, закрывавшую всю правую стену мастерской художника, и вопрос о приобретении «Богатырей» в галерею был решен. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последних приобретений Третьякова.

84761218_7

 

skarvit.ru

Реферат Богатыри (картина Васнецова)

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

Die drei Bogatyr.jpg

План:

    Введение
  • 1 Сюжет
  • 2 Появление идеи картины
  • 3 Интересные факты
  • Примечания

Введение

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для его галереи.

1. Сюжет

В. М. Васнецов у картины «Богатыри». Москва. 1898.

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[1].

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на светло-сером коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное.

2. Появление идеи картины

В. М. Васнецов Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[2]:

Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.

— Эскиз возьму, но не прежде, чем картину напишешь. Да не картинку, смотри. Картину! Только тебе одному и под силу такое!

3. Интересные факты

В. М. Васнецов Крестьянин Иван Петров. Этюд для картины «Богатыри». 1883 год. Государственная Третьяковская галерея

  • Прообразом для написания Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее - извозчик села Большие Мытищи), которого В. М. Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году[3][4].
  • Некоторые исследователи[5] отмечают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова.

Примечания

  1. Письмо В. М. Васнецова П. П. Чистякову, 25 апреля 1882 г. - www.vasnecov.ru/?type=page&page=91a9e0fd-640f-470a-b5a3-ce1fe354795b
  2. Цит. по: Бахревский В. А. Виктор Васнецов. / серия «Жизнь замечательных людей». — М.: «Молодая гвардия», 1989. — ISBN 5-235-00367-5 - www.vasnecov.ru/?type=page&page=90e733c8-734a-4a19-afa7-a49a9eb391d5
  3. Письмо В. М. Васнецова И. Е. Цветкову, Москва, 11 декабря 1911 г. - www.vasnecov.ru/?type=page&page=09868276-e9e8-42ed-8305-e53b8a781e54
  4. Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М.: Наука, 1965. С. 114.
  5. Краснов Н. В. Беседы по искусству. — М.: Искусство, 1965 - literatura5.narod.ru/bogatyri.html
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 03:17:59Похожие рефераты: Богатыри, Богатыри online, Дондинские богатыри, Дом-музей Васнецова, Дом-музей В М Васнецова, Музей-квартира А М Васнецова, Переулок Васнецова (Липецк), Переулок Васнецова (Москва), Картина.

Категории: Картины по алфавиту, Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи, Картины Виктора Васнецова, Картины русских художников.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта