Художник светлана богатырь картины


Светлана Богатырь - Живопись

...

Беседа с искусствоведом В.П. Цельтнером

В.Ц. Что означает для Вас совершившийся переход из здешней художественной жизни в художественную жизнь на Западе?

С.Б. Я хотела бы предварить мой ответ маленькой ремаркой. Я уехала отсюда не потому, что очень к этому стремилась, просто мои обстоятельства сложились таким образом. Для меня это существенно, поскольку это не была погоня за иллюзиями. Что же касается перехода - прежде всего, это переход из пространства мне хорошо известного в пространство абсолютно новое и закрытое. Живя здесь, даже не участвуя в течение многих лет во внешней художественной жизни, я находилась внутри нее, я понимала весь расклад и выстраивала свои очень непростые отношения с так называемой художественной средой. Находясь там - я вне среды. Ее нет. Ни дружественной, ни враждебной. Мне кажется, ее нет ни у кого (я не говорю о личных дружеских связях). Есть, правда, масса маленьких сообществ художников, работающих с той или иной галереей. У меня есть глаза и уши, я вижу и слышу, но понять глубинные смыслы того, что происходит в западной художественной жизни - задача достаточно сложная. В любом случае, у меня может быть лишь точка зрения внешнего наблюдателя.

В.Ц. Что там напоминает здешнюю художественную жизнь, и что ее отличает?

С.Б. Самое очевидное различие в том, что западная система - система устоявшаяся и все, что происходит - происходит в рамках некоторой стабильности. Во что выльется все то, что творится здесь, по-моему, не может сказать никто. Я могу лишь говорить об очевидной для меня тенденции встроиться в хвост "мирового процесса", т.е.: произошла перестройка, "Сотбис" собрал часть урожая созревавшего не одно десятилетие внутри старой системы и вопреки ей. Наша локальная ситуация распахнулась. "Большой западный мир" пришел взглянуть и задействовать то, что ему подходит. Наш "Малый мир" желал стать частью "Большого" (не очень понимая, что за этим кроется), принимая правила чужой игры.

В контакте "двух миров", момент востребовал своего рода переводчиков и посредников, которые возникли из среды людей, лучше других ориентировавшихся в современном мировом искусстве. Они взяли на себя роль кураторов, решающих, какое именно искусство являет собой "новый русский авангард". Они задействовали, следуя западному примеру, русские банки. Они пытались работать, в основном, с тем искусством, которое уже заявило о себе. Мне кажется, на данный момент, этот период закончился. Ситуация себя исчерпала. Кураторы могут работать с тем, что уже состоялось. Но провоцировать возникновение новой творческой волны в нашем искусстве они не могут. Если сознание ориентировано на приятие "там" того искусства, которое творится "здесь", для меня - это знак провинциальности сознания. Серьезные вещи возникают от глубокой внутренней независимости, когда человек ставит центр мироздания внутрь себя. И "здесь" и "там" это большая редкость.

В.Ц. Вы всегда, с очень молодых лет, были художником с ясно очерченной и последовательно осуществляемой художественной программой - так, по крайней мере, казалось. Память не сохранила никаких Ваших компромиссов, уступок среде. Так жить на Западе легче? Сложнее?

С.Б. Вы знаете, Владимир Павлович, если возникает ощущение, что у меня была или есть некоторая программа, я не могу сказать: "Нет, это не так". Но я могу определенно сказать, что если она и есть где-то внутри меня, мне об этом ничего не известно. Все, что я могу - я пытаюсь понять, что для меня самое существенное в мире и ищу способы говорить об этом, что всегда очень мучительно. Но, именно поэтому, передо мной никогда не возникало проблемы: идти на компромиссы или нет. По большому счету, я не выбираю работать ли мне так или иначе. Я могу делать только то, что я понимаю. Когда, в очень далекие времена я решала проблему как зарабатывать на жизнь не нарушая себя и пробовала делать вещи, не идущие из глубокой внутренней потребности, у меня это всегда очень плохо получалось.

Что же касается жизни на Западе, то она, вцелом, устроена более жестоко, чем та, что была здесь раньше. Туристским глазом этого не видно. Чувство незащищенности у людей и невидимость границы между благополучием и полным крахом. Я не говорю о том, что происходит сейчас здесь, это сравнивать бессмысленно. Лично мне везде сложно, поскольку "все свое ношу с собой".

В.Ц. Формирующийся художественный рынок все более активно исполняет по отношению к искусству роль направляющую, регулирующую, заменив в этом отношении государственные учреждения. Рынок воздействует не только на искусство в целом, но и на каждого (?) художника, являясь, таким образом, крайне негативным явлением. Так ли это?

С.Б. Что касается западного рынка - галереи в Париже существовали, по-моему, уже с 18 века, но галерейная эпоха началась в прошлом веке и, без принципиальных изменений, существовала вплоть до 2-й половины нашего века. Мощные парижские галереи определяли политику в искусстве. Последние 20-30 лет искусство стало предметом интереса крупных финансовых структур и галереи, во многом, утратили свою роль в формировании рынка. Судя по всему, период, когда в арт-бизнес были вовлечены безумные деньги, уже закончился. Деньги перекочевали в другие сферы и это было одной из причин кризиса, который продолжается до сих пор. Исчезли немыслимые цены на современных художников, цены, которые были результатом очень крупных игр. Это была своего рода биржа. Мне кажется, что в том, что произошло, есть положительный момент: может быть ситуация немного оздоровится.

Что же до российского рынка, мне кажется, что пока это - миф. Подавляющее большинство галерей существует не от продажи искусства, значит они - галереи только номинально. Затея с банками, мне кажется, тоже недолговечна. Остается мелкий стихийный рынок. Возможно, я ошибаюсь. Я ведь не эксперт по вопросам рынка. Мне это интересно постольку-поскольку. Я часто сталкивалась с художниками, которые свои и чужие успехи и неудачи объясняли лишь степенью таланта. От таких объяснений возникали только амбиции и страдания. Для меня было давно очевидно, что все не так просто. Проблемы собственно искусства и функционирования искусства в обществе - два абсолютно разных департамента. Рынок относится к последнему. Благо он или зло?

Тео Ван-Гог работал в галерее и работы Винсента попадали напрямую в самую серцевину тогдашнего рынка, но не были никем востребованы. Позитивно или негативно воздействовал этот факт на судьбу Ван-Гога? Ретроспективная выставка Ван-Донгена поразила меня обилием чудовищных заказных портретов, о которых я не подозревала, любя его ранние работы в наших собраниях и монографиях. Впечатление, сравнимое с ретроспективой П.П. Кончаловского. (Когда-то я не понимала, как можно было так деградировать от итальянского периода к "Где тут сдают кровь?".) Для меня эти два явления сопоставимы. Ван-Донген стал жертвой своего рыночного успеха, Кончаловский стал частью тоталитарного режима. И там и тут - внутренняя несвобода.

По статистике сейчас в России лучше всего продается низкопробная продукция. Много и недорого. Позитивно это или негативно? С чьей точки зрения? Безусловно, позитивно для людей, которых сейчас их ремесло кормит. Они, в любом случае, не могут делать лучше. Благо или зло рынок? Если рынок может кормить художника и, при этом, он внутренне независим - это благо. Если художник попадает в зависимость от рынка -это зло. Самое большое зло, по-моему, в том, что в нашей нынешней ситуации люди не имеют в сознании иммунитета к рынку, деньгам, коммерции, поскольку все это внове. Я слышу как повсюду учат, что деньги - это свобода, деньги - это счастье. Они могут быть рабством. Все зависит от того, что у человека в сознании.

В.Ц. Позитивное разрешение коллизии художник-общество, художник - и условия его существования в реальной среде - представляется ли возможным, исходя из Вашего сегодняшнего опыта?

С.Б. Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно объяснить, что есть "Художник" в моей картине мира и какова его роль. Существует человеческая культура, т.е. мир уже названного, мир образов, пущенных во внутренний оборот между людьми когда-то и кем-то. Ведь любое слово, понятие, любой зрительный образ был когда-то откровением и открытием. И существует ХАОС неопознанного и неназванного. Что делает Художник? Ценой духовного усилия он производит творческий акт познания. Он называет то, что еще не названо. У Мандельштама - "Но дай мне имя, дай мне имя..." Художник может говорить о том, о чем говорят все, но делает это так, как никто до него не делал. Его самобытность может быть очень мала, незначительна, потому что очень трудно сказать это "нечто", легче идти след в след. Ты режешь яблоко, которое есть мир, этот срез - только твой.

Судьбы Художников во многих случаях были очень трагичны. Даже, если судьба была благоприятна к творению и сказанное ими не исчезало, оно продвигалось в сторону общепринятой культуры так медленно, что человеческой жизни часто на это не хватало. Говоря нечто новое, Художник всегда нарушает то, что уже существует. Будучи творцом, он одновременно является убийцей. Поэтому общество защищается от Художника. Если Художник не принимает существующие в обществе правила игры, общество вправе не принимать его во внимание. Из этого возникает трагичность его человеческой судьбы. И это нормально. Художник, в том смысле, в котором это слово существует для меня в идеале - это человек, который находится в пограничной с ХАОСОМ области. Он платит за это своей судьбой. То, что я сказала - только схема. Бывают, безусловно, благоприятные судьбы. Художник, как и любой человек, может иметь судьбу счастливую или несчастную и это может быть никак не связано ни с его достоинствами, ни с его недостатками.

В.Ц. Что или кто наиболее решительно воздействует на положение художника в западном мире - как Вам кажется?

С.Б. Я очень немного знаю об этом и могу говорить только очень общие вещи. На высшем уровне, определяющем политику в искусстве - это система экспертов-кураторов. Внутри нее есть свои ранжиры. Существуют эксперты, чье слово может решить судьбу выставки в ту или иную сторону, создать или существенно поколебать репутацию художника. Они же рекомендуют, что следует закупать музеям современного искусства.

Мне был очень любопытен текст директора музея Пикассо, в котором он пишет о мире кураторов, хорошо ему известном. Кураторы, комплектующие коллекции современного искусства для музеев, лично для себя, в глубокой тайне собирают совершенно другое современное искусство, более традиционное. Что это значит? Это значит, что они не могут, будучи на своих постах, следовать своим личным вкусам, но уже существующим престижным оценкам. Они не могут нарушать "правила игры" без риска выглядеть анахроничными. Не может ли случиться, предполагает автор, что в музеях двадцать первого века, представляющих искусство двадцатого века, будет отнюдь не то искусство, которым заполнены сейчас все музеи на Западе? В самом деле, если вы посетите десять музеев современного искусства, вы увидите в них тот же самый набор авторов.

Другая история. Раз в год в Париже проходит ФИАК - престижная выставка-ярмарка современного искусства. Для меня было очень поучительно узнать, какая тайная, жестокая борьба идет между галереями за право участвовать в ней. Если, например, ведущие галереи в течение последних десятилетий занимались концептуальным искусством, то они будут до конца бороться за то, чтобы именно концепт представлял лицо современного искусства. И это не вопрос их вкусов, но вещи более существенные. Они вложили в это искусство огромные деньги, в их хранилищах находятся произведения, которые составляют их капитал.

Еще одна история, касающаяся музеев и меценатов. Некий меценат, покровительствующий музею, собирает коллекцию работ современного художника. Он предлагает в дар музею несколько холстов. Поскольку музей зависит от его пожертвований, дар принимается. Что происходит? Художник переходит в ранг "музейного". Цены на него повышаются и, соответственно, возрастает ценность коллекции мецената. Это очень упрощенная, но реальная схема одного из многих механизмов, существующих в западном мире и имеющих прямое воздействие на жизнь искусства.

В.Ц. Регулирующие механизмы бывшего Советского государства - и механизмы, существующие на Западе, по Вашему мнению, сравнимы ли по силе и характеру воздействия на искусство? Можно ли говорить о преимуществе какого-либо из этих механизмов для художника?

С.Б. Сравнимы в том смысле, что, по большому счету, в основе этих механизмов лежат те же свойства человеческой природы. Вспомните Союз Художников, который заменял многим людям целый мир. В нем были свои таланты, гении и вершины. И люди тратили жизнь в борьбе за звания, награды и деньги. Механизмы воздействия просматривались без труда. Такие же принципы работают и на Западе. Меняется только степень сложности. Сравнивать механизмы, существующие на Западе с бывшими советскими по степени сложности - то же самое, что сравнивать устройство карманного фонарика и космического корабля.

В каком смысле преимущество для художника? Если желать внутренней независимости, то советским механизмам противостоять было достаточно просто, картина мира была черно-белая до карикатурности (я говорю о временах, когда человек уже не расплачивался за свою позицию жизнью). Западные же механизмы достаточно изощренны и неочевидны. И чтобы быть от них внутренне независимым, нужно их понимать. Если же художник стремится их понять, чтобы воспользоваться ими на пути к "вершинам", это тоже посложнее, чем в бывшем Союзе Художников, но, в этом случае, результат ведет к той же зависимости.

В.Ц. Когда Вы вернетесь в Россию, как, Вы думаете, сложится Ваша творческая судьба, какое воздействие окажет на нее Ваш нынешний опыт?

С.Б. При всем желании, я не могу никак ответить на этот вопрос. Задача даже не с многими, но со всеми возможными неизвестными. Я не знаю, когда я вернусь. Я не знаю, что к тому времени будет в России. Я не знаю, что со мной произойдет даже в ближайшее время и, соответственно, какой новый опыт мне подарит мой завтрашний день, если он у меня будет.

Творческая судьба? По-моему, это вещь непредсказуемая. Есть земная жизнь художника, который является смертным существом, как любой другой человек. Есть удача или неудача, есть карьера, как принято называть на Западе. Но это - земные вещи. А вот останется ли что-то от того, что делал художник и какова будет судьба его творений, этого никто не может предсказать.

"Московский художник", 20 августа, 1995 год

top

svetlanabogatyr.com

Выставка Светланы Богатырь

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РТ

 

приглашают Вас в Галерею современного искусства

(Казань, ул. Карла Маркса, 57)

 

5 февраля 2016 года

в 16.30 - на пресс-показ, в 17.00 - на открытие выставки

 

СВЕТЛАНЫ БОГАТЫРЬ

ЗВУК=ОБРАЗ=СВЕТ

5-го февраля в Государственном музее изобразительного искусства Республики Татарстан (ГМИИ РТ) открывается персональная выставка Светланы Богатырь "Звук=Образ=Свет". Художник из Франции впервые представляет в Казани свои работы. Ранее казанские зрители имели единственную возможность встретиться с её творчеством на мировой премьере  "Dona Nobis Pacem" ("Даруй нам мир") в театре оперы и балета им. М. Джалиля, поставленной легендой мирового балета режиссером-постановщиком и балетмейстером Владимиром Васильевым по Си-минорной мессе И-С. Баха. Вдохновленный уникальным языком и философской глубиной искусства Светланы Богатырь, Маэстро положил в основу визуального ряда спектакля рисунки художника, воплотив их в суперсовременной компьютерной графике 3D.  Прозрачный мир загадочных образов художника состоит из цифр и нот или же бесчисленных человеческих профилей, образующих безграничные вселенные.

     На счету Светланы Богатырь 35 персональных и более 50 групповых выставок.  Работы Светланы Богатырь находятся в Государственной Третьяковской галерее, Москва; Государственном Русском музее, Санкт-Петербург; Саратовском художественном музее имени А.Н.Радищева, Саратов; Тбилисском музее изобразительных искусств, Тбилиси; Государственном литературном музее,  Москва; Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки, Москва; музее А.Н. Скрябина, музее С.Прокофьева, музее Рахманинова, Музее изобразительного искусства Зиммерли, США; Музее современного русского искусства, Нью Джерси, США; Русском доме, Вашингтон, США; Коллекции Средиземноморского Института Нейробиологии (INMED), Франция, а также в частных коллекциях России, Европы и Америки.

Открытие выставки 5-го февраля приурочено к новому показу в Казани спектакля "Dona Nobis Pacem", на котором будет присутствовать Владимир Васильев. По приглашению театра и музея художник Светлана Богатырь также приезжает в Казань, чтобы присутствовать на спектакле и открытии выставки.

Выставка продлится по 10 марта 2016 года.

  

Режим работы Галереи современного искусства ГМИИ РТ:

ВТ, СР, ПТ, СБ, ВС: с 10.00 до 17.00, касса (вход) с 10.00 до 16.30;

ЧТ: с 10.00 до 18.00, касса (вход) с 10.00 до 17.30. ПН: выходной.

Последний вторник месяца – санитарный день.

Телефоны для справок: 8 (843) 238 43 27;  8 (843) 236 69 31

Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru

 

 

izo-museum.ru

ARTandYou.ru - Афиша - Вселенная смотрит на нас. Выставка Светланы Богатырь. 10 марта

Вселенная смотрит на нас. Выставка Светланы Богатырь. 10 марта - 2 апреля. Музей Скрябина.

Мемориальный музей А.Н. Скрябина приглашает на выставку художника Светланы Богатырь "Вселенная смотрит на нас". С музеем художника роднит глубокая внутренняя потребность творческого выхода за границы трехмерности, характерная произведениям выдающегося композитора. В  апреле 2015 года в  музее с успехом прошла выставка графической коллекции Светланы Богатырь "Звук=Свет=Путь". Светлана Богатырь подарила музею, созданный в неповторимой манере из нот и знаков музыкальной графики, портрет А.Н. Скрябина.

Настоящая выставка продолжает традицию сотрудничества музея с автором. Иная грань уникального творчества Светланы Богатырь будет представлена частью привезённой из Франции живописной коллекции последних лет. Это время – чрезвычайно продуктивное не только по количеству созданных произведений и проведенных выставок. В 2015 году легендой мирового балета, режиссером-постановщиком и балетмейстером Владимиром Васильевым был создан грандиозный спектакль по си-минорной мессе Баха " Dona Nobis Pacem" ("Даруй нам мир"), визуальный ряд которого был основан на работах Светланы Богатырь и заключенных в них идеях. На сцене происходит чудо: вмиг возникающая вселенная рассыпается на мириады частиц, цифр, нот, профилей лиц. Они сливаются, исчезают и снова сливаются в бесконечно обновляющиеся образы... Таков мир художника Светланы Богатырь. Её способ говорить о возникновении Вселенной, о тайне Времени и Творящей Вселенской Силе – ЛЮБВИ приглашает нас активнее осваивать духовную систему координат.

 "Всегда нравится ожидание сбывающееся. Но, когда несбыточное становится явью – это откровение, чудо. Светлана Богатырь и есть чудо. Все её творения – это она. Её нужно видеть и слышать" - так отзывается об одной из выставок художника режиссер Владимир Васильев.

Светлана Богатырь говорит: "Есть великая тайна мироздания. Мы – очень важная её часть. Выдающийся физик Макс Планк утверждал, что наука не может постичь главную тайну мироздания именно потому, что мы сами является частью загадки, которую пытаемся разгадать. Он прав. Наука и искусство проявляют незримое. Человечество направляет свой путь к многомерному существованию. Так называемое интуитивное прозрение приоткрывает вещи не менее фантастические, чем квантовая физика. Что открыло творчество мне? Каждый человек – уникальная персональная вселенная, но все мы – частицы единого Вселенского Разума. Можно представить человечество как Единое Существо, состоящее из семи миллиардов единичек. Его коллективное сознание – единая система с Сознанием нашей прекрасной живой планеты. Каждому нашему чувству соответствует уровень вибрации. Тысячелетиями Земля-Гея регистрировала негативные, низкие вибрации человечества: жестокость, алчность, зависть, предательство... К счастью, светлая часть человечества, излучающая чистоту, доброту, сострадание и всепрощение, изменила характеристики единого целого – планета соответственно перестроила свою "запись". Сейчас её невидимые энергии – помощь всему светлому на Земле. Гея и мы миновали опасность полного самоуничтожения. Но борьба светлых и тёмных начал ещё продолжается на планете и в каждом из нас.

Каждый ответственен, ускоряя или замедляя совместное восхождение единого человечества к Свету. На Землю приходят новые поколения: удивительные дети индиго и радужные дети. Гея, с момента их рождения, дарит им невидимую энергию поддержки. Живая Вселенная смотрит на каждого из нас с надеждой. Радость, щедрость и чистота! Откликнитесь! Проникните в наши души, чтобы только мудрость и любовь руководили нашим человеческим разумом! Творчество=познание открыло мне существование невидимых светлых миров. Через творчество осуществляется активное общение с ними. Холсты – образы персональной вселенной художника, отражают его путь. Каждому из нас Знание открывается индивидуальным, неповторимым способом. Именно то знание, которое полезно и именно тогда, когда мы к нему готовы. Всегда надо помнить, что мы – Единое Человеческое Существо и наш Путь - к Свету. Вселенная смотрит на нас с надеждой и любовью."

На счету Светланы Богатырь более 40 персональных выставок. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Москва; Государственном Русском музее, Санкт-Петербург; Саратовском художественном музее имени А.Н.Радищева, Саратов; Тбилисском музее изобразительных искусств, Тбилиси; Государственном литературном музее, Москва; Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки, Москва; музее А.Н. Скрябина, музее С.Прокофьева, музее С.Рахманинова, музее М.И. Глинки, Музее изобразительного искусства Зиммерли, США; Музее современного русского искусства, Нью Джерси, США; Русском доме, Вашингтон, США; Коллекции Средиземноморского Института Нейробиологии (INMED), Франция.

artandyou.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта