«Богатыри» Васнецова: история создания шедевра и прототипы героев. Прототипы богатырей в картине васнецова


Прототипы трех богатырей: кто они

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

russian7.ru

история создания шедевра и прототипы героев

11:53 28/05/2017

«Богатыри» с богатырским размахом. Все начиналось с маленького карандашного наброска, а в итоге получилось огромное полотно, почти 3 на 4 метра. Картина художника Виктора Васнецова висит в Третьяковской галерее уже больше ста лет. Говорят, знаменитому коллекционеру Павлу Третьякову понадобилось всего несколько минут, чтобы купить картину. Так она ему понравилась. Как создавался шедевр русской живописи, и кто является прототипами былинных героев – телеканалу «МИР 24» рассказала научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

Историю создания Виктором Васнецовым «Богатырей» можно было бы начать с начала 1850-х годов, когда он мальчиком жил в Вятском крае в семье сельского священника. Он вспоминает, что тогда они жили среди мужиков и баб, и он заслушивался сказаниями о витязях, защитниках родины. Эти истории вошли в сознание мальчика и часто вспоминались ему.

Когда Васнецов приехал в Париж в 1875, он жил в мастерской Василия Паленова. Его пригласил товарищ Репин, чтобы тот познакомился с парижской жизнью. В 1876 году однажды вечером он написал эскиз будущих богатырей уже маслом. В 1881-м Васнецов получил возможность работать над громадным полотном в усадьбе Мамонтова в Абрамцеве. В полукилометре от усадьбы Мамонтов устроил ему мастерскую. Всеволод Мамонтов, сын Саввы Ивановича, писал в своих воспоминаниях, как они завидовали своему брату Андрею, с которого Васнецов писал Алёшу Поповича. Для Ильи Муромца Васнецов собирал образ, работая над всевозможными этюдами, среди прототипов был и Василий Поленов. Для Добрыни Никитича Васнецов использовал и собственный образ. Полотно писалось 20 лет.

mir24.tv

Прототипы "Трёх богатырей" Васнецова - Юрий

Прототипы "Трёх богатырей" Васнецова

Три богатыря (500x329, 41Kb)История мировой живописи знает не так уж много картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. К числу таких полотен принадлежат "Богатыри" ("Три богатыря") Виктора Михайловича Васнецова. Мало кто знает, что богатыри, изображенные на картине, являются не только героями русского народного фольклора, но и реально жившими людьми! Из богатырей, изображенных на картине, наиболее известен, пожалуй, Илья Муромец, располагающийся по центру композиции. В истории он известен как святой преподобный Илья Муромец Печерский (скончался ориентировочно в 1188 году), уроженец города Мурома. Он герой ряда русских былин, возникших в XII-XIII веках, и германских народных сказаний XIII века.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела всестороннюю экспертизу останков богатыря, которые до сих пор хранятся в Киево-Печерской лавре. Ученые выяснили, что Илья умер в возрасте 40-55 лет от колотой раны сердца (по характеру повреждений можно судить, что вражеское копье, пробив щит и кисть Ильи, вонзилось прямо в грудь), а в юности страдал параличом нижних конечностей (вот почему он тридцать лет и три года лежал на печи).

Родом Илья был из крестьян. Несмотря на то что он своими ратными подвигами снискал у князя Владимира и его приближенных большое уважение, они иногда все-таки подчеркивали это социальное неравенство. Например, Владимир вдруг "забывает" пригласить Илью на пир или дарит ему не ценные подарки, как боярам, а всего лишь татарскую шубу. Сознавая свои заслуги перед землей Русской, Илья не стесняется за такое отношение к себе прилюдно обзывать Владимира дурнем, стрелять из лука по золоченым маковкам его дворца, а также будоражить простолюдинов. Впрочем, все это ему сходит с рук - ведь он же как-никак герой!

По правую руку от Ильи Муромца сидит на коне Добрыня Никитич. Исторический прототип Добрыни определить сложно: все дело в том, что Добрынь в былинах было сразу несколько. Так, в Тверской летописи рядом с Алешей Поповичем упоминается его товарищ Добрыня (Тимоня) Златопояс, а в Никоновской летописи упоминаются Алеша Попович, его слуга Тороп и Добрыня Разанич Златый Пояс. Впрочем, версия о том, что былинный Добрыня мог иметь связь с историческим дядей князя Владимира, кажется наиболее правдоподобной. Об этом говорит, в частности, былина о добывании Добрыней невесты Владимиру.

В основу этой былины, судя по всему, легло событие, отмеченное летописью 980 года, а именно сватовство Владимиром дочери Рог-волда Полоцкого Рогнеды. Сходство налицо: во-первых, действие происходит в земле, находящейся на западе (по летописи - в Полоцкой области, по былине - в земле Литовской). Во-вторых, на сватовство невесты приходит отказ, и невеста добывается насилием, причем главную роль здесь играет Добрыня, по летописи разбивший Рогволда и овладевший Полоцком, а по былине порубавший всех татар до единого.

По левую руку от Ильи Муромца располагается Алеша Попович, в летописях именующийся исключительно Александром Поповичем. Александр - настоящий воин. Он участвовал в целом ряде значительных сражений, и не просто участвовал, а показывал чудеса воинского искусства и силы. Например, он бесстрашно бился на реках Иш-не и Узе против войск Юрия, младшего брата Константина (который, в свою очередь, был старшим сыном великого князя Всеволода Юрьевича). Участвовал Попович и в знаменитой Липецкой битве.

После смерти своего покровителя Константина Александр Попович собрал своих друзей у гремучего колодца на реке Узе и выдвинул предложение - поступить на службу к великому Киевскому князю Мстиславу Романовичу Храброму, вместо того чтобы, не щадя живота своего, участвовать в мелких сварах разных князей. Идея всем понравилась, а Мстислав Романович очень обрадовался, получив подобное подкрепление. Но, как видно из истории, радовался он недолго - в битве с татарами на реке Калке 31 мая 1223 года он потерпел поражение, причем Попович там пал вместе со своими семьюдесятью давними друзьями.

В былинах Алеша Попович вначале предстает в образе могучего бесстрашного воина (как оно и было), но позже, видимо, под влиянием прозвища Попович (сын попа) Алеше народная молва начинает приписывать другие черты - коварство, хитрость, склонность к обману и любовным похождениям. Это нашло свое отражение и на картине Васнецова - Алеша изображен там едва ли не субтильным юношей, постреливающим издалека во врагов из лука (хотя из него согласно былинам за милую душу палили все три богатыря, и это не считалось чем-то зазорным).

Если, учитывая все приведенные выше данные, окинуть свежим взором картину, то мы поймем, что все три богатыря не могут изображаться в том виде, в котором они изображены. Если мы примем возраст Ильи Муромца за эталон, получится, что в то время Добрыня Никитич должен уже быть седобородым стариком, а Алеша Попович - мальчиком.

Но это еще не все. Теперь давайте разберемся, с чем же изображены на картине былинные богатыри.

Центральная фигура композиции - Илья Муромец - имеет при себе булаву и копье. Виктор Михайлович Васнецов, видимо, хотел тем самым подчеркнуть физическую мощь богатыря. Однако булава была не основным, а вспомогательным оружием Ильи и служила для нанесения быстрого, неожиданного удара в любом направлении. Основным же оружием Муромца (к слову, широчайше распространенным на Руси) было все-таки копье.

Меч, как известно, также являлся символом княжеской власти, и поначалу его носить имели право только старшие дружинники или князь. Васнецов отметил и это, дав его в руки именно Добрыне Никитичу, судя по всему, и впрямь являвшемуся представителем княжеского рода.

Гораздо более интересно вооружение третьего персонажа, Алеши Поповича. В его руках мы видим сложный (композитный) лук и меч в ножнах на боку. Так вот, русский стрелок, если он, конечно, не был левша, носил напучь (чехол) с луком на левом боку, а колчан со стрелами - на правом. То, что Алеша правша, подтверждается тем, что меч у него висит слева. Тогда почему же колчан - также слева? Судя по всему, Виктор Михайлович так увлекся созданием шедевра, что случайно упустил данный момент из виду, тем самым создав нарисованному Поповичу нешуточные проблемы в бою.

Что касается доспехов, то весьма пристальное внимание привлекает к себе шишак, красующийся на макушке Добрыни Никитича. Дело в том, что во времена Добрыни данный шлем был раритетом покруче всех яиц Фаберже вместе взятых. Почему? Да потому, что Васнецов изобразил богатыря в шлеме, который принадлежал переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского! Во время междоусобной Липецкой битвы владимиро-суздальцев с новгородцами (1216 год) данный шлем перекочевал с головы князя на землю, а спустя 600 лет был найден крестьянином в лесу и сдан кому следует. Ну а Васнецов не удержался и изобразил Добрыню именно в легендарном шлеме, еще раз подчеркнув его княжеское происхождение...

Е.Васильев http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=194

elektrik-dv.livejournal.com

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

фото

Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей», которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.

 

Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.

В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.

Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.

Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.

Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».

В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.

Сказочные персонажи на картинах художника часто приобретали внешние черты его современниковИсточник: http://www.kulturologia.ru/blogs/021216/32475/

=======================================================================================

Про Илью не поняла - он в монахи ушёл или от копья погиб? Запутали.

 

www.mgorskikh.com

Прототипы трех богатырей: кто они

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха  Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил  в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности,  писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарын змей" - это половецкий  хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

russian7.ru

кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей», которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи

10 картинок via

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

В. Васнецов. Баян, 1910

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) — былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

В. Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем, 1914

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец — не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя — Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.

В. Васнецов. Богатырский скок, 1914

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.

В. Васнецов. Богатырь, 1870

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты — хитрость, коварство и любвеобильность.

В. Васнецов. Прощание Олега с конем. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина, 1899

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович — мальчиком.

В. Васнецов. Гусляры, 1899

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»

В. Васнецов. Битва скифов со славянами, 1881

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых — не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.

В. Васнецов. Витязь на распутье, 1882

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880всё

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

1q5.ru

Работа с картиной В.М. Васнецова «Богатыри» — МегаЛекции

 

План Мои замечания об услышанном
История создания картины В.М.Васнецова «Богатыри» 1881-1898 гг.
Время, изображённое на картине В.М.Васнецова, реальные персонажи-прототипы богатырей Период существования единого Древнерусского государства, годы княжения Владимира. Добрыня (Тимоня) Златопояс. В Никоновской летописи упоминаются Алеша Попович, его слуга Тороп и Добрыня Рязанич Златый Пояс.
Герои васнецовского полотна (внешний вид, выражение лиц, позы, характеры богатырей). Илья Муромец прост и могуч, спокоен, уверен, с богатым жизненным опытом. Добрыня Никитич представителен и величав, вдумчив и предусмотрителен. Алеша Попович ловок, увертлив, «напуском смел»
Фон картины Бескрайние просторы, вольный ветер, тяжелые грозовые тучи, буйные травы, волнистая гряда холмов, степной ковыль. Настроение приближающейся опасности. Темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые, темно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности.
Идея картины Идея защиты слабых и обиженных, патриотизм с гуманистическим пониманием военной доблести. Народная мощь как воплощение доброго начала

Об истории создания картины.

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) — один из самых знаменитых художников XIX в. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

Действия происходят в период существования единого Древнерусского государства, в годы княжения Владимира.

Государство восточных славян возникло в VIII—IX вв. и существовало в условиях тяжелой, почти непрерывной войны с внешними врагами, со степными кочевниками (позднее в былинах они стали именоваться татарами). Борьба за независимость была главной государственной заботой. Для Ильи Муромца, героя эпохи становления государства, самое важное дело его жизни - охрана Руси, причем Руси единой, не раздробленной ещё на множество мелких феодальных княжеств и уделов.

 

Центральная фигура композиции — Илья Муромец — имеет при себе булаву и копье. Васнецов, видимо, хотел тем самым подчеркнуть физическую мощь богатыря. Однако булава служила в первую очередь для нанесения быстрого, неожиданного удара в любом направлении. Основным же оружием Муромца было копье.

Меч, как известно, также являлся символом княжеской власти, и поначалу его носить имели право только старшие дружинники или князь. Васнецов отметил и это, дав его в руки именно Добрыне Никитичу. Васнецов изобразил Добрыню в шлеме, который принадлежал переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. Во время междоусобной Липецкой битвы владимиро-суздальцев с новгородцами (1216 г.) шлем упал с головы князя на землю и спустя 600 лет был найден крестьянином в лесу. Васнецов изобразил Добрыню именно в этом легендарном шлеме, еще раз подчеркнув его княжеское происхождение.

В руках Алеши Поповича мы видим лук и меч в ножнах на боку. Русский стрелок носил напучь (чехол) с луком на левом боку, а колчан со стрелами — на правом.

• Кому из богатырей художник отдает предпочтение? Почему?

 

Добрыня Никитич - это былинный богатырь. В отличие от Алеши Поповича и Ильи Муромца, Добрыня Никитич всегда, или почти всегда, состоит на службе у князя Владимира. Он воевода княжеской дружины. В результате, он выполняет большинство своих подвигов именно благодаря службе у князя Владимира. По характеру Добрыня Никитич храбр, но одновременно и обладает дипломатическими способностями. В результате, он является как-бы личным порученцем князя, выполняя не только свои обязанности по службе, но и деликатные поручения князя Владимира. По своей значимости в былинном эпосе русского народа, Добрыню Никитича можно назвать вторым по известности и популярности богатырем. На первом месте стоит Илья Муромец.

Добрыня - воспитатель и воевода Владимира I Святославича. Участник борьбы за киевский престол. Княжеский посадник в Новгороде, насильственно крестил новгородцев. Прототип былинного Добрыни Никитича.

 

Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия.

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

 

Но, будучи главным над другими, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества.

Три побратима и изображены на картине В.М. Васнецова, их боевое товарищество и боевая верность друг другу.

 

- Каков фон картины? Какие детали на полотне указывают на приближение опасности?

- Какие еще названия можно дать картине В.М. Васнецова?

- Что общего в изображении богатырей в былине и на картине В.М. Васнецова?

Могучие богатыри являются олицетворением спокойной и уверенной себе силы русского народа.

 

В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырь во смирении, в убожестве». Таковы богатыри Васнецова, народные угодники.

Художник вспоминал: «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

В одном из писем Васнецов выразил идею картины, назвав ее «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович — на богатырском выезде примечают в поле - нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Таким образом, в своём произведении Васнецов хотел объединить идею обороны родины с идеей защиты слабых и обиженных, патриотизм с гуманистическим пониманием военной доблести. Прославляя в богатырях народную мощь, Васнецов изображает ее как воплощение доброго начала.

megalektsii.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта