Конспект урока по литературному чтению по теме: В.Васнецов картина «Три Богатыря». Урок по картине богатыри васнецова
Конспект урока по литературному чтению по теме: В.Васнецов картина «Три Богатыря».
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:
В.Васнецов «Богатырь».
Цель : развитие творческих способностей учащихся, умения читать картину, обогащение новым знаниям о живописи.
Оборудование: репродукции картин В Васнецова
I Организационный момент.
II Слова учителя о Васнецове и его картине.
III План работы по картине
- Время и место действия.
- Характеристика Ильи Муромца и двух других богатырей (выражение лиц, позы, одежды, вооружение).
- Роль пейзажа в картине.
- Изобразительные средства живописи (рисунок, краски).
- Значение цветовой гармонии картины для раскрытия её идеального замысла.
- Идеальный смысл названия картины.
IV Работа над картиной:
- время и место действия;
- описать богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.
Ход занятия:
Вопрос : - Опишите богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.
Ответ: - Спокойное выражение лица, прямой и твёрдый взгляд, крепкая посадка в седле – всё говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага, они хорошо вооружён: палаца, щит, кольчуга, копье и т.д.
Вопрос: - Какие особенности характера подчеркнул художник в каждом из них?
Ответ: Жизнерадостность Алёши Поповича, суровость и сдержанная сила Ильи Муромца; благородство и доброта Добрыни Никитича.
Вопрос: - Где находятся богатыри? Что их окружает?
Ответ: - На фоне безбрежной степи, которой кажется нет ни конца, ни края, стоят на страже границ витязи-богатыри Художник строит картину так, чтобы была далеко видна эта земля: кажется, она уходит ввысь, до самого неба, рождается ощущение бесконечности простора земной шири. Фигуры богатырей, словно выросли из земли. Это свидетельствует о связи героев со своей родиной.
Вопрос: - Какие средства использует живописец для рассказа о трёх богатырях?
Ответ: - Рисунок, краски, художник передал объём, воссоздал формы изображаемых предметов: лиц, фигур богатырей, холмы, ковыль, коней, тучи.
Вопрос: - Далеко ли от нас расположение всадников?
Ответ: - На переднем плане. Это создаёт впечатление внушительности, монументальности.
Вопрос: - Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?
Ответ: - Цвет – душа живописи, без цвета живопись не существует.
Вопрос: - Назовите основные краски, которые художник использует в картине?
Ответ: - Зеленая, коричнева, красная, белая, чёрная, белая, синяя.
Вопрос: - Что этими красками изобразил живописец на полотне?
Ответ : - Широкую степь, тёмные холмы, сочную зелень молодых ёлочек, пожелтевшую траву. Краски воссоздали мужественное лицо Ильи, его бороду, сверкающую серебром, седые пряди, выбивающиеся из-под шлема; тонкие черты лица Добрыни; хитрую и мужественную усмешку Алёши; яркий блеск оружия богатырей.
Вопрос: - Какое настроение оставляет вся картина? (радостное)
- Почему вы так думаете? (краски светлые, нет мрачных тонов)
Ведущий: - Ребята, в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.
Просмотр содержимого документа «Конспект урока по литературному чтению по теме: В.Васнецов картина «Три Богатыря». »
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:
В.Васнецов «Богатырь».
Цель : развитие творческих способностей учащихся, умения читать картину, обогащение новым знаниям о живописи.
Оборудование: репродукции картин В Васнецова
I Организационный момент.
II Слова учителя о Васнецове и его картине.
III План работы по картине
Время и место действия.
Характеристика Ильи Муромца и двух других богатырей (выражение лиц, позы, одежды, вооружение).
Роль пейзажа в картине.
Изобразительные средства живописи (рисунок, краски).
Значение цветовой гармонии картины для раскрытия её идеального замысла.
Идеальный смысл названия картины.
IV Работа над картиной:
время и место действия;
описать богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.
Ход занятия:
Вопрос : - Опишите богатырей, их лица, позы, одежду, оружие.
Ответ: - Спокойное выражение лица, прямой и твёрдый взгляд, крепкая посадка в седле – всё говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага, они хорошо вооружён: палаца, щит, кольчуга, копье и т.д.
Вопрос: - Какие особенности характера подчеркнул художник в каждом из них?
Ответ: Жизнерадостность Алёши Поповича, суровость и сдержанная сила Ильи Муромца; благородство и доброта Добрыни Никитича.
Вопрос: - Где находятся богатыри? Что их окружает?
Ответ: - На фоне безбрежной степи, которой кажется нет ни конца , ни края, стоят на страже границ витязи-богатыри Художник строит картину так, чтобы была далеко видна эта земля: кажется, она уходит ввысь, до самого неба, рождается ощущение бесконечности простора земной шири. Фигуры богатырей, словно выросли из земли. Это свидетельствует о связи героев со своей родиной.
Вопрос: - Какие средства использует живописец для рассказа о трёх богатырях?
Ответ: - Рисунок, краски, художник передал объём, воссоздал формы изображаемых предметов: лиц, фигур богатырей, холмы, ковыль, коней, тучи.
Вопрос: - Далеко ли от нас расположение всадников?
Ответ: - На переднем плане. Это создаёт впечатление внушительности, монументальности.
Вопрос: - Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?
Ответ: - Цвет – душа живописи, без цвета живопись не существует.
Вопрос: - Назовите основные краски, которые художник использует в картине?
Ответ: - Зеленая, коричнева, красная, белая, чёрная, белая, синяя.
Вопрос: - Что этими красками изобразил живописец на полотне?
Ответ : - Широкую степь, тёмные холмы, сочную зелень молодых ёлочек, пожелтевшую траву. Краски воссоздали мужественное лицо Ильи, его бороду, сверкающую серебром, седые пряди, выбивающиеся из-под шлема; тонкие черты лица Добрыни; хитрую и мужественную усмешку Алёши; яркий блеск оружия богатырей.
Вопрос: - Какое настроение оставляет вся картина? (радостное)
- Почему вы так думаете? (краски светлые, нет мрачных тонов)
Ведущий: - Ребята, в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.
kopilkaurokov.ru
Сочинение по картине ВМ Васнецова Богатыри Урок по развитию речи в 4 классе_8844
Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» 4 класс
Цель: формирование умения описывать содержание картины.
Задачи:
1.познакомить с творчеством В.М.Васнецова;
2. воспитывать чувство патриотизма, интерес к героическому прошлому русского народа
3.формировать умение составлять художественное описание текста;
4. развивать творческие способности учащихся.
Предварительная подготовка к восприятию картины
В 4 классе на уроках чтения дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях. В учебнике « Родная речь» (книга 3 часть 1, авторы М.И.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) учащиеся читают былины об Илье Муромце ( «Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу»).
Урок – вернисаж (изобразительное искусство). Беседа: « Творчество В.М.Васнецова».
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитников отечества «Богатыри».
Ход урока
1.Организационный момент.
2 .Введение в речевую ситуацию. (Сообщение темы и задач урока)
Сильна и могуча Русь. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей – любит, славит, чествует. Ржаным хлебом с ним делится, на лучшее место сажает и поёт песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы будем писать сочинение.
3.Подготовка учащихся к восприятию картины. Беседа о В.М. Васнецове сопровождается показом портрета художника. Слайд 1
Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они – то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству.
Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию. Но семинарию Виктор не закончил, приехал просить благословения на учёбу в Петербургскую Академию художеств. Отец выслушал сына и дал своё родительское согласие.
Учась в Академии, молодой художник много работал. С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.
В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. Вскоре в парижской мастерской Паленова появилась русская богатырская застава. Три богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.
Летом 1881 гола Васнецов писал этюды в Абрамцеве. В это утро погода выдалась ветреная. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник замер. «Да это же мои богатыри!» — подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы величаво покачали тяжёлыми ветвями. Художник решительно начинает работать над картиной «Богатыри»
Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется на долгие годы. Лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.
В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным произведением на ней становится картина «Богатыри». Понятно, то волнение, с каким выносил на суд публики художник свою картину, над которой трудился свыше 18 лет. Встреча оказалась доброжелательной. Виктор Михайлович сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».
4.Рассматривание картины «Богатыри». Слайд 2
5.Беседа по содержанию картины.
- Каково ваше впечатление от картины?
- Какие чувства она у вас вызывает?
- Назовите, что за богатыри на ней изображены?
- Я хочу обратить ваше внимание на то, как необычно зовут этих богатырей. У Ильи Муромца имя указывает на место, где он родился, — во городе Муроме, селе да Карачарове. Добрыня Никитич – в Рязани , Алёша Попович – в Ростове. Мы знаем богатырей по именам, а вот отчество названо только у одного из них – Добрыни Никитича. Как зовут других по отчеству? (Илья Иванович, Алексей Леонтьевич)
- Из какой семьи родом каждый богатырь? (Илья Муромец – из крестьянской, Добрыня Никитич – из «честной зажиточной», Алёша Попович – из священнослужителей.)
- Какому князю служили эти богатыри?
- На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили корабельщики ладьи и челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими пригородами и сёлами тянулись луга дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо. А за лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша – всё они в степи да в чистом поле несли воинскую службу. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть – попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.
Задание: описать внешний вид богатырей.
Наблюдения детей обобщаются – таблица.
Добрыня Никитич Илья Муромец Алеша Попович
-Что можно сказать про Илью Муромца? Слайд 3 ( Это старший из богатырей и находится в центре картины. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.
Учащиеся читают отрывок, дающий описание Ильи Муромца.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
И того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…
- Как звали коня Ильи Муромца? ( Бурушка )
На доске запись
Илья Муромец
могучий
отважный
сильный
мудрый
спокойный
мужественное лицо
вороной конь
- Послушайте описание богатыря из былины « Добрыня Никитич». Слайд 4
« Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные в разлет, да румян, глаза зоркие, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, словно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».
- Что можете сказать про Добрыню Никитича? ( Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвётся с места. Добрыня одет побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)
- Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)
На доске запись
Добрыня Никитич
решительный
порывистый
нетерпеливый
благородный
белоснежный конь
- Что можно сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? Слайд 5 (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)
Дети читают отрывок из былины, дающий описание Алёши Поповича.
А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крёстный брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.
На доске запись
Алёша Попович
молодой
красивый
лукавый
смелый
отважный
находчивый
храбрый
рыжий конь, с лисьей повадкой
- Давайте рассмотрим снаряжение богатырей.
- Как назывался головной убор богатыря? (Шлем) Слайд 6
- Как назывался панцирь сплетённый из металлических колец? ( Кольчуга) Слайд 7
- Колющее оружие на длинном древке. Обычно поединок воинов начинался «один на один» с использования именно этого оружия. (Копьё, на картине — у Ильи Муромца.) Слайд 8
- Как называется рубящее оружие? (Меч, на картине у Добрыни Никитича.) Слайд 9 Чтобы ловко орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и рукоятки. Клинки изготавливались из стали или железа. Меч вкладывался в ножны, обитые кожей и бархатом. Ножны делались из железа и украшались золотыми и серебряными насечками.
- Орудие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой, ударной части. (Булава, у Ильи Муромца.) Слайд 10
- Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё тело. ( Щит, доспехи.) Слайд 11
- У Алёши Поповича мы видим метательное оружие – лук и стрелы. Слайд 12
— Если внимательно рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри», то можно помимо воинского снаряжения увидеть ещё одну вещь совершенно мирного назначения, притороченную к богатырскому седлу. Что это за вещь? Кому художник «подарил» этот предмет? (Гусли привязаны к седлу Алёши Поповича.) Слайд 13
- Как изображены богатыри на картине? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)
— Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)
- Художник так изобразил богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём в этой картине? (Приём показывает как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайны. Степь широка.)
- Какие краски использовал художник, чтобы показать природу?
- Какое небо изображено на картине?
На доске запись
небо просторы
грозовое бескрайные
тёмное густой лес
холодное непроходимый лес
пасмурное
- На картине яркими и нарядными перед нами предстают богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться.
6.Работа над раскрытием замысла художника.
Дети читают строчки из стихотворения И.С.Никитина. Слайд 14
- Какие слова Никитина можно отнести к картине?
- Как вы считаете, что хотел выразить художник в этой картине? (Васнецов хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)
- Такую картину мог создать человек, который любил историю, свой народ. Всё это создаёт впечатление великодушной, никого не боящейся силы, способной надёжно оберегать родную землю от врагов.
7.Составление плана
Художник – В.М.Васнецов.
Описание природы.
Богатыри.
Чувства и мысли, какие вызывает это произведение искусства.
8.Устное описание картины.
9.Физминутка «Богатыри».
10.Самостоятельная работа учащихся.
Итог урока.
Литература
Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. «Уроки развития речи в начальной школе» Ростов – на – Дону «Феникс», 2003г.
Великие художники «Виктор Михайлович Васнецов» том 30, ООО «Издательство «Директ – Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010г.
Воробьёва В.И., Тивикова С.К. «Сочинения по картинам в начальных классах» Тула «Родничок» Москва «Астрель» Издательство АТС, 2002г.
Давыдова М., Агапова «Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины» АЙРИС ПРЕСС Москва , 2000г.
«Классный журнал» № 6 (409), Издательство «Открытые системы» Москва, 2008г.
Кудрявцева Л. «Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы» Издательство «Детская литература», Москва, 1991г.
Главная > Конспекты > лучшие > Сочинение по картине ВМ Васнецова Богатыри Урок по развитию речи в 4 классе_8844
aret.ru
Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение по картине В. М. Васнецова Богатыри
Русский язык Тема урока: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри" Цели: учить писать сочинение по картине. Задачи урока: Обучающие: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; систематизировать собранный материал; учить определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении. Воспитывающие: воспитывать самостоятельность; творческую активность; эстетическое восприятие произведений искусства; любовь к Родине, патриотизм; воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи. Развивающие: развивать чувство прекрасного. О б о р у д о в а н и е: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», презентация. Ход урока. I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. – Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря. . . – Какие произведения устного народного творчества начинаются подобным образом? (Былины. ) – Назовите героев былин. (Русские богатыри.) – Своим удивительным языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины «Богатыри». Сегодня на уроке мы напишем сочинение по репродукции этой картины. Чтобы работа получилась интересной, выразительной, очень важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине, понять отношение автора к своим героям. III. Рассматривание репродукции. Выяснение смысла названия картины. Работа над восприятием содержания. 1. Беседа о художнике. Виктор Михайлович Васнецов был художником передвижником. Он очень любил писать картины на сказочные темы, его можно назвать художником – сказочником. В.М.Васнецов родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Много сказок рассказывала детям стряпуха. Поэтому тема сказок для него была самой любимой. Еще учась в семинарии, у Виктора проявился талант художника-сказочника. Уже в Москве он стал писать сказки, былины. Картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова находится в Третьяковской галерее в Васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверившим своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю. Картину “Богатыри” Васнецов писал почти 20 лет с небольшими перерывами. 2. Рассматривание картины. Анаweburok.com
Беседа по картине Васнецова "Богатыри"
Беседа по картине В.Васнецова "Богатыри"
Задачи:
-учить детей рассматривать картину;
-развивать связную речь, воображение;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родине.
Ход
Сели правильно, спины выпрямили, ноги поставили ровно. Тема, над которой мы начинаем работу, называется “О живописи, театре, кино”. А тема нашего занятия “Беседа по картине В. Васнецова “Богатыри”.
Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.
Одной из самых любимых тем для художников является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова (1848-1926гг.)
Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.
- Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)
Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.
Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.
- Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)
- Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.
Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?
-Что такое задний план картины?
-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)
- Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)
- Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)
Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?
- Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)
Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.
- Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)
По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.
-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)
- Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)
- Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)
- Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)
А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.
- Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)
- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)
- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.
- Как вы считаете, богатыри готовы к бою?
-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)
Физкультурная минутка.
Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.
(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.
Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.
Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.
Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.
Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш занятие закончено, всем спасибо.
infourok.ru