ОБРАЗ БЫЛИННОГО БОГАТЫРЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА 19 В. Русские богатыри в картинах русских художников


ОБРАЗ БЫЛИННОГО БОГАТЫРЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА 19 В

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СВЯЗИ

 

КАФЕДРА №8

 

 

Реферат по теме

“ОБРАЗ БЫЛИННОГО БОГАТЫРЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА 19 В.”

 

Выполнил:

курсант

КАПУСТИН А.В.

Проверил:

преподаватель

ВАРАКИНА Г.В.

 

Рязань 2003г.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Васнецов – история создания «БОГАТЫРЕЙ»........................................................................ 3

Николай Константинович Рерих -  "Богатырский фриз"................................................. 8

Список литературы............................................................................................................................. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата создания: 1881 г. - 1898 г. Автор: Васнецов В.М. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея Материал, техника: холст, масло История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова.    Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования. Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры. Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами и окружающий бытовой уклад, бережно хранивший многие и многие давние преданья и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.

Впечатления детства, такие яркие и своеобразные, оставили неизгладимый след в его сознании: народные предания он ощущал, как живую историю, эпических героев видел перед собой во плоти и крови, восхищался ими, как реальными историческими личностями.

Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа много способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. В это время русские ученые Афанасьев, Гильфердинг и Киреевский опубликовали свои собрания народных сказок, песен и былин; композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества. Уже в 1871 году Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым начало знаменитому "богатырскому циклу", завершившемуся через четверть века "Тремя богатырями", венцом великого подвига художника во славу русского искусства.

В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 году Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 годах с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые были им потом использованы для картины.

В живописной подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату С. И. Мамонтову, талантливому самородку и знатоку искусства, подолгу жили и плодотворно работали в восьмидесятые - девяностые годы прошлого века многие выдающиеся русские художники - Поленов, Репин, Серов, Остроухов, Левитан, Коровин, Врубель. Постоянным абрамцевским завсегдатаем был и Виктор Михайлович Васнецов. Здесь, в Абрамцеве, на огромном холсте, установленном в специально сооруженном для художников так называемом "Яшкином доме", и началась его работа по воплощению на полотне грандиозного эпического замысла.

"Я всегда был убежден, - говорит В. М. Васнецов, - что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть" и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".

 

 

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить "красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру" и суметь "в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее".

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

Уже работа над предшествующими картинами "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) и "Витязь на распутье" (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, "Богатыри" потребовали от В. М. Васнецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника - жена С. И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, - писала из Абрамцева летом 1881 года: "Васнецов. весь ушел в своих "Богатырей", его видим только по вечерам, он очень усердно пишет".

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П. П. Чистякову:

"Картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого". Фигуры почти в натуру - удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало - исполнять такую картину - ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?"

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца "из-под славного города из-под Мурома", и "сына богатого гостя Рязанского" Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, "что из красна-города из Ростова". Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.

Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за ''честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош - в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей - пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины - одежда богатырей, их вооружение, убранство коней - подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону "археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

 

 

Во время своих многочисленных странствий Николай Константинович Рерих постоянно изучал жизнь и культуру других народов. Но куда бы ни забросила его судьба - в Финляндию или Монголию, Англию иди Китай, Соединенные Штаты или Индию, - он всюду возвращался к излюбленной своей теме - теме богатырства русского народа.

Героические образы русской истории захватили воображение Рериха уже с детства. На склоне лет, ведя дневник, художник вспоминал: "В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты, полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про изгоя Ростислава... Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного... Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: "Не замай". В юные годы, путешествуя по родной земле, Николай Константинович поэтическим взором художника в самой жизни видел истинных богатырей. На Ильмень-озере он встречает рыбаков, которые поражают его своей силой и выносливостью, и он восторженно пишет о них как о диковинном народе. Тут же, среди ильменских рыбаков, он видит и "сущую Марфу Посадницу". В воображении художника воскресают и другие картины прошлого: ладьи варяжские, вольные струги Садко и новгородской рати. Образы богатырей, рожденные воображением, вдохновленные увиденным на родной земле и дополненные различным историческим материалом, воплощаются художником в картинах, очерках, стихах. В студенческие годы Рерих задумывает живописную серию "Как перевелись богатыри на Руси". Он пишет картины "Утро богатырства Киевского" и "Вечер богатырства Киевского", помышляет создать полотна

 

 

"Илья Муромец" п "Садко". Позже в его искусство входят образы Вольги, Микулы Селяниновича и других героев народного эпоса. Оказавшись вдали от России, Рерих в самые трудные годы раздумий о судьбах мира и Родины не раз вновь и вновь возвращается к дорогой ему теме, и с особенным волнением - в годы второй мировой войны. Неоднократно пишет он о талантливости русского народа, о том, что ему суждено великое будущее, что он является оплотом мира и прогресса всего человечества. В обращении "Друзьям-художникам" читаем: "Знатоки говорят, что русский народ есть наследник чудесного будущего. Пишут теперь, что мир всего мира зависит от русской мощи, от русского решения. Европейские журналы пестрят изображениями жизни народов Союза...". А когда война обрушилась на поля России, появились глубоко патриотические заметки в

 

дневнике: "Оборона Родины", "В грозе и молнии". В эти же годы художник создает и ряд замечательных полотен, запечатлевающих образы русских богатырей: "Микула Селянинович", "Святогор", "Богатыри проснулись", "Единоборство Мстислава с Редедею", "Настасья Микулична" и другие. Постоянный интерес Рериха к героическим образам был закономерным. Как историк он неоднократно обращался к прошлому и в нем искал ответ на вопросы о движущих силах истории, о настоящем и будущем России. "Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем",- любил повторять художник. Особую ценность в прошлом представляли для него история народа и его культура. В искусстве народном, в фольклоре он видел духовные

 

 

 

 

богатства России, выражение мудрости народного мышления. И эта сокрытая сила являлась для художника основой исторического прогресса. В огромном наследии Рериха среди работ на темы героического эпоса наибольший интерес представляет так называемый "Богатырский фриз". Он был создан еще в 1910 году в Петербурге для столовой в доме Ф.Г.Баженова (ул. Марата, 72). Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно - 2,03 м. Общая длина больших панно - 25,75 м. Кроме того, над окнами на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера. Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, - "Баян" и "Витязь". Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным прологом к ней. По левую руку от дверного проема находились большие полотна - "Вольга" и "Микула". Микула изображен могучим пахарем. Он - как бы неотъемлемая часть земли и властно проводит по ней богатырские борозды. "Великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную", - писал художник о Микуле Селяниновиче. Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю, фигура Микулы занимает ее центр, ритмы плавные, мягкие. По-другому строится композиция "Вольга". Дружина княжича изображена в движении, направленном слева направо по горизонтальной линии. Художник не акцентирует внимания на каком-то одном образе. Пересекающиеся линии копий, беспокойные силуэты всадников создают

 

сложный ритм.

 

 

 

Оба панно задуманы как парные, тематически связанные между собою, что подчеркивает контрастность в их образном решении. В Государственной Третьяковской галерее хранится набросок композиции этих панно. Обе сцены расположены па одном листе и отделены друг от друга только чертой. В интерьере панно разделены камином. На противопоставлении: на контрастном подчеркивании образов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строятся также два других произведения - "Илья Муромец" и "Соловей-разбойник". Илья Муромец, как и в былине, олицетворяет защитника земли русской. Подобно Микуле Селяниновичу, он неразрывно связан с землей. За его фигурой простираются синие озера и реки, холмы и белокаменные города. Соловей-разбойник показан совершенно иначе: оп забился в избушку на курьих ножках, которая словно подчеркивает его обреченность. Эти панно в интерьере располагались по сторонам от большого оконного проема. Кроме того, над окном помещалось длинное узкое панно "Городище" с романтизированным, типично рериховским пейзажем древней русской земли, которое композиционно и по смыслу связывало их. Самое большое панно - "Садко". Его длина - 7 метров. Садко не богатырь. Он не совершал воинских подвигов. В былинах повествуется о нем как о певце, гусляре, пленившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском. Отсюда - двойственный характер былины - фантастический и совершенно реалистический. Если предшественников Рериха обычно интересовала сказочная сторона былины, то сам он выбирает ее реалистический аспект. Весело плывут по синим водам Волхова ладьи Садко. Он отправляется со своей дружиной в далекий путь. На берегу раскинулся "Господин Великий Новгород" с крепостными стенами и башнями. На пристани слева дружно разгружаются торговые ладьи. Рерих рисует, по существу, идеальную картину жизни богатого торгового города, гдо нет распрей и где все трудятся на общее благо. "Садко" отличается от других полотен не только по своему идейному содержанию, но и по колориту, праздничному, радостному. Во всех полотнах фриза доминируют пейзажные фоны, решенные в основном на сочетании синих, зеленых, коричневых цветов. Центральное панно построено на контрастных, декоративно-красочных сопоставлениях синего, красного, белого. Дополнительный декоративный элемент вносят нарядные одежды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садко и его дружины, роспись на кораблях. Рерих в этой своей работе обратился к наиболее значительным памятникам русского эпоса. В трактовке образов он близок народным представлениям о богатырях, и в этом отношении он был в начале XX века, пожалуй, наиболее последовательным продолжателем традиций В.М. Васнецова. Это тем знаменательнее, что между произведениями Васнецова и Рериха в разработке богатырской тематики есть еще одно очень важное звено - произведения М.А.Врубеля, и прежде всего его большое живописное панно "Богатырь" (1898). Но если Васнецов и Рерих во многом следуют известным литературным сюжетам, то Врубель на основе общих представлений о русских богатырях сам творит сказочный образ. Такой метод был не чужд и

 

Рериху. Ко времени создания

 

 

 

 

"Богатырского фриза" он был уже зрелым мастером монументально-декоративной живописи. Подобно Врубелю, для большинства своих композиций Рерих сам сочинял сюжеты, не лишенные подчас сложной символики, а иногда и мистики. Таковы "Сокровище ангелов", "Пещное действо", "Царица Небесная над рекой жизни" и другие. Однако над "Богатырским фризом" он работал по-иному. В интересе Рериха к фольклорным сюжетам и в их трактовке проявилась не только преемственность традиций, но и программность некоторых других взглядов художника. Призывая современников собирать и изучать произведения народного творчества, Рерих сам очень бережно относился к этому бесконечно ценному для него наследию и стремился как можно полнее перенести красоту творении прошлого на свои полотна. Вместе с тем, будучи живописцем начала XX века, Рерих, естественно, вносит много нового в свою работу по сравнению с мастерами предшествующего поколения. Для анализа можно сопоставить такие близкие на первый взгляд работы художников, как "Витязь на распутье" В. Васнецова и "Илья Муромец" Рериха. Васнецов строит свое произведение по законам станковой картины второй половины XIX века. Это сказывается во всем: в естественных для глаза масштабных соотношениях между фигурой и пейзажем, в привычном для живописи передвижников перспективном сокращении, в светотеневой моделировке форм, в колорите, близком по своему цветовому звучанию природе. В основе произведения Рериха также лежит работа с натуры. Но он использует при этом многие изобразительные приемы монументально-декоративной живописи начала XX века. Нова композиция в его панно. Поместив на первом плане фигуру богатыря и дав ее в естественном ракурсе, художник при изображении пейзажа использует точку зрения как бы с птичьего полета, и это дает ему возможность показать необозримые просторы родной земли, создать емкий, обобщающий образ родины. Колорит панно декоративен, на обобщении строится рисунок. В Третьяковской галерее хранится лист с наброском первоначальной композиции "Ильи Муромца", где четко прорисованы силуэты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курганов и дальних городов. В картине все это еще более усилено. Парные панно "Баян" и "Витязь" по своей тематике также могут вызвать в памяти одну из поздних картин В. Васнецова "Баян" (1910). Но и они, разумеется, исполнены в совершенно иной живописно-пластической системе. Полотна имеют четкое, кулисное расположение планов. В этом отношении они близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи некоторая фресковая условность цвета и плоскостность форм. Рерих не пользовался светотеневой моделировкой, достигая ощущения объемности другим путем. Благодаря многослойности живописи достигнуто богатство различных оттенков цвета, усилилась его светоносность. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности. Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели - созданию монументально-декоративного образа. Подобные же приемы характерны и для других полотен. Весь фриз в целом по своему образному строю воспринимается как своеобразная богатырская симфония в живописи. "Богатырский фриз", воскрешающий былинные образы, заключает в себе и ярко ыраженную философскую концепцию художника. Полотна создавались в очень трудный для России период. Художник работал над ними с 1907 по 1910 год, то есть после разгрома первой русской революции, когда свирепствовала реакция и многие представители интеллигенции переживали период отчаяния и неверия в будущее. Рериху был свойствен исторический оптимизм. В "Богатырском фризе" в образах былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым смело прогнозировал его будущее. Рерих многое сделал в свое время для развития монументально-декоративного искусства. Думая об эпохе грядущего Возрождения, об искусстве этого счастливого будущего, он представлял его всеобъемлющим, повсеместно входящим в жизнь, мечтал о развитии всех видов творчества, и особенно монументально-декоративного. В одной из статей он писал, что плафоны и стены общественных зданий должны "расцвечать" "не пауки и сырость", а "живопись лучших художников, вдохновляемых широким размахом задачи". Рерих не мог реализовать эти мечты в дореволюционной России. Его единственная осуществленная монументально-декоративная работа, не связанная с церковными росписями,- "Богатырский фриз". Но и он, выполненный для частного дома, был скрыт от народа. В советское время дом Бажанова был отдан под общественные учреждения, и "Богатырский фриз" смогли увидеть наконец многие зрители. В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно "Вольга". Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52x36 см. В 1964 году "Богатырский фриз" был передан в Государственный Русский музей. Большую работу но его восстановлению провел старший художник-реставратор К.Б.Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпеq красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года. Сбереженные и сохраненные народом в тяжелые годы воины, они вошли в его жизнь, в то будущее, о котором страстно мечтал художник и которому посвятил все свое творчество. При взгляде на эти произведения невольно вспоминаются слова самого художника, обращенные к одному из корреспондентов: "Вы определяете мое искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим... Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества".

 

 

 

 

1.     Усытина "Русские художники от А до Я" АСТ-ЛТД, 1996. 

2.     РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ.  изд-во АГНИ, САМАРА, 1997 г.,

3.     М.Алпатов "Искуство", "Просвещение", М. 1969 г.

4.     Шедевры русской живописи Виталий Манин , 2000 г.Издательство: Белый Город;

5.     Русские художники XII - XX веков. Энциклопедия  1999 г.Издательства: Азбука,

6.     Три века русской живописи 1994 г. Издательство: Китеж;

7.     100 художников XX века  1999 г Издательство: Урал LTD;

8.     Сокровища Русского музея Твердый переплет, 64 стр., 1999 г. Издательство: П - 2; Серия: Многоликий Петербург.

 

 

znakka4estva.ru

Богатырская тема в русском искусстве

Разделы: МХК и ИЗО

Тема: «Богатырская тема в русском искусстве».

Цель урока: ознакомление учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке на примере произведений В.М. Васнецова, Н.К.Рериха, М.А.Врубеля, А.П.Бородина, К.Васильева.

Задачи урока:

- обучение элементам анализа художественного произведения; - развитие аналитических способностей учащихся; - развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей школьников; - развитие монологической речи; - обогащение духовного мира подростков; - воспитание патриотических чувств.

Иллюстративный материал: В.М.Васнецов «Богатыри», М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская», К.Васильев « Микула и Вольга».

Музыкальный материал: А.П.Бородин 2-я симфония «Богатырская» (1-я часть).

Литературный материал: былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (фрагмент).

Комментарий к уроку.

Урок рассчитан на возрастную категорию шестых классов, но при некоторой модификации, может проводиться и в 5-х, и в 7-х классах. В ходе урока звучит фрагмент былины, изучаемый школьниками в 5-м классе, дается толкование слова «богатырь» по Далю.

В качестве основного живописного произведения для отработки навыков анализа художественного произведения детям дается картина В.М.Васнецова. Данный выбор основывается на композиционных особенностях произведения и возможности организовать на уроке индивидуальную работу учащихся. По желанию учителя индивидуальная работа может быть заменена на групповую, иллюстративный материал может быть распределен между ними.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией. (Приложение 1)

В скобках конспекта урока даны предполагаемые ответы детей и в целом та информация, которая направлена на освещение проблемы

Ход урока

Защита Родины есть защита и своего достоинства. Н. Рерих

Учитель. Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами, послушав небольшой литературный фрагмент. Это самое начало произведения и речь в нем идет только об одном, но очень ярком герое.

Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А и черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую.

- О каком герое идет речь в этом фрагменте? (Былинный богатырь Илья Муромец.) - Из какого произведения взят этот отрывок? (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

- Наш урок будет посвящен Богатырской теме в русском искусстве.

Говорили мужички ему черниговски:

- Ты, удаленький дородный добрый молодец, Ай ты, славный богатырь да святорусский! - А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)

В Толковом словаре В.И.Даля дается следующее определение: «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин.  Каких русских былинных богатырей вы знаете?

«Богатырская тема» и сегодня часто встречается в литературе, музыке, живописи, театре, кино.

Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть!

Что бы подчеркнуть силу героя - богатыря, величие подвига, старинные сказители изображали его сражающимся в одиночку против вражеских сил.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в юношах - отроках любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример, созданный искусством народным и авторским, вселял в людей мужество, воспитывал чувство долга, чести.

Подходы к анализу художественного произведения

Слайд № 1. В.М.Васнецов «Богатыри». (Приложение 1)

- Как называется эта картина В.М.Васнецова и кто на ней изображен? («Богатыри», Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

- Что делают богатыри? (Охраняют рубежи Родины.)

- Почему вы решили, что богатыри стоят на границе?

(Пейзаж на заднем плане, хорошо просматривается окрестность, приграничный камень, стоят на высоком холме, под облаками, богатыри зорко всматриваются вдаль – охраняют.)

Индивидуальное задание для учащихся

- Составьте мини-рассказ о каждом из богатырей.

(Для выполнения данного задания удобнее разделить детей на варианты. В зависимости от подготовленности учащихся к подобной работе, можно заслушать или по несколько рассказов о каждом персонаже, или по ходу рассказа вносить добавления других учащихся. На этом этапе дети дают описание богатырей, их внешнего вида, доспехов и оружия. Описание должно быть подробным, детальным.)

- Как вы думаете, а почему В.М.Васнецов изобразил богатырей не пешими, а всадниками? (Это давало воинам маневренность.)

Конь древнего воина всегда был не только средством передвижения, но боевым товарищем, другом, который и в сражении не подведет и вынесет раненного с поля боя. Кони богатырей под стать хозяевам.

 - Почему художник изобразил разных коней? Охарактеризуйте их.

(Конь Ильи Муромца вороной. Вороные кони считались самыми горячими, но его конь, так же как и сам герой, уже не молод. Он спокоен, уверен и в себе и в хозяине, но чутко прислушивается к звукам. Белый конь Добрыни молодой, резвый, сильный, красивый. Он тоже несет дозор, внимательно всматриваясь вдаль. Гнедой конь Алеши Поповича самый молодой, у него нет еще буйной гривы. Он отвлекается на цветочки и былинки.)

- Почему В.М.Васнецов уделил в своем произведении большое внимание коням богатырей? (Для усиления образа каждого богатыря. Так художник передает различный темперамент и возраст богатырей.)

- Одинаков ли возраст богатырей?

 - Почему Васнецов написал богатырей разных возрастов? Случайно или нет? (Юность, Молодость, Зрелость- все поколения воинов.)

Слайд № 2. М. А. Врубель «Богатырь».

- Полуфантастический образ большой монументальной силы М.А.Врубеля был продолжением «богатырской темы» В.М.Васнецова. И безымянный богатырь, и его могучий конь словно созданы из камня. Сливаясь с панно, они будто внезапно появляются перед нашим взором, «отрываясь» от плоскости пейзажа, показывая неразрывное единство всадника и окружающего мира.

Слайд № 3. Н.К. Рерих « Русская сила богатырская».

- Каким изобразил художник своего богатыря?

- Почему он дал обобщенное название произведению? (Аллегорический персонаж, в нем олицетворение всех русских богатырей, их силы, храбрости, мудрости. Такой богатырь непобедим.)

- Что общего у богатырей В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, Н.К.Рериха?

- Чем отличаются они друг от друга? (Художественный образ.)

- Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний - 2-я - так и называется «Богатырской».

М.П.Мусоргский именовал её «героической славянской». Сам композитор рассказывал, что в медленной части он хотел нарисовать фигуру Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Сегодня мы послушаем только первую часть симфонии.

- Удалось ли А.П.Бородину «нарисовать собрание русских богатырей», и какими он их изобразил?

Слушание экспозиции 1 ч. симфонии

- Какой образ богатырей дает А.П.Бородин в данном произведении? - Какими средствами пользуется композитор?

(Выделяется начальная тема – зерно, из которой вырастает музыка всей первой части. Здесь сразу возникает основной богатырский образ симфонии. Могучие октавные удвоения, настойчивое повторение тоники с энергичной раскачкой – подъемом и новым падением – придают теме необычайную устойчивость, утверждающую силу и решительность. Она звучит как могучий призыв, боевой клич. Побочные темы звучат как отклик масс на призывный клич, они дополняют главную тему, насыщают ее. Ритмическое увеличение, добавление новых инструментов делают Богатырский образ все более могучим.)

- В произведении А.П.Бородина ощущается могучая сила. Оно все пронизано верой в богатырскую мощь русского народа, любовью к Родине.

- Что общего в музыкальном образе А.П. Бородина и живописных образах В.М.Васнецова, М.Врубеля, Н.Рериха? (Сила, мужество, грандиозность, размах, монументальность.)

Слайд № 4. К.Васильев «Микула и Вольга».

- Богатырь - всегда богатырь. И в битве с врагом, и в поле, где основными его врагами были грозы, наводнения, засухи, морозы. Отложив оружие, принимался богатырь благоустраивать свою землю.

 - В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, А.П.Бородин, К.Васильев не встречались в жизни. Почему они обращались к богатырской теме?

- Что связывает образы богатырей воедино? (Патриотические чувства, идея прославления силы и могущества Родины.)

- Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Н.К. Рериха: «Защита Родины есть защита и своего достоинства.

- Как вы оцениваете верность его высказывания? Актуально ли оно сегодня? (Ответы учащихся.)

Подведение итога урока

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Образ русского богатыря – урок ИЗО в начальной школе

Образ русского богатыря – урок ИЗО в начальной школе

Скачать методическую разработку урока изобразительного искусства «Образ русского богатыря» в формате doc

Скачать презентацию к уроку изобразительного искусства «Образ русского богатыря» в формате ppt

Образ русского богатыряМетодическая разработка урока ИЗО в начальной школе на тему «Образ русского богатыря» рекомендуется к проведению занятия в 3 классе.

Предложенный сценарий урока и презентация, размещенные на Школьном портале, является одним из уроков-образов, позволяющих продолжить внедрение технологии проблемного обучения.

Так, еще в первом классе школьникам предлагалось создавать образ животного, взятый из русских народных сказок. Позже, во втором классе, дети создают образы добрых или злых героев сказок, замков, кораблей. А вот к третьему классу, им предстоит осваивать умение создавать образы русских богатырей, красавиц, славянских языческих богов и духов. К данному циклу уроков и относится занятие, о котором пойдет речь в этой статье.

Образ русского богатыря – задачи и цели занятия

Образ русского богатыря-1• научить распознавать образы русских богатырей в различных картинах художников;

• знать понятие «собирательный образ»;

• уметь отличать положительные черты характера, какими наделены образы русских богатырей, а также художественные средства выражения образов художниками;

• воспитать чувство уважения к своей истории и чувство патриотизма;

• развить эстетический вкус у учащихся и интерес к культуре России и ее истории.

Образ русского богатыря – краткое описание хода урока

Урок изобразительного искусства по теме «Образ русского богатыря» учитель начинает с целеполагания, сообщая учащимся, что в ходе занятия им предстоит закончить работу по созданию образа русского богатыря.

Организуя обобщение материала, изученного на предыдущих занятиях, предлагаем ребятам ответить на следующие вопросы:

• Кто такие богатыри? (Ответы: воины, защитники Отечества)

• Каких вы знаете богатырей небесного происхождения? (Ответы: Вольга Всеславьевич, Перун, Святогор, Сварожич)

• Каких богатырей вы знаете земного происхождения? (Ответы: Алеша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка)

• Перечисленные вами богатыри являются реальными или вымышленными персонажами? (Ответ: вымышленными)

Образ русского богатыря – Илья Муромец

На этом этапе, учитель просит ребят рассказать о том, что им известно об образе Ильи Муромца. Ученики вспоминают различные версии известных им образов русского богатыря — Ильи Муромца:

1) Илья Муромец есть прообраз князя Олега;

2) Илья Муромец — лицо историческое, который причислен к лику святых, захоронен в лавре Киево-Печерской;

3) Это еще и собирательный образ воина, защитника земли Русской, поскольку его имя не упоминается ни в одной летописи.

Перечислив все эти версии, с которыми связывают всем известный образ Ильи Муромца, спрашиваем у школьников: Как вы понимаете «собирательный образ»? На что ребята должны ответить, что собирательным образом принято характеризовать такой образ, который олицетворяет и обладает чертами характера различных людей.

Затем можно попросить учеников перечислить черты характера, которыми обладают русские богатыри. Дети должны вспомнить их: сила, смелость, находчивость, выносливость, мужество, любовь к отчизне, доброта.

Образ русского богатыря в картинах художников

При помощи слайдов презентации можно вспомнить картины художников, где изображены русские богатыри. Это и «Богатыри» Васнецова В.М., и «Витязь на распутье», «Богатырский стон», у Рериха Н. — «Святогор», а у Билибина И. — картина «Вольга и Микула».

Обращаем внимание учащихся на художественные выразительные средства, которыми воспользовался художник Васнецов В.М., чтобы передать характер богатырей, изображенных на его полотнах. Так, силу Ильи Муромца художник выражал палицей на руке богатыря, а храбрость Добрыни Никитича показывал при помощи меча, занесенного над головой. Еще можно вспомнить хитрость Алеши Поповича, передающаяся при помощи улыбки и лука со стрелами, что богатырь держит наготове.

Можно попросить ребят вспомнить, с образами каких еще реальных богатырей познакомились они на уроках, и которые также изображены на картинах художников. (Образ Александра Невского — Корин П., портрет князя Олега — Глазунов И. и др.) На этих картинах школьники обнаруживают элементы, при помощи которых были созданы образы богатырей (доспехи, внешность, фон).

Образ русского богатыря – практическая часть

Образ русского богатыря-2От теории к практике переходим согласно плану работы, о котором сообщаем учащимся. Нам предстоит прежде совершить компоновку лица, затем шлема, бармицы и плаща. А после, детьми осуществляется деталировка. Когда дорабатываются мелкие детали рисунка: на лице (зрачок, блики в глазах), на шлеме — орнамент, края плаща, на бармице — чешуйки. Завершается урок «Образ русского богатыря» демонстрацией выполненных рисунков и подведением итогов.

В начале статьи можете скачать подробный сценарий занятия и презентацию к уроку изобразительного искусства «Образ русского богатыря», а ниже просмотреть слайды презентации ↓

Скачать презентацию к уроку ИЗО на тему «Образ русского богатыря»

nashashcola.ru

Богатырские образы в музыке и живописи

Разделы: Музыка

Учитель: Добрый день, ребята! (Музыкальное приветствие)

Дети: Добрый день! (Музыкальный ответ).

Учитель: Добрый день, дорогие гости!

Музыкальная разминка.

Распевание “Родина любимая моя”

Слайд с темой урока.

Мы продолжаем тему четверти: “Можем ли мы увидеть музыку? Богатырские образы в музыке и живописи”.

Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Дети: крепкий, сильный, большой…

Слайд с выдержками из словарей.

Богатырь

1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

2. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Витязь – в Древней Руси: отважный, доблестный воин. (Толковый словарь Ожегова)

Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия)

Богатыри (от др.-тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “Б.” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”. Слово “Б.” встречается в летописях начиная с XII в.

Витязь в Древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь. (Большой Российский энциклопедический словарь)

Учитель: Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря:

  • человек крепкого телосложения;
  • сильный, храбрый, умный, отважный;
  • воин, защитник

Слайд с портретом композитора.

Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь?

Дети: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

Учитель: Портрет написан художником Ильей Ефимовичем Репиным, которого называли “богатырём русского искусства”.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Слайд со словами Стасова.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

Учитель: Что такое симфония?

Дети: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: А что такое симфонический оркестр?

Дети: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический.

Учитель: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии. Это экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке - это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Определите характер каждой из них и покажите поднятием руки, когда начнётся побочная тема.

Звучит фрагмент 2 симфонии Бородина.

Слайд с изображением симфонического оркестра.

Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Дети: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый…

Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.

Учитель: Какая из них рисует нам богатырский образ?

Дети: Первая, то есть главная.

Учитель: таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Ещё раз послушаем экспозицию первой части и подумаем, какую известную картину можно представить, слушая эту музыку?

Повторное слушание симфонии.

Дети: “Богатыри” Виктора Васнецова.

Слайд с изображением картины.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Ученик: Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

Слайд с картиной и словами В.В.Стасова.

Учитель: "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - выразил общее мнение Стасов, - “здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Учитель: А что вы знаете о самом художнике?

Слайд с портретом В.Васнецова.

Дети: Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника.

Слайд с изображением Рябово.

Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Слайды с Художественным музеем и памятником художникам.

Учитель: Именно в Вятке – Кирове находится Художественный музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам.

Учитель: Мне бы хотелось обратить ваше внимание ещё на одну картину художника, нашего современника Ильи Глазунова “Два князя”.

Но прежде несколько слов о самом художнике.

Слайд с портретом Ильи Глазунова.

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде.

Слайд Ленинграда 30-х годов и военных лет.

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...

Память о войне всегда живет в душе художника.

Слайды с современным Ленинградом.

Уже, будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны", полной истинного драматизма и правды жизни.

Слайд с девизом, словами А.С.Пушкина.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России".

Слайд со словами Глазунова.

"История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России – это вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство..." Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Князь Игорь", "Два князя", "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.

Слайд с картиной “Два князя”.

Учитель: Вглядитесь, старший князь (возможно, отец) указывает младшему (возможно, сыну) на далёкий огонь и дым военных пожарищ. Можно ли сомневаться в том, что старший “князь-богатырь” учит молодого “князя-богатыря” любить и защищать родную землю?!

У человека есть не только внутренний слух (способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и внутреннее зрение (способность увидеть “мысленно”, “внутри себя” то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. Это о нём наша песня.

Слайд с изображением текста песни.

Исполнение “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина.

Учитель: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь? Заиграл на трубе.

Дети: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой.

Учитель: Давайте выберем солиста – трубача, который споёт партию солиста и изобразит нам трубача.

Повторное исполнение песни перед гостями с солистом.

Учитель: Итак, давайте подведём итог нашему разговору о том, можем ли мы увидеть музыку?

Слайды с музыкальными вставками.

Дети: Да, можем. Слушая музыку Бородина, Прокофьева, С.Никитина мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины – Александра Невского, “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину.

Учитель: Обратимся к словарю и дадим ответ – определение к каждому слову.

(Словарь: богатырь, симфония, оркестр, экспозиция, Г.Т., П.Т., А.П.Бородин, В.Васнецов, И.Глазунов, С.Никитин, назвать картины, которые демонстрировались на уроке).

А сейчас каждый поставит себе оценку за урок, учитывая свой вклад в подготовку, работу на уроке, выразительность исполнения и главное, смог ли он увидеть музыку.

Дети ставят в тетрадь себе оценку, называют её и выслушивают мнение класса и учителя.

Учитель: В заключении урока прозвучит песня, с которой нам ещё предстоит знакомство, а значит и наш сегодняшний разговор будет иметь своё продолжение.

Звучит песня “Баллада о солдате” и слайды с изображением памятников Русскому солдату.

Учитель: Спасибо всем за работу.

Приложение: Компьютерная презентация урока в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.

Музыкальные приложения к уроку находятся у автора.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта