Творческий диктант по картине В.М. Васнецова «Аленушка». 6-й класс. О картине васнецова богатыри диктант


Творческий диктант по картине В.М. Васнецова «Аленушка». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Цели урока:

обучающая – научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить точно, ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах;

воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи;

развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать художественный вкус, чувство прекрасного.

Оборудование урока:

  • репродукции с картин В. М. Васнецова “Аленушка”, “Богатыри”, “Витязь на распутье”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Иван - царевич на сером волке” и др.;
  • раздаточный материал (карточки с эпитетами, таблицы для заполнения рабочих материалов, репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка”).

Организационный этап

Взаимное приветствие.

Организация внимания.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

В тот лес, что над омутом зелень смыкает Пришла ты откуда, родная такая? И кажется - ты уж давно здесь сидишь, Задумчиво в воду глядишь - не глядишь. А камень холодный, вода глубока, Вниз голову клонят глаза, как тоска. О чём ты задумалась? Так бесконечно... Никто мне не скажет, и я не отвечу; Лишь лес, что над омутом зелень смыкает, Язык твоих дум до конца понимает.

Эти строки поэт Всеволод Николаевич Любимов посвятил знаменитой картине русского художника Виктора Михайловича Васнецова “Алёнушка”.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством великого русского художника В.М. Васнецова, с историей создания его замечательной картины “Аленушка”. Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем написать творческий диктант по этой картине.

? Скажите, в чем, с вашей точки зрения, заключается сложность описания картины?

(Своеобразие и сложность описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось выполнить этот замысел)

(Cвоеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас)

? Какая часть речи поможет нам это сделать?

(Имя прилагательное)

? Чтобы наше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать?

(Сравнения, метафоры, слова в переносном значении, эпитеты)

 Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца.

Сын сельского священника, Васнецов готовился пойти по стопам отца. Однако тяга к искусству привела девятнадцатилетнего семинариста из Вятки в Петербург, в Академию Художеств.

Васнецов на своих полотнах воспевал силу, красоту и величие русского народа. Это был талантливый человек. Художник очень глубоко чувствовал красоту русских сказок. Народное творчество вдохновило В.М. Васнецова на создание бессмертных художественных произведений. Через все свое творчество он пронес огромную любовь к человеку, веру в его светлое, счастливое будущее.

Уже более трех четвертей века чудесным сказочником живет Виктор Михайлович Васнецов в благодарной памяти нескольких поколений русских людей, с детства вовлеченных его могучим талантом в образный мир народной поэзии. Kтo из нас в золотую пору своих детских лет не замирал в восхищении перед красочными картинами Васнецова на стене родного жилья, в школе или на странице любимой книги?

...Иван-царевич мчит верхом на лохматом волке через лесную глухомань с прильнувшей к его груди прекрасной Еленой; на волшебном ковре-самолете везет Иванушка-дурачок в золотой клетке пойманную им Жар-птицу; три царевны вышли по иванушкиной воле из подземного царства, принеся ему во владение три главных земных богатства — золото, драгоценные камни и руду; а знаменитых три богатыря, охраняющих покой Великой Руси…

(Рассказ учителя сопровождается одновременным показом картин художника, Приложение 1)

? В. М. Васнецов писал: “Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим”. Как вы понимаете эти слова?

Этап усвоения новых знаний

А теперь обратимся к картине В. М. Васнецова “Аленушка”.

? Что вы можете сказать о названии этой картины?

(Оно напоминает русскую народную сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. “Я всегда жил и живу Русью”, - говорил о себе В. М. Васнецов.

? Можем ли мы назвать картину Васнецова иллюстрацией к русской народной сказке? Почему? (Можно попросить учащихся напомнить содержание сказки)

(Нет. Не соответствует содержанию сказки. “Привела ведьма Аленушкку на реку. Кинулась на неё, привязала Аленушке на шею камень и бросила её в воду. < …> Побежал козленочек на речку, стал на берегу и жалобнёшенько закричал:

- Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! Аленушка из реки ему отвечает: - Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли.”)

Совершенно верно. Никогда Васнецов не придерживался точного текстового содержания той или иной сказки или былины. Они всегда являлись только отдаленным первоисточником, отправной точкой для творческой фантазии художника, создавшего в удивительном соответствии с народной традицией свою собственную сказку, в которой все дышит подлинно народной поэзией.

В "Аленушке" народная сказка как бы перевернута, в ней нет ни братца Иванушки, стоящего над омутом и обращенного в козленка, ни брошенной в воду с тяжким камнем на шее Аленушки, жалобно зовущей на помощь. Все здесь наоборот: на большом прибрежном камне в центре картины сидит, пригорюнившись, одинокая девушка-сиротка, васнецовская Аленушка, и оплакивает то ли братца Иванушку, которого погубили злые люди, то ли свою горемычную сиротскую долю.

"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком.

Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

? Какое время года изображено на картине, докажите.

(Осень. В воде плавают опавшие пожелтевшие листья, листва берез золотистая, листочки клена красные, небо по-осеннему покрыто облаками).

? Каким вы видите небо, изображенное на картине?

(Низкое пасмурное небо, которое пронзила тонкой стрелой холодная заря)

? Каким вам видится лес?

(Страшный, дремучий, густой, таинственный; зеленые пушистые елочки стеной окружают Аленушку, как бы защищая ее от злых напастей)

? Как художник изобразил воду?

(Недвижный, черный, неласковый омут; темная стоячая вода)

? Какими вы видите одиноко стоящих осинок и осоку?

(Нежные, тонкие осинки робко подступают к воде; колкие зеленые стрелы осоки)

? Опишите камень, на котором сидит Аленушка.

(Холодный, серый, неприютный)

? Как чувствует себя Аленушка в этой немой глуши?

(Горько, горько сиротинке в этой чащобе)

? Закройте глаза. Представьте, что вдруг ветер пробежал по ельнику, зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, потекли унывные звуки тоски и печали. Что может слышать Аленушка? Какие звуки?

(Плач Иванушки, или ветер донес шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий , злой смех ведьмы).

Вглядитесь пристальней в картину. И вы поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая Царевна-Лягушка. Вслушайтесь… И до ваших ушей долетят звуки летящей Баба-Яги. А из зеленой мглы ельника высунется добрая рожа лешего… Таков колдовской мир васнецовской картины – реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную ткань русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.

? Как изображен центральный образ картины – Аленушка? Какой вы её увидели?

(Одна-одинешенька сидит Аленушка в темном дремучем лесу на берегу лесного озера, положила голову на колени и печально смотрит в воду. Одета она в простой крестьянский наряд: темно-синий сарафан, ситцевую голубую кофту, выцветшую от солнца и непогоды. В Аленушке нет ничего сказочного, это бедная крестьянская девочка).

? Как вы думаете, почему Аленушка оказалась в этом лесу, что привело ее сюда?

(Поиски брата, незаслуженные обиды людей и т.д.)

? Подумайте, почему художник написал Аленушку на фоне осеннего пейзажа?

(Художник хотел показать, что природа сочувствует горю Аленушки. Осенняя унылая пора лучше всего подходит к настроению девочки)

? Итак, еще раз всмотритесь в картину и попытайтесь определить основную мысль картины, ее содержание?

(На картине изображена Аленушка, тяжело и несправедливо обиженная людьми, пригорюнившаяся на сером камне-валуне на берегу лесного озера, окруженного дремучим лесом, полным таинственных шорохов. Природа, изображенная на картине, как бы разделяет горе и заботы несчастной девочки)

Верно. Аленушка, простая крестьянская девочка, любит природу, которая как бы разделяет с ней ее заботы.

? Что помогло вам определить основную мысль картины?

(Наблюдение, детальное рассмотрение картины)

Я думаю, что сегодня вы еще раз убедились в том, что не все сразу можно заметить. Только внимательно рассматривая изображенное, можно видеть детали, имеющие порой важное значение. Рассматривать, наблюдать – это значит внимательно рассматривать предметы, устанавливать связь между ними, обращать внимание на их форму, цвет, на их характерные признаки.

Этап закрепления новых знаний

А теперь послушайте текст-описание картины В. М. Васнецова “Аленушка”.

На сером камне около лесного озера одиноко сидит (грустная, задумчивая, одинокая, печальная) Аленушка и печально смотрит в (почти черная, темно-коричневая, холодная) воду. Ее (большие, карие, мечтательные, темные) глаза широко открыты. (Вылинявшая, крестьянская, порванная, старая) одежда, босые ноги говорят о бедности девочки. (Каштановые, шелковистые) волосы в беспорядке рассыпались по плечам.

(Неприветливое, осеннее, пасмурное, равнодушное, серое, сумрачное, унылое, хмурое, холодное) небо. Взгляд Аленушки прикован к (глубокое, застывшее, неподвижное, темное) озеру, по которому медленно плавают (желтые, золотые, опавшие, пожелтевшие) листья. Вся фигурка девочки выражает (безутешное, безысходное, большое, великое, тяжелое) горе. (Бледные, блеклые, неяркие, осенние, тусклые, холодные) краски пейзажа создают грустное настроение.

За спиной Аленушки безмолвно стоит (глухой, дремучий, мрачный, темный, угрюмый, хмурый) лес. (Вечнозеленые, пушистые, стройные) елочки стройно тянутся вверх. Робко подступили к воде (задумчивые, молоденькие, серебристо-зеленые, тоненькие, трепетные) осинки. Над головой девочки весело щебечут ласточки.

Лучи солнца слабо освещают верхушки деревьев. Природа бережно охраняет Аленушку, разделяя с ней горе.

? Какую особенность вы заметили в этом тексте?

(Текст очень бедно описывает картину, что объясняется отсутствием имен прилагательных)

Данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если …

(Обогатить этот текст определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий)

Далее работа строится по группам (14 групп): учащимся предлагается карточка, содержащая имя существительное и возможный ряд эпитетов. Задача учащихся – подчеркнуть имена прилагательные, причастия, наиболее точно описывающие предметы картины В. М. Васнецова

Аленушка гордая, грациозная, грустная, задумчивая, застенчивая, изможденная, изящная, кроткая, молчаливая, одинокая, робкая, печальная, скромная, тихая,
Глаза беззащитные, большие, встревоженные, добрые, доверчивые, измученные, карие, мечтательные, невинные, робкие, страдальческие, темные
Одежда вылинявшая, крестьянская, невзрачная, порванная, серая, старая
Волосы волнистые, всклокоченные, золотистые, каштановые, лохматые, распущенные, растрепанные, шелковистые
Озеро гладкое, глубокое, застывшее, мертвое, мутное, неподвижное, печальное, стоячее, суровое, темное, черное
Вода зеркальная, ледяная, недвижная, полусонная, почти черная, спокойная, темно-коричневая, холодная
Небо высокое, грозное, неприветливое, непроглядное, низкое, осеннее, пасмурное, равнодушное, серое, сумрачное, тревожное, унылое, хмурое, холодное
Листья желтые, золотые, опавшие, пожелтевшие, сонные
Лес безмолвный, бескрайний, глухой, дремучий, мрачный, печальный, плотный, суровый, таинственный, темный, угрюмый, хмурый
Елочки вечнозеленые, густые, дикие, дружные, колючие, могучие, мохнатые, пушистые, стройные
Осинки задумчивые, корявые, курчавые, молоденькие, обнаженные, роскошные, серебристо-зеленые, тоненькие, тощие, трепетные, хрупкие
Краски пейзажа бледные, блеклые, грустные, неяркие, осенние, печальные, тоскливые, тусклые, холодные, яркие
Горе безнадежное, безутешное, безысходное, большое, великое, огромное, тяжелое

После обсуждения работа проверяется. Проверку можно осуществить двумя способами:

- учащимися зачитываются и обсуждаются выбранные определения. После окончания проверки ребятам выдается карточка с опорными словами

Аленушка грустная, задумчивая, одинокая, печальная
Глаза большие, карие, мечтательные, темные
Одежда вылинявшая, крестьянская, порванная, старая
Волосы каштановые, шелковистые
Озеро глубокое, застывшее, неподвижное, темное
Вода почти черная, темно-коричневая, холодная
Небо неприветливое, осеннее, пасмурное, равнодушное, серое, сумрачное, унылое, хмурое, холодное
Листья желтые, золотые, опавшие, пожелтевшие
Лес глухой, дремучий, мрачный, темный, угрюмый, хмурый
Елочки вечнозеленые, пушистые, стройные
Осинки задумчивые, молоденькие, серебристо-зеленые, тоненькие, трепетные
Краски пейзажа бледные, блеклые, неяркие, осенние, тусклые, холодные
Горе безутешное, безысходное, большое, великое, тяжелое

- по ходу проверки учащиеся заполняют опорные материалы таблицы:

Аленушка  
Глаза  
Одежда  
Волосы  
Озеро  
Вода  
Небо  
Листья  
Лес  
Елочки  
Осинки  
Краски пейзажа  
Горе  

Итак, возможные слова-определения подобраны. Приступаем к выполнению итогового задания. Ваша задача – распространить диктуемое за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

(Учитель диктует диктант (Приложение 2) и одновременно показывает на картине описываемые предметы (Приложение 1).)

Запись диктанта

? Подчеркните все имена прилагательные в тексте.

(После записи диктанта и выполнения задания двое-трое учеников читают получившийся у них текст.)

? Какой вывод вы можете сделать теперь? Как и почему изменился текст диктанта?

(Урок можно завершить чтением стихотворение О. Берггольц “Аленушка” (Приложение 3))

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, выставив себе оценку.

Выразите графически свое настроение:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Напишите сообщение о картине Васнецова-"Богатыри" Опишите...

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

   Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

   Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

   В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

   Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой , защищая свою родину.

   Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

   Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Оцени ответ

napyaterku.com

«Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Урок русского языка (4 класс)

Учитель: Скрылькова Вера Леонидовна

Тема: «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Задачи:

- познакомить с творчеством В.М. Васнецова

- способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма, формированию интереса к героическому прошлому нашего народа

- формировать умение составлять художественное описание

- формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности

1. Вступительное слово учителя.

Вряд ли найдётся в России человек, который не видел никогда картины В.М. Васнецова. Творчество художника стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висят «Богатыри» - картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

Начал рисовать Васнецов очень рано. Жития русских святых и сказания о богатырях, русские сказки и песни он слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. В папке Виктора Васнецова останутся рисунки с названиями «Сказки деда», «Бабушкины сказки». Очень любил будущий художник былины о Садко. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

Спустя много лет художник сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».

^

По литературному чтению с былинами о богатырях. Центральная идея, проходящая через все былины, - идея защиты государства, Русской земли. Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Илья Муромец стал воплощением мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Победы Ильи над врагом вызывают у детей уважение к богатырю, радость, веру в силы народа. Ребят охватывает чувство гордости и патриотизма, что нелегко бывает воспитать у детей в настоящее время.

Богат, живописен язык былины. Ребята чувствуют, как велика роль эпитетов в создании героических образов: буйные головы, могучие плечи, ретивое сердце.

Одним из главных черт Ильи Муромца ребята называют любовь к Родине, преданность, честность.

На одном из уроков, посвящённых былинам, учитель предлагает учащимся задание: представить себе того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. И чтобы помочь детям представить себе русских богатырей, учитель предлагает рассмотреть картину Васнецова «Богатыри».

^

Под музыку «Богатырской симфонии» А.П. Бородина ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

^

- Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?

- Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей.

Опишите внешний вид богатырей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней. (Последовательно идёт работа по описанию каждого богатыря.)

- Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (Он старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

- Найдите в былине отрывок, дающий описание Ильи Муромца.

^

Илья Муромец, сын Иванович

Из – под славного города из - под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильей, словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

- Послушайте описание богатыря из былины «Добрыня Никитич».

«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».

- Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот – вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из знатного рода.)

- Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

- Найдите отрывок из былины, дающий описание Добрыни Никитича.

^

Что Добрынюшка Никитич – млад,

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

- Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

- Найдите отрывок, дающий описание Алёши Поповича.

^

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного попа ростовского.

- Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)

- Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём? (Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайны. Кажется, что степь так широка, что нет ей конца и края.)

- Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы? (Художник использовал тёмно – фиолетовые, синие, тёмно – зелёные, тёмно – коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)

- Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

^

- Прочитайте строчки из стихотворения И. С. Никитина, записанные на доске:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

^

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

- Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

^

За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

- Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник? (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за свою Родину. Л. Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».

^

Учитель на доске записывает план описания картины:

а) Художник, создавший картину.

б) Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы.

в) Природа на картине.

г) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

д) Что хотел сказать художник своей картиной?

^

По составленному плану несколько человек рассказывают содержание картины, остальные дополняют их рассказ.

8. Самостоятельное написание сочинения.

Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» Караваева Алексея,

ученика 4 класса «А» МОУ Коченёвская СОШ № 13

Виктор Михайлович Васнецов был известным художником. Он создал замечательную картину «Богатыри». Прежде чем нарисовать её, художник тщательно изучат материалы. Это были былины, сказы об истории Древней Руси.

На картине мы видим трёх богатырей, которые выехали в поле, чтобы узнать, нет врагов. В центре старший из богатырей, Илья Муромец. Он напряжённо смотрит вдаль. В его образе чувствуется мощь. Фигура богатыря сливается с вороным конём. ОН хорошо вооружён. В одной руке у него щит и копьё, а в другой – тяжёлая палица. И конь под ним тоже богатырский. Конь стоит спокойно и ждёт приказа.

Слева – Добрыня Никитич. Он смел, отважен, нетерпелив. Правой рукой сжимает рукоятку меча. Добрыня всегда готов ринуться в бой. Конь по ним встревожен. Вот – вот рванёт в бой.

Справа самый младший богатырь – Алёша Попович. Он молод, весел. Алёша улыбается. Кажется, что сейчас возьмёт гусли и запоёт песню. Алёша Попович уступает в силе своим товарищам. Вооружён он только луком и стрелами. Но его главное оружие – хитрость.

На картине мы видим просторы русской земли. Степь поросла травой. Вдали видны холмы, перелески и громовое небо.

Когда я смотрю на картину, то чувствую гордость защитников русской земли. Родная земля надёжно защищена от врагов. Именно это хотел донести от нас художник. автор сочинения Алексей Караваев

fs.nashaucheba.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта