Быть умным - это модно. Пикассо алжирские женщины картина фото
Эжен Делакруа Алжирские женщины: Описание произведения
Когда корабль французской дипломатической миссии, в составе которой был и Делакруа, отплывал в Марокко, у художника уже определенно сформировался свой взгляд на искусство. Но до сих пор по части цвета и контрастных сочетаний лучше Рубенса он ничего не встречал и не признавал. А в Марокко и Алжире он увидел все эти цвета и рефлексы вживую, увидел насыщенный свет и прозрачные тени, увидел ослепительный, роскошный, величественный Восток, о котором фантазировал в «Смерти Сарданапала». В жизни Делакруа, не особо богатой на судьбоносные события, поездка на Восток оказалась не только живописным, но философским прозрением.
По сравнению с динамичными и даже надрывными композициями предыдущих полотен Делакруа, «Алжирские женщины» - само спокойствие и нега. Как будто время в этом измерении движется медленно или счет ему никто просто не ведет. Здесь нет ни сюжета, ни действия, ни истории, ни символа. Чистая живопись.
Покидая Марокко и прибывая в Алжир, Делакруа тосковал только об одном: что не смог поближе увидеть местных женщин. Оказалось, что в Алжире все немного проще. Бывший капитан алжирского флота провел Эжена прямо в свой гарем – любуйся.
В низкой, душной, пропахшей сладким кальянным дымом и чаем комнате полулежали три женщины. Они проводили здесь целые дни, они были частью этой комнаты. Что успевал – зарисовывал акварелью, иногда акварели не хватало и он делал пометки в блокноте: «нежно-голубой, зеленый, золотисто-желтый» - это про платок, «сиреневато-фиолетовые рукава, сиреневато-фиолетовое на плечах, на груди полосы фиолетовые, нежные» - это про рубашку.
«Алжирские женщины» - алогичный, необъяснимый, волшебный магнит. Вольную копию с нее делал Огюст Ренуар (только по этой копии современники и могут судить сейчас о подлинной яркости красок у Делакруа, потому что его картина сохранилась плохо и потемнела), а потом написал по ее мотивам свою «Одалиску». Для Синьяка эта картина стала откровением «оптического смешения наиболее удаленных компонентов». О Пикассо все и так понятно – 15 картин, эротичных и прямолинейных, повторяющих основные линии композиции первоисточника, одна из которых стала самой дорогой картиной в мире и ушла с молотка за 180 млн. долларов.
Спустя много лет Делакруа напишет о своих восточных каникулах: «Я жил там в двадцать раз интенсивнее, чем в Париже».
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
История одного шедевра: «Алжирские женщины» Пикассо / Surfingbird
8 апреля 1973 года скончался один из самых плодовитых, влиятельных и дорогих художников из когда-либо существовавших. Имя ему — Пабло Пикассо. О себе он говорил так: «Хочу жить бедно, но с кучей денег в кармане». И последнее ему вполне удавалось. За его картины и при жизни, и сегодня отдают миллионы долларов. Снежана Петрова расскажет об одном из самых дорогих полотен современности — «Алжирские женщины» Пикассо.
«Алжирские женщины», версия О
Сюжет
«Алжирские женщины» — это не одна картина, а. 15 вариаций на сюжет Эжена Делакруа, который в 1834 году написал полотно «Алжирские женщины в своих покоях». Все версии — разные по композиции, количеству персонажей и колориту, часть из них — в цвете, часть — монохромные. Чтобы объединить их концептуально, художник присвоил каждой вариации букву — от, А до О. Самая дорогая — последняя, «Версия О».
Что же касается Делакруа, к которому испанский маэстро обратился за сюжетом, то француз создал свое полотно под впечатление от поездки по Северной Африке. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы.
Пикассо написал 15 версий «Алжирских женщин"
Особенно поразил Делакруа гарем, который он посетил в Алжире. Изнутри гарем оказался совсем не таким загадочным, а наложницы в цветистых арабских нарядах, представлявшиеся художнику необыкновенно романтическими персонажами, выглядели самыми обыкновенными женщинами. Такими Делакруа и изобразил их на полотне.
Эжен Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях»
При всей условности и абстрактности, кажущемуся отсутствию натуралистичной телесности сами позы персонажей, степень обнаженности, фиксация внимания на определенных частях тела у Пикассо беспрецедентны. «Если бы Делакруа увидел мои работы, я бы ему сказал вот что: вы писали, имея ввиду Рубенса, но сделали как Делакруа. А я писал, имея ввиду вас, но я тоже сделал нечто своё», — заметил как-то художник.
«Алжирские женщины» — фантазии Пикассо на тему Делакруа
Контекст
Пикассо начал создавать серию свободных вариаций на картину Делакруа в декабре 1954 года. Время начала работы не случайно: за несколько недель до этого скончался Анри Матисса, который своими одалисками (женщины из гарема султана) ввел ориентализм в современное искусство. «Когда Матисс умер, он оставил своих одалисок мне в наследство», — говорил Пикассо.
Анри Матисс «Одалисски»
Матисс ввел ориентализм в современное искусство
Моделью для всех персонажей была последняя жена Пикассо Жаклин Рок (разница в возрасте составляла 46 лет). По словам художника, уже при первой встрече с Жаклин он был потрясен ее сходством с главным женским персонажем с картины Делакруа — сидящей женщиной с лицом, повернутым в профиль. Да и характер юной особы напоминал скорее восточных женщин, нежели западных: покорная и смиренная, она называла Пикассо «мой господин» и «солнце».
Судьба художника
Через год после написания всю серию за 212 тыс. долларов купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства, известный позднее как попечитель Whitney Museum of American Art. 11 работ были распроданы еще при жизни коллекционера, а оставшиеся четыре, в том числе и итоговая Version O, — ушли с молотка в 1997 году. Тогда за Version O дали 32 млн долларов. Почти через 20 лет, когда картина была вновь выставлена на торги, она побила все рекорды — за 179 млн долларов ее купил человек, пожелавший остаться неизвестным.
В 2015 году «Алжирские женщины» проданы за 179 млн долларов
Союз Пабло и Жаклин продлился 20 лет, и 17 из них художник писал только свою жену. Она стала его последней музой. Через 13 лет после смерти Пикассо она застрелилась из пистолета, который ей когда-то подарил сам художник.
Пикассо оставил после себя десятки тысяч работ, которые значительно повлияли на ход развития искусства и культуры всего XX века. А на мировых аукционах картины до сих пор бьют рекорды цены.
surfingbird.ru
Быть умным - это модно: «Алжирские женщины»: кто вдохновил Пикассо на создание картины, ставшей самым дорогим лотом аукциона
Эжен Делакруа. Алжирские женщины, 1834 г.
«Алжирские женщины» – это серия из двух литографий и 15 живописных полотен, написанных в 1954–1955 гг. Они были объединены одним названием и обозначены в алфавитном порядке буквами от «А» до «О». Серия работ вдохновлена одноименной картиной Эжена Делакруа 1834 г., на которой изображены наложницы в восточном гареме. Путешествуя по северной Африке, Делакруа гостил у султана в Алжире. Там ему довелось увидеть наложниц в гареме, что и вдохновило его на создание полотна. Эта работа стала вехой в истории изобразительного искусства, от нее были в восторге Матисс, Ренуар, Пикассо и Врубель.
Пабло Пикассо. Алжирские женщины (Версия А), 1954 г.
Пабло Пикассо. Алжирские женщины (Версия В), 1954 г.
Пабло Пикассо. Алжирские женщины (Версия Е), 1955 г.
Однако полотно Эжена Делакруа – не единственный источник вдохновения Пикассо. Для двух картин серии «Алжирские женщины» художнику позировала его жена – Жаклин Рок, которая была удивительно похожа на женщину в светлой блузе с картины Делакруа. Пикассо всегда подчеркивал ее сходство с красавицами из гаремов и часто изображал в восточных нарядах.
Пабло Пикассо. Алжирские женщины. Литография *2*, 1955 г.
Когда Пикассо впервые увидел Жаклин Рок, ей было 27 лет, а ему – 73 года. Она боготворила его и не скрывала своего восхищения – называла его «солнце» и «мой господин». Своей покорностью, благоговением и готовностью подчиняться Жаклин тоже напоминала художнику восточных женщин. Их союз продлился 20 лет, и 17 из них художник писал только свою жену. Она стала его последней музой. Через 13 лет после смерти Пикассо она застрелилась из пистолета, который ей когда-то подарил сам художник.
Пикассо учит Жаклин Рок курить по-цыгански, 1957 г. Фото Дэвида Дугласа Дункана
Пикассо и Жаклин Рок танцуют, 1957 г. Фото Дэвида Дугласа Дункана
По мнению экспертов, 15-я версия «Алжирских женщин» является самой значительной работой Пикассо, находящейся в частной коллекции, «кульминацией серии и совершенно выдающимся произведением». Данная работа испанского художника входила в частную коллекцию Виктора и Салли Ганц, купивших ее у Пикассо в 1956 году за 212,5 тыс. долларов. Ее продали в 1977 году после смерти супругов. А в 2015 г. эта работа стала самым дорогим произведением искусства в мире, проданным на торгах.
Жаклин Рок в соломенной шляпке, 1957 г. Фото Рене Бурри
knowledgeblog2014.blogspot.com