Сочинения по картинам Василия Тропинина. Василия тропинина картины


"Кружевница", портрет Брюллова и другие работы Василия Тропинина – Москва 24, 28.03.2016

Василий Тропинин "Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль", 1846

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

30 марта исполняется 240 лет со дня рождения одного из главных портретистов в истории русской живописи Василия Андреевича Тропинина. Если вы хотите разобраться, чем романтический портрет отличается от реалистического, то творчество Тропинина в качестве примера подходит для этого как нельзя лучше.

Василий Тропинин "Портрет Николая Михайловича Карамзина", 1818

Василий Тропинин "Портрет Николая Михайловича Карамзина", 1818

Василий Андреевич Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостного, принадлежавшего графу Миниху. В детстве он посещал в художественную школу в Новгороде. В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств, где крепостным разрешалось посещать академические классы в качестве свободных слушателей, а после поступил подмастерьем к художнику-портретисту Степану Семеновичу Щукину. Щукин ориентировал своих учеников на реалистическую живопись. В этой мастерской были заложены главные стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда появилось определенное сходство палитр художников в сочетаниях красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми.

Николай Михайлович Карамзин остается одним из крупнейших русских историков и литераторов. Он был создателем монументальной "Истории государства Российского", редактором "Московского журнала" и "Вестника Европы". Этот портрет кисти Тропинина был гравирован и открывал собрание сочинений Карамзина, изданное в 1815 году.

Василий Тропинин "Портрет А.В.Тропинина", 1818

Василий Тропинин "Портрет А.В. Тропинина", 1818

Портрет десятилетнего сына художника, Арсения Васильевича Тропинина, стал одним из главных живописных произведений русского сентиментализма и романтизма. Художнику интересна детская непосредственность мальчика: он фиксирует импульсивный поворот плеч, случайный взгляд, направленный куда-то за зрителя, игру светотени на лице и светло-русых волосах. Открытость, живость, мимолетность образа заменяют внутреннюю напряженность, драматизм и героизм присущие традиционным романтическим портретам. Впоследствии Тропинин создаст еще несколько детских портретов в духе философии просвещения, в которой детям уделялось особое внимание, а многие пороки общества объяснялись через отсутствие разумной системы воспитания.

Василий Тропинин "Портрет женщины в повойнике", 1820-е

Василий Тропинин "Портрет женщины в повойнике", 1820-е

Считается, что на портрете изображена мать или жена художника Анна Ивановна Тропинина. Здесь он отходит от условностей, которыми отличались парадные портреты первой четверти XIX века: художник пишет образ не государственного деятеля или придворного, а близко знакомого человека, улавливая во внешности самые тонкие черты. Для Тропинина важен не статус и положение модели, а его характер, индивидуальность, душевность. Находясь в среде горожан, мелких и средних помещиков, в 1820-е годы он начинает писать их портреты, что привело художника к реализму. Главными героями его живописных произведений становятся самые простые люди, хотя в отличие от художников последующего периода и передвижников, Тропинину еще далеко до изображения страданий и лишений бедняков.

Василий Тропинин "Гитарист", 1823

Василий Тропинин "Гитарист", 1823

В 1821 году Тропинин переезжает в Москву. Снискав здесь уважение и популярность, художник тем не менее оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства. За него просили генерал, герой 1812 года и коллекционер Александр Тучков, исторический живописец, академик живописи Николай Майков и многие другие государственные деятели и художники. Однако граф Морков, которому крепостной Тропинин был передан в качестве приданого за старшую дочь Миниха, дал вольную своему крепостному живописцу лишь в 1823 году, когда Тропинину было уже 47 лет. При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания "назначенного в академики" за картины "Кружевница", "Нищий старик" и "Портрет гравера Е. О. Скотникова".

Василий Тропинин "Кружевница", 1823

Василий Тропинин "Кружевница", 1823

"Кружевница" стала буквально визитной карточкой художника. Легендарная картина ознаменовала новое направление в творчестве художника – так называемый жанровый портрет, где модель изображена за каким-то занятием. Здесь миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия, что создает ощущение покоя и уюта, столь важные для Тропинина. Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием – золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника – нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. Меняется и живописная манера художника – фактура обретает плотность, а палитра становится более живой и яркой.

Василий Тропинин "Портрет Андрея Ивановича Барышникова", 1829

Василий Тропинин "Портрет Андрея Ивановича Барышникова", 1829

Будучи адъютантом главнокомандующего фельдмаршала графа Витгенштейна служил в конной гвардии. Дружил с А.С. Грибоедовым и был вхож в передовые общественные круги той эпохи. Тропинин изображает Барышникова на фоне храма-ротонды в селе Николо-Погорелое Дорогобужского уезда Смоленской губернии, принадлежавшего Андрею Ивановичу. Подобная композиция характерна для портретов романтической эпохи конца XVIII века, когда пейзаж с храмом греко-римского типа мог символизировать просвещенность портретируемого, связь с наукой и искусствами. В данном случае на втором плане изображен крестьянин с двумя лошадьми, что создает разительный контраст, объединенных на одном полотне, реалистического и романтического портретов.

Василий Тропинин "Крестьянин, обстругивающий костыль", 1834

Василий Тропинин "Крестьянин, обстругивающий костыль", 1834

Потрет крестьянина, обстругивающего костыль, Тропинин дает в рембрандтовском духе: здесь художник пользуется чисто барочным приемом, когда яркий свет выхватывает модель из темного окружения. Интерес к старости, глубокое понимание народа, той среды, откуда он вышел сам, сочувствие, внимание к простоте быта становятся главными особенностями мужских портретов. Тропинин не идеализирует их, не обобщает образ, а дает конкретное представление о персонаже.

Василий Тропинин "Портрет Карла Павловича Брюллова", 1836

Василий Тропинин "Портрет Карла Павловича Брюллова", 1836

Живя и работая в Москве, Тропинин не принимал участия в академических выставках и, как следствие, остался почти не замеченным критикой, связанной, в основном, с Академией и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: "У вас есть собственный превосходный художник". Брюллов действительно высоко оценивал талант Тропинина и близко с ним дружил. Творчество Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма и во многом предшествовало появлению такого мастера, как Василий Тропинин, а его шедевр "Последний день Помпеи" стал одним из главных произведений русской живописи вообще.

Василий Тропинин "Портрет Д.П. Воейкова с дочерью В.Д. Воейковой и англичанкой мисс Сорок", 1842

Василий Тропинин "Портрет Д.П. Воейкова с дочерью В.Д. Воейковой и англичанкой мисс Сорок", 1842

Тропинин создал особый тип жанрового портрета, в котором точность социальной характеристики сочетается с некоторой идеализацией модели. Воейков Дмитрий Петрович был героем войны 1812 года. На портрете Тропинина он изображен вместе с дочерью и гувернанткой в интерьере дома Воейковых на Спиридоновке. Глава семьи изображен на фоне окна, за которым открывается зимний пейзаж с конной скульптурой. В этой композиции зашифрован целый ряд символов: во-первых, пейзажный фон был популярным приемом романтизма. Однако за окном открывается не туманная даль с античным храмом, а зимний пейзаж, который символизирует преклонный возраст героя; во-вторых, не случайно здесь появляется скульптура лошади – Воейков был конозаводчиком. Тропинин всегда стремился к непринужденной трактовке образа и бытовой достоверности, поэтому детскую непосредственность он подчеркивает не только через живую внешность девочки, но и через детали, давая ей в руку сумочку с куколкой.

Василий Тропинин "Слуга со штофом, считающий деньги", 1850-е

Василий Тропинин "Слуга со штофом, считающий деньги", 1850-е

Портрет слуги со штофом, считающего деньги стал еще одним реалистическим шедевром Тропинина, еще более смелым в изобразительном плане. Про художника говорили, что он переписал "буквально всю Москву". У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков: тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, частные лица – дворяне, купцы, а также духовно близкие Тропинину актеры, писатели, художники. Но совершенно очевидно, что самому художнику было куда интереснее работать с моделями из народа, которых не надо было приукрашивать. Здесь проявилось его подлинное мастерство: они интереснее по типажам, композиции, колориту. Тропинин вплотную подходит к критическому осмыслению действительности через показ обездоленного человека. Изображения старых солдат, странников сродни образам сложившейся тогда реалистической школы. В поздних портретах мастера представлена полная палитра социальных типажей русского общества середины XIX века, которые по своей глубине воссоздания не имеют равных в отечественном искусстве первой половины XIX века.

Ссылки по теме

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

www.m24.ru

Сочинения по картинам Василия Тропинина

Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования, Василий создает прекрасный «Автопортрет Щукина», выполненное чередованием голубовато-серых и оливково-зеленых тонов.

Будучи крепостным, Василий после окончания Академии возвращается в имение Морковых. Он работает одновременно кондитером и прислуживает хозяевам. Однако, зная о его художественных способностях, господа поручили ему делать копии с холстов заграничных мастеров и украшать местный храм. Талантливый портретист не огорчался, что он вынужден жить в Малороссии, наоборот он оттачивал свое мастерство, изображая на полотне жителей украинских сел. Знаменитым произведением считается портрет семейства Морковых, созданный в 1813 году.

В своих трудах «Мальчик с жалейкой», «Украинская девушка с Подолья», «Пряха» Тропинин с особой полнотой показывает народный характер простого народа. Великолепной работой считается картина «Кружевница», написанная им в 1823 году. Всматриваясь в черты миловидной девушки, которая на миг отвлеклась от рукоделия, мы видим, насколько глубоко переданы чувства спокойствия и уюта.

Когда Тропинин проживал в Москве, то Пушкин попросил его запечатлеть свой образ на холсте. И в 1827 году мастер изображает великого поэта, где явственно показывает нам тип свободолюбивого человека.

Позже Василий Андреевич переходит к написанию групповых портретов. Знаменитая работа "Портрет Ф.С. Мосолова со служащими конного завода" передает нам образы трех фигур в особом интерьере. В остальных своих трудах художник передает нам возраст изображенных людей. Самой известной работой этого времени считается «Портрет неизвестного с трубкой», где Тропинин передал нам интеллект и мощный темперамент человека.

Талантливый художник своими великолепными картинами оказал большое влияние на развитие московской школы живописи и до настоящего времени почитаем ценителями искусства.

sochinimka.ru

Картины Тропинина В.А. - русского художника, мастера портрета. Биография и творчество Тропинина Василия Андреевича

В. Тропинин, бывший крепостной крестьянин графа Маркова сумел добыть себе вольную. Невероятная история превращения дворового мальчишки в одного из самых известных русских портретистов началась, когда барин решил сделать из него кондитера и отправил учится в Москву. Графский брат разглядел в мальчике талант и он стал учеником Императорской Академии Художеств. Его произведения «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова», «Нищий старик» и «Портрет медальера К. А. Леберехта» утвердили за ним славу портретиста. Тропинин никогда не работал в «мундирном жанре». Он предпочитал писать людей в халатах или домашней одежде. Каждый его портрет – это атмосфера уюта и расслабленности, это свобода, так почитаемая представителями романтизма. Не удивительно, что исследователи насчитывают более 3 тысяч портретов кисти Тропинина – живопись была врожденной чертой этого человека. Художник отличается фотографичной точностью изображения людей, выразительными композиционными приемами. Все его картины – гармоничны, написаны теплыми тонами и, что немаловажно, обладают способностью умиротворять. Мы предлагаем вам увидеть портреты не только известных людей того времени – А. Пушкина, К. Брюллова, Н. Гоголя, императора Николая I, А. Лазарева и князя С. Гагарина. Вы можете удивляться красоте простых людей – миловидной девушки с горшком роз, привлекательной казначейши или задорному гитаристу. Тропинин любил изображать и детей. Его работы «Девочка с куклой», «Девочка с собакой» или «Мальчик, выпускающий из клетки цыпленка» рассказывают о самом беззаботном времени в жизни человека. Художник писал всех – губернаторов и чиновников, белошвеек и нищих, актеров и князей, бедных и купцов. Его звали в различные художественные товарищества, а он обучался в Московском училище живописи и стал почетным членом Московского союза художников. Тропинин сам создал себе имя, и сделал это благодаря таланту, умноженному на невероятное трудолюбие. Этот человек умел творить, умел воплощать в жизнь свои художественные замыслы, и, самое главное – он смог найти свое призвание. В 1821 году ему, уже признанному художнику, наконец-то дали вольную. Заказов на портреты становилось все больше, и к Тропинину пришла слава. Портретист прожил жизнь счастливого человека, признанного и влюбленного в свое дело. А зрители и по сегодняшний день восторгаются грациозными кружевницами и мужественными губернаторами.

Подробнее

5sec.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта