Джованни Баттиста Тьеполо: жизнь и творчество художника. Тьеполо картины


Тьеполо, Джованни Баттиста. Все картины художника

«Последний Венецианец» - Джованни Баттиста Тьеполо

В залитой солнечным светом галерее, сквозь арки которой видны изящный дворец и сверкающая гладь вод, Меценат представляет искусство императору Августу. К подножию трона склонились три женщины. Одна из них держит палитру и кисти, вторая – мраморную маску, третья – угольник. За ними, опираясь на посох, приближается к трону слепой старик. Почти все изображенные на этой картине итальянского художника Джованни Б. Тьеполо (1696-1770) – фигуры символические. Три женщины-богини – это три искусства: живопись, скульптура и архитектура, а древнегреческий поэт Гомер олицетворяет поэзию. Только двое в этой сцене исторические лица – император Август и Гай Цильний Меценат. Со временем имя Мецената стало нарицательным – так стали называть богатых людей, покровительствующих художникам, актерам и поэтам.

В начале XIX века слыл меценатом князь Н.Б. Юсупов, дипломат и коллекционер. В 1810 г. он стал владельцем усадьбы «Архангельское» По приглашению старого князя туда приезжал А. С. Пушкин. Красота и гармония этого уголка Подмосковья, вдохновили поэта, и в стихотворении «К вельможе».

Славилось имение не только удивительной стройностью и целостностью архитектуры дворцово-паркового ансамбля, но и коллекциями произведений искусства. Шедеврами картинной галереи по праву считались полотна Тьеполо. «Последний мастер итальянского барокко», «последний великий венецианец», «мастер лучезарных, заоблачных апофеозов» – так называли Тьеполо.

В юности Тьеполо учился у венецианского живописца Грегорио Ладзарини, но более сильное влияние на формирование его художественного стиля оказали Дж.Б.Пьяцетта и Себастьяно Риччи.

Особый интерес молодой живописец проявлял к произведениям Веронезе, мастера «золотого века» венецианского искусства. Тьеполо внимательно изучал декоративные циклы и картины Веронезе, творчески воспринял художественные приемы мастера и торжественно-приподнятую праздничную атмосферу его живописи.

Джованни Тьеполо известен как мастер грандиозных фресковых циклов. Но им было создано немало и станковых картин на религиозные и мифологические сюжеты, портретов, а также оригинальных по технике и тематике рисунков и офортов. Известность пришла к мастеру в 1720-е годы, когда он выполнил свои первые фресковые декоративные ансамбли. Среди них – десять картин для дворца видного венецианского семейства Дольфин в Венеции. В настоящее время произведения этого цикла хранятся в Вене, Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Четыре картины, находящиеся в Эрмитаже, – это драматические и героические сцены из римской истории, живописные диалоги, дискуссии о героизме Муция Сцеволы и Порсены, Кориолана и его матери.

Действие в них лаконично и показано в момент кульминации, подчеркнуто движением и колоритом, созвучием свежих и неповторимых красок.

Растет его слава мастера монументальной декорации. Тьеполо создает ансамбли во дворцах Венеции, Милана, Удины, Виченцы и за пределами Италии. В России, в которой он никогда не работал, уникален зал, украшенный таким ансамблем. В 1800 г. Юсупов вместе с серией картин приобрёл в Петербурге «картины Тьеполо для зала, 2 большие, 4 малые и плафон». Но ансамбль в своей целостности просуществовал недолго. В 1810 г. князь продал петербургский дворец и, купив Архангельское, перевез туда все коллекции. А плафон с композицией, изображающей богов Олимпа и аллегории стран света, остался на прежнем месте. Был он снят только в 1949 году а в 1962 передан в Екатерининский музей-дворец города Пушкина.

Произведния Тьеполо в Архангельском разместили в отдельном зале. Но зимой 1820 года при пожаре многие из них сгорели или значительно пострадали. Зал Тьеполо после пожара был восстановлен, и в I пол. XIX в. опись картин открывали два полотна художника.

К историческим сюжетам Тьеполо обращался неоднократно. Он довольно часто варьировал два сюжета: пир, данный Клеопатрой в честь Антония, когда она растворила в бокале драгоценную жемчужину, и встреча Антония и Клеопатры. На холсте, хранящемся в Архангельском, изображен момент их встречи после успешного похода Антония в Армению, где полководец захватил в плен царя Артавазда и завладел его сокровищами.

Сюжеты римской истории постепенно из рисунков перешли в знаменитые росписи палаццо Лабиа в Венеции. Так моделло картин из Архангельского являются небольшие полотна «Пир Клеопатры», хранящиеся в Лондонской национальной галерее, и «Встреча Антония и Клеопатры» – в собрании Райтсмен в Нью-Йорке. Но вершиной разработки этой темы становится монументально-декоративный ансамбль. Это созданный живописцем преображенный мир фантастических образов.

Сцены картин многолюдны. Фигуры изображены в спокойных позах, но все пронизано внутренним движением. Жесты, позы героев и персонажей невольно заставляют наш взгляд переходить от свиты царственной египтянки к её образу, затем к статной фигуре Антония, к склоненному позади него Артавазду и, наконец, – к военным трофеям у края холста. Картины открыты в реальное пространство, на зрителя, как бы вовлекая каждого в свой праздничный строй. К нам сбегают ступеньки лестницы, на нас смотрит ландскнехт. Карлик, взбирающийся по парадным ступеням, также приглашает нас в условный, театрализованный мир, где герои античной истории чувствуют себя легко и непринужденно в костюмах разных эпох и народов, среди классической архитектуры, напоминающее театральную декорацию. Яркие всплески красного, ярко-желтого, жемчужно-голубого, холодного серебристого и тончайшие оттенки зеленого создают изящную и радостную цветовую гармонию, передающую ощущение света и воздуха.

Ещё с большей силой колористический дар Тьеполо проявлялся в небольших по размеру моделло. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина есть картина «Смерть Дидоны». Быстрая, свободная живопись, хранящая движение кисти художника, здесь особенно светоносна и неуловима в многообразии оттенков, сочетающихся с глубокими, насыщенными тонами.

Яркие цветовые акценты на картинах из Архангельского выделяют главных действующих лиц. В картине «Встреча Антония и Клеопатры» одетого в красные одежды римского полководца как бы обрамляют холодные тона царицы Египта и царя Артавазда. На холсте же «Пир Клеопатры» фоном для царицы, подобной жемчужине в её серебристо-голубом платье, становятся красно-желтые пятна одежд Антония, слуги и двух старцев.

Полотна, находящиеся в зале Тьеполо несколько десятилетий составляли изумительный неповторимый ансамбль в убранстве интерьеров. В сер. XIX в. потомки князя многое вывезли в свой петербургский дворец. С 1870 г. во дворце Юсуповых на Мойке находилось две картины Тьеполо. Вернулись они в Архангельское только в 1919 году, когда здесь был создан музей. В 1928 году по сохранившимся архивным данным и уникальным рисованным каталогам воссоздали и зал Тьеполо, таким, каким он был. Его по сей день украшают два шедевра Джованни Батисты Тьеполо – «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры».

Текст: Natalya-51

gallerix.ru

Джованни Баттиста Тьеполо: жизнь и творчество художника

Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джованни Баттиста Тьеполо

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.

В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта.

В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву». В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья.

В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра.

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни.

Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

ТВОРЧЕСТВО

Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников.

Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

Для ранних работ Тьеполо (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург, и др. собрания). К вершинам раннего творчества Тьеполо относятся фрески, украсившие Патриарший дворец в Удине, куда художник был приглашен в 1726 г. Декорация различных помещений дворца опирается, главным образом, на сюжеты из ветхозаветной книги Бытия. В галерее, или так называемой «Розовой комнате» на потолке изображена большая композия «Суд Соломона», окруженная четырьмя пророками («Пророк Исайя»).

Пророк Исайя . 1726—29

В 1735—50 гг. произведения Тьеполо обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Скальци, 1743—44, «Несение креста»).

Подлинным шедевром декоративно-монументальной живописи стали росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции, в которых Тьеполо использовал сюжеты из истории древнеримского полководца Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Большая зала дворца, возвышающаяся на два этажа, полностью покрыта фресками, в создании которых участвовал также художник-перспективист Менгоззи Колонна. Стены комнаты были раздвинуты иллюзионистским изображением архитектурных элементов, в которые были органично включены реальные двери и окна. Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа. Непременным атрибутом художественного метода Тьеполо, для которого характерны острый ум и ирония, является большое количество бытовых деталей.

Слуги, солдаты, музыканты и другие персонажи заполняют залу столь естественно, что зритель невольно начинает сомневаться: это свита Клеопатры или настоящая прислуга дворца?

Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент Несение креста . 1737—38 Несение креста . 1737—38 Пир Клеопатры . 1747—50. Фрагмент Пир Клеопатры . 1747—50. Фрагмент

В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау. Расписывать резиденцию художнику помогали его сыновья — двадцатичетырехлетний Доменико и четырнадцатилетний Лоренцо. Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту, и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской».

Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской . 1750—53

Архиепископ был весьма доволен декорацией тронного зала, и в следующем, 1752 г. пригласил художника расписать плафон над парадной лестницей. Здесь, на площади около 650 квадратных метров, художник поместил композицию «Олимп и четыре части света». Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят в бесконечном пространстве.

В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит.

Например, Америка представлена красавицей-индианкой, восседающей на огромном крокодиле («Аполлон и континенты»). Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного.

Аполлон и континенты . 1750—53. Фрагмент

В 1757 г. Тьеполо и его сын Джандоменико были приглашены в Виченцу для украшения виллы Вальмарана. Тьеполо расписал фресками вестибюль и четыре комнаты первого этажа, Джандоменико — гостевую половину. По замыслу художников веселые жанровые сценки Джандоменико, изображавшие крестьян и купцов, должны были контрастировать с благородными трагическими сценами, которые воплотил в своей работе сам Тьеполо — это сюжеты, заимствованные из таких произведений как «Илиада» Гомера («Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону»), «Энеида» Вергилия («Венера, являющаяся Энею на берегу Карфагена»), «Неистовый Роланд» Ариосто («Анджелика и Медор у пастухов») и «Освобожденный Иерусалим» Тассо («Ринальдо, покидающий Армиду»).

Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону . 1757 Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону . 1757 Анджелика и Медор у пастухов . 1757 Анджелика и Медор у пастухов . 1757 Ринальдо, покидающий Армиду . 1757 Ринальдо, покидающий Армиду . 1757

К 1740—50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Тьеполо, поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники. В своем творчестве художник исключительно многогранен. Он пишет как мифологические картины («Царство Флоры»), так и религиозные полотна («Явление Богородицы доминиканским святым», «Мученичество св. Агаты», «Мадонна со щеглом»).

Царство Флоры . Около 1743 Царство Флоры . Около 1743 Мадонна со щеглом . Около 1760 Мадонна со щеглом . Около 1760 Мученичество св. Агаты . Около 1756 Мученичество св. Агаты . Около 1756

Тьеполо выступает также как талантливый портретист («Женщина с попугаем»).

Женщина с попугаем . 1760—61

В июне 1762 г. Тьеполо прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля для украшения тронной залы королевского дворца. Композиция «Слава Испании», предварительный набросок которой был сделан художником еще в Венеции, по замыслу должна была прославить испанскую нацию, которая в XVI—XVII вв. превратилась в одну из ведущих европейских держав. Несмотря на сложную структуру многочисленных фигурных элементов и их замысловатое значение, а также благодаря большому открытому пространству небесного свода, эта работа Тьеполо получилась самой светлой из всех его произведений. Декорация тронного зала была закончена в 1764 г. Король, весьма довольный работой художника, поручает ему расписать несколько других помещений дворца.

Слава Испании . 1762—66. Фрагмент

Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI—XVIII вв.

Фрески и картины Тьеполо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Вследствие сырого климата работать над фресками в резиденции Вюрцбурга можно было только весной и летом. Поэтому в осенне-зимний период Тьеполо писал маслом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941
  • Ольшанская Н. И., Тьеполо, М., 1957
  • Салмина Л. Н. Джованни Баттиста Тьеполо. М. — Л., 1963
  • T. Hetzer, Die Fresken Tiepolos in der Würzburger Residenz, Frankfurt, 1943
  • A. Morassi, Tiepolo e la Villa Valmarana, Milano, 1945
  • A. Morassi, Giovan Battista Tiepolo, Londra, 1955
  • A. Morassi, A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., 1962
  • A. Pallucchini, L’opera completa di Giambattista Tiepolo, Milano 1968
  • Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971
  • Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, Mil., 1972
  • A. Porcella, La giovinezza di Gianbattista Tiepolo, Roma 1973
  • William L. Barcham (1992). Giambattista Tiepolo, Thames and Hudson
  • M. Gemin, F. Pedrocco, Giambattista Tiepolo. I dipinti. Opera completa, Venezia 1993

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artclassic.edu.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джованни Баттиста Тьеполо: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джованни Баттиста Тьеполо: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Тьеполо Джованни Баттиста Картины фрески биография Tiepolo

Тьеполо Автопортрет

Тьеполо Джованни Баттиста (Tiepolo Giovanni Battista, 1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в 1756-1758 президент венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях).

Тьеполо Царица Пальмиры Зенобия перед императором Аврелианом Царица Пальмиры Зенобия передимператором Аврелианом, 1717,Музей Прадо, Мадрид Тьеполо Триумф императора Аврелиана Триумф императора Аврелиана,1718, Галерия Сабауда,Турин, Италия Тьеполо Сципион Африканский освобождает Массиву Сципион Африканский освобождаетМассиву,1719-1721, МузейУолтерса, Балтимор

В дальнейшем стиль итальянского художника приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци, 1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов.

Тьеполо Царица Зенобия обращается к своим солдатам Царица Зенобия обращается ксвоим солдатам, 1725-1730 годы,Национальная галерея, Вашингтон Тьеполо Битва у города Верчелли Битва у города Верчелли,1725-1729, Музей искусствМетрополитен, Нью-Йорк Тьеполо Агарь в пустыне Агарь в пустыне, 1726-1729,Архиепископский дворец,(Палаццо Arcivescovile), Удине

Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766). Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, около 1740, Картинная галерея, Дрезден; “Поклонение волхвов”, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен).

Тьеполо Ангел Исмаил спасающий Агарь Ангел Исмаил, спасающий Агарь,1732, Скуола Гранде ди Сан-Рокко,Венеция Тьеполо Триумф Зефира и Флоры Триумф Зефира и Флоры,1734-1735, Палаццо Ca 'Rezzonico,Венеция Тьеполо Юнона и Луна Юнона и Луна, 1735-1745,Музей изобразительных искусств,Хьюстон

Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи. Тьеполо известен также как портретист (“Собрание в Арене”, 1748-1750, Пинакотека, Удине) и автор блестящих по технике исполнения, изысканных и гротескных офортов. В процессе поиска собственной манеры интерес венецианского художника вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты. Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-1716) и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца Себастьяно Риччи.

Тьеполо Семейная гармония Семейная гармония Тьеполо Добродетель венчающая Честь Добродетель, венчающая Честь Тьеполо Щедрость раздающая дары Щедрость, раздающая дары

Эти три фрески созданы Тьеполо в 1734 году на вилле Лоски Зилери близ Монтевиаля в Италии

Значительной работой Джованни Баттиста Тьеполо в 1726-1730 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом. Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены яркими светлыми красками. Живописный цикл Архиепископского дворца на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях Себастьяно Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство. Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции.

Тьеполо Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апеллеса Александр Великий и Кампаспа вмастерской Апеллеса, около 1740,Музей Гетти, Лос-Анджелес Тьеполо Ринальдо очарованный Армидой Ринальдо, очарованный Армидой,1742-1745, Институт искусств,Чикаго Тьеполо Империя Флоры Империя Флоры, около 1743,Музей изящных искусств,Сан-Франциско

В середине 1720-х годов Джованни Баттиста Тьеполо был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже; два — в Художественно-историческом музее Вены; два — в Метрополитен-музее). В серию росписей, созданных художником, входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света и, возможно, навеянные событиями венецианской современной истории — победами над турками в начале столетия. Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства. В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции.

Тьеполо Пир Клеопатры Пир Клеопатры, 1743-1744,Национальная галерея Виктории,Мельбурн, Австралия Тьеполо Вакх и Ариадна Вакх и Ариадна, 1743-1745,Национальная галерея искусств,Вашингтон Тьеполо Благородство и Добродетель побеждают Невежество Благородство и Добродетельпобеждают Невежество, 1744-1745,Палаццо Ca 'Rezzonico, Венеция

В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из античной истории Тьеполо создает подчиненное единому декоративному замыслу убранство салона. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях в духе Веронезе изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры». Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти, воплощая его в величественном ярком живописном спектакле. Представленные в венецианских костюмах 16 века центральные персонажи дополняют эту картину традиционного венецианского празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актерам, привнося в действие атмосферу театральной травести. Современников Тьеполо восхищало умение художника создавать грандиозные фресковые ансамбли, как любая барочная роспись, вовлекающие в действие зрителей.

Тьеполо Святая Екатерина Сиенская Святая Екатерина Сиенская, 1746,Музей истории искусства, Вена Тьеполо Встреча Антония и Клеопатры Встреча Антония и Клеопатры, 1747Национальная галерея, Эдинбург Тьеполо Нептун предлагает богатство моря Венеции Нептун предлагает богатство моряВенеции, 1748-1750, Дворец Дожей

В 1730-1740-е годы Тьеполо были созданы многочисленные алтарные образы в венецианских церквах (Сан Альвизе, около 1740; деи Джезуати, 1748) и скуолах (филантропические братства: Гранде ди Сан Рокко, 1732; Гранде деи Кармине, 1740-1743). Даже в наиболее драматических сюжетах происходящие события смягчены воспроизведением характерных подробностей, живой мимикой лиц персонажей, свободой поз, красочностью костюмов. Наряду с образами легендарной истории венецианский живописец создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории. С легкой, изысканной грацией исполнены в манере венецианских виртуозов аллегории в росписях плафона центрального зала виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо Маджоре около Виченцы (1743-1744), венецианского палаццо Реццонико (1743), плафонов залов виллы Лоски Дзилери около Виченцы (1734), панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745-1750) для зала Четырех дверей Дворца дожей.

Тьеполо Сцена из античной истории Сцена из античной истории, 1750,Национальная галерея, Вашингтон Тьеполо Святая Цецилия Римская Святая Цецилия Римская, 1750-1760,Национальный музей Каталонии Тьеполо Смерть Гиацинта Смерть Гиацинта, 1752-1753, МузейТиссена-Борнемисы, Мадрид

Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом. В 1756 году Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. С 1750 года художник работал в основном вне Италии. Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-1753). Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К.Ф. фон Грейфенклау.

Тьеполо Святые Фиделий Сигмарингенский и Иосиф из Леонессы Святые Фиделий Сигмарингенскийи Иосиф из Леонессы, 1752-1758,Национальная галерея, Парма Тьеполо Риналдо и Армида в саду Риналдо и Армида в саду, 1753,Галерея Резиденции Вюрцбург,Бавария Тьеполо Аполлон и Дафна Аполлон и Дафна, 1755-1760,Национальная галерея искусств,Вашингтон

После цикла в Вюрцбурге этапным произведением явились росписи виллы Вильмарана около Виченцы (1757). Художник работал здесь вместе с сыном Дж. Доменико, сам украсил фресками атриум, четыре зала виллы и садовый павильон (форестерию), где исполнил лишь одну фреску «Олимп». Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы. Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана. В выборе тем и их живописном воплощении Джованни Баттиста Тьеполоо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства. Сюжеты отвечали восприятию мира итальянским художником, позволяя обратиться к традиционному жанру пасторали, проявить силу воображения.

Тьеполо Моряк и девушка с кувшином Моряк и девушка с кувшином,около 1757, Национальнаягалерея, Лондон Тьеполо Аполлон и Диана Аполлон и Диана, 1757,Вилла Вальмарана в Винченцо,Венето, Италия Тьеполо Меркурий, явившийся к Энею Меркурий, явившийся к Энею, 1757Вилла Вальмарана в Винченцо,Венето, Италия

Период 1762-1767 годов Тьеполо провел в Испании, где по приглашению короля Карлоса III вместе с сыновьями Дж. Доменико и Лоренцо (преимущественно портретист и акварелист) украсил фресками Королевский дворец в Мадриде, исполнил семь алтарных образов для церкви св. Паскаля в Аранхуэсе (эскизы — Прадо, Мадрид; замок Аранхуэс). Сцена «Триумф Испанской монархии» во фреске плафона Тронного зала композиционно повторяла роспись потолка парадной лестницам вюрцбургского дворца. У иллюзорного карниза так же были помещены группы исторических и аллегорических персонажей. В несколько тяжеловесных фигурах, которыми перегружена композиция, ощутимы черты, предвосхищающие закат великой традиции «большого стиля». Эскизы для церкви были исполнены свободным динамичным мазком, но с ориентацией на колорит живописи испанских мастеров. Они не устроили заказчиков и были переданы другим живописцам. Эта неудача ускорила смерть Тьеполо, скончавшегося в Мадриде в 1770 году. Он не сумел усвоить чуждый ему язык модной живописи классицизма второй половины 18 века.

Тьеполо Святая Фекла Иконийская спасшая город от чумы Святая Фекла Иконийская, спасшаягород от чумы, 1759, Собор Эсте Тьеполо Непорочное зачатие Непорочное зачатие,1767-1769, Прадо, Мадрид Тьеполо Явление трех ангелов Аврааму Явление трех ангелов Аврааму,1770, Музей Прадо, Мадрид

С венецианским изяществом, театрализацией, декоративной энергией Тьеполо передавал в своем искусстве особый колорит венецианской культуры века Просвещения. Тьеполо был и прекрасным рисовальщиком, занимался гравюрой, создав свой неповторимый графический стиль. В рисунках и сериях офортов он открыл принципы живописности, развитые художниками 19 века. Графические серии «Vari capricci» (1743) и «Scherzi di fantasia» (около 1740-1770) с их загадочными сюжетами до сих пор заставляют исследователей спорить об аллюзиях мастера, заниматься расшифровкой содержания листов. В традиции венецианского каприччо Джованни Баттиста Тьеполо соединяет воедино элементы аркадийского мироощущения и постепенно вытесняющих его неоклассицистических эстетических воззрений, воплощая свои мысли в персонажах, скрытых под гротескно аллегорической маской — как бы особом временном измерении, присущим видению художника века Просвещения.

smallbay.ru

Джованни Баттиста Тьеполо. Часть 2

Джованни Баттиста Тьеполо. Часть 1

Если Венеция прикрывала свои проблемы маской и пляской, то Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo) своим творчеством создал для неё еще одну, самую искусную. Маску из воздуха, света и полутонов, радости жизни и здоровой иронии, чтобы не казаться простоватым. Как и Венеция, художник в своих картинах как будто говорит: «Не относитесь ко всему этому серьезно. Это просто красиво, не нужно драматизировать».

Это тем более интересно, если учитывать то, что Тьеполо часто использовал мифические и библейские мотивы. Но в его исполнении герои мифов и легенд становятся лишь полупрозрачными пятнами, частью цветосветовой композиции. Художник относится к драматургии своих картин с большим вниманием и расчетом, но даже самые мрачные сюжеты он делает пронзительными не за счет действий героев. Чтобы отвлечь от сюжета, Тьеполо ставит фигуры в претенциозные позы на грани фарса. Скользя взглядом от фигуры к фигуре, зритель не чувствует внутреннего сопереживания их истории, но взглянув на композицию целиком, оказывается захвачен бесконечным пространством, светом и воздухом, приходит к пониманию истории через полутона и общую атмосферу.

Рассмотрим, к примеру, его фрески во дворце князей-епископов, Вюрцбургской резиденции. Тьеполо пришло приглашение от франконского епископа Грейфенклау. Соблазненный гонораром и масштабом проекта, он тут же отправился в переход через Альпы на Юг Германии, в федеральные земли Баварии, в город Вюрцбург.

  

С собой он прихватил двух сыновей, Лоренцо и Джованни Доменико, уже ставших к тому моменту верными помощниками отца. Вюрцбургская резиденция – детище величайшего архитектора барокко Иоганна Вальтасара Неймана, а так же один из самых амбициозных архитектурных проектов XVIII века. Но в плане росписи внутреннего убранства все никак не клеилось. Первый приглашенный художник, некий Висконти, прокутил весь аванс и не нарисовал ровным счетом ничего. Следующий – Йохан Цик, расписавший «Садовый зал» резиденции, не зарекомендовал себя способным выполнить весь объем работ в надлежащем качестве. Тогда выбор пал на итальянскую знаменитость, Джованни Баттиста Тьеполо.

Нейман и Тьеполо! Барокко и рококо. Сначала ему поручили нарисовать несколько фресок над парадной лестницей, но епископ был в таком восторге, что предложил Тьеполо остаться в Вюрцбурге еще на три года.

Это привело к созданию цикла фресок, общей площадью 60 квадратных метров! Можно нудно перечислять имена героев фресок императорского зала, посвященных правлению императора Священной римской империи Фридриха I Барбароссы, расписывать политическую актуальность и тонкость работы Тьеполо относительно ситуации в Германии и то, какие выводы делали гости епископа, глядя на потолок. Можно смаковать триумф и общеевропейскую известность, которую принес художнику этот заказ. Но, как всегда у Тьеполо, все это - лишь часть цветосветовой композиции.

 

Главное то, что свод потолка теряется в бесконечной глубине неба и вся тяжесть Вюрцбургской резиденции оказывается висящей в невесомости. Нет абсолютно никакого сомнения – это не потолок, а портал в мир магии и чудес. Это, кстати говоря, то, что единодушно отмечают все критики и ценители искусства Тьеполо – умение преобразовывать геометрию пространства. За его фресками невозможно понять реальную форму свода, это не камень и краска – это мастерски созданная иллюзия глубины и невесомости. Именно оптическая иллюзия, подобная в некотором роде современной технологии 3D.

Жизнь Тьеполо – это жизнь трудяги. Многие критики осуждают его за мелодраматичность и безыдейность живописи, но это далеко не так. Имея за спиной великое барокко, он пошел собственным путем. Это становится понятно, если посмотреть, как менялся художественный взгляд Тьеполо в молодые годы. Находясь в учениках у Лаццарини, он под влиянием Караваджо и Пьяццета написал «Триумф Давида». Резкие контрасты, мало действующих лиц, каждая высвеченная из темноты деталь обретает пронзительную драматичность. Чем не классика «тенебризма» эпохи барокко? И это в годы ученичества!

  

Тьеполо был признанным мастером монументальной живописи, но также обращался и к другим жанрам. Его рисунки не уступают живописи и высоко ценились, как при жизни художника, так и в наши дни. На современном аукционе, рисунок "Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном" стоит больше пятисот тысяч долларов.

  

Рисунки Тьеполо выделяются по тому же принципу, что и большие полотна - они наполнены светом и воздухом, создается ощущение тонкой игры цвета и полутонов, хотя это лишь карандаш, уголь и тушь. Офорты Тьеполо также пользовались заслуженным вниманием. Особенно известны два цикла: "Вари Каприччи" (всяческие причуды) и "Скерци ди фантазия" (шутки фантазии).

 

Офорты "Вари Каприччио" оказали свое влияние на Франсиско Гойю и его цикл "Капричос". Так же как и Тьеполо, Гойя осознавал, что понять сюжет сходу будет непросто и дал письменное объяснение под каждой работой.

Также Тьеполо любил создавать портреты. Он рисовал на заказ венецианских купцов и чиновников, рисовал моделей, обращался к мифологии и классическим сюжетам. Его портрет "Женщина с попугаем" наполнен иронией, флиртом и кокетством в лучших традициях рококо.

 

Но время шло, пространство в его живописи расширялось, наполняясь светом, героями, игрой, тонкой иронией и мелодрамой. Умея виртуозно и чувственно копировать чужой стиль (Архиепископ Климентий Август поражался сам себе, когда без колебаний и с удовольствием отвалил Тьеполо невменяемую сумму за «Видения Святого Климентия», хотя это была всего лишь копия Веронезе. И, кстати говоря, копия стоила дороже оригинала!), Тьеполо смог собрать под кисть всю мощь великой итальянской живописи и пропустить через собственное видение.

«В истории барокко Тьеполо такой же предел, как Рафаэль или Тициан в Ренессансе. Он соединил в себе все преимущества искусства своего времени, все его знания и при этом в своем творчестве ни на минуту не переставал быть радостным и свободным…» — Александр Бенуа.

Тьеполо рисовал настолько большие картины, что если поставить их все рядом, кажется возможным заботливо прикрыть ими всю Венецию, словно веером, а воздуха и глубины в них хватит, чтобы заменить ей небо. И, разглядывая образы Тьеполо, словно созвездия, можно понять, почему, имея возможность игнорировать Венецию и даже подчинить ее, корабли со всей Европы держали туда курс, словно в объятия женщины, про которую все знают, кто она, но по негласному договору убьют любого, кто скажет это вслух.

 В последний этап жизни, когда его пригласил ко двору Испанский король, Тьеполо сетовал:

«Странно, что внешняя политика Венеции выражается в том, чтобы отправлять лучших своих художников за границу»

Он не хотел оставлять родной город на такой долгий срок, но приглашение короля равносильно приказу, и ему пришлось подчиниться. В итоге опасения оправдались: Тьеполо оставался в Мадриде вплоть до своей смерти, в 1770 году.

artifex.ru

Художник недели: Джованни Баттиста Тьеполо

Знаменитый немецкий искусствовед К. Вёрман (1844–1933) называл его не только бесспорно самым крупным мастером венецианской живописи XVIII века, но и вообще одним из величайших живописцев всех времен

…Не только бесспорно самый крупный мастер венецианской живописи XVIII века,но и вообще один из величайших живописцеввсех времен…К. Вёрман

…Последний подлинный гений итальянской живописи...Величина столь же несоизмеримая со всем тем, что его некогда окружало, как Леонардои Микель Анджело, или как Тициани Тинторетто, или как Рубенс и РембрандтАлександр Бенуа

Все эти восторженные слова блестящих искусствоведов — об итальянском художнике Джованни Баттиста (Джамбаттиста/Джанбаттиста) Тьеполо (Giovanni Battista (Giambattista) Tiepolo) — мастере, творившем в веке восемнадцатом, популярном в веке девятнадцатом и, к сожалению, не слишком известном широкой публике сегодня.

О раннем периоде жизни Тьеполо известно совсем не многое. Он родился 5 марта 1696 года в родовитой венецианской семье и был крещен в кафедральном соборе. Судя по всему, интерес к искусству он начал проявлять уже в раннем возрасте: архивная запись о его первом учителе, художнике Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini; 1657–1730), относится к 1710 году, когда Джованни как раз исполнилось 14 лет. Вероятно, близкая к академизму и позднему барокко (с темными фонами и выхваченными из темноты фигурами в героических позах) живопись Ладзарини не вполне соответствовала представлениям юного художника о собственном искусстве, и вскоре он оставил мастерскую своего учителя, увлекшись творчеством Джованни Баттисты Пьяцетты (Giovanni Battista Piazzetta, 1683 (1682[1])–1754) и Федерико Бенковича (Federiko Benković; 1667–1753), по прозвищу Далматинец, которые были известны своей куда более легкой и динамичной манерой.

Постижение ремесла, очевидно, шло у него споро: уже через 5 лет, в 1715 году, он получил свой первый официальный заказ на картины для церкви Оспедалетто. Работа была принята хорошо, и карьера начинающего живописца быстро пошла в гору. В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а затем, в 1719-м, женившись на Сесилии Гварди, вошел в круг одного из самых влиятельных в художественном мире того времени семейств. Брак этот подарил Тьеполо не только родство с известной фамилией, но и 10 детей, двое из которых — Доменико и Лоренцо — продолжили отцовское дело и стали художниками.

До середины 1720-х Тьеполо, наряду с фресками, пишет станковые произведения, в основном алтарные образы, работает маслом на холсте (доске). Он успешен, популярен, обладает устойчивым положением в обществе. Однако только религиозной тематикой художник не ограничивался. В середине 1720-х годов Тьеполо создает цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять работ находятся в Эрмитаже; две — в Художественно-историческом музее Вены, и две — в музее Метрополитен). Работая над этим заказом, Тьеполо обращается к миру античных и христианских мифов (образов), а также изображает масштабные исторические сцены триумфов, сражений и римских побед во всех частях света. Интересно, что античность (и историческая, и мифологическая) и библейская тематика в мире образов Тьеполо существуют вместе, сливаясь в общее легендарное и даже где-то сказочное прошлое, сцены из которого полны эпического парения и волшебства. Критик Роберт Хаджес описывает его работы как «полные парящего и движущегося пространства прозрачных, переливающихся оттенков — места, посвященного воображению и наполненного идеализированными персонажами истории, мифов и легенд». Вместе с тем историк искусства Пол Хобертон отмечает, что Тьеполо смог совместить «изящество и театральность, характерные для стиля рококо с олимпийским величием».

«Все лучшее, созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке». Одну из первых таких росписей художник выполнил в 1725 году в Палаццо Санти в Венеции, и с этого времени фресковая роспись плафонов становится визитной карточкой Тьеполо. Именно в монументальных фресковых циклах растет его мастерство. В них Тьеполо находит свой собственный художественный почерк, принесший ему прижизненную общеевропейскую славу.

К слову, нашел он этот почерк далеко не сразу. В своих ранних фресковых циклах он опирается на творчество художников, которых считает идейно близкими собственному искусству. В начале 1720-х Тьеполо увлечен искусством «большого стиля» Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659–1734) — и это увлечение в его фресках претворяется в эпический размах композиции, расширенное пространство, светлые фоны, максимальное количество деталей и фигур. Но уже в 1726-м, когда он начал работать над фресками в Удине, он обращается к другому источнику творческого вдохновения — искусству Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528–1588), с его более структурированной композицией и богатством фактур, оттенков и полутонов. На основе традиций итальянского барокко и венецианского (веронезевского) колоризма Тьеполо и создал собственный язык — легкий, величественный и непринужденный, декоративно-пышный и вместе с тем утонченно-элегантный.

Таким образом, Тьеполо выходит в своем творчестве за рамки чистого стиля. Ведь барокко, как, впрочем, и рококо, — это игра, игра с иллюзорным пространством и фигурами в нем, игра со светом, цветом и различными композиционными приемами. Это попытка открыть окно в другой мир — мир бесконечного праздника, движения, безболезненного и беспечального существования в мифическом пространстве Золотого века, мир, старавшийся максимально оторваться от приземленной реальности и уйти в круговерть утонченных образов, оттенков и всего того, что только могло вообразить человеческое сознание.

Цветовая гамма его зрелых работ строится на игре пространства, света и полутонов. Предельная легкость и светоносность, его композиций, выполненных в характерных для рококо тонах, смешивается, однако, с вполне реалистичным и академически точным рисунком фигур и даже неба (фона), и это смешение привносит в изначально декоративную плафонную живопись черты осязаемого предметного начала — в световых эффектах, перспективе и композиции, что выводит общее впечатление от его работ на совершенно новый уровень восприятия. «Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком» (А. Бенуа).

К 1728 году у него уже нет недостатка в заказчиках, он даже может позволить себе выбирать предложения. Он начинает работать за пределами Венеции — сначала в других городах Италии (Милане, Бергамо, Виченце), а позже, начиная с 1750-х годов, и в соседних странах — от Испании до Германии, хотя от заказа расписать замок в Стокгольме он отказался. В 1732 году Тьеполо — придворный художник дожа Джованни II; он создает наддверные росписи дворца, пишет портреты членов семьи дожа, ведает покупкой предметов искусства и их распределением в интерьерах дворца. В 1740-х он делает росписи дворцов, пишет масштабные полотна для итальянских церквей и соборов, много работает в технике офорта: именно в этот период изданы его самые известные серииVari Capricci (ок. 1740–1742) и Scherzi di Fantasia (ок. 1743–1757).

В 1750–1753 Тьеполо работает над росписями резиденции князя-епископа в баварском Вюрцбурге; потолочные фрески над лестницей, в придворной церкви и в Зале кайзера — один из самых известных шедевров художника.

В 1756 году Тьеполо стал главой только что открытой Академии искусств в Венеции, а еще через 4 года получил приглашение короля Испании Карла III приехать в Мадрид для росписи плафонов королевского дворца. Художнику, находящемуся в этот период в весьма почтенном возрасте, очевидно, не очень хотелось покидать родную Италию, и он тянул с отъездом до последнего. Но, как известно, короли отказов не принимают. В 1762 году Тьеполо в сопровождении сыновей-художников отправился к королевскому двору Испании и вскоре приступил к росписи королевского дворца. Для большого тронного зала он написал в 1762–1764 крупное панно, посвященное «силе, величию и церковности» испанской монархии; плафон аванзала украсил «Апофеозом Испании» (1765–1766), а в зале лейб-гвардии появилась знаменитая «Кузница Вулкана (Венера и Вулкан)». Работа в то время уже 70-летнего художника в очередной раз ошеломила публику. Его слава распространилась по всей Испании.

Тьеполо работал над фресками до самой своей смерти 27 марта 1770 года. После него осталось несколько десятков набросков к росписям; их собрал и сохранил друг художника граф Альгаротти. Наброски эти быстро стали предметом коллекционирования. Станковые же произведения в наследии Тьеполо составляют небольшую часть: за 300 лет многие из них были повреждены или утрачены; и строго говоря, современные исследователи творчества Тьеполо даже не имеют возможности отнести живописные произведения Тьеполо к конкретным датам и периодам, так как самые ранние датированные его работы относятся к 1737 году, когда художнику был уже 41 год. Сегодня принято считать, что картины, написанные более густыми мазками в насыщенной цветовой гамме, принадлежат к раннему отрезку его творчества.

К середине XVIII века барокко, да и рококо уже утрачивали свое значение больших стилей искусства. Им на смену шел строгий и рассудочный классицизм, апологеты которого склонны были снисходительно-скептически относиться к представителям легкомысленного барочного искусства. Особенно способствовал такому отношению И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717–1768, немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии) — возможно, самый авторитетный человек в мире искусства XVIII века. Почитатель строгих линий и пропорций античного искусства, он неоднократно резко высказывался против барочных представлений о красоте и стиле. И, как это нередко бывает, восхищавший современников Тьеполо (чьи плафоны со временем стали доступны для обозрения совсем немногим), оказался практически забыт лет через шестьдесят — семьдесят после смерти, а практика масштабных многофигурных фресковых росписей практически сошла на нет. Однако в XIX — начале ХХ века, на волне интереса к декоративному искусству и общей усталости от строгостей классицизма, барочное искусство вообще и творчество Тьеполо в частности снова оказались востребованными.

Сегодня, после круговорота восторгов и охлаждений, Тьеполо наконец занял подобающее ему место. Он признанный мастер итальянского барокко (рококо). Его работы с гордостью выставляют в своих постоянных экспозициях крупнейшие музеи мира — от Эрмитажа до Лувра или Метрополитен музея. И пусть имя его в последнее время не на слуху, зато настоящим любителям искусства и специалистам оно хорошо известно; и последние, кстати, высоко оценивают инвестиционный потенциал его произведений.

Как правило, работы мастеров такого уровня редко продаются на открытых торгах. Однако к искусству Тьеполо это не относится: за последние 27 лет его работы появлялись на аукционах около 800 раз (имеются в виду, разумеется, и перепродажи). Основная масса продаж (почти 90 процентов) — это, конечно, сделки с графикой. Картины входили в аукционные каталоги 101 раз. Интересно, что самыми результативными для работ Тьеполо стали сложные для арт-рынка 2008–2012 годы, а самым удачным аукционным домом — Christie’s, на торгах которого были показаны все рекордные для художника результаты.

Рекордная цена за картину Тьеполо составляет 5 906 500 долларов (5 200 000 без комиссии): именно столько было заплачено на работу «Прибытие Генри III на виллу Кантарини» 25 января 2012 года. Второе место в тройке самых дорогих работ художника (в долларовом эквиваленте) сейчас занимает «Портрет Леди в образе Флоры» за 4 308 755 (3 791 250) долларов (02 декабря 2008). Третье — крупноформатное полотно «Оплакивание Христа» из парижского музея Пти Пале, за которое отдали 2 396 070 (2 168 880) долларов 10 июля 2002 года.

Совсем неплохо дела идут и в текущем году. Так, 31 января 2013 года на том же Christie’s был поставлен рекорд продаж графических произведений Тьеполо. Рисунок углем на бумаге «Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном» ушел за 542 500 (450 000) долларов.

Мария Кузнецова, AI

Источники:

  1. artinvestment.ru,
  2. artprice.com,
  3. boglewood.com,
  4. verman-art.ru,
  5. benua-history.ru,
  6. Дж. Арган История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000.

artinvestment.ru

Тьеполо Джованни Баттиста (1696 - 1770)

Расцвет итальянского искусства наблюдается 18 веке только в Венеции, сохранившей свою независимость вплоть до неаполитанского нашествия. Конечно, Венеция перестала в этот период быть полновластной владычицей Средиземного моря, утратив роль в международной торговле. Она потеряла многие богатства, и прежде всего свои восточные владения. Но при всем том она избежала разорений от руки чужеземных наемников и сохранила республиканский строй.

Венеция 18 века была центром музыкальной и театральной жизни Европы, книгопечатания, знаменитого на весь мир стеклоделия. Венеция славилась также своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, за исключением поста.

Эта театрализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции 18 века.

В этот период был высокий спрос на декоративные росписи дворцов венецианской знати и картины. Продолжаются традиции барочного искусства. Известны имена таких венецианских художников, которые работали в это время: Себастьян Риччи, Джованни Батиста Пьяцетта, Джузеппе Креспи, Алессандро Маньяско.

Типичнейшим мастером Венеции, выразившим ее дух, крупнейшим итальянским живописцем 17 века, был Джованни Тьеполо, последний представитель барокко в европейском искусстве.

Наследник Веронезе, ученик Пьяцетты, он превращает каждый сюжет в праздничное зрелище: триумф ли Аифитриты, пир Клеопатры, суд ли Соломона или смерть Дидоны. Тьеполо - автор гигантских росписей, как церковных, так и светских, в которых архитектура, природа, люди, звери сливаются в одно декоративное целое, в единый декоративный поток. У Тьеполо был огромный декоративный дар и высокая культура колорита, как правило, вообще присущая венецианским художникам.

В одном из полотен для палаццо Дольфино в Венеции "Триумф Сципиона" особенно наглядно видно, как умел и любил Тьеполо писать триумфальные шествия, праздничную толпу, разрабатывая при этом только десяток фигур, а все остальные намечая одной сплошной массой. Тьеполо - не исторический живописец. Обращаясь к таким сюжетам, он не стремился передать точностью деталей достоверность события, ему важнее создание самой атмосферы действия, жизненность образа. Его роднит с ренессанскими мастерами то, что он работает во всех жанрах, и в разных техниках.

Одна из знаменитейших его картин - "Триумф Амфитриты" изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре ("Пир Клеопатры"), и в его Венерах, и в Данаях. Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях палаццо Лабиа, исполненных в середине 40-х годов (фрески "Пир Антония и Клеопатры" и "Встреча Антония и Клеопатры"), во фресках епискоопской резиденции в Вюрцбуге (1751-1753). Это вершины монументально-декоративного искусства 18 века.

Последние восемь лет жизни Тьеполо жил и работал в Мадриде, где написал плафон Тронного зала королевского дворца и несколько алтарных образов для церквей. Тьеполо оставил множество блестящих по артистизму рисунков; так же плодотворно он занимался гравюрой в технике офорта и оказал определенное влияние на графику Гойи.

cvetamira.ru

Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770). Мастера исторической живописи

Джованни Баттиста Тьеполо

(1696–1770)

Имя Джованни Баттиста Тьеполо в XVIII столетии было широко известно не только на его родине, в Венеции, но и в других городах. Его часто приглашали в северные города Италии — Удину, Бергамо, Верону, Виченцу — для оформления соборов и залов дворцов. Ему приходилось работать и в других странах — в Германии и Испании. Везде его талант декоратора находил множество поклонников.

Итальянский живописец Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции. Художественное образование он получил в мастерской Г. Лаццарини. Его художественная манера сформировалась под влиянием творчества С. Риччи, Дж. Б. Пьяццетты и П. Веронезе.

Первые самостоятельные работы Тьеполо относятся к середине 10-х годов XVIII века, когда он выполнял росписи для венецианских церквей («Жертвоприношение Исаака», 1715–1716, церковь Оспедалетто, «Мучение св. Варфоломея», церковь Санта-Стае и др.). В этих ранних работах еще сильно заметно влияние Пьяццетты — композиция вытянута по диагонали, цветовая гамма почти монохромна.

В 1725 году Тьеполо создал десять декоративных панно на исторические сюжеты, предназначенных для украшения дворца венецианского патриция Дольфино: «Триумф императора», «Муций Сцевола в лагере Порсенны», «Кориолан под стенами Рима» (все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург) и др. Как можно понять по названиям, Тьеполо изображал моменты сражений или героические эпизоды из жизни полководцев. Для этих работ характерны четкая композиция, яркие, контрастирующие друг с другом тона, высокое мастерство в изображении человеческих фигур.

Тьеполо очень быстро стал популярным не только в Венеции, но и за ее пределами. Его часто приглашали в другие итальянские города. Так, в 1726 году он работал в Удине, расписывая стены дворца архиепископа («Явление трех ангелов Аврааму», «Жертвоприношение Авраама» и др.). Эти работы не отличались исторической достоверностью, поэтому при взгляде на фрески создавалось впечатление, что мужчины и женщины, современники Тьеполо, пытаются разыграть сценку на библейский сюжет.

В 1730–1740-х годах Тьеполо работал в Венеции и Милане, выполняя росписи для палаццо Дуньяни (1731), церкви Сан-Амброджо (1737). Большинство фресок рассказывают о событиях, отраженных в Священном Писании.

В это же время художник заинтересовался античными мифами и выполнил ряд великолепных картин. Самой удачной из них считается «Триумф Амфитриты» (Картинная галерея, Дрезден). Перед зрителем предстает морская богиня, лежащая на колеснице в форме большой раковины. Запряженные в колесницу кони и боги морской стихии несут ее по зеленовато-бирюзовым волнам. Красный плащ Амфитриты развевается, как парус на ветру.

В последующие годы художник выполнил множество фресок, росписей, алтарных композиций, а также небольших станковых полотен. Его талант был признан всеми, он постоянно получал выгодные заказы, его картины продавались за большие деньги. Правители Венеции, а также церкви и монастыри соревновались между собой за право приобрести его работы.

Среди наиболее значительных произведений Тьеполо необходимо отметить выполненные им в 1740–1743 годах плафонные композиции для Джезуати, дель Скальци, Скуолы дель Кармине и других соборов Венеции. В 1743 году мастер написал несколько картин на исторические сюжеты, в том числе произведения «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Ввоз Троянского коня в Трою» (Национальная галерея, Лондон).

Во второй половине 40-х годов Тьеполо пригласили для выполнения фресок в палаццо Лабия в Венеции. Он выполнил росписи противоположных стен в Большом зале палаццо. На одной стене художник изобразил встречу Антония и Клеопатры, на другой — пир Антония и Клеопатры. Потолок мастер украсил аллегорическими фигурами.

Дж. Б. Тьеполо. «Меценат представляет императору Августу свободные искусства», 1743, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Благодаря росписи Тьеполо зритель, попадающий в Большой зал, утрачивает ощущение реального архитектурного пространства и видит перед собой не фреску, а сцену, на которой разворачивается спектакль. Например, на фреске «Пир Антония и Клеопатры» художник изобразил карлика, стоящего спиной к зрителям на ступенях лестницы. Лестница ведет к широкой мраморной площадке, на которой и происходит пир римского полководца и знаменитой египетской царицы. Тьеполо показал момент, когда Клеопатра, решив продемонстрировать свое равнодушие к богатству, бросает дорогую и редкую жемчужину в бокал с уксусом, где она растворяется.

Композиция этого произведения построена вдоль двух пересекающихся диагоналей, а не одной, как в его ранних работах. Фреска, выполненная в ярких контрастных тонах, насыщена воздухом и светом.

Тема Антония и Клеопатры так заинтересовала мастера, что впоследствии он выполнил несколько вариантов на мотивы «Пира» и «Встречи». Сегодня эти картины хранятся в музеях Мельбурна, Стокгольма, Парижа, Лондона, Эдинбурга.

В эти же годы Тьеполо заинтересовался жанром портрета. Среди его многочисленных работ наиболее известны портреты Антонио Риккобоно (ок. 1745, академия Конкорди, Ровиго) и Джованни Кверини (ок. 1749, музей Кверини-Стампалья, Венеция).

50–60-е годы XVIII века считаются периодом наибольшего творческого расцвета Тьеполо. В его палитре появились золотой, кремовый, розовый, светло-серый и лиловый оттенки, колорит стал необычайно изысканным. К этому времени относятся его работы в Вюрцбурге, куда его пригласили для оформления залов епископского дворца.

Мастер выполнил великолепные, немного театральные росписи, прекрасно сочетающиеся с необычной архитектурно-скульптурной отделкой дворца. Наибольшее внимание привлекает плафон, на котором Тьеполо написал Аполлона, везущего в колеснице Беатриче Бургундскую к ее жениху Фридриху Барбароссе.

На другом плафоне (над дворцовой лестницей) он изобразил Олимп. На стене зала художник написал сложную многофигурную композицию — бракосочетание Бургундской и Барбароссы.

Карнизы вокруг стен мастер украсил изображениями фигур, олицетворяющих части света: Европу показал в виде женщины, окруженной аллегорическими фигурами искусств и наук, Америку, Африку и Азию — в окружении различных животных и наиболее характерных архитектурных элементов. Там же он изобразил себя и своих помощников, участвовавших вместе с ним в оформлении плафона: сына Джованни Доменико и учеников.

Эта работа принесла мастеру большую популярность. Его имя становилось еще более известным не только в Венеции, но и в других городах.

После возвращения в Венецию Тьеполо был избран президентом венецианской Академии живописи и находился на этой должности в течение двух лет.

В последующие годы художник занимался выполнением росписей вместе со своим сыном и учениками. В 1757 году он работал над оформлением залов виллы Вальмарана в Виченце. В главном зале Тьеполо изобразил на стене «Жертвоприношение Ифигении». В других залах он выполнил фрески на сюжеты, заимствованные из сочинений авторов периода античности и Возрождения — из «Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Неистового Роланда» Ариосто и «Освобожденного Иерусалима» Тассо.

В 1762 году Тьеполо получил приглашение от испанского короля Карла III. Он приехал в Мадрид и на протяжении нескольких лет занимался оформлением залов королевского дворца. Наиболее сложная и интересная роспись — «Триумфы испанской монархии» (1764–1766) — украшает потолок тронного зала. Художник мастерски превратил плоскость плафона в небесный свод, на фоне которого разместил аллегорические композиции, олицетворяющие провинции и колонии Испании.

Тьеполо выполнял не только фрески и картины. Он оставил после себя большое количество рисунков, офортов и гравюр. Рисунки сангиной или пером полны динамизма и выразительности, несмотря на некоторую обобщенность. Чаще всего он набрасывал на бумаге мужские портреты или карикатуры на венецианских модников и священнослужителей.

Дж. Б. Тьеполо. «Ввоз Троянского коня в Трою», 1743, Национальная галерея, Лондон

В течение жизни Тьеполо выполнил несколько циклов офортов «Scherzi di Fantasia», что в буквальном переводе с итальянского означает «Шутки фантазии» (ок. 1750), и «Каприччи» (1753). Смысл многих из офортов, особенно из серии аллегорий, практически невозможно понять. Эти работы Тьеполо оказали влияние на творчество Франсиско Гойи — во второй половине жизни он тоже выполнил несколько серий офортов и к большинству листов сам сделал пояснительные надписи.

Джованни Баттиста Тьеполо умер в Мадриде.

Он являлся самым талантливым декоратором своего времени. Однако, несмотря на это, потомки не оценили его творчество, и в XIX веке искусство Тьеполо не было таким популярным, как при жизни художника. Только в XX веке его работы были оценены по достоинству, и сегодня он считается одним из самых больших мастеров XVIII века.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта