Описание картины Ореста Кипренского «Портрет Давыдова». Картина гусар


Гусары России: как формировался легендарный образ

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в оружии и военной технике.Обращаться на почту [email protected].

Первые гусары появились в Венгрии в XV столетии. Тогда король Матьяш Корш, которого называли победителем турок, объявил о назначении государственной повинности. Именовалась она «Хус ар» от Хус — 20, а ар — деньги. Это была сумма, выделяемая на каждого двадцатого в списке дворянина, который должен был служить в армии.

Гусарский полк

Гусарам удалось просуществовать более восьмидесяти лет. Единое Венгерское королевство в 1540 г. было расчленено. Западная часть со Словакией досталась австрийскому монарху. Тогда и был дан старт шествию гусаров по территории Европы.

Как выглядели первые гусары

Первоначально гусары не напоминали тех, чьи облики нам знакомы по картинам XIX столетия и современным кинофильмам. Гусары были в тонких кованых металлических кольчугах, на головах — легкие шлемы с кольчужными оголовьями. Зимой они надевали куртки — ментии, которые носили в другие времена года на левом плече. К ним прикреплялись орлиные или ястребиные крылья, для предохранения от ударов саблями левой руки, которой держали поводья.

В XVI столетии распространение гусарства шло двумя направлениями. Первое было германским. Австрийские подданные, гусары занимались охраной турецко-австрийской границы. Второе — польское. Трансильванского князя Стефана Батория в 1576 году избрали крулем (королем) польным. С его пришествием пришли и гусары в Речь Посполитую.

При смуте, которая наступила после кончины Бориса Годунова во времена Лжедмитрия, гусары появились на территории Руси. Они были в армии Яна Сапеги, который осаждал Троице-Сергиеву лавру при «семибоярщине». Они были с гетманом Ходкевичем, пытавшимся захватить Москву. Однако с первыми венгерскими гусарами они уже не имели ничего общего.

Гусарские товарищи

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Еще до Петра I гусары были растворены в русском воинстве. Петру довелось предпринять попытку сформировать гусарские подразделения, однако безрезультатно. Позднее фельдмаршалу Бурхарду Христофору фон Миниху после Очаковского и Крымского походов пришлось вернуться к этому. И у него получилось.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Гусары

Легендарные русские гусары

Кто же был первой гусарской легендой? Большинство считает, что это Денис Давыдов. Однако в действительности это была Надежда Дурова. Мать выбросила ее из кареты из-за плача. Тогда отец подобрал и передал ее на попечительство гусару, который и воспитывал малышку. Как известно детские воспоминания могут быть самыми яркими, поэтому сабли, барабаны, кони оставили заметный след в памяти девочки.

Так уже будучи замужней женщиной, в 1806 году она  отправилась воевать в кавалерии. Надежду произвели в офицеры и наградили Георгиевским крестом. Служила она в Александрийском гусарском полку. Из-за романа с Милорадовичем она оставила полк и перешла в уланы.

И только второй легендарной личностью в русском гусарстве, можно считать Дениса Давыдова. Он первый называл себя гусаром. Будучи офицером в Лейб-гвардии Кавалергардского полка, долго не задержался в нем. Пылкого стихотворца за его творчество при переводе сделали армейским гусаром. Так Белорусский гусарский полк сформировал в гусаре-поэте, романтика, забияку и смельчака. И у этого образа появились свои подражатели.

Однако, невзирая на яркость образа и великолепны стихи Давыдова, первый гусар столетия, по мнению современников, был некий храбрец Кульнев. В общем-то, он и был прообразом всех гусаров-бессребреников. Кульнева запомнили как льва на поле боя, и ягненка, когда трубы пели отбой.

"Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова"

Формирование облика гусаров

Не стоит удивляться, что гусары являются символом целой эпохи. Они олицетворяли начало XIX столетия, когда идея гусарства была на пике. В это же время формируется легендарный образ гусара. Чего стоили одни только усы гусара?

Гусарство считалось беспробудным кутежом и отчаянной лихостью, ошеломляющим бескорыстием и постоянным безденежьем, нарочитым презрением к накопительству то ли крестов, то ли чинов. При этом также неизменный поиск прославиться, любви, освобождения и игр. Гусары были признанными героями не только на полях сражений, но и в любовных битвах.

Они были самим мужским воплощением любви, они были ее героями. Без них не обходились ни романы, ни рассказы или водевили. Образы прижились в культурном срезе простонародья очень легко и стали базовым феноменом в российской культурной жизни.

Гусары в кино

Костюм гусара периода 1812 года

Костюм гусара в 1812 году существенно отличался от костюмов прочих родов кавалерии по своему виду. Его настолько явное различие можно объяснить происхождением этой разновидности легкой кавалерии. Появление гусаров в русской армии относится к середине XVIII столетия. В те времена гусары были в основном сербами и венграми. С ними и была принесена присущая только им военная форма одежды. Необычная и нарядная гусарская униформа понравилась, особенно парадный мундир гусара. И все это смогло прижиться в Российской Империи.

На протяжении столетия эту униформу пытались неоднократно видоизменять, при этом сохраняли характерные только для нее мотивы.

Военная форма гусаров состояла главным образом из:

  • Доломана;
  • Ментика;
  • Чакчир;
  • Ботиков;
  • Кивера;
  • Ташки;
  • Гусарского кушака.

К этому также некоторые историки относят и один из предметов в конском уборе — вальтрап. В каждом полку имелись свои цвета гусарской формы.

Доломаны (дуламы, доламы, долманы, дулманы) — короткие до пояса однобортные куртки со стоячими невысокими воротниками. На груди офицерские куртки были расшиты в пятнадцать рядов петлями, материалом для которых служил золотистый или серебристый шнур. Солдатские шнуры были из шелка желтой или серовато-белой расцветки.

Костюмы гусар

Ментики (ментии) — абсолютно такие же куртки, как и доломаны, однако воротники, концы бортов, низы курток, а также низы рукавов обшивались мехом. Каждый отдельный гусарский полк обладал ментиками своих расцветок. И это при том, что расцветки ментиков не обязательно совпадали с цветами доломанов.

Чакчиры (чикчиры) – это штаны гусар прямого покроя с наличием штрипков внизу. Они заправлялись в ботики. Расцветки чакчир были самыми разнообразными, каждый полк обладал своей.

Ботиками назывались невысокие (немногим более центра икр) неширокие сапоги. Верхние части голенищ обладали фигурными вырезами с кисточками в них. На ботики надевались шпоры. У солдат были шпоры, луженые оловом, а у офицеров серебреные (золоченые).

Что носили гусары в поле

В походных условиях, в боевой обстановке, во время занятий в холодное время года поверх, а в теплое — вместо чакчир гусары надевали серые рейтузы, которые подшивали с помощью кожи. Рейтузы одевались поверх ботиков. Чакчиры гусаров были дорогостоящими. Из-за продолжительного сидения в седлах штаны быстро стирались и разрывались, в условиях ненастной погоды скоро промокали и пачкались землей, летящей из-под коней.

Гусары в бою

Надевание рейтузов спасало положение дел. Так что в реальности в бою гусары были иными. Они смотрелись не такими нарядными, как в фильмах типа «Война и мир», «Гусарская баллада» и др.

Так случилось, что в конце XIX столетия мест применения своих сил у гусаров оставалось не много. С появлением аэростатов, удушающих газов, скорострельного оружия кому нужна кавалерия? Во времена «мировых войн и революций» гусарству предстояло расцвести последними прощально-пышными цветами. И это было концом эпохи, которой суждено было рухнуть в небытие. Гусары остались не у дел.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

картинки - московские гусары.: oleggg888

В 1576 г. фламанский гравер де Брюн создал альбом, где были изображены 76 всадников разных народов. В том числе московиты... Хотя тогда начался закат эры копейщиков, именно копейщики были любимыми персонажами... И эти изображения московитов, ныне популярных, нужно рассматривать в контексте всего альбомаМосковитынарисованы в двух вариантах.
Основным источником явно был творчески переработанный Герберштейн - характерные "тегиляи" у всех всадников, кроме воеводы и царя, месяцевидный топор, приобретший особо зверский вид кистень у воеводы вместо булавы. Воеводе и царю для солидности щедро дали "турецкие" перья. Один всадник просто несколько переработанный всадник у Герберштейна. Источник на "гусар-московитов" на самом деле у художника мог быть "авторитетный" - сам великий энциклопедист Павел Иовий, который записал создал описании Московии на основе бесед с русским послом, но при этом использовал свой "багаж знаний" античных историков (это хорошо видно на географических описаниях) и сведений о Восточной Европе. Соответственно о вооружении русских всадников он записал: "Конница их ведет борьбу заостренными копьями, железными булавами и стрелами; только немногие имеют сабли. Тело у них защищено круглыми большими щитами, как у Азиатских Турок, или маленькими, изогнутыми и угловатыми, наподобие Греков, а также бронёю, на голову же они надевают пирамидальный шлем"... То что это не соответствует реальности, известные по документам и другим источником объясняется тем, что краткие слова о схожести вооружения русских с вооружением других восточноевропейцев эрудит расширил своими знаниями (это отдельная тема разговора). Два варианта гусара в шлемах полностью соответствует этому описанию (тарч, копье, булава, саадак, сабли нет - у одного длинный нож)... Второй вариант гусара приближен к сведениям Герберштейна (тоже ноже вместо сабли, секира, шапка с меховой опушкой, также известная по гравюрам у Г. - во втором случае основательно "переосмысленная")...

Любовь художника к "гусарам" показывает и то, как он изобразил индийского всадника

Для сравнения нужно вначале посмотреть на литвинов.Видим что литвины представлены именно гусарами, хотя один совмещает образ гусара и казака (реально такие комплексы были редкими).

Дальше смотрим на венгров

валахов

польских гусар

прочих польских всадников - музыкантов и офицеров

мамелюки

дели

разного рода турецкие военачальники

ну я для понимания стиля художника турецкий сипах

Видно, что "гусары" очень полюбились автору. Можно видеть топорик-алебарду, которые художник давал всадникам разных народов. Бросаются в глаза обилие пышных перьев. В целом образы всадников переплетаются. Хотя автор некоторые особенности у разных народов выдерживал четко. Так обычно у "гусара" сапоги с каблуками и шпорами и мундштучная узда. У московитов и литвина-казака-гусара обычная уздечка, сапоги без каблуков и шпор, а у второго литвина сапоги со шпорами, но без каблуков, и уздечка трензельная, а не с классическим мундштуком.

Сама по себе попытка охватить столь широкий спектр народов предопределяет многие неточности и условности. Автор не мог сам рисовать все с натуры - в основном пользовался рисунками разных художников, не брезгуя "творческим переосмыслением" деталей и смешивая их между собой... В результате реальность сильно исказилась, и как самостоятельный источник этот альбом не может использоваться.

Есть в этом альбоме рисунок татарина.образ явно переплетается с описанием Герберштейна джигитующего московита. И зверский кистень - очень характерный штрих.

в связи с "гусарами-московитами" нельзя не вспомнить гравюру вид Гродно Гравюра сделана в 1568 г. в Нюрберге с рисунка, сделанного в период прибытия посольств в июле 1567 г. Однако насколько "с натуры" были нарисованы московиты - неясно. Все-таки это в первую очередь панорама города (Неман, кстати, течет не в ту сторону). Московиты от литвинов отличаются (например шапками), но в целом они похожи (что, в принципе, соответствует реальности)... Изображение привлекает гусарскими тарчами и копьями у московитов. А саадаков не видно. Замечу ещё что у них ещё мунштучная узда... С повозками также вопросы. Слишком много "уникальностей" при том, что документальность зарисовки не отмечена.

oleggg888.livejournal.com

Очаровательные франты минувших лет... Гусары и кавалергарды.

Слово гусар происходит от венгерских слов husz («двадцать») и ar («подать»). Гусары – это легкая кавалерия XV-XX веков.История появления гусаров следующая:

В 1458 году венгерский король Матвей Корвин (Матьяш Корш) приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Этот вид ополчения составляли дворяне. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей – оттуда и пошло слово гусар.После распада Венгерского королевства в 1540 году гусары начали распространяться по Европе, гусарские войска начали появляться в армиях других стран.В России гусары появились еще при царе Михаиле Федоровиче Романове и состояли сначала из вербованных немцев и поляков.Только во время правления Екатерины II гусарские части стали почти полностью состоять из русских солдат, а также из русских офицеров. Эта традиция была окончательно закреплена Павлом I и действовала до самого падения империи.При Екатерине II гусарство оформилось как «идеология», которая вошла в русский менталитет и культуру. В те времена в составе гусар начали появляться люди, которые являлись представителями интеллектуальной элиты своей эпохи. Впервые сформировался образ гусара.0.Л. Кипренский. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Дениса Давыдова 1809 г

Джорж Доу. Денис Давыдов

Образ гусара хорошо знаком и узнаваем. В народной памяти осталось представление о гусарах, как о героях-любовниках, больших любителей женщин (вспомним легендарного поручика Ржевского) , любителей вина (особенно шампанского, пить которое по-гусарски – значит, из горла) и карточных игр.

Кроме этого гусары известны своей отчаянной храбростью, гусарским задором, находчивостью, бесшабашностью и героизмом.Образ гусара развивали и популяризировали Денис Давыдов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой.Русскую культуру можно считать вместилищем гусарства. Гусары существовали во многих странах, но ни одна из этих стран (кроме, разве что, родной для гусарских войск Венгрии) не приняла гусарство, как часть национального менталитета так, как это произошло в России.

( художник?)

Мадатов Валериан Григорьевич--(Мадатян Ростом)Ковалерийский генерал-лейтенант.Герой Отечественной войны 1812 года. "Русский Мюрат"

. К. Е. Маковский. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А. Бобринского.1879 г.

К Отечественной войне 1812 г. в России насчитывалось 12 гусарских полков, а к 1833 – 14 гусарских полков, а также 2 гвардейских.В 1882 году было решено переименовать гусарские полки в драгунские. После этого в России из гусарских полков осталось только 2 гвардейских.В 1910 г., через несколько лет после поражения России в русско-японской войне царь Николай II восстановил гусарские полки, их прежние названия и форму, чтобы «возродить» дух Русской армии. Таким образом, на 1914 г. всего существовало 18 гусарских полков, не считая двух гвардейских.

П. Е. Заболотский. Портрет корнета Клястицкого Гусарского полка Н. А.Томилова. 1837 г.

А. Клюндер. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Н. И. Бухарова.1838 г

(художник?)

Неизвестный художник. Портрет корнета Владимирского уланского полка.Около 1832 г.

Александр Аверьянов. Русский гусар.

Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 г. 1900-е хромолитография

Гусары в бою. Художник Виктор Болтышев

осле 1917 года возникло несколько полков Красных Гусар. Командиром одного из них был избран  унтер-офицер 13 Нарвского полка С. Д. Фандеев. Красные гусары особенно отличились летом 1919 года, когда Советская республика боролась с войском адмирала Колчака. Боевой путь полка пролёг по прикамским и уральским степям, от Уржума и реки Вятки до города Ялуторовска и реки Исеть.

1-й Красногусарский полк, он же полк «Красные гусары», командир С.Г. Фандеев

ходил в состав 30-й стрелковой дивизии, Сводного кавалерийского отряда (конной группы) Томина 3-й армии Востфронта, 10-й кавдивизии 3-й армии (1-й Рев. Армии труда), 10-й кавдивизии 3-го конкорпуса Гая Запфронта, в числе последних перешел  немецкую границу и был интернирован.

Тому предшествовали жаркие бои, когда красные конники пытались прорваться к своим товарищам. Комиссар Стального кавполка, воевавшего бок о бок с гусарами, писал в своём дневнике в период жарких боёв с белополяками: "Гусарские фуражки краснеют за валом, их сабли блестят, как молнии, в воздухе, треск пулеметов по временам сменяется залпами, и мы несемся вперед, туда, где вход в Варшаву-Плоцк".

Кавалергарды, век не долог...

«Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас» — эти слова графа А. И. Мусина-Пушкина вполне могли бы стать девизом кавалергардов.

Созданный Петром Великим, этот привилегированный полк не стал лишь «парадным войском». Свою честь и славу снискал он на полях сражения, обесмертив себя в сражениях под Аустерлицем, Бородино, Фершампенуазом,а многие офицеры-кавалергарды послужили России и на мирном поприще.

Неизвестный художник. Портрет обер-офицера Кавалергардского полка М.С.Храповицкого. 1809

М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827

Штемберг В.К. - Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д. А. Шереметева

Зичи М. Кавалергардская атака.Эпизод парада на Марсовом поле в честь визита германского Императора Вильгельма I.

Впервые кавалергарды появились в России в 1724 году в качестве почётного конвоя императрицы Екатерины I, в день её коронования. Сам Петр I стал капитаном кавалергардии, офицерами числились генералы и полковники,капралами —подполковники, а 60 человек рядовых были выбраны из обер-офицеров,причём,по свидетельству современников, «из всей армии самые великорослые и видные».

Кавалергард

Весь XVIII век это воинское формирование много раз видоизменялось: то распускалось, то рождалось вновь, — но всегда оставалось самым элитным и привилегированным полком русской армии, комплектовавшимся в основном из высшей аристократии.Вчитайтесь в их имена: Ягужинский, Меньшиков, Бутурлин, Трубецкой, Воронцов, Шувалов, братья Орловы, Потёмкин-Таврический. Такое ощущение, что перед нами — история России того времени!

Получается, кавалергарды делали русскую историю?Или наоборот: те, кто делал историю, стремились примерить мундир этого блестящего полка?

Как бы там ни было, кавалергарды всегда сохраняли статус сугубо русского формирования и даже в периоды наиболее сильных европейских влияний не превращалась в наёмное войско иноземных телохранителей, как это часто практиковалось в той же Европе.Русские кавалергарды, что в дословном переводе значит «всадники-хранители», были не только личной охраной государя императора,но понимали свой долг шире — служение России, защита всего государства.

А.И. 3ауервейд. Обер-офицер Кавалергардского полка. 1820-е гг.

В.Ф. Тимм. Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. 1853.

Картина, выполненная по заказу Николая I для подарка офицерам гвардейского Конного полка, была первым живописным полотном на тему 14 декабря 1825 г. Главное внимание в ней, естественно, уделено изображениюверных императору войск и прежде всего - Конной гвардии. Не только на полотне, но и в действительности, именно так стройно, плечом к плечу, выезжали на Сенатскую площадь эти отборные всадники. Муштра десяти послевоенных лет сделала свое дело - конногвардейцы, покорные приказу Николая I, атаковали в этот день своих собратьев - солдат-декабристов, руководимых противниками рабства и самодержавия. На первом плане - карьером возвращающийся во дворец придворный берейтор, отвозивший Николая I другим частям, спешит на площадь для подавления восстания.

А. И Шарлемань. Портрет юнкера лейб-гвардии Конного полка А.А. Вонлярлярского.1852 г

Бородино.Кавалергарды в бою. Художник Виктор Болтышев

Раненный кавалергард. Художник Ю.А. Аверьянов

К. П. Брюллов (?). Портрет генерала Оренбургского казачьего войска В. Л. Перовского.Конец 1830-х гг.

Командир Кавалергардского полка Николай Николаевич Шипов-старший.Изображён в дворцовом парадном мундире (белый колет и поверх него красная суконная кираса-супервест)Картина Ф. В. Сычкова, 1895 год,Государственный Эрмитаж

А.И.Гебенс.Группа офицеров и солдат Кавалергардского Ея Величества полка.

Неразделима история полка и с именами декабристов - героев и мучеников 14 декабря 1825 г. Около 30 офицеров-кавалергардов оказались причастны к восстанию на Сенатской площади.

Декабрист Анненков Иван Александрович - поручик Кавалергардского полка

Мирные будни гвардейцев продолжались на протяжении ста лет. Жизнь шла своим чередом: менялись полковые командиры, приходили и уходили офицеры, изменялась штатная структура и наименование. С 1894 г. полк именуется Кавалергардским Ее Величества государыни императрицы Марии Федоровны. Кавалергарды украшали своим присутствием парады и императорские смотры и по-прежнему несли службу при дворе.

( художник?) Иван Александрович Муравьев.Сын декабриста А. Н. Муравьева, родился в ссылке родителей в Иркутске. Служил в кавалерии; с 1849 корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка, с 1851 поручик, в том же году за причастность к дуэли переведен в Нарвский гусарский полк; с 1853 в лейб-гвардии в Драгунском полку, с 1854 снова в Нарвском гусарском с чином ротмистра. С 1857 адъютант генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, с 1858 майор.

Такое придворное существование продолжалось до трагического лета 1914 г. Маховик Первой мировой уже начинал раскручиваться. 21 июля в казармах на Шпалерной улице Петербурга был отслужен напутственный молебен, и ночью первый эскадрон кавалергардов уже грузился в вагоны на Варшавском вокзале. По прибытии на фронт гвардейцы вошли в состав правой группы армейской конницы 1-й русской армии и вскоре участвовали в разведке боем за пограничной рекой Ширвинт.

Однако свой первый в череде грядущих сражений настоящий бой Кавалергардский полк принял 6 августа 1914 г. у деревни Каушен. В атаку на противника кавалергарды пошли конным строем, но немецкая артиллерия поставила мощный огневой заслон.Тогда корнет Веселовский крикнул солдатам: "Кавалергарды галопом не отходят!". Этих слов оказалось достаточно, чтобы спешившись, гвардейцы снова пошли на противника. Впереди цепей с обнаженной шпагой шел командир полка генерал-майор князь Александр Долгоруков.По дорогам Первой мировой войны полк пройдет от Августовских и Козлово-Рудских лесов до Варшавы, Петракова и Свенцян, несколько раз сменит свою подчиненность, что порой не поддавалось никакой логике.5 марта 1917 г. в полк пришла телеграмма об отречении императора. Больше гвардейцам воевать не пришлось - в стране начинается революция...

Источник

P.S. И еще из истории.  Указа по случаю званого вечера в Польше:

"ПРИКАЗЪ По Суздальскому Мушкатерскому полку Ковно 20 августа 1807 г. N372

По случаю назначеннаго сего числа у Польскаго князя Сангушскаго бала и приглашенiя на таковой всъх Штабъ и Оберъ-Офицеров ввереннаго мне полка, предписываю принять къ руководству и непръменному исполненiю слъдующее: Всъмъ Штабъ и Оберъ-Офицерам быть одътымъ в новой парадной формъ при знакахъ, шарфахъ и ранцахъ.

Явиться к Польскаму князю на балъ ровно въ 8 час. вечера.

Прибывъ на балъ осмотръеть исправность своей амуницiи, дабы не было видно сквозь проръзы въ соблазнительных местахъ голое тъло.

Пришедши въ покой не сморкать на полъ, а иметь для того цълые платки.

По стенамъ покоевъ похабныхъ надписей не дълать и соблазнительныхъ членовъ человъческаго тъла не рисовать.

Когда явятся польския женщины, вести себя какъ можно скромнъй. Жопой къ лицу дамъ не поворачиваться, при разговорахъ съ красивыми шляхетками рукъ въ карманахъ панталоновъ не держать и членовъ не наяривать.

Во время танцевъ и контредансовъ ногъ своим дамамъ не подставлять, чтобы падали, къ себъ на колени не сажать и за жопы дамъ не щупать.

Въ буфетахъ до пьяна не напиваться, по углам комнатъ не плевать и пальцами не высмаркиваться.

Во время ужина за столомъ поганныхъ словъ не произносить и под столомъ соседнимъ дамамъ членовъ въ руки не класть. После ужина на балконъ срать не выходить, а отправляться для этого въ отхожiя мъста.

При прощанiи съ дамами дълать трижды поклонъ на французскiй манеръ и вообще вести себя на время бала прилично, яко подобаетъ образованному русскому офицеру. "

rulepanel.ru

Костюм и Шапка, Про Усы Русского Гусара, Форма Одежды, Описание Боев, Вооружение и Обмундирование

О гусарах сложено немало стихов и песен, ставших со временем неотъемлемой частью армейского фольклора для целой эпохи. Русские гусары, ратные подвиги которых овеяны легендами, по праву занимают одно из ведущих мест в героической летописи русского воинства. И хотя этот вид легкой кавалерии появился не в России, русскую армию сегодня трудно представить без гусарских полков. Пиком славы гусарского воинства стала Отечественная война 1812 года.

Бородино

Бородино

Рождение нового вида легкой кавалерии

В русский язык слово гусар пришло из Австрии. Именно здесь этот вид легкой кавалерии получил свое развитие, превратившись из конных отрядов ополчения в регулярные воинские подразделения. Действия польской легкой конницы и венгерских отрядов на полях сражений в Центральной и Восточной Европе показали высокую эффективность нового вида кавалерии. Польские гусары, вооруженные легким оружием, обладали мобильностью и могли выполнять различные боевые задачи. Летучие отряды успешно действовали при ведении разведывательных операций, наносили немалый урон коммуникациям противника. При умелом использовании в составе основных сил гусары прекрасно показали себя в качестве ударных подразделений. Лавина легкой конницы смогла внести смятение в ряды пехоты, расстроив боевые порядки противника. Про гусаров говорили – «Они быстры, стремительны и неустрашимы. Их атака всегда, как гром среди ясного неба».

Сербские гусары

Сербские гусары

Отвага, неустрашимость и высокое воинское мастерство были отличительными чертами гусарских отрядов. Особенности и специфика воинской службы наложили свой отпечаток на дальнейшую судьбу легкой кавалерии. Гусарские подразделения формироваться по новому принципу. Своего рода – гусары стали армейским спецназом того времени. Образовалась целая каста военнослужащих, со своими правилами, негласными законами и принципами. Быть гусаром считалось почетно и престижно. Этому способствовали образ жизни кавалеристов, специфика воинской службы.

Стоит напомнить, что гусары были в русской армии еще при царе Михаиле Федоровиче. На службе русского царя состояли наемники из Европы, сведенные в три гусарские роты. Петр I на некоторое время упразднил гусарские подразделения, однако уже в 1723 году в русской армии снова появляются гусарские кавалерийские иррегулярные формирования. Попытки превратить иррегулярную конницу в полноценные строевые подразделения предпринимались фельдмаршалом Минихом, однако успеха эта идея не принесла. Только при Екатерине II были сформованы первые регулярные гусарские полки, набираемые из числа российских граждан. Активную роль в повышении боеспособности легкой кавалерии сыграл Император Павел I. Все гусарские полки в России получили названия по месту постоянной дислокации. Летучая кавалерия стала регулярно участвовать в военных похода российской армии, став полноценным боевым инструментом современной армии.

Костюм гусара, как элемент культа бравого воина

Узнать гусара можно было издалека. Кавалеристов отличала блестящая форма, особый стиль во внешнем облике и в манерах поведения. Формированию облика бравого гусара способствовал восточно-европейский колорит. В воинском гусарском мундире можно легко увидеть черты сербского, венгерского и польского мужского платья.

Форма гвардии

Форма гвардии

В российской армии костюм гусара считался самым престижным мундиром. Недаром Гвардейские Семеновские и Преображенские полки были одеты в гусарскую форму. Начиная со времен царствования Екатерины II, все лейб-гвардейцы носили парадную гусарскую форму. Отличался костюм только цветом и мелкими деталями. Каждый гусарский полк имел свою, отличную от других форму. Имели кавалеристы и особенности во внешнем виде. Усы гусара являлись характерной чертой во внешнем облике военного, которая выдавала его принадлежность к элитному подразделению. По длине и завиткам кончиков усов гусара, можно было определить, к какому полку приписан военнослужащий, какого он звания.

История с военным мундиром для гусарских полков в России имеет разное толкование. Однако ввиду того, что этот вид кавалерии пришел из центральной Европы, русские кавалеристы унаследовали детали венгерского, сербского и польского обмундирования. Традиционно польские и австрийские гусары носили яркие мундиры с элементами венгерского и польского национального костюма, имели головные уборы отороченные мехом. Костюм гусара в любой обстановке, на поле боя или в парадном строю отличали пышность и красочность.

Первые гусарские отряды носили меховые шапки и короткие полушубки. Постепенно легкая конница отошла от кольчуги и других защитных доспехов. Форма становилась более удобной и практичной. Вместе с тем, образ жизни гусар вносил свои коррективы в стилистику военного мундира. Однако без изменения остались основные детали воинского мундира, такие как доломан и ментик.

Эти элементы костюма стали обязательными и сохранились до самых последних дней существования этого вида кавалерии.

Доломан представлял собой короткую куртку со стоячим воротником. Короткая длина была выбрана не случайно, так как частое нахождение всадника в седле требовало более удобной и комфортной одежды. В Венгрии, откуда и пришли к нам гусары, доломан считается традиционной формой одежды военного всадника. В качестве элемента верхней одежды использовался ментик, короткая куртка – накидка, отороченная мехом. Однако ментик помимо своей основной функции, играл важную роль в создании облика всадника. Специально был придуман и стиль ношения ментика. Его одевали на один рукав и цепляли боком к доломану, создавая неповторимый образ бравого вояки. Эта традиция прижилась в легкой кавалерии, став неотъемлемым элементом ношения военного мундира.

И доломан, и ментик имели яркие мелкие детали, подчеркивающие парадность военного костюма. На груди доломан был расшит 15 шнурованными петлями. Для офицерского состава петли имели золотую или серебристую расцветку, для рядового состава гусарских полков петли делались из обычного шелкового шнура желтоватого или серебристого цвета. Особое место на груди занимали пуговицы. Офицеры на доломане и ментике носили позолоченные пуговицы. Солдатские мундиры оснащались медной фурнитурой. Оторачивал петли на доломане галун, который на офицерской форме был золотистого цвета. Аналогичным образом обшивался и украшался ментик.

Веяния времени

С годами гусарский костюм претерпел изменения. Сказались попытки унифицировать военную форму, привести ее в определенный порядок. Количество петель на мундире могло варьироваться от 11 до 18 шт. Число шнуров и цветовая гамма так же претерпели изменение. Каждый гусарский полк имел свои отличия на мундире, начиная с цветового оформления и заканчивая цветом меховых обшлагов. Форменным стал и головной убор. Меховая шапка уступила место киверу, который можно смело назвать настоящим произведением искусства.

Черный цилиндр был обязательно обозначен петлицей и кокардой, которые говорили о звании кавалериста и его принадлежности к воинскому подразделению. Венчал головной убор султан. Кивер крепился на голове с помощью ремешка – чешуи. Шапка гусара стала на определенное время главным отличительным признаком принадлежности военнослужащего. В таком виде гусарский кивер продолжал оставаться долгое время. Менялась только высота головного убора, цвет султана.

Мундиры царской армии

Мундиры царской армии

Начиная с XVIII века, гусары получили полевую и парадную форму. Для действия в полевых и боевых условиях кавалеристам предназначалось более сдержанное обмундирование. Ограничено количество металлических и блестящих частей. Уменьшена высота кивера и убраны с головного убора металлические части. Стандартизировался цвет униформы. Вместо разноцветной формы, полевая гусарская форма стала зелено-серой. Парадный гусарский мундир продолжал оставаться ярких цветов. Для гвардейских полков было принято носить воинский мундир белого или красного цвета. Рейтузы, остались обязательным атрибутом парадной одежды, перейдя на униформу других родов войск. В полевых условиях было принято носить длинные узкие или прямые брюки.

Гусары XX век

Гусары XX век

Помимо знаков отличия на кивере и цвету галунов, отличительными признаком являлась меховая оторочка на рукава и обшлагах доломана и ментика. Для высших офицеров было принято носить бобровый мех. Унтер-офицеры и капралы носили мундиры отороченные чернобуркой. Рядовой состав носил доломаны, украшенные заячьим мехом.

В заключение

Костюм гусара продолжал долгое время оставаться в армии самым ярким и выразительным. Не только в русской армии, но и в армиях других государства, гусары всегда были впереди. Их присутствие на поле боя всегда можно было определить по внешнему виду всадников и стилю атаки. Атрибутика, сопровождающая гусаров на всем протяжении их существования, манеры поведения, стиль жизни и боевые заслуги давали обильную почву для армейского фольклора. В гусарских полках служила элита общества. Нередко в составе гусарских полков проходили службу ученые и поэты, художники и артисты. Русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов служил в составе Ахтырского гусарского полка. Сумел отличиться службой в лейб-гвардейском полку поэт Михаил Лермонтов. Гусарами были такие известные личности, как поэт Александр Грибоедов, писатель Михаил Булгаков и будущий Президент Финляндии — маршал Маннергейм.

Гусарские полки входили в состав русской армии до самого краха Российской Империи, считаясь элитными подразделениями.

militaryarms.ru

Описание картины Ореста Кипренского «Портрет Давыдова»

Описание картины Ореста Кипренского «Портрет Давыдова»

Орест Адамович Кипренский нарисовал портрет Давыдова в 1809 году, когда войны с Наполеоном только начинались. Эта картина – отражение господствовавшего в то время поэтического культа храброго и сильного героя, готового душу отдать за Родину. Портрет ассоциируется с Денисом Давыдовым по причине его известности, хотя из подписи следует, что это Ев.В. Давыдов, менее известный брат поэта.

Само произведение представляет собой парадный портрет молодого и лихого гусара в чине полковника. Он нарисован в полный рост, его поза небрежна и несколько картинна. Его костюм – красный лейб-гусарский мундир, белые рейтузы и низкие сапоги. Кивер снят с головы и лежит слева от гусара, а сабля используется вместо опоры.

Краски, которыми выписан его костюм, мрачный предгрозовой пейзаж, на фоне которого стоит гусар, только усиливают впечатление от персонажа картины – это храбрый воин, человек долга и романтический мечтатель. Лицо гусара мужественное и одухотворенное. В отличие от военных портретов других живописцев, Кипренский не сосредотачивается на бранной удали персонажа, а уделяет основное внимание раскрытию его личности.

По поводу этого портрета искусствоведы и по сей день ломают копья, кто же в действительности изображен на ней – знаменитый Денис Давыдов или же его двоюродный брат Евграф, который также был одним из героев войны 1812 года. И у той, и другой версии есть свои сторонники. В пользу первой версии говорит тот факт, что сыновья Дениса Давыдова называли это произведение портретом своего отца и просили у академии искусств позволения его сфотографировать.

Некоторые из исследователей высказывают мнение, что изображенный на картине гусар является собирательным образом русского офицера тех лет, героя того бурного времени, каким, собственно, и был Денис Давыдов.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта