Сюрреализм. Сюрреалистическая картина
Сюрреализм - olva_makeup
Итак, что же такое сюрреализм.Весной 1917 года поэт Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин "сюрреализм" в своём манифесте "Новый дух", написанном к скандально нашумевшему балету "Парад". Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина. Премьера состоялась в 18 мая 1917 года в парижском театре Шатле и вызвала скандал. Несмотря на это, «Парад» оказался вехой и переходным произведением музыки и театрального искусства начала XX века. Его партитура, включающая дискретные звуки, резко отличалась от существующей композиторской практики Франции, она породила новые течения не только во французской, но и в мировой музыке. Под её влиянием сформировалась «Шестёрка» с примыкающими к ней композиторами и «Аркёйская школа» (фр. L'école d'Arcueil). «Парад» оказал влияние и на Игоря Стравинского, впоследствии положив начало целому периоду в его творчестве.Аполлинер назвал спектакль «более правдивым, чем сама жизнь» и, описав его как «своего рода сюрреализм» (фр. une sorte de surréalisme), впервые в истории употребил этот термин, обозначивший целое художественное течение начала XX века.Т.е.сюрреализм - это сверхреализм.
Гийом Аполлинер
И уже на заре существования, видим, что сюрреализм связан с принципиально новыми, новаторскими течениями и скандалом.
Что же было дальше?В 1919 г. молодыми поэтами Луи Арагоном, Андре Бретоном и Филиппом Супо был основан журнал «Litterature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля», сплошь состоящая из одного из главных методов сюрреализма - «автоматического письма» (т.е. ты пишешь, находясь в бессознательном состоянии). Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. Тцара, П. Элюар, Б. Пере, М. Дюшан, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массой), которые затем составят ядро первой группы сюрреалистов. В 1922 г. Бретон предлагает использовать термин «сюрреализм» для обозначения их движения; в 1924 г. он публикует «Манифест сюрреализма»; основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Массон и Миро создают первые сюрреалистические картины. Этот год считается официальным годом возникновения сюрреализма как художественного направления.Зародившись в атмосфере разочарования, характерного для французского общества после Первой мировой войны, сюрреализм принимает форму протеста против культурных, социальных и политических ценностей. Сюрреалистский канон формулируется в тройственном лозунге: “Любовь, красота, бунт”. “Переделать мир”, как говорил Маркс, “изменить жизнь”, как говорил Рембо: для нас эти два приказа сливаются в один”, — провозглашал Бретон (1935).Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния.С началом Второй мировой войны центр сюрреалистического движения перемещается из Франции в США, где в него вливаются новые силы, проходят масштабные выставки, манифестации, издается новый журнал, появляются различные публикации. Крупные художники-сюрреалисты работают самостоятельно, не включаясь официально в те или иные группировки сюрреалистов. Со смертью в 1966 г. Андре Бретона, который являлся главным инициатором организованного движения сюрреалистов, оно фактически прекращает свое существование. Тем не менее отдельные сюрреалисты и особенно сюрреалистические методы творчества продолжают существовать как в чистом виде, так и внутри других арт-практик на протяжении всей последней трети XX столетия.
Вообще говоря, сюрреализм подготовил человека к восприятию более молодых абстрактных направлений в искусстве, например, кубизма. Богатство форм и методов, использовавшихся сюрреалистами, не могли не оказать влияние на дальнейшее развитие искусства во всем мире.
Декларация сюрреалистов от 27 января 1925 г.1. У нас нет ничего общего с литературой. Но мы, как и все, способны, в случае необходимости, воспользоваться ею.2. Сюрреализм — не новое или более простое средство выражения, это даже не метафизика поэзии: это средство полного освобождения духа и всего, что на него похоже.3. Мы полны решимости свершить Революцию.4. Мы приклеили слово СЮРРЕАЛИЗМ к слову РЕВОЛЮЦИЯ исключительно для того, чтобы показать незаинтересованный, изолированный и даже совершенно отчаянный характер этой революции.5. Мы не претендуем на какое-либо изменение в нравах людей, но хотим продемонстрировать хрупкость их мыслей: они установили свои дрожащие дома на подвижном фундаменте с пустыми полостями.6. Мы делаем Обществу торжественное предупреждение: Пусть оно следит за собой — ни один ложный шаг, совершённый его духом, не останется без нашего внимания.7. Общество найдёт нас на каждом повороте своей мысли.8. Мы специалисты по Бунту. Нет такого средства, которое мы не были бы способны применить в случае необходимости.9. Повторяем ещё раз специально для западного мира: сюрреализм существуетНо что же это за новый изм, который прикреплён теперь к нам?СЮРРЕАЛИЗМ — не поэтическая форма. Это крик духа, который обращается к себе самому, в отчаянии решился он разорвать свои путы и при необходимости воспользуется материальными молотками.
Макс Эрнст, «Дева Мария наказывает младенца Христа перед тремя свидетелями». «Три свидетеля» – «три «волхва» – Макс Эрнст, Андре Бретон, Поль Элюар
Что принципиально нового внес сюрреализм в искусство?«Нам хорошо известно, что говорить можно не все, говорить можно не обо всем и не при любых обстоятельствах и, наконец, что не всякому можно говорить о чем угодно. Табу на объект, ритуал обстоятельств, привилегированное или исключительное право говорящего субъекта — здесь мы имеем дело с действием трех типов запретов, которые пересекаются, усиливают друг друга или компенсируют, образуя сложную решетку, которая непрерывно изменяется» (Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. )"Существует непреложная воля к истине, в зависимости от исторического момента принимавшая на Западе самые разные формы, и она пытается оказывать на остальные типы дискурса — например, литературное творчество — или другие способы выражения «своего рода давление и что-то вроде принудительного действия». Достаточно вспомнить о непременном соотнесении западного искусства и литературы с требованием правдоподобия вплоть до эпохи натурализма — и даже позже, — чтобы осознать всю подспудную мощь этого принуждения. С момента своего зарождения во Франции в 1919 г. сюрреализм решительно восстает против подобных разграничений. Видеть подлинную суть этих лабиринтов с особой проницательностью и силой ему помогают характерные для тех послевоенных лет безысходность и уверенность в бессмысленности существования. Оставив позади излом варварской бойни, а в настоящем провидя слишком уж быстро успокоившееся сознание новой Европы — смыкающееся и замыкающееся в себе самом, — сюрреализм порождает настоящую стихию глобального протеста и сплетает сеть принципиально иных отличий. Если попытаться в самых общих чертах определить глобальный проект сюрреализма, то он заключается в том, чтобы сплавить желание с дискурсом человека, а эрос — с его жизнью, уничтожить само понятие неподобающего или непристойного, заставить подсознание человека заговорить в полный голос и выявить разного рода патологии языка, а поиски правдоподобия в искусстве заменить чудесной игрой воображения, провозгласив его основным движителем человеческого духа. Именно здесь и берет начало феномен жизни-как-поэзии — жизни, где бьет ключом невероятное, необыкновенное и неописуемое, где соответствие реальности не почитается более безусловным эталоном и где истину не ищешь, но живешь каждый день — опровергая посредственную обыденность, располагаясь в стороне от тех рельсов, что пролагает для тебя вездесущее общество. Этот сдвиг в системе моральных и интеллектуальных ценностей, на которых покоилось многовековое здание европейской культуры, был воспринят тогда — и нередко воспринимается до сих пор — как извращение или искажение самого смысла деятельности человека: иначе говоря, как антигуманизм.Не приемля мир таким, какой он есть (поскольку «реальность», как правило, скрывает за собой привычку), сюрреализм стремится одновременно «преобразить мир» (Маркс) и «изменить жизнь» (Рембо) при помощи бунта — политического и поэтического. Отвергая априорную логику, сюрреализм призывает к освоению возможностей хаоса, который предлагает создать, руководствуясь бессознательными импульсами и главенством Оно." (Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм)
Сюрреализм отказался от четкой констатации факта, от реализма, от единой для всех истины и ярого стремления к ней. Он дал волю бессознательному, воображению - любому. Поэтому, наверное, в рамках сюрреализма так много художников и творцов, абсолютно непохожих один на другого, и ничем не связанных.
Поэтому«Ныне воображение готово вернуть себе свои права»
Макс Эрнст. Автопортрет
Что же можно считать основными характерными чертами сюрреализма?
- Примитивизм.Увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка, душевнобольного, дикаря — идеал сюрреалистического наблюдения: “Глаз существует в первозданно-диком виде” (Бретон). Сюрреалисты проявляли большой интерес к примитивному искусству: многие из них коллекционировали “первобытные объекты”, созданные коренными жителями Америки, Индонезии, Океании (не утратив окончательно интереса и к столь любимому кубистами негритянскому искусству), в чем они немало способствовали развитию научной антропологии 30-50-х гг.
- Связь с мифами, глубинными архетипами, но в то же время развенчание мифов.Само искусство рассматривается как мифологическое, особый статус субъекта естественно влечет за собой идею коллективного творчества, формулировка которого заимствуется у Лотреамона (французский прозаик и поэт, поздний романтик, предтеча символизма и сюрреализма): “Поэзия делается всеми. Не одним человеком”. Наряду с широким использованием и пародированием мифов уже существующих (кельтских, индейских и др.), и в т.ч. литературных и художественных (библейские мифы, Вильгельм Телль, Эдип...), для сюрреализма характерно стремление к созданию собственных мифов, особо обостряющееся в 30-е гг., когда создание “нового мифа” (разумеется, в социальном смысле) расценивается Бретоном как средство борьбы с мифом фашистским.Сюрреализм как искусство тонкое, искусство сложное, искусство в истинном понимании этого слова - против тоталитарного режима.
- Юмор, ирония.Также очень характерны для сюрреализма, квинтэссенция которого заключена в концепции “черного юмора” Бретона. “Черный юмор” позволяет отомстить враждебности мира, делая вид, что встает на его сторону, или перенося свою тоску на безличные механизмы, чтобы парадоксальным образом наслаждаться юмором в самом сердце драмы. Анархически отрицая всякую ценность, “черный юмор” находится за пределами карнавального осмеяния, в котором противопоставлены профанное и сакральное, он приближается к понятию абсурда.
- Игра.В основе сюрреалистического творчества и деятельности лежит игровое начало. Игра, "отвлеченная от любого материального интереса и полезности", пробивающая брешь в банальности, игра, противопоставленная труду (в марксистском смысле этого слова, как отчуждающей деятельности), оказывается для сюрреализма выражением абсолютной свободы и средством постижения сущности бытия.
- Соединение несоединимого.Помня, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям сюрреализма. Творения сюрреализма погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Это какие-то параллельные миры подсознания и сверхсознания, в которых бывало или бывает наше «Я», когда разум (или скорее рассудок) ослабляет по той или иной причине свой контроль над ним; когда дух человека устремляется в творческом порыве на поиски своей духовной родины.
- Понятие ready-made (реди-мейд, готовый объект)Наделение уже известных объектов новыми свойствами, представление бытовых вещей как художественных объектов. Схож с п.2В 1913 Марсель Дюшан, представивший на художественной выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства, положил начало жанру ready-made (1915), активно практикуемому в сюрреализме. “Готовый объект”, а вслед за ним т.н. “сюрреалистический объект”, который может быть и “готовым”, и “составленным из готовых частей”, получают в сюрреализме множество толкований, они рассматриваются как магическая по природе своей “находка”, как иррациональный “объект, увиденный во сне” (Бретон), “основанный на фантазмах и представлениях, которые могут быть провоцированы реализацией бессознательных актов” (Дали). Авторство художника или писателя, использующего ready-made, состоит в перемещении предмета из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему предмет открывается с неожиданной стороны, в нём проступают не замечавшиеся вне художественного контекста свойства.
А как же фотография? Она играет очень важную роль в сюрреализме.Фотография оказывается сюрреалистическим искусством главным образом благодаря гибкости своих изобразительных возможностей, обогащенных изобретением новых приемов. Ман Рей изобретает в начале 20-х гг. метод фотографирования “без объектива”, раскладывая на фотобумаге самые обыкновенные предметы, которые после проявления обретали фантастический вид, несмотря на узнаваемость их контуров. Этот метод называется фотограмма, но Ман Рэй называет его рейография. В честь себя, конечно же =)
Фотография воспринимается как искусство, концентрирующее в себе присущую сюрреализму непосредственность. Бретон говорил, что “автоматическое письмо... это настоящая фотография мысли”, Дали называл процесс воплощения паранойя-критического метода “фотографией вручную”. Фотография может становиться у сюрреалистов частью коллажа — живописного, скульптурного или текстового (например, использование фотографий Буаффара в романах Бретона).
Ман Рэй "Скрипка Энгра"Эта работа Ман Рэя — что-то вроде фотографического каламбура, «непереводимой игры слов», а точнее образов.Во Франции есть поговорка, которую буквально перевести можно как «это его скрипка Энгра». (А перевод из словарей будет таким: это его «конёк», его слабость, его любимое занятие /не профессиональное/, подобно тому как художник Энгр увлекался игрой на скрипке).Так вот, в этой фотографии происходит совмещение образа скрипки, на которой обожал играть Энгр (и одновременно тут впечаталась французская поговорка) — и воспоминаний о картинах Энгра, о его обнаженных одалисках в тюрбанах
Бекстейдж =) Слева - сам Ман Рэй.
А что же сами отцы-основатели думали о своем "детище"?Лидер французского сюрреализма Андре Бретон в "Манифесте сюрреализма" 1924 г. писал: "Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм"
Андре Массон. Портрет Андре Бретона
Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы: 1) автоматизм.В 1924 г. Андре Массон стал делать автоматические рисунки. Используя ручки и индийскую тушь, он позволял своей руке быстро странствовать по листу бумаги, и возникающие при этом случайные линии и пятна вливались в образы, которые он либо развивал дальше, либо оставлял как есть. В лучших из этих рисунков наблюдается удивительная связность и текстуальное единство. Для художника важны были метаморфозы образов, то, как один из них превращается в другой. Так, голова лошади или рыбы могла трансформироваться в некий сексуальный образ.
Андре Массон "Torso", 1926
Другой художник-сюрреалист, Хуан Миро, описывал свой опыт так: "Я начинаю рисовать, и пока я рисую, картина сама начинает утверждать себя под моей кистью. Пока я работаю, некая форма становится знаком женщины или птицы. Первая стадия - свободная, бессознательная. Вторая стадия - внимательно выверенная".
Хуан Миро "Карнавал Арлекина". 1924 г
2) использование так называемых обманок (trompe-l'oeil)Этим прославился Рене Магритт. Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. Изображаются на них обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.
Рене Магритт "Человеческий удел"
И названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и почти всегда никак на первый взгляд не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. «Я взял себе <…> ориентир <…> — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком» (лекция 1938 года).Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.А вот музей художника в Брюсселе =)
3) сновидческие образыТут первым на ум приходит Дали. Его живопись академически выверена, но при этом ситуации, изображенные на картинах, настолько нереальные, настолько как будто бы из мира сна.Впрочем, сам Сальвадор Дали и не скрывает, что использует сновидческие мотивы. Рассмотрим для примера его картину, в названии которой уже фигурирует слово "сновидение" =)
Сальвадор Дали "Сновидение, вызванное полетом пчелы вокруг плода граната, за секунду до пробуждения"Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плите, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.
Впрочем, не только Дали черпал вдохновение из снов. Для многих сюрреалистов это зыбкое, пограничное состояние очень важно: «Когда Сен-Поль Ру (французский писатель и поэт-символист) под утро отходит ко сну, он прикрепляет на двери табличку: “Поэт работает”. Бретон записывает: “Тихо. Я хочу пройти туда, куда еще никто не прошел, тихо! — К Вам, любезнейший язык”» (Вальтер Беньямин. Сюрреализм. Моментальный снимок нынешней европейской интеллигенции)
«Процесс познания исчерпан, — писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», — интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Отсюда грезы, сны, всевозможные видения осознаются сюрреалистами как единственно истинные состояния бытия. Искусство осмысливается ими поэтому как своего рода наркотическое средство, которое без алкоголя и наркотиков приводит человека в состояние грез, когда разрушаются цепи, сковывающие дух. Сердцевину сюрреализма составляет, согласно Бретону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами».
Рене Магритт. "Это не трубка"
При этом, подчеркивает Бретон во «Втором манифесте сюрреализма», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием». Глобальное восстание против разума характерно для всех сюрреалистов, которые остро ощущали его недостаточность в поисках основополагающих истин бытия.
Андре Бретон
Исследователи же различают два главных течения в живописи сюрреализма: так называемый органический (или биоморфный) и натуралистический (или сверх-реализм). Первый считается наиболее «чистой» формой сюрреализма, ибо в нем принцип «автоматического письма» соблюдается с большей последовательностью. Работы этого направления (к его главным представителям относят Миро, Массона, Матта) строятся на создании неких ино-миров с помощью полуабстрактных биоморфных существ и форм, далеких от форм визуально воспринимаемой действительности. Другое направление (главные представители Дали, Магритт, Дельво) творит парадоксальные миры путем объединения иллюзорно выписанных предметов и существ реальной действительности и созданных воображением художника в некие предельно абсурдные с точки зрения обыденной логики сочетания и ситуации. Это направление (его эстетику и теорию наиболее полно изложил в своих книгах и статьях Сальвадор Дали) более осознанно опирается на фрейдизм, как бы визуально иллюстрируя многие его положения.В теории сюрреализма можно обнаружить и следы учения о подсознании Фрейда, разработавшего метод «свободных ассоциаций», который позволяет переходить из сознания в подсознание. Но эти мысли в творчестве сюрреалистов реализованы по-разному: например, Дали на своих полотнах с помощью тщательной проработки деталей изображал то, что больше напоминает кошмарный сон или галлюцинацию,
Сальвадор Дали «Незримый человек» (1929)
а Макс Эрнст картины создавал «отключив» сознание, благодаря чему из-под его кисти выходил ряд произвольных образов.
Макс Эрнст «Охотник», 1926
Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой половины XX в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры второй половины XX в. Художественные находки сюрреализма активно используются практически во всех видах современного искусства — в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых современных арт-практиках и проектах.
"Они первые из тех, кто окончательно разделался с закосневшим либерально-гуманистическим идеалом свободы, поскольку для них не подлежит сомнению то, что “свободой, которая на этой земле может быть обретена лишь ценою тысяч жесточайших жертв, неограниченной свободой, надо наслаждаться в ее полноте и без всяких прагматических расчетов, до тех пор, пока она не кончится”. И это для них доказательство того, “что борьба за освобождение человечества в ее самой скромной революционной форме (которая все же, в любом случае, есть именно освобождение) остается единственным делом, которому стоит служить”".Вальтер Беньямин
"Наконец, в еще меньшей степени сюрреализм является литературной или художественной школой [...] Он появился на свет из осознания того смехотворного удела, который уготован в этом мире человеку и его мыслям, и отказа с этим уделом смириться" (Жан-Луи Бедуэн, 1961 г.)
"Ужас смерти, потусторонние кабаре, погружение в сон даже самого здорового рассудка, обрушивающаяся на нас стена будущего, Вавилонские башни, зеркала неосновательности, непреодолимая стена грязноватого серебра мозгов - эти слишком увлекательные образы человеческой катастрофы остаются, возможно, всего лишь образами. Все заставляет нас видеть, что существует некая точка духа, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое и непередаваемое, высокое и низкое уже не воспринимаются как противоречия. И напрасно было бы искать для сюрреалистической деятельности иной побудительный мотив, помимо надежды, определить такую точку" (Андре Бретон, "Второй манифест сюрреализма", 1930 г.)
"Быть ничем Быть всем Открыть бытие N"
Почитать:http://magazines.russ.ru/nlo/2004/68/ben1.htmlhttp://kovalev-edu.livejournal.com/https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D1%8E%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC - цитаты про сюрреализмhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4_(%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82) - балет "Парад"
При написании были использованы следующие источники:http://ec-dejavu.ru/s-2/Surrealism.htmlhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/674/%D0%A1%D0%AE%D0%A0%D0%A0%D0%95%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9Chttp://painting.artyx.ru/painting/item/f00/s00/e0000211/index.shtmlhttp://demian123.livejournal.com/462059.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%B4https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8E%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
olva-makeup.livejournal.com
Сюрреализм в живописи
Сюрреализм – это особое течение в кинематографе, живописи, литературе. Сформировалось оно во Франции в 1924-м году. Считается, что закончил свое существование сюрреализм в 1969-м году.
Это направление оказало существенное влияние на формирование человеческого сознания. Основными его деятелями являлись Сальвадор Дали, Луи Арагон, Хуан Миро, Андре Бретон, Луис Бунюэль.
Возникнув как литературное, течение приобрело статус определенного движения в современном ему искусстве в целом. Последователи сюрреализма не ставили целью сформировать школу или направление. Они стремились к осуществлению "глобального революционного проекта", относящегося ко всем сферам мышления и деятельности. Сюрреализм должен был стать новым способом сознания.
Направление пережило несколько общественных кризисов, Вторую Мировую войну. Постепенно проникая в массовую культуру, сюрреализм стал компонентом постмодернизма. Аполлинер (французский поэт) назвал свои произведения, в которых были показаны бессвязные человеческие ощущения, изображающими нечто большее, чем действительность. Таким образом, он объяснял, что такое сюрреализм.
Немного позднее Андре Бретон употребил этот термин. Он издал журнал сюрреализма в Париже, опубликовал его концепцию как нового направления в искусстве.
1924-й год считается тем моментом, с которого начал существовать сюрреализм в живописи. К последователям течения присоединился Андре Массон и Макс Эрнст. В 1925-м году состоялась первая выставка сюрреалистов. На ней были выставлены картины совершенно друг на друга непохожих художников. Сюрреализм в живописи отражался в полотнах таких мастеров, как Пикассо, Миро, Анри, Эрнст, Кирико, Клее и прочих.
По мнению Бретона, новое направление было призвано отражать тайные желания и потребности человека. А для того, чтобы постичь сюрреализм в живописи или в другой сфере культуры, достаточно было обладать детской непосредственностью и восприимчивостью.
Изобразительное искусство направлено, главным образом, на наиболее сильное из всех физических чувств – зрение. Именно оно позволяет управлять миром. Сюрреалисты придавали зрению огромное значение. Реальность имела для них ценность только в том смысле, в котором была понятна им.
Сюрреализм в живописи, как и в других сферах культуры, развивался под воздействием философии интуитивизма Бергсона, а также теории о психоанализе Фрейда.
Последователи направления были недовольны существовавшей действительностью. Свои недовольства они выражали в произведениях искусства. Сюрреалисты объявляли реальность источником всего зла, выступали против абстрактного мира в целом. Они считали, что не нужна никакая социальная революция. Изменить положение вещей можно, отказавшись от логики, разума, обычного, традиционного мировосприятия, абсурдного, неудовлетворительного разграничения вещей на прекрасные и уродливые, хорошие и плохие, ложные и правдивые. Сюрреалисты пропагандировали отказ от привычных представлений, отражающих нормы человеческих взаимодействий.
Изобразительное искусство считалось главной сферой художественной практики последователей движения. Следует отметить, что в эту область была включена не только живопись, но и скульптура. К сюрреалистическому искусству относят и коллажи, фроттажи, рейографы и прочие методы, введенные кубистами. Фроттаж, например, создавали при помощи перенесения на бумагу естественных рисунков предметов, подложенных под нее. Процесс осуществляли натиранием бумаги при помощи куска свинца. Таким образом, появлялись фантастические пейзажи, формы призрачных животных, птиц, проступавшие с положенных специально под бумагу предметов.
fb.ru
Сюрреализм - это... Что такое Сюрреализм?
Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.
Общая характеристика
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.
История сюрреализма
Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».
Gedicht aus den CalligrammesХотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.
Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния.
Наследники сюрреализма
Сальвадор Дали, Арно Брекер и Эрнст Фукс составляли «Золотой треугольник», и все втроём являлись членами Ордена Александра Великого.
Как-то Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким как, например, Виженари арт.
Современный сюрреализм
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 июня 2011. |
В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами. Таким образом, сюрреализм эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.
См. также
Литература
- Антология французского сюрреализма. 20-е годы. (сост., комм. и пер. С.Исаева и Е.Гальцовой) М.: ГИТИС, 1994
- Шеньо-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.: НЛО, 2002
- Энциклопедический словарь сюрреализма. Сост. Т.В. Балашова, Е.Д. Гальцова. М.: ИМЛИ РАН, 2007
- Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012
- “Surrealismus” ,Brodskaia.N.V ,New York, Parkstone Press International, 2009 (255 стр.,195 илл.,11 авт. Листов текста) (нем., англ., фр. Яз)
Ссылки
Работы Андре Бретона
Обзорные сайты
Сюрреализм и политика
Поэты-сюрреалисты
dic.academic.ru