Святой Христофор (картина Босха). Святой картина


Святой Себастьян (картина Перуджино) — WiKi

«Святой Себастьян» — картина итальянского художника эпохи Раннего Возрождения Пьетро Перуджино из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина и является погрудным портретом раннехристианского Святого Себастьяна, пронзённого стрелами по приказу римского императора Диоклетиана. На стреле, застрявшей в шее, имеется подпись художника: «PERUS PERUSINUS. PINXIT», сделанная золотой краской[1].

Вероятнее всего картина выполнена Перуджино в 1493—1494 годах и является дальнейшим развитием образа Святого Себастьяна, по сравнению с его же картиной 1490 года (ныне в Стокгольме в Национальном музее Швеции). Остановившись на этом образе, Перуждино в дальнейшем неоднократно обращался к нему и использовал в различных работах как посвящённых исключительно Святому Себастьяну, так и в многофигурных композициях. Из многочисленных работ Перуджино наиболее близка к эрмитажной картина «Мадонна с младенцем между Святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном» из галереи Уффици и одноименная картина из коллекции Лувра. В отличие от многих других работ эрмитажная картина является единственной, где лицо и тело главного персонажа как бы выступает из тьмы к зрителю, во всех остальных работах Св. Себастьян запечатлен на светлом фоне.

Картина находилась в собрании князей Волконских в Риме, затем была продана в коллекцию маркизы Н. В. Кампанари, откуда в 1910 году по инициативе Э. К. Липгарда была выкуплена для Эрмитажа. Выставляется в Большом (Старом) Эрмитаже в зале 213[2].

Другие сохранившиеся работы Перуджино со Святым Себастьяном:

  • Св. Себастьян среди Святых Роха и Петра. 1478. Фреска в церкви Св. Марии в Маршано.

  • Мадонна с младенцем между Святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном. 1493. Галерея Уффици, Флоренция.

  • Св. Себастьян на картине «Алтарь Тези». Ок. 1500. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

  • Мученичество Св. Себастьяна. 1505. Фреска в церкви Св. Себастьяна в Паникале.

ru-wiki.org

Святой Христофор (картина Босха) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1504 года

«Святой Христофор» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Св. Христофор был чрезвычайно любимым святым в эпоху позднего средневековья и считался защитником от эпидемий.

На картине изображен гигант в развевающемся за плечами красном плаще, который переходит реку, неся на спине младенца Иисуса. По легенде, св. Христофор служил царю и самому дьяволу в поисках могучего и достойного хозяина, и поиски завершились лишь после того, как отшельник обратил его в христианство. Отшельник стоит внизу справа у самой воды, но его скит в ветвях дерева превращён в разбитый кувшин, где лукавый устроил таверну. Выше изображён человек, карабкающийся по ветке к пчелиному улью — традиционному символу пьянства. На дальнем берегу реки из-за развалин показывается дракон, и его появление приводит в ужас купальщика. Ещё дальше, почти у самого горизонта, виден объятый заревом город. Все эти зловещие детали напоминают пейзаж на боковых частях триптиха «Воз сена», но, в отличие от паломника, св. Христофор надёжно защищён тем, кого он несёт на спине.

Напишите отзыв о статье "Святой Христофор (картина Босха)"

Отрывок, характеризующий Святой Христофор (картина Босха)

– Пойдем. – А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело! И Наташа побежала по коридору. Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню. В приятну ночь, при лунном свете, Представить счастливо себе, Что некто есть еще на свете, Кто думает и о тебе! Что и она, рукой прекрасной, По арфе золотой бродя, Своей гармониею страстной Зовет к себе, зовет тебя! Еще день, два, и рай настанет… Но ах! твой друг не доживет! И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала: – Мама велела вас просить танцовать. – Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем… И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке. Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим , с приехавшим из за границы . Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.

wiki-org.ru

Святой Марк (картина Халса) — WiKi

Метаморфозы«Святого Марка»:

Frans Hals 085 before restoration 01.jpg 

Пририсованкружевной воротник,чтобы продать святогокак «Неизвестного кавалера»

Frans Hals 085 (before restavration).jpg

 

«Темный» колорит

Frans Hals 085.jpg 

Картина после расчистки,демонстрирующая яркие краски

Изначально картина являлась циклом изображений четырёх Евангелистов. Эти работы искусствоведами Сеймуром Слайвом[1] и Клаусом Гриммом[2][3] датируются серединой 1620-х годов.

Об обстоятельствах, приведших к заказу картин, ничего не известно. 4 картины, возможно, были написаны для католической или лютеранской церкви, хотя небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предполагать, что они были сделаны для небольшой частной капеллы, или возможно для нелегальной католической церкви (schuilkerk) в Гарлеме, или даже для частного дома. В Гарлеме католические службы были разрешены в апреле 1581 года, но домашние капеллы были и раньше[2]. Хотя, возможно, заказчик был протестантом, либо же Хальс написал их вообще для себя — как это сделал Тербрюгген с аналогичным циклом и Рембрандт с апостолами. Гримм и Слайв соглашаются, что скорей всего, заказ был частным, а не секулярным. До XVIII века полотна находились на родине. Первое письменное упоминание о цикле картин относится к 1760 года, когда они упоминаются в числе наследства художника Герарда Хоета-мл.

Провенанс
Дата Владелец
до 1760 Коллекция Gerard Hoet (II) (1698—1760). После его смерти имущество распродано.
25—28.8.1760 Продажа коллекции Gerard Hoet (II) у Franken & Thol, Гаага. Лот 134: «De vier Evangelisten, zynde vier Borst-Stukken met Handen, door F. Hals; hoog 26 1/2, breet 21 duimen». Цена — 120 флоринов, приобрел Jan Yver
Дата неизвестна Приобретен F.W. baron van Borck (Амстердам), прусский коллекционер
13.4.1771 Анонимная продажа Rietmulder, Гаага (аукционный дом). Лот 34 «4 евангелиста»
1.5.1771 Приобретена обратно аукционером Jan Yver на анонимной продаже в аукционном доме H. de Winter & J. Yver, Амстердам, за 33 флорина. Ивер собирал вещи по заказу императрицы Екатерины II
20.3.1812 Передана в церковь (Крым)[4]
с 2013 ГМИИ им. А. С. Пушкина

Затем они были приобретены для Эрмитажа Екатериной Великой. В 1771 году корабли, транспортировавшие покупку в числе других приобретений императрицы, попали в шторм: одно из судов затонуло, второе получило пробоину и с трудом дошло до Петербурга. В Эрмитаже они попали в запасники как не очень выдающиеся. В 1774 году они упоминаются в каталоге Эрмитажа Эрнста Мюниха[2].

В 1812 году они были переданы в украинскую церковь — по распоряжению Александра I куратор Франц Лабенский отобрал 30 картин «для украшения католических храмов Таврической губернии». Груз покинул Эрмитаж 30 марта. В середине XIX века, во время сумятицы Крымской войны, цикл был разделён.[2].

«Святой Марк» до 1850-х находился в собрании Маттиоли (Салерно), после чего судьба картины неизвестна до 1955 года, когда она была анонимно продана как работа Луки Джордано. С 1955 года картина находилась у арт-дилера Silvio Severi (Милан). 20 октября 1972 года на аукционе «Кристис» (лот 83) картина была продана, как анонимный «Портрет бородатого мужчины» — картина в какой-то момент была переписана как портрет — к одеянию был пририсован белый плиссированный воротник по моде XVII века.[4][5]

В 1972 году специалист по творчеству Хальса немецкий искусствовед Клаус Гримм, опубликовал холст, который совпадал по размерам и стилю исполнения с одесскими полотнами. Он предположил, что это работа Хальса, известная по каталогу, составленному де Гроотом. После этого картина была отреставрирована.[6]

В 2008 году картина находилась в частном собрании в Германии, когда была приобретена арт-дилерами Salomon Lilian and Konrad Bernheimer. С 2009 года картина принадлежала арт-дилеру P. & D. Colnaghi.

В сентябре 2013 года фонд Усманова приобрел «Святого Марка» для ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва)[7] (когда картину привозили в частную галерею в Москву, её посетила директор ГМИИ Ирина Антонова и сразу же выделила её среди прочих картин[8]), а в ноябре того же года передал её в музей.[9]

ru-wiki.org

Святой Христофор Картина Иеронима Босха

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков В западноевропейском искусстве святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции. Об этой истории жития святого Христофора писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах. На картине Босха «Святой Христофор» также изображен этот распространенный сюжет. Святой Христофор — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке.

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского. Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста. Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу.

Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций — в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

История искусства. Далее →

smallbay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта