Образ старухи Изергиль как основа художественной целостности рассказа Горького. Старуха изергиль картина
| / Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Система образов и символика в произведении Максима Горького "Старуха Изергиль" "Старуха Изергиль" - одна из ранних работ пера Максима Горького , где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем , человеком с подвижной и богатой образной фантазие , перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность. Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль , Ларра- вольный сын девы и гордого орла, и Данко - герой, "сгорающий сам, светя другим". Три героя - три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава - легенда о Ларре ,которую ведает старуха. Ее собственная судьба описана во второй части , где автор рисует нам портрет ее "черных глаз", тусклых, "изогнутого, совиного носа" , изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, "впалых щек". Перед нами безжизненное существо, она подобно "тени", которая есть , но нереальна по своей сути( Изергиль- образ сказочницы).Вообще,стоит отметить с самого начала, тень , как кольцевой образ,проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех - главный. Ее описания - образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная - собеседница рассказчика - слушателя. Она хранительница таких же старых притчей,сказок и легенд , где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого. Ларра- еще одна , ключевая, тень.он -раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права , обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве , уже не таком гордом ,как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню- бессмертное существование, он за все годы превратился в тень , не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную. Данко- герой , который оставил уже не "тень" , а искры,свет , как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он- образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре.Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности. Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И ,хотя она считает,что ставила свою "тень" в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное ,как существование Ларры. Они- две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко ,но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности. Их яркий антипод - горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь,воспоминания, тусклы. Она думает , что целиком отдала любви ,как и Данко людям, свое сердце .Она ошибается,от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить , была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна. Данко- это не "тень", это луч света , искры и вечная светлая память избранному герою. Огромную роль и значение играет эта следующая деталь , параллель , которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко : старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее,показывает собеседнику , но он не замечает и , даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь ,видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит,что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. ! Старуха далека и от настоящего подвига , символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой,она ползла к пленным через часового,чтобы увидеть "возлюбленного" - не есть подвиг. Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели , она погубила (так же наступив на горло как и Ларра своей жертве) по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения. Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество. Три убийства- еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни , Изергиль ради "любимого" , а Данко убивает себя, ради других , и его сердце топчут... Подводя итог в нашей образной и символической линии,еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль - образы свободы, но ими они никогда не были , так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко , который умер свободным , искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям ... Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную , отточенную и глубокую по замыслу образность , заключенную в главной живой героине- старухе Изергиль , воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко . Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя ,как словесного портретиста , пейзажиста и тончайшего психолога.
/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Система образов и символика в произведении Максима Горького "Старуха Изергиль" | Смотрите также по произведению "Старуха Изергиль": Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Образ старухи Изергиль как основа художественной целостности рассказа Горького
Раннее творчество М.Горького является ярким примером нового романтизма. Писатель воскрешает принципы, которые остались в прошлом, в середине 19 века. Снова становится актуальным исключительный герой, обладающий какими-то особыми качествами. Именно таким является образ старухи Изергиль.
Краткое содержание рассказа
Произведение "Старуха Изергиль" представляет собой повествование в рассказах. Начинается он с описания природы и общей ситуации. Автор-повествователь разговаривает со старухой Изергиль, именно она поведала ему две интересные легенды.
Легенда о Ларре
Это история о том, как на Земле появилась тень. Некогда из племени сильных людей орел похитил девушку, он жил с ней, как с женой, а после его смерти она вернулась домой. Юноша, который сначала вызвал всеобщий страх, ничем не отличался от людей. Но он был очень горд и презирал всех. Он хотел заполучить дочку старейшины, но та отвергла его. Разъяренный Ларра хладнокровно убил ее. Никто не смог придумать лучшего наказания, чем изгнать Ларру. Через некоторое время оказалось, что он бессмертен. Время и скитания истощили его плоть, в итоге он превратился в тень. Сквозь рассказ отчетливо проступает образ старухи Изергиль. Она повествует о событиях с особым упоением, кажется, что она и действительно верит в подлинность этой истории.
История Изергиль
В этой части произведения нет вымышленных событий, лишь реальная история жизни старой женщины, прошедшей много испытаний, немало увидевшей в жизни. Образ старухи Изергиль очень противоречив. В ее жизни было так много мужчин, что ее легко можно осудить. Однако автор с удовольствием слушает ее рассказ, ведь в нем столько жизни и энергии. Она работала пряхой в юности, но такая жизнь не могла понравиться подвижной девушке. В итоге она убежала из дома со своим возлюбленным, но потом от него ушла к другому. Она жила с гуцулом, военным, русскими и поляками, с молоденьким турецким мальчиком... Всех она любила, но никого не хотела видеть после расставания. Простодушие героини подкупает, она ни на секунду не задумывается о морали, говоря лишь о том, что человек должен узнать жизнь, быть открытым для нее. Поэтому жизнь современной молодежи ей кажется неправильной.
Легенда о Данко
Самый важный в рассказе - это образ Данко. Старуха Изергиль рассказывает о нем в последнюю очередь, говоря с явным восхищением, торжественно и звучно. Данко был из племени сильных людей. Однажды на них напали, люди вынуждены были перейти на болото, по одну сторону которого были враги, а по другую - дремучий лес. Опасаясь за свои заветы, люди не шли войной. У них появилась мысль о том, чтобы сдаться в плен. Но смелый юноша Данко повел людей через лес. Тяготы пути были не под силу племени, они начали роптать на Данко, грозились его убить. Но он так любил людей, что не мог выносить их упреков. Он разорвал грудь и вынул горящее сердце (загорелось оно от желания помочь). Освещая путь, Данко вывел племя из леса, а сам упал мертвый. Но никто этого не заметил. Какой-то "осторожный" человек наступил на еще пылающее сердце, искры от него и по сей день видны в степи перед грозой. Эта легенда - гимн человеческой храбрости и мужеству. Не будет преувеличением сказать, что именно данный рассказ является в произведении центральным.
Внешность Изергиль
Анализ образа старухи Изергиль невозможно провести, не описав ее внешность. Она была такой старой, что кожа была сморщенной и сухой, казалось, что она может просто разорваться на лоскуты, настолько глубоко прорезали ее морщины. Не раз упоминает Горький о том, что голос ее звучал хрипло, как скрип, даже он был старым. Все это говорит о том, что старуха Изергиль являет собой пример опытности и житейской мудрости.
Значение образа
Образ старухи Изергиль значим для понимания идейного замысла рассказа. Горький стремился найти в человеке что-то особенное, он не был доволен тем, как живут его современники. Его огорчала некая инертность, сопряженная с желанием добиться выгоды, устроить себе "теплое" местечко и спокойную жизнь. Свою мысль он вкладывает в уста старухи, которая говорит, что нет больше прежнего героизма и силы духа. Кроме того, русских старуха не понимает из-за их угрюмости и серьезности. Неслучайно писатель не просто пересказывает легенду, а вводит образ старухи Изергиль. В рассказах М. Горького раннего периода такие герои не были редкостью. Макар Чудра, герой одноименного рассказа, выражает схожее мнение по поводу жизни современной молодежи. Он тоже стар, много повидал на своем веку и составил свое представление о смысле человеческой жизни.
Художественное своеобразие рассказа
Образ старухи Изергиль значим и для структуры, и для формы произведения. Ведь благодаря этой героине повествование становится разнородным, многослойным. Сначала мы слышим голос автора-повествователя, который общается с Изергиль. При этом используется художественный стиль речи. Но когда вступает в дело героиня, все меняется. Новая стилистика, иные речевые обороты. Горькому удивительно точно удается копировать манеру разговора старой простой женщины. Именно потому, что легенды рассказывает сама Изергиль, они становятся еще более интересными. Не стоит забывать о том, что в рассказе соблюдены практически все принципы романтизма. Пейзаж, который открывает произведение, - это море и степь, место, где есть разгуляться сильной натуре, они символизируют свободу. Ночь, тени, искры придают ситуации некую загадочность. А главный признак романтизма - три необычных героя. Изергиль - воплощение жизненной энергии. Ларра совместил в себе все человеческие пороки. А Данко - это олицетворение смелости, добра и человеколюбия.
Итак, какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименном рассказе? Самое главное - то, что в ее уста вложена идея Горького о правильной человеческой жизни, в которой нет места узким рамкам, ограниченности, скуке и безделью.
fb.ru
Образ и характеристика Ларры в рассказе "Старуха Изергиль" Горького |LITERATURUS: Мир русской литературы
Фантастический герой Ларра жил много тысяч лет назад: "Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это." Имя Ларра означает "отверженный", "выкинутый вон", что полностью отражает его сущность: "А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон..." Ларра был сыном земной женщины и орла: "Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. <...> Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша..." Ларра был красив и силен. У него были холодные у гордые глаза, как у орла: "...красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад." "И, хотя он был красив..." "Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц." Ларра был гордым юношей: "...стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы..." "Ты, гордый, слушай!" Сын орла, Ларра был ловким, хищным, сильным и жестоким человеком: "Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу." Живя среди людей, Ларра вел себя гордо, вызывающе и оскорбительно: "И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их..."Гордый Ларра считал, что таких, как он, больше нет. Он считал себя первым на земле и не видел ничего, кроме себя::
"А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше..." "...наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего." Ларра убил одну из девушек племени, потому что та оттолкнула его: "Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла." У Ларры ничего не было, он ничего не хотел, поэтому был обречен на одиночество: "Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого." Люди наказали Ларру за его гордость и жестокость - дали ему полную свободу: "Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!" Гордый Ларра стал свободен, как и его отец-орел. Теперь юноша делал, что хотел: "...юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел." Тело Ларры было неуязвимо, его не могли пронзить стрелы - то есть юноша не мог погибнуть от рук людей или убить себя: "В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары."Одинокий Ларра долго жил около людей, но не с людьми. Он устал от одиночества и искал смерти. Но люди не убивали его, чтобы продлить его муки. Сам себя Ларра тоже не мог лишить себя жизни, так как был неуязвим:
"И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. <...> ...и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем‑то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. <...> "Он не может умереть! – с радостью сказали люди." Неуязвимый и гордый Ларра стал ожидать смерти: "И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти." Ларра блуждал тысячи лет, и за это время ветер развеял его тело, которое в конце концов превратилось в тень: "Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!.." Уже тысячи лет неприкаянная тень гордого Ларры ходит по свету: "И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!"www.literaturus.ru
Идейно художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
1. Горький — художник-мыслитель.2. Композиционные особенности рассказа.3. Главная идея легенды о Ларре, ее нравственно-философская основа.4. Героический поступок Данко.5. Старуха Изергиль и ее жизненная позиция.6. Картины природы в рассказе.
Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».
М. А. Протопопов М. Горький — необычный писатель. Он был художником-мыслителем, вышедшим из народа. Писатель сам прошел тяжелую школу жизни, и поэтому хорошо понимал чувства и мысли людей, замученных несправедливой действительностью. Герои его произведений нередко рассуждают о тяготах своей жизни.
Так, в рассказе «Старуха Изергиль» сама старуха рассказывает «проходящему» о своей жизни, как на исповеди она раскрывает всю свою душу. Сквозь все свои страдания, испытания и радостные события Изергиль сохранила, то великое > стремление к свободе, которое свойственно почти всем героям М. Горького.Композиция самого рассказа очень необычна, она состоит как бы из трех самостоятельных эпизодов: Первый эпизод — это легенда о Ларре, второй — рассказ старухи о своей жизни и третий — легенда о Данко. Причем обе легенды о Ларре и о Данко абсолютно противопоставлены друг другу, они как бы показывают разное мировосприятие и представления о жизни. Структура рассказа, соединяющая две легенды и историю жизни старухи, подчеркивает существование связи между легендой и реальной жизнью. Еще одна особенность этого рассказа заключается в том, что повествование ведется от двух лиц. Один из рассказчиков это сам автор, он выступает со своими рассуждениями, дает определенные оценки героям и событиям. Вторым же рассказчиком является старуха Изергиль, которая повествует о добре и зле в человеческой жизни.
Ларра — это гордец, эгоист, индивидуалист и се-бялюбиц. Он рожден от отца орла и земной женщины, поэтому он ставит себя выше всех, противопоставляет себя всему обществу. Он чрезмерно высокомерен и неуважительно относится к простым людям. В легенде Ларра убивает девушку, которая отвергла его, за что в ответ получает презрение со стороны людей. Получеловек Ларра стремился к свободе и в итоге он все же ее получает, но в виде изгнания из общества. Завоевание свободы за счет несчастья других людей является преступлением, и то одиночество, которое получает в итоге Ларра, есть самое страшное наказание в жизни. Он остался один, а в тоске и пустоте все сразу же вокруг обесценивается и теряет смысл. Судьба Ларры и наказание, которое он получил, абсолютно справедливо. Нравственно-философская основа этой легенды заключается в том, что прежде чем требовать каких либо благ себе необходимо вначале сделать, что-то полезное для других. Именно эту точку зрения высказывает старая и мудрая Изергиль, когда оценивает Ларру: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».
По мнению М. Горького, подлинным героем является не тот, кто ставит себя выше других, а тот, кто способен пожертвовать самим собой и своей жизнью ради народа.
Таким героем является Данко. Это человек, который способен на подвиг: он готов отдать всего себя без остатка, пойти на все ради блага народа. Через всю легенду прослеживается идея верного служения народу. Путь главного героя тяжелый и очень сложный. Мужественный юноша повел свой народ через тьму и непреодолимые препятствия. Устав от всех испытаний этого пути, люди уже были готовы повернуть назад, как вдруг Данко разорвал руками грудь, и вынул свое сердце: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освященный этим факелом великой любви к людям... — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». Так героической смертью Данко показал бессмертие подвига в памяти народа, он смог доказать всем, что он действительно свободен. Основная идея этой легенды — безграничная любовь к народу и готовность к самопожертвованию ради счастья народа. В рассказе важную роль играет и сама старуха Изергиль. Героиня рассказывает о своей жизни, которая на первый взгляд состоит из многих любовных похождений. Изергиль — это героиня, по словам самого М. Горького «мятежной жизни», которая стремиться найти свое счастье и свободу. Она прошла через многие жизненные невзгоды и трудности, но все же осталась верной свободе. Изергиль с восхищением говорит о людях, которые способны к подвигу, и имеют сильную волю и характер: «...он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Героиня знает, что она оставила свой след на земле, он сохраниться в памяти людей, которым она дарила свою любовь. Ради достойного человека Изергиль так же была готова пожертвовать собой — это и есть главный смысл жизни героини.
Во многих произведениях М. Горького для описания волевых характеров героев, эмоционального напряжения различных жизненных ситуаций писатель использует описание самой природы. Вот каков пейзаж, на фоне которого Старуха Изергиль ведет свой рассказ о Ларре и о Данко: по небу гуляют тучи «пышных, странных очертаний и красок». М. Горький в своих пейзажах одновременно пытается показать красоту, возвышенность и необычайность, как самой природы, так и человека в целом: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Через пейзаж писатель как бы объединяет природу и человека, реальность перемешивается с вымыслом. Обе легенды о придуманных писателем героях Ларе и Данко, ведутся на фоне яркой и сказочной природы. Здесь М. Горький как бы очеловечивает саму природу, наделяет ее человеческими качествами: Могучие деревья, огромные великаны плотно стоят друг к другу, чтобы не пропустить человека «великаны -деревья скрипели, и гудели сердитые песни», «деревья, охваченные холодным огнем молний, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть...». Такими же сильными, могучими и одновременно почти сказочными выглядят и реальные люди, которые окружают старуху Изергиль. Но главное, что мрачные картины природы всегда сменяется радостными: «...сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река...».
В результате М. Горький своим рассказом «Старуха Изергиль» показал необходимость в сильной и волевой личности, которая возникает в период социальных перемен. «Человека, человека сильного ждет земля, весь земной шар» (М. М. Пришвин).
lit-helper.com
Образ старухи Изергиль - Сочинение по литературе
Это персонаж, в каком-то смысле типологически близкий своевольной Земфире, пламенной Кармен. И всё же разница принципиальна: Изергиль — старуха, чьи “сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы”, то ли отталкивают, то ли как-то по-особому привлекают. Горький предваряет развёрнутым портретным описанием рассказ Изергиль о её молодости, о том, “сколько поцелуев взяла и дала” она своим возлюбленным. Характерные портретные детали имели место и ранее: “дрожащая рука с кривыми пальцами”, “скрипучий голос”. Теперь же голос становится “хрустящим”, а описание лица и фигуры не просто отражает естественную старость, но как будто позволяет заглянуть за ту черту, к которой подошла старая женщина и которую давно перешагнули те, кого она любила. “...При каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами”, — рассказчик слышит “преданья старины глубокой”, и “древность” самой старухи в контрасте с рассказом о том времени, когда она, “как солнечный луч, живая была”, помогает ощутить дух “мятежной жизни” под аккомпанемент “мятежного шума” морских волн.
Образ воплощает идею любви, идею внутренней свободы, идею действенного отношения к жизни. Помнишь, как старуха Изергиль говорит своему собеседнику - когда человек любит подвиги, он всегда сумеет их сделать и найдет, где это сделать. Рассказ старухи Изергиль о своей длинной жизни, о чувственной любви занимает центральное место в рассказе Горького, и как бы обрамляется двумя легендами - о себялюбивом и эгоистичном Ларре, который был обречен на вечное одиночество и который впоследствии счастьем для себя считал лишь смерть.. . и легендой о смелом и красивом Данко, образ которого воплощает в себе идеал человеколюбия и духовной красоты.. . И это не случайно, ибо именно старуху Изергиль Горький считает главной героиней своего рассказа . Именно она воплощает собой образ человека, живущего среди людей, человека свободного, сильного, имеющего право выражать собственный взгляд на жизнь. Именно с помощью ее образа Горький пытается выявить истинную ценность человеческой жизни. Помнишь, повествование о своей жизни старуха Изергиль заканчивает словами о том, что раньше люди были ЧИЩЕ, в них было больше СИЛЫ и ОГНЯ, оттого и жилось веселее и лучше.
referat5vip.ru
Образ и характеристика Ларры в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение
В рассказе «Старуха Изергиль» автор – Максим Горький, повествует о волевых, отличающихся от других людях. Повествование ведется от имени старухи по имени Изергиль. Одной из легенд, прозвучавших в этом рассказе, является сказание о Ларре. Повествование началось с того, что Изергиль увидела вдали тень. Она отметила, что это и есть Ларра, неприкаянно скитающийся по пустыням в наказание за безграничную гордыню.
Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.
Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.
Народ селения возмущался таким поведением Ларры. Но последней каплей стал ужасный поступок юноши, когда он на глазах у всех убил девушку, отвергнувшую эгоистичное желание Ларры овладеть ее сердцем во что бы то ни стало.
Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.
С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.
Он был бессмертным и мог лишь погибнуть, поэтому вернулся в селение, умоляя убить его. Но мудрые старейшины понимали, в чем дело и не стали этого делать, вновь изгнав его.
С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.
Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.
На примере Ларры автор пытался объяснить, к чему приводит гордыня и высокое самомнение.
Сочинение о Ларре
В произведении Горького "Старуха Изергиль" главным персонажем фигурирует Ларра. О Ларре мы узнаем из рассказа самой старухи Изергиль. Ларра представляет собой грубого, жестокого и лишенного каких-либо чувства человека. Его имя - символ, означает "отвергнутый". В начале рассказе старуха показывает на тень, называя ее Ларрой, точнее тем, что от него осталось. Такого было наказание для молодого человека, который смел показать свою гордыню.
Ларра родился от орла, укравшего девушку. Прошло около двадцати лет после случая, тогда и вернулась девушка со своим ребенком на Родину. Орел умер, она осталась одна.
В новой обстановке Ларра показал себя не с самой лучшей стороны. Он не чтил других людей, не проявлял уважения к главным в общине, не равнялся с простым народом, считая их недостойными. Ларра не желал идти на контакт с другими людьми, отвечал только по своему желанию, совершенно игнорируя других.
Самым ужасным оказались не его выходки, а убийство невинной девушки, которое совершил главный герой. Ларра не привык получать отказы, он всегл добивался чего хотел любыми средствами. Когда же девушка дала отпор герою - толкнула его от себя, такого стерпеть гордый Ларра не смог и убил ее.
Члены общины не потерпели такое невежественное и варварское отношение, решено было наказать главного героя. Конечно, перед этим пытались понять смысл его действий, но все безуспешно. Тогда самый мудрый старец сказал, что лучшее наказание для такого человека - изгнание от людей.
И, правда, Ларра мучил сам себя, находясь в одиночестве. Он возвращался назад к людям, но его прогоняли молчанием. Он желал смерти, но не мог получить ее, другие же люди его не трогали - знали его мотивы.
Ларра был вынужден бродить один вечно, такого было его наказание за чрезмерную гордость.
Главный герой желал свободы, не хотел подчиняться правилам общества, что и привело к его вечным скитаниям, в ходе которых он стал тенью, постепенно исчезающей.
Ларра - отрицательный герой, на его примере писатель показывает, к чему может привести эгоизм, чрезмерное себялюбие и неуважение других людей. Ларра только в самом конце понял, какую ошибку допустил, но исправить что-то было уже невозможно.
Характеристика Ларры
В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей и, что нынче и вовсе жить они не умеют. Из ее уст услышал автор и две легенды.
Одна из них – это сказание о гордеце. Звали его Ларра. Имя это означает – отвергнутый человек. Рассказ свой о нем начинает старуха, обратив внимание своего слушателя на тень вдали. Она говорит, что это он и есть – тот человек, который наказан был за свою непомерную гордыню.
Был Ларра сыном орла и обычной земной женщины. Когда-то сильная птица унесла ее еще молодой из родного селенья. Но, спустя 20 лет, женщина вернулась вместе со своим ребенком. Она рассказала о том, что отец его, орел, умер.
Юноша же был очень высокомерен и горд. Гордость помогает человеку быть сильнее, делает его независимым от других и от общих законов. Все бы хорошо, да в меру. А этот молодой человек ее не знал. Он считал себя лучше других и ставил себя выше всех.
Не оказал он никакого уважения к старейшинам, разговаривая с ними, как с равными себе. Когда его о чем-либо спрашивали, то он отвечал, только если пожелает. А когда стали люди объяснять ему то, что нужно уважать старших, то юноша ответил, что не желает этого делать. А раз он делать чего-то не хочет, то значит – не будет.
Такое поведение юноши возмутило и оскорбило всех. Но, больше всего поразил народ такой поступок его, о котором даже никто из них и помыслить не мог. Он на глазах у всех убивает девушку, оттолкнувшую его. Он сделал это, потому что так хотел.
После этого люди связали его. Потом же стали придумывать для него наказание. Долго думали, множество казней приходило на ум им. Но, так и не смогли подобрать. Пытались они и разговаривать с ним, понять его. Но, все это было тщетно.
И вот, кто-то предложил наказать его одиночеством и вечным изгнанием. Лучшего и нельзя было придумать. Собственная гордость до того измучила Ларру, что через несколько лет он сам явился к тем людям. Он жаждал смерти, хотел, чтобы они убили его. Но, умереть он не мог.
Обречен был он на бессмертие. Однако, оно стало для него проклятием, так как и изгнание его оставалось вечным. Слова о том, что нет места ему среди людей обрекли несчастного гордеца на нескончаемые мучения и скитания.
Образ Ларры в сказании показывает этот порок в самом высшем своем развитии. Гордец же был доволен собой, он был свободен, независим и счастлив. Но, недолго длилось это. Он уничтожил себя сам. Ведь живя среди людей, нельзя не быть частью общества, не уважать его законов и делать все так, как хочется только тебе, не думая ни о ком больше.
Понимает это гордец только тогда лишь, когда, насытившись своей свободой, понимает, что она – его проклятье и он давно уже мертв духовно. Он – всего лишь тень.
Другие сочинения:Образ Ларры в рассказе Старуха Изергиль
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Письмо Татьяны Евгению Онегину
Начитавшись любовных романов, которые оживляли ее однообразные скучные будни, склонная влюбляться в «обманы», Татьяна полюбила образы романтических героев не столько в силу своей начитанности, сколько под влиянием московской кузины, княжны Алины.
- Твір роздум на тему Дружба
Що таке дружба? На це питання відповідь можуть дати всі, але тільки по-різному. Для кожної людини – це свої власні емоції, які часто просто неможливо передати. Хоча, чим-то дружба схожа з любов'ю, а багато людей взагалі, сприймають дружбу, як любов.
- Сочинение Анализ рассказа Тартюф Мольера
Драматург Мольер жил в 17 веке во времена, которые мы в основном представляем по роману Александра Дюма «Три мушкетёра», но Дюма жил в 19 веке и был беллетристом, а Мольер писал комедии и фарсы и был современником своих персонажей.
- Сочинение на тему Вид из окна машины 4 класс
За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.
- Образ и характеристика Тихон в пьесе Гроза Островского сочинение
Одним из главных героев пьесы Островского является Тихон, супруг Екатерины. Можно сказать, что имя его говорит само за себя. Тихон человек скромный, практически не говорит. К сожалению, он не имеет собственного мнения
sochinite.ru
«Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль»)»
«Старуха Изергиль» Максима Горького заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное, необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного спокойствия. Нечто неописуемое происходит с воображением, оно начинает чувствовать малейшие перемены природы, старается уловить мягкий шепот волн.Пейзажу предается очень большое значение. Его описание не поддается никакому анализу, невозможно представить себе эти поэтичные рассказы старухи без красивой природы. Тут Горький наиболее ярко показывает свой талант писателя.
С помощью вступления создается романтический настрой. Мы видим мужчин, женщин, счастье, песни и безмятежное веселье: «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Невольно хочется приблизиться к этим людям, испытать те яркие, наполненные весельем моменты, в которых нет ни капельки грусти. Тут тысячи светящихся цветов ночи сливаются в певучий голос старухи, некогда красивой и молодой девушки.
Горький создает атмосферу, в которой и развивается действие: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы…это делало женщин странными и сказочными».
Описание природы является неотъемлемой частью рассказов Изергиль: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок: тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые». Небо, пропитанное пастельными тонами, пушистые и жесткие облака, появляющаяся луна — все располагало к разговору о старом, прожитом, чудесном, давно забытом. Разговор получался незатейливым, простым, а в это время «луна взошла, ее диск был велик, кроваво-красен».
Рассказ о Ларре воспринимается как должное среди этой неописуемой красоты. В «Старухе Изергиль» автор мастерски повествует о чрезмерной гордости и независимости, которая ничего хорошего не приносит ни Ларре, ни людям вокруг него. А читатель все еще находится под впечатлением от пейзажа, от теплого моря, от влажного соленого воздуха.
В произведении Максим Горький создает как бы двоемирие. В первом мире мы бываем, когда Изергиль и слушатель ее рассказов ведут разговор, а во второй отправляемся, когда старушка скрипучим голосом рассказывает о молодых людях, покорявших мир в старые времена.
Изредка, чтобы читатель не потерял в своем воображении яркую картинку теплого вечера, автор отрывается от рассказа старухи «…задумчивый, мятежный шум был славной второй рассказу о мятежной жизни. Все мягче становилась ночь, и все больше разрождалось в ней голубого сияния луны…». Слова Изергиль текут все непринужденней, все прямей и аккуратней. Можно провести параллель между Изергиль и пейзажем. Они безупречно дополняют друг друга, сходятся в спокойствии, во взрывах эмоций. Тут природа тоже имеет душу. И ни на шаг не покидает старуху и верного слушателя.
Третья часть нам повествует о потрясающей легенде о славном Данко, который помог людям обрести свет, но которого так и не отблагодарили. Автор включил в этот рассказ самостоятельный пейзаж. Он сделал это умышленно, ведь необходимо было создать соответствующее настроение: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба». В этом мире и жили «одни люди», интересно изменяется тут природа. От дремучих зарослей до солнечного света: «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их…». От этой безысходности люди лечились думами, которые еще больше раздражали их. Молодой, отважный, сильный человек решил отвести их к свету: «Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали ропать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то». Горький нагнетает обстановку с помощью пейзажа, с помощью грозы, темноты, непроглядного леса. Этот «трудный путь» должен был закончиться. С помощью описания природы можно было ощутить, как приближается конец страшного мира и вечной темноты. Данко был уверен в своих силах и позвал людей: «Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами… И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем». Данко умер, не оставив и следа, а автор мастерски вернул читателя в первый мир, где «дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей все крепче».
В своем произведении Горький использовал пейзаж для создания настроения читателя, для нагнетания и усугубления обстановки или для уравновешивания создавшейся ситуации. Максим Горький — настоящий профессионал в своем деле.
www.allsoch.ru