World of Art. Сильвестр щедрин картины
Портал о живописи и росписи интерьера
Там, где, сворачивая направо, дорога из Сорренто серебристой извилистой лентой поднимается в гору и убегает в Салерно и к Амальфи, на самом повороте раскинулось кладбище. Под узорной тенью листьев под охраной мрачных кипарисов небольшая каменная плита с надписью сообщает любопытному, что здесь в 1830 году погребен русский живописец Сильвестр Феодосиевич Щедрин.
Мне довелось по личному приглашению Алексея Максимовича Горького побывать в Италии и пожить довольно долго в Сорренто. С альбомом и этюдником не раз бродил я по тем же местам, где жил и работал умерший более ста лет тому назад замечательнейший живописец Сильвестр Феодосиевич Щедрин, сын талантливого скульптора Ф. Ф. Щедрина, автора великолепных кариатид у центрального входа в здание Адмиралтейства, созданного великим русским зодчим Захаровым.
Нередко, пробродив в поисках мотива по узким переулкам Сорренто, я выходил к морю и, расположившись где-нибудь в тени, любовался жизнью этого маленького, но очаровательного городка. И всегда с какой-то особой любовью вспоминал я работы Щедрина, умевшего так верно и правдиво изображать эту тихую, своеобразную, но очень живописную жизнь.
Изучая местную природу, я невольно всегда думал об этой «щедринской правде». Его излюбленная «Марина Гранде» в Сорренто и «Пикола Марина» на Капри почти не изменили своего облика и доныне. Мало изменился за протекшее столетие и быт итальянских рыбаков. Те же цветные домишки, как гнезда стрижей прилепившиеся к серым прибрежным скалам, те же характерные фигуры в красных колпаках, те же засученные выше колен синие залатанные штаны и пропотелые рубахи из грубошерстного белого полотна, с широким, открывающим загорелую грудь воротом. Такие же лодки на берегу и типично щедринские громады серо-коричневых скал, как прихотливой мозаикой, испещренных по склонам маленькими строениями. На балконах женщины развешивают цветное белье, и оно слегка колышется от дуновения ветра. Внизу, под скалами, бьются о прибрежные серые камни и, пенясь, взлетают вверх серебристые кружева взбаламученной пены. Стоишь и смотришь, как на картину Щедрина, и не можешь себе представить, как же можно иначе трактовать расстилающийся перед тобой пейзаж.
Вечереет. Потянулись «щедринские полосы» лиловатых узких облаков, с моря потянуло ветром, влажным, соленым и теплым. Под высокой скалой, оплетенной вьющимися растениями, где море всегда тихо, вспыхнул и замерцал яркий огонь на воде. Это началась ловля осьминогов. Старый рыбак Нико Спадаро, перегнувшись через борт, внимательно вглядывается в пронизанную ярким светом зеленую, слюденистую влагу. Тут мелко, всего несколько метров, и видно, как на покрытых водорослями камнях дрожит и пляшет черно-зеленая тень лодки, и кажется, будто она повисла в какой-то прозрачной, мутно-зеленой среде.
Как умел Щедрин писать такую прозрачную глубину! Как верно угадывал он все оттенки скал, воды, неба! С каким совершенством и блеском умел запечатлеть не только случайный клочок природы, а с проникновенной интуицией гения отразить все богатство окружающего, подметив и выделив все существенное, главное. Вот эти-то особенности творчества художника и делают его пейзажи такими волнующими, действенными и впечатляющими.
В картинах Щедрина всегда взят не только в узком смысле пейзаж; его небольшие полотна, вместе с тем, и жанровые картины. От созерцания живой натуры память уводит к воспоминаниям; одна за другой проходят передо мной его картины. Вот рыбаки тащат сети на фоне золотисто-зеленого, великолепно написанного закатного неба, исчерченного волокнистыми грядами фиолетовосерых, предвечерних облаков. Мелкие волны несут на себе отражение прибрежных камней, по которым пробирается к берегу выбравшийся из лодки босоногий парнишка и колеблющееся отражение его также мерцает в воде. Видно, что мастер писал все это прямо с натуры, ибо тут же, широким уверенным мазком брошенная на полотно рисуется на фоне воды неоконченная фигура другого рыбака.
Такая манера компоновать прямо на холсте свойственна только мастерам, работающим с натуры. Рука не успела зафиксировать того, что успел подметить взволнованный глаз. А глаз Щедрина видит много. Тонко, четко рисуется в небе заплатанный парус, и далеко в море маячат возвращающиеся с лова рыбачьи барки, освещенные последними лучами заката.
Оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение делает Щедрина близким нам и дорогим современником. И у этого современника мы можем и должны многому поучиться. Поучиться его мастерству, позаимствовать из богатой сокровищницы его профессиональных знаний. С нашей точки зрения любой пейзажист обязан уметь рисовать человека, животных, деревья, архитектуру. Разве он вправе не знать законов перспективы, не задумываться над законами композиции своих полотен? Художник должен вживаться в жизнь своей великой родины, как сумел это сделать Щедрин, оставшись, увы, до конца своих дней вдалеке от родины.
Появившись в эпоху, когда пейзажная живопись начала только что развиваться в России, Щедрин, будучи учеником Максима Воробьева, быстро усвоил те профессиональные знания, которыми к этому времени располагали питомцы недавно учрежденной Академии художеств. Правда, пейзаж был тогда не в особой чести, хотя к этому времени создали свои произведения Воробьев и Ф. Я. Алексеев. Работы этик пейзажистов подготовили почву для появления С. Щедрина. В его великолепном творчестве пейзаж сразу завоевывает подобающее ему место.
С. Ф. Щедрин — несомненно, один из классиков мирового значения. Его небольшие полотна, исполненные в манере свободной и артистической, пронизаны солнцем, овеяны дыханием ветра, в них мерцает свет и, струясь, трепещет воздух. Его картину не заслонит на выставке или на музейной стене никакой сосед. Он всегда будет равным среди равных, а зачастую превосходящим своих собратьев как яркостью дарования, так и силой пленительного мастерства и богатством изобразительных средств.
В чем же заключаются основные достоинства живописных произведений Сильвестра Щедрина? Помимо огромного, рано определившегося дарования, сила Щедрина в проникновенном умении по-новому видеть природу и передавать ее прелесть во всем богатстве и многообразии. Правда, и он начал с условно трактованных в заученной гамме «ландшафтов», изображавших английские парки со шпалерами древесных куртин, с классическими беседками и непременными фонтанами посредине. Писались эти картины по готовым рецептам, но уже и в этих ранних вещах пленял молодой художник своим умением построить пейзажную композицию, своеобразием и красотой выбранной точки зрения, умением рисовать деревья, облака, небо, землю и камни. Но эти его ранние работы отличались от произведений современных и предшествовавших ему художников, пожалуй, только талантливостью, но отнюдь не новаторскими приемами, не разнообразием богатого колорита, лишь позднее родившегося из нового мироощущения художника, помогшего ему по-иному взглянуть на природу.
Все же профессионально-техническая грамотность, которой снабдила своего питомца Академия, во многом помогла молодому Щедрину, когда он, попав в Италию, оглянулся кругом широко раскрытыми глазами влюбленного в жизнь живописца, призванного сказать новое слово. Его виды Рима поражают удивительным мастерством. Небо в этих картинах сияет светящейся лазурью, верхушки кучевых облаков освещены солнцем. Зеленые воды Тибра мутными воронками убегают вдаль. На берегу реки какие-то домишки, мрачно возносится к сияющему небу громада замка св. Ангела. С моста вбок разбегаются кривые, горбатые улички, по краям заросшие яркой зеленой травой, а вдалеке четким силуэтом рисуется на бледном небе купол изящной церковки. Кто хоть раз побывал в Риме, глядя на картины Щедрина, вновь и вновь переживает те же ощущения, которые рождало в нем созерцание знаменитых руин. Искренне и правдиво умел Щедрин отражать в своих произведениях правду жизни.
Мастерское владение перспективой и умение писать архитектуру дало возможность Щедрину конкурировать в своих небольших шедеврах с такими всемирно признанными мастерами городского пейзажа, как Каналетто, Белотто и Гварди. Конечно, у него не было их виртуозного артистизма, но не следует забывать, наследниками каких высоких традиций, всесторонне развитых, проверенных на вековом опыте приемов были великие венецианцы.
Глядя сейчас на художественное наследие, оставленное Щедриным, с невольной грустью думаешь, как далеко пошел бы российский гений, если бы ранняя смерть не оборвала его плодотворной деятельности. От работы к работе крепнет и совершенствуется его изумительное мастерство. Каждая вещь по-новому помогает ему раскрывать свое любование миром, ответным трепетом восхищения заражая зрителя. Согретые лучами полуденного солнца, испещренные зайчиками света, хороши Соррентинскве террасы Щедрина, оплетенные могучими побегами виноградных лоз. Орнаменты виноградной листвы образуют сложный узор, в который прихотливо вплетаются голубые просветы неба и фиолетовые тяжелые гроздья созревшего винограда. Сквозь эту кружевную, чудесно написанную сетку листвы виднеется потонувший в тумане далекий берег и ультрамариново-зеленая гладь широко раскинувшегося моря. Древнее Тирренское море… Сколько легенд и преданий связано с ним у человечества! И как сумел молодой русский художник по-нять и уловить его красоту) Щедрин взволнованно любит то, что он изображает. Вернемся на его террасу. Право, с нее не хочется уходить. Молодой рыбак в характерном красном колпаке задумчиво любуется панорамой моря. В углу дозревают дыни, в корзину горами наложены гроздья сочного винограда, тут же неподалеку седло, уздечка, вышитая бубенчиками нехитрая упряжь, плетеные фиески с вином — небогатый, но замечательно написанный натюрморт. И все это сделано внимательной, острой и сочной кистью, мазок ложится по форме уверенно, пленительны е краски сливаются в драгоценную, ласкающую глаз гамму. Но только ли в этик сторонах живописного дарования Щедрина сила воздействия его созданий? Как такая, казалось бы, простая те-ма могла развиться в произведение большой эмоциональной силы? Дело в том, что он пишет не только пейзаж в узком смысле этого слова. Щедрин видит и воспринимает окружающий его мир во всем его богатстве и сложности, его картины полны динамики, жизни. И это у него не субъективные намёки на случайное, мгновенно мелькнувшее, для самой природы не всегда характерное явление. Нет, Щедрин умеет видеть то постоянное и вечное, что доступно пониманию всякого человека, но силой его гения перенесенное на полотно становится самостоятельной ценностью, достоянием и радостью человечества. Щедрин сделал сравнительно мало. Но как драгоценно его наследие! Его небольшие полотна — это подлинно новое слово, прозвучавшее решительно и смело.
Другие интересные статьи по теме:
Роль Эрмитажа в творчестве художников
Техника живописи А.Дейнека
Девушка, похожая на свою живопись
Техника живописи Архипова
Услуги по росписи стен
Услуги по мозаики
Услуги по росписи мелом
xn--d1aiaa2agffecdm2n.xn--p1ai
Сильвестр Феодосиевич Щедрин. - d_b_maleyev
Очень качественный и необычный набор открыток выпущен в 1977 издательством «Художник РСФС», и посвящен творчеству известного пейзажиста Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830). Открытки двойные. На лицевой стороне представлены репродукции, на развороте описание и фрагменты картин. Все картины из собрания Государственного Русского музея.Родился Сильвестр Феодосиевич в 1791 в Петербурге в семье выдающегося скульптора, профессора Академии художеств Феодосия Фёдоровича Щедрина.
Открытки с портретами художника из коллекции Николая Васильевича Сенчинко:
Дядя будущего живописца, Семен Федорович Щедрин, известный пейзажист, в течении почти тридцати лет возглавлял класс пейзажной живописи. В 1800 Сильвестр Щедрин поступил в Академию художеств, которую окончил в 1811, написав картину на заданную тему: «представить приморский город или селение вдали, а на переднем плане изобразить стадо рогатого скота».
«Представьте себе, я нахожусь в таком климате, - писал художник в Петербург, - что в генваре месяце работаю с натуры, пред моими окошками стоит апельсиновое дерево, наполненное фруктами, которые доспевают зимой, нет ни снежинки».
Картина поразила современников, и Щедрин повторил её восемь раз, при этом каждый раз писал с натуры, изменяя детали, «воздух и тон картины». Этот метод был новаторским в те времена, когда большинство пейзажистов с натуры делали только карандашные зарисовки, а картины писали в мастерских. Автор часто рисовал понравившиеся заказчикам картины по несколько раз, всякий раз внося в них что-то новое.
В дополнение 2 открытки из моей коллекции:
d-b-maleyev.livejournal.com
Русская живопись. Художник Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Биография. Картины
Получил известность как художник-пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник пейзажиста Семена Щедрина. Учился в Академии художеств. В качестве пенсионера совершенствовал художественное мастерство в Италии. Как все русские художники его времени, был подвержен влиянию Академизма. Просмотреть картины Щедрина
Биография и творческая деятельность
Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М. Иванов, а затем Ф.Я. Алексеев. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.
Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской. В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по классицистической традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места. Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году. Однако далее творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.) произвела на современников огромное впечатление. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима. Из этих картин выше всего живописец ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825).
Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Художник переселился в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен - характер города соответствовал его творческим устремлениям. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», - сообщал он в письме. Так полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Сильвестр Феодосиевич писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. За время пребывания в Неаполе и Сорренто художник создал ряд замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Пейзажи, написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто, его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри. Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.
Еще о Щедрине: Пейзажная живопись Сильвестра Феодосиевича Щедрина
Картины Щедрина art19.info
Сильвестр Феодосиевич Щедрин | World of Art
Веранда, обвитая виноградом.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.БиографияЩедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)
Получил известность как художник-пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник пейзажиста Семена Щедрина. Учился в Академии художеств. В качестве пенсионера совершенствовал художественное мастерство в Италии. Как все русские художники его времени, был подвержен влиянию Академизма. Биография и творческая деятельность
Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М. Иванов, а затем Ф.Я. Алексеев. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.
Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской. В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по классицистической традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места. Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году. Однако далее творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.) произвела на современников огромное впечатление. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима. Из этих картин выше всего живописец ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825).
Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Художник переселился в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен - характер города соответствовал его творческим устремлениям. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», - сообщал он в письме. Так полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Сильвестр Феодосиевич писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. За время пребывания в Неаполе и Сорренто художник создал ряд замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Пейзажи, написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто, его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри.
Сильвестру Щедрину было двад цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест ного скульптора, племянник живо писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч ное сосуществование в петербург ской художественной среде. Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи лось, что Щедрин пробыл в Ита лии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус ства.
Отправляясь в Италию, Сильвестр Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представле ние это было и достаточно схема тичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэти ческого обаяния «Вид Петровско го острова» (1815), написан в ти пичных для старой живописи усло вных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональ ной жизнью.
Автопортрет Сильвестра Щедрина
Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохраняв ший еще магическую притягатель ность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представля лась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Сильвестр Щедрин очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчет ную картину, которую должен был со временем отослать в петербург скую Академию художеств. Щед рин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но не пременно следуя четкому разде лению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверен ные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», му зейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжест венность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое ис кусство, Щедрин постепенно вни кал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессио нальную и психологическую зада чу — передать пластическое, живописное своеобразие и харак тер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь прису щими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский пе риод — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные компози ции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповтори мость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту при роды и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живопис ных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необ ходимости поисков нового живописного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него красочные сочетания, стремясь пи сать легко, чтобы краски пламене ли, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится жи вописным пространством, напо енным светом, радующим глаз зри теля своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебристость приморского ветреного воз духа Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной ро мантичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувст ва, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пре бывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоенных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.
Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии худо жеств — Александра Ивановамогут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живопи си, да и живописи вообще, кото рую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы клас сической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэти ческое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более позд ние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неиз менно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.
Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.
Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.
Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.
Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.
Набережная в Неаполе. 1825
Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828
Итальянский пейзаж. Капри. 1826
Грот Матроманио на острове Капри. 1827
Грот во Флоренции. 1826
Водопад в Тиволи близ Рима. 1823
Вид Сорренто близ Неаполя. 1825
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829
Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.
Вид Амальфи близ Неаполя. 1826
В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828
Большая гавань на острове Капри. 1828
Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.
Терраса в Поццуоли. 1828
Старый Рим. 1824
Прибрежная сцена
Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.
worldartdalia.blogspot.com