Шиле ЭгонМодерн и экспрессионизм. Шиле картины


Эгон Шиле – биография и картины художника в жанре Экспрессионизм – Art Challenge

Шиле (Schiele) Эгон, австрийский художник, один из лучших мастеров европейского модерна. Учился в Венской Академии изящных искусств (1906-1909), где под влиянием Густава Климта обратился к эротической теме. Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи. Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.

Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя он никогда формально не принадлежал к этому движению. Шиле умер совсем молодым от гриппа, в тот момент, когда его творчество получило признание.

Шиле (Schiele) Эгон, австрийский художник, один из лучших мастеров европейского модерна. Учился в Венской Академии изящных искусств (1906-1909), где под влиянием Густава Климта обратился к эротической теме. Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи. Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.

Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя он никогда формально не принадлежал к этому движению. Шиле умер совсем молодым от гриппа, в тот момент, когда его творчество получило признание.

Сохранить

artchallenge.ru

Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+: gorbutovich

Выставка Шиле в Альбертине. Скоро в Москве. Часть 1

Эгон Шиле (1890-1918). Портрет рыжей девочки. 1910. Альбертина, Вена / Egon Schiele. 1910. Half-Length Portrat of a Red-Haired Girl / Brustbild eines rothaarigen Mädchens. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, Deckweiß auf braunem Packpapier. 24 x 31,5 cm. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

В Вене в музее Альбертина с 22 февраля по 18 июня 2017 года проходила масштабная выставка Эгона Шиле. Бо́льшая часть работ – из собственных фондов музея, обладающего одной из самых значительных в мире коллекций графики.

Часть произведений Шиле из собрания Альбертины на три месяца перемещается в Москву. С 10.10.2017 по 14.01.2018 в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена). Рекомендованный возраст посетителей 18+. В Москву предоставляется около 100 работ двух художников. К слову, в начале 2017 года объявлялось, что будет 120 рисунков.

В преддверии московского события – некоторые произведения, что показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017.

А также: краткая справка о художнике, статья Аркадия Ипполитова про Шиле, его время и среду, лекция Ирины Кулик.

2.1911. Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Self-portrait with peacock waistcoat /Selbstporträt mit Pfauenweste. Standing 1911. Gouache, watercolour and crayon. 51.5 x 34.5 cm. Private collection © Sammlung Ernst Ploil. Source

Кратко об Эгоне Шиле

Эгон Шиле / Egon Schiele (1890-1918) – австрийский живописец и график, проживший очень короткую жизнь – 28 лет. Творческое наследие художника насчитывает более трехсот картин и около двух с половиной тысяч рисунков. Наряду с Оскаром Кокошкой, считается наиболее выдающимся представителем австрийского экспрессионизма. Будучи учеником Венской академии, познакомился с Густавом Климтом (1862-1918), который признал талант юноши, покровительствовал ему и оказал сильное влияние на модернистский стиль молодого Шиле.

3.1908. Вероятно учебный рисунок, сделанный на занятиях в Венской академии художеств / Egon Schiele. Reclining Female Nude. 1908. Pencil and chalk. Albertina / Liegender Frauenakt. 1908. Bleistift, Kreide, auf blaugrauem Papier. 22,1 x 36,4 cm. Inventarnummer 29981. Photo by Tatiana Gorbutovich. Сопроводительный текст. Вариант изображения из каталога музея

За короткое время с 1906 по 1909 г., во время учебы в Венской академии художеств, Шиле быстро прошел через несколько творческих периодов. Он начинал с академичности, затем перешел к декоративному ар нуво а-ля Климт, а затем к радикальной экспрессии.

4.1910. Egon Schiele. Seated Nude Girl. Pencil, chalk, watercolor, and gouache, Albertina / 1910. Sitzender Mädchenakt. Bleistift, Aquarell, Kreide, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 37,2 cm. Inventarnummer 33356. Albertina. Foto: © Albertina, Wien. Source. Другая цветопередача: фотография с выставки by Hyperallergic.com

К 1910 г. Шиле обладал собственным неповторимым стилем. Доминирующей тематикой его работ были обнаженная натура и портрет.

5.21 апреля 1912. Рисунок сделан во время тюремного заключения / 21. April 1912. Egon Schiele. «The Door to the Open» / Die Tür in das Offene. Bleistift, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48,3 x 32 cm. Signatur: "EGON / SCHIELE / 21.IV.12". Inventarnummer 31160. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

В 1912 Шиле был ненадолго заключен в тюрьму по обвинению в нарушении приличий и «распространении порнографических рисунков». Несколько произведений мастера сожгли.

Его искусство вызывало раздражение во многих слоях общества, однако были у него и преданные почитатели, благодаря которым организовывались выставки и продавались работы – чаще в Германии, чем в Австрии.

6.

Вечерние туфли Эдит Шиле, жены художника. Выставка Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017. Wiener Werkstätte. Edith Schiele’s evening shoes, 1912. Wiener Werkstätte, print design: “Osterglocken” [Easter Bells] (1910/12). Albertina, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich. Каталожный вариант – без лент-шнурков

Незадолго до смерти к нему пришло мировое признание. Художник умер через три дня после своей беременной жены в 1918 году во время эпидемии гриппа-испанки.

Подробнее о художнике: в сорокаминутном рассказе Ирины Кулик – в конце записи.

7.1914. Anton Josef Trčka. Egon Schiele Posing. Отпечаток на выставке: Gelatin silver print. Albertina, Vienna. Здесь: viaО Шиле, его времени и среде

Статья искусствоведа Аркадия Ипполитова «Эгон Шиле жил в Вене», опубликованная в 1994 году в «Коммерсанте».

« Вена начала века была странным феноменом европейской культуры. Сочетание унылых блестящих парадов и приемов императорского двора с роскошью буржуазного комфорта знаменитых венских миллионеров создавало в городе атмосферу застойного озера. В жестких рамках бюрократической габсбургской системы расцвела манящая и пугающая культура Вены, превратившейся в начале века, наряду с Парижем, Лондоном и Берлином, в одну из столиц стиля модерн.

8.1918. Egon Schiele. Secession 49. Exhibition. Color lithograph on wove paper. 48.3 x 63.5 cm (image). Изображение: Google Art: экземпляр Museum of Fine Arts, Houston; на выставке был такой же постер из Албертины. via

Венский вариант этого стиля, сецессион, получивший свое название благодаря зданию, специально построенному в Вене для выставок современного искусства, стал наряду с арт нуво, югендстилем и стилем либерти именем нарицательным для того, что в России обычно называется модерном.

9.1910. Egon Schiele. Field landscape (Kreuzberg near Krumau) / Felderlandschaft (Kreuzberg bei Krumau). Schwarze Kreide, Aquarell, Deckfarben auf braunem Packpapier. 30,7 x 44,5 cm. Inventarnummer 26668. © Albertina Wien. Source

Самым крупным событием эпохи сецессиона, определившим всю культуру ХХ века, оказалось, однако, не какое-либо явление художественной жизни, а творчество гения психоанализа Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд не очень-то жаловал современных ему художников и никак не соотносился впрямую с художественными процессами, но появление школы психоанализа именно в Вене глубоко симптоматично.

10.1914. Старые дома в Крумау /Чески-Крумлове / 1914. Egon Schiele. Old Houses in Český Krumlov /Krumau. Brush, body color, pencil on Japan paper. © Albertina, Vienna. Google Art. via. Original (4601 x 3087)

Вена была городом, наиболее располагающим к неврозам и фобиям как из-за мертвящего регламента габсбургского абсурда, так и из-за удушливой элегантности фешенебельных особняков оппозиционной буржуазии. Венский публицист начала века Карл Краус назвал Вену "тюремной камерой, где каждый может вопить сколько хочет".

11.1910. Полуобнаженная девушка, откинувшаяся назад (полулежащая). Альбертина, Вена. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich

Обладая внешне добропорядочным и сытым фасадом, Вена была идеальным городом психопатов. Распространены были ранние самоубийства, причем и среди психоаналитиков. В 23 года покончил с собой гениальный Отто Вейнингер, написавший знаменитую книгу "Пол и характер", самоубийством кончили один из самых блестящих учеников Фрейда Виктор Тауск и лучший поэт сецессиона Георг Тракль.

12.1910. Черноволосая обнаженная девочка. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Schwarzhaariger Mädchenakt / Black-haired nude girl. © Albertina Wien. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich. Вариант изображения из каталога музея

Перманентная венская истеричность определила искусство Эгона Шиле, одного из самых ярких австрийских художников начала века. Жизнь самого Шиле дает возможность бесконечных фрейдистских толкований. Его отец умер от сифилиса, когда Эгону было пятнадцать лет, и мальчик вырос в исключительно женском окружении.

13.1911. Egon Schiele. Junger Mädchenakt im ockerfarbigen Tuch / Young nude girl in ochre cloth. © Albertina Wien. Photo by Tatiana Gorbutovich. Изображение по клику: © Albertina. Этикетка

Всю жизнь он был тесно связан со своей сестрой, которая часто позировала ему обнаженной. Он считался вундеркиндом, но был абсолютно неспособен к учебе в нормальной школе. Когда профессора Венской школы прикладных искусств впервые увидели рисунки Шиле, они отказались поверить, что их мог сделать шестнадцатилетний юноша, но потом художник почти не получил официального признания. Оказавшись в Вене после провинциального Клостернойбурга, где он провел детство, Шиле попал в самую гущу интеллектуальной жизни столицы.

14.1914. Egon Schiele. Selbstbildnis in gelber Weste / Self-Portrait in Yellow Vest. © Albertina Wien. Source

Своим формированием как художник Шиле, современник Фрейда и Шенберга, был обязан венскому сецессиону. Аура Вены начала века была проникнута истеричной красотой, красотой демонических женщин Густава Климта, одного из самых декоративных художников этого периода.

15.1910. Эгон Шиле. Авторопртет со спины. Альбертина. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich

Эта же красота стала навязчивой манией Эгона Шиле. Но чувственность в искусстве Шиле превращается в болезненность. Необычайная нервность каждого мазка художника передается зрителю, и созерцание его картин мучительно.

16.1910. Egon Schiele. Nude Self Portrait. Black chalk, brush, watercolour, bodycolour, opaque white, on brown packing paper. © Albertina, Vienna. Source

Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания.

17.1910. Эгон Шиле. Стоящий обнаженный (автопортрет). Карандаш, акварель, белая темпера. 55,8 х 36,7 см. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Grimassierendes Aktbildnis / Nude Self-Portrait, Grimacing. Bleistift, Kohle, Pinsel, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 36,7 cm. Albertina, Vienna. Albertina Sammlungen Online. © Albertina Wien www.albertina.at. Вариант цветопередачи: Google Art

Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я.

18.1916. Egon Schiele. Aktselbstbildnis / Nude self-portrait. © Albertina Wien. Source

В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия "автопортретов мастурбатора".

19.1913. «Борец» (боец) / «Fighter» / «Kämpfer». Карандаш и гуашь. Частная коллекция. Photo by Tatiana Gorbutovich

Психоаналитическая автопортретность его творчества выразилась не только в тематике, но и в художественном языке Шиле. Очень тонкие, острые графические линии его рисунков вызывают реакцию почти болезненную.

20.1913. Egon Schiele. Erich Lederer as a Boy / Knabenbildnis Erich Lederer. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, auf Japanpapier, grundiert. 47,9 x 32 cm. Inventarnummer 31120. Albertina Sammlungen Online. Текст на выставке. Photo by Tatiana Gorbutovich.

Его живопись также графична, контур необычайно жесток. Шиле всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Между его живописью и зрителем устанавливаются те же отношения психоаналитика и пациента, что установил художник со своим собственным изображением.

21.1915. Egon Schiele. Female Lovers. Gouache and pencil. Albertina, Vienna. Google Art Project, via. Original (4561 x 3053)

В результате все произведения Шиле — его портреты мужчин, детей и женщин, его акты, пейзажи и городские виды — кажутся автопортретами. В этой живописи, столь откровенно садомазохистской, рождается новый идеал красоты ХХ века, красоты уродливого.

22.1914. Egon Schiele. Girl with green stockings. Gouache on kraft paper. 31,5 x 43,5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich. Текст

С обретением новой красоты, в корне отличающейся от красоты сецессиона своей субъективностью, Эгон Шиле становится одним из столпов искусства нашего времени, наряду с немецкими экспрессионистами и Оскаром Кокошкой.

23.1914. Two Reclining Nude Girls. Pencil on brown paper. 31 x 46.5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich

Не случайно, что пик популярности Эгона Шиле падает на 1960-е. В это время расцвета абстрактного экспрессионизма в Америке и повального увлечения психоанализом состоялась огромная выставка 1965 года в музее Гугенхайма в Вашингтоне. Интерес к Шиле стимулировался также пристальным вниманием к эпохе, ставшей питательной средой фашизма.

24.1910. Sitting nude girl with a shirt over her head. Albertina, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich

В книге, где фиксировались оценки поступавших в Венскую академию, имя Шиле, получившего "удовлетворительно" за свои рисунки, соседствует с именем Адольфа Гитлера, получившего "неудовлетворительно".

25.1910. Female Nude with Green Pillow. Neue Galerie Graz, Universalmuseum Joanneum, Graz, Austria Photo by Tatiana Gorbutovich

Параллельность гуманистического искусства Шиле, культивирующего слабость и незащищенность, и фашизма с его волевой жестокостью необычайно показательна для Вены начала века.

26.1914. Egon Schiele. Sitzender weiblicher Akt mit aufgestützten Ellbogen / Seated Female Nude, Elbows Resting on Right Knee. © Albertina Wien. Source

Неврастеническое очарование этого города стало фоном для знаменитой сентиментальной драмы Лилиан Кавани "Ночной портье", так как только этот город, в самой архитектуре которого столь экстравагантно смешаны "коммерция и чувственность", по выражению Чарльза Дженкса, может быть сценой, где разыгрывается любовь жертвы и мучителя, где непонятно — кто жертва, а кто мучитель, и где могло появиться искусство Эгона Шиле. »

Источник: «Эгон Шиле жил в Вене». Выставка в Национальной галерее Вашингтона // Газета «Коммерсантъ», номер 083 от 07.05.1994

Аркадий Ипполитов (род. 1958) – искусствовед, писатель, куратор, в том числе куратор выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджио.» в Государственной Третьяковской галерее, Москва, 2016-2017. С 1978 года работает в Государственном Эрмитаже.

Истерия и Шиле

Важные детали в портретах и автопортретах Шиле: руки, жестикуляция кистей, V-образные жесты пальцев. И руки, и общий излом стиля Шиле отсылают к психиатрии.

27.Photograph of a case of macrodactyly in the ‘Nouvelle Iconographie de La Salpêtrière’, table XVI, Planche VIII. Lejars, 1903. / Иллюстрация из статьи: Egon Schiele and Dystonia. Erbguth F.J. из книги: Neurological Disorders in Famous Artists - Part 3. Editor(s): Bogousslavsky J. (Montreux). Hennerici M.G. (Mannheim). Bäzner H. (Stuttgart). Bassetti C. (Lugano). - Karger AG, Basel, 2010 / Photograph provided by the Bibliotheque Charcot, UPMC – Université Pierre et Marie Curie, Hôpital de la Salpêtrière, Paris. Книга на Google Books

В конце XIX - начале XX века предметом большого интереса, как психиатрического, так и культурного, становятся истерички.

28.From: 'Contracture hysterique, Nouvelle iconographie de la Salpetriere. By: J. Babinski. Published: 1891. Volume 4. Plate 13. L0020547. Wellcome Library, London. Source

Это заслуга Жана-Мартена Шарко /Jean-Martin Charcot (1825-1893), французского врача-психиатра, учителя Зигмунда Фрейда, создателя душа Шарко.

29.Серия фотографий из госпиталя Сальпетриер, Париж / Women under Hysteria. Série de l’Iconographie photographique de la Salpêtrière. via

Жан-Мартен Шарко исследовал истерию и первый определил природу истерии как психогенную. В парижской больнице Сальпетриер /Hôpital de la Salpêtrière он производил фотодокументирование поведения истерических пациенток. Фрейд помогал Шарко в исследованиях.

30.12 поз истерички / Iconografia fotografica del Grande Isterismo—Istero-Epilessia /Photographic Iconography of the Great Hysteria—Hysteric Epilepsy. Photos by Gaetano Rummo in 1890. via 1, via 2. Пример листа из альбома с сериями фотографий из больницы Сальпетриер: Photo by Albert Londe in 1885

Фотоархивы больницы Сальпетриер издавались и были весьма популярны в Вене – родине психоанализа.Ирина Кулик в своей лекции в числе прочего рассказывает про популярность темы истерии в обществе рубежа веков, про опыт соприкосновения Шиле с душевными заболеваниями: отец художника Адольф Шиле в последние месяцы жизни впадал в безумие и про многое другое.

Лекция Ирины Кулик про Эгона Шиле, 2015

31.Рассказ про Шиле меньше 40 минут: с начала до 38:37. Лекция Ирины Кулик. Образовательный центр Музея «Гараж», 19 августа 2015. Source

Лекция Ирины Кулик «Эгон Шиле — Ханс Беллмер» прочитана 19 августа 2015 в образовательном центре Музея «Гараж» в рамках цикла «Несимметричные подобия».

Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, преподаватель, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке. В 2000 году защитила докторат по сравнительному литературоведению в Университете Париж VIII.

Литература, помимо источников, указанных в тексте:Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса / The Concise Oxford Dictionary of Art and Artists. Edited by Ian Chilvers. Oxford University Press, 1990, 1996. Пер. с англ. – М.: Радуга, 2004. Стр. 662.Норберт Вольф. Экспрессионизм. / Expressionismus. Norbert Wolf. Перевод с английского И.Д. Голыбиной. – TASCHEN/Арт-Родник, 2006. Стр. 88-89.

Продолжение следует.

gorbutovich.livejournal.com

Шиле, Эгон. Все картины художника

Эгон Шиле

Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку. Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.

Детство

Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе. Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов. Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.

В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг. Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался. Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.

Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать. После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу. Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.

Обучение и начало творчества

Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно. Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением. Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.

В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств. Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом. В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.

С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.

Экспрессионизм, любовь, смерть

Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики. Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда. Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.

Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь. При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года. Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства. Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.

Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе. Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других. “Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.

Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить. Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога. И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.

В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.

Виктория Бондарчук

gallerix.ru

Современное Искусство :: Эгон Шиле

крупный австрийский график и живописец начала XX века, представитель экспрессионизма.

 

Детство и юность

Эгон родился 12 июня 1890 года в небольшом городке Тульн-на-Дунае. Его мать, Мария, была родом из южной Богемии, отец, Адольф, – из Вены. Он работал на государственной железной дороге и отвечал за станцию Тулли. В конце XIX столетия железнодорожное сообщение было в новинку и являлось для многих настоящим чудом и воплощением человеческого прогресса. Как и почти все дети, Эгон был очарован этим изобретением – в возрасте семи лет он успел изрисовать альбомы удивительно подробными изображениями вокзала, семафоров, паровозов и вагонов со всеми мелкими деталями. Неудивительно, что ребёнка считали вундеркиндом. В то же время, родители не одобряли увлечения сына и его детских рисунков не сохранили. Его отец, между тем, страдал от психического заболевания и вскоре был изолирован от общества.

В подростковом возрасте Эгон был чрезвычайно привязан к своей младшей сестре Гертруде, которую он ласково называл Герти. По воспоминаниям Гертруды, он «настойчиво, почти деспотично» требовал от неё часами позировать, это могло произойти в любое время; часто он приходил ранним утром. Эгона подозревали в инцесте, поскольку брат и сестра заимели привычку ездить на поезде в Триест и ночевать вместе в двухместном номере. Эти обвинения так и остались без доказательств, хотя известно, что однажды отец вышиб дверь, чтобы увидеть, чем занимаются дети.

После того, как теряющего рассудок отца изолировали, Эгон воспитывался преимущественно дядей, Леопольдом Чихачек. Подросток скучал по отцу и холодно относился к своей матери, так как считал, что она не любила его и недостаточно переживала из-за Адольфа. Впоследствии он напишет в письме сводному брату: «я не знаю, есть ли кто-либо ещё вообще, кто помнит моего благородного отца с такой печалью».

Мальчику прочили будущее инженера железных дорог, но при всей безграничной любви к родителю, он не желал идти по стопам отца и вопреки воле семейства отправился в столицу, чтобы учиться живописи. Ещё в школе в Клостернеубурге его способности заметил преподаватель по рисованию.

 

Начало самостоятельного пути

В 1906 году Эгон отправился в Венскую школу искусств и ремёсел, однако перепоступил в Академию изобразительного искусства. В 1907 году талант студента заметил сам Густав Климт – он стал его наставником и покровителем. Когда Шиле спросил, есть ли у него талант, Климт, не колеблясь, ответил: «Даже слишком много!». Климт многое сделал, чтобы помочь карьере начинающего: периодически покупал его работы (иногда предлагал обмен на свои полотна), знакомил с потенциальными клиентами, ввёл в круг художников венского Сецессиона. Шиле стал сотрудничать с мастерскими, открытыми Йозефом Хоффманом, архитектором, приверженным идеи синтеза искусств.

 Уже через год состоялась первая выставка молодого художника. Она открылась в городке Клостернойбург, что под Веной. Ранние работы Шиле отмечены влиянием стиля модерн и его региональных вариаций – немецкого югендстиля и австрийского сецессиона. Он также увлекался гравюрами эксцентричного бельгийца Фелисьена Ропса и даже позаимствовал у него мотив стыдливо зажатых между бёдрами рук. В 1909 году последовала выставка в Художественной галерее, и его картины соседствовали с полотнами таких выдающихся мастеров, как Мунк, Матисс и Ван Гог.

В том же 1909 году Эгон бросил Академию, окончив третий курс. При этом профессор Кристиан Грипенкерль (тот самый, который позднее завалит на экзамене Адольфа Гитлера) согласился выдать выпускнику диплом, сочтя, что тот уже всему научился, однако запретил при этом где-либо упоминать его имя. Вместе со своими приятелями из Академии Шиле основал «Группу нового искусства» («Neuekunstgruppe»). В её Манифесте можно найти такие строчки, принадлежащие Эгону: «Современный художник есть и должен быть полностью собой, должен быть творческим, должен быть способен к самостоятельному построению собственных основ без обращения к прошлому или традиции». Как говаривал Густав Климт, «молодые всегда уничтожают то, что уже существует», однако дело было не только к стремлению к новизне. Венская Академия считалась оплотом консерватизма и подвергалась критике за свою старомодность и игнорирование новейших течений ещё в первой половине XIX столетия! Члены же Группы нового искусства стремились прорваться сквозь чистую декоративность и ухватить ту сущность человека, за которую в ту пору всерьёз взялся психоанализ.

 

Порнограф от искусства

В декабре 1909-го группа организовала выставку в галерее Густава Писко. Там Шиле познакомился с коллекционером, писателем и критиком Артуром Рёсслером. Он станет меценатом и ярым защитником творчества Шиле и будет поддерживать эпатажного живописца до самого конца.

 В скором времени дядя перестал высылать Эгону деньги, но тот не остался без финансовой поддержки и нашёл покровителя в лице инспектора железной дороги Хайнриха Бенеша. Художник завязал множество полезных знакомств, стал получать заказы и быстро завоевал признание в среде авангардистов.

Шиле обустроил найденную им квартирку под студию и стал приглашать молоденьких девушек – чаще всего несовершеннолетних – к себе домой, чтобы те позировали ему обнажёнными. По воспоминаниям современника Шиле, художника Альберта Гютерсло, «…они там спали, укрывались от биений, учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось, что самостоятельное». Шиле стал зарабатывать на жизнь тем, что снабжал порнографов своими откровенными рисунками, среди которых были и автопортреты. Довольно скоро он приобрёл дурную репутацию, множество гонителей и манию преследования. Так, в своём письме от 1910 года он писал: «Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами». Шиле считал себя непризнанным гением и отождествлял себя с Ван Гогом, он часто любил повторять, что родился в год его смерти. Он также приобрёл одну из версий его знаменитого полотна «Комната художника в Арле» у коллекционера Карла Райнингхайса.

В 1910 году Шиле стал завсегдатаем гинекологических клиник, где он делал зарисовки беременных женщин. Поскольку вероятность умереть при родах или родить мёртвого в начале века была довольно велика, образ беременной стал для художника символом опасной и зыбкой границы между жизнью и смертью. Именно тогда он создаёт картину «Мать и дитя», невольно вызывающую ассоциации с работой его учителя Климта «Возраст женщины», но решительно порывающей со стилем модерн. Здесь, по мнению многих искусствоведов, намечается коренной перелом и поворот к экспрессионизму; здесь же отчётливо проявляется оригинальный стиль художника.

В 1911 году Шиле выставлялся в венской галерее Майтке, которой руководил Рёсслер, а также в Мюнхене, в галерее Ганса Глотца. Однако жизнь в столице, несмотря на появление покровителей, становилась не по карману.

В том же году Шиле повстречал семнадцатилетнюю Вальбургу «Валли» Нойзил, девушку, которая стала его любовницей, моделью и музой – она позировала для картин, многие из которых будут признаны лучшими у мастера. Примечательно, что до него она позировала Густаву Климту, и именно он их познакомил. Поначалу пара уединилась в чешском городке Крумлов (Крумау), но была вынуждена бежать от неодобрения местных жителей. Тогда они осели в захолустном пригороде Вены, в местечке Нойленгбах, где Шиле вновь открыл свою студию для девочек-подростков из неблагополучных семей. В письме своему дяде от 1 сентября 1911-го он писал: «Я продвигнусь так далеко, что людей охватит страх от живой силы моих произведений». Шиле стал разрабатывать в своих произведениях тему смерти и создал значительный цикл работ под названием «Умерший город». Известно высказывание художника: «Alles ist lebend tot» – всё, что живо, мертво. Ощущение скоротечности жизни и восприятие её как медленного угасания стало одной из сквозных тем у Шиле. Он занялся эстетизацией смерти, болезни, нищеты, уродства.

 

Судебное разбирательство, скандалы, война

13 апреля 1912 года художника арестовали и поместили под стражу в Санкт-Польтене. Полиция изъяла более сотни порнографических рисунков и возбудила дело о совращении несовершеннолетних, грозящее сроком до 20 лет. Шиле были предъявлены обвинения в похищении и растлении, однако они были отклонены. В результате художнику вменили в вину только распространение порнографии. Пока шло расследование, Шиле провёл 21 день в заключении и даже в тюрьме продолжал рисовать автопортреты. В зале заседания судья демонстративно порвал (по другой версии – сжёг) один из рисунков художника. После вынесения вердикта ему оставалось отсидеть всего лишь три дня.

На карьере Шиле судебная тяжба и громкий скандал напрямую не отразились, однако он лишился многих друзей и покровителей. Верными и преданными союзниками, не отвернувшимися в трудную минуту, оказались Валли и Рёсслер.

В ноябре 1912 года Шиле, наконец-то, заполучил полноценную мастерскую в Вене на Хайтцингер Хауптштрассе, 101. Здесь он проведёт оставшиеся шесть лет жизни, весьма плодотворных и богатых на события. После выхода из тюрьмы, художник вновь оказался в центре внимания; последовали выставки в Мюнхене (совместно с живописцами из группы «Синий всадник»), в Кёльне (на международной экспозиции «Сондербунд»), вновь в Мюнхене в галерее Гольца, а также на 43-й экспозиции Венского сецессиона в Гамбурге, Дрездене, Берлине и Штуттгарте. В 1914 году венский модернизм вышел на новый уровень – выставка «Международный Сецессион» объездила Париж, Рим, Кёльн и Брюссель. Таким образом, к началу Первой мировой войны Шиле приобрёл популярность за пределами родины. 

 

Перед мобилизацией (которой Шиле в первый год войны избежал по причине плохого здоровья) художник порвал отношения с Валли и надумал жениться на соседке из дома напротив – простодушной мещанке Эдит Хармс, дочери владельца слесарной мастерской. Валли он предложил «путешествие с развлечениями», от которого та, разумеется отказалась. Девушка была глубоко оскорблена и навсегда исчезла из жизни художника – больше они никогда не встречались. Бывшая муза отправилась на фронт в качестве волонтёра Красного Креста и в скором времени скончалась, заразившись скарлатиной. Сочетавшись браком с Эдит, Шиле вернулся в мелкобуржуазную среду, от которой когда-то бежал и против которой как художник восставал. Всего через несколько дней после свадьбы, 21 июня 1915 года он уехал в Прагу на военные учения.

Шиле очутился в команде, конвоирующей русских военнопленных. В начале он находился под Веной, затем – в лагере для офицеров под Вайсельбургом. Ему обеспечили условия для полноценной работы, назначив писарем: художник смог продолжить рисовать и даже участвовать в выставках. Сохранилось великое множество зарисовок безымянных русских пленных солдат – сегодня они хранятся в Чикагском Институте искусств.

В 1916 году крупный журнал «Ди Акцион» посвятил Шиле целый специальный номер. В начале 1917-го он был переведён в интенданты и вернулся в столицу. Дела шли как нельзя лучше, популярность только возрастала, и сам директор Современной галереи Франц Мартин Хабердитцль приобрёл у художника один из портретов Эдит и несколько графических работ.

Под занавес войны, в январе 1917 года, Шиле перебросили в Вену, определив на место работы в «Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области». Эта комиссия, по существу, представляла собой продовольственный склад, снабжающий солдат продовольствием, табаком и спиртными напитками. Помимо того, что получить такое место было настоящей привилегией, у художника, по—прежнему, сохранялась возможность рисовать. После демобилизации Шиле получил предложение правительства участвовать в спонсированной государством выставке в Дании и Швеции, целью которой было улучшение имиджа Австрии в Скандинавских странах.

 

В 1918 году, Шиле оказался на вершине австрийского художественного Олимпа, заменив собой покойного учителя – Густава Климта (умер от апоплексического удара в феврале того же года). Шиле получил звание почётного лидера венского авангарда, а его имя намертво соединилось с экспрессионизмом, несмотря на то, что формально он не причислял себя к представителям какого бы то ни было направления. Ему заказали разработку эмблемы для 49-й выставке Венского Сецессиона. Шиле изобразил тайную вечерю, поместив себя на место Христа. Провокация увенчалась успехом, а работы живописца были выставлены в основном зале. При этом, стоит отметить, что он стал постепенно отходить от экспериментов с линией и формой, его персонажи стали более спокойными, типичная для него невротическая резкость рисунка практически исчезла. Внешность людей, глядящих с его полотен, стала более гармоничной и приближенной к стандартам красоты своего времени.

Вместе со своей беременной супругой Эгон переехал в новый роскошный особняк – чета планировала открыть в нём художественную школу. Однако насладиться красивой жизнью было не суждено: Эдит, а затем и сам Эгон заразились испанкой, на тот момент смертельной болезнью, эпидемия которой охватила всю Европу и унесла 20 миллионов жизней.

Эгон Шиле скончался 31 октября 1918 года в возрасте 28 лет. Он лишь на три дня пережил супругу, и в предсмертном послании писал, что их дочь также обречена.

 

Философская составляющая творчества

В течение жизни, Шиле избегал идентификации с каким-либо направлением авангардизма, и, безусловно, его искусство выходит за рамки экспрессионизма – точно также как искусство любого большого художника преодолевает рамки какого бы то ни было жанра. Он также не был философом и не оставил после себя каких-либо теоретических изысканий – только письма. Это не указывает, как может показаться на первый взгляд, на голый декоративизм или отсутствие рефлексии. Напротив, работы Шиле, его эстетика, отмечены трагизмом, в них заметно влияние фрейдистского психоанализа и тогда лишь зарождающегося экзистенциализма.

Центральными для художника оставались темы человека, Эроса и Танатоса. Его стиль повсеместно узнаваем благодаря истерической, но точной линии, неестественным позам и искажённым пропорциям, обнаруживающим, тем не менее, глубочайшее знание анатомии. Искусствовед Иван Чечот вывел следующую формулу творчества Шиле: «риторика (выспренность) + предметность (внимательность) + орнамент (Schwurgлиний) + материальность (фактуры и цвета)».

Примечателен и тот факт, что художник с некоторой одержимостью рисовал автопортреты, часть которых лишь отдалённо напоминает его самого. В нём парадоксально переплетались нарциссизм и жалость к себе. В письме матери от марта 1913 года он писал: «Все красивые и благородные качества были объединены во мне ..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».

Талант Шиле был многогранен – он писал не только картины, но и стихи. В письме Густаву Груберу он настаивал на том, что каждый художник должен быть поэтом. Одно из его стихотворений, «Автопортрет», многое проясняет в психологии художника:

 АВТОПОРТРЕТ.

Я для себя и того, для которогоголодное пьянство во имясвободы со мной есть всё,и также для каждого, потому что каждогоя люблю. — Люблю.

Я среди благороднейших,самых благородных,и тех, кто расплачивается,расплачивается больше всех.

Я человек, я люблюсмерть и люблюжизнь.

 1910 (Перевод Л. Зински). 

 

 

Судьба наследия

После смерти художника сохранилось порядка 300 картин (из которых 220 хранятся в музее Леопольда) и несколько тысяч рисунков – за свою короткую жизнь он написал больше, чем многие признанные гении. В 20-30 годы его творчество оказалось забытым, а с приходом к власти нацистов, его причислили к так называемым «дегенеративным художникам». Некоторые картины Шиле, принадлежащие евреям, ставших жертвами нацистов (в частности коллекционерам Морису Эйслеру и Карлу Мэйлэндеру и арт-дилеру Лее Бонди-Джарей), оказались в конечном счёте в Фонде Леопольда. В 90-е годы некоторые картины были возвращены потомкам изначальных владельцев. Реституция сопровождалась скандалами и жаркими дискуссиями, после чего в 44 странах мира были приняты специальные законы о реституции.

Возрождение интереса к Эгону Шиле наблюдается с начала 60-х годов, когда о нём стали выходить увлекательные монографии и искусствоведческие статьи. С тех самых пор ретроспективные выставки его лучших работ стали проходить в крупнейших мировых музеях с завидной регулярностью, фигура художника и его эксцентричная жизнь нашли отражение в массовой культуре. Кроме того, живший быстро и умерший молодым, он стал кумиром и романтическим героем в субкультуре панков. Об экспрессионисте были написаны романы «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса и «Высокомерие» Джоаны Скотт, а также снято несколько фильмов. Шиле также удостоился изображения на австрийской почтовой марке в 1990 году.

Велико и неоспоримо влияние Эгона Шиле на дальнейшую историю искусства. Это влияние испытали на себе экспрессионисты, крупнейший архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, Лусьен Фрейд, Френсис Бэкон, а также многие иллюстраторы моды.

На родине шиле чтут как одного из величайших художников всех времён, и его работы чрезвычайно растиражированы. Наконец, на арт-рынке с каждым годом возрастают цены на его графические работы. Их довольно часто подделывают. При этом особенной редкостью и драгоценностью считаются украшенные им открытки и почтовые конверты военного периода.

В 2013 году рисунок Шиле «Любовники», написанный гуашью и простым карандашом, ушёл с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 7,9 миллиона фунтов стерлингов. Два других были проданы за 6,1 миллион.

 

sovremennoe-iskusstvo.ru

Эгон Шиле

egon_shile

Э.Шиле. Автопортрет. 1914 г.

Эгон Шиле умер в двадцать восемь лет. Но смерть присутствовала в его картинах уже тогда, когда он только нащупывал собственный стиль, постепенно отходя от гламурно-мифических фигур своего кумира и наставника Густава Климта.

Густав Климт дал никому неизвестному семнадцатилетнему Эгону Шиле путевку в мир большого искусства и именно ему пророчили место на освободившемся престоле первого художника Австрии после смерти Климта.

Смерть стала для Эгона сильнейшим потрясением в момент, когда умер его отец. Подростку исполнилось всего четырнадцать. Художник болезненно воспринял эту смерть еще и потому, что с отцом у него всегда была очень близкая связь, чего  не случилось с матерью.

«Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я. Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».

В семье художника были очень сложные отношения между супругами, что отразилось в конечном итоге на характере единственного сына, сделавшие его неуправляемым, своенравным с маниями величия и преследования.  Мать, отдав сына после смерти мужа  на воспитание своему брату, тихо  ушла из жизни подростка, забыв и мужа, и сына, чего Эгон Шиле никогда не мог ей простить.

Отношение к матери стало темой одной из знаковых картин художника «Умирающая мать». Она была написана в 1910 году, когда мать была очень жива. На картине – портрет  бледной, костлявой женщины, чье лицо больше похоже на маску смерти. Мать находится на заднем плане, оттесняемая ярким, как рубин, пятном ее ребенка в центре холста.

Но ребенок с живым розово-красным лицом помещен в  черный кокон смерти, а маска его матери и ее костлявые руки напоминают хватку смерти. Двойная черная спираль - вокруг матери и ребенка – усиливает трагичность картины и говорит о присутствии смерти уже в самом зародыше жизни. Эта картина - ключ к пониманию творчества Эгона Шиле.

egon_shile1

Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г.

Смерть, как и вообще все умирающее и безобразное, по мысли художника, играет роль  усилителя жизни и красоты. Они обостряют жизнь, как обостряет ее все находящееся на краю гибели: в этот момент красота становится особенно яркой, а человек начинает ценить каждый проживаемый им день.

Эгон Шиле создает  красоту уродливого в живописи так же, как  в конце XIX века в поэзии создавал красоту умирающего, стареющего и разлагающегося тела Шарль Бодлер. Соседство рождения и умирания, жизни и смерти Эгон Шиле особенно остро почувствовал в гинекологической клинике, где ему разрешили рисовать беременных женщин.

Именно в этом месте появление новой жизни, как плода любви, и умирание старой как нигде близки. Здесь ощущаешь, что человек  рождается в смерть, что теперь она будет сопровождать его всю жизнь, и особенно остро - в моменты интимной близости.

egon_shile3

Э.Шиле. Беременная женщина и смерть. 1911 г.

Темы любви, жизни и смерти проходят сквозной линией через творчество художника, даже если на картинах не мужчина и женщина, а деревья, дома и пейзажи. Нервная, экспрессивная манера, ломаная линия рисунка  делают художника ярким представителем австрийского модерна и экспрессионизма, олицетворяющего новое искусство начала XX века.

Экспрессивное воплощение Эгоном Шиле темы жизни-смерти очень сильно повлияло на многих художников, в частности, на Эдварда Мунка, создавшего серию картин с символичным названием «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Почти все лица на картинах Эгона Шиле выглядят как посмертные маски трупов, похожие на лицо смерти из картины «Смерть и девушка», а обнаженные женщины в картинах позднего периода - на безжизненные мертвые куклы.

egon_shile4

Э.Шиле. Смерть и девушка. 1915 г.

Однако тема, ставшая  ключевой в творчестве Эгона Шиле,  оформилась не сразу. Поначалу чувственные, эротичные и демонические образы покровителя художника  - Густава Климта - захватили Эгона Шиле  и превратились в навязчивую идею, но это длилось недолго.

Уже к двадцати годам, с 1910 года, работы Эгона Шиле приобретают самостоятельность и оригинальность, где главными отличительными особенностями становятся линия и контур, а фирменным знаком – сексуальность и эротика как олицетворение жизни-смерти.

Изменение стиля художника случилось внезапно, как моментальный прорыв, тем более удивляющий, что его академическая учеба была недолгой и проходила в  кругу консервативных наставников, которых раздражало стремление строптивого студента рисовать по-своему.

Но, несмотря на неудовольствие преподавателей, раннее знакомство с Густавом Климтом, восхищение метра показанными ему Эгоном собственных рисунков и картин,  дали возможность Шиле участвовать в выставках уже  с восемнадцати лет.

egon_shile5

Э.Шиле. Автопортрет с гримасой, 1910 г.

Через десять лет карьера и слава  молодого Шиле достигла пика, обеспечив  его финансами, заказами, возможностью развиваться, иметь дом, семью, хорошую мастерскую и блестящие перспективы.

Но  через несколько месяцев после триумфа, накануне дня всех святых, тридцать первого октября 1918 года, художник скончался от смертоносного гриппа, унесшего тогда двадцать миллионов жизней.

Раннее взросление Эгона Шиле как художника позволяет многим сравнивать его с гениальным Артюром Рембо.

Оба гения числились по разряду  Enfant terrible, оба начали свой творческий путь очень рано, возникнув сразу и словно из ничего: один в семнадцать – уже сложившийся поэт, второй – оригинальный художник.

Оба - бунтари, чье поведение выходит за рамки устоявшихся приличий и норм буржуазного общества, возмущавшее своей аморальностью.

Эгон Шиле шокировал публику обнаженными фигурами несовершеннолетних девочек и своими вызывающими автопортретами, по числу которых он превзошел даже Рембрандта, считающегося лидером по их числу.

Автопортретов у Эгона Шиле  очень много, они разные – двойные, тройные, обнаженные и обычные, часто не похожие на автора. Поклонник Зигмунда Фрейда и знаток фрейдистской теории художник находится по отношению к себе и своему телу как психоаналитик, взирающий на себя как врач.

Потом этот подход будет развивать Люсьен Фрейд, тоже смотрящий на себя и свои модели как ученый-исследователь или врач - на пациентов. Отстраненность взгляда художника на модели делает автопортреты Шиле отчужденными от него самого, отражая скорее человеческую сущность вообще, а не тело конкретного человека с конкретным именем.

egon_shile6

Э.Шиле. Автопортрет. Обнаженный, 1910 г.

Поведение художника и тщательность, с какой он изображал тело во всех тонкостях его сексуальности, в глазах обывателя были недопустимыми и переступающими грань дозволенного. В связи с этим художник вынужден был сначала переселиться в другой город, а через год и вовсе поплатиться почти месячным заключением в тюрьму по  обвинению в изнасиловании несовершеннолетней и порнографии.

Правда, в суде изнасилование не было доказано, но найденные при обыске в его квартире коробки с неприличными рисунками и картинами, дали основание осудить его за распространение порнографии среди несовершеннолетних, а несколько его картин и эскизов были публично сожжены.

Автопортрет для Эгона Шиле, был однако, только средством, с помощью которого он проникал в подсознание человека, где всегда находил одно и то же: обнаженное, скрюченное, осеннее дерево, с которого видимо и слышимо опадают листья.

egon_shile8

Э.Шиле. Осеннее солнце и деревья. 1912 г.

Ххудожник любил рисовать осень и голые деревья, а человеку одетому предпочитал обнаженного. Тела Эгона Шиле не просто не прикрыты, они выглядя так, будто с них содрана не только одежда, но кожа. Обнаженные деревья и человеческие тела яснее проявляют свою суть, а потому честнее.

Осенние деревья у художника – те же автопортреты, как «автопортретно» все его творчество. У  дерева  изломанные ветки  снаружи, у человека - внутри; голые ветви на фоне неба и камней выглядят видимыми трещинами, в человеке - его сокровенная суть предстает в виде изломов рук, ног, обрубленных конечностей и гримас, действующих на зрителя неожиданно эмоционально и болезненно.

Любимыми цветами художника были цвета осени, времени увядания и смерти. Черный, темно-коричневый, коричневый, темно красный, вишневый, желтый, наиболее точно передают и усиливают главную мысль  и настроение художника.

egon_shile10

Э.Шиле. Женщина в черных чулках. 1913 г.

Так же яростно и экспрессивно с внутренним проникновением в суть Эгон Шиле изображает женское тело, особенно выделяя в нем женские гениталии, шокирующие даже привыкшего ко многому современника начала века XXI.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Шиле Эгон Картины модерн экспрессионизм

Шиле Портрет

В середине 1910-х годов Эгон Шиле принимал участие во множестве выставок в столицах и крупнейших городах европейских государств. Творческое наследие художника включает в себя около трехсот картин и несколько тысяч рисунков. Большинство работ художника находится в музее Рудольфа Леопольда в Вене. Коллекционер и основатель музея Рудольф Леопольд родился 1 марта 1925 года в Вене. Собирательством картин стал заниматься после Второй мировой войны. Его первым приобретением стала работа Фридриха Гауэрмана в 1947 году.

Красные панталоны Красные панталоны,1913, частная коллекция Святое семейство Святое семейство,1913, частное собрание Старый город Старый город (Дома у реки), 1914,Музей Тиссен-Борнемисца, Мадрид

Рудольф Леопольд стал коллекционировать картины художников-модернистов и экспрессионистов, так как после окончания войны эти картины в Германии и Австрии практически ничего не стоили. В 1950 году Леопольд познакомился с работами художника Эгона Шиле.

Фридерике Мария Беер Фридерике Мария Беер,1914, частная коллекция Две женщины Две женщины, 1915,частное собрание Эдит в полосатом платье Эдит в полосатом платье,1915, Музей Леопольда, Вена

В 1955 году Рудольф Леопольд организовал выставку современного австрийского искусства в амстердамском Городском музее, значительную часть которой составили картины Шиле. Далее коллекционер познакомил широкую публику с творчеством Эгона Шиле, устроив выставки его работ в Мюнхене, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В 1994 году при помощи правительства и Национального банка Австрии Рудольф Леопольд создал частный Фонд картин, который содержал около пяти тысяч работ мастеров модерна и экспрессионизма. В 2001 году Фонд был преобразован в Музей Леопольда.

Портрет Эдит Портрет Эдит, 1915,Муниципальный музей, Гаага Любовники Любовники, 1915,Музей Леопольда, Вена Эдит и маленький племянник Эдит и маленький племянник,1915, Музей искусств, Бостон Иоганн Хармс Иоганн Хармс, 1916,Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк Женщина и двое детей Женщина и двое детей,1915-1917, Галерея Бельведер, Вена Спина женщины Спина женщины, 1917,Метрополитен-музей, Нью-Йорк Доктор Франц Мартин Хабердицл Доктор Франц Мартин Хабердицл,1917, Галерея Бельведер, Вена Сецессион 49 Выставка Сецессион 49 Выставка,1918, Институт искусств, Чикаго Хуго Коллер Хуго Коллер, 1918,Галерея Бельведер, Вена Жена художника Эдит Жена художника Эдит Шиле,1918, Галерея Бельведер, Вена Ручей Ручей, 1918,частная коллекция Три нагих женщины Три нагих женщины,1910-е, частная коллекция

smallbay.ru

Шиле Эгон Картины биография Schiele Egon

Шиле Портрет

Шиле Эгон (Schiele Egon), австрийский художник, один из лучших мастеров европейского модерна. Родился 12 июня 1890 года в городе Тульн-на-Дунае. Учился в Венской Академии изящных искусств (1906-1909), где под влиянием Густава Климта обратился к эротической теме. Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи. Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.

Мертвая мать Мертвая мать, 1910 Женщина в трауре Женщина в трауре, 1910 Смерть и человек Смерть и человек (Провидец II), 1911

Эти три картины находятся в Музее Рудольфа Леопольда в Вене

Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

Девушка закинувшая ногу Девушка, закинувшая ногу,1911, частное собрание Беременная и смерть Беременная и смерть, 1911,Национальная галерея, Прага Валери Нойцель Валери Нойцель, 1912,Музей Леопольда, Вена

Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя он никогда формально не принадлежал к этому движению. Шиле скончался 31 октября 1918 года в Вене, он умер совсем молодым от гриппа (во время эпидемии «испанки» в Европе), в тот момент, когда его творчество получило признание.квартиры в Вене купить, bx.

Агония Агония, 1912, НоваяПинакотека, Мюнхен Эрих Ледерер Эрих Ледерер, 1912-1913,Музей искусства, Базель Кардинал и монахиня Кардинал и монахиня, 1913,Музей Леопольда, Вена Закат Закат, 1913,Музей Леопольда, Вена Дети Дети, 1913,Галерея Альбертина, Вена Зеленые чулки Зеленые чулки, 1914,частная коллекция Молодая мать Молодая мать, 1914,частное собрание Полумесяц зданий II Полумесяц зданий II, 1915,Музей Леопольда, Вена Смерть и девушка Смерть и девушка, 1915,Галерея Бельведер, Вена Лежащая женщина Лежащая женщина, 1917,Музей Леопольда, Вена Сидящая женщина с поднятым коленом Сидящая женщина с поднятым коленом, 1917, Нац. галерея, Прага Лежащая обнаженная Лежащая обнаженная, 1917,Галерея Альбертина, Вена Объятие Объятие (Любовники II),1917, Галерея Бельведер, Вена Обнаженная на коленях Обнаженная на коленях,1917, Музей Леопольда, Вена Семья Семья, 1918,Галерея Бельведер, Вена

smallbay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта