Поэзия в картинах: "Шагал по улице Шагал". Шагалов картины
Марк Шагал: биография. Марк Шагал: творчество
Кем должен был стать один из восьми детей, родившихся в конце девятнадцатого столетия в маленьком местечке под Витебском в семье бедного еврея - разносчика селедки? Наверное, мировой знаменитостью. Так и случилось. И если кто-то еще не догадался, о ком идет речь, знайте - это известный художник Марк Шагал. Краткая биография его детства, конечно, не содержит никаких намеков на звездное будущее. И тем не менее, имя этого человека на сегодняшний день достаточно популярно.
Начало творческого пути
Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. После освоения азов образования в школе, до начала Первой Мировой войны, начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина "Смерть", которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
Затем молодой Марк Шагал переехал в Париж, в студию на окраине города Богемии, в известный район под названием Ля Руш. Там он встретил несколько известных писателей и художников, в том числе Гийома Аполлинера, Роберта Делоне и других. В этой компании приветствовалось экспериментирование, и Шагал быстро начал развивать поэтические и инновационные тенденции, находясь под влиянием импрессионистов и постимпрессионистов.
Возвращение в родные места
И с этого времени только начинается его творческая биография. Марк Шагал полюбил Париж навсегда. Художник называл его вторым Витебском. Французская столица была центром мировой живописи, и там Марк неожиданно для себя приобрел известность. Именно Париж Марк Захарович считал источником своего вдохновения. И здесь его практически объявили одним из основоположников такого жанра живописи, как сюрреализм. Но он уезжает.
После берлинской выставки Марк Захарович возвращается в Витебск, где, впрочем, не намерен оставаться слишком долго, только чтобы успеть жениться на своей невесте Белле. Однако застрял в связи с началом Первой Мировой войны, так как российские границы были закрыты на неопределенный срок.
Но, вместо того чтобы впасть в отчаяние, Марк Шагал продолжает творить. Женившись на Белле в 1915 году, он создает такие шедевры, как "День рождения" и игривое акробатическое полотно под названием "Двойной портрет с бокалом вина". Все произведения этого периода выступают в качестве свидетелей радостного состояния художника в течение первых лет его супружеской жизни.
Революционный период в жизни художника
У евреев были все основания любить революцию. Ведь она уничтожила черту оседлости и дала возможность многим представителям этой национальности стать комиссарами. А как относился к революции Марк Захарович? И какие сведения об этом периоде содержит его биография? Марк Шагал тоже пытался любить революцию. В своем родном Витебске в 1918 году он даже стал комиссаром по культуре, а затем основал и руководил художественной школой, которая становится очень популярной.
Марк Захарович вместе с учениками украсил город к празднованию первой годовщины Октября. Чиновники были не так довольны оформлением торжества, как сам художник. И когда представители новой власти стали спрашивать у мастера, почему его коровы зеленые, а лошади летают по небу, и самое главное - что у персонажей Шагалова общего с великими революционными принципами и Карлом Марксом, увлечение революцией быстро исчезло. Тем более, что большевики установили новую черту оседлости, и не только для евреев.
Переезд в столицу и решение покинуть Россию
Чем же стал заниматься Шагал Марк Захарович? Биография его по-прежнему связана с Россией, и теперь он переезжает в Москву, где начинает обучать рисованию сирот революции в детской колонии. Это были дети, не раз подвергавшиеся ужасному обращению со стороны уголовников, многие помнили блеск стального лезвия ножа, которым были зарезаны их родители, оглушенные свистом пуль и звоном выбитых стекол.
Однажды, проходя мимо Кремля, Марк Захарович увидел, как из машины выходит Троцкий. Тяжелым шагом он направлялся в свои апартаменты. Тогда художник понял, как он устал, и остро почувствовал, что больше всего на свете хочет писать свои картины. Ни царской, ни советской власти, по его мнению, он не был нужен.
Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России. Он становится первым комиссаром, который уезжает из нового государства для того, чтобы не только спасти жизни близких людей, но и душу свою от несвободы.
Новая жизнь, или Отношение к творчеству художника за рубежом
Марк Шагал, биография и творчество которого теперь больше не связаны с Родиной, ехал во Францию - навстречу своему бессмертию. В последующие годы к его имени прибавляли словосочетания "гений века", "патриарх мировой живописи". Французы объявили Марка Захаровича главой Парижской художественной школы. А в это же время в Германии в огромном костре сожгли полотна Шагала. Почему же одни считали его живопись вершиной современного искусства, а другим она мешала воплощению их "людоедских" замыслов.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Где бы ни жил Шагал - в Витебске, Нью-Йорке или Париже - он всегда изображал почти одно и то же. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух... Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.
Сон наяву, или О чем говорят картины Марка Захаровича
И все же знатоки и ценители поражались. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича - обычные детские сны. В них - неудержимое желание летать. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Марк Шагал - художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Это единение с большой Вселенной.
Этот человек известен по всему миру
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Он написал сотни полотен. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Его работы - это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника.
Творческая биография. Марк Шагал и мировая известность
Когда пришел к власти Гитлер, картины художника Марка Шагала стали выражать тревогу художника по поводу дальнейшей судьбы человечества. Это "Одиночество", "Белое распятие", где еврейские и христианские символы смешиваются с нацистской толпой, терроризирующей евреев. Марк Захарович эвакуируется в Соединенные Штаты и уже там продолжает свое творчество.
Стоит отметить еще один период в творчестве художника, который описывает его биография. Марк Шагал в 1944 году потерял свою супругу, и, конечно, это отразилось в его произведениях. Белла появляется на таких полотнах художника, как "Свадебные свечи", "Ноктюрн" и другие: в нескольких формах, с привидениями, в виде ангела или призрака невесты.
Возвращение в Париж
В 1948 году Марк Захарович Шагал снова поселился во Франции, на Лазурном берегу. Здесь он получает множество заказов, разрабатывает декорации и костюмы к балетам. В 1960-м он начинает создавать витражи для синагоги медицинского центра Хадасса.
Позже он берет на себя создание больших проектов в оформлении собора в Цюрихе, церкви Святого Стефана в Майнце в Германии и в церкви Всех Святых в Объединенном Королевстве. Умер величайший художник Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года, оставив после себя обширную коллекцию работ в ряде отраслей искусства.
Марк Шагал стал одним из символов двадцатого столетия, но не его темных разрушительных сторон, а любви, стремления к гармонии, надежды на обретение счастья. Его бессмертие - в умении передать присутствие Божественного духа в каждом предмете окружающего мира.
fb.ru
ШАГАЛ Марк Захарович - Чтобы помнили
Художник.
"Наперекор всем трудностям нашего мира во мне сохранились часть той одухотворенной любви, в которой я был воспитан, и вера в человека, познавшего Любовь. В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству, Цвет Любви".
Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился 6 июля 1887 года в Витебске, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье.
Отец художника Хацкель (Захар) Мордух работал грузчиком в лавке торговца селедками. Человек он был глубоко религиозный, тихий и добрый. Мать Фейга Ита, дочь мясника из Лиозно, в отличие от мужа была женщиной словоохотливой, веселой и деятельной. Шагал в своем характере и творчестве объединил черты и отца и матери.
Марк Шагал - урождённый Мойше Шагал, или в русской транскрипции Мовшa Хацкелевич Шагалов. Настоящая фамилия семьи — Сегал; по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. В 1906 году Марк поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье.
В 1907 году Марк уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Николаем Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок — для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 году Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.
В 1910 году, уезжая в первый раз в Париж, он злится на отца:
- Послушай, у тебя взрослый сын, художник. Когда ты перестанешь надрываться как проклятый на своего хозяина? Видишь, не умер же я в Петербурге? Хватило мне на котлеты? Ну, так что со мной станет в Париже?
- Уйти с работы? – возмущался отец. – А кто будет меня кормить? Уж не ты ли? Как же, знаем.
Мама хваталась за сердце:
- Сынок, не забывай отца с матерью. Пиши почаще. Проси, что понадобится.
В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером, экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном Метцзингером. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которого проявлялись ещё в Петербурге. За те четыре года в Париже Шагал написал "Я и деревня" (1911), "Автопортрет с семью пальцами" (1912), "Скрипрач" (1912) и др. Часто в его картинах фигурировали неброские герои приятной наружности, с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора.
В 1911–13 гг. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине.
Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России. В 1914 году при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. После ее открытия Шагал уехал в Витебск; в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 года.
В 1915 году Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве; сам Шагал считал ее своей музой. Белла тоже стала частой героиней его картин, таких как "Двойной портрет со стаканом вина" (1917) и "День рождения" (1915-1923).
Мама Беллы была крайне недовольна выбором дочери: «Пропадешь ты с ним, доченька, пропадешь ни за грош. Художник! Куда это годится? Что скажут люди?»
Белла и Марк провели медовый месяц в деревенской райской тишине. «В полдень наша комната была похожа на великолепное панно – хоть сейчас в Париже выставляй». Потом вспыхнула Первая мировая. У Шагала отобрали паспорт и посадили писарем в какую-то военную контору.
«Немцы одержали первые победы. Удушающие газы достигали меня даже на службе, на Литейном проспекте. Живопись заглохла». Узнав о том, что где-то в центре идет погром, Шагал побежал туда. Он должен был видеть это своими глазами.
«Вдруг из-за угла прямо передо мной вырастают громилы – четверо или пятеро, вооруженные до зубов. – Жид? – Я колебался секунду, не больше. Ночь, откупиться нечем, отбиться или убежать не смогу. Моя смерть была бы бессмысленной. Я хотел жить…» Его отпустили. Не теряя времени, он побежал дальше в центр. И все увидел: как стреляют, как грабят, как сбрасывают людей в реку. «А потом, - пишет он, - на Россию надвинулись льды. Мадам Керенский бежал. Ленин произнес речь с балкона. Зияют дали. Огромные и пустые. Хлеба нет».
У них с Беллой родилась дочка, Идочка. Есть было нечего. Несколько лет они метались между Витебском, Петроградом и Москвой. У родителей жены отняли все. Тещу забрали. Мама умерла. Отца задавил грузовик. Последние кольца жена поменяла на кусочек масла.
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Там было человек пятьдесят сирот. «Все они были беспризорники, битые уголовниками, помнившие блеск ножа, которым зарезали их родителей, никогда не забывавшие предсмертных стонов отца и матери. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. И вот их-то я учил рисованию. Как жадно они рисовали! Набрасывались на краски, как звери на мясо. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал! Товарищ Шагал!» Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
Шагал поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие).
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, и активно включился в организацию новой культурной жизни России. В 1918 году Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников.
Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Эти разногласия переросли в открытый конфликт, и в начале 1920 года Шагал покинул школу и уехал в Москву вместе с женой и дочерью, где до отъезда на Запад в 1922 года работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов!» («Поздравляем!») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
В 1921 году Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Он продолжал участвовать в выставках В 1921–22 гг. принимал активное участие в художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 году в Москве). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).
В 1922 году Шагал окончательно решил покинуть Россию и уехал сначала в Каунас для устройства своей выставки, а затем в Берлин, где выполнил по заказу издателя П. Кассирера серию офортов и гравюр для автобиографической книги «Моя жизнь» (альбом гравюр без текста вышел в Берлине в 1923 году; первое издание текста «Моя жизнь» появилось на идиш в журнале «Цукунфт», март–июнь 1925; текст книги «Моя жизнь», иллюстрированный ранними рисунками, издан в Париже в 1931 г.; на русском языке в переводе с французского, М., 1994).
В конце 1923 году Шагал поселился в Париже, где познакомился со многими авангардистскими поэтами и художниками — П. Элюаром, А. Мальро, М. Эрнстом, а также с А. Волларом, меценатом и издателем, который заказал ему иллюстрации, в том числе к Библии.
Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 году отправился на Ближний Восток. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль; во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Тогда же побывал в Египте. В 1924 году участвовал в альманахе «Халястре», издававшемся П. Маркишем.
В 1920–30-х гг. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин; 1924, Брюссель и Париж; 1926, Нью-Йорк; 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам, Прага и другие), а также изучал классическое искусство. В 1933 году в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. В том же году в Мангейме по приказу Геббельса было устроено публичное сожжение работ Шагала, а в 1937–39 гг. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии.
В 1937 году Шагал принял французское гражданство. В начале Второй мировой войны в связи с оккупацией Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в июне 1941 года, на следующий день после нападения Германии на Советский Союз, по приглашению Музея современного искусства он переехал в Нью-Йорк.
В Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и других городах прошло много персональных и ретроспективных выставок Шагала. В 1942 году Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 году — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.
В 1944 году скончалась жена Шагала Белла. Марк Шагал долго не мог заставить себя взять кисть в руки, все начатые работы в мастерской были поставлены лицом к стене. Только после года молчания, Шагал вновь возвращается к работе.
После окончания войны, в 1947 году Марк Шагал возвращается во Францию и поселяется на вилле “Холм” недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу Средиземного моря.
Мемуары Беллы «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 году. В том же году состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 году, впервые после войны, в Париже; за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. В 1948 году Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа. В 1952 году женился на Валентине Бродской. В 1948 году на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.
В 1951 году Шагал посетил Израиль в связи с открытием его ретроспективной выставки в музее при школе Бецалель в Иерусалиме, побывал также в Тель-Авиве и Хайфе. В 1977 году Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Иерусалима.
С 1950-х гг. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года — мозаикой и шпалерами. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке, и другие.
В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Моск
chtoby-pomnili.livejournal.com
"Шагал по улице Шагал" – Ярмарка Мастеров
Я не самая большая поклонница авангардных направлений в живописи, не очень люблю примитивизм и к поэзии современного рифмоплета-хулигана Андрея Орлова (в сети более известного как Орлуша) всегда относилась весьма прохладно. Но тут случилось что-то необыкновенное: как-то все сошлось в одной точке, зазвучало по-новому и заиграло новыми красками. И живопись Шагала — "мастера зримой поэзии", полной метафор, загадок, иронии и подмигиваний для тех, кто понимает, и шуливые стихи Орлуши, который, видимо исключительно из уважения к таланту художника, сумел обойтись без обычной для своего творчества ненормативной лексики — все слилось в единую ленту звуков, образов и цвета.
Шагал по городу Шагал,
А рядом с ним жена шагала
Он палкой голубей пугал,
За что жена его ругала.
Шагал не соблюдал шабат,
И даже иногда в субботу
Спесив, красив, носат, губат
В трамвае ездил на работу.
Шагал любил глядеть в окно,
С вареньем булку уплетая
И там он видел, как в кино,
Летающих евреев стаи.
Они летели сквозь грозу,
Смешно из неба свесив ноги,
Оставив далеко внизу
Сады, дома и синагоги.
Сперва решив, что это – сон,
Шагал щипнул себя немножко,
Но нет, сапожник Шнеерзон
Летит, как птичка за окошком.
Шагал скорей зовёт жену,
Чтоб любоваться перелётом,
Но не идёт она к окну,
Считая мужа идиотом
Шагал орёт: "Ты что, жена,
Ты что ли сделана из стали?
Ты вспомни: май, сирень, весна!
Ведь мы с тобой тогда летали!
Смотрели снизу мужики,
От дикой зависти зверея,
Как над домами вдоль реки
Парили в облаках евреи!"
Всё это громко говоря,
Он ищет краски и холстину,
И пишет, в небесах паря,
Отлёт евреев в Палестину.
Он палкой голубей шугал,
Чтоб улетали поскорее,
И представлял себе Шагал,
Что в небеса летят евреи.
Пришли другие времена,
А где сейчас жена Шагала?
На небесах теперь она,
Летает, как тогда летала!
Картины Марка Шагала. Стихи Андрея Орлова (Орлуши)
www.livemaster.ru
Марк Шагал - Лучшие картины художников
Марк Шагал (1887-1985). Настоящее имя — Мовша Хацкелевич Шагалов. Родился в Витебске в многодетной еврейской семье. Воспоминания детства, образ любимого города красной нитью пройдут через все творчество художника, станут неиссякаемым источником его вдохновения.
В 1906 году Шагал поступил в частную художественную школу Иегуды Пэна, а через несколько месяцев уехал в Петербург. В столице юноша учился у разных мастеров, в том числе брал уроки живописи у Л.Бакста, и перебивался случайными заработками. В 1910 году он отправился во Францию с намерением продолжить образование. В Париже Шагал поселился в знаменитом «Улье», колонии художников на Монпарнасе, где знакомится с П.Пикассо, Ж.Браком, А.Модильяни, Г.Аполлинером. Именно четырехлетнее пребывание в Париже сформировало неподражаемый фантастический стиль Шагала. Он по-настоящему осознал свое место в современном искусстве, обратившись к естественной среде, взрастившей его талант — культуре примитива. Начиная как бытописатель, художник быстро переходит в сказочные мотивы. В его картинах нарушается привычный порядок вещей (летающие по небу и кувыркающиеся люди, невероятные ракурсы и перспективы), и одновременно частность (жизнь провинциального городка) вырастает до уровня универсальных обобщений человеческого бытия.
В 1912 году Шагал впервые выставил свои работы на Осеннем Салоне. А в 1914 году в Берлине состоялась персональная выставка художника, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом того же года он поехал навестить родных в Витебск и остался на шесть лет: началась Первая мировая война, потом революция, вихри которой закружили художника. Шагал был назначен комиссаром по делам искусств в родном городе, где открыл художественную школу и организовал музей. В 1920 году он переехал в Москву, работал декоратором в Еврейском камерном театре, а через два года навсегда покинул родину и вернулся во Францию.
В Париже по заказу Амбруаза Воллара Шагал начал работу над книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н.В.Гоголя. Потом он иллюстрировал «Басни» Ж.Лафонтена и Библию. В довоенный период художник много путешествовал по Европе. Проявления нараставшего антисемитизма, затем разразившаяся мировая война нашли отклик в искусстве Шагала, который создает картины-катастрофы, символизирующие богооставленность этого мира.
В 1941 году Шагал перебрался в США, где пробовал себя в качестве театрального художника и много выставлялся. В 1948 году он вернулся во Францию.
Поздний период творчества мастера оказался очень плодотворным. Шагал продолжал заниматься живописью, обратившись к библейской тематике. Он создал множество офортов и литографий к Ветхому Завету, а самой известной работой художника стал цикл из 17 полотен под названием «Библейские послания». В 1973 году вблизи Ниццы открылся «Национальный музей Библейского послания Марка Шагала», где были размещены эти произведения.
Одним из последних увлечений художника стали витражи, керамика, декоративные росписи, которыми он украшал храмы, синагоги, театры и общественные собрания.
Шагал принадлежал к плеяде бунтарей и мечтателей, обозначивших своим творчеством начало новой эпохи в художественной культуре человечества, Он — редкий мастер-кудесник, движущая сила искусства которого в одаренности воображения. В его картинах причудливо сплелись библейские легенды, фольклорные образы, персонажи цирка, люди и предметы быта, будоражащие наше сознание смещением логических построений, погружением в мир миражей и видений. В его искусстве нет ребусов и аллегорий, оно наполнено поэтическими символами взволнованной души и сердца.
vissage.ru
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
Гений местечка ранний Марк Шагал в Kunsthaus Цюриха
С 8 февраля по 12 мая здесь можно полюбоваться 90 картинами великого художника, созданными в 1911-1922 годах, решающий момент его творческого пути.
Он спит Он проснулся Вдруг он пишет Он берет церковь и пишет церковью Он берет корову и пишет коровой Головами, руками, ножами Он пишет бычьим нервом Он пишет всеми нечистыми страстями еврейской деревушки Всей чрезмерной страстностью русской провинции...
Эти строки посвятил Марку Шагалу его друг, французский поэт Блез Сандрар. Необычному художнику полагаются необычные стихи. И так получилось, что свободными от знаков препинания причудливыми словесами Сандрар точно определил суть живописи Шагала.
Выходец из витебского местечка Песковатики, ставший впоследствии одной из знаковых фигур в искусстве XX века, Марк Захарович Шагал (1887-1985) давно и прочно прописан в Цюрихе библейскими витражами в церкви Фраумюнстер. Но витражи – это Шагал поздний: умиротворенный и мудрый. В них вы уже не обнаружите наивно-фантасмагорического безумия молодости. Витражами во Фраумюнстер завершилась славная эпоха европейского искусства, открывшаяся в начале прошлого века Шагалом и его равновеликими современниками: Пикассо и Матиссом, Леже и Миро, Дали и Мондрианом, Кандинским и Татлиным. На смену этой эпохе пришел contemporary art, клонирующий как бесчисленные артефакты, так и взаимозаменяемых клонов-художников, чьи имена мгновенно забываются сразу после краткого триумфа. И вот Kunsthaus Zürich решил, наконец, стереть белое пятно на культурной карте Швейцарии, открыв 8 февраля впечатляющую выставку ранних работ гения витебского местечка - «CHAGALL – MEISTER DER MODERNE».
Директор Kunsthaus Zürich Кристоф Бекер (© A.Fedorchenko)
В залах Kunsthaus Zürich представлены примерно 90 картин и графических листов, датированных преимущественно 1911-1922 годами. Обратите особое внимание на эти даты: в те одиннадцать лет уместились пребывание Шагала в Париже, его первая персональная выставка в Берлине и жизнь в дестабилизированной революцией России, вплоть до самой эмиграции в 1922 году. Именно в этот период Марк Шагал и сформировался как художник-авангардист. Как губка, впитал он в себя практически все актуальные тогда направления в европейском искусстве: от французов – фовизм, орфизм и кубизм, от немцев – экспрессионизм, от России – элементы супрематизма и даже конструктивизма. А поэт Гийом Апполинер договорился до того, что назвал Шагала (впрочем, не без оснований) предтечей сюрреализма. При этом на всех фазах творческого становления Шагал остался глубоко еврейским национальным художником, сохранив в душе легкую грусть хасидского детства и юности. Он шутил: «Я старался писать под Коро, а заканчивал все равно чистым Шагалом». Парадокс, но принципиальная провинциальность сюжетов его картин обернулась на самом деле для художника «пропуском» в арт-бомонд Европы и Америки. Своей выставкой цюрихский Музей искусств открывает зрителю «золотой» период творчества мастера.
Пресс-зал уж полон... (© A.Fedorchenko/Nasha gazeta.ch)
Накануне ее открытия на традиционной пресс-конференции директор Kunsthaus д-р Кристоф Бекер отметил широкую географию экспозиции: «Она – результат эффективного сотрудничества Kunsthaus Zürich и Tate Liverpool. Вместе мы отобрали картины из крупнейших европейских, американских и российских коллекций: Центра современного искусства им. Ж. Помпиду (Париж), Музея С. Гугенхайма (Нью-Йорк), Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), Тэйт (Лондон)... Мы показываем Шагала не первый раз, хотя его последняя выставка была уже достаточно давно. Сегодня мы представляем самый, вероятно, интересный период творчества мастера, когда оттачивался его стиль и вырабатывались основные художественные идеи».
Пройдемся же по залам выставки или, если угодно, по жизни Шагала того времени.
«Серый дом», 1917, Museo Thyssen-Bornemisza, Мадрид (© ProLitteris Zürich)
В Париже Шагал постоянно пишет и рисует Витебск. Есть порода великих творцов, «оглушенных» на всю жизнь впечатлениями юности. Таким, кстати, был Пушкин, которого «оглушила» учеба в Лицее. Память о лицейских годах, длительная дружба с соучениками и, конечно, «старик Державин», который «во гроб сходя, благословил», оставили неизгладимый след на всем его творчестве. То же самое произошло и с Шагалом, у которого темой №1 на всю жизнь остался белорусский город Витебск. Не случайно, впервые посетив в 1973 году Советский Союз, он категорически отказался проведать город детства и юности. «Моего Витебска уже нет на земле, - так объяснил Шагал свой отказ. – Его полностью уничтожил Гитлер... Мой Витебск остался на моих полотнах, в моем сердце». У Шагала Витебск реальный уживается с Витебском фантастическим. Полугород-полудеревня начала прошлого века, Витебск Шагала – это провинциальный еврейский рай, где царят мир и согласие человека и животных, общие с ними корни и общая родина. Картина «Я и деревня» (1911) – это не только радостное воспоминание об общине хасидов в Витебске, но и гениальная комбинация хасидской идеи о связи природы и человека с новой тогда визуальностью французского модерна.
В картине «Поэт, или полчетвертого» (1911) Шагал обращается к новомодному тогда кубизму, но в сугубо личной интерпретации - подчиняя кубистические формы собственным художественным задачам.
«России, ослам и другим», 1911, Centre Pompidou – Musée national d`art moderne, Париж (фото: ProLitteris Zürich)
А вот «Париж, увиденный через окно» (1913), эксперимент с «контрастными цветами», Шагал написал уже после знакомства с орфизмом и его адептом Робером Делоне, с которым Марка Захаровича связала дружба. Под влиянием орфистов палитра Шагала освободилась от затхлых земляных красок кубизма, стала гораздо сложнее: ярче, прозрачнее и с применением дополнительных цветов.
Восприимчивость к новому в искусстве и ярко выраженная индивидуальность художника способствовали успеху на первой, сделавшей ему имя, персональной выставке в 1914 году в берлинской галерее «Storm».
Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война вынуждает Марка Шагала вернуться в Россию. Самым радостным событием после возвращения домой стала его свадьба с Беллой Розенфельд. Брак по любви значительно прибавил Шагалу креативности, окрылил его в буквальном смысле: в 1917 году он пишет знаменитую «Прогулку» с парящей в небе на Витебском женщиной (Беллой), а также ряд портретов (например, «Любящие в синем цвете») и целую серию витебских пейзажей.
«Я и деревня», 1911, Museum of Modern Art, Нью-Йорк (© ProLitteris Zürich)
Привязанность Шагала к «реальному», несмотря на фантастические сюжеты, миру, уберегла его от влияния супрематизма, пропагандируемого коллегой-преподавателем в витебской художественной школе Казимиром Малевичем. Шагал, вообще противник всяких «измов» в искусстве, писал: «Лично я не уверен, что теория – такое уж благо для искусства. По-моему, искусство – это прежде всего состояние души». На выставке представлен весьма ироничный, насмешливый и даже гротескный «Профиль в окне» (1918), в котором среди супрематических абстракций проступает реалистически написанное лицо мужчины. Ирония оказалась пророческой: Малевич и его адепты вскоре устранят любые проявления «реализма» из художественной школы Витебска, а Шагал из нее уволится и уедет в Москву. Московский период представляют на выставке главным образом эскизы декораций, занавесов и костюмов, выполненных к фестивалю Николая Гоголя для знаменитого московского Еврейского камерного театра. Чудаковатый, временами «черный» гоголевский юмор оказался близок Шагалу. Складывается впечатление, что именно Гоголь и подготовил художника к мысли об эмиграции.
Марк Шагал – один из самых любимых зрителями художник. Может быть, за свою способность просто и доступно рассказать о Бытие, о Боге и о его творении – Человеке. Таких людей - единицы. Профессионалы же не столь единодушны в оценке творчества Марка Захаровича. Многих авангардистов он не устраивает недостаточной радикальностью своего художественного метода, «недоавангардностью». А реалисты упрекают его в поверхностности, в недостатке академической выучки, которая была, например, у Пикассо. Такой вот «чужой среди своих»...
Однако тот же Пабло Пикассо сказал однажды: «Если умрет Матисс, Шагал останется единственным художником, который знает, что такое цвет». Словно для контраста с ранними картинами Шагала выставка предлагает несколько поздних его произведений. Последний Шагал – это буйство цвета и мягкие «пластилиновые» формы. Ушли из картин формальные изыски раннего модерна, остался лишь неповторимый «шагаловский» колорит. И еще – «предощущение чуда», как говорил сам мэтр.
От редакции: Выставка пройдет с 8 февраля до 12 мая 2013 г. - впервые без выходных дней. В качестве аперитива перед поездкой предлагаем вам посетить нашу фотогалерею, в которой представлены некоторые из экспонатов.
Организаторы выставки добавили изысканную изюминку. Кроме собственно экспозиции Kunsthaus Zürich предлагает «шагаловский» концерт по мотивам отдельных картин мастера. Симбиоз звука и визуальности композиторов-современников Шагала, например, Эрнеста Блоха и Игоря Стравинского, вы можете услышать в воскресенье 17 марта в 11 часов (лекционный зал Kunsthaus Zürich). Концерт состоится лишь один раз, поэтому Save the date, если хотите на него попасть!
artageless.com