Сфинксы в рисунках Vanessa a.k.a Psyca. Сфинкс картина


сфинкс Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Sphinx statue #14501825 - Sphinx statue

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Sphinx #26560987 - Sphinx

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

egypt Иллюстрация
#41823422 - egypt

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Set of Vector isolated Egypt symbols and objects #39570933 - Set of Vector isolated Egypt symbols and objects

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Jewel Of The Nile - This a seductive Egyptian queen bejeweled to perfection

#18488628 - Jewel Of The Nile - This a seductive Egyptian queen bejeweled..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Ancient Egyptian hieroglyphs and symbols #48838014 - Ancient Egyptian hieroglyphs and symbols

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Illustration of egypt child cartoon character.EPS10 File simple Gradients #45137847 - Illustration of egypt child cartoon character.EPS10 File simple..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Egypt Flat Icons Design Travel Concept.Vector Иллюстрация #37665090 - Egypt Flat Icons Design Travel Concept.Vector

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Pharaoh Queen - This is an homage to an Egyptian queen who anointed herself a Pharaoh male ruler and went on to make her mark in history as a woman who ruled with the gumption of a God Фото со стока

#18488616 - Pharaoh Queen - This is an homage to an Egyptian queen who anointed..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Сфинкс Википедия

Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи

Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.[1]

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.

Греческий сфинкс

Аттическая мраморная стела (ок. 530 г. до н. э.)

Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.

В греческой мифологии[2][3] «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[4][5] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[6]. Крылатая дева убивала юношей[7].

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

Римский сфинкс повторял греческого.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[8][9]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[10][11]. Её изображение было на шлеме Афины[12]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[13].

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[14].

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[15]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[6].

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс»[16].

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе Франциска I. У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII—XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

«Эдип и сфинкс», картина Энгра (1808)

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании».

Сфинксы являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожему на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта. Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий. С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

Примечания

  1. ↑ 7,000 years older than Stonehenge: the site that stunned archaeologists | Science | The Guardian. Проверено 24 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.
  2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480
  3. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321
  4. ↑ Гесиод. Теогония 326
  5. ↑ Гигин. Мифы 151
  6. ↑ 1 2 Палефат. О невероятном 4
  7. ↑ Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029
  8. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8
  9. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3
  10. ↑ Гигин. Мифы 67
  11. ↑ текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 5
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 11, 2
  14. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4
  15. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2
  16. ↑ См. Сенека. Эдип 94-102.

Ссылки

wikiredia.ru

Сфинксы в рисунках Vanessa a.k.a Psyca / Иллюстрации / Funtema — развлекательная сеть

Португальская художница создает картины, где главными героями являются кошки.Сфинксы в рисунках Vanessa a.k.a Psyca Ванесса Psyka (Vanessa a.k.a Psyca) выделяет среди всех пород именно лысых сфинксов. По мнению девушки, сфинксы — самые умные и изящные коты на свете. Поклонники этой породы уважают творчество художницы и покупают себе ее работы, вешая на стены в квартирах и домах.Сфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaСфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaСфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaСфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaПрочитайте также нашу статью про озеро Чаны — красивейший соленый водоем Сибирской области.Сфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaСфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaСфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaСфинксы в рисунках Vanessa a.k.a PsycaСфинксы в рисунках Vanessa a.k.a Psyca

funtema.ru

Сфинкс - Википедия

Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи

Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Египетский сфинкс[ | ]

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.[1]

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.

Греческий сфинкс[ | ]

Аттическая мраморная стела (ок. 530 г. до н. э.)

Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.

В греческой мифологии[2][3] «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[4][5] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[6]. Крылатая дева убивала юношей[7].

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

Римский сфинкс повторял греческого.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[8][9]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[10][11]. Её изображение было на шлеме Афины[12]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[13].

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[14].

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[15]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[6].

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс»[16].

Индия[ | ]

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время[ | ]

«Французский сфинкс»[ | ]

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе Франциска I. У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII—XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма[ | ]

«Эдип и сфинкс», картина Энгра (1808)

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании».

Сфинксы являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожему на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта. Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий. С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ 7,000 years older than Stonehenge: the site that stunned archaeologists | Science | The Guardian. Проверено 24 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.
  2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480
  3. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321
  4. ↑ Гесиод. Теогония 326
  5. ↑ Гигин. Мифы 151
  6. ↑ 1 2 Палефат. О невероятном 4
  7. ↑ Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029
  8. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8
  9. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3
  10. ↑ Гигин. Мифы 67
  11. ↑ текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 5
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 11, 2
  14. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4
  15. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2
  16. ↑ См. Сенека. Эдип 94-102.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта