Ян ван Эйк (1380 - 1441). Северное Возрождение. Северного возрождения картины


Северное Возрождение, европейское искусство, живопись, Ренессанс

Прекращать наш культурный разбег в рассмотрении тенденций европейского искусства не хотелось бы, тем более на самом интересном месте. А, так как мы прикипели особой любовью к фламандским живописцам, не лишним будет вспомнить о таком культурном феномене как «Северное Возрождение». 

Рогир ван дер Вейден «Снятие с креста»  

Казалось бы, Ренессанс — он и в Африке Ренессанс. А нет, отличие нидерландского образца от его южных собратьев значительное, если не кардинальное. Если говорить о фламандской живописи в целом, то ей присуща некоторая холодность, ну, и не удивительно, северные народы все-таки. Влияние географического расположения и климатических условий на развитие культурных тенденций в той или иной стране уже давно вошли в ранг отдельной науки. Скромность, скрытость и осторожность — вот те общие черты, которые присущи северным народам. И да, действительно, в их возрождении это заметно, в отличие от помпезных, реалистичных обнаженных тел вольготно расположившихся на стенах Рима и Флоренции, строгие, по-средневековому вытянутые лица с картин Брейгеля, кажутся флэшбеком в готическое искусство.

художники-северное возрождение-питер брейгель старший

При совместном произношении слов «Возрождение» и «Север», на ум моментально приходит образ Иеронима Босха, творчество которого было освещено ранее. А так же семейство Брейгелей, которых мы тоже не обошли своим вниманием. При изучении их картин, возникнет вполне логичный вопрос, а в чем же вообще тут Ренессанс? Ведь Возрождение — это возвращение к античным канонам красоты, гармонии и так далее, а тут ни того, ни другого не замечается. Особого интереса к анатомической детальности северные братья не проявили. Особенностью фламандского возрождения стало намеренное искажение реальности и создание гротескных образов. художники-северное возрождение-альбрехт дюрер

Альбрехт Дюрер «Двенадцатилетний Христос среди книжников»  

Альбрехт Дюрер, до этого времени, известный нам как один из европейских граверов, был к тому же и талантливым живописцем. Он стал одним из тех, кто умело соединил античную гармоничность и анатомичность, с карикатурностью.

художники-северное возрождение-ян ван эйк

Ваятели Северного Возрождения не вернулись к античности «напрямую», как это сделали итальянские мастера, они пересмотрели каноны прошлого века. Это был новый путь духовного, спиритуалистичного и мистичного искусства. В творчестве этих людей проявились религиозные тенденции и изменения, бушующие в то время. Реформация, ставшая «свежей кровью» в застоявшемся католическом болоте, в первую очередь повлияла на создание новых христианских образов в живописи. Фактически, это было возрождение готики, только в ее новой, свежей интерпретации, в силу нового понимания религиозности, как таковой.

художники-северное возрождение-кранах лукас старший
Но при этом, стоит понимать, что в образное разнообразие ворвались и простые смертные. И не какие-то там великие личности, чьи портреты уже красовались на стенах замков, героями этого времени стали чернорабочие, обычные горожане и даже прокаженные. Они стали одновременно и собирательным образом высмеивающим людские пороки, и ярким контрастом с идеализированной светской жизнью аристократии.

художники-северное возрождение-квентин массейн уродливая герцогиня

Квентин Массейс «Уродливая герцогиня»

Полностью отрицать влияние античности будет бессмысленно. Древнегреческая любовь к сатире и гротескному юмору снова проявила себя к концу средних веков, а в начале Возрождения она проявилась в полной мере уже как в литературе, так и живописи. Кто мог бы себе представить такой нелицеприятный портрет герцогини ста годами ранее. Увольте, на такое они способны не были, а вот Массейс смог. Это время ознаменовалось рождением карикатуры, который стал тенденцией целой эпохи, а позже эволюционировал самостоятельно как жанр.

художники-северное возрождение-питер брейгель старший падение ангелов

Питер Брейгель Старший «Падение ангелов»

Факторов сформировавших этот удивительный стиль огромное множество. От общих европейских тенденций, до исторических событий и ментальных особенностей. Но одно мы можем сказать наверняка, их стиль стал знаковым в истории искусств, он получил свое отражение в работах множества последователей в разные периоды живописи, графики и даже фотографии. Фантастические фламандские метаморфозы еще не раз будут предметом внимания и «вечного возращения».

 

estetico.me

Живопись и Северное Возрождение :: SYL.ru

Только в Италии до конца пятнадцатого века развивалось такое направление, как Ренессанс. Но национальная граница была преодолена искусством на рубеже между шестнадцатым и семнадцатым веками. Таким образом, Северное Возрождение пришло в Германию, Нидерланды и Францию. При этом культура Нидерландов и Германии больше всего проявила свои необычные свойства. Но у каждой из этих стран были свои особенности.

О Северном Возрождении: особенности самого понятия

Правда, в таких странах относительно их культурных особенностей термин «Возрождение» использовался весьма условно. Но Северное Возрождение имело много общих черт по сущности процессов, которые происходили в упомянутых странах и в самой Италии. По общим чертам можно выделить следующие особенности: росло человеческое самосознание, мировоззрение феодального типа расшатывалось, а гуманизм буржуазный, наоборот, только набирал обороты.

Отличия развития Возрождения в странах Европы от Италии

По сравнению с итальянским, Северное Возрождение запоздало где-то на сотню лет. Потому возникла основа другого рода для дальнейшего развития этого направления. Философско-языческие античные учения стали основой для гуманизма в Италии. Воскрешение демократической религии ранних христиан с её требованиями социального равенства стало основой для развития этого направления в странах Европы. Итальянский Ренессанс ставил в качестве идеала настоящего героического человека. А вот в Северных Странах главным вопросом стала любовь к ближнему своему. Потому в данном искусстве по большей части отражались черты религиозных чувств с мировоззрением, характерным для Средневековья. Это искусство меньше знакомо с античностью, более архаично по своей форме.

Особенности мировоззрения художников Северного Возрождения

Пантеизм стал настоящей основой для такого направления, как Северное Возрождение. Это когда обожествляется всё, что связано с природой. Бог растворяется в природе. Хотя напрямую его существование не отрицается. Вечность, бесконечность – лишь несколько божественных атрибутов, которыми наделяют в данном случае этого персонажа. Частичка Бога есть в каждой частичке Мира. Именно на этом положении было основано учение пантеистов. Потому необходимо изображать каждое проявление природы. Именно так в западных странах появилось такое явление, как пейзаж. И он развился в самостоятельное направление.

Северное Возрождение: художники и развитие некоторых жанров

Предлагаем вашему вниманию лишь несколько представителей мира искусства, которые в определенной степени обуславливали развитие такого явления, как Северное Возрождение. Художники это следующие: Ян Провост, Ян Ван Эйк, Ян Ван Хемессен, Хуго ванн дер Гусс, Ханс Бальдунг, Мабюз, Лукас Кранах Старший и другие. В Германии в последней трети пятнадцатого века началось активное становление портретной живописи, для Северного Возрождения имевшей большое значение. Портретная живопись Возрождения Италии и немецкий портрет довольно сильно отличаются друг от друга. Немецкие портретисты к красоте были равнодушны. Образ должен обладать эмоциональным выражением, к этому стремилась большая часть художников.

Кроме того, происходило развитие жанра бытовых картин. Ему отдавали предпочтение многие художники. Этим характеризуется Северное Возрождение. Нидерланды – страна, где это было особенно актуально.

www.syl.ru

Искусство Северного Возрождения

Своеобразный характер имело искусство Северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс «запаздывает» по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Итальянское Возрождение вступает в высшую стадию своего развития.

Северное Возрождение переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом здесь оставались традиционно сильными христианские ценности, поэтому идеи гуманизма приобретают здесь несколько иное звучание: ведущей становится тема нравственного совершенствования, обращение к духовному миру человека. Внимание к индивидуальному, личностному, интимному в жизни человека породило и совершенно особые художественные решения.

В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, закрытый от постороннего вмешательства, в котором особую роль начинают играть милые сердцу предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьями. Особым образом представлена и природа. Она перестает быть сценическим «задником», условным театральным фоном, на котором разворачиваются события, как это было в Италии, здесь природа часть интимного мира человека.

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то закономерен вывод: каждый «кусочек» природы достоин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Крупным центром европейской культуры, начиная с XV в., становятся Нидерланды. Одним из крупнейших представителей искусства здесь являются братья Ван Эйки – Губерт и Ян. С их именем связывают выдающееся новшество в европейском искусстве: распространением живописи маслом (до этого преобладала темпера). Яна Ван Эйка часто именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр (фактически любое из сохранившихся произведений Яна Ван Эйка можно считать выдающимся явлением в мировой живописи: «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини», «Человек с гвоздикой» и т.д.).

Следует заметить, что нидерландский портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты. Нидерландские художники были безразличны к красоте, для них главное — передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляются отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. Можно сказать, что в итальянском Возрождении при изображении человека на первый план вышла эстетическая сторона, а в северном — этическая.

Совершенно иное художественное явление представляет великий нидерландец – живописец Иероним Босх (ок. 1460-1516). Ему удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции.

Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил. Ранняя картина Босха «Корабль дураков» несет иносказательный смысл: по житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет. Все, кто на нем находятся, - монахи, горожане, крестьяне, - предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Такой же смысл несут картины «Воз сена», «Семь смертных грехов». В картинах Босха, большей частью написанных на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистически деталей. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы.

Вершиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). С именем Брейгеля связывают окончательное оформление пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года»: тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтом деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов. В творчестве Брегейля переплетаются фантастика, опирающаяся на библейские сказания и фольклор, и реализм, основанный на глубоком изучении народной жизни. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Поздние произведения Брейгеля – деревенские праздники, ярмарки, танцы: («Крестьянская свадьба», «Жатва», «Сенокос»). Эти декоративные, жизнерадостные, полнокровные и заразительно-веселые композиции свидетельствуют о рождении бытового жанра.

В целом, нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там интересных деталей.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного и социального кризиса, который продолжался полвека и сильно изменил средневековую Германию (связан с событиями крестьянской войны). Выдающимся представителем Возрождения в Германии был живописец и мастер гравюры Альбрех Дюрер(1471-1528).Основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками – от серебреного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. К числу высоких достижений художника относятся его автопортреты, картины «Адам и Ева», «Четыре апостола». Одной из первых значительных гравюр на дереве является серия «Апокалипсис», состоящая из 15 работ. Дюрер был и теоретиком искусства, первым в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о пропорциях».

Разносторонняя деятельность Дюрера стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Художник оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVIв. и пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший (1497-1543),Грюневальд (Матис Митхард) (1470-1528).Точным, четким по характеристике портретам Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос»). Грюневальд, жизнь которого мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, а субъективность – над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении – «Изенгеймском алтаре», где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма. Среди талантливых творцов немецкого Возрождения почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря деятельности которого особое развитие получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.

Таким образом, огромное достижение художественной практики и теории Возрождения состоит в том, что ценой собственных заблуждений, противоречий, даже ценой самоотрицания, великие мастера искусства породили чрезвычайное богатство идей, направлений, жанров, предвосхитили многие проблемы новоевропейской эстетической мысли. Ренессанс дал жизнь таким образцам и формам творчества, которые продемонстрировали возможность дерзкого совмещения идеально-воображаемого и реалистического. В этом - непреходящий опыт и значение Ренессанса для последующих судеб художественного сознания.

studfiles.net

Северный Ренессанс Художники Германии, Нидерландов, Фландрии

Периодизация этапов развития Возрождения в Италии и в странах Западной Европы к северу от Альп, как правило, не совпадает. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" или "Северный Ренессанс" (около 1500 – между 1540 и 1580 годами) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Северной Фландрии, Франции, Нидерландов; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики.

Истоки "Северного Ренессанса" следует искать на рубеже 14 и 15 столетий в Бургундии. В частности, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора Карла Слютера и живописцев братьев Лимбург. В 15 веке главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись: художники Ян ван Эйк, Робер Кампен или Флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, Альберт Оуватер, Дирк Баутс, Иос ван Гент, Хуго ван дер Гус, Жак Дарэ, Ханс Мемлинг, Петрус Кристус, Гертген тот Синт-Янс, их картины отмечены пантеистическим мировосприятием, пристальным вниманием к каждой детали и каждому явлению жизни; таящийся за ними глубокий символический смысл лежит в основе широчайших по обобщению картин Питера Брейгеля Старшего и Иеронима Босха. Самостоятельное развитие получили в нидерландском искусстве Возрождения портрет (Антонис Мор, Дирк Барентс, Ян ван Скорел), пейзаж (Иохим Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский, Ян Сандерс ван Хемессен, Массейс Квинтен).

Своеобразным явлением стал романизм, мастера которого пытались соединить художественные приемы итальянского искусства с нидерландской традицией (Ян Госсарт, Бернар ван Орлей, Давид Герард, Адриан Изенбрандт и Франс Флорис). Важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства явилось самобытное искусство таких художников, как Питер Артсен и Иоахим Бейкелар, бытовая жанровая живопись которых отражала попытки монументализации образов народного типа.

В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е годы (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц), а собственно Возрождение, на искусство которого оказали большое влияние идеи Реформации и события Крестьянской войны 1524–1526, началось на рубеже 15 и 16 веков и закончилось уже в 1530–1540-е годы (живопись и графика Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда, Лукаса Кранаха Старшего, Альбрехта Альтдорфера, Ханса Хольбейна Младшего, Ганса Бальдунга, скульптура Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.).

Жизнерадостный и изящный стиль французского Ренессанса наиболее ярко проявился в живописных и карандашных портретах таких мастеров как Жан Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Франсуа Клуэ и Жан Клуэ, Корнель де Лион, в классически совершенной пластике Жана Гужона, в непринужденной живописности и легкости архитектуры городских дворцов и домов, постройках загородных замков (Пьер Леско, Филибер Делорм, Жак Андруэ Дюсерсо).

Своеобразное преломление черты Возрождения получили в искусстве Англии, где под влиянием работавшего в Лондоне Х. Хольбейна младшего сформировалась национальная школа портрета (Н. Хиллиард), и Испании, художники которой (А. Берругете, Д. де Силоэ, Л. де Моралес) использовали опыт итальянской живописи для создания собственного, сурового и выразительного стиля. Те или иные черты, отдельные элементы или приемы искусства Ренессанса обнаруживаются в художественной культуре Хорватии (творчество скульптора и архитектора Юрая Далматинца), Венгрии, Чехии, Польши, Литвы и других стран Европы.

Дунайская школа

Дунайская школа, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины 16 века. Особое течение немецкого Ренессанса, отличающееся ярко выраженным национальным своеобразием, образует творчество мастеров Дунайской школы, главой которой являлся Альбрехт Альтдорфер. В искусстве этих художников также заметен отпечаток неустойчивости немецкой художественной культуры 10 века, во многом живущей пережитками прошлого, объединяющей в себе новые, реалистически разумные взгляды на мир с путаными иррациональными представлениями. При этом мастерам дунайской школы равно чужды научные интересы Дюрера и религиозная экзальтация Маттиаса Грюневальда. Освободившись в своем творчестве от спиритуалистической направленности средневекового искусства, они не пришли к прославлению человеческого разума и поискам гармонического идеала. В их произведениях создан сказочный мир, в котором фантастика и вымысел переплетаются с точно зафиксированными впечатлениями от реальной действительности, мифологическая или библейская легенда сливается с жанровым повествованием. Позднеготические элементы уживаются с реалистическими открытиями, причудливость соединяется с простотой. В качестве наиболее сильной стороны творчества этих художников можно отметить присущее им обостренное чувство природы. Они становятся родоначальниками немецкого пейзажа как самостоятельного жанра живописи, изображая людей в окружении природы или природу в чистом виде.

К Дунайской школе относят ранние картины Лукаса Кранаха Старшего, произведения Альбрехта Альтдорфера («Битва Александра Македонского при Иссе», 1529 год), В. Хубера и других художников, отличающиеся свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, пантеистическим восприятием природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма, острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых решений. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников, в том числе и на художников Дунайской школы, было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию.

Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттиас Грюневальд (около 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Его творчество проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.История зарождения Северного Ренессанса

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

smallbay.ru

Ян ван Эйк (1380 - 1441). Северное Возрождение

В странах, расположенных к северу от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции - в XV - XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением. Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем.

В отличие от итальянского искусства, которое стремилось быть идеальным, Северное искусство более близко к реальной, настоящей жизни.

Итальянское искусство праздничное, а искусство Северного Возрождения более суровое, сдержанное.

В Италии искусство Ренессанса достигло высокого расцвета во всех видах - архитектуре, скульптуре, живописи, а на Севере новые взгляды на искусство проявились лишь в живописи и графике. Архитектура и скульптура оставалась, в основном, готической.

Религия по-прежнему занимала основное место в жизни общества. Но если раньше бог был далек от человека, а человек рассматривался как ничтожная песчинка, то теперь человек, как и бог, становится частью вселенной.

На рубеже XV-XVI веков в странах Западной европы появляется глубокий интерес к наукам, они очень бурно развиваются. В этот период между учеными в Северной Европе и религиозными деятелями происходят бурные споры - быть ли стране свободной или феодальной, с господством католической церкви. Эти споры переросли во всенародное движение - Реформацию ("очищение веры"), против феодализма, против засилья католической церкви.

В Германии в это время происходила Крестьянская война, в Нидерландах велась ожесточенная борьба зо освобождение от испанского владычества.

В таких исторических условиях складывалось искусство Северного Возрождения. Зародилось Северное Возрождение в Нидерландах.

Ян ван Эйк - это один из известных нидерландских художников, стал основателем станковой живописи в северном искусстве и первым стал писать масляными красками. Прославился как портретист. Сначала он работал вместе со своим старшим братом Губертом, а после его смерти уже один.

Самое прославленное произведение, которое создавал Ян ван Эйк вместе с братом, а после его смерти заканчивал один - это большой Гентский алтарь.

Створки грандиозного алтаря расписаны в два яруса - и внутри, и снаружи. На наружных сторонах - Благовещение и коленопреклоненные фигуры донаторов (заказчиков) - так выглядел алтарь закрытым, в будничные дни. По праздникам створки распахивались, в раскрытом виде алтарь становился вшестеро больше, и перед прихожанаим во всей лучезарности свежих красок Ян ван Эйка представало зрелище, которое должно было в совокупности своих сцен воплощать идею искупления человеческих грехов и грядущего просветления.

Наверху в центре Деисус - бог-отец на престоле с Марией и Иоанном Крестителем по сторонам. Эти фигуры больше человеческого роста. Затем обнаженные Адам и Ева в человеческий рост и группы музицирующих и поющих ангелов.

В нижнем ярусе - многолюдная сцена Поклонения Агнцу, решенная в гораздо меньшем масштабе, очень пространственно, среди широкого цветущего пейзажа, а на боковых створках - шествие пилигримов. Сюжет Поклонения Агнцу взят из "Откровения Иоанна", где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет, и река жизни "светлая, как кристалл", и древо жизни, каждый месяц дающее плоды, и город - "чистое золото, как прозрачное стекло". Агнец - мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.

И, видимо, художники постарались вложить в картины Гентского алтаря всю свою любовь к прелести земли, к человеческим лицам, к травам, деревьям, водам, чтобы воплотить золотую грезу об их вечности и нетленности.

cvetamira.ru

Пейзаж. Северное Возрождение

В искусстве Северного Возрождения пейзажу отводится особое место. Холмистый ландшафт с рекой и опрятными домиками на заднем плане — романтический фон для основного изображения. Эта живописная кулиса как бы живет своей самостоятельной, независимой жизнью: по улочкам прогуливаются горожане, скачут всадники, крестьяне возвращаются домой проселочной дорогой, кое-где на холмах видны фигурки пастухов. Городские постройки — дома, соборы — изображены с мельчайшими подробностями и настолько реально, что невольно хочется видеть в них утолок конкретного города. Однако это собирательные образы некого идеального города, где величественный собор и другие строения олицетворяют святой град Иерусалим, или ландшафта, прекрасная цветущая природа которого напоминает об утраченном рае.

Живописная холмистость ландшафтов неслучайна. Художнику XV века, не владевшему еще в совершенстве законами перспективы, было гораздо легче таким образом писать глубокое пространство. Холмы здесь как естественные преграды, преодолевая которые, взгляд зрителя устремляется к горизонту. У самого же горизонта горы и деревья подернуты голубоватой дымкой, мы видим их будто сквозь слой воздуха и света. Этот изобразительный прием можно назвать световоздушной имитацией перспективы.

В искусстве исторических Нидерландов пейзаж не выделился, подобно портрету, в самостоятельный жанр, хотя среди северных мастеров было много талантливых пейзажистов — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Хуто ван дер Гус, Ганс Мемлинг. В их манере исполнения пейзажа чувствуется та же тщательность и стремление к достоверности, как и в изображении предметов интерьера.

ЯН ВАН ЭЙК. Мадонна канцлера Ролена. Фрагмент. Ок. 1436. Лувр. Париж

Самая знаменитая пейзажная «цитата» из нидерландской живописи. Воображаемый «портрет» средневекового города, каким он, наверное, в идеале виделся художнику. С высокого парапета, на котором стоят две фигурки, обширный ландшафт открывается сразу, целиком. Это зрелище захватывает и восхищает, невольно поражаешься, насколько тщательно выписана каждая, даже самая незначительная, деталь. Этот пейзаж в немного упрощенном виде процитирует чуть позднее Ван дер Вейден в своей картине «Св. Лука, рисующий Мадонну».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Маньеризм

Черты кризиса художественных идеалов Возрождения особенно отчетливо проявились в маньеризме, складывающемся на излете эпохи Ренессанса (от maniera — прием, или, вернее, manierismo — вычурность, манерничанье), — явная подражательность, как бы вторичность стиля при всей виртуозности техники и изысканности форм, эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей. Маньеризм принято делить на ранний и зрелый. Ранний мань­еризм — с центром во Флоренции. Это творчество таких масте­ров, как Я. Понтормо, Д. Россо, А. де Вольтерра, Дж. Романо. Зрелый маньеризм более изящен, утончен и аристократичен. Центры его — Парма и Болонья (Приматиччо, с 1531 г. был главой школы Фонтебло во Франции), Рим и Флоренция. Пармиджанино, его мадонны всегда изображены с удлиненными телами и маленькими головка­ми, с хрупкими, тонкими пальцами, с манерными, вычурными движениями, всегда холодны по колориту и холодны же по образу.

15. Cеверное Возрождение. Нидерланды. Ян ванн Эйк. Босх. Брейгель.

Общая характеристика культуры Возрождения северных регионов Западной Европы. Принципиальное своеобразие и идейное родство с итальянским Ренессансом. Реформация как культурно- историческое явление. Специфические особенности изобразительного искусства северного ренессанса. Истоки и особенности Нидерландской живописи XV века (Ян Эйк, Гуго ванн дер Гуса, И. Босха, П. Брейгель). Реалистические интенции изобразительного искусства, формирование новых жанров в XV веке.

Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императо­ра, от всей классически развитой системы феодализма.

В искусстве Северного Ренессанса больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие. Переход от средневековья к Новому времени происходил не только через Ренессанс, стремившийся возродить античную культуру, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским».

Несовместимость Возрождения и Реформации была уже очевидна и ярко выразилась в знаменитом диспуте (1524—1525) между крупнейшим гуманистом XVI в. Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером. В протестантской церкви нет ни резьбы, ни скульптуры, ни витражей, а есть только голые стены, скамьи и крест. Влияние Реформации с ее реализмом и прагматиз­мом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого.

Нидерландское Возрождение

Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта (умер в 1426 г.) и Яна (около 1390—1441) ван Эйков, законченного Яном ван Эйком в 1432 г.

Вверху изображен Христос на троне с предсто­ящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом и Евой; внизу на пяти досках — сцена «Поклонения агнцу».

Нидерландские мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства. В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. В настроении поющих ангелов много истинного религиозного чувства, одухотворенности, душевного на­пряжения. Ван Эйки усовершенствовали масляную технику: масло давало возможность более разносторонне передать блеск, глубину, богатство предметного мира, привлекающего внимание нидерлан­дских художников, его красочную звучность.

Ян ван Эйкмного и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания

(«Человек с гвоздикой»; «Человек в тюрбане», 1433). Вместо активного действия, характерного для портретов итальянского Воз­рождения, ван Эйк выдвигает созерцательность. В двойном портрете супругов Арнольфини (1434) — Джованни Арнольфини, купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, и его жены — предметы комнаты, на фоне которой изображены модели, по сред­невековой традиции наделены символическим смыслом (яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног — символ супружеской верности).

Но помещая молодых супругов в обстанов­ку их дома, художник получает возможность передать красоту предметного мира.

В 40-е годы XV в. в нидерландском искусстве постепенно исчезает пантеистическая многокрасочность и гармоническая ясность, свой­ственная ван Эйку. Но человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах. Многому в решении подобных проблем нидерлан­дское искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену(1400?—1464). «Снятие с креста» — типичное произведение Вейдена. Композиция построена по диаго­нали. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем. Лица иска­жены горем.

На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса(около 1435—1482). Центральной сценой его грандиозного по размерам и монументального по образам алтаря Портинари (по имени заказчиков) является сцена поклонения младенцу.

Скорбным и нежным обликом Марии, почти физически ощущаемой пустотой простран­ства вокруг фигуры младенца и склонившейся к нему матери еще более подчеркнуто настроение необычности происходящего. На боковых створках представлены заказчики с их патронами-святыми. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии, смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Успение Марии»).

С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга (1433—1494), прославившего себя лирическими образами мадонн. Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки.

Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV— начала XVI в. была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450—1516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы — с холод­ным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»).

В одном из самых грандиозных произведений — «Сад наслаждений» — Босх создает изобразительный образ грехов­ной жизни людей. Фантазия Босха творит существа из соединения разных животных форм или живых форм и предметов неорганиче­ского мира, и при всем этом сохраняется острое чувство реальности, пронизанное трагическим мироощущением художника, предчувст­вием каких-то вселенских катастроф.

Искусство Нидерландов XVI в. все более отказывается от использования средневековых традиций, на которые в большой степени опирались художники прошедшего столетия.

Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, твор­чество Питера Брейгеля Старшего. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха. С именем Брейгеля связы­вается окончательное сложение пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу», 1565): тонким про­никновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов, крохотных фигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти ощутимо звенящей тишине.

Его более поздние произведения — деревенские праздники, ярмарки, танцы — по­строены на строжайшем отборе главного, цельны по красочному пятну. Эти декоративные, жизнерадостные, по-народному полнокров­ные, заразительно-веселые композиции свидетельствуют о рождении бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565).

Аллегорическим языком выражал Брейгель трагизм совре­менной жизни всей страны, в которой бесчинства испанских угне­тателей достигли наивысшей точки. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Так, «Вифлеем­ское избиение младенцев» (1566) — это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне.

Одним из последних произве­дений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). Пять обреченных судьбой страшных калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком.

studfiles.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта