Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художников. Анималистического жанра картины


Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художников

Анималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещера Ласко во Франции.

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр – картины известных художников тому свидетельство – стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

Анимализм – это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс – один из самых знаменитых художников анималистического жанра – часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

Изображение животных – самый древний жанр искусства, пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения – эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из династии Мин (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется французский художник Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображениеживотного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

Анималистический жанр в изобразительном искусстве не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, дальневосточный леопард, панда, коала и западная горилла.

4u-pro.ru

Виды и жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вид занятий: Беседа об искусстве.

Цель: расширение знаний у учащихся о  разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о  видах и жанрах изобразительного искусства;
    • продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
    • познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
    • знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;
  • Коррекционно-развивающие:
    • осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;
    • формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;
    • устранять недостатки владения техникой рисования.
  • Воспитательные:
    • продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
    • способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
    • прививать любовь к животным.

Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.

(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)

Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.

«Здравствуйте, юные художники! Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на уроке, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам! С наилучшими пожеланиями Белка»

Ну, ребята, давайте постараемся заслужить подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока. Итак, сейчас мы  продолжим говорить с вами о видах и жанрах изобразительного искусства. С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды. Давайте вспомним, что такое вид? Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и музеев. Как вы знаете, все это – произведения изобразительного искусства различных его видов. Мы с вами на уроках рассматривали различные картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем будет очень хорошо видны все картины и задания. Просмотрите, пожалуйста,  на экран и определите, к какому виду мы отнесем представленное изображение.

(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа выполненная в цвете, красками, на плоскости. (Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.

– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.

(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.

(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.

– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного искусства, которые изучали.  А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы знакомы. Давайте вспомним, что такое жанр.

Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И  в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.

– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре  изобразительного искусства идет речь.

(Слайд 7. «Пейзаж»)

Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называется пейзаж. (Изображение природы)

(Слайд 8. «Натюрморт»)

– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это – натюрморт. (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)

(Слайд 9. «Портрет»)

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или вроде верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется портрет. (Изображение человека)

(Слайд  10. «Батальный»)

Если видишь на картине танки В бой лавиною пошли Или быстрые тачанки, Или в море – корабли Иль штыков мерцая сталью, В бой пехота поднята – Называется … (батальным) Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)

(Слайд 11.  «Исторический»)

Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)

(Слайд 12.  «Марина»)

Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.  

(Слайд 13. «Бытовой») Если видишь на картине Повседневный труд людской За прилавком в магазине Или в швейной мастерской, На заводе или в школе, Это навсегда усвой – Жанр картины –  …(бытовой)

III. Предъявление нового материала

– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства. Называется этот жанр – анималистический. (Слайд 14) Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали вы его (Ответы детей). Телевизор любите смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал «Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы детей) Да, животных. Поэтому и назвали этот канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка – животные. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)

Если видишь на картине Нарисован слон, Крокодил, жираф, горилла, Кошка, иль питон, Или звери Аргентины, Иль пингвин Арктический, Значит, жанр такой картины –Анималистический. (Изображение животных)

Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках  и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Давайте все вместе прочитаем это слово с доски. Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских художников-анималистов был Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов

(Слайд 16. В. Ватагин).

– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.

(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)

– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Мир животных величественный и гордый. Ребята, вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот мультфильм иллюстрировал художник-анималист В.Ватагин. (Слайд 20) Рассмотрим следующие работы художника. В одном рисунке художник В.Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный.

(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)

На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.

– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. Как он называется? (Ответы детей). – А как называют художников, которые изображают животных? (Ответы детей).

Физкультминутка (Слайд 22)

– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.

(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)

– Молодцы, ребята!  Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.

IV. Актуализация знаний учащихся

– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных?  У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их.  Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей).

Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).

Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.

Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)

Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.

(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)

Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).

Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.

V. Практическая работа детей

Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).

Целевые обходы педагога:

1) Проверка организации учащимися рабочего места. 2) Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы. 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.

VI. Итог занятия

1) Выставка работ учащихся.

2) Самоанализ деятельности учащихся.

3) Беседа по вопросам:

– Что вы нового узнали на уроке? – Смогли ли вы решить сложную задачу изображения животного с помощью геометрических фигур? – Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали? – Довольны ли вы своей работой? – Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?

– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.

«Здравствуйте, юные художники! Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на занятии, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам! С наилучшими пожеланиями Белка»

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художников

Анималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещера Ласко во Франции.

анималистический жанр в изобразительном искусстве

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр – картины известных художников тому свидетельство – стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

анималистический жанр картины известных художников

Анимализм – это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс – один из самых знаменитых художников анималистического жанра – часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

анималистический жанр в изобразительном

Изображение животных – самый древний жанр искусства, пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения – эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

анималистический жанр в изобразительном искусстве картины

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из династии Мин (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

анималистический жанр художники

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

анималистический жанр в живописи

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется французский художник Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

анималистический жанр в изобразительном искусстве

Анималистический жанр в изобразительном искусстве не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, дальневосточный леопард, панда, коала и западная горилла.

загрузка...

fjord12.ru

Специфика анималистического жанра в процессе обучения книжной графике будущих специалистов изобразительного искусства и дизайна

На главную » Reasearches » Специфика анималистического жанра в процессе обучения книжной графике будущих специалистов изобразительного искусства и дизайна

Постановка проблемы. Одна из острейших социальных и педагогических проблем современного общества является тенденция  жестокости и агрессивности среди подрастающего поколения.  Отчуждение от природы, окружающей среды являются причиной немиролюбия, в том числе к «младшим нашим братьям». Воспитательную роль педагога, значение книги в становлении личности нельзя приуменьшить. Существенной составной частью в специальной подготовке специалистов изобразительного искусства и дизайна педагогических и гуманитарных вузов является освоение дисциплин, связанных с анималистическим жанром. Книжная иллюстрация относится к графическому искусству, в котором присутствует огромное количество трогательных образов животного и растительного мира. Однако, данная тематика всё меньше интересует современных будущих специалистов изобразительного искусства и дизайна. Неразработанность методик  преподавания анималистического жанра негативно сказывается на подготовке будущих учителей изобразительного искусства и дизайна.

Специфика книжной графики опирается на всеобщие законы композиции, которые распространяются на все виды изобразительного искусства.  Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный,  иногда простой или в виде рассказа о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее назначение — «осветить», «сделать наглядным».  Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения таких античных авторов как Гомера, Овидия, Вергилия и другие. Книжная анималистическая иллюстрация — особый жанр графического искусства. С накоплением определенной суммы знаний у человека меняется весь его психический облик, культура, быт. Отделить в человеке его психологические особенности от приобретенного им опыта — трудная задача, ведь генный аппарат человека нестандартен.

Существует ряд свойств, роднящих человека с животным: тропизмы, таксисы, инстинкты, рефлексы, рациональное поведение, которые развились под влиянием общественного развития. Но эти вопросы мало изучены.Психология изучает эти вопросы с разных сторон, в основном со стороны социальной. Но не всякий человек и не всегда может накапливать опыт. Способность в сборе и систематизации накопившегося опыта в человеке различается по качеству и количеству, кроме того, опыт бывает сознательный и несознательный.

Общее мнение связывает личную культуру с воспитанием и образованием. Педагогическая структура личности предполагает, с одной стороны, передачу социокультурных ценностей, а с другой — исключительно личный опыт. Это как бы два взаимозависимых, но противоположно направленных начала являются фундаментом творчества.

Анализ исследований и публикаций. При всей важности обучения студентов анималистическому жанру, данная проблема разработана лишь в небольшой мере.

Прогресс общества обеспечивается повышением в каждом новом поколении, вступающем в жизнь, уровня и качества образованности, профессиональной квалификации и личностного развития в соответствии с новыми требованиями социума.

Анималистический жанр присутствует в книжной иллюстрации, особенно в области детской книги: в работах В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы. Об этой стороне вопроса писали такие учёные как Н.Н.Ростовцев, Е.В.Терентьев. Е.В.Шорохов. Среди выдающихся мастеров анималистического жанра в области книжной графики следует назвать Леонардо да Винче, В.А.Серова, В.А.Ватагина, А.Н.Комарова и других художников.

Необходимо отметить особый вклад в процесс обучения книжной, анималистической графики следующих художников-педагогов: B.C.Кузина, М.Ц.Рабиновича, Н.Н.Ростовцева, Е.В. Фаворского и других.

Цель статьи : проанализировать специфику анималистического жанра в процессе обучения книжной графики.

Изложение основного материала.  Анимали́стика (анималистический жанр), иногда также анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре и графике.

 В настоящее время социальная функция образования будет определяться в первую очередь таким фактором как востребованность обществом соответствующих знаний и умений у специалистов широкого профиля.

Новый этап в истории жанра анималистики наступает на рубеже XIX и ХХ веков, когда изображение «братьев меньших», начинает основываться и на потребности художника сопереживать, выражать свое отношение к животным. В это время свои лучшие произведения создает А.Л.Обер («Белый медведь», 1898). в творчестве которого впервые появляется интерес к передаче индивидуальных характеров животных.

В отдельную тематику анималистического искусства можно отнести изображения лошадей. Среди работ на тему лошадей особое место занимают графические работы А.О.Орловского («Раненая лошадь», 1809), Н.Е.Сверчкова (из «Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России», 1846-1852).

Безусловное же первенство принадлежит П.К.Клодту, с именем которого связано окончательное утверждение анималистического жанра в скульптуре России. Он был автором знаменитых петербургских памятников, в которых неизменно присутствовали изображения животных, а многочисленные модели скульптора стали своего рода эталоном в изображении лошадей. В его станковой пластике отражаются точные жизненные наблюдения, но также появляется и эмоциональная выразительность образов («Кобыла с жеребенком», 1845-1855). Ученик П.К.Клодта, отставной полковник Н.И.Либерих, сумел найти свою тему в анималистике. Он изображал преимущественно персонажей охотничьих сцен, создавая не только композиции, но и «портреты» животных («Густопсовая борзая Славный», 1874).

«Звериные образы» появляются и в медальерном искусстве, где животные предстают не только представителями конкретной породы, но и носителями характеров, а иногда и определенных настроений (Л.Х.Штейман. «Медаль общества любителей породистых собак», 1888).

Переходом от академически стройной картины существования анималистики девятнадцатого века к пестрому полотну двадцатого можно считать творчество В.А.Серова, Л.В.Туржанского – в живописи и графике. Не будучи собственно анималистами, они проложили путь к образно-психологической и эмоционально-лирической трактовке животного. На смену внешне достоверным, но отстраненным образам аллегорических композиций приходят наполненные жизнью звери и птицы с выраженными особенностями характеров. В.А.Серов в иллюстрациях к басням И.А.Крылова (1911) выразил общность поведенческих черт зверя и человека.

В 1900-1910-е годы домашние животные становятся полноправными участниками городских сцен. Образы домашних животных выдвигаются живописцами на первый план, вне зависимости от принадлежности художника к тому или иному художественному течению, будь то рассказ о бытовых коллизиях (И.Л.Горохов «Жанровая сцена с курами и плачущим ребенком», 1900), философские размышления (П.Н.Филонов «Коровница») или концептуальные построения. Дикие звери и птицы постепенно перестают быть героями драматичных картин охоты и все чаще предстают как объекты заботы человека.

Развитие анималистики в живописи связано в первую очередь с именами Н.Е.Сверчкова («Волки», 1885; «Борзая собака с лисой», 1890), поднявшего в своих произведениях зоологическую тему до уровня портрета и жанровой картины; П.П.Соколова, в живописных холстах которого («Вьюга. (Пурга), 1886) и в акварелях, изображающих охотничьи сцены, животные всегда занимают ведущее положение. В рисунках и картинах А.С.Степанова, анималиста и пейзажиста, жизнь зверей, раскрывается в естественной для них среде обитания («Травля волка», «Напуск гончих», «Лоси в лесу»). Соколов и Степанов принесли свое видение природы и в искусство книжной иллюстрации (П.П.Соколов. «Генерал Топтыгин», 1875).

Графика (от нем. Graphik греч. graphikos — начертанный) — вид изобразительного искусства, который связан, как правило, со штриховым изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилографию), гравюру на металле (офорт), гравюру на камне (литографию), гравюру на линолеуме (линогравюру), гравюру на картоне и др. Печатная графика может тиражироваться во многих идентичных экземплярах. Первоначально термин «графика» употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Сегодня графика используется в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) Важнейшей областью графики является книжная графика как часть издательского дела. Она является учебным предметом у художников-дизайнеров и художников-педагогов. Элементы оформления книги, журнала, открытки, календаря, упаковки требуют от студента специальных умений, навыков и знаний, что в результате создают целостное произведение искусства.

Книжная иллюстрация – это наглядное изображение, поясняющее или дополняющее основной текст и помещенное на страницах или листах.

Иллюстрации подразделяются: на фронтиспис, заставку и концовку; на полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответственно располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; на оборонные иллюстрации; и на рисунки на полях.

Инициал Буквица  от лат.Initialis — начальный  инициал — укрупненная заглавная буква раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициал богато расцвечивался сложными орнаментами, украшался изображениями человеческих фигур и животных, жанровыми сценками. Книжная миниатюра а в рукописных книгах – сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью и другими красками; или изобразительно-декоративные элементы оформления: инициалы, заставки и т.п. Книжная миниатюра представляет собой в рукописных книгах сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью и другими красками; или изобразительно-декоративные элементы оформления: инициалы, заставки и т.п.

История этих картинок-иллюстраций уходит далеко в глубь веков. В Древнем Египте они сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях «Илиады», «Энеиды», а также иллюстрации в византийских, средневековых рукописях.

В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам («Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава»). Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV- началу XV века. Печать производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст.

В середине XV века И.Г.Гутенберг в Германии разрабатывает новый способ печатания. Он создает металлические наборные литеры (буквы), из которых набирались слова, строки. В России Иван Федоров в 1564 году напечатал первую книгу «Апостол», самостоятельно разработав процесс книгопечатания.

Изобретение печати с литографского камня в 1798 году не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века. «Общность стиля слова и изображения образов зримых и литературных демонстрируют иллюстрации В.А.Серова к басням  И.А.Крылова. Художник  сделал множество предварительных рисунков. Покрывая последовательно калькой одну композицию за другой, отбрасывая ненужные линии и лишние детали, ликвидируя «многословие», он достиг в результате подлинно крыловской лаконичности и меткости, подобной языку баснописца»                [ 4.с.181].

Рукописная книга с древности во многом связана с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, а буква является графическим знаком.

Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм — «досок» (так именуются и металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро — несколько досок) для тиражирования изображения путём печати (в том числе и ручной, например, притиркой — с маленьких досок) с её рельефных поверхностей. Иногда трафаретную печать — этот вид прикладной графики, которая собственно является по определению видом станковой графики. Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением. В зависимости от материала данный вид графики делится на несколько видов — гравюра на металле, линогравюра, ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п. В зависимости от способа обработки (гравирования и травления) при нанесении рисунка, формы гравюра на металле также подразделяется на виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др.

Такой вид искусства как литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

Выводы. Произведения изобразительного искусства анималистического жанра имеют могучий потенциал гуманного отношения человека к миру животных.

Развитие и совершенствование способов печати, однако, не совпадают с ростом качества самих иллюстраций как произведений искусства. И в очень далекие времена создавались прекрасные иллюстрации, а сейчас, при совершенных способах воспроизведения, встречаются нередко посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству.

Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как последовательный путь художественного совершенствования. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, утраты художественного мастерства.

Резюме: В статье рассмотрена специфика анималистического жанра и его  воспитательной роли в процессе обучения книжной графике.

Ключевые слова:  Обучение, воспитание, анималистический жанр, книжная графика, иллюстрация,  изобразительное искусство, дизайн.

Резюме: У статті розглянуто специфіку анімалістичні жанру і його виховної ролі в процесі навчання книжкової графіки.

Ключові слова: Навчання, виховання, анімалістичний жанр, книжкова графіка, ілюстрація, образотворче мистецтво, дизайн.

Summary: In article specificity of an animalistic genre and its educational role in the course of training of a book drawing is considered.

Keyword: Training, education, an animalistic genre, the book drawing, an illustration, the fine arts, design.

Литература.

  1. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста./Ватагин В.А.—М.: Искусство, 1957.—170 с.
  2. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубеж. школа рисунка./Ростовцев Н.Н.-М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  3. Хинштейн Л. В. Рисование зверей и птиц: [Беседа с художником/ Беседовал Н. Иванов] // Юный художник.-2003.- N 3. — С. 39-41.
  4. Шорохов Е.В. Основы композиции:Учеб.пособие для студентов пед ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд».-М.:Просвещение, 1979.-с.169-187.

Реферат

Шачкова Э.В. Франжуло В.А. Специфика анималистического жанра в процессе обучения книжной графике будущих специалистов изобразительного искусства и дизайна.

Раскрыта специфика обучения студентов анималистического жанра в области  книжной графики. Осуществлён анализ  научной и методической литературы, а также рассмотрены определённые вопросы  социального характера. Отражена значимость синтеза обучения и воспитания подрастающего поколения. Определены основные исторические направления книжной анималистической графики. В последующих исследованиях возможна научно-методическая разработка профессиональной подготовки  будущих учителей изобразительного искусства и дизайна в условиях системного  подхода к данному жанру.

Реферат

Шачкова Е.В. Франжуло В.А. Специфіка анімалістичні жанру в процесі навчання книжкової графіки майбутніх фахівців образотворчого мистецтва та дизайну.

Розкрито специфіку навчання студентів анімалістичні жанру в галузі книжкової графіки. Здійснено аналіз наукової та методичної літератури, а також розглянуті певні питання соціального характеру. Відображено значущість синтезу навчання і виховання підростаючого покоління. Визначено основні історичні напрями книжкової анімалістичні графіки. У подальших дослідженнях можлива науково — методична розробка професійної підготовки майбутніх вчителів образотворчого мистецтва та дизайну в умовах системного підходу до даного жанру.

The abstract

Shachkova E.V. Franzhulo V. A. Specificity of an animalistic genre in the course of training of a book drawing of the future experts of the fine arts and design.

Specificity of training of students of an animalistic genre in the field of a book drawing is opened. The analysis of the scientific and methodical literature is carried out, and also certain questions of social character are considered. The importance of synthesis of training and rising generation education is reflected. The basic historical directions of a book animalistic drawing are defined. In the subsequent researches scientifically-methodical working out of vocational training of the future teachers of the fine arts and design in the conditions of the system approach to the given genre is possible.

frandgulo.com

ХУДОЖНИКИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА ЖИВОПИСИ — Философия

Просмотров: 1846

Так сложилось, что человеку столь же интересно смотреть на картину с изображением животного, как и на портрет известного человека. Художниками анималистического жанра можно назвать и древних людей, которые рисовали животных на скалах и пещерах — это могли быть домашние питомцы или священные животные. До наших времен дошли множество барельефов с изображением собак, львов, лошадей, многочисленные керамические изделия с рисунками животных, а так же статуи и скульптуры. Начиная с времен эпохи Возрождения начали появляться картины, на которых был изображен человек со свои домашним любимцем — собакой, кошкой или лошадью.

Анималистические художники работают в достаточно сложном, но безумно интересном жанре. И таких талантливых мастеров действительно мало. Ведь анималистическая живопись требует от него настоящей преданности и внимательного изучения животного, его повадок, анатомического строения тела, пропорций и особенностей.

Яркие представители анималистической живописи

История искусства знает не так много анималистических художников. Возможно, из-за того, что такой художник должен обладать каким-то особым талантом и даром чувствовать животное и его настроение. А это дано не каждому.

Смотреть на видео подборку картин художников анималистов

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Среди всех художников анималистического жанра можно выделит одного, наиболее известного и признанного — Роберта Бейтмена. Его картины животных удивительные по своей реалистичности и больше походят на фотографии. Животный мир, изображенный на его картинах настолько многообразен, что художнику ничего не нужно придумывать самому. Отличительной особенностью таких рисунков считается естественная композиция. К тому же, анималистическая живопись для художника — это неиссякаемый источник идей.

Значение жанра анималистической живописи

Анималистические художники — это самые настоящие натуралисты, которые стремятся отображать природу максимально точно. Так сложилось исторически, что животное так или иначе сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Особенно это касается домашних питомцев. В последнее время стало очень модно не только рисовать портреты домашних животных, но так же использовать животных в рекламных роликах, что делает их более привлекательными. Они очень тонко чувствую настроение своего хозяина. Не зря ведь говорят, что любимое животное способно разделить горе и радость и даже забрать боль своего хозяина.

Так и художники анималистического жанра должны прочувствовать животное. Анималистическая живопись благодаря художникам анималистам хоть немного, но приближает нас к миру животных. Особенно интересен нам неизведанный мир дикой природы. Ведь мир природы необходим человеку, особенно городскому жителю.

Смотреть на видео подборку картин художников анималистического жанра

filosofia.ru

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художников

Анималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещера Ласко во Франции.

анималистический жанр в изобразительном искусстве

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр – картины известных художников тому свидетельство – стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

анималистический жанр картины известных художников

Анимализм – это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс – один из самых знаменитых художников анималистического жанра – часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

анималистический жанр в изобразительном

Изображение животных – самый древний жанр искусства, пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения – эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

анималистический жанр в изобразительном искусстве картины

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из династии Мин (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

анималистический жанр художники

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

анималистический жанр в живописи

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется французский художник Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

анималистический жанр в изобразительном искусстве

Анималистический жанр в изобразительном искусстве не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, дальневосточный леопард, панда, коала и западная горилла.

загрузка...

allwomanday.ru

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художников

Анималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещера Ласко во Франции.

анималистический жанр в изобразительном искусстве

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр – картины известных художников тому свидетельство – стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

анималистический жанр картины известных художников

Анимализм – это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс – один из самых знаменитых художников анималистического жанра – часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

анималистический жанр в изобразительном

Изображение животных – самый древний жанр искусства, пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения – эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

анималистический жанр в изобразительном искусстве картины

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из династии Мин (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

анималистический жанр художники

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

анималистический жанр в живописи

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется французский художник Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

анималистический жанр в изобразительном искусстве

Анималистический жанр в изобразительном искусстве не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, дальневосточный леопард, панда, коала и западная горилла.

загрузка...

meetmarket.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта