Художник Сергей Тутунов картины цветов. Сергея тутунова картины
Художник Сергей Тутунов картины цветов
Сергей Тутунов родился в 1958 в Москве (Россия) в семье художников. В 1974-1980 учился в Московском художественном институте им. Сурикова. Считает единственным учителем своего отца Сергея Андреевича Тутунова (1925-1998). В 1982 году он женился на француженке русского происхождения. С 1983 живет в Париже.
У Наталии Алексеевны Васильевой дома стояло несколько больших живописных букетов из засохших полевых цветов.
Фрагмент квартиры НА с букетом полевых цветов.
Открываем выставку работ художника Сергея Тутунова
«Полевые цветы»
Полевые цветы… Полевые..Васильки и ромашки в лугах…Ярко-синие и голубые –На бескрайних Российских полях.
Сколько нежности, яркости, светаВы храните в себе летним днем…Теплым солнцем весной вы согреты,И умыты осенним дождем…
Разукрашены радуги краской,Снежной шубой, укрыты зимой.Мать – Земля напоила вас лаской,Наградила небесной красой.
Полевые цветы… Полевые…Не сравнить вас с садовым цветком.Вы согрели мне душу, родные!Поселились вы в сердце моем!
На столе пред раскрытым окном,Чуть дрожа от залетного ветра,Полевые цветы незаметноОпьяняют нас каждым листом.
Колокольчики словно ожили,Чудо-музыка с них полилась,Хорошо бы она донесласьДо того, кого очень любили.
Обжигая своей синевой,Васильки под лучами играют,Запах хлеба они вспоминаютИ колосьев парад золотой.
Как невесты на свадьбе ромашкиВ белоснежных одеждах своихВновь напомнили нас, молодых,Как гоняли с друзьями в пятнашки.
Как сидели на пестром лугу,Наслаждаясь подарками лета,Как гадали и ждали ответа,Как срывали цветы на бегу.
Прекрасные картины цветов Сергея Тутунова.
Источник
Обратите внимание
www.na-vasilieva.ru
Цветы Сергея Тутунова - Журнал обо всём
Автор - nomad1962. Это цитата этого сообщенияСоветский российский художник Сергей Тутунов. Полевые букеты.Сергей Тутунов родился 30 октября 1925 года в Москве.
Его отец, Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства. Умер в Бутырской тюрьме весной 1949 года. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова) из семьи священника о. Николая Сахарова, она умерла от тяжёлого заболевания 8 мая 1950 года.В конце 30 годов Сергей поступил в знаменитую МСХШ (московская средняя художественная школа), причём его сначала взяли на скульптурное отделение, т.к. прекрасно чувствовал форму и очень хорошо лепил всяких зверей. Однако, позже он перешёл учиться в класс живописи.Сразу после начала войны школа была эвакуирована в Башкирию, где и учеников, и учителей приняли очень хорошо. Директор школы добился продолжения учебного процесса, причём не только по специальным, но им по общеобразовательным предметам. В 1943 году школа вернулась в Москву.В 1945 Тутунов поступил и в 1951 году окончил Суриковский институт. Среди учителей Сергея Андреевича можно назвать В.Н.Мешкова, Д.К.Мочальского, А.М.Грицая, П.Д.Покаржевского, А.П.Шорчева, В.В.Почиталова.В 1953 году С.А. Тутунов стал членом Союза художников. Членство в Союзе художников предоставляло замечательную возможность творческих командировок, даже в самые отдаленные уголки СССР. Из поездки на Алтай С.А. Тутунов привез целую серию живых красочных этюдов, запечатлевших поразившие его яркие картины природы и традиционного народного быта.Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Сайт: http://www.toutounov.fr/
http://kolybanov.livejournal.com/3091003.htmlОригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
kolybanov.livejournal.com
Художник Сергей Тутунов (Serguei Toutounov) [рожд. 1958]
Архив записей в блогах:
сегодня просматривала старые фотокарточки, когда вдруг напала на роспись мамы и ее нынешнего супруга; смотрю и думаю, хоть на фотках погляжу как оно все было. когда вдруг вижу, и я там! вот реально я! с большой попой в голубых брюках и белой ...
Когда летом 41-го года моторизованные силы германских миротворцев ломанулись в Россию, чтобы защитить немцев Лефортова от произвола сталинской хунты, папа будущего Путина бешено искал через интернет, как примкнуть к движению Власова. Сам Власов тогда еще не знал, что переметнется на стор ...
Иноземцев хорошо замечает в газете.ру: "...самым жестоким ударом по «русскому миру» стала дискриминация людей с двойным гражданством и даже с видом на жительство за рубежом. Вместо того, чтобы просто раздать российские паспорта всем, кто имеет российские корни (в Италии получение гражданс ...
Теперь их в семье четыре. У пса, у кошки, у меня... Про четвертый - позже... У меня хвост - из головы, у Ларика с Сонькой - из... Но зато им не надо его украшать. У кисы хвост вообще сам по себе украшение. Мы называем его "плюмаж на попе". До переезда я свой хвост безжалостно отпилива ...
По итогам обсуждения в твиттере выложу-ка сюда небольшой словарик челябинского диалекта. Если есть, чем дополнить, буду рад. Интересуют в первую очередь слова, непопулярные в других регионах. Полуторка - однокомнатная квартира. Продам 1,5, хрущ., 2/5, Порт Сад - дача. А все лето ...
yablor.ru
Статья искусствоведа Л.Н.Рудневой о творчестве С.А.Тутунова
Сейчас, когда советские времена стали для России пусть недавним, но прошлым, выходит на свет скрывавшаяся от посторонних глаз жизнь людей, сумевших сохранить свой внутренний мир в тоталитарной системе, которая, казалось бы, не оставляла никому такой возможности. Таких людей было немало. Но опыт жизни каждого из них абсолютно уникален. Бесценен найденный каждым человеком свой путь в атмосфере тоталитаризма, сначала крайне агрессивного к любому подлинному проявлению человеческого духа, а затем, на своем излете, — давящего, серого, лживого.
Для многих людей советского времени в России спасительной областью стало искусство. Но и в творчестве далеко не всем удавалось выстоять под натиском идеологического давления и соблазнов. И нужно было не только завоевать внутреннюю свободу, но и ежедневным трудом отстаивать и оберегать ее. К плеяде таких людей принадлежал и московский художник Сергей Андреевич Тутунов . И тот путь, которым он прошел в жизни и творчестве, достоин внимания и уважения.
Художественные способности С. А. Тутунова проявились рано. Рано определился и выбор живописи в качестве главного занятия в жизни. Начальное художественное образование он получил в московской средней художественной школе, где учился вместе с младшим братом Андреем и куда братья Тутуновы поступили в 1939 году. Ему необыкновенно повезло с первым учителем. В этой школе преподавал замечательный художник В.Н. Мешков (1867 — 1946). Отличный портретист и виртуоз-рисовальщик, он был прирожденным педагогом и еще до революции основал частную школу, просуществовавшую более четверти века.
Вот как писал о школе В.Н. Мешкова один из его учеников — живописец В.Яковлев. «Все мы, ее воспитанники, вспоминаем с благодарностью эти годы. Мешков умел заразить нас подлинным энтузиазмом, умел в простых словах дать очень много, у него был подлинный дар педагога. Помню с каким волнением ожидали мы всегда его прихода и замечаний». От учеников он требовал прежде всего умения обобщать — «строить сначала общее, а потом уже за мелочи приниматься». Самым показательным методом преподавания Мешков считал исправление ошибок ученика прямо на его рисунке. В.Яковлев писал: «Такой метод показа я лично считаю и самым трудным и самым доходчивым. Ничто так не раскрывает глаза, как наглядный показ. А все эти разговоры, что поправлять ученику рисунок, это значит лишать его индивидуальности, ведутся теми педагогами, которые не умеют так делать. Мы же все и теперь с благодарностью вспоминаем эти чудесные часы».
Можно полагать, что такой метод преподавания В.С. Мешков использовал и в детской художественной школе, в которой учился С. А. Тутунов. И важно, что дети в самом начале своего творческого становления испытывали влияние не только большого мастера, но и яркой обаятельной личности, преданного своему делу художника. По-видимому, уже от своего первого учителя С. А. Тутунов воспринял приверженность красоте и правде натуры и прививку против соблазна всякого рода авангарда.
Вместе с художественной школой С. А. Тутунов во время войны 1941-1945 гг. уехал в эвакуацию в Башкирию, где продолжил художественное образование. А после войны, в 1945 году, поступил в лучшее высшее учебное заведение Москвы, готовившее художников, — в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова — на отделение живописи.
В семье художника сохранились его пейзажные этюды студенческих лет: «Мостик» (1950 г.), «Вид города Боровска» (1951 г.) и др. с живо схваченными эффектами освещения, колорита и настроения, присущего природе в каждый сезон. Пейзажная живопись была одним из важных направлений учебного процесса в институте. Особенно любимы были студентами летние поездки с преподавателями в провинцию на пленэр. И хотя С. А. Тутунов не стал чистым пейзажистом, любовь к живописному пейзажу он сохранял в течение всей жизни.
В 1951 году Сергей Андреевич Тутунов окончил институт имени В.И. Сурикова. Полученное профессиональное образование давало ему свободу выражения в любом жанре.
В 1950-1960-е годы в советской живописи приоритетным провозглашался специфический жанр — советская тематическая картина, живописное произведение с идеологическим содержанием, в котором художник должен был воспевать достижения советской власти. Приветствовались также жанровые картины социальной направленности, посвященные обычаям советского быта. Одной из первых больших работ С. А. Тутунов после окончания института стала картина «Весной», над которой он работал несколько лет, завершив в 1956 году. К картине художник сделал множество этюдов. Помещенный в альбоме этюд головы старика связан с традицией изображения крестьянских типов в русском искусстве второй половины XIX — начале XX веков. Тутунов хранит эту память жанра. Да и в других подготовительных этюдах, как и в самой картине, при всем желании невозможно найти каких-либо черт советской действительности. Он писал не колхозников, а русских крестьян. В картине «Весной» в традиционном деревенском пейзаже без всяких примет современности художник изображает сидящих на скамье деда и внука. Содержанием этой картины стала красота пробуждающейся природы, теплота отношений, связывающих старика и мальчика.
В первоначальном варианте герои картины были изображены сидящими перед домом, на фоне бревенчатой стены старого деревенского жилища. В окончательном варианте художник значительно раздвигает пространство, превращая весенний пейзаж в полноправного героя своей картины. Влажным воздухом и светом наполнена перспектива уходящей вглубь деревенской улицы. Вся картина проникнута пленерным ощущением. Своеобразным камертоном эмоционального ее строя служит изображенное справа на переднем плане деревце. В рисунке его изогнутого ствола, тонких веток скрыта затаенная робость и нежность, созвучная этому времени года.
Одна из ранних картин С. А. Тутунова — «Больной ребенок» (1959 год) изображает женщину, склонившуюся над детской кроваткой. В альбоме помещены эскизы композиции, решенные живописно в несколько импрессионистическом ключе, с приглушенным освещением, скрадывающим очертания форм, передающим атмосферу домашнего тепла. Красноватые отсветы от лампы окрашивают изображение оттенками тревоги. Реализм 1950-х годов сохранял в творчестве многих художников еще живое и теплое человеческое чувство, идущее от живописной традиции русского реализма рубежа XIX -XX веков.
В конце 1950-х — 1960-е годы С. А. Тутунов пишет две большие картины: «Ожидание» и «Зима пришла. Детство». Хотя они и не задумывались как диптих, но связаны тематически и композиционно объединены горизонтальным форматом полотен, мотивом фигуры, стоящей в комнате у окна. Романтический мотив окна художник избрал как образ внешнего мира. К картинам он сделал две серии эскизов и вариантов разной степени законченности, каждый из которых интересен.
Первые варианты «Ожидания» изображают женскую фигуру со спины, стоящую перед темным окном в комнате без света. Поздний вечер или ночь. Синий снежный пейзаж за окном с таящейся в нем тревогой подчеркивает женственность и хрупкость силуэта и драгоценность чувства, заставляющего эту женщину стоять в темноте перед холодным окном.
Затем тема «Ожидание» получает у С. А. Тутунова совсем иное развитие. Несколько вариантов картины изображают молодую женщину, ожидающую ребенка. Льющийся через окно свет бережно очерчивает силуэт героини. Мягкая световоздушная среда связывает пространство комнаты и весеннего пейзажа за окном. В светлой и нежной цветовой гамме передана атмосфера тонкой эмоциональности, надежды, тихой радости. Художник находит метафору началу новой жизни в мотиве тонких цветущих веточек, стоящих в стеклянной вазе на подоконнике.
Решение темы «Зима пришла. Детство» у С. А. Тутунова более эмоционально открытое. Зимний пейзаж за окном с чистейшим первым снегом, перед которым замер подбежавший к окну мальчик, манит и очаровывает. Прохладный свет придает чистоту и свежесть колориту. Зритель вместе с ребенком может пережить детский восторг от красоты и неожиданности мира. Примечательно, что в окончательном варианте картины С. А. Тутунов увеличил окно и изображенный за ним пейзаж.
Нетрудно догадаться, что во всех этих картинах художник писал мать со своей жены, а детей — со своих сыновей.
С. А. Тутунову, как автору картин с, казалось бы, бытовым сюжетом, присуща тонкая поэтизация прозаического мотива. Трудно представить, что окно, введенное им в свои картины, находилось в бараке, в комнате большой коммунальной квартиры, в которой в трудных условиях художник жил в те годы со своей семьей. Собственно семье художника принадлежали там две комнаты, одну из них он превратил в мастерскую, в которой работали четверо художников — он сам, его брат Андрей Андреевич Тутунов и еще двое приятелей-живописцев.
Еще одна тема, которую начинает развивать в эти годы в своем творчестве С. А. Тутунов, — тема войны с фашистами. Для людей, переживших войну в России, вне зависимости от того, были ли они на фронте, в оккупации или в тылу, это время остается самым важным в жизни. И до сих пор тема той войны актуальна для русского общества и искусства. Еще более она была важна в 1950-1970-е годы, когда было живо большинство участников великой драмы. В те годы картины, так или иначе связанные с войной, составляли значительную часть произведений каждой художественной выставки. Не мог пройти мимо военной темы и С. А. Тутунов, о чем свидетельствуют этюды к неосуществленной картине, изображающие фигуры солдат, в том числе и этюд с натуры. К теме войны художник вновь вернется позднее.
В 1953 году С. А. Тутунов стал членом Союза художников. Этот официальный творческий союз, помимо главной функции — идейного руководства искусством, организовывал выставочную деятельность, обеспечивал своих членов государственными заказами, мастерскими и пр. Получил свою мастерскую в знаменитом московском художническом гнезде — доме на Верхней Масловке — и С. А. Тутунов.
Членство в Союзе художников предоставляло замечательную возможность творческих командировок, даже в самые отдаленные уголки СССР. Из поездки на Алтай С. А. Тутунов привез целую серию живых красочных этюдов, запечатлевших поразившие его яркие картины природы и традиционного народного быта.
Вообще в наследии С. А. Тутунова — множество этюдов, которые далеко не всегда перерастали в большую картину. Они дают почувствовать упорную каждодневную работу художника, поддерживавшую его профессиональный уровень, поиск новых изобразительных мотивов и тем.
В деятельности Союза художников, призванного, в первую очередь, идеологически направлять творчество своих членов, было вместе с тем немало «брешей», позволявших художникам зарабатывать на хлеб вполне честным профессиональным трудом. Одну из таких возможностей нашел для себя и С. А. Тутунов. В течение многих лет он исполнял по государственным заказам картины на тему уборки зерна в европейской части СССР и уборки хлопка в Средней Азии, предназначенные для украшения сельских Домов культуры. Позднее, в 1970-е годы, он стал писать картины на темы русских народных сказок для детских садов. Сам художник, по-видимому, не придавал этим работам серьезного значения, он не сохранял эскизов, почти не сохранилось и фотографий с них.
В то же время С. А. Тутунов находит область, в которой он позволяет себе свободу работать для себя. Эта совершенно особая линия в творчестве С. А. Тутунова — портреты близких людей. К ним относятся не только семья и ближайшие родственники, но и широкий круг друзей и добрых знакомых, в основном связанных с замечательным московским храмом Ильи пророка, или, как его называют в московском просторечии, Обыденским храмом или Обыденкой (название это происходит от способа возведения за один день деревянного храма, который некогда стоял на месте этого красивого каменного здания).
Храм Ильи пророка Обыденный никогда не закрывался, в отличие от большинства церквей в России. И в духовной истории России он останется как один из очагов веры в безбожное советское время. Была у храма Ильи пророка одна особенность. Он считался приходом старой московской интеллигенции и дворянства. Точнее сказать, их остатков, так как большинство людей этих слоев в советские времена были или уничтожены, или репрессированы и разбросаны по всей стране. В круг прихожан Обыденки Сергея Андреевича Тутунова ввела его жена, Екатерина Викторовна. Среди них было немало талантливых ученых и деятелей искусства. Почти все они или пострадали в годы советской власти, или потеряли в репрессиях своих близких. И все эти люди, сохранившие свой духовный мир, веру и интеллект, были горячо интересныС. А. Тутунову.
Немало художников стремится писать портреты «интересных людей». С. А. Тутунову не приходилось искать модели для своих портретов. Ровесники и представители старшего поколения в его портретах — это люди много пережившие, перестрадавшие на своем веку и не сломленные. Кто может быть интереснее для портретиста, которого привлекает главное в человеке — его внутренний мир?
Весьма интересен был метод работыС. А. Тутунова над портретами. Отличное художественное образование и опыт позволяли ему создавать портреты быстро, в один-два сеанса. И такие портреты есть в наследии художника. Часто это изображения детей, не переносивших долгого позирования. Но любил он работать над портретом долго. Не ограниченный временем и условиями заказа, создавая портрет интересного для него человека только для себя, С. А. Тутунов, по свидетельству близких, мог тратить на один портрет до пятидесяти сеансов. Неизменным сопровождением сеансов позирования (а, может быть, и главным их содержанием?) были долгие беседы, в которых художник глубже раскрывал для себя внутренний мир модели. В природе портрета как жанра лежит интерес и уважение к личности. С. А. Тутунов переживал это в высокой степени. Во время долгих сеансов он не просто лучше узнавал человека, но как бы вживался в него и проживал какую-то часть своей жизни с портретируемым, создавая его образ на холсте. Очень часто художник вносил изменения в уже почти готовый портрет, а затем снова и снова переписывал его на том же холсте. Таким образом, на многих его холстах образовывались многослойные напластования из нескольких портретов, большинство из которых достойны были бы стать самостоятельными произведениями. Но мастер закрывал их новым красочным слоем в поисках наиболее точного выражения своего замысла, или находя нечто новое в своей модели и стараясь передать образ человека глубже и точнее.
Но с окончанием портрета интерес к человеку не угасал и нередко через некоторое время художник брался за его новый портрет. Так, дважды он портретировал художника А. П. Арцыбушева, прихожанина и алтарника храма Ильи пророка. В обоих портретах Арцыбушев изображен в характерной для него позе со сложенными руками, порывисто наклонившимся к собеседнику. Художнику удается передать присущую ему искренность и открытость.
Несколько раз С. А. Тутунов портретировал своего друга детства В.В. Трубецкого, доктора наук, историка, у которого во времена гонений хранилась часть архива А.И. Солженицына.
Портрет другого верного прихожанина Обыденного храма убедительно передает образ пожилого добрейшего человека, доктора наук, профессора-химика С.С. Драгунова.
Еще один портрет прихожанина храма Ильи пророка — серьезного юноши Кирилла Каледы. Впоследствии он стал священником, настоятелем храма Новомучеников и исповедников российских — русских святых ХХ века в Бутове под Москвой, где в 1930-е годы было расстреляно множество священников, среди которых был и его дед.
Несколько раз писал С. А. Тутунов и мать своей жены — Софью Михайловну Мейен, которая в течение многих лет также была прихожанкой этого замечательного храма. Утонченную красоту, нестираемую временем, питаемую внутренним благородством, передал художник в чертах ее старческого лица.
За много лет до того, как С. А. Тутунов писал портреты С. М. Мейен, в 1934 году она стала одной из героинь знаменитого эпического полотна художника П. Д. Корина «Русь уходящая». В годы разгрома православия в России П. Д. Корин писал огромную картину, представлявшую православный народ в его самых характерных типах. Некоторые фигуры являли собирательный образ, другие были чисто портретными. Здесь были митрополит, священники и монахи, юродивый и православные миряне всех слоев общества.
tutunov.org