Ротко Марк. Картины в стиле абстрактного экспрессионизма. Ротко картины
Ротко, Марк. Все картины художника
Марк Ротко
Марк Ротко, художник, работающий в жанре абстрактного экспрессионизма, гравер, родился в 1903 году в Двинске, Россия (сейчас входит в состав Латвии). Его настоящее имя — Маркус Роткович.
Творческая деятельность Ротко приходится на 1950-е и 1960-е годы. Уникальный стиль связан с его «теорией цветового поля». При этом большие площади одного цвета покрывают весь холст. Ротко считал, что цветовые поля позволяют форме выйти за границу рамы в бесконечность.
В «Работе без названия» (1955) художник использует три прямоугольника (красный, чёрный, и белый на желтом фоне), создавая определенную цветовую композицию без лишних деталей. Ротко написал много композиций с разнообразными прямоугольниками, а в последние годы жизни создавал созерцательные фрески в капелле Ротко, основанной в Хьюстоне.
Этот уникальный храм «для людей всех религиозных убеждений» можно назвать храмом абстракционизма. Он оформлен в фиолетово-белых тонах, с минимумом деталей и повторяющимися прямоугольными формами как в архитектуре, так и в росписи.
Абстрактное искусство предлагает гораздо больше возможностей частичного или полного ухода художника от репрезентативной техники, в связи с чем оно процветает в постмодернистском мире.
Абстрактное искусство — одна из форм современного и постмодернистского искусства, которая концентрирует внимание на отдельных сильных деталях, чтобы по-новому выразить композицию. Трудно выделить общие критерии для этого жанра: техника художника может варьироваться от несколько неточного представления действительности на полотне до полной абстракции, без узнаваемых образов.
Абстрактное искусство включает в себя движения кубизма, неопластицизма и абстрактного экспрессионизма. С появлением работ первых кубистов (Жоржа Брака и Пабло Пикассо) в начале 1900-х, этот жанр начал активно распространяться в западном мире. Всплеск открытий в области науки и техники, повальное увлечение новыми технологиями нашли отражение в творчестве художников.
gallerix.ru
Чистый цвет Марка Ротко, или Как довести зрителя до слез
Художник Марк Ротко, со дня рождения которого сегодня исполняется 110 лет, известен в основном своей живописью цветового поля. Но почти за 50 лет творчества он создал совершенно разные картины и в итоге сформировал свой ответ на атмосферу вражды, царившую в послевоенном мире.
Белла Адцеева
Марк Ротко, чье имя чаще всего ассоциируется с абстрактной живописью цветового поля, проделал в искусстве долгий путь, в котором нашлось место и фигуративной живописи, и технике ташизма, и чистому сюрреализму. Свои самые знаменитые работы – мультиформы и абстракции – художник отказывался объяснять и пресекал всякие попытки интерпретации: суть искусства – само искусство, вещественное проявление мироощущения художника, утверждал Ротко, которому с помощью одного лишь цвета удалось вызвать у зрителей и потрясение, и надежду, но чаще боль, страх и чувство одиночества. Со дня рождения художника сегодня исполняется 110 лет.
Экспрессивные полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться. Отражение трагической стороны жизни склонны видеть в творчестве Ротко и искусствоведы – будь то ранние работы или прославившие художника мультиформы. "Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства… Мне не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, отчаяния", — писал Ротко.
Марк Ротко "Автопортрет"
Сын евреев-эмигрантов, уехавших в США из тогда еще российского Двинска за несколько лет до революции, Маркус Роткович перебрался в Нью-Йорк из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, в 1923 году, в разгар "эпохи джаза", когда звуки буги-вуги доносились из каждого манхэттенского бара, а обессиленный войной мир жаждал веселья и развлечений. Именно тогда Ротко, только что бросивший учебу в Йельском университете, попал на курсы к Максу Веберу, у которого научился понимать искусство как способ самовыражения и чье влияние чувствуется во многих ранних работах Ротко. Несколько первых лет в Нью-Йорке он зарабатывал на жизнь преподаванием живописи детям, повторяя своим ученикам мысль о том, что живопись должна даваться легко — быть процессом не тяжелее пения.
Его серия картин, изображающих нью-йоркскую подземку, в частности, самая известная из них "Вход в метро" (1938) — еще совсем не то, чем Ротко прославился в последующие десятилетия и с чем его ассоциируют до сих пор. Это не реализм, но здесь присутствуют отчетливые фигуры людей и архитектура станций, хотя прослеживается и другое — узнаваемая работа с цветом и общее мрачное настроение, присущие поздним полотнам художника. Само пространство действия — подземный мир — у Ротко становится метафорой внутренних переживаний и неосознанной тревоги, чувств, которые во время Великой Депрессии для многих превратились в непроходящие.
Марк Ротко "Вход в метро", 1938
Беспокойство, которое витало в воздухе на протяжении всех 1930-х, у Ротко неотделимо от урбанистических пейзажей — люди на его картинах, будь то одиноко застывшие фигуры или пара спутников — находятся в своей привычной среде и повседневных заботах, но каждый из них погружен в себя и охвачен тревогой, как, например, в "Уличной сцене" (1937). Нью-Йорк с его бесчисленными закусочными, барами и кинотеатрами, а также погруженными в свои мысли жителями, в 1930-х и 1940-х стал индикатором всеобщей подавленности не только для Марка Ротко — именно тогда на первый план вышла американская жанровая живопись, образцом которой можно считать знаменитых "Полуночников" Эдварда Хоппера. Но живопись Ротко уже тогда была непохожа на картины других художников, выполненные в натуралистической манере — в том, как изображены края платформы, стены и колонны станций метро, можно разглядеть первые шаги Ротко к его абстрактной живописи, понимание того, что искусство должно выражать жизнь посредством эмоций, а не описания.
Марк Ротко "Уличная сцена", 1937
Другие картины Ротко того же периода, преимущественно именуемые Untitled (неназванные, безымянные), изображают фигуры людей, с беспокойством, а иногда и ужасом в глазах смотрящих на что-то вне поля зрения зрителя. Одни из самых показательных работ — Портрет обнаженной в углу комнаты (1937-38), и Картина с двумя фигурами у окна (1938). Зритель, наблюдающий эти картины, чувствует себя не менее неуютно и беспокойно, чем их герои.
"Мои картины — это непредсказуемое путешествие в неизвестный мир. Скорее всего, зритель предпочел бы в него не отправляться", — говорил художник.
Марк Ротко "Без названия", 1937-38
В конце 1930-х- начале 1940-х Нью-Йорк покоряет сюрреализм — в Штаты из Европы переезжают некоторые художники-новаторы, в числе которых — Сальвадор Дали. Марк Ротко вместе с Адольфом Готлибом и Барнеттом Ньюманом проводят много времени, обсуждая идеи Дали, Жоана Миро, Макса Эрнста и Пита Мондриана, и неизбежно оказываются под их влиянием. Сюрреалистический период творчества Ротко, впрочем, вновь оказывается непохожим ни на кого другого, а говоря о влиянии, здесь наряду с пионерами европейского авангарда следует упомянуть "Рождение трагедии" Фридриха Ницше и мифологию с ее символикой. В то же время Ротко увлекался трудами Фрейда и Юнга, а в 1940 году даже на время оставил живопись, чтобы полностью погрузиться в теорию коллективного бессознательного и архетипическое толкование сновидений.
Марк Ротко "Жертвоприношение Ифигении", 1942
Результатом стало новое направление в творчестве, когда Ротко отказался от изображения жизни с помощью современных образов и поставил своей целью с помощью мифологических символов освободить человека от заполняющей его пустоты.
Mark Rothko. "The Omen of The Eagle". 1942
Сюрреалистические картины этого периода — "Жертвоприношение Ифигении", "Антигона", "Иерархические птицы" — не менее мрачные, чем его предыдущие работы: здесь и ладони, сложенные в мольбе, и половина человеческого тела, и фрагменты рук и ног. Картину The Omen of the Eagle (название можно перевести как "знак" или "знамение орла") художник назвал "воплощением трагической идеи".
Искусство Ротко снова изменилось в середине 1940-х, когда на смену мифологемам пришли абстрактные картины, в которых некоторые специалисты видят отсылки к "Рождению Венеры" Сандро Боттичелли, другие — отражение событий в личной жизни художника — именно тогда Ротко встретил свою вторую жену. Его картина "Медленное кружение на краю моря" (1945) по настроению гораздо более светлая, а в абстрактном изображении можно увидеть две человеческие фигуры, подчиненные взаимоотношениям цвета и формы.
Вот как описал свои фигуры сам Ротко: "Идентичность изображения и его объекта должна остаться в прошлом. Эти организмы полны решимости и воли отстаивать свои права".
Слова художника, говорящего о своих картинах как о независимой, неподвластной ему форме жизни, дают понять, что живопись уже тогда была для Ротко больше медитацией, чем действием.
Марк Ротко "Медленный вихрь на берегу моря", 1944-45
Враждебная атмосфера послевоенного мира толкает Марка Ротко на новый творческий поиск, который от техники ташизма (абстрактная живопись пятнами) привел его к квинтэссенции творчества — знаменитой Часовне Ротко.
Ужасы войны и ее бессмысленность стали одной из главных тем творческой рефлексии второй половины 1940-х и 1950-х годов. Близкий друг Ротко Барнетт Ньюманн тогда произнес слова, ставшие манифестом для многих художников — "Больше нет никакой возможности писать так, как раньше и то же самое, что раньше" — и сам оставил живопись на четыре года. В это время Марк Ротко едет в Европу, где во Флоренции посещает библиотеку Медичи, построенную по эскизам Микеланджело, а также ищет вдохновение в работах двух своих любимых художников — Рембрандта и Уильяма Тернера. Ни тот, ни другой не повлияли на очередное перерождение Ротко так, как "Красная студия" Анри Матисса, которую художник увидел в Нью-йоркском Музее современного искусства в 1949 году, когда простоял у картины несколько часов. Полотно французского живописца, известного своим новаторским обращением с цветом, указало Ротко дальнейший путь — именно тогда он стал писать сначала мультиформы (один из известных примеров — No.9, 1948 года), а после пришел к собственному стилю, сделавшему его одним из самых значимых художников своего поколения.
Марк Ротко "Номер 9", 1948
В начале 1950-х абстрактный экспрессионизм Марка Ротко стал чем-то совершенно новым в американской живописи. Говоря о картинах других художников, часто оказывавших успокаивающее, расслабляющее воздействие, Ротко говорил, что его работы "имеют противоположную цель" и пишутся не для истории или студий, а для людей, чья реакция была единственной ценностью, приносившей художнику удовлетворение.
"Тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и могут разразиться рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с их основными человеческими эмоциями… Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их. А если вас тронули только колористические отношения, то вы упустили самое главное", — заметил Ротко.
И тогда, и сейчас эксперты сходятся в том, что его живопись цветового поля — не о том, какие эмоции может вызвать цвет, а о том, как Ротко заставляет цвет так действовать на зрителя.
Марк Ротко "Оранжевое, красное, желтое". 1961
Глубина, заложенная в полотна Ротко, сделала его наряду с Джексоном Поллоком самым авторитетным американским художником, его картины возили в Европу, чтобы показать, что и в искусстве США есть глубина. В период с 1954 по 1957 год работы Ротко утроились в цене, и когда в 1955 году владельцы пафосного ресторана "Четыре сезона", расположенного в небоскребе Seagram building, решили украсить стены заведения работами современного художника, выбор мог пасть только на Марка Ротко. Величина контракта составила, в переводе на нынешний курс, два с половиной миллиона долларов, и около года Ротко работал над фресками, а главной его целью, по собственному признанию, было заставить толстосумов, проводивших время в ресторане, почувствовать себя пойманными в ловушку. Он собирался окружить людей, чьи столы ломились от икры и лобстеров, непрерывным полотном, воздействовать на них силой искусства.
Незадолго до сдачи заказа Ротко вместе с женой пришел в "Четыре сезона", где после ознакомления с меню заявил, что "люди, готовые платить за еду такие деньги, никогда не будут смотреть на мои картины". Контракт был расторгнут, а фрески Ротко попросил вернуть.
Ротко писал свои абстрактные полотна до конца жизни, в последние годы сконцентрировавшись на насыщенном черном цвете. Самыми знаменитыми картинами этого периода и, по мнению критиков, венцом всего творчества художника стали 14 полотен, написанные по заказу филантропов Джона и Доминик Де Менил для Часовни, расположенной в Хьюстоне. Перед входом в Часовню расположена скульптура Барнетта Ньюмана, посвященная Мартину Лютеру Кингу. Сегодня Часовня Ротко, открытая для людей всех конфессий, стала не просто наследием художника, но и местом, ассоциирующимся с идеей всеобщего равенства.
Интерьер Часовни Ротко в Хьюстоне
Успех лишь усугубил чувство изоляции, которое испытывал художник. В свете его философии, обличавшей повсеместную коммерциализацию искусства, неоднозначно выглядят и сегодняшние ценовые рекорды ("Оранжевое, красное, желтое" в 2012 году ушла с торгов за $86,9 млн), которые картины художника вновь и вновь устанавливают на аукционах — это победа Ротко или его поражение? Как бы то ни было, главный смысл и цель, которые он закладывал в свои полотна — апелляция к основным человеческим эмоциям — содержатся в них и сегодня, в чем можно убедиться, например, в лондонской галерее Tate. Туда его фрески, созданные для небоскреба Seagram, привезли 25 февраля 1970 года. По жуткому совпадению, в этот же день ассистент Ротко обнаружил художника мертвым на кухне его квартиры, в луже собственной крови.
ria.ru
Ротко Марк. Картины в стиле абстрактного экспрессионизма
Абстрактное искусство, беспредметная живопись не поддаются холодному трезвому анализу. Творчество такого художника, как Ротко Марк, картины которого не содержат и намёка на объекты из реального мира – абстракционизм в чистом виде. Логика и поиск привычных аналогий могут мешать зрителю в восприятии способа самовыражения Ротко, в поиске которого художник прошел долгую и трудную дорогу.
Поиск своего пути
Маркус Яковлевич Роткович появился на свет в 1903 году в городке Двинске Витебской губернии (ныне латвийский Даугавпилс). Через 10 лет его семья эмигрировала в Америку, и ему пришлось пройти через многие жизненные испытания. Он не сразу нашел свой путь в жизни, случайно попав в художественную среду. В 30-40-х годах прошлого века именно США стали центром развития авангардного искусства – сюда были вытеснены абстракционисты из тоталитарных государств Европы.
В 1938 году художник принял имя Ротко Марк. Картины того периода он создавал под влиянием кубофутуриста Марка Вебера (1881-1961) и сюрреалиста Аршиля Горки (1904-1948). Поиск своего пути занял у Ротко долгое время. Он прошел периоды увлечения и фигуративной живописью: писал портреты и городские пейзажи («Женщина за шитьем»,1935 г., «В подземке», 1938). Сюрреалистические мотивы в его творчестве усиливались от увлечения новыми философскими идеями: интереса к бессознательному, к внутреннему миру отдельного индивидуума, к автоматизму выражения эмоций и впечатлений.
Сначала эпоха Великой депрессии, затем предчувствие новой мировой войны создали в обществе атмосферу, в которой терялись традиционные ориентиры. Художник ищет опору в мифологических сюжетах («Антигона», 1941, «Иерархические птицы», 1945), а затем приходит к абсолютно беспредметной живописи.
С начала 50-х окончательно формируется такой художественный феномен, как Ротко. Марк, картины которого представляли собой два или три параллельно расположенных прямоугольника, нашел свою дорогу. Живопись цветного поля – такое определение нашли критики для метода Ротко.
Простая форма для сложных идей
Художник сам не любил объяснять свои картины и не терпел, когда это делали другие. Он не пытался раскрывать замысел словами, поэтому в музейных залах, где представлен Марк Ротко – картины с названиями в виде порядкового номера и даты создания.
Он не мог принять, когда его называли абстракционистом, потому что считал свои картины отражением реальной жизни, живыми организмами, ищущими контакта со зрителем.
Отрицательно он относился к мнению о себе, как художнике – «колористе», хотя всегда тщательно работал с цветом, даже вручную растирал пигменты, добиваясь нужного колера и консистенции. Более важным он считал соотношения масс и объемов тех блоков, что составляли его композиции.
Картина как театр
В юности Ротко хотел серьезно заниматься драматическим искусством и едва не поступил на актерские курсы. Свои композиции он часто называл драмами, и их легко представить сценическими декорациями. Этим можно объяснить ещё один аспект влияния картин Ротко на зрителей.
Многие отмечают необыкновенное вовлечение в пространство живописи. Для экспозиции своих работ художник выбирал неяркий искусственный свет, почти полумрак. А расстояние, с которого он рекомендовал смотреть на картину, Ротко определял в 18 дюймов (45 см). Учитывая визуальную вибрацию границы цветных блоков, неоднородность красочного покрытия (подчас многослойного), можно объяснить возникновение движения вглубь пространства картины, рождающее дополнительные яркие эмоции.
Капелла Ротко
Насколько важны были для художника организация пространства картины и способы восприятия его живописи, можно понять из истории его работы над оформлением капеллы церкви при Институте религии в Хьюстоне. Огромные панно, написанные для капеллы, расположены в помещении, спроектированном с учетом пожеланий Ротко. Марк, картины которого в данном случае почти монохромны, участвовал в разработке дизайна и освещения зала.
Церковь, частью которой стала капелла, не относится к конкретной религии и посвящена Богу. Медитативная, отстраненная от мирского атмосфера наполняет восьмигранный зал с источником света, расположенным в куполе. В этом зале и разместил Марк Ротко картины. Фото показывает, какое сильное впечатление оказывает такая экспозиция.
Долгий путь к признанию
Личные жизненные обстоятельства художника не были легкими. Долгие годы бедности, неверие самых близких людей в его талант сильно влияли на него, поэтому творчество Марка Ротко трудно назвать оптимистическим. Даже композиции из блоков ярких и теплых цветов вызывают сильные драматические эмоции. Выражение трагизма в жизни общества и каждого индивидуума называют главной темой художника.
Смерть как последняя картина
В конце 60-х пришли слава, деньги, но навалились болезни, семейные неурядицы. 25 февраля 1970 года художник покончил с собой, вскрыв вены. Марк Ротко - картины, фото с ним заполнили все газеты и журналы - поставил подпись под последним своим произведением...
Говорят, что он не мог представить, как его картины покупают просто для декорирования интерьера. Проработав два года над заказом для самого дорогого ресторана в Нью-Йорке, Ротко вернул аванс и отказался от работы, когда представил жующих богачей, бросающих взгляд на его панно.
Лучшие мировые коллекции современного искусства нельзя представить без картин, которые написал Марк Ротко. «Оранжевое, красное, желтое», «Белый центр» - за эти картины заплачены на аукционах немыслимые миллионы долларов. Эти цифры особенно будоражат обывателей, видящих только неровно закрашенные пятна, не утруждающих себя сделать шаг навстречу новым идеям и эмоциям. А сколько стоит свобода, сколько стоит душевная боль человека и художника?
fb.ru
12 вопросов о художнике, которого не все согласны считать гением
А разница вот в чем. По мысли Малевича, его художественные открытия должны были иметь практические последствия и были делом государственной, даже вселенской важности: он учил современников творить новое искусство, собирая их в УНОВИСе (группе Установителей Нового Искусства), и проектировал архитектоны и планиты для жителей будущего. Малевич чувствовал себя за кафедрой едва ли не уютнее, чем перед мольбертом. Он любил объяснять свою искусство и растолковывать другим, как надо творить. Манифесты, лозунги, схемы, графики, формулы, скандалы — в ход шло все.От Ротко было почти невозможно добиться каких-либо разъяснений о сути его творчества. Не то чтобы он не хотел быть правильно понятым — он не считал нужным пускаться в объяснения. «На своей ретроспективной выставке в МОМА, проходившей в 1961 году, Марк нередко, взяв меня под руку, ходил следом за посетителями и подслушивал их разговоры, так ему хотелось узнать, что они думают, — вспоминает Ирвинг Сандлер, американский арт-критик и историк искусств. — И хотя Ротко оставался непоколебим в своем убеждении, что живопись может нести бремя глубоких философских идей, он не был уверен в том, что эти идеи доступны пониманию всех зрителей».
Малевич в минуты азарта и вдохновения мыслил себя человеком, который изменит все — и не только в живописи. Искусство Ротко — глубоко личная история, а его единственная художественная амбиция — установить с помощью своих картин контакт со зрителем, войти с ним в эмоциональный резонанс.
Будьте уверены: мрак, безнадега и отчаяние, поднимающиеся из глубин души при созерцании картин Ротко позднего периода, когда в конце 1960-х художник все глубже погружался в депрессию, — именно то, что он стремился передать. И если вы это чувствуете, значит, ему удалось достичь своей цели. А если нет — распечатайте или закажите репродукции этих полотен в размерах, близких к оригинальным, и попробуйте еще раз.
Малевич разрабатывал, изображал свои супремы, чтобы объяснить всем, как устроены живопись и вселенная. Создавая свою капеллу, Ротко хотел добиться «всего лишь» того, чтобы, глядя на его картины, человек увидел себя самого. И, да, до него такими средствами этого никто не делал.
artchive.ru
Марк Ротко. Часть 1: «Путь художника»
От нежно-розового к ликующe-желтому, от ярко-синего к мрачнo-черному − посмотрите на одно из огромных полотен, созданных Марком Ротко (Mark Rothko) и вы почувствуете себя втянутым в его мир. Ротко был очень увлеченным художником, который вложил все существо в свое искусствo, и, как многие другие великие творцы, прожил трудную жизнь.
Глубоко разочарованный войнами и страдающий от депрессии, он был измучен душой, но в то же время создавал великие произведения искусства, вызывавшие сильные чувства.
Марк Ротко заинтересовался живописью сравнительно поздно. Будучи сыном русско-еврейских иммигрантов, он вырос в Портланде, штат Орегон. Несмотря на то, что он получил стипендию Йельского университета, ни один курс не показался ему интересным, и, бросив университет, Ротко без особой цели отправился в Нью-Йорк. Там через знакомого он открыл для себя Студенческую Лигу Искусств. Когда художник увидел, как студенты делают наброски обнаженной модели, он в 22 года решил, что искусство может стать его будущим.
В начале своей карьеры Ротко отдавал предпочтение образным работам. Главные черты этого периода − темные цвета, грубые мазки и странные, нереалистичные фигуры. В 1930 годах он уже начал выставляться в составе разных художественных групп, но не получил широкого признания, что его очень разочаровывало.
В середине 30-х Ротко создал серию картин о метро, одна из них − «Подземная фантазия» (Underground fantasy). Картина явно не пытается передать реальный мир, но показывает вытянутые, как столбы, человеческие фигуры, путешествующие в метро в пассивной анонимности и изоляции.
Такой символичный подход вдохновлен сюрреализмом − авангардным движением, начавшимся в Париже 30-х. Во время Второй мировой войны его главные члены покинули Европу и стали ключевым источником вдохновения для американских художников. Сюрреалисты хотели строить свое творчество вокруг подсознания, как его описывал Фрейд. Для иллюстрации психологических феноменов этот автор использовал мифы древней Греции. Около 1940 года они стали популярным мотивом в работах нью-йоркских художников, в том числе Ротко. Примеры представлены на картинах и рисунках темы Антигоны (Antigone).
Около 40-го гoда, увлеченный философией, Ротко забросил картины и занялся написанием трактата «Реальность художника» (The Artist's Reality). Тем не менее, в итоге он решил, что предпочитает выражать свои мысли через картины, а не через язык. Так книга осталась неопубликованной.
Картина «Персонаж два» (Personage Two) и другие, созданные в 1944−1946, указывают на начало переходной фазы. Они все ещё относятся к чему-то внешнему, хоть и неясно к чему конкретно, но уже в значительной мере абстрактны.
«Без имени» (1947) былa написанa во время кульминации переходной фазы. Ей присущи неопределенные, аморфные образы, напоминающие первобытные формы жизни. Они как будто намеренно подрывают все попытки понять значение изображенного. Для обозначения этих картин критики используют термин «мультиформы». Сам Ротко называл произведения 1945−1949 годов «переходными», потому что они ознаменовали смещение от сюрреализма к его знаменитому «классическому стилю» последующих лет.
«No. 9» (1948) − ещё один этап в эволюции стиля Ротко. Похожие на облака невнятные формы постепенно обосабливаются и...
... превращаются в прямоугольные световые поля, как будто лежащие стопкой в раме.
В 1949-м Музей современного искусства Нью-Йорка приобрел картину Матисса «Красная студия». Ротко приходил любоваться полотном каждый день и позже говорил: «Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом, вы совершенно пропитываетесь им».
Это одно из немногих сохранившихся заявлений о влиянии других художников. Пропитать, насытить зрителя − вот чего хотел Ротко от своих картин. И он стремился к цели через использование сильных цветовых эффектов.
Марк Ротко. Часть 2: "Фирменный стиль"
artifex.ru
10 фактов о Марке Ротко, Buro 24/7
Марк Ротко. "Синий и серый"
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения американского художника Марка Ротко, основоположника живописи абстрактного поля. Собираем новости последних лет, факты, цитаты и его полотна с магическими сочетаниями цветов, чтобы еще раз напомнить, чьим именем озаглавлена увесистая глава из истории искусств XX века и почему без фамилии Ротко вся она уже немыслима.
1. Маркус Роткович (псевдоним Марк Ротко художник взял в 1940 году) родился в городе Двинск Витебской губернии (сейчас — Даугавпилс, Латвия) и вырос в еврейской семье, где говорили как на идише, так и на русском языке. Затем вместе со своими родителями Маркус иммигрировал в США и поселился в Портленде.
2. Учась в Йельском университете, Марк Ротко вместе с товарищем Аароном Директором выпускал сатирический журнал, который был посвящен разоблачению пороков университетского общества WASP. Вскоре будущий художник бросил учебу и вернулся в университет только через 46 лет, чтобы получить докторскую степень.
Марк Ротко
3. Первые работы Марка Ротко были выдержаны в реалистическом духе ("Женщина за шитьем", "В подземке"), потом он творил на сюжеты, навеянные античными мифами и древнегреческими трагедиями. Художник проснулся в нем довольно поздно, если сравнивать с Пикассо или Дали, например, — в возрасте 20 лет. Это случилось, когда Марк навещал друга в нью-йоркской Школе Искусств.
После этого молодой Ротко поступил в Новую школу дизайна в Нью-Йорке, где преподавал один из основателей "абстрактного сюрреализма" — Аршиль Горки, а также занимался в "Лиге студентов искусств Нью-Йорка" у польско-американского кубиста Макса Вебера, влияние которого на работы Ротко бесспорно. В 1933 году прошла первая сольная выставка Марка Ротко в музее искусств Портленда, где показали его ранние акварели и студенческие работы
Источник://buro247.ru/culture/collections/voskresene-khudozhniki.html
Источник://buro247.ru/culture/collections/voskresene-khudozhniki.html
Марк Ротко. "Жертвоприношение Ифигении", 1942. Из личной коллекции Кристофера Ротко. Экспозиции арт-центра имени Марка Ротко в Даугавпилсе
4. "Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их," — писал Ротко в 1965 году. Именно в этот период появился его цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне. Критики считают эти работы наиболее значительными в творчестве художника.
Источник://buro247.ru/culture/news/novyy-art-tcentr-imeni-marka-rotko-v-latvii.html
Капелла Ротко, Хьюстон, 1964-1968
Источник://buro247.ru/culture/collections/11119.html
5. Картина "Оранжевое, красное, жёлтое" в 2012 году стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на торгах. На аукционе Christie's она ушла с молотка за $86,9 млн.
Марк Ротко. "Оранжевое, красное, жёлтое", 1961
6. Полотно Марка Ротко "Черное на коричневом" прошлой осенью было испорчено в лондонской галерее Tate Modern, и произошло это средь бела дня. Польский художник Владимир Уманец оставил на нем черным маркером надпись "Кусок йеллоизма", после чего был арестован и приговорен к двум годам тюрьмы. Чтобы восстановить ценную работу американского экспрессиониста реставраторам нужно около полутора лет — чернила плотно въелись в картину.
Марк Ротко. "Черное на коричневом", 1958
7. В 1970 году 67-летний Марк Ротко совершил самоубийство в своей мастерской. Его ассистент Оливер Стейндекер обнаружил художника мертвым на полу собственной кухни со вскрытыми венами. За два года до этого у Ротко была обнаружена артериальная аневризма, но художник игнорировал рекомендацию врача вести здоровый образ жизни. Затем последовал кризис в семейной жизни — в 1969 году Марк Ротко развелся со своей женой Мелл Бейстл. Вскрытие показало, что перед смертью художник принял огромную дозу антидепрессантов.
Марк Ротко. "Белый центр", 1950
8. Весной этого года в Латвии открылся арт-центр имени Марка Ротко. В его постоянной коллекции восемь картин — шесть полотен из личной коллекции семьи Ротко и еще два из вашингтонской Национальной галереи.
Источник://buro247.ru/culture/news/novyy-art-tcentr-imeni-marka-rotko-v-latvii.html
Источник://buro247.ru/culture/news/novyy-art-tcentr-imeni-marka-rotko-v-latvii.html
9. Американский драматург и сценарист Джон Логан (фильмы "Авиатор", "Последний самурай", "Суини Тодд") написал пьесу Red, главным героем которой является Марк Ротко. В 2009 году премьера ее состоялась в Лондоне, в 2010-м — на сцене нью-йоркского Golden Theatre. Пьеса и актер Эдди Редмэйн в том же году были удостоены премии Тони.
Марк Ротко. Magenta, Black, Green on Orange, 1950
10. Марк Ротко верил, что искусство произрастает из "врожденного чувства формы, а совершенство — из спонтанности, простоты и детской непосредственности."
Марк Ротко. Earth&Green, 1955
www.buro247.ru
Американский художник-абстракционист Марк Ротко: vakin
Марк Ро́тко (англ. Mark Rothko, имя при рождении — Ма́ркус Я́ковлевич Ротко́вич; 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.Родился и вырос в образованной еврейской семье. Глава семейства Ротковичей, опасаясь того, что детей заберут на службу в царскую армию, решил эмигрировать в США, следуя примеру многочисленных еврейских семей, бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича, которые обосновались в Портленде, штат Орегон и занялись производством одежды. Маркус остался в России с матерью и старшей сестрой.
Осенью 1923 года Ротко, навещая друга в Школе Искусств в Нью-Йорке (Art Students League of New York), увидел, как художники рисовали модель. Как позднее говорил сам Ротко, в этот момент он родился как художник. Некоторое время спустя он поступил в «Новую школу дизайна» в Нью-Йорке, где одним из его преподавателей стал один из основателей «абстрактного сюрреализма» Аршиль Горки. Осенью того же года Ротко ходил на курсы в «Лигу студентов искусств Нью-Йорка» к Максу Веберу, влияние которого сказывается в ранних работах Ротко. Именно с тех пор он стал воспринимать искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.
В 1936 году Ротко начал писать книгу, которая так и не была закончена, о сходных принципах детского рисунка и работ современных ему художников. По мнению Ротко, «тот факт, что художественная работа начинается с рисунка — уже академический подход. Мы начинаем с цвета» — писал художник, сравнивая влияние примитивных культур на модернистов с мимикрическими предпосылками детского творчества. Ротко считал, что модернист, как ребенок и человек примитивной культуры, повлиявшей на него, должен в идеальной и оптимальной работе, выразить внутреннее ощущение формы без вмешательства разума. Это физический и эмоциональный, не интеллектуальный опыт. Ротко стал использовать цветовые поля в своих акварелях и городских ландшафтах, именно тогда предмет и форма в его работах теряют смысловую нагрузку. Ротко сознательно стремился имитировать детские рисунки. C 1929 года более 20 лет он обучал детей в Еврейском центре Бруклина. В 1938 году он обратился за получением американского гражданства и начал работать под творческим псевдонимом Марк Ротко только в 1940-м году, укоротив Маркуса Ротковича. К началу 1950-х годов он еще более упростил структуру своих картин, создав серию «мультиформы» — картин, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. Сам художник формулировал свою задачу как «простое выражение сложной мысли». Работы, уже тогда прославившие его, — это прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями живописи «цветового поля».
Марк Ротко – один из самых знаменитых и дорогих американских художников. В 2007 г. его картина "Белый центр" была продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за 72,8 млн долларов. Это стало рекордно высокой ценой за произведение современного искусства, втрое превысив некогда максимальную стоимость в 22 млн долларов, установленную тем же Ротко в 2005 г. на аукционе Christie’s в Нью Йорке за полотно "Почитание Матисса".
25 февраля 1970 г. один из его помощников обнаружил художника мертвым на полу студии в луже крови (Ротко покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены). Последняя картина художника была создана в красных тонах. Прах Марка покоится на кладбище в местечке Норс Форк на Лонг-Айленде в штате Нью-Йорк.
Источник - Википедия и www.c-cafe.ru
1936, Mark Rothko Self-Portrait huile sur toile 81,9 X 65,4 collections Kristopher Rothko
1936, Mark Rothko Interior Huile sur Carton 60,6x46,4 Washington, National Gallery of Art
1938, Mark Rothko Untitled huile sur toile 127 X 94 collection Kate Rothko
1941-1942, Mark Rothko Untitled huile sur toile 91 X 60,6 Washington, National Gallery of Art
1941-1942, Mark Rothko Untitled huile et crayon sur toile 61 X 81 national galerie of Art, Washington
1944, Mark Rothko Gethsemane huile et fusain sur toile 138,1 X 90,2 Collection Kate Rothko
1944, Mark Rothko Hierarchical Birds huile sur toile 100,7 X 80,5 Washington, National Gallery of Art
1944, Mark Rothko Slow Swirl at the Edge of the Sea huile sur toile 191,1 X 215,9 New York, Museum of Modern Art
1944 u Mark Rothko td craie aquarelle, crayon et encre sur papier 66 X 99,1 Collection Richard S Fuld Jr
1945, Mark Rothko Phalanx of the Mind huile sur toile 137,9 X 90,8 Washington, National Gallery of Art
1946, Mark Rothko Tentacles of Memory aquarelle et encre sur papier 55,3 X 76,2 San Francisco, Museum of Modern Art
1949, Mark Rothko N°1 huile sur toile 171,8 X 142,6
1949, Mark Rothko Untitled huile sur toile de 104,2 X 168,3 wbgoa
1950, Mark Rothko N°2 (n° 22) huile sur toile 297, 2X 272,1 New York, Museum of Modern Art
1955, Mark Rothko Untitled (Red, Black, White on Yellow) Huile sur Toile 266,7x236,2 WNGOA (2)
1957, Mark Rothko Light Cloud, Dark Cloud Huile sur Toile 169,6x158,6 Fort Worth, Modern Art Museum
1959, Mark Rothko Mural, Section 4 (Seagram Mural) Technique mixte sur toile 266,5x238,8 Londres, Tate Galery (2)
1960, Mark Rothko N°14 Huile sur Toile 289,6x266,7 San Francisco, Museum of Modern Art
1969, Mark Rothko Untitled Acrylique sur toile 177,2x297,2 Collection Christopher Rothko
1969, Mark Rothko Untitled Acrylique sur papier maroufle sur toile 189,9x122 Collection Christopher Rothko
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com