Юридический спор о правах использования изображений с картин Левитана. Права на картины


Хочу печатать футболки с картинами художников — вопросы от читателей Т—Ж

Помогите разобраться с законом об авторском праве. Я предприниматель, занимаюсь производством сувенирной продукции. Компания выпускает футболки и толстовки с принтами произведений искусства. Вопросов несколько.

Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?

Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?

Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?

Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?

В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?

Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.

Благодарю за ответ. Иван.

Иван, в целом вы правы: использовать картины давно умерших художников можно без ограничений. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, «давно» в каждой стране определяют по-разному. Во-вторых, некоторые страны предоставляют музеям особые права охраны разного культурного наследия.

Дмитрий Корнев

юрист

Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.

Кому принадлежит право на рисунок или картину

Живопись, рисунки, наброски, графические рассказы, комиксы — это объекты авторского права.

Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.

Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.

После смерти исключительные права переходят по наследству или третьим лицам. Например, фондам или музеям, если у автора нет родственников или если так он написал в завещании.

ст. 1255 ГК РФст. 1270 ГК РФ

Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.

Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.

Владельцем картины может быть музей, фонд, частный коллекционер или сам автор. Но это не всегда означает, что у владельца есть права на использование этой картины. Например, художник может продать оригинал картины в частную коллекцию, но право делать копии, печатать изображение на футболках и прочее останется у него. Многое еще зависит от законов страны, где находится произведение искусства.

Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.

Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.

Когда произведение становится общественным достоянием

Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.

Срок в 70 лет отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то 70 лет считают с момента публикации. Если произведение опубликовали анонимно, но потом автора установили или он сам в этом признался, то снова отсчитывают 70 лет с момента его смерти.

Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.

За автором, разумеется, сохраняется право авторства и неприкосновенность произведения — и это бессрочно: никому и никогда нельзя выдавать себя за автора и нельзя вносить изменения в его произведения. Нельзя допечатать пару глав в «Войну и Мир» и издать книгу с этими поправками. Если перерисовать или дополнить чужую картину, это тоже могут посчитать переработкой. Без разрешения автора или правообладателя так делать нельзя.

Как использовать музейные экспонаты

В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.

Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.

Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.

Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.

Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу. Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году. Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.

Закон в основном защищает право на использование произведений в коммерческих целях. Кроме того, если музейный экспонат — это основной объект использования, его нельзя использовать без согласия и в некоммерческих целях.

По поводу рисунка Александра Дейнеки

Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.

Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.

Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.

Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.

Если картина изменена настолько, что почти не похожа на оригинал, то запретить ее использовать нельзя, но сначала это придется доказать. Но право на неприкосновенность произведения, в том числе и на сокращение, бессрочно — теоретически наследники могут иметь претензии, особенно если вы извлекаете выгоду из таких изменений.

Если автор картины иностранец или она хранится за границей

Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.

Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19—20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.

Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.

Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.

Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местахВот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected] На самые интересные вопросы ответим в журнале.

journal.tinkoff.ru

Авторское право на фотографии и изображения

18 июня 2017      Бизнес, Юридические вопросы

У любого сетевого контента есть автор, который может отстоять свои на него права. Особенно много споров возникает вокруг фотоконтента. Как защитить свои изображения, а какие можно спокойно использовать на своём сайте, рассказывает медиаюрист Маргарита Ледовских.

 

Совсем недавно я провела мастер-класс для журналистов в Челябинске. Обсуждали много вопросов, в том числе юридические риски использования фотографий в СМИ и интернете. И мне очень захотелось кратко, но ёмко рассказать про авторское право на фотографии и вообще изображения в интернете.

Какие фотографии охраняются авторским правом?

Ответ — любые. Авторским правом защищены все фотографии. Не важно, сделал их профессиональный фотограф или любитель. Наличие в изображении творческой составляющей, которая делает произведение объектом защиты, подтверждать не требуется. В судебной практике считается, что все фотографии создаются творческим путём.

 

avt_pravo

Даже если планируется использовать только часть изображения в фотоколлаже, шапке сайта, рекламном баннере — обязательно следует получить на это согласие у автора снимка, а в идеале заключить с ним договор.

Когда чужие снимки использовать нельзя

Сначала опровергнем распространённые заблуждения о том, когда якобы можно использовать чужие снимки.

  • Если фотография выложена в интернете, то её можно свободно использовать.
  • Если под фотографией не указан автор, то её можно свободно использовать.
  • Если фотография выложена в соцсетях, её можно использовать.
  • Если вы наняли фотографа, например, на съёмку мероприятия, передача вам фотографий означает и передачу исключительных на них прав.
  • Оплата услуг фотографа по договору об оказании услуг является подтверждением передачи вам исключительных прав.

Еще раз повторюсь, что это распространённые заблуждения, то есть во всех этих случаях фотографии нельзя использовать, так как это будет нарушением авторского права, и могут последовать санкции.

Когда можно использовать фотографии, не нарушая авторских прав

Можно свободно использовать свои фотографии. Это самый очевидный случай.

Можно использовать фотографии, сделанные вашими работниками, если в рамках их трудовых функций на фото зафиксированы их обязанности, ведь исключительные права на снимки в данном случае принадлежат работодателю.

Можно использовать фотографии, если вам передали исключительные права по договору. Это может быть лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права. Если вы заказываете фотосъёмку по договору авторского заказа или возмездного оказания услуг, то необходимо, чтобы в документе отдельным пунктом или даже целым разделом была прописана передача исключительных прав. Для печатных СМИ законодательство отдельно предусматривает, что лицензионный договор может быть заключён в устной форме. Это действительно удобно, но помните, что в случае устного договора иногда бывает сложно определить, на каких условиях состоялась передача прав.

Использование фотографий из интернета

Вы не нарушите авторских прав, пользуясь сетевыми изображениями, если соблюдается хотя бы одно из нижеперечисленных условий.

  1. На сайте разрешается использование размещённых на нём фотографий по открытой лицензии. В этих случаях рекомендуем зафиксировать скриншотом, что фотография действительно была на этом сайте, а также текст открытой лицензии. Формальное указание на сайте на то, что можно использовать фотографии, не является открытой лицензией, но если выбирать между таким сайтом и сайтом, на котором нет подобной пометки или даже есть прямой запрет с угрозами судебного преследования, то лучше выбрать сайт, чей владелец даёт разрешение. Такое разрешение может быть прописано, например, в футере (нижней панели сайта).
  2. Фотографии размещены авторами в интернете на основе открытой лицензии Creative Commons. Это международная лицензия, которая всё шире используется в России. Кстати, вы можете её использовать и на своем сайте. Чтобы найти фотографии, которые размещены на условиях лицензии, можно просто ввести в поисковике “creative commons photo”.
  3. Цитирование фотографии. Гражданский кодекс допускает свободное использование произведений, если они цитируются для целей информационных, научных, полемических в объёме, оправданном целью цитирования. Обычно в судебной практике цитирование применяется в текстах. Однако в последнее время стали появляться решения судов, в которых прямо говорится, что цитирование фотографий также возможно. Надо сказать, что цитирование фотографий — это не то же, что взять чужую фотографию для иллюстрации своей статьи. Цитированием изображений будет считаться ситуация, если вы делаете, например, обзор блогов в интернете по какой-то тематике. И для того, чтобы наиболее полно показать читателю картину, вам надо процитировать не только текст, но и размещённые в соответствующих блогах фотографии. Также может быть признана цитированием фотографии следующая ситуация. Допустим, статья посвящается какому-то провокационному снимку. В этом случае может быть недостаточно его описания в материале, необходима и публикация фотографии, чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь.
  4. Использование фотографии в образовательных целях. Если материал носит образовательный характер, например, для презентации к вебинару или тренингу, то в нём можно использовать фотографии других авторов. При этом не надо получать их согласие (заключать договор), достаточно указать имя фотографа и источник, откуда вы взяли фото.
  5. Бесплатные фотостоки. Если вы решили взять фотографии с фотостока, необходимо внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением, размещённым на соответствующем ресурсе. Обратите внимание: часто бесплатные фотостоки вместо фотографий, на размещение которых получено согласие фотографа, размещают другие — найденные в интернете. В этом случае нет разницы, взяли вы картинку из Яндекса, или Гугл-поиска, или с такого фотостока — это будет нарушением.
  6. Платные фотостоки (фотобанки). Думаю, с покупкой фотографий в платных фотостоках и так всё понятно. Хотя здесь тоже надо обязательно ознакомиться с пользовательским соглашением, лицензионным соглашением и прочими правилами, так как даже при использовании купленных фотографий необходимо соблюдать требования владельца ресурса.

Немногие знают, что можно бесплатно получить фотографии даже с платных фотостоков, оформив подписку на небольшой срок, обычно — на неделю. За это время вы можете скачать достаточное количество фотографий, на какое-то время вам их точно хватит. А так как платных фотостоков великое множество, то можно использовать вначале один ресурс, потом другой, затем третий. При подписке вас попросят ввести данные банковской карты. Если вы вовремя не отмените подписку, по истечении бесплатного срока пользования ресурсом вас автоматически переведут на платный тариф, сняв с карты деньги. Поэтому обязательно внимательно изучите условия льготного или бесплатного скачивания изображений и поставьте себе напоминание об окончании подписки.

Как защитить свои фотографии

При публикации собственных фотоизображений — не важно, в печати или в интернете — не забывайте указывать имя автора и добавляйте к нему знак копирайта. Так все, кто увидит изображение, будут проинформированы о его владельце.

У автора должен сохраняться полный снимок — необрезанный, в максимальном разрешении. Размещать или передавать в печать следует варианты меньшего разрешения либо с обрезанными краями, чтобы публикуемое изображение отличалось от исходного.

4 способа доказать факт нарушения авторских прав на фотографию

Нарушение авторских прав в отношении фотографий необходимо зафиксировать. Добиться сатисфакции вы сможете, только предоставив в суд доказательства нарушений. В качестве доказательств, которые примет суд, можно применить следующие способы.

  • Сделать скриншот или видеозапись несогласованного размещения, который покажет факт нарушения.
  • Обратиться к нотариусу — он удостоверит контент сайта, использовавшего ваши снимки, в протоколе осмотра сайта. Такой документ будет в суде неоспоримым доказательством. Но этот способ потребует расходов.
  • Привлечь свидетелей. Их показания тоже используются, хоть и редко, в судебных разбирательствах дел об авторских правах. Свидетели могут подтвердить факт распространения информации, даты публикации снимков сторонними ресурсами и прочие факты.
  • Предъявить материал, размещённый в интернете, во время заседания в суде. Если нарушитель к моменту разбирательства не удалит спорный материал с вашими фото.
Обращение к нотариусу для защиты авторских прав на фотографии

Юридически эта процедура называется «удостоверением содержания сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени».

Удостоверение контента вашего сайта у нотариуса не является обязательной процедурой. Но если вы хотите обеспечить доказательства того, что именно вами размещены определённые фотографии, можно обратиться к нотариусу и заверить не только содержание сайта (тексты, фото, видео), но и его дизайн, если он был сделан для вас индивидуально. Так вы получите подтверждение ваших авторских прав на опубликованные фотоснимки и остальной контент на конкретную дату.

Заранее побеспокойтесь о том, как обезопасить свой веб-ресурс, не дожидаясь нарушений ваших авторских прав со стороны прочих интернет-пользователей!

MargaritaLedovskikhМаргарита Ледовских, медиаюрист, руководитель проекта о правовом регулировании Интернета «Право в сети»

Группа ВКонтакте

 

 

И ещё полезные информация:

www.azconsult.ru

Права на иллюстрации - {иллюстрация, дизайн и другие ...котики}

Девушка Юля пишет:"Здравствуйте Наталья. Я только ступаю на путь иллюстратора, беру первые заказы и меня очень волнует вопрос ограничения прав на иллюстрацию. Скажите ,пожалуйста, вы перед тем как начать работу над очередной иллюстрацией заключаете с заказчиком договор в котором бы оговаривалось можете ли вы вторично продавать иллюстрацию, публиковать ее в партфолио и каталогах, сколько раз заказчик может использовать вашу иллюстрацию и тд. Если есть возможность расскажите пожалуйста какие вообще есть варианты ограничения прав на работу. Или может знаете где можно почитать об этом. Заранее спасибо"

Вопрос очень сложный и интересный. Часто многое зависит от клиента. По идее в случаях, если не составляется договор, у Вас есть полное право продать иллюстрацию ещё много раз. Однако большинство коллег, как и я сама, этого не делают по одной простой причине: рынок, как и мир, намного меньше, чем кажется. Если о Вас пойдёт слух, что Вы продаёте на коротком промежутке времени одну и ту же работу нескольким клиентам, вместо того, чтобы создавать для каждого что-то своё, нормальных заказов можете больше не ждать. Далеко не у всех заказчиков бюрократический аппарат "раздут до совершенства", когда оговариваются права публикации, показа и вторичных продаж. По умолчанию работа, сделанная для одного клиента и добросовестно оплаченная им, остаётся в его владении.

Другое дело, если работа не сложилась, оплата не состоялась или за давностью времени уже никого не интересует, что Вы делаете с иллюстрацией. Тогда у Вас есть полное моральное право залить её на стоки или перепродать. Если же всё прошло удачно - не стоит портить отношения с клиентом и пытаться заработать на картинке ещё раз. В конце-то концов если это был очень приличный клиент и Вы для него работали, его имя рядом с Вашей иллюстрацией - честь и хвала.

С большинством издательств я, как иллюстратор, который занимается обложками и журнальной иллюстрацией, заключаю договор и соглашаюсь с тем, что работа может быть использована ещё и по такому-то назначению (можно перечислить в договоре, по какому именно), и я не могу вторично продать её кому-то. Однако, что конкретно будет стоять в Вашем договоре - зависит во многом от Вас и требований клиента. Т.е. если Вы не хотите, чтобы Ваша иллюстрация использовалась на самых разных носителях кроме тех, для которых у Вас её заказали, - оговаривайте это сразу с заказчиком и просите (требуйте) денежной компенсации, если её захотят использовать где-то ещё. Если заказчик приличный, он Вам расскажет подробно, для чего иллюстрация, а для использования на других носителях запросит вторичного разрешения.

У меня был случай, когда клиент требовал от меня передачи права авторства. Я ему честно отказала, потому что в большинстве стран мира заказчику передаётся право на эксклюзивное использование работы, но никак не право авторства. Т.е. я могу ему пообещать, что он может подписаться под моей иллюстрацией, как будто она нарисована его рукой, но: а. за очень большие деньги, б. это обещание всё равно не имеет никакой силы, потому что иллюстрация нарисована мной. Большинство клиентов, с которыми я работаю, просят как раз подписать договор об эксклюзивном использовании, чтобы эта же иллюстрация не оказалась на носителях у конкурентной фирмы.

Есть целый пласт клиентов, которые занимаются элементарным шатажом. Вы принимаете заказ, выполняете его (например, без предоплаты и всякой бюрократии), отправляете готовую работу клиенту, а он присылает вместо оплаты договор с драконовскими требованиями о передаче всех мыслимых и немыслимых прав за первоначальную стоимость с припиской, что пока вы его не подпишете - денег не будет. Здесь у иллюстратора есть несколько опций: плюнуть на подписание и поднять крик в интернете о подлости заказчика (как я уже говорила, мир тесен), плюнуть на подписание и продать эту иллюстрацию на стоки, сделав назло доступной всему миру, или молча подписать, чтобы получить свои деньги и при следующем сотрудничестве (если вам его вообще захочется), не приступать к работе, пока не будут подписаны все договоры так, как они вас лично устраивают.

А вообще, конечно, стоит взять для себя за правило сначала подписывать договор, а потом приниматься за работу. Но реалии всегда сильно отличаются от желаний. Часто у заказчика горят сроки, нет подготовленной документации и у вас тоже какие-то личные проблемы. Работать нужно быстро, и бюрократия остаётся за кадром. В конце все остаются довольными работой, пожимают друг другу руки и следующий раз работают в точно таком же режиме без договоров и расписок, потому что уже знают, что не подведут друг друга.

С целым рядом клиентов мне приходилось отдельной графой оговаривать права показа иллюстраций в собственном портфолио. Например, одно русское издательство запрещало одним из пунктов своего договора показ заказанных иллюстраций в интернете. Я возмутилась, т.к. интернет - понятие растяжимое. Моё личное портфолио (homepage), блог, фликр и т.д. - всё находится в интернете. Т.е. по идее мне никто не может запретить демонстрацию работы в собственном портфолио. Авторские права по-прежнему принадлежать только мне. Поэтому мы исправили с заказчиком этот пункт договора и внесли правку о том, что показ работы в рамках собственного портфолио - разрешён.

В итоге, какую цену просить за работу, на каких условиях работать с заказчиком и с каких продаж получать проценты - только Ваше решение. Вы не обязаны подписывать то, что Вам не нравится. Всегда можно оговорить детали и внести соотвествующие правки. Пока дело обстоит так, что заказчики приходят к Вам с работой и готовы платить дополнительно за эксклюзивное использование работ только в том случае, если Вы разрабатываете для них какого-то героя рекламной кампании или иллюстрацию для корпоративного стиля. Во всех остальных случаях работа проходит по схеме: заказ - (договор) - сдача работы - (подпись акта приёма и сдачи работы) - оплата (без цифр с большими нулями за эксклюзивное использование). То, что в скобках курсивом - вещи, которые достаточно часто не присутствуют в процессе, когда я работаю с русскоговорящими заказчиками. С иностранными заказчиками мы сначала оговариваем все права и обязанности, вносим в договор дату сдачи и только потом приступаем к работе.

Я сама, как иностранный заказчик, часто довольствуюсь письменными соглашениями в электронной переписке, т.к. в Германии они имеют такую же силу, как подписанный собственноручно договор.

Повторюсь, что если Вы для себя решите, что не работаете без договора, или предоплаты, или не передаёте права на иллюстрации без дополнительной оплаты, или не разрешаете использование не по назначению - то так оно и будет, т.к. это Ваши методы работы. Если заказчик не согласен, он всегда может пойти к другому иллюстратору.

My illustrations by TASCHEN

conjure.livejournal.com

Право на изображение / Хабр

Недавно я столкнулся с тем, что фото с моим изображением были опубликованы на одном из фотобанков, само-собой без моего согласия. То есть человек мало того что опубликовал эти фото, не спрашивая у меня разрешение, так еще и решил заработать на этом деньги. Сразу предупрежу: никакой крамолы, обычные рядовое фотографии, но сама постановка вопроса!

Итак. поясню возможные шаги в данном случае: преступление и наказание, интересующихся прошу под кат:

Нормативно правовая база вместо вступления
Статья 1257 ГКРФ Авторское право Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное Аналогичная норма в ГК УкраиныСтатья 435. Субъекты авторского права

1. Первичным субъектом авторского права является автор произведения. Из-за отсутствия доказательств обратного автором произведения считается физическое лицо, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

2. Субъектами авторского права являются также другие физические и юридические лица, которые приобрели права на произведение согласно договору или закону..

Из этого следует, что если Вы создали какое-либо графическое произведение: написали картину, сделали фото — Вы автоматически становитесь его автором.

Само авторское право подразумевает под собой приобретение комплекса имущественных ( т.е. Вы можете использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом: вопроизводить, публично показывать, распространять и т.д) и личных неимущественных прав (право авторства, право на обнародование)

И именно вот здесь есть одна загвоздка:

Если Вы сфотографировали кого-то (далее модель), то Вы автоматически признаетесь автором данного произведения (в данном случае фотографии). Но здесь Ваше право автора идёт в конфликт с правом модели на изображение.

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина…Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату

Аналогичная норма в ГК УкраиныСтатья 308. Охрана интересов физического лица, которое изображено на фотографиях и в других художественных произведениях

1. Фотография, другие художественные произведения, на которых изображено физическое лицо, могут быть публично показаны, воспроизведены, распространены только с согласия этого лица, а в случае его смерти — с согласия лиц, определенных частью четвертой статьи 303 настоящего Кодекса.

Согласие, которое дало физическое лицо, изображенное на фотографии, другом художественном произведении, может быть после его смерти отозвано лицами, определенными частью четвертой статьи 303 настоящего Кодекса. Расходы лица, которое осуществляло публичный показ, воспроизведение или распространение фотографии, другого художественного произведения, возмещаются этими лицами.

2. Если физическое лицо позировала автору за плату, фотография, другое художественное произведение может быть публично показано, воспроизведено или распространено без его согласия.

Физическое лицо, позировала автору фотографии, другого художественного произведения за плату, а после его смерти — его дети и вдова (вдовец), родители, братья и сестры могут требовать прекращения публичного показа, воспроизведение или распространение фотографии, другого художественного произведения при условии возмещения автору или другому лицу связанных с этим убытков.

3. Фотография может быть распространена без разрешения физического лица, которое изображено на ней, если это вызвано необходимостью защиты его интересов или интересов других лиц.

Итак вы сделали фото, но модель своего согласия на опубликование Вам не дала. Последствия этого таковы:

  • Вы не можете опубликовать данное фото, так как Вы не получили на это согласия изображенного гражданина
  • Изображенный гражданин не может опубликовать фото сделанное Вами, без Вашего согласия, так как тем самым будет нарушено право авторства

И здесь тупик, замкнутый круг. Никто не может использовать данное фото.

Для избежания подобных казусов, и модель и фотограф заинтересованы в заключении гражданско-правового договора, в котором они передают друг-другу необходимые права. В западной практике подобный договор называется "релиз".

Релиз является одним из основных элементов, необходимых для работы с западными и отечественными фотобанками, если Вы конечно не фотографируете одних только козявок.

Итак я нашел свое фото на одном из фотобанков, мне не хочется чтобы оно оттуда пропало?

Я нашел свое фото, да еще и с припиской: "with release"., т.е. это верх наглости заявлять что соглашение со мною есть, когда его нет :)

Насколько я понял, по факту администрация не проверяет правдивость релизов до первой абузы.

Я попытался урегулировать данное недоразумение по-мирному, просто попросив юзера убрать моё фото из паблика. На что получил отказ.

Ну что ж, читаю пользовательское соглашение:

Unauthorized Use Without limitation, Images may not be used as a trademark or service mark (unless the appropriate extended license is being used), for any pornographic or unlawful purpose, to defame a person, to violate a person's right to privacy or publicity, to infringe upon any copyright, trade name, trademark, or service mark of any person/entity

Если кратко, из того что нам надо, здесь изложено то, что содержится в приведенной мной статье ГК РФ в самом начале, только на западный манер.

Итак, мною корявеньким инглишем было написано письмо примерно такого содержания:Hello!

My name is Sergey, I want to draw your attention, that %username% violates my right of publicity, with these photos: (перечисление)

The person on this photos is me, and i had never given any rights to anyone to public these photos, including this user. I want them being removed from your service.

Thanx in advance

Здравствуйте!

Моё имя такое-то и я хочу, чтобы Вы обратили внимание на нарушение %username% моего права на изображение, а именно: (перечисление фотографий)

На что получил ответ буквально в течение 8 часов (в штатах была ночь на момент написания мною первого емейла)Hello,

Thank you for contacting %companyname% and for calling this matter to our attention.

We take such reports seriously and we have investigated the image and model release in question. The photographer has provided us with a valid model releases that appears to be listed on a different name. In order for us to proceed with the investigation, please provide additional proof that the person in these images is you.

Спасибо за то что связались с нами и привлекли наше внимание к данному вопросу

Мы серьезно относимся к подобным сообщениям. И мы поставили правдивость «релиза» модели под вопрос. Фотограф предоставил нам якобы правидивый релиз, который, как оказывается, был оформлен на другое имя. Если Вы желаете чтобы мы продолжили расследование, пришлите пожалуйста какой-либо документ подтсверждающий, что лицо изображенное на фото — это Вы.

В ответ на что я отослал копию своего загранпаспорта. Их ответ:

Hello Sergey,

Thank you for the addition proof provided. We have taken the appropriate measures for this account. The files in question are no longer listed for sale in our database. Again, we appreciate you bringing this matter to our attention.

Спасибо за подтверждение Вашей личности. Мы предприняли необходимые меры в отношении данного аккаунта. Оспоренные Вами файлы более не содержатся в нашей базе данных.

Мы благодарны Вам за Ваше обращение.

В результате

Как вывод: фотографии были удалены администрацией, аккаунт вредителя был заблокирован, видимо до выяснения, и есть подозрения что накопленные неправедным путём деньги ему не вернули, т.к.

Unauthorized use of these Images constitutes copyright infringement and shall entitle %companyname% to exercise all rights and remedies under applicable copyright law, including an injunction preventing further use and monetary damages against all users and beneficiaries of the use of such Images. The foregoing is not a limiting statement of %companyname%'s rights or remedies in connection with any unauthorized use. Знайте свои права, товарищи, даже в таком мелочном вопросе! Так как знания, несколько лишних телодвижений и немного терпения вершат справедливость! :)

UPD1: Добавил очень вольный перевод переписки

habr.com

Распространяется ли авторское право на скульптуру на ее художественное изображение?

Здравствуйте, Игорь,

В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ: «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства».Согласно пункту 1 статьи 1276 ГК РФ: «Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли».В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 1260 ГК РФ: «Автору производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Автор производного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения. Авторские права автора производного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное произведение».Согласно пункту 1 статьи 1286 ГК РФ: «По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах».Согласно пункту 1 статьи 1281 ГК РФ: «Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора».В соответствии с пунктами 1-2 статьи 1282 ГК РФ: «После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения».

Таким образом, если скульптура перешла в общественное достояние, Вы вправе использовать производное произведение (картину) в коммерческих целях без чьего-либо согласия, но, если срок действия исключительного права на скульптуру ещё не истёк, автору картины будет необходимо заключить с владельцем исключительного авторского права на скульптуру (автор скульптуры или иной правообладатель, которому автор передал своё исключительное право на неё) лицензионный договор на переработку произведения, чтобы в дальнейшем Вы могли свободно использовать картину с изображением данной скульптуры (производное произведение).

pravoved.ru

Юридический спор о правах использования изображений с картин Левитана

Здравствуйте.

Очень заинтересовал юридический казус в виде противоположных ответов двух юристов (что интересно – обоснованных!) на один и тот же вопрос об авторском праве. Помогите, пожалуйста, разобраться кто из юристов (1-й или 2-й; изложено далее) прав?

---------------------

Вопрос звучал так:

«Недавно музей Левитана в Плесе предьявил к сдатчикам сувенирной продукции претензии о нарушении авторского права в использовании в сувенирной продукции картин Левитана. Якобы теперь для этого нужно купить лицензию у того музея, в котором хранятся его картины. Как ее купить, как понять, какие музеи являются собственниками этого права и вообще, 70 лет со дня смерти художника, вроде бы уже прошло... Подскажите, пожалуйста, как поступать не нарушая закон?»

----------------------

Ответ 1-го юриста:

«Для производства сувенирной продукции с изображением картин Левитана, как и других музейных предметов, действительно нужно заключить лицензионное соглашение. Обратиться Вы можете непосредственно в дирекцию музея, если же он неизвестен — сделать запрос в Министерство Культуры РФ, либо провести самостоятельный поиск.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Статья 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности

Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.

Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.»

------------------------

Ответ 2-го юриста:

«Для выдачи разрешения на использование изображения с картины (любой) необходимо иметь исключительные (или лицензионные с особым указанием) права на данный объект интеллектуальной собственности. Музей обладать таким правом на картины Левитана не может, т.к. согласно ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, а Левитан, как известно, умер в 1900 г. (т.е. 70 лет истекли). Согласно п.1 ст. 1282 ГК РФ по истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и не обнародованное, переходит в общественное достояние. Далее п. 2 той же статьи гласит, что произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Ещё момент (на случай возражения по юридическому спору): согласно ч.2 п.2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу, т.е. нормы ГК РФ имеют приоритет над федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного можно заключить, что музей, экспонирующий работы художника Левитана, не может распоряжаться исключительным правом на его произведения, а именно выдавать (или отказывать в выдаче) разрешения (лицензии) на использование изображения с картины данного художника. Данное произведение (разумеется, не сама картина физически, а изображение на ней) может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.»

--------------

Заранее благодарю.

Сергей

pravoved.ru

Принты на одежде – кому принадлежат авторские права?

За последние два месяца ко мне обратились три клиента с одним и тем же вопросом: «мы планируем выпускать одежду с узнаваемыми принтами. Нарушает ли это чьи-либо права?».

И действительно, в последнее время производство футболок, толстовок и курток с нанесенными на них известными изображениями (принтами) стало очень популярно. Однако зачастую этими принтами оказываются изображения известных людей или персонажей или картины современных художников или кадры из кинокартин. Так можно ли использовать такие изображения при производстве одежды?

Согласно ст.1270 ГК РФ, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Другие лица (согласно ст.1229 ГК РФ) не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (такое согласие обычно выражается в заключении лицензионного договора). Размещение принта, содержащего чье-то произведение является одним из способов его использования, т.к изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме является воспроизведением согласно ст.1270 ГК РФ.

Таким образом, если при производстве одежды используется (воспроизводится) охраняемый объект интеллектуальной собственности (например, товарный знак или картина), то производство такой продукции будет нарушать права правообладателя. За такие нарушения законодательством предусмотрена гражданско-правовая (ст.1301 и 1515 ГК РФ), административная (ст.7.12. и 14.10. КоАП РФ) и уголовная (ст.146 и ст.180 УК РФ) ответственность.

 А как же обстоит дело с отдельно взятым персонажем или кадром из фильма? К сожалению производителей одежды – примерно так же. Согласно п.7. ст.1259 ГК РФ, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и  выраженны в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Таким образом, персонажи тоже попадают под защиту и могут быть использованы только с разрешения правообладателя на основании лицензионного договора.

То же самое касается и кадров из фильмов. Хотя казалось бы, кадр не соответствует признакам охраняемого объекта авторских прав. И тут можно было бы сослаться на ст.1274 ГК РФ, говорящую нам о свободном использовании. Однако не стоит забывать, что указанная статья строго определяет цели (информационные, научные, учебные, культурные), при которых можно использовать произведение без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.  

Некоторые предприниматели идут на «хитрость» и пытаются каким-либо образом изменить исходное изображение. Однако и тут нас ждут препятствия. Согласно ст.1270 ГК РФ, переработка произведения также является одним из способов его использования. Переработка должна также осуществляться исключительно с разрешения правообладателя. Такая позиция нашла отражение в п.31. Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5/29 от 26.03.2009г.

Таким образом, общая картина такова, что производители одежды, желающие размещать известные изображения на своей продукции, со всех сторон обложены нормами об охране авторских прав.

Тремя основными выходами из данной ситуации являются:

а) Заключение лицензионных договоров с правообладателями на использование изображений. В качестве лицензионного вознаграждения можно предусмотреть как определенный процент от продажи продукции, так и паушальный (разовый) платеж.

б) Использование изображений, перешедших в общественное достояние. Такие изображения есть и их достаточно много, а современное увлечение всем винтажным может сыграть только на руку в данном случае. По общему правилу ст.1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует (а соответственно и охраняется) в течение всей жизни автора и в течение 70 последующих лет после его смерти. Датой начала течения 70-ти летнего срока является 1 января года, следующего за годом смерти автора. Согласно  ч.2 ст.6 Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 ГК РФ, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года. Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

в) Заключение договоров с художниками, по которым будет осуществляться разработка принтов по заказу производителя. Такие договоры являются договорами авторского заказа и в данном случае заказчик праве предусмотреть в договоре отчуждение ему исключительного права на произведение, созданное в его интересах.  В таком случае Ваша компания будет являться правообладателем принта и уже сама сможет предъявлять претензии и требования в случае, если он будет кем-то незаконно воспроизведен.

zakon.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта