Остроумова-Лебедева - художник и коллекционер. Остроумова лебедева картины


Петербург — герой на всю жизнь

12 - 2005

Евгений Немировский

Художница, о которой пойдет речь, в первую очередь занималась станковой графикой — ксилографией, а также, в меньшей степени, автолитографией. Писала она, впрочем, и акварели. Над книгой работала мало: за всю долгую жизнь проиллюстрировала лишь четыре издания и лишь дважды при этом изменила главному герою своих произведений — Санкт­Петербургу. Быть может, решающую роль в этом сыграла обеспеченность, поскольку думать о хлебе насущном ей почти никогда не приходилось. Муж — так же как и герой ее творчества, один на всю жизнь — был известным ученым, академиком. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (1874—1934). Он прославил свое имя созданием синтетического каучука.

Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в Санкт­Петербурге. Не в пример А.Н.Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. Здесь она освоила технику ксилографии — гравюры на дереве, ставшей для нее главной на всю жизнь. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (1856—1917). Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева. С портрета работы В.А.Серова. Автолитография

Впоследствии А.П.Остроумова­Лебедева так объясняла свое пристрастие к ксилографии: «Много раз за свою жизнь я себя спрашивала: почему с юных лет я обратила особенное внимание на гравюру и впоследствии полюбила такое трудное и требовавшее так много внимания и терпения искусство? Почему? Отчасти я приписываю это моему зрению. Я родилась очень близорукой. Если предмет — книга или ноты — был от меня даже в небольшом расстоянии, я уже с трудом их разбирала. Зато вблизи я видела остро и четко самые мелкие вещи — нити тончайшей ткани, незаметные волокна бумаги или самый мелкий шрифт. И эти мелочи назойливо лезли мне в глаза. Когда я рассматривала в детстве какую­нибудь иллюстрацию, мне первым делом бросались в глаза бегущие по всем направлениям линии и штрихи и только потом я воспринимала иллюстрацию в целом. Такое зрение очень удобно для гравера, так как не требует употребления лупы. У меня были собственные живые “лупы”». Думается, однако, что дело не только в этом. Анна Петровна чутко воспринимала художественную ценность ксилографии и понимала ее возможности, которые в ее время были преданы забвению. «Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения, — писала она, — немногословие и благодаря этому сугубую остроту и выразительность. Ценю в деревянной гравюре беспощадную определенность и четкость ее линий... Я всегда жалела, что после такого блестящего расцвета гравюры, какой был в XVI, XVII веках, это искусство стало хиреть, сделалось служебным, ремесленным! И я всегда мечтала дать ему свободу!»

А.П.Остроумова-Лебедева. Колесница Аполлон. Ксилография для обложки журнала «Пантеон», 1899

Образование было продолжено в Академии художеств, куда лишь незадолго перед тем начали принимать женщин. Другое нововведение заключалось в том, что в академию пришли мастера, которых называли передвижниками. Молодая художница занималась в мастерской Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). На некоторое время она вроде бы отошла от гравюры. Но вскоре В.В.Матэ уговорил ее вернуться к столь любимому им мастерству.

С первых же шагов в искусстве жизнь А.П.Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». С Александром Бенуа (1870—1960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. В будни мы бывали обыкновенно чуть ли не единственными посетителями — во всем гигантском здании, насчитывавшем десятки обширных зал и кабинетов. Впрочем, одновременно с нами, в нескольких шагах от нас и в том же отделении “большого зала Рембрандта” работала над копией с картины великого мастера “Девочка с метлой” молоденькая, миловидная и очень симпатичная художница. Нас она порядком интриговала, и мы не без удивления следили за тем, с каким мастерством, с какой силой эта барышня справляется с задачей... Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. Впоследствии же эта самая художница стала одним из наших самых близких друзей. То была чудесная наша Анна Петровна Остроумова».

А.П.Остроумова-Лебедева. Натурщица и мужская фигура. Ксилография, 1900

Знакомство, вначале шапочное, было продолжено и укреплено в Париже, куда Анна поехала осенью 1898 года. Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (1875—1946). По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа — экслибрис. Впоследствии Остроумова­Лебедева выполнит немало книжных знаков, хотя работа в этой области никогда не будет особенно ее привлекать. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зелено­голубым цветом, со второй — желто­серым. В дальнейшем художница станет большим мастером в области цветной ксилографии — очень трудоемкого, требующего усидчивости искусства.

По эскизу Е.Е.Лансере был выполнен и первый полученный в 1899 году Остроумовой платный заказ — черно­белая гравюра обложки для журнала «Пантеон». Изображена там была квадрига с фронтона московского Большого театра. Гравюра эта кажется полутоновым изображением. Здесь много черного, объем моделирован толстыми штрихами. Почти сплошной черный фон вообще характерен для ранних гравюр Остроумовой­Лебедевой.

Осенью 1899 года Анна Петровна официально стала членом объединения «Мир искусства». И.Е.Репин ей этого не простил — мирискуссников он на дух не переносил.

А.П.Остроумова-Лебедева. Лев и крепость. Ксилография для журнала «Мир искусства», 1900

Стояла А.П.Остроумова и у истоков журнала «Мир искусства» и с самого его основания два раза в неделю присутствовала на заседаниях редакции, которые обычно проходили на квартире у А.Н.Бенуа.

К журналу в качестве своеобразных приложений давали оригинальные оттиски гравюр и литографий. К № 5­6 за 1900 год были приложены две вкладки с гравюрами А.П.Остроумовой: одна из них была черно­белая, а вторая — двухкрасочная. В № 1 за 1902 год появилась статья А.Н.Бенуа об архитектуре Санкт­Петербурга. И словно иллюстрации к ней — литографии Е.Лансере и О.Браза и (подлинное событие!) ксилографии Анны Петровны.

К тому времени художница уже нашла своего героя. До этого она переводила на язык гравюры рисунки друзей, изображала натурщиц, делала небольшие пейзажи. Озарение пришло к ней летом 1901 года, которое она вместе с родителями и сестрами проводила в Павловске. «До этого года, — вспоминала она впоследствии, — я плохо знала Павловск и его великолепный парк. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какому­то античному храму...» В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Особенно много труда потребовала большая — размером 269 х 354 мм — цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок.

А.П.Остроумова-Лебедева. Новая Голландия. Ксилография для журнала «Мир искусства», 1900

А затем Остроумова поняла: ее призвание — архитектурный пейзаж. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (1872—1929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. В 1901 году она выполнила 11 сравнительно небольших черно­белых ксилографий с видами Санкт­Петербурга. Ее внимание привлекали набережные Невы, Фонтанки и Мойки, прославленный Цепной мост, Биржа, Ростральная колонна, Новая Голландия. Черного фона здесь уже не было и в помине. Исчезли, хотя и не везде, и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку.

Так Санкт­Петербург стал главным героем Анны Петровны Остроумовой­Лебедевой. Красоты и характер имперской столицы, не утратившей величия и в пору «провинциальности», навязанной советским временем, художница постигала на протяжении всей своей жизни.

В русле темы находилась и опубликованная № 1 «Мира искусства» за 1904 год выполненная по рисунку А.Н.Бенуа цветная ксилография А.П.Остроумовой, открывавшая знаменитый цикл иллюстраций к «Медному всаднику». Напечатана она была с четырех досок в размере 111 х 91 мм.

Творчество А.П.Остроумовой­Лебедевой стало узнаваемым. Две гравюры ее репродуцировали в своеобразной хрестоматии — «Рисунки русских художников». Репродукции в этом, как гласил подзаголовок, «пособии по рисованию» воспроизводились фототипией. При этом одну из гравюр Анны Петровны — «Дерево» — репродуцировали зеркально.

В 1903 году А.П.Остроумова сделала первые шаги в новой для нее технике — литографии. Первый опыт — большая (размеры 320 х 400 мм) станковая автолитография «Вилла папы Юлия III». А далее последовали десять открыток с видами Санкт­Петербурга, сделанных по просьбе общины св.Евгении, которая к этому времени уже выпустила несколько комплектов художественных открытых писем. Впрочем, Анна Петровна сохраняла верность излюбленной ксилографии. К литографии она вернулась лишь в 1922 году, а затем — после 20­летнего перерыва — в 1942­м.

Сохраняла она верность и своему герою — Санкт­Петербургу. Иногда, впрочем, делала паузы, причины которых объяснялись просьбами друзей.

 

Окончание в следующем номере

КомпьюАрт 12'2005

compuart.ru

А.П. Остроумова-Лебедева | aquarells.ru

 

 

А.П. Остроумова-Лебедева (1871-1955 гг.) вошла в историю искусства как мастер гравюры на дереве. Также А.П. Остроумова-Лебедева была выдающимся художником-акварелистом.

А.П. Остроумова-Лебедева «Летний сад» 1902 г. Цветная ксилография

 

Эти две стороны ее таланта имели много точек соприкосновения, постоянно взаимно обогащая друг друга. Занимаясь в Академии художеств в классе И.Е. Репина, а потом – В.В. Матэ, Анна Петровна Остроумова-Лебедева сблизилась с художниками «Мира искусства», стала постоянной участницей их выставок.

А.П. Остроумова-Лебедева «Ленинград. Фонтанка и Летний сад в инее» 1929 г. Акварель

 

Эта среда, в которой любили и ценили акварель, несомненно, оказала влияние на формирование вкусов художницы. Занятия в мастерской известного американского художника Уистлера помогли ей овладеть богатством тональной живописи, увидеть тонкость и изысканность в приглушенной цветовой гамме, сыграли огромную роль в воспитании колористического дара А.П. Остроумовой-Лебедевой.

А.П. Остроумова-Лебедева «Петербург. Вид на колонны Биржи и Петропавловскую крепость» 1908 г. Цветная ксилография

 

Акварель была постоянной спутницей в путешествиях художницы. В ее наследии есть большие циклы акварелей, созданные во время поездок в Италию, Голландию, Бельгию, Испанию и по своей стране – по Крыму и Кавказу.

А.П. Остроумова-Лебедева «Крюков канал» 1910 г. Цветная ксилография

 

Но особую тему представляют акварели, посвященные ее родному городу – Петербургу – Петрограду – Ленинграду.

А.П. Остроумова-Лебедева «Весенний мотив.Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова» 1904 г. Цветная ксилография

 

Она сумела заглянуть в душу этого города, строгого и изысканного в своей красоте, сумела понять его характер в единстве пространства и архитектурных ансамблей, в созданных природой и человеком ритмах и цветовых соотношениях.

А.П. Остроумова-Лебедева «Цепной мост» 1903 г. Цветная ксилография

 

Особенно лиричны пейзажи Павловского парка, столь любимого художницей. Он запечатлен в ее листах в разное время года, в разных состояниях, которые делают его то радостным и светлым, то грустным и задумчивым.

А.П. Остроумова-Лебедева «Павловск. Розовопавильонный пруд» 1922 г. Акварель

 

Торжественно замерли в тишине плакучие березы, отраженные в зеркальной глади пруда, настороженно и сурово смотрят царственные ели. Ритм цветовых плоскостей и четких выразительных силуэтов создает ощущение покоя и равновесия.

А.П. Остроумова-Лебедева «Павловск. Вольер» 1922 г. Акварель

 

Одухотворенная человеком природа уподобляется классическим архитектурным ансамблям, созданиям человеческих рук. Эти пейзажи проникнуты особым чувством классичности. Написанные в широкой манере, свободно перетекающим мазком, они отличаются строгой композиционной построенностью. Это – характерная черта Остроумовой-Лебедевой – видеть и подчеркивать в природе ее архитектонику и упорядоченность.

А.П. Остроумова-Лебедева «Павловск» 1945 г. Акварель

 

Акварельное искусство А.П. Остроумовой-Лебедевой не исчерпывалось пейзажным жанром, она пробовала свои силы и в портрете, и в натюрморте. Но именно в пейзаже ярче всего раскрылись лучшие стороны ее художественного дара.

 

Похожее

aquarells.ru

Остроумова-Лебедева Анна Петровна - Каталог картин. Цены.

А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).

Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в АХ, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр.

Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908- 10; "Павловск", 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.

По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого", 1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.).

Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться.

Остроумова-Лебедева Анна Петровна

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Анна Петровна Остроумова-Лебедева Акварели - egul

Originally posted by art_tourism at А.П. Остроумова-Лебедева. Акварелисты в поезде Московского метроАнна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 - 1955)

В.А.Серов. Портрет художницы А.П.Остроумовой-Лебедевой. 1899

Венеция. Столбы. 1911. Бумага, акварель. 36,2х52,7

А.П. Остроумова-Лебедева. Акварелисты в поезде метроАнна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 - 1955)

Художественное образование А.П. Остроумовой началось в Училище технического рисования барона Штиглица (1889-1892), где она обучалась репродукционной гравюре под руководством В.В. Матэ.В 1892 году Остроумова поступила в Академию художеств и с 1896 года занималась в мастерской И.Е. Репина. В 1898 году по совету Репина она отправилась в Париж (1898-1899) совершенствоваться в живописи под руководством Дж. Уистлера, на которого ей указал Репин как на одного из крупнейших тогда колористов.

Адмиралтейство и Сенат. 1907. Акварель на бумаге

Архитектурный пейзаж Петербурга и его окрестностей решительно преобладает в творчестве Остроумовой-Лебедевой. Она внимательно изучала город во все времена года и в разных условиях освещения, выискивая отчетливую выразительность архитектурных форм.

Вид на Неву от Академии художеств.1912.Акварель, гуашь, 58х80

Художница много путешествовала. Везде, где бы она ни побывала, писала акварелью с натуры пейзажи и особенно часто памятники архитектурной старины. Колорит пейзажей Флоренции решительно отличается в акварелях и гравюрах Остроумовой-Лебедевой от колорита видов Рима и особенно Голландии. Пейзажи Амстердама написаны в гамме, характерной для кирпичных построек с черепичными крышами и зеленой воды каналов.

Амстердам.1913.Акварель

Амстердам. Порт.1913.Акварель

Амстердам. Старые склады.1913.Акварель

Венеция, Гранд-канал, пристань гондол.1911.Акварель

Храм богини Весты в Риме.1911.Акварель, карандаш на бумаге.22,5х29,8

Также замечательны акварели Анны Петровны, посвященные городкам России. Вот что она пишет про Павловск в книге своих воспоминаний: "Свое внимание я обратила на те места Павловска, где, мне чудилось, дух человека и творческие силы природы наиболее четко создали ряд прекрасных построений. Деревья на фоне неба и земли служат материалом для них. Дворец, храмы, мостики, скульптура являются только некоторой деталью этих великолепных, вечно живых декораций..."

Павловск.1921.Акварель.34х50

Пруд в Павловске.1922.Акварель

Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты.

Баку. Биби-Эйбат.1916

Вид Алькасара.1915

Вид Кисловодска.1923.Акварель

Коктебель. Руины Кордона.1924.Акварель

Крым.1924.Акварель

Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться.

Текст из: "Неклюдова М.Г. История русского искусства В 2-х томах", http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/452.htmИллюстрации частично из: http://www.russianavantgard.com

egul.livejournal.com

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955гг): olga_the_cat

Анна Петровна Остроумова-Лебедева. 1947. Фотография из архива семьи СиницыныхАнна Петровна Остроумова-Лебедева. 1947. Фотография из архива семьи Синицыных.

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА, АННА ПЕТРОВНА (05(17).05.1871, Санкт-Петербург – 05.05.1955, Ленинград)Русский живописец и гравёр, акварелист. Народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1949). Дочь директора хозяйственного управления Синода Русской православной церкви П.И. Остроумова, жена известного советского химика, создателя искусственного каучука С.В. Лебедева.Училась в Литейной гимназии вместе с дочерьми Ф.М. Достоевского и Я.П. Полонского, затем в училище Штиглица и в Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств, куда поступила в 1892. Страдая от приступов астмы при работе с масляной краской, А. Остроумова сократила занятия живописью у И.Е. Репина и перешла в мастерскую гравюры к В.В. Матэ. В течение года (1898 – 1899) обучалась живописи у Джеймса Уистлера (James Whistler) в Париже, там же изучала западноевропейскую и японскую гравюру на дереве.В 1898 дебютировала на Весенней Выставке ИАХ (СПб.), затем была удостоена второй премии на конкурсе Общества Поощрения Художеств. В том же году получила звание художника [когда?].Главная заслуга А.В. Остроумовой-Лебедевой – возрождение гравюры как самостоятельного, а не «прикладного» – в качестве репродукций – вида искусства. Сама художница, целиком отдавшаяся «гравировальной страсти», говорила о своей роли в искусстве без ложной скромности: «Гравюра в России с конца XIX века пошла по новому пути и из ремесленной сделалась оригинальной, самодовлеющей гравюрой. Начало этому положила Я».Основной темой до сих пор непревзойдённых работ А.П. Остроумовой-Лебедевой был Петербург. Величественная красота города на Неве, переданная с «присущим глазу и уму великим даром обобщения», стала для художницы лучшей защитой от обвинений в «социальной отстранённости».

Пожалуй, самая известная работа:Петербург: Автолитографии А.П. Остроумовой.

Остроумова-Лебедева А.П. Салют. 1944. Холст, масло. 69,5 х 82..jpgСалют. 1944. Холст, масло.

Из дневника художницы: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили. 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда – орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики «ура» обезумевших от радости людей…».

Снасти. Ксилография (1917 год)Снасти. Ксилография. 1917.

Дворец Бирона и барки. 1916. Цветная ксилография.Дворец Бирона и барки. 1916. Цветная ксилография.

Крюков канал.Крюков канал.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Весенний мотив. 1904. Цветная ксилография.Весенний мотив. 1904. Цветная ксилография.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Петербург. Академия художеств. 1922. Автолитография. Авторская подкраска акварелью.Петербург. Академия художеств. 1922. Автолитография. Авторская подкраска акварелью.

Остроумова-Лебедева А.П. Летний сад зимой. 1902. Цветная ксилография.Летний сад зимой. 1902. Цветная ксилография.

Оригинал взят у gdmitry в Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955гг).

Осталось только дать ссылку на статью с редкими примерами работ:Петербурга женское лицо

olga-the-cat.livejournal.com

Остроумова-Лебедева - художник и коллекционер

В Михайловском замке Русского музея открылась очередная  выставка из серии, посвященной частным коллекциям, поступившим в музей в разное время.

Почти 200 предметов из наследия Анны Остроумовой-Лебедевой – картины, рисунки, фотографии, документы, архивные материалы – показаны в залах музея. Впервые Русский музей представляет весь творческий путь знаменитого мастера – от живописных портретов, мало известных широкой публике, до работ ее учеников и последователей.

-Этой выставке не нужен гламурный шум, здесь не нужны толпы при входе, потому что искусству Остроумовой-Лебедевой шум противопоказан, - сказал на открытии выставки Владимир Гусев, директор ГРМ. – Но, в то же время, мне хочется, чтобы здесь было много людей – тех, кто способен чувствовать и созерцать тонкую красоту Петербурга.

Открывшаяся в Русском выставка, по словам заведующей отделом гравюры  Екатерины Климово, – первый опыт демонстрации гравюр Остроумовой-Лебедевой в такой полноте и объеме. Еще при жизни художница завещала Русскому музею не только всю свою коллекцию, но и все свое очень разнообразное наследие – картины, и рисунки, гравюры (вплоть до последних работ, на которых запечатлен блокадный Ленинград), набор досок для офортов, фотографии, документы, и даже мебель. Фактически, в ГРМ сохранился реальный срез жизни выдающегося мастера художественной гравюры. На выставке можно увидеть весь ее творческий путь, все поиски и результаты, работы ее последователей, для которых она стала наставником. В экспозицию включены два живописных портрета Анны Петровны работы ее товарищей по Академии художеств – Константина Сомова и Филиппа Малявина.  

Первые уроки гравирования она получила в мастерской Василия Матэ в училище барона Штиглица. Но тогда она буквально сбежала от разочарований в этом виде художественного творчества: в то время гравюра на дереве сделалась фактически служебным жанром, обслуживающим полиграфию. В Петербургской Академии художеств Анна Остроумова-Лебедева начинала учиться как живописец, ее учителем и наставником был Илья Репин. 

Но закончила Академию художеств она с дипломом гравера. О своих творческих поисках Анна Петровна рассказывала в письмах и воспоминаниях: она пишет, что в 1896 году пережила кризис – именно тогда она окончательно поняла, что передвижники, которые как раз в это время пришли преподавать в Академию, не могут дать ей то, что ищет ее душа. Она искала других путей, и именно в 1896 году впервые увидела в залах академии коллекцию японской гравюры, собранной Китаевым. Это и стало переломным моментом в ее творчестве, и  она снова вернулась в мастерскую Василия Матэ, который преподавал в Академии: Матэ предоставил ей полную свободу творчества, позволил гравировать так, как она сама считала нужным. Остроумова-Лебедева закончила Академию с дипломом гравера. 

Через два года она едет в Париж, где учится в мастерской Уистлера, близко знакомится с художниками «Мира искусства», начинает собирать свою собственную коллекцию японской гравюры. Вернувшись в Петербург, начинает самостоятельную художественную деятельность, возродив свободную, авторскую художественную гравюру на дереве, сделав ее главным делом всей жизни. 

В первом зале показаны немногочисленные работы Остроумовой-Лебедевой, выполненные маслом. Среди них – портреты Максимилиана Волошина и мужа художницы Сергея Лебедева, выдающегося химика-органика, основоположника способа получения синтетического каучука. Здесь же представлены ее живописные полотна и акварели: сама художница считала акварель одним их видов живописи. Большая часть выставки – гравюры.

Тонкие, пронзительные, наполненные светом работы Остроумовой-Лебедевой, на которых она запечатлела Петербург во все времена года, стали настоящей визитной карточкой города. На выставке можно увидеть не только самые известные виды Петербурга и пригородных дворцовых комплексов, но и собственно творческую кухню мастера. В витринах представлены инструменты гравера, доски, с которых она делала оттиски. Одна из самых замечательных вещей – «Летний сад зимой» - гравюра, сделанная с четырех досок, на каждую из которых наносился свой цвет. 

-Максимальное количество досок, которые использовала Остроумова-Лебедева – пять, потому что она считала искусство гравюры строгим, ее язык должен быть немногословным и сдержанным, - говорит Галина Попова, куратор выставки. – Последователи художницы нередко использовали до 28 досок, но она считала это подражанием живописи, неуместным для гравюры.

В отдельном зале представлена коллекция японской гравюры в жанре укиё-э – «картины изменчивого мира». Первые японские гравюры Остроумова-Лебедева приобрела в Париже в 1898 году. Она даже пробовала подражать японцам, но поняла, что ей это не подходит. Кроме того, японские мастера гравюры использовали другие материалы и иную технику. 

Отдельная часть экспозиции – работы современников Анна Петровны. В конце XIX века репродукционную гравюру вытесняет фотография, и многие художники-граверы ищут другие способы заработать. Один из таких мастеров – Иван Павлов, чьи работы тоже представлены в залах Михайловского дворца. Он был ровесником Анны Петровны, но держался традиционной тоновой ксилографии, воспроизводящей оригиналы, выполнял гравюры с фотографий, копируя их. Позже, когда такой вид гравюры перестал пользоваться спросом на рынке, Павлов обращается к технике Остроумовой-Лебедевой, но в его работах сохраняется протокольность и подражательность. Что резко контрастирует с одухотворенными и выразительными гравюрами художницы, создавшей классический образ вечно прекрасного Петербурга. 

 

artuzel.com

Остроумова-Лебедева Анна биография

Народный художник РСФСР.Действительный член АХ СССР.Академик Академии Художеств (1917).Родилась в семье высокопоставленного чиновника П.И. Остроумова.1889-1892 - посещала Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1889-1892), где её главным преподавателем был В.В. Матэ.1892-1900 - училась в Петербургской Академии Художеств у В.В. Матэ и И.Е. Репина, К.А. Савицкого, П.П. Чистякова, которую закончила со званием художника, представив 14 гравюр.1898-1899 - работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера.С 1899 активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства» (с 1924).1918-1922 - преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники1934-1935 - преподавала в Академии художеств.Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов города.Не могла работать с масляной краской, потому что ее запах вызывал у нее приступы астмы.В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России.Также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.Произведения А.П. Остроумовой-Лебедевой наиболее полно представлены в Государственном Русском музее, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее. В Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны. Имеются они в Вологодском, Архангельском, Ереванском, Ташкентском, Ашхабадском и многих других музеях стран СНГ, в ряде музеев за границей: в Национальном музее в Риме, в Британском музее в Лондоне, в музеях Венеции, Праги, Чикаго, Нью-Йорка и многих других, а также в собраниях частных лиц.

"Чудо Михайловского парка. На зеленой траве – золотые полосы солнца. Золотые полосы под темными шатрами деревьев. Еще раз понял, какой прекрасный, истинно петербургский художник Остроумова-Лебедева"Юрий Нагибин "Дневник".

Эту запись писатель оставил в 1958 году, уже после кончины художницы. До сих пор А.П. Остроумова-Лебедева остается одним из ярчайших и самобытных отечественных живописцев.

Анна Петровна родилась в Санкт-Петербурге 5 (17) мая 1871 года. Ее отец Петр Иванович Остроумов (1839 – 1913), человек образованный и высокопоставленный, был товарищем (заместителем) обер-прокурора Священного синода (высшего органа управления Русской православной церкви), а затем сенатором (членом высшего органа государственной власти). В семье было шестеро детей, и мать Мария Клементьевна занималась их воспитанием и вела дом.

Девочка с детства увлекалась рисованием и резьбой по дереву. Домашние считали это странностью, но занятиям тихого, застенчивого и мечтательного ребенка не препятствовали. Однако когда Анна решила полностью посвятить себя изобразительному искусству, то поддержки у родителей не нашла. Напротив, отец посчитал, что зарабатывать на жизнь искусством ужасно, а мать пугало то, что во время учебы придется рисовать обнаженных мужчин.

Тем не менее, девушка получила всестороннее художественное образование (по классам гравюры и живописи) – сначала в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, а затем в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств.

16 сентября 1892 года она записала в своем дневнике: "Я в Петербурге, я в Академии, я начинаю новую жизнь!" А позже вспоминала, как интересны ей были большие здания, огромные классы, темные коридоры и уходящие вверх и вниз винтовые лестницы альма-матер. И признавалась: "Я начала рисовать, потому что какая-то сила толкала меня начать рисовать. Работаю, потому что не могу не работать…"

Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В.В. Матэ (русский художник, гравер), П.П. Чистяков (по выражению В.А Серова – "истинный учитель незыблемых законов формы"), К.А. Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И.Е. Репин. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: "Милый Репин! Я то люблю его, то ненавижу! Интересно его видеть, когда он работает. В блузе, лицо совсем меняется, ничего не видит, кроме натуры, чувствуется сила в нем, и вместе с тем он почему-то возбуждает во мне жалость".

По совету И.Е. Репина осенью 1898 года Анна отправилась в Париж, где в мастерской ведущего колориста того времени Дж. Уистлера продолжила совершенствовать свое мастерство. В 1899 году она вернулась в Россию и стала членом художественного объединения "Мир искусства", весьма модного и прогрессивного.

Именно тогда она решила посвятить себя деревянной печатной гравюре (ксилографии). И в 1900 году, представив на конкурс 14 гравюр, Остроумова получила от Академии художеств звание "художник".Правда, члены жюри не сразу смогли разобраться в достоинствах ее работ – уж очень необычными они были для того времени, когда цветной гравюры в России просто не существовало. «Члены жюри конкурса, — вспоминала впоследствии Остроумова, — при получении моей гравюры «Персей и Андромеда» приняли ее за акварель и вернули ее моему посланному... Получив ее обратно, я не была удивлена, так как ожидала чего-нибудь в этом роде. В то время... цветной гравюры в России не было, и знатоки гравюры ее не знали. Я ее тотчас вернула обратно с письмом немного насмешливым, в котором я описала мой способ гравирования...» После этого гравюра была принята на конкурс. Однако профессора совсем не хотели дать Остроумовой звания, и она прошла только тринадцатью голосами против двенадцати. Выступление с творческими гравюрами было новым словом в истории Академии художеств. А. И. Куинджи прямо объявил, что он ничего в этом деле не понимает. В. А. Беклемишев тоже. В. Е. Маковский объявил, что гравюры Остроумовой — дрянь и чепуха, а И. Е. Репин, когда В. В. Матэ горячо стал защищать свою ученицу, крикнул в страстях: «Довольно, довольно, вы влюблены в Остроумову, оттого и защищаете ее!»

"Самым близким натуре Остроумовой средством художественного выражения является гравюра на дереве, но и все остальное, что она создала, будь то масляные картины и портреты, акварели и литографии, – все носит отпечаток ее яркой индивидуальности" – так отзывался об Анне Петровне А.Н. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения "Мир искусства". А сама она писала про гравюру: "Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения... Край линии обуславливается острым краем вырезанного дерева и не смягчается, как в офорте… Сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям… А как прекрасен бег инструмента по твердому дереву. Доска так отшлифована, что кажется бархатной, и на этой блестящей золотой поверхности острый резец стремительно бежит, и вся работа художника – удержать его в границах своей воли".

www.art-katalog.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта