ОССОВСКИЙ Пётр Павлович – Галерея произведений (126 изображений). Оссовский петр картины
ОССОВСКИЙ Пётр Павлович – Галерея произведений (126 изображений).
П.П.ОССОВСКИЙ
(1925 – 2015)
Пётр Оссовский – признанный классик отечественного искусства двадцатого века, один из родоначальников «сурового стиля» в живописи. С самого начала своего творческого пути художник нашел свои темы в искусстве и индивидуальный изобразительный язык, созвучный эпохе.
П.П.Оссовский всю свою жизнь посвятил созданию одного масштабного эпического повествования, посвященного знаменательным датам России, её героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле.
Свою духовную родину художник обрел на земле древней Псковщины с её первозданной красотой и суровым былинным величием, удивительной природой и мужественными людьми, что нашло отражение во многих его тематических картинах.
С конца прошлого века в творчестве П.П. Оссовского наметилось и окрепло новое направление, которое можно определить как создание своеобразных живописных мемуаров, в которых художник вновь обращался к событиям прошлых лет.
Таковы серии его произведений, многие из которых были созданы на основе впечатлений во время его многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».
Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины. В 1940–1944 года учился в Московской средней художественной школе, которая во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Башкирию.
В 1944-1950 годах Пётр Оссовский учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской С.В.Герасимова. С 1954 года принимает участие в выставках, в 1956 году принят в члены Союза Художников.
Народный художник РСФСР (1975) и СССР (1988), член-корреспондент АХ СССР (1988), академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, кавалер советских и российских орденов.
П.П.Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года…
cultobzor.ru
Художник недели: Пётр Оссовский
24 октября на аукционе «Совком» будет продаваться небольшой пейзаж Петра Оссовского — единственного представителя «сурового стиля» в десятке ныне живущих художников — авторов самых дорогих работ, проданных на российских аукционахПока моя рука способна держать кисть и перо,они будут активно говорить о том,что меня волнует и что я хочу поведать людям.
Петр Оссовский
Он не любитель публичности, его интервью можно пересчитать по пальцам, все свободное время он отдает работе в мастерской.
Петр Павлович Оссовский появился на свет 18 мая 1925 года на Украине, в селе Малая Виска Кировоградской области. Вскоре после рождения Петра семья Оссовских переехала в Россию, и начальное художественное образование будущий живописец получал в Москве: в 1940–1944 он учился в Московской средней художественной школе.
Затем был Суриковский институт (1944–1955): друзья-сокурсники и мастерская С. В. Герасимова, развившая и укрепившая интерес будущего художника к реалистичным, монументальным формам, свойственным творчеству учителя. «Я учился у такого мастера, как Сергей Васильевич Герасимов, — вспоминал Оссовский, — и все же скажу: не меньше, чем у него, я учился у своих товарищей. Мы утверждались в своих взглядах на задачи искусства, на средства решения этих задач».
После окончания института Оссовский начал активно участвовать в ежегодных выставках молодых художников. «Я по себе знаю, как много для нас значили ежегодные молодежные выставки, — скажет позднее П. Оссовский. — Для меня и моих товарищей серьезнейшей школой были и подготовка к ним, и обсуждение работ, и обмен мнениями... Выставки воспитывали у молодежи свое отношение к искусству, к жизни. Была самостоятельность, была решимость высказать по-своему то, что чувствуешь и что пережил. Выставки давали чувство локтя».
Выставляться регулярно Оссовский начал в 1954 году, и хотя его работы из года в год принимались довольно хорошо, говорить об известности художника можно, лишь начиная с 1956 года, когда он вступил в Союз художников.
А несколько лет спустя его работа «Три поколения» (1959), показанная на выставке «Советская Россия — 1» (1960), с легкой руки известного искусствоведа А. А. Каменского дала название целому художественному течению: в своей рецензии на эту картину, Каменский охарактеризовал манеру художника как «суровый стиль».
«Суровым стилем» сегодня называется направление в советской живописи, которое возникло в 1950–60-е годы и в целом логическим продолжило традиции русской реалистической школы живописи, во многом берущей свое начало еще в творчестве художников XIX века. В новой, «суровой», манере пробовали себя в основном молодые художники, только закончившие учебные заведения: П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, Г. Коржев, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и др.
Художники «сурового стиля» отказались от идеализированных и даже дидактических образов, созданных предыдущим поколением советских живописцев, — молодых интересовали их современники. Они стремились увидеть сами и показать другим возвышенное, романтическое и даже поэтическое начало в жизни и труде тех, кто жил и трудился рядом с ними. Молодые художники писали лица рабочих, крестьян, рыбаков, строителей, геологов — и наделяли их образы знаковыми (и оттого монументальными) чертами своего времени.
Для достижения такого эффекта, представители «сурового стиля» стремились максимально упростить и обобщить формы, сделать лаконичным силуэт, упрощалась и уплощалась также и композиция, выстраиваемая зачастую по законам коллажа — когда в пространстве одной работы некоторые элементы картины существуют как бы отдельно, даже со своей собственной перспективой, и потом как бы собираются художником на единой плоскости. Таким образом, композиция зачастую имеет вертикальное построение — планы (передний, средний и фон) строятся не в перспективе, а друг над другом. Упрощается и цветовая гамма: «суровостильцы» сторонники скорее графичных линейных ритмов, чем игры оттенков и полутонов, чаще используют лаконичные, ясные и выразительные цвета и цветовые акценты.
Сегодня оценки и трактовки «сурового стиля» сильно расходятся: одни исследователи противопоставляют его реалистическому, плакатному искусству сталинской эпохи; другие — видят в нем логическое продолжение советского реализма; третьи, например художник Борис Орлов, полагают, что «в реальности “суровый стиль” был сверху противопоставлен родившемуся в начале шестидесятых годов андеграунду».
Неоспоримо одно: художники «сурового стиля» смогли привнести в отечественное реалистическое фигуративное искусство новую эстетику, почерпнутую ими как в образах средневековых фресок, росписях Раннего Возрождения, так и в работах русской реалистической школы живописи, первой волны русского авангарда и современных им западных художников.
Немалую роль в формировании этой новой эстетики сыграло искусство Рокуэлла Кента. В 1958 и 1960 годах в Москве с аншлагом прошли две его персональные выставки, по окончании которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина получил в дар от автора около тысячи произведений. Новый, незнакомый художественный язык Кента стал для молодых, только что завершивших академическое образование художников глотком северного воздуха — холодного, свежего и чистого. Глотком, если угодно, «мужского» искусства — прямого, без намеков и полутонов, сдержанного и безусловно правдивого. Свое дело, быть может, сделала и повальная увлеченность советских мальчишек Джеком Лондоном — и оказалось, что так можно писать не только книги, но и картины, — словом, молодые Кента поняли и поверили ему. Художник стал настолько популярен, что в середине 1960-х годов и после на русский язык были переведены несколько автобиографических книг Кента: «Это я, Господи!», «В диком краю («Дневник мирных приключений на Аляске»)», «Гренландский дневник», «Саламина» и др.
Образование, знакомство с тем, что делали художники других эпох и культур, подготовило в художниках «сурового стиля» хорошую почву для собственного опыта. В 1961 году Оссовский отправился в свою первую длительную зарубежную творческую поездку — в Мексику и на Кубу, и там «почувствовал, что нашел свой собственный стиль». Потом были неоднократные поездки по Европе — в Италию, Чехию, Словакию и Болгарию. В этот период его интересовало всё — природа, города, архитектура, люди, главное — люди. К началу 1970-х все большее место в его творчестве начал занимать пейзаж: «Территория моего творчества — от берегов Байкала до вод Карибского моря».
В 1966 Пётр Оссовский впервые приехал в Псков, и с этого времени Псков и Изборск стали тем источником не только вдохновения, но и сил и самого существования, к которому художника тянуло неудержимо и у которого он в конце концов обрел себя. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», — говорит об этом художник.
Вдохновленный русской стариной, он обратился к историческим, культурным корням, и вскоре нашел сюжет, который разрабатывает с середины 1970-х до наших дней, не повторяясь и не уставая, — это исторические, культовые монументальные архитектурные сооружения (кремли, соборы, церкви) на фоне вечности (незыблемой небесной тверди) — спокойные и статичные на контрастном фоне напряженного неба.
Оссовский настолько увлечен Псковом, что в 1975 году он организовал там свою юбилейную, к 50-летию со дня рождения, выставку «На земле древнего Пскова». Эта выставка стала первой из многих в его многолетней творческой деятельности в Пскове и на псковской земле.
Работы Оссовского последних десятилетий — это работы православного художника, наполненные отсылками к событиям из истории Древней Руси. Пожалуй, только сдержанный, лапидарный колорит, почти графичные силуэты его храмов на фоне неба и строгая северная природа его пейзажей выдают в нем художника «сурового стиля».
Искусство Оссовского было высоко оценено официальными художественными институциями. В 1979 году Оссовский награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», а в 1985 году он получил Государственную премию СССР за цикл картин о Московском Кремле (1978–1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1997 году он был удостоен Золотой медали Российской академии художеств за выставку произведений, показанных в ее залах годом ранее.
22 февраля 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. «Я верю, — сказал художник, принимая награду, — что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю».
Один из самых ярких представителей «сурового стиля», мастер пейзажа, «музейный» художник, он и сегодня остается в центре внимания публики.
Работы П. Оссовского ценятся и на арт-рынке. Его картины можно встретить как на стенах галерей, так и в каталогах около десятка аукционных домов. В нашем рейтинге ныне живущих художников — авторов самых дорогих работ, проданных на российских аукционах, он занимает 8-е место.
На аукционах в последние годы его работы появлялись более 80 раз и в основном в Москве. В первую очередь покупателей интересует, конечно, живопись — пейзажи и жанровые полотна; довольно популярны полотна из больших циклов — «Мексика», «Славянские портреты», «Болгарские новеллы» и др. Выше всего ценятся холсты и картоны, выполненные в конце 1980-х — 2000-х годах.
Пик продаж работ художника, согласно графику индекса ARTIMX, пришелся на 2006 год, однако высокие результаты были и в 2005–2008 годах, в последующие два года наблюдался небольшой спад, но в 2011-м появились первые признаки положительной ценовой динамики, а сегодня можно уверенно сказать, что влияние кризиса преодолено и рынок работ Петра Оссовского находится в стадии роста. Рекордный для Оссовского результат — 1 500 000 рублей был достигнут 4 апреля 2013 года на торгах аукционного дома «Совком» по картине «Солнце над Красной площадью» (1995).
В тройку лучших аукционных результатов работ художника входят и еще две продажи «Совкома»: диптих «Словацкие мадонны» (1989) ушел с торгов 20 мая 2009 года за 750 000 рублей, а 11 марта 2006 года за 23 000 долларов была продана картина «Утро в Гаване» (2005).
К слову, небольшой пейзаж Оссовского «Утренняя гладь» (1975) будет продаваться на ближайших торгах аукционного дома «Совком», 24 октября. Так что у всех желающих есть прекрасная возможность увидеть работу на предаукционной выставке и купить ее в свою коллекцию.
Мария Кузнецова, AI
Источники:
- artinvestment.ru;
- culture.pskov.ru;
- rah.ru;
- artpanorama.su;
- rpsc.ru;
- xz.gif.ru;
- guelman.ru.
artinvestment.ru
Петр Оссовский – выставка в Академии художеств к 90-летию мастера | STAROVE.RU
Официальный сайт РПСЦ сообщает, что на днях митрополит Московский и всея Руси Корнилий принял участие в открытии выставки, посвященной 90-летнему юбилею известного советского и российского живописца Петра Павловича Оссовского. Выставка проходит в Aкадемии художеств на Пречистенке.
С удовольствием дополняем рассказ подробностями о месте и времени проведения экспозиции (только до 7 июня!), а также замечательным подробным интервью «Московского комсомольца» и видеосюжетом. Это надо прочесть и посмотреть…
87 лет не знал о расколе…
Петр Оссовский – заслуженный художник СССР, Лауреат Государственной премии СССР и Международной премии им. М.А. Шолохова, действительный член Российской академии художеств, почетный гражданин г. Пскова Родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области на Украине. В 1944 году окончил среднюю художественную школу в Москве, а в 1956 году принят в Союз художников.
Об основных направлениях своего творчества он пишет: «Человек и Родина, человек и земля. Любовь, материнство, семья — извечные темы искусства. И в этом я глубоко традиционен».
Среди картин последнего десятилетия многие произведения художника посвящены религиозной и исторической тематике. Как выяснилось, прожив долгую и творческую жизнь, П.П. Оссовский ничего не слышал о старообрядцах. Настоящим откровением для него стал просмотр кинофильма Николая Досталя «Раскол», из которого Петр Павлович впервые узнал о трагических событиях церковного раскола XVII века и судьбах старообрядчества.
Прочитать мнения о фильме РАСКОЛ, купить или посмотреть его в сетиЭто открытие дало новый мощный толчок в творчестве художника. Оссовский написал ряд картин, посвященных событиям истории старообрядчества, исповедникам Старой веры и современным старообрядцам.
Наибольшую известность приобрел триптих «Аввакум». На трех полотнах, высотой около полутора метров, изображены три образа, или три сюжета. В центре – образ Спасителя, выполненный в стиле рублевского Звенигородского Спаса. На левой части — священномученик Аввакум у костра в последние минуты своей жизни, а также три старообрядческих старца с двуперстно воздетыми десницами.
Петр Оссовский/ Фрагмент триптиха Протопоп Аввакум – Боярыня МорозоваПравая часть триптиха посвящена преподобномученице Феодосии Морозовой. Она изображена сидящей в сени ангела. Триптих создан с использованием техники угольной графики, что придает этому произведению особый символизм и драматичность.
Митрополит Корнилий поздравил Петра Павловича с 90-летним юбилеем и пожелал ему здоровья и успехов в деле творческого переосмысления истории Руси и ее духовных истоков
Петр Оссовский отмечает 90-летие персональной выставкой
Петр Оссовский: “Искусство, которое заставляет думать, вредно для правителей”.
«Нужно не смотреть, а видеть», — уверен основоположник «сурового стиля» Петр Оссовский. Художник, который не стремится копировать окружающий мир, а берет из него сюжеты, заставляющие думать. 19 мая он откроет в Академии художеств на Пречистенке свою ретроспективу, которую называет не иначе как исповедью. Она приурочена к 90-летию мастера. Накануне открытия выставки «МК» пришел поздравить художника с юбилеем.
В своей квартире-мастерской Петр Павлович встречает нас в своем любимом кресле, которое досталось ему от деда. Обстановка в мастерской аскетичная. Большую часть пространства занимают картины. Запах масляной краски витает в воздухе. На столе — десяток-другой изданий авторского альбома «Вспоминая былое». В центре залы — стол, на нем пишет художник, а рядом мольберт. За спиной мастера портреты его прародителей.
— Я пишу вместе с ними. Предки мне всегда помогают! — объявляет художник. Он встречает гостей в домашней одежде. При этом выглядит не менее монументально, чем герои его полотен.
— Кто есть кто в вашей семейной родословной?
— У меня она длинная. Мать — казацкого сословия, а отец из поляков. Так что я Тарас Бульба.
— Вы ведь на Украине родились?
— Да, но только потому, что дед ушел из казаков в артисты и женился на полтавчанке, тоже артистке. Он имел свою труппу. Она дебютировала в Нижнем Новгороде в 1897 году, на ярмарке. Тогда были большие гастроли на Украине и России — тогда это считалось одно государство. Директор сахарного завода недалеко от Елисаветграда, бывший матрос с броненосца «Потемкин» Сухомлин, пригласил семью в село Малая Виска, где я и родился. В 20-е годы дед был главрежем Елисаветградского театра (теперь Кировоград). Очень тяжелые годы, голодные.
— Можете улыбнуться? — прерывает нашу беседу фотограф «МК», увлеченный съемкой харизматического героя.
— Я невеселый человек. Месяцами молчу, я и холст. Думаю, чувствую, работаю, а вы ждете от меня улыбок? Живопись — молчаливый вид искусства. Не до смеха, когда она в упадке. А ведь это мощный вид искусства для формирования личности человека в тысячелетней истории России. Сталин понимал это. И сделал соцреализм.
— Идеологическое искусство.
— Да, но параллельно с ним существовал русский реализм, продолжающий традиции отечественного искусства. Искусство ведь не классная дама, которая на горох ставит в угол. Искусство должно учить видеть, а не смотреть. Отделите идеологическое искусство от истинного искусства 60-х и показывайте. Но сегодня говорить о реализме не модно. Васильеву, бандитку эту с ее картинками, показывают, а полотна русских реалистов пылятся в запасниках. Инсталляции, абстракции — это не плохо (я многому научился у современного искусства), пусть будут, но пусть будет и реализм. Не нужно забывать, что абстракция и инсталляции вышли из реализма.
Кстати, в 1945-м мы с Гелием Коржевым делали эскизы росписей храма. Но до самих росписей дело не дошло — священники решили, что мы слишком молоды. Я к тому времени много сделал иконописных сюжетов и понял, что при других обстоятельствах мог бы стать иконописцем. Сейчас это никому не интересно. Повсюду американомания! Начиная от рекламы по телевидению и заканчивая речью: почему мы говорим «шоу», а не «спектакль», например? Зачем «воевать» с Америкой и копировать ее? Я матом ругаюсь, когда смотрю телевизор, — художник указывает на плазму в углу, которая выглядит инородным элементом в интерьере мастерской.
Русская быль Тициана
— Вот тут была передача о Дрезденской галерее, — продолжает он, имея в виду историю той части коллекции, которую советские солдаты нашли в шахтах Саксонии в 1945-м, привезли в Москву, 10 лет она хранилась в ГМИИ Пушкина, пока не было принято решение вернуть несколько сот шедевров в Дрезден. — В 1945 году я ведь носил ее на руках, когда был студентом 2-го курса Суриковского института. Тогдашний директор Пушкинского музея, скульптор Сергей Меркуров, попросил нашего директора Сергея Герасимова дать ему в помощь нескольких студентов.
— Помните, какие шедевры тогда держали в руках?
— Рафаэля, Тициана — да все! Так вот, рассказал я об этом журналистам, а потом смотрю передачу, а в титрах написано: «Искусствовед Петр Оссовский». Это при том, что у меня 70 лет творческой деятельности за спиной. Только за последние 15 лет я сделал свыше 25 выставок — в Софии, Минске, на Севере России. Картины потихонечку покупали. После разрушения Союза «новые русские», бывшие комсомольцы, стали скупать реализм.
— Интерес есть. Вот даже в Интернете продаются ваши картины — от 200 тысяч до миллиона рублей.
— Вообще художник должен работать не ради заработка или популярности. Но таких сумм, которые вы называете, я не вижу. Считай, за копейки отдаю. Помню, лет 10 назад пришел один банкир и увидел, что я черновики выбрасываю. Посмотрел, нашел один этюдик и говорит: можно купить? Мне неудобно, я же выбрасываю это, ну, говорю, если 500 долларов дадите на краски, хорошо. Потом выяснилось, что он этюд за 10 тысяч долларов продал. А ведь этот банкир у меня целую серию про Кремль купил. Я его с натуры писал — из окон ЦК КПСС. Я там специально сделал колокольню Ивана Великого выше, чем кремлевские красные звезды, хотя в реальности не так.
За этот цикл меня в советское время кляли — мол, я продался правительству. А Горбачев в 1985 году дал Государственную премию. Я написал и салют на Красной площади, который видел в 1945-м. Я же там был: чудом пробрался на площадь, пролез под машинами и вылез около Исторического музея. Ох, сколько копоти было от машин! Но несмотря на это все обнимались! Это было небывалое единение!
— Петр Павлович, вы уже тогда начали писать, в 40-е?
— Я родился в 1925-м. Начал рисовать очень рано, еще когда жил на Украине. Отца обвинили, что он белый поляк, а он был простой счетовод. Когда он узнал, что кто-то на него донес, то в один день увез семью в Нижний Новгород. Тем самым спасся, а то бы я был сыном врага народа. Тогда никто не разбирался, давали разнарядки — нужно столько-то шпионов найти, столько-то расстрелять, сослать. Люди ничего не знали об этом — они строили новое государство. Моя семья в 30-е годы переехала в Москву, сначала художественная школа, потом поступил в Суриковский, окончил. В 50-х начал выставляться.
— А потом случилась история с той самой картиной «Три поколения», которой историки искусства обязаны появлением термина «суровый стиль». Она ведь связана с Тицианом, которого вы держали в руках еще студентом в Пушкинском музее.
— Да, но тут другая картина. Однажды в монографии Тициана мне попалась картина «Три возраста»: мальчик играет с собакой, старик — с черепом, а юноша — на флейте. Я ее переосмыслил. В 60-м году принес ее в Манеж, а там говорят: давай назовем «Три поколения», в духе соцреализма. Я согласился. Этим самым подставил себя под критику ЦК: что ж такое, выиграли войну, а едим в поле, старик ломает хлеб, будто ему нечего есть, а мальчик в рваных штанишках. А где же рабочие, крестьяне, счастливые пахари? С нее и начался «суровый стиль». Три газеты написали разгромные «подвалы», а с меня все как с гуся вода. Я не заболел, не запил, а продолжал работать. Если бы тогда сдался, то не было бы меня сейчас и моих работ. Критика позитивно повлияла на мою художественную жизнь. Эта тема потом мной глубоко разрабатывалась.
Я отразил правду, а за это мне по голове дали. Но тема стала для меня больше чем какая-то критика — я до сих пор ее тяну. Через десять лет после той истории расширил тему до четырех картин и назвал цикл «Рубежи жизни Родины». Они попали в Музей революции (теперь Музей современной истории России). А 10 лет назад, после выставки к 80-летию в Академии художеств, мне позвонил директор Русского музея Владимир Гусев и предложил выставку в Петербурге. Тогда я решил написать продолжение и переосмыслил «Рубежи жизни Родины», назвав цикл «История Красной державы».
— Вы покажете их на юбилейной выставке в Академии художеств?
— Чтобы все показать, трех академий не хватит. И потом, мне пришла мысль, что рядом с современным искусством они будут выглядеть старомодно, а в галереях, где многие мои вещи хранятся, другая аура, они там хорошо смотрятся. Поэтому я сделал фоторепродукции, текстовые описания, где рассказывается история этого цикла и его значение в моем творчестве.
На День Победы люди придумали прекрасную акцию «Бессмертный полк», а я сделал то же самое, только в живописи. Это выставка не столько итоговая, сколько исповедальная. У меня ведь территория творчества — от берегов Байкала, через просторы Сибири и горы Алтая, в Центральную Россию, которую я объездил на велосипеде. Потом через Болгарию, Чехию, Словакию, Польшу до Италии, Кубы и Мексики.
Грозы веков
— Как же удалось вам туда попасть — ведь был «железный занавес»?
— Все просто: я был восемь лет первым секретарем Союза художников России. Приходил и говорил, что хочу укрепить дружбу со странами-союзниками, а сам писал, что мне хотелось. Я, кстати, первым разделил Словакию и Чехию — у меня была выставка в 1978-м, называлась «Чешские и словацкие мотивы», а тогда это была Чехословакия. На ней я показал мои поиски красоты этих народов. Я делал такой эксперимент: писал Мадонну — традиционную деревянную скульптуру, которой 500 лет, а потом искал их в жизни и писал реальных женщин, славянских Мадонн.
— У вас есть портрет Фиделя Кастро. Вы встречались с ним?
— Несколько раз. В составе делегаций. Мы с Виктором Ивановым были первыми советскими художниками, побывавшими в 60-е на Кубе. Как-то на обеде, пока он говорил с нашими гимнастами, я сделал набросок. Уже в Москве написал портрет маслом. И недавно возвращался к этой теме. Другой мой портрет Фиделя есть в Третьяковской галерее.
— В постоянной экспозиции я его не видела.
— Не показывают. Политика. Живописцы моего поколения стоят в запасниках никому не нужные, разбитые, но уверен, что через десяток лет вспомнят, и это будет вопль. Я сказал об этом Путину полтора года назад, когда получал орден «За заслуги перед Отечеством». То, что сейчас происходит, — это замещение духовного в угоду развлечениям.
Петр Оссовский “Куба начеку”— И что Путин ответил?
— Да ничего. Правительство меняется, а родина остается. Народ тот же. От развлечений он тупеет. Искусство, которое заставляет думать, вредно для правителей. Но Россия умеет думать. И она все способна преодолеть, как доказали мы в годы войны. Не случайно открывает мою выставку триптих «Грозы ушедшего века». Сколько их было над Россией — а все ничего Родине. Посмотрите на картину: это все реальные лодки и храмы, но они написаны как символы, и за ними многое стоит. Те, кто умеет видеть, мой зритель, придет на выставку в Академию художеств, сможет их понять. Кто не может, должен искать своего художника. Искусство не навязывается.
Источник: Мария Москвичева, «Московский комсомолец»
Иллюстрации в статье из архива «Московского комсомольца»и Геннадия Черкасова («МК») из интервью.
starove.ru
Суровый стиль Петра Оссовского - Православный журнал "Фома"
1 августа в Пскове скончался народный художник СССР Петр Оссовский – один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, ставшего важной вехой в искусстве 60-х годов.Роль этого направления в официальном искусстве времен «оттепели» довольно противоречива. С одной стороны — внимание к «людям труда» и романтике больших строек, с другой – отход от канонов официального соцреализма, открытая опора на опыт советских художников досталинского периода. В этом не было политического протеста и тем более антисоветского пафоса, но было стремление к искренности, творчеству без оглядки на идеологические установки, а, значит, и к поиску высшей истины.
Петр Оссовский «Три поколения»
Одной из ключевых работ, определивших развитие стиля стала картина Петра Оссовского «Три поколения», написанная им в 1959 году. Позже Петр Павлович писал солнечную Гавану и блеклую итальянскую зиму, но особое место в его творчестве всегда занимала русская тема: пейзажи, портреты и просто зарисовки из жизни.
Большое внимание Оссовский уделял теме Православия. В последние годы его особенно волновала история раскола XVII века, как кровавой трагедии на пути к истине, поразившей русское общество. И в тоже время в своем триптихе «Русская словесность и Православная вера» именно веру и литературу Оссовский аллегорически изобразил в качестве тех основ, которые оберегают страну — каждая со своей стороны.
Тесно связан был Петр Павлович с Псковской землей, его работы о псковских рыбаках на Псковском озере он получил Государственную премию, множество его работ находится в комплексе Изборского музея (включая Палату православия и русской словесности), им подарены Псковскому музею-заповеднику около пятидесяти своих работ. На этой земле он и обрел покой…
Петр Оссовский «Возвращение домой»
Петр Оссовский «Изборск»
Петр Оссовский «У ларька»
Петр Оссовский «На городской окраине. Велосипедист»
Петр Оссовский «Панорама Гаваны»
Петр Оссовский «Набатный колокол России»
Петр Оссовский «Пути-дороги»
Петр Оссовский «Дорога к храму»
Петр Оссовский «В районном центре».
foma.ru
Петр Оссовский
Peter Pavlovich Ossovsky (1925-2015) - Academician of the Russian Academy of Arts, the recognized classic of Russian art of the twentieth century, Moscow painter and graphic artist. His works are associated with so-called "severe style" in Russion painting.
From the very beginning of his creative career, the artist found his special themes in art and an individual pictorial language, consonant with the epoch. The search for the reflection of reality in a new plastic form led him to affirm the principle of monumentality and generalization of the image. The author's credo is "the land and the people living on it".
His paintings, picturesque cycles, graphic series reveal "a historical approach in the spirit of indissoluble unity of times". The artist devoted his creativity to creating a large-scale epic narrative, dedicated to the significant dates of Russia, its heroic and tragic pages of the Russion history.
Пётр Павлович Оссовский (1925-2015) - академик Российской академии художеств, признанный классик отечественного искусства ХХ века, московский живописец и график, творчество которого связано с возникновением «сурового стиля» в живописи.
С самого начала своего творческого пути художник нашел свои темы в искусстве и индивидуальный изобразительный язык, созвучный эпохе. Поиски отражения реальности в новой пластической форме привели его к утверждению принципа монументальности и обобщенности образа. Содержательное кредо художника, по его собственным словам, - это «земля и народ, на ней живущий».Его картины, живописные циклы, графические серии раскрывают «исторический подход в духе неразрывного единства времен». Художник посвятил свое творчество созданию масштабного эпического повествования, посвященного знаменательным датам России, её героическим и трагическим страницам.
Характерная особенность творческого метода Оссовского - работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал.
Его работы можно отнести к направлению, которое характеризуется созданием своего рода живописных мемуаров. Таковы серии его произведений, созданные на основе впечатлений от многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».
Особое место в творчестве Оссовского занимают исторические композиции, связанные с прошлым Псковщины: «Пушкинская элегия» (триптих, 1980-84), «Дорога к храму» (1989), оформление «Красной палаты» в Изборске (2000). В поздний период творчества художник обратился к стилистике псковской школы иконописи.
Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины.В 1950 году окончил Московский государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская С.В.Герасимова).С 1954 года принимает участие в художественных выставках.С 1956 года - член Союза художников СССР.Персональные выставки, в том числе: Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015), Санкт-Петербург (2006), Польша (1965), Италия (1966), Чехословакия (1975), Финляндия (1984), Германия (1987), Испания (1992) и другие.1988 г. удостоен звания Народный художник СССР.1995 г. - действительный член Российской академии художеств.В 2007 году были открыты постоянные экспозиции картин Оссовского: «Мир и Отчизна» - Художественный музей, Кировоград, «Псковские мотивы» - Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, «Пушкин и земля Псковская» - Пушкинский заповедник «Михайловское».В 2012 году художник осуществил уникальный замысел к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска - «Росписи Изборской Палаты».В 2013 году мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.
П.П.Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года, похоронен в Изборске (Псковская область).
вернуться в галерею вернуться в анонсы
art-life.biz
ОССОВСКИЙ Пётр Павлович – Галерея произведений (126 изображений). - Страница 3 из 6
admin 05.08.2015 Галерея, Новости 2,581 Показы
Открыть доступ 41. Пётр Оссовский «Полиптих «Матери». Пожар» 1988-1994 Холст, масло 171х117 42. Пётр Оссовский «Полиптих «Матери». Материнство» 1988-1994 Холст, масло 171х171 43. Пётр Оссовский «Света Василек» 2003 Картон, масло 100х80 44. Пётр Оссовский «Золотые рыбки» 2003 Картон, масло 100х80 45. Пётр Оссовский «Триптих «Белые храмы Пскова». Церковь Богоявления» 1987 Холст, масло 150х110 46. Пётр Оссовский «Триптих «Белые храмы Пскова». Троицкий собор» 1987 Холст, масло 180х100 47. Пётр Оссовский «Триптих «Белые храмы Пскова». Мирожский монастырь» 1987 Холст, масло 150х110 48. Пётр Оссовский «Храм в устье Великой» 2003 Картон, масло 122х100 49. Пётр Оссовский «Последний луч» 1989 Картон, масло 112х99 50. Пётр Оссовский «Часовня на озере» 2003 Картон, масло 122х100 51. Пётр Оссовский «Небесное знамение» 1988-2005 Холст, масло 144х90 52. Пётр Оссовский «Покинутая лодка» 1988-2005 Холст, масло 144х90 53. Пётр Оссовский «Дома и сети» 1988-2005 Холст, масло 90х108 54. Пётр Оссовский «Храмы и сети» 1988-2005 Холст, масло 90х108 55. Пётр Оссовский «Разбитая лодка» 1988-2005 Холст, масло 144х90 56. Пётр Оссовский «Розовый закат» 1995 Картон, масло 48х122 57. Пётр Оссовский «Подвижник» 2002 Картон, масло 122х54 58. Пётр Оссовский «Молитва» 2002 Картон, масло 122х54 59. Пётр Оссовский «Хмурое утро» 2003 Картон, масло 90х80 60. Пётр Оссовский «Тихий день» 2003 Картон, масло 90х80 Страницы: 1 2 3 4 5 6cultobzor.ru
Псков. Картинная галерея. Часть 3. Зал Петра Оссовского "Псковские мотивы"
"Возвращаюсь" из Греции в славный город Псков и продолжаю серию прогулок по экспозициям Псковского музея-заповедника. Сегодняшняя публикация посвящена одному из залов Псковской Картинной галереи, где представлены картины Петра Оссовского - "Псковские мотивы".
Персональный зал Народного художника СССР, Почетного гражданина города Пскова Петра Павловича Оссовского (1925 - 2015) был открыт в Псковской Картинной галерее в июле 2007 года. Здесь можно увидеть около пятидесяти живописных работ художника, объединенных псковской тематикой и созданных им на Псковской земле.
Петр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины. В 1950 году он закончил Московский государственный художественный институт им. В. Сурикова. Петр Оссовский стал одним из родоначальников так называемого "сурового стиля" - течения, появившегося в советском искусстве в начале 1960-х годов.
Впервые Петр Оссовский приехал в Псков в 1966 году и более тридцати лет его творчество было связано с Псковским краем. "Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры" - так писал сам художник. По его собственному признанию, он нашел здесь свой второй дом.
Особое место в творчестве Оссовского заняли Талабские острова. Он создает здесь множество пейзажей, в которых главным является природа этого края. Так же он пишет портреты местных жителей - рыбаков, с которыми подолгу жил рядом.
Посещение Михайловского побудило его взяться за пушкинскую тему. В 2001 году в честь 125-летия Псковского музея-заповедника, художник подарил музею 45 своих произведений.
В 2008 году художнику присвоено звание "Почетный гражданин города Пскова".
В 2013 году в Старом Изборске была открыта авторская экспозиция П.П.Оссовского "Изборская палата Русской словесности и Православной веры"
Умер П.П.Оссовский в 2015 году в Пскове, похоронен в Старом Изборске.
В своем обращении к посетителям выставки "Псковские мотивы" П.П.Оссовский говорит:
... "Псковские мотивы" - не что иное, как итог-воспоминание о моей многолетней творческой работе на земле древнего Пскова, когда отдаление во времени позволило мне окинуть взглядом все то лучшее, чо сделано мной за эти быстро ушедшие годы.
"Псковские мотивы" - это живопиcные воспоминания, лишенные сентиментальности и ностальгии, являются логическим завершением того, что было начато в 60-е годы, когда судьба забросила меня на эту землю, овеянную легендами и великими историческими событиями давно минувших лет.
"Псковские мотивы" - воспоминание о суровом характере людей, предки которых столетиями жили на границе России в окружении неброской северной природы, требующих от художника настоящего долготерпения, связанного с большими творческими усилиями для достижения желанной цели...
На этом небольшое вступление заканчиваю. Теперь просто посмотрим на картины...
"Автопортрет", 2000 г.; "Розовое облако", 2000 г.; "Лучи небесные" (из цикла "Облака Псковского озера"), 2000 год; "Закат", 2000 г.;
"Талабы"; "В ожидании грозы"; "Снова солнце", "Радуга", 2000 г.
"Псковский Кремль", 2000 г.
"Утро на озере", 2000 г.
Живописная поэма "Облака Псковского озера" 1988 - 2005
"Небесное знамение"
"Покинутая лодка", "Дома и сети"
"Храмы и сети", "Разбитая лодка"
"Храм в устье Великой", 2000 г.
"Тревожный закат", 1995 г.
"Вечернее облако" (из цикла "Облака Псковского озера"), 2000 год;
"Черная лодка, белые чайки" (из цикла "Облака Псковского озера"), 2000 год;
"Подвижник", 2000 г.
"Портрет старца", 2000 г.
"Талабская рыбачка", 2000 г.
"Псковские кузнецы П.Ефимов и К.Васильев", 1973
"Инокиня", 2000 г.
"Портрет юноши", 2000 г.
"Талабский рыбак", 2000 г.
Триптих "Памятник поэту" 2000 г.: "Тригорские холмы", "Святая гора", "Михайловские нивы"
"Часовня на озере", 2000 г.
Портрет Е.Трашановой, 2000 г.
"Благодатный день", 2000 г.
"Портрет отца Николая", 2000 г.
Триптих "Белые храмы Пскова", 2000 г.: "Церковь Богоявления", "Троицкий собор", "Мирожский монастырь";"Портрет В.Смирнова", 2000 г.
"Набат"
"Псковитянка", 2000 г.
"Псковский рыбак", 2000 г.
"Памяти псковского кузнеца", 2000 г.
"Псковский Кремль весной", 2000 год
Вот такие замечательные картины П.П.Оссовского можно увидеть в Псковского музея. На этом третья, заключительная часть моего рассказа о Картинной галерее Псковского музея-заповедника подошла к концу.... Вот ссылки на предыдущие части:
Часть 1. Русское изобразительное искусство XVIII - XX вековЧасть 2. Западноевропейское искусство XVI-XIX вековЧасть 3. Зал Петра Оссовского "Псковские мотивы"
А ссылки на все мои публикации об экспозициях и выставках Псковского музея-заповедника собраны здесь.
nathalie-zh.livejournal.com