Искусствоведы устанавливают подлинность и авторство старинных картин. Это похоже на детектив. Определение подлинности картины


Главные способы определения подлинности картин

как определить подлинность картины

В последнее время стало появляться достаточно много поддельных картин под вид действительно дорогостоящих и роскошных. И главной причиной появления данных картин является то, что стоимость на настоящие произведения искусства в последнее время стали подниматься невероятно быстро и активно, да и к тому же, стоимость на данный момент невероятно большая.

Можно даже сказать, что ежегодно создаются новые и новые ценовые рекорды, находящиеся на невероятно большом уровне. И весь этот сумасшедший ажиотаж должен настораживать каждого человека, поскольку подделок появилось невероятно много, причем практически все они могут похвастаться максимальной схожестью с настоящими картинами того или иного художника.

Да и к тому же технологии подельщиков развиваются достаточно активно и быстро, поскольку они научились разводить краски невероятно интересными и, можно даже сказать, необычными способами, делать трещины на картине и забивать их древесной пылью, чтобы визуально состарить картину. И именно поэтому люди, желающие приобрести действительно настоящую картину, задаются вопросом, как же правильно подобрать хорошую картину, то есть, как грамотно отличить ее от подделки.

В первую очередь, любая картина должна отправляться специалистам для проведения визуального осмотра. Дело в том, что только настоящий профессионал сможет определить все имеющиеся негативные аспекты картины, если таковые вообще имеются. То есть, этот вариант можно назвать самым лучшим и самым важным, поэтому он используется буквально в первую очередь.

анализ картины

Второй этап проводиться в том случае, если визуальный анализ не дал должного результата. А заключается данный этап в физико-химическом анализе той или иной интересующей картины. Это практически медицинская диагностика, поскольку здесь проверяется буквально все вплоть до качества, используемого полотна. Купить уже проверенную картину в стиле соц арт можно на сайте art-town.ru, не переживая за подлинность.

Помните, что у каждой картины имеется своя основа, то есть «скелет», и заключается он в следующем:

— Основа (это может быть дерево, металл, холст или что-либо другое).

— Грунт, представляющий собой мел, который смешивается с высококачественным гипсом.

— Ну и, конечно, это краски и разного рода лаки для довершения внешнего вида картины.

Буду рад услышать личные советы от Вас, дорогие посетители. А пока- спасибо за внимание.

good-sovets.ru

Искусствоведческая экспертиза картин

Кризис банковского сектора породил сумятицу. Депозит уже не является надежным объектом для инвестиции. Куда можно вложить деньги? Рекомендуем купить картину. Картина со временем станет лишь дороже. Купить в Украине картину можно за вполне умеренную сумму, за границей за нее выложат в несколько раз дороже. Это неплохой бизнес.

Путь картин, антиквариата часто бывает непростым. Слава мастера не дает покоя другим художникам. К сожалению, мы часто сталкиваемся с таким позорным явлением, как подделка произведений искусства. Неизвестные, но амбициозные художники, гонясь за славой или за наживой, часто подделывают работы Мастеров.

Если вы не являетесь профессионалом, понять, что перед вами, оригинал или подделка будет ой как непросто. Здесь требуется навык, специальное оборудование.

Чтобы определить истинную стоимость изделия, ее подлинность, необходимо провести искусствоведческую экспертизу. Она также необходима в том случае, если вы собираетесь вывезти картину за пределы страны. Давайте познакомимся с понятием экспертизы немного поближе.

Некоторые путают экспертизу и оценку. Между ними есть разница. Искусствоведческая экспертиза поможет определить, что перед вами, подлинник или подделка. Провести ее может далеко не каждый. Это могут сделать только специально уполномоченные на то государством эксперты. Как правило, это искусствоведы, работники музеев, имеющие специальное образование и прошедшие специальную подготовку. Кроме знаний, для экспертизы необходимо иметь специальное оборудование.

По окончании искусствоведческой экспертизы выдаются документы, подтверждающие, что картина является оригинальной или же, наоборот, выдаются отказные бумаги, в том случае, если произведение не является оригиналом. Также экспертиза поможет определить индивидуальные особенности произведения искусства, ответит на вопрос об авторстве, периоде написания работы, используемых материалах, характерен ли такой стиль для данного автора. А также ответит на вопрос, является ли данная картина объектом культурного наследия.

Экспертизу можно проводить не только для картин, но и для иных вещей, которые могут представлять ценность: статуэток, антикварных монет, икон, старинных фотографий, оружия и пр. После экспертизы будет понятно, можно ли данное произведение искусства вывозить за рубеж. Иногда, для подтверждения подлинности может потребоваться физико-химический анализ живописи.

В заключении статьи пожалуй стоит отметить, что не одна из экспертиз не может дать 100% гарантию что картина является подлинной и принадлежит кисти того или иного мастера. Экспертиза может подтвердить (или опровергнуть) что картина написана в заявленный период, на холсте того времени, с использованием материалов того периода. Техника написания картины и характерные особенности исполнения соответствуют именно этому мастеру, но не более.  Поэтому, перед тем как делать дорогостоящую экспертизу посоветуйтесь с несколькими незаинтересованными экспертами.

socrealizm.com.ua

10 советов тому, кто желает приобрести 'подлинник'

3. Огромное значение для определения подлинности картины имеет ее история — провенанс, то есть «биография» картины со всеми ее владельцами: кому работа принадлежала ранее, в каких коллекциях находилась. Если есть такая информация, и ее прежние владельцы являются известными коллекционерами или признанными знатоками живописи в мире искусства, это может также служить подтверждением ее подлинности. Информация об экспонировании работы на художественных выставках или продажи на известном аукционе также косвенно служит подтверждением ее подлинности (на оборотной стороне картины приклеивается соответствующая этикетка, в которой указаны: название выставки, год ее проведения, фамилия художника, название работы, ее размер и техника исполнения). Упоминание картины в книгах, воспоминаниях, а также надпись родственников художников, подтверждающих авторство, также говорят в пользу подлинности этой работы.

4. Если вы покупаете старую картину, обратите внимание на кракелюр — тоненькие трещины, образованные на красочной поверхности картины, они говорят о ее «почтенном возрасте». Хотя есть такие умельцы, которые с помощью клея и высокой температуры могут механически «состарить» картину, создав искусственный кракелюр. В этом случае речь идет о подделке работ очень известных художниках, так что см. пункт 3!

5. Если вы покупаете картину современного автора, могут встречаться подделки в виде… напечатанных картин! Современная техника творит чудеса, и, например, почти неотличимые от оригинала копии, напечатанные на 3D принтере, нумеруются и выпускаются ограниченным тиражом, и имеют соответствующую маркировку. Официально… Есть варианты и попроще: качественная печать с «подрисовкой». Как правило, такие картины можно увидеть в продаже на улицах города, в больших торговых центрах и галереях современного искусства. О сколько дивных полотен «почти Евгении Гапчинской» продается в наши дни! Не говоря уже о «Тищенко» — мифическом художнике из кинофильма «О чем говорят мужчины».

artchive.ru

Методы распознавания поддельных произведений искусства #2

Текст: Аркадий Шварцер

Спрос рождает предложение. По разным оценкам, от 30 до 60% международного рынка произведений искусства — это подделки. Начнем с определения понятия: подделка — это произведение искусства, специально созданное или предлагаемое для продажи с целью обмана потенциального покупателя. Другими словами, подделка создается всегда с мошенническими целями. 

Эксперты

В цивилизованном мире эксперт, который имеет право выносить заключение о подлинности произведений искусства, имеет лицензию и обязательную страховку. Точно как водитель автомобиля с лицензией на вождение — «правами» и страховкой. Без страховки нельзя выезжать на дорогу. На Западе после каждой аварии размер страхового взноса увеличивается, и может наступить такой момент, когда ни одна страховая компания не согласится страховать опасного водителя. Так и с экспертами. После каждой неверной атрибуции размер его страховки растет, пока не наступит момент, когда никто не захочет страховать сомнительного эксперта. И прощай, профессия. В нашей благословенной России работа экспертов не регламентирована, и они не застрахованы.

Примерно лет 10 назад научный сотрудник Третьяковской галереи Владимир Петров — один из главных специалистов России по русской живописи — в своем выступлении на XI Научной конференции по экспертизе и атрибуции произведений изобразительного искусства заявил: «В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников, которые впоследствии под именами русских живописцев поступают на наш рынок. И это отнюдь не примитивные подделки». Позже Владимир Петров признался, что он и сам дал несколько десятков свидетельств подлинности этим искусным «фальшакам». В результате многим честным и добросовестным дилерам были предъявлены требования со стороны покупателей о возврате денег. А дилер, заработав свои 2–3% от цены картины, разумеется, вернуть деньги не может. Продавца картины тоже не всегда легко найти. Не каждому покупателю можно объяснить, что гарантию подлинности работы дает не дилер, а эксперт. Так устроен антикварный рынок. Увы, проблемы возникли только у дилеров, но не у эксперта. Петров мотивировал свои ошибки тем, что технический уровень подделок очень вырос. Он умолчал о том, что технический уровень распознавания подделок тоже не стоит на месте. Как вечное соревнование снаряда и брони. Сегодня Петров остается одним из ведущих экспертов страны по русской живописи. И сегодня его атрибуции считаются гарантией подлинности картин. А если он захочет вновь выступить с публичным покаянием, то вряд ли его репутация пострадает. Есть ли вообще понятие «репутация» в современной России?

Техники подделок

Чаще всего встречаются подделки подписи художника: когда фальсификатор на месте оригинальной подписи пишет другую, более ценную. Потому подпись художника не гарантирует подлинность произведения. Для написания подделок используют старинные материалы: бумагу, холст, дерево, краски и прочее. Частым приемом являются поддельные надписи и этикетки на обороте холста: наклейки выставок, салонов или аукционов, а также печати галерей или частных коллекций. Самой серьезной техникой подделки является фрагментирование больших холстов, в результате чего получается несколько маленьких картин.

Существуют два вида анализа произведений: искусствоведческий (органолептический) и технический. 

Искусствоведческое определение подлинности произведения

Искусствовед изучает историю произведения, биографию и творчество автора, исследует индивидуальную манеру письма, содержание и стиль. Что может почти гарантировать подлинность картины? Это провенанс и каталог-резоне. Провенанс (происхождение) произведения — это его известный путь с момента, когда оно покинуло мастерскую художника: кому принадлежало, как переходило из рук в руки. Документировано! Аферистам стало непросто сочинять правдоподобную историю «чудесно найденного» шедевра.

Каталог-резоне (catalogue raisonné) — это не зависимое от рынка научное исследование, включающее все известные произведения конкретного художника. То есть каталог-резоне содержит заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Его создание занимает долгие годы, а порой и десятилетия.

Начинается все с профессиональной экспертной оценки живописного стиля полотна. Особое внимание уделяется композиции, манере мазка, цвету, характеру красочной поверхности, подписи, если она имеется. Далее специалисты изучают провенанс произведения! Это весьма непросто: арт-рынок не отличается прозрачностью, и далеко не все владельцы готовы откровенничать о том, когда и где они покупали картины. Часто люди не дают разрешения на публикацию своих фамилий в каталогах-резоне из страха ограбления или из-за нежелания открывать свои финансовые дела.

Искусствоведы обращают внимание и на исторический контекст создания работы, сопоставляя стиль произведения со стилем других работ художника, выполненных в то же самое время. Этот момент весьма существенен, поскольку авторы подделок при создании своих «шедевров» чаще всего не учитывают изменения, со временем происходящие в стиле художника. Итак, каталоги-резоне составляются, чтобы предоставить заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. 

Например, подделки работ К. Малевича практически стали бессмысленны после появления его каталога-резоне. 

Невероятно сложно доказать подлинность работы Малевича, даже теоретически стопроцентного оригинала, если его нет в каталоге-резоне.

Технические методы определения подлинности

Исследование состава красок помогает примерно установить дату написания полотна, найти места, подвергавшиеся реставрации. Макрофотография позволяет изучить мазки краски: их направления и характерные черты. Рентгенография «читает» последовательные слои картины. Исследуя под электронным микроскопом вертикальный срез живописи Дега, ученые установили, что для достижения эффекта «прозрачности» художник накладывал один поверх другого семь-восемь слоев очень разбавленных красок и пользовался различными кистями. Его фальсификаторы таких тонкостей не знали. Ультрафиолетовое излучение позволяет обнаружить поддельные подписи и определить составные элементы основы. Химический анализ пигментов позволяет определить состав красочного слоя, исследовать подписи на основе анализа кракелюров (трещин красочного слоя). Кракелюры на поддельных подписях не такие, как на подлинной части картины. Проводят графологический анализ подписи. Дактилоскопия: зачастую художники оставляли отпечатки пальцев на своих еще не просохших картинах. 

Наука не стоит на месте. Недавно появилась оригинальная компьютерная программа Дэниеля Керена, профессора университета Хайфы. Ее суть заключается в переводе языка живописи на язык математических символов и формул. «Предположим, — объясняет профессор Керен в интервью газете Jerusalem Post, — у одного живописца преобладают вертикальные мазки. Ему, скажем, нравится рисовать телефонные столбы или небоскребы. Программа разбивает его картины на блоки и превращает их в математические символы, похожие на синусоиды и косинусоиды, которые знакомы школьнику, изучавшему тригонометрию. Если другой художник больше любит горизонтальные мазки, то его математические символы будут отличаться. Сравнивая их, программа сможет определить, где чья работа».

Пока Керен испробовал свою программу на пяти художниках: Ван Гоге, Рембрандте, Дали, Магритте и Кандинском. Программа проанализировала около 30 полотен каждого. В общей сложности компьютер добивался успеха в 86% случаев с картинами, которые раньше «не видел».

Уверен, именно развитие науки и техники в скором времени не оставит фальсификаторам произведений искусства ни одного шанса. 

jets.ru

Проверка на полотнах. Кто и как определяет подлинность картин и их возраст Фоторепортаж: Экспертиза картин в НИНЭ им. Третьякова

NP-BN1 NP-FG1 NP-FW50 NP-FV70 NP-FV100 BC-TRN BC-TRV AC-L200C

NP-BN1 NP-FG1 NP-FW50 NP-FV70 NP-FV100 BC-TRN BC-TRV AC-L200C Добро пожаловать Остерегайтесь поддельных литий-ионных аккумуляторов и зарядных устройств!! Использование поддельных аккумуляторов, зарядных устройств или других аксессуаров камеры опасно, поскольку существует

Подробнее

2 КЛАСС ТЕСТ 1 (ВХОДНОЙ)

2 КЛАСС ТЕСТ 1 (ВХОДНОЙ) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КЛАСС ТЕСТ 1 (ВХОДНОЙ) 1. Какие краски, цвета называют теплыми, а какие холодными? (Укажи стрелками) тёплые холодные красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный 2. Какие жанры

Подробнее

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕС СОВЕТ МИНИС O

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕС СОВЕТ МИНИС O ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕС СОВЕТ МИНИС O.~ УБЛИКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ отзl мая 2016 г. KQ 7-43 Об утвержце ии Временного порядка проведения государственной экспертизы культурных ценностей и размеров оплаты за ее

Подробнее

Особенности нового дизайна долларов США

Особенности нового дизайна долларов США Особенности нового дизайна долларов США Чтобы противостоять фальшивомонетчикам, правительство США продолжает совершенствовать элементы безопасности американской валюты. В этой брошюре мы расскажем вам

Подробнее

Признаки подлинности 1000 банкноты

Признаки подлинности 1000 банкноты Признаки подлинности 1000 банкноты Тысячерублевая купюра является не только самой ходовой банкнотой Банка России, но и наиболее часто подделываемой фальшивомонетчиками. Подавляющее большинство подделок

Подробнее

Финансовое воспитание детей

Финансовое воспитание детей Финансовое воспитание детей Россия «Деньги на деревьях не растут» Российские родители с детства приучают детей обращаться с финансами. Делают они это с помощью различных игр, например, в «продавцов». Особой

Подробнее

БИЗНЕС-ПЛАН картинной галереи РОССИЯ 2012

БИЗНЕС-ПЛАН картинной галереи РОССИЯ 2012 БИЗНЕС-ПЛАН картинной галереи РОССИЯ 2012 ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА Данный бизнес-план представляет собой проект создание коммерческой картинной галереи современного искусства как реализация эффективной бизнесмодели.

Подробнее

25% * 0,1 0,25 0, 5 0, %

25% * 0,1 0,25 0, 5 0, % ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАРОК 1. АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ СВЫШЕ 25% * (до 0,1 л., до 0,25 л., до 0, 5 л., до 0,75 л., до 1 л., свыше 1 л.) 2. АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ СВЫШЕ 9 ДО 25% 3. ВИНА НАТУРАЛЬНЫЕ

Подробнее

"Романовы. Детство и лета юности"

Романовы. Детство и лета юности 1 of 5 11/10/2013 13:02 Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал" Коми государственный педагогический институт, Сыктывкар Общая информация События Для посетителей Медиатека

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного

Подробнее

ВЫСТАВКИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ В

ВЫСТАВКИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ В ВЫСТАВКИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ В 2015 году «МОДА ИЗ СТАРОГО КОМОДА» Выставка ретро-одежды сформирована из фондов музея и костюмерной районного Дворца культуры. На выставке представлена коллекция одежды и аксессуаров

Подробнее

117 вопросов для упаковки

117 вопросов для упаковки 117 вопросов для упаковки 1. Что вы продаете? Зачем и в какой ситуации это покупают? 2. Какую проблему в жизни или в бизнесе ваш продукт решает? 3. Почему клиенты покупают именно ваш продукт? 4. Расскажите,

Подробнее

Теплый. дом ПОДМОСКОВЬЕ

Теплый. дом ПОДМОСКОВЬЕ Теплый прием Хозяева подмосковного особняка хотели иметь эффектный, но одновременно сдержанный интерьер. Декоратору Кириллу Истомину эта задача пришлась по душе. ТЕКСТ ПОЛИНА ЧЕСОВА ФОТО ТИМ БЕДДОУ (tim

Подробнее

КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ЦИФРАХ

КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ЦИФРАХ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ЦИФРАХ 2008 WWW.SPBCULTURE.RU ÈÍÑÒÈÒÓÒ ÊÓËÜÒÓÐÍÛÕ ÏÐÎÃÐÀÌÌ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ОСНОВАН 27 МАЯ 1703 ГОДА За свою историю город

Подробнее

Cyber Security Online

Cyber Security Online Cyber Security Online Дмитрий Устюжанин, Эксперт BISA 31-05-2016, Минск, BIS Forum Контекст On-Line финансовых транзакций Агрегатор балансов Krawlly объединяет данные всех банков клиента в одно приложение,

Подробнее

Алёна Верхола. «Зимой»

Алёна Верхола. «Зимой» 56 Алёна Верхола. «Зимой» Основы флористической живописи Из природного материала можно создать любую картину: пейзаж, натюрморт, портрет, коллаж и другие. Чем больше будет у вас материала для работы и

Подробнее

Однажды раввин Нахман смотрел из окна на рыночную площадь и увидел одного из своих учеников, некоего Хайкеля. Тот имел вид очень озабоченный. Нахман окликнул его и пригласил войти в дом и поговорить. Скажи

Подробнее

Планеты Солнечной системы

Планеты Солнечной системы Планеты Солнечной системы Урок окружающего мира в 4 классе (Учебник Поглазовой О. Т. «Окружающий мир», 4 класс, часть 3) Старунова Ольга Эдуардовна, учитель начальных классов ГОУ СОШ 427 Кронштадтского

Подробнее

2.4. РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ

2.4. РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ 2.4. РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ 1. Создать базу данных, содержащую сведения о вложениях населением США средств в финансовые активы из задания 2.3-4. а) процент вложения активов в акции за 1990 год; б) самую

Подробнее

Сказочные математические фантазии

Сказочные математические фантазии Сказочные математические фантазии Горят причудливо краски И, как ни мудра голова, Вы всё-таки верьте сказке, Сказка всегда права! 1. Сказочная предистория (разминка) Поможем Золушке. Сказочные короли,

Подробнее

Часть 1. Вспышки спутников Иридиум

Часть 1. Вспышки спутников Иридиум В этом файле Satellites_Fedotovo_2016.pdf собрана полная информация обо всех вспышках спутников Иридиум и всех полётах других ярких спутников, которые можно будет наблюдать во время восьмой Карельской

Подробнее

Введение Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждений, организаций, предприятий, фирм, содержат информацию, ценность которой различна.

Введение Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждений, организаций, предприятий, фирм, содержат информацию, ценность которой различна. Введение Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждений, организаций, предприятий, фирм, содержат информацию, ценность которой различна. Значительная часть документов несет информацию, имеющую

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Образовательная программа «Предмет по выбору. Батик» рассчитана на учащихся ДШИ 6-7 классов (4-6 лет). Является дополнительной к образовательной программе «декоративно-прикладное

Подробнее

«09» июня 2015 г. г. Москва

«09» июня 2015 г. г. Москва ПРОТОКОЛ 1 Круглого стола «Национальный стандарт экспертизы произведений живописи и графики: цели и задачи; проблемы разработки; перспективы применения» в рамках деятельности Технического совета по вопросам

Подробнее

Ограничение по памяти:

Ограничение по памяти: Задача 1. Алфавит Совсем недавно Лёша начал изучать в школе английский язык. Как это часто бывает, в некоторых аспектах изучения этого предмета он достиг непревзойдённых высот, а в других, наоборот, столкнулся

Подробнее

Рисование на компьютере в программе Paint

Рисование на компьютере в программе Paint Рисование на компьютере в программе Paint Paint это стандартная программа для рисования на компьютере. Она проста в обращении. В неё можно научиться рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять

Подробнее

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: 1 1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Целью дисциплины является приобретение студентами навыков выполнения авторских произведений в различных видах росписи по фарфору (фаянсу, керамике). Для достижения поставленной

Подробнее

docplayer.ru

Искусствоведы устанавливают подлинность и авторство старинных картин. Это похоже на детектив

https://www.znak.com/2017-02-17/iskusstvovedy_ustanavlivayut_podlinnost_i_avtorstvo_starinnyh_kartin_eto_pohozhe_na_detektivНаталья Махновская Наиль Фаттахов

Наталья Махновская работает в челябинском Музее изобразительных искусств и занимается атрибуцией живописи – установлением подлинности произведений, особенности техники письма и так далее. «Моя работа больше всего похожа на работу следователя», – признаётся она, объясняя свою увлечённость профессией. Её повседневный труд – самый настоящий интеллектуальный детектив. 

Установление авторства, подлинности картины, конкретного времени её написания существенно увеличивает не только научную ценность полотна, но и его коммерческую стоимость. В результате произведение, которое оценивается в сумму порядка десятков тысяч долларов, может вырасти в цене до сотен тысяч. Впрочем, сотрудники музея об этом говорить не любят. В музее, разумеется, хорошая охрана и соблюдены все необходимые меры безопасности, но провоцировать преступников музейные работники очень боятся. 

Недавно вновь произошло интересное открытие. Портрет красавицы графини Бобринской кисти Манизера и замечательный портрет девочки, сделанный популярнейшей в XIX веке художницей Фредерикой Эмилией О’Коннель пастелью, считались никак не связанными между собой. Как оказалось, связь есть, более того, она тянется через время к императрице Екатерине Великой. 

Портрет графини БобринскойПортрет графини БобринскойНаиль Фаттахов

Это не единственное открытие. Наталья Махновская рассказала несколько самых ярких историй, которые произошли в стенах музея. 

Привет из галантной эпохи 

– Первая вещь, которой я занялась, когда пришла в музей, – Юбер Робер «Пейзаж с прачками». Он известный пейзажист XVIII века, Россия обладает вторым по количеству собранием его произведений после Франции. Не так давно наш Робер нашёлся в каталоге одного японского музея, который купил его в 80-е годы.

Теперь картину надо везти на рентген и отправить рентгенограмму в Эрмитаж, где её сравнят со снимками подлинного Робера. Скорее всего, у нас очень хорошая копия, сделанная в XVIII веке. Робер был очень популярен, поэтому последователей и подражателей у него было очень много. 

Есть у нас история с Жаном Батистом Удри, он жил раньше Робера и был королевским анималистом. Писал собак для Людовика XIII, представлен в Эрмитаже и в Пушкинском музее. У нас есть его картина «Собаки перед убитым зайцем». Это полотно пришло к нам из Третьяковской галереи и было атрибутировано как «Неизвестный художник немецкой школы». Представляете, как в процессе жизни картина меняет автора, школу, страну? 

Наиль Фаттахов

Провенанс у неё тоже очень сложный. Ранее она была в каком-то филиале Третьяковки, Рогожско-Симоновский монастырь, далее история обрывается. Во время работы над Робером я заочно познакомилась со многими специалистами. В 2013 году пришло письмо от Гийома Нико, который написал диссертацию по западноевропейской живописи в коллекциях русских императоров от Екатерины II до Александра I. Тогда культура была показателем престижа, не как сейчас. Русские императорские коллекции были богатейшими. 

Нико установил, что у нас действительно Удри, и не просто так Удри, а из дворца Бельвю маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Она заказала художнику серию из четырёх картин для десюдепортов – украшений над дверью – в своей столовой. У нас за собаками виден какой-то домик невзрачный, оказалось, это Бельвю и есть. Нико определил его по топографии. До наших дней замок не дожил. Его сначала бешеные революционеры ломали, потом снесли, один парк остался. 

Самое поразительное – а для меня вообще экстаз – что из четырёх картин серии сохранилась лишь одна и она хранится у нас. Для нашего Челябинска это ничего не значит, к сожалению, это мы тут в своём сообществе можем умирать от счастья, а всем остальным до лампочки. 

Тайна Хухтенбурга 

— Я с детства любила западноевропейское искусство, собирала вырезки из «Огонька», мама дарила мне кое-какие открытки из Эрмитажа. Особенно полюбила голландскую живопись. А у нас на выставке висела картина на втором этаже, я взглянула на неё и подумала: «Какое небо! Наверняка это голландский художник». Картина была подписана «Батальная сцена. Неизвестный художник, фламандская школа». Я на тот момент не очень хорошо различала голландцев и фламандцев, хотя, сейчас, конечно, стала понимать гораздо больше. 

А тогда опытных людей спросишь, они тебе что-то с пафосом в ответ нафыркают, и чувствуешь себя дура-дурой. Но в действительности это такие тонкости, что, я думаю, те опытные люди и сами их не знали. Как-то раз Google выдал в поиске картину точь-в-точь, как наша. А ты же уже свою коллекцию знаешь: вот тут небо большое, тут битва, тут деревья кулисные. Я по ниточке, по ниточке вытащила информацию, что эта картина продавалась на аукционе, по-моему, «Сотбис», под названием «Копия с картины Яна ван Хухтенбурга». Так впервые всплыло имя голландца, интуиция меня не подвела. 

Наиль Фаттахов

В амстердамском Рейксмузеуме в открытом доступе имеется иконографический анализ творчества Хухтенбурга: любимые приёмы, которыми пользуется художник. По стаффажу – персонажам, изображённым на полотне – легко определить руку художника или под кого работает копиист. Я сравнила нашу картину с полотном «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» авторства Хухтенбурга и нашла порядка десяти совпадений. 

Хухтенбург очень любил писать лошадей. Батальные сцены позволяли ему изображать лошадей в разнообразных позах. Я сравнила изображения и поняла, что случайности быть не может, оба полотна несли на себе один и тот же авторский почерк. Обычно, если у художника получаются какие-то образы, он будет дублировать их из картины в картину. Это – Хухтенбург. Но тут уже встал вопрос, подлинный ли у нас Хухтенбург или копия. 

Стилистический анализ нужно было дополнить технологическим. Современные художники пишут фабричными красками, тогда же краски стирали вручную. Я сняла с картины планочки, дырочки от гвоздей в подрамнике позволили установить, что они были квадратными, коваными. На обороте были сургучные печати и марки от предыдущей владелицы – «её Сиятельства графини Чернышёвой-Безобразовой». Если бы картина подвергалась позднейшей реставрации, эти следы бы не сохранились. Графиня владела картиной до 1918 года, стало быть, позднее её не реставрировали. 

Наиль Фаттахов

Исследования под микроскопом… Это… роскошно. Тон неба, который мы воспринимаем как голубой, под микроскопом виден иначе: это белила со вкраплениями ультрамарина или азурита, который голландцы стирали вручную. Эти лиловые кристаллы выглядят как драгоценности. Простите, мне просто всё это так нравится (улыбается). 

Картины XVIII века и старше доходят до нашего времени, в основном, «дублированными». От времени холст истончается, и, чтобы красочный слой не отпал, с тыльной стороны подкладывают новый, «дублирующий» холст. На нашем полотне обнаружились утраты авторского холста, затонированные позже. Екатеринбургские специалисты при помощи инфракрасной камеры обнаружили подпись, которую сложно различить глазом из-за кракелюра (сети трещин на лаке – прим. авт.). Остатки подписи утрачены вместе с холстом, но очевидно, что она принадлежала Яну ван Хухтенбургу. 

Макроснимки подписи я послала замечательному исследователю Квентину Бувело в Гаагу, он специалист по художникам-баталистам. Обратиться к нему мне посоветовали в Рейксмузеуме. Конечно, в Голландии не было таких потрясений, как у нас, картины не перевозили на возах сумасшедшие революционеры. Не то что у нас. Бедненький Хухтенбург неизвестно что пережил. Но Бувело подлинность подписи подтвердил и нас поздравил. Я была счастлива (смеётся). 

Потом мы свозили картину на рентген в клинику «Лотос». Я долго сомневалась в настройках рентгена. Реставраторы в Омске рассказали, что они делают снимки своих картин в институте судебной медицины, выслали мне нужные параметры. Выяснилось, что требуется настроить рентген так же, как для снимка кисти человеческой руки. 

Наиль Фаттахов

На рентгене заметна вся эволюция картины: вот художник сделал подмалёвок, вот начал заполнять форму. Или пентименто – когда ему не понравилось, как он, например, причёску написал, и он переписал её по-другому. Копиист работает иначе, на рентгенограмме копии вся эволюция картины не видна. Снимок же нашей картины все эти переделки показал. И как эти попочки лошадей изящно написаны и смоделированы, полный восторг! Это очень красиво, я вас уверяю!

Дело о жаровне 

– Откуда в челябинские музеи поступали картины? Либо из столичных музеев, либо покупались у челябинцев. А у челябинцев откуда картины? Трофейные. У нас же ни Демидовых, ни Строгановых не было своих. У нас в коллекции обнаружилась прелестная картинка «У жаровни». Там два священника каких-то, жаровенка какая-то, написано так живо, замечательно. Подпись есть, «А. Галлего». Экспертное заключение ГМИИ (Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина – прим. авт.), сделанное перед продажей нам, гласит, что это – Альварес-и-Галлего Доминго. 

Я решила узнать его биографию, что хоть за художник-то? Поиск в интернете ничего не дал. Нашла только одну картинку, там какие-то виды, корабли, моря – ничего общего с нашим. Я уже говорила про иконографический анализ? Если художник Робер писал руины и пейзажи, то портреты он писал очень редко. Если художник работает в излюбленном жанре, то очень редко перестраивается. 

Я пристала к нашему Сергею Михайловичу [Шабалину, главному хранителю Музея изобразительных искусств], он изумительный человек, очень много знает. Он сказал, что откуда-то помнит, что этот художник есть в музее Прадо (Мадрид, Испания – прим. авт.). Я воспользовалась переводчиком от Google, написала туда и через две недели получила ответ. Я всегда пишу куда-нибудь, как «на деревню дедушке», и всегда так удивляюсь, когда мне приходит ответ (смеётся). И вот прекрасная дама из Прадо сказала, что да, у них есть такой художник, только другой – Хосе Гальегос-и-Арноса, умерший в 1917 году. 

Портрет девочки, сделанный художницей Фредерикой Эмилией О’КоннельПортрет девочки, сделанный художницей Фредерикой Эмилией О’КоннельНаиль Фаттахов

Через Википедию я нашла ссылку на сайт, посвящённый художнику и созданный его внуком, Полом Гальегосом. Я написала ему, выслав изображение нашей картины, и попросила образец подлинной подписи деда для сличения. Гальегос очень хорошо представлен на аукционах, его много продают. Он часто писал сюжеты из жизни католических священников в роскошных одеяниях, на фоне резной мебели, и даже эта жаровня фигурирует на других полотнах.

Одна вещь Гальегоса отыскалась в Эрмитаже. Я написала сотруднице, занимающейся Испанией, и получила ответ, где она пишет: «по случайному стечению обстоятельств, в тот момент, когда я получила от вас письмо, у меня в гостях был потомок художника, Паоло Серафини, который специально приехал для того, чтобы посмотреть картину. Я показала ему изображение вашего полотна, и он вспомнил жаровню, которая хранилась в их семье и которую он помнит с детства».

Лекция Натальи Махновской по атрибуции живописи, посвящённая портрету графини Бобринской и его связи с пастельным портретом девочки, состоится в Картинной галерее по улице Труда, 92, в субботу, 18 февраля, в 11 часов. Портрет девочки – пастель по бумаге – требует особых условий хранения и очень редко выставляется из-за хрупкости материала. У посетителей лекции будет возможность посмотреть на него своими глазами и поразиться мастерству Фредерики Эмилии О’Коннель, одной из самых знаменитых портретисток XIX века.

www.znak.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта