РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: Борис Михайлович Ольшанский. Ольшанский картины


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: Борис Михайлович Ольшанский

 

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ ОЛЬШАНСКИЙ 

Борис Михайлович Ольшанский - родился в 1956 году  в Тамбове. Русский «художник-славянист»,  создатель удивительных монументальных полотен из славянской жизни, а также картин, посвящённых ведическим временам на территории славян, народным мифам, былинам, легендам. Окончил Пензенское художественное училище, а также Московский Суриковский институт.После нескольких больших выставок своих картин (в России и за рубежом) - Борис Ольшанский стал одним из самых известных художников пишущих картины о древней Руси.

Алеша Попович и Елена КрасаАлеша Попович и Елена Краса

КупаваКупава

Берегиня

Берегиня

ЛельЛель

Языческий мотивЯзыческий мотив

БылинаБылина

БерендеиБерендеи

Городская улица XVII векаГородская улица XVII века

Посольский двор XVII векаПосольский двор XVII

Ночь на Ивана КупалуНочь на Ивана Купалу

СадкоСадко

Священный зовСвященный зов

Послание звезд

Послание звезд

Из темной глубины вековИз темной глубины веков

Ночь ВоинаНочь Воина

Рождение воинаРождение воина

Клятва СварожичаКлятва Сварожича

Поход ВольгиПоход Вольги

Предание о СвятославеПредание о Святославе

Сеча на ДнепреСеча на Днепре

Славянская БыльСлавянская Быль

Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве

Волхв ВсеславовичВолхв Всеславович

Тени забытых предковТени забытых предков

Помни Имя своёПомни Имя своё

bluecambrianclay.ru

Картины Бориса Ольшанского » Боги Славян

Статья из «АЛЬБОМА С РЕПРОДУКЦИЯМИ»

Картины Бориса Ольшанского.

Алеша Попович и Елена Краса, Худ.Б.Ольшанский

Алеша Попович и Елена Краса, Худ.Б.Ольшанский

АЛЕША ПОПОВИЧ —  богатырь, герой СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алеша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.

РОДОСЛОВНАЯ: Алеша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора).

СЛУЖБА: Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.

ПРОТОТИПЫ: Принимавшееся ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом Алеши Поповича был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1223 году.

СПОСОБНОСТИ: Алешу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

Берендеи, Б.Ольшанский

Берендеи, Худ. Б.Ольшанский

БЕРЕНДЕЙ  – слово многозначное.  В славянской мифологии — это колдун-оборотень,  оборачивающийся бурым медведем, и  Мифический царь в русской литературе, и представитель племени берендеев

ПЛЕМЯ: Тюркское кочевое племя в южно-русских степях, упоминаемое в русских летописях XI-XII вв.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Считается, что одним из прародителей берендеев  был Ас.

ОБОРОТНИ: Берендеи- в славянской мифологии — оборачивающиеся бурыми — медведями люди. Как правило, это были колдуны либо заколдованные люди.

Слабым отголоском медвежьих действ может быть наличие «медведя»-человека в вывоpоченном тyлyпе в составе pяженых на зимних святках и на Масленицy.

В ЛИТЕРАТУРЕ: В сказках А.Н.Островского «Снегурочка»  и «Сказке о  царе  Берендее»  В.А.Жуковского  царь Берендей мудро правит берендеями. Известная пьеса Александра Островского «Снегурочка» переносит зрителя в «царство добрых берендеев», мало имеющих отношение к реальным берендеям.

волх всеславьевич-ольшанский

Волх Всеславьевич, Худ.Б.Ольшанский

ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ    —  герой  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА,   относится к  ОБОРОТНЯМ.

ДРУГОЕ ИМЯ: Вольга Святославович.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Говорят, что Волх Всеславьевич и Вольга Святославович раньше были РАЗНЫМИ героями разных былин. А потом со временем их образы слились в один. В процессе сливания и разделения Вольгу иногда именовали Буслаевичем (от имени героя Василия Буслаева). Волх Всеславьевич – былинный герой, названный по имени Волха, сына Славена.

РОДОСЛОВНАЯ: мать — Марфа Всеславовна

Василиса Микулишна, Худ.Б.Ольшанский

Василиса Микулишна, Худ.Б.Ольшанский

ВАСИЛИСА МИКУЛИШНА — героиня  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

РОДОСЛОВНАЯ. Дочь Микулы Селяниновича, жена Ставра Годиновича. Есть у нее и сестра — Настасья Микулишна.

Василиса — поленица (та, что может выйти в поле и сражаться)

Слава Даждьбога, Худ.Б.Ольшанский

Слава Даждьбога, Худ.Б.Ольшанский

ДАЖЬБОГ (или ДАЖДЬБОГ) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего  Мира, он — солнечный бог, он еще и  носитель света солнечного.

РОДОСЛОВНАЯ: Даждьбог сын великого Перуна и нежной русалки Роси, он — прародитель народа русского. Через отца — внук Сварога, через мать — внук Велеса. Супруг Златогорки, Живы и  Марены.

.От Златогорки у него два сына — Коляда и Овсень,  от Мары-Морены имеет сына Богумира.

А вот мир после потопа ему досталось восстанавливать с Живой,  она и родила ему  АРИЯ (ОРЕЯ) — легендарного прародителя Рода славянского и Кисека.

Заря-Зарница, Худ.Б.Ольшанский

Заря-Зарница,Худ.Б.Ольшанский

ЗАРЯ-ЗАРЕНИЦА (Мерцана, Зимцерла) — нежная Небесная Богиня. Зарница — Управительница зари, она же —  Богиня-Покровительница урожая — хорошего да обильного. Заряница  — богиня   рассвета, здоровья и очищения.

РОДОСЛОВНАЯ:  Заря — дочь Богумира, Жена Хорса. От Хорса имеет детей — Радуницу и Денницу.

В ЛЕГЕНДАХ: Она выводит поутру солнце и его яркими, стреловидными лучами поражает мрак и туманы ночи; она же выводит его весною из-за темных облачных покровов зимы. Миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе они таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря принимает их, когда оно, совершив свой дневной путь по небосводу, скрывается на западе.

Терем Зимы, Ольшанский

Терем Зимы, Худ.Б.Ольшанский

ЗИМА – богиня Холода, жестокая красавица.  Относится к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В ноябре она проезжает по горам и долам на пегой кобыле. Зима дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о которой добрые люди боятся вспоминать на ночь (а если кто и обмолвится ненароком, тот тут же оговаривает свою ошибку словами: «Не к ночи будь помянут!» ), даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь подальше да поглубже от краснощекой, белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями кровь в жилах.

ИЕРАРХИЯ: Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки-поползухи. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее заделья, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно!

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: Идет время, Зима стареет, и к марту месяцу, накануне прихода Весны — Красной девицы, Зима в народном представлении обращается в уродливую старуху, зловредную мачеху, которую мы мечтаем как можно скорее спровадить туда, откуда она пришла: за горы — за моря, в снеговые, ледяные хоромы, чтобы насладилась теплом уснувшая земля, пробудилась и расцвела. Тогда наступает праздник Масленицы, когда старуху Зиму с облегчением гонят со всех дворов. А в память о древнем поединке Перуна с демоном Зимы люди строят снежные крепости с башнями и воротами — и разрушают их с громкими победными криками.

В ночь на Ивана Купалу, Худ.Б.Ольшанский

В ночь на Ивана Купалу, Худ.Б.Ольшанский

КУПАЛЬСКАЯ НОЧЬ — ночь на Ивана Купалу

ДАТА В КАЛЕНДАРЕ — 24 июня.

ЧЕСТВОВАНИЯ БОГОВ.  Прославляют в эту ночь Леля — как бога пылкой любви, и конечно, героев праздника — Кострому да Купало.

Воздавали почести Дане  — славянской богине воды.

Купава, Худ.Б.Ольшанский

Купава, Худ.Б.Ольшанский

КОСТРОМА(КУПАВА) – дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы

ИМЯ: Название «Кострома» связывают с рус. «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений.

ЛЕГЕНДА:  Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме. История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи — Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. По преданию, когда-то давным-давно, в день Купалы к Ра- реке прилетела птица смерти — Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее — тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави. Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко — послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье. Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет. Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей.

1-лель ольшанский

Лель, Худ.Б.Ольшанский

ЛЕЛЬ — юное божество любви.

РОДОСЛОВНАЯ: Он —  брат Лели и Полеля с Дидом.

Бог Лель — сын богини Лады, а Лада собой символизирует и красоту и любовь, но уже в более зрелом, в более осознанном  ее выражении.  Привлекательность, внешняя красота  рождает страсть — именно такая аллегория видится  в рождении страстного Леля от красавицы Лады.

 Лель символизирует скорее  любовь —  страсть: взрывную,  горячую и пылкую, а не любовь-нежность:  мягкую, добрую и преданную. Может быть, поэтому в воображении наших предков бог любви Лель был вооружен яркими искрами, которые метко метал он в людей прямо из рук своих, разжигая в сердцах людских чистое пламя любви.

ПАМЯТЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: О нем до сих пор нам  напоминает ласковое слово «лелеять», то есть баловать и  нежить, любить и заботиться».

Огненный Волх, Ночь воина, Худ.Б.Ольшанский

Огненный Волх,Ночь воина,Худ.Б.Ольшанский

ОГНЕННЫЙ ВОЛХ — бог бесстрашия и смелости, неукротимый воин,  защитник народов славянских

РОДОСЛОВНАЯ: Он родился у Матери-Сырой-Земли, а отцом ему был Индра. Женой же Волха была Богиня любви — Леля., у них был сын Лют.

СПОСОБНОСТИ: Был он оборотнем, превращаться умел в зверей разных

ДРУГИЕ ИПОСТАСИ:  К своей любимой Лели летал он в образе ФИНИСТА — Ясного Сокола.

А мог он и в Серого Волка превратиться.

В ЛЕГЕНДАХ: Говорят, что когда Волх рос, то была мечта у него — победить отца своего. Вырос Волх, возмужал и победил он Индру.   Завладел его Темным и женой его — змеей Параскевой.

А после этого  решил Волх завладеть всем миром, и полетел он Финистом-Соколом в сад Ирийский яблочек золотых поклевать. Да только не успел, ибо увидел он там Лелю.

Из Светлого царства Леля, из Подземного царства Волх — ну никак им вместе не быть,  но и порознь они не могли уже! И стал он к ней Ясным соколом летать.

А у Лели сестры — Жива да Морана.  Истыкали все иголками — поранился Финист — и в Подземный мир ушел.   Бросилась Леля искать его  и нашла своего любимого.  Вывела его на свет ясный.

И стал могучий Волх охранителем Ирийского сада. А светлые боги согласие на его брак с Лелей дали.

-толмач-священный зов -ольшанский

Священный зов, Худ.Б.Ольшанский

РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ — все это действия различного магического, мистического или ритуального характера.

РИТУАЛ – переводится с латинского как «торжественная церемония». Включает в себя определенный набор действий и совершается магом или другим лицом с целью достижения какой-либо магической (или не совсем магической) задачи. Может выполняется одним конкретным человеком.  Ритуал включает в себя привычный, отработанный набор действий. Например, ритуал рукопожатия. В нашей жизни достаточно много ритуалов. Иногда они складываются в стереотип. Есть ритуалы, которые вы вырабатываете сами. Есть ритуалы, которым вас учат. Познакомьтесь с ритуалом угощения Домового.

ОБРЯД –  являет собой совокупность определенных действий, совершаемых с какой-либо магической или религиозной целью. Само слово «обряд» происходит из старославянского языка и означает «оба рядом», т.е. имеет несколько исполнителей, в то время, как ритуал может исполняться и в одиночестве. Обряд — действо более сложное, чем ритуал. Обряд может включать в себя один или несколько ритуалов (и не в коем случае не наоборот — ритуал в себя обряды не включает!). Например, ритуал жертвоприношения является частью обряда вызова духов. 

ОБЫЧАЙ – он же «традиция». То или иное правило поведения человека или народа, сложившееся в результате его длительного повторения. 

Ночь соловья, Худ.Б.Ольшанский

Ночь соловья, Худ.Б.Ольшанский

СОЛОВЬИНАЯ НОЧЬ

 

********

 

Соловьиная ночь наступает в начале лета. По народной примете, особенно звонко соловьи поют на Вознесение, и это время так и называют «соловьиная ночь». По поверью в это время соловьёв нельзя ловить, иначе весь год не будет удачи и счастья.

 

Пение соловья, конечно, можно услышать не только ночью, но днем из-за голосов других птиц его не очень слышно. Как и у других птиц, пение соловья — это «слова» любви для его избранницы. Поёт соловей до того момента, пока самочка не высидит птенцов. Только тогда он умолкает, чтобы не привлечь к гнезду врагов.

 

Ночь накануне Вознесения называется соловьиной, считается, что в эту ночь соловьи поют звонче и громче, чем в остальные дни.

 

bogislavyan.ru

Русь Древнейшая в картинах Бориса Ольшанского.

Прекрасные картины русского художника Бориса Ольшанского. 

«Я уверен: с небес за нами пристально взирают наши великие предки. И неизбежен суд истории. Ибо будущее за правдой и верой. Из разрозненных исторических сведений и документов встает Русь Великая, дохристианская. С её великой историей, которую напрочь отвергли и предали забвению. Русские легенды, былины, предания, сказы – какой грандиозный и красочный простор воображению и фантазии художника! Слава Богу, что были великие подвижники и прекрасные художники: Рябушкин, Васнецов, Нестеров, Суриков, Васильев... Но мало, очень мало имён для такой большой и могучей державы, работающих на ниве великой и захватывающей истории России.

Понимание этого усиливало во мне желание посвятить свое творчество истории. Я много рисовал с натуры и по памяти, что создало твердую основу для освоения академических знаний. Я не согласен с мнением, что серьёзная академическая школа сковывает, а то и вообще убивает творческий потенциал.

Да, для тех, кто не доучился – это камень на шее, который тянет на дно, позволяя видеть свое несовершенство». Борис Ольшанский

Алеша Попович и Елена Краса

"Во славном было во городе во Ростове,У того попа РостовскогоЕдино было чадо милое,Удал добрый молодец на возрасте,По имени Алешенька млад;"

Алеша Попович и Елена Краса

Русь Великая-1

Русь Великая

Садко

Садко

Берегиня

" ...это великая богиня, породившая все сущее. Живет она по берегам рек, оберегает людей от злых духов, предсказывает будущее, спасает детей младых, оставшихся без присмотра и упавших в воду."

Берегиня

Берендеи

Берендеи

Богиня - царевна

Богиня-царевна

Былина

Былин

Предание о Святославе

«Походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии.»

Предание о Святославе

Рождение воина

Рождение воина

Иван-вдовий сын

Иван-вдовий сын

Клятва Сварожича

Клятва Сварожича

Ночь Воина

Ночь Воина

Поход Вольги

"Когда воссияло солнце красноеНа тое ли на небушко на ясное,Тогда зарождался молодой Вольга,Молодой Вольга Святославович..."

Поход Вольг

Сеча на Днепре

Сеча на Днепре

Ночь на Ивана Купалу

Ночь на Ивана Купалу

Ночь Соловья

Ночь Соловья

Волхова с радугой

Волхова с радугой

Лель

Лель

Купава

Купава

Языческий мотив

Языческий мотив

Русалия

Русалия

Слава Даждьбога

Слава Даждьбога

У небесного причала

У небесного причала

Городская улица XVII века

Городская улица XVII века

Морозко

Морозко

Терем царевны зимы

Терем царевны зимы

Посольский двор XVII века

Посольский двор XVII века

Посторонись, государь, это мое место

Посторонись, государь, это мое место

Из темной глубины веков

Из темной глубины веков

Тени забытых предков

Тени забытых предков

Славянская Быль

Славянская Быль

Волхв Всеславович

"Для‑ради рожденья богатырскогоМолода Волха Всеславьевича;Рыба пошла в морскую глубину,Птица полетела высоко в небеса,Туры да олени за горы пошли,Зайцы, лисицы по чащицам,А волки, медведи по ельникам,Соболи, куницы по островам..."

Волхв Всеславович

Пересвет на поле Куликовом

Пересвет на поле Куликовом

Танец с огнем

Танец с огнем

Заря-заряница

Заря-заряница

Баллада

Баллада

Вещее предание

Вещее предание

Плач Ярославны

«О светлое, Трижды светлое Солнце! Для всех ты тепло и красиво — Так к чему ж, господине, На воинство милого Свой луч простираешь Горячий? В поле безводном Жаждой им луки стянуло, Колчаны кручиной свело...»

Плач Ярославны

Слово о полку Игореве

"Не прилично ли будет нам, братия, Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича! Начаться же сей песни По былинам сего времени, А не вымыслам Бояновым. Вещий Боян, Если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земли, Сизым орлом под облаками. "

Слово о полку Игореве

Рождение Российского флота

Рождение Российского флота

neputevie.ru

Ольшанский Борис Михайлович - Каталог картин. Цены.

Я родился в городе Тамбове 25 февраля 1956 года. Мои родители - Михаил Федулович Ольшанский и Варвара Сергеевна Ольшанская (в девичестве Калинина) -родом из Тамбовской губернии.Предки по батюшкиной и матушкиной линии испокон веков крестьянствовали на Тамбовской земле. Пахали землю, сеяли хлеб, разводили пчел... Они были зажиточными крестьянами, православными людьми и всегда, принимаясь за дело, славили Господа. Прабабушка Арина по батюшкиной линии пешком ходила в Киев на поклонение святым мощам.

В годы тотальной коллективизации все мои славные предки были раскулачены, но, к счастью, не сосланы в Сибирь. Отец, Михаил Федулович, прошел всю Отечественную войну. Был трижды ранен. Имел боевые награды. В апреле 1945 года его тяжело ранили в бою. Пуля фашистского снайпера попала в скулу и вышла через левый глаз. Чудом отец остался жив. После лечения в госпитале вернулся в родную деревню Новосельцево, что в 40 верстах от Тамбова. Тогда же встретился с моей матушкой Варварой. В скором времени они сочетались браком. Поскольку экономический беспредел властей в отношении русского крестьянства, начатый в тридцатых годах, продолжался, вынуждены были перебраться в город. В Тамбове жизнь была полегче.В семье родилось шестеро детей - четыре дочери и два сына. Нина, Маша, Анатолий - старшие, я вроде как средний, Люба с Валентиной - младшие. Жили небогато, как и большинство населения страны того послевоенного периода. Отец был инвалидом войны второй группы и особой заботы со стороны властей не чувствовал.Родители передали нам любовь к знаниям и стремление к духовным поискам. В нашей семье у всех имелась склонность к рисованию. Насколько себя помню, я все время что-то рисовал и лепил. Самой талантливой из всех была старшая сестра Нина. Могла легко уловить портретное сходство и в рисунке передать характер. Жаль, что профессиональным художником она не стала.В десять лет родители определили меня в Тамбовскую художественную школу, которую я с удовольствием посещал три раза в неделю после занятий в обычной школе. Приходилось делать большущий крюк, поскольку художественная школа находилась в другом районе, а транспорт ходил плохо. Порой мне приходилось тяжеловато, но, наверное, с трудностей и начинается закалка характера.В общеобразовательной школе дела шли нормально, на уроках запоминал большую часть информации. И дома на подготовку уроков времени уходило немного. Правда, почему-то невзлюбил химию и физику, но твердую тройку имел и по этим предметам.Из произведений художественной литературы читал много и все подряд. Отец часто приносил книги из библиотеки. Повзрослев, я стал сам выбирать книги для чтения. Прочитанное расширяло кругозор и будоражило фантазию.С удовольствием ходил с друзьями в кино, зачастую убегая с уроков. Хотя много времени уходило на рисование, но и фильмы смотрел: порой по два-три раза - билеты тогда были дешевые.Я запомнил то время как хорошее, веселое. Учителя - замечательные люди, хорошо знали свое дело и по-доброму относились к нам. Но, когда вижу свою школу во сне, просыпаюсь в холодном поту. Вот такой парадокс...Другое дело — художественная школа. Курс на академические знания служил установкой и для учителей, и для учеников. Замечательный педагог и художник Алексей Иванович Левшин имел классическое образование, и своим ученикам он пытался передать серьезное отношение и любовь к искусству. Тогда же в школе преподавал талантливый художник Юрий Павлович Новиков. Он сумел зажечь в нас искру творчества. Мы приносили ему кипы листов со своими набросками и зарисовками. Все это он разглядывал и оценивал самым внимательным образом, стимулируя у нас развитие профессиональных навыков. А как живы и интересны были рассказы Юрия Павловича о художниках и искусстве! Побольше бы таких замечательных педагогов в наши школы.Как-то я вычитал в книге об искусстве Н.Н. Ге важную рекомендацию - работать по памяти - и пристрастился к этому занятию на всю жизнь. С каким удовольствием я воспроизводил на бумаге когда-то увиденные и запомнившиеся мне сцены из жизни, лица знакомых и незнакомых людей... Это очень помогает в работе над композициями, сообщая убедительность изображаемым сюжетам.Занятия по живописи в художественной школе вел Юрий Иванович Киселев. Ученик А.И. Курнакова, Киселев после окончания орловского института вернулся на родину в Тамбов под начало А.И. Левшина. Увлеченный художник и разносторонне развитая личность, он и нас, ребят, увлек рассказами о многогранности мира искусства. С тех пор и до сего времени нас связывает крепкая творческая дружба. Мы с ним часто встречаемся и обсуждаем проблемы и возможности живописи, печальное положение в культуре, перипетии повседневной жизни...В художественной школе сформировалась творческая группа. Нас объединили и возраст, и социальное положение, и любовь к искусству. И наша дружба по воле судеб сохранилась до сих пор. Борис Ткачев, Владимир и Николай Кудрявцевы и я - мы вместе ходили на этюды, вместе спустя время учились в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого. Когда вернулись в Тамбов, вступили в Союз художников России. Постоянно встречаясь, мы и теперь ведем беседы о тернистых путях в искусстве.Еще в художественной школе я начал заниматься исторической тематикой. Меня увлекала и захватывала возможность мысленно перенестись в эпоху, когда происходили изображаемые события, чтобы прикоснуться к необычному, волнующему и неувядающему источнику бурлящих страстей, окунуться в них с головой и дать волю фантазии -это ли не момент истины, подвластный творцу?В классическом и академическом направлении исторический жанр с давних пор считался вершиной живописи - и по сложности исполнения, и по серьезности содержания. Понимание этого усиливало во мне желание посвятить свое творчество истории.Я много рисовал и писал с натуры и по памяти. Большие кипы альбомов и листов с рисунками храню до сих пор. Это создало твердую основу для освоения академических знаний. Я не согласен с бытующим мнением, будто бы серьезная академическая школа сковывает, а то и вообще убивает творческий потенциал. Да, для тех, кто недоучился, -это камень на шее, который тянет на дно, позволяя видеть свое несовершенство. А научиться надо многому. Потребуется не меньше двух десятков лет, а то и по более, чтобы освоить основы академического рисунка и классической живописи. Но упорство и труд будут вознаграждены, когда почувствуешь легкость и уверенность в руке, поймешь красоту бесконечности в великом мире искусства.После окончания в 1973 году и средней, и художественной школы у меня уже не было сомнений в выборе дальнейшего жизненного пути: я твердо решил посвятить себя живописи. После восьмого класса я было поступил в педучилище на художественно-графический факультет, но проучился в нем всего-то месяца полтора. Из-за существовавшего там приоритета естественных наук над живописью я покинул сие заведение и вернулся в девятый класс.Получив дипломы о среднем образовании, мы с Володей Кудрявцевым поехали в Санкт-Петербург (тогда Ленинград), чтобы поступать в художественное училище имени В.А. Серова. До сих пор в памяти стоит то летнее утро, когда мы сошли с поезда и вышли на Невский проспект. Белые ночи были в самом разгаре, и утро наступило почти незаметно. Мы с Владимиром шли по Невскому, и целый мир открывался перед нами: все лучшее в жизни было впереди. С того незабвенного утра город на Неве стал для меня чем-то светлым, возвышенным, дающим творческий импульс видом своих парков, площадей, дворцов и музеев. И пусть архитектура города прозападного образца, но это - «русский Запад». Он и по сию пору манит меня к себе. Так и тянет побродить по улочкам и аллеям прекрасного города, постоять у бурлящих фонтанов и сохранить в памяти взлет и падение сверкающих струй.Мы с Кудрявцевым решили показать свои работы в институте имени И.Е. Репина - и нас допустили до сдачи экзаменов! Правда, на графическое отделение: у нас не было работ маслом.Это еще одно подтверждение того, насколько серьезной была подготовка в Тамбовской художественной школе под руководством А.И. Левшина. Поразмыслив, Володя не стал испытывать судьбу и оставил свои документы в Серовском училище. А я решил рискнуть. Забрал документы из училища и стал сдавать экзамены в институт имени И.Е. Репина.Разумеется, я не поступил, но опыт сдачи экзаменов приобрел большой. Сколько их еще будет в моей жизни, но воля к победе рождалась в ранней юности.Володя Кудрявцев в Серовское училище тоже не поступил, и мы, усталые, но непобежденные, вернулись в родной Тамбов. Впечатленияот Питера были колоссальные. Желание учиться и жить в городе на Неве было настолько большим, что я даже хотел устроиться лимитчиком в пожарную часть и быть вольнослушателем в Академии художеств. Но... нет, судьбе было угодно, чтобы осенью я устроился на работу в Тамбовский дворец пионеров художником-оформителем. В свободное время ходил рисовать в художественную школу. Директором там в это время была Алла Никитична Ляпина. Она была сторонницей раскрепощения творческой личности и к классическому штудированию не питала особых симпатий. Но к нам была настроена доброжелательно и нашим занятиям не препятствовала.Вдобавок ко всему я еще посещал художественный факультет в педучилище, рисовал и писал с натуры живую модель. Дома для души делал сюжетные композиции, иллюстрации к классике, что-то на исторические темы. Времени не хватало, дел было невпроворот: работа, подготовка к поступлению, творческая работа с композициями... Так что год пролетел быстро, и я снова поехал испытывать судьбу. В институте И.Е. Репина меня в этот раз даже не допустили к сдаче экзаменов. Я решил попробовать свои силы в Москве, в Суриковском институте.После Ленинграда впечатления от Суриковского института были самыми прозаичными. Ощущение казенного дома, неухоженного и заброшенного, осталось во мне до сих пор. В Суриковском мои композиции и рисунки понравились, но до экзаменов и тут не допустили, вяло мотивируя малым количеством работ маслом, рисунков обнаженной модели и отсутствием «училищного» образования. Пришлось вернуться в Тамбов. Подумав и посоветовавшись с друзьями и близкими, я принял решение, во многом определившее мою дальнейшую жизнь: поступать в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого. Его статус и уровень подготовки в стенах училища в то время были одними из лучших в России. А выпускников Тамбовской художественной школы благодаря хорошей выучке принимали охотно.Я без особого напряжения сдал вступительные экзамены, и даже было предложение зачислить меня на более старший курс. Но впереди ждала армия, и предпринимать что-либо не имело смысла. Я проучился всего два месяца, и это время навсегда отпечаталось в памяти.Что такое училище тех времен? В основном 20-30-летние бородатые парни, упрямо ищущие смысл бытия, жадные до знаний, постигающие тайны живописного ремесла. Прошедшие огонь и воду, они были ведомы по жизни высшей идеей -служением искусству. Были и конъюнктурщики, но не они определяли славу пензенского училища. Тогда еще в его стенах витал дух И.С. Горюшкина-Сорокопудова. У нас преподавали его ученики, в душах которых горела страсть к творчеству: они понимали нас, молодых, жадно ищущих истину.Но все миновало как сон... И вот я, уже в армейской робе, вытягиваю шаг на плацу. В армию шел с чувством обреченности. Не писать и не рисовать для меня означало духовную смерть.Однако два года службы в стройбате, а именно в этих «королевских войсках» я оказался, не прошли для меня даром. Я увидел жизнь такой, какая она есть. Разные попадались люди... Но молодость, оптимизм, вера в свои силы не давали унывать. Помимо работы с «ломом и лопатой», я умудрялся еще и рисовать. Именно в армии я хорошо освоил рисунок, развил фантазию и воображение. Так что бесследно для меня это время не прошло. Два армейских года я всегда вспоминаю с налетом легкой грусти и некоторой иронии.И вот я снова в милой старой Пензе среди бородатых и длинноволосых парней. И сам я такой же. Для меня этот период в жизни до сих пор остается самым ярким, увлекательным и волнующим. Молодость, среда художников, верящих в идеалы большого искусства и в свои силы!Материально я обеспечивал себя сам, хотя родители - светлая им память! - старались по мере возможности мне помочь. Политагитация в то время в Пензе, да и во всей России была поставлена на производственные колеса. Работы художникам хватало, да и платили неплохо. Главное - не лениться и успевать учиться, творить и зарабатывать. Мне удавалось это совмещать.Руководителем мастерской, где я учился, был директор училища Юрий Константинович Бельдюсов. Высокая должность не погасила в его душе искренней привязанности к искусству. У Юрия Константиновича было художественное образование, он занимался графикой и живописью. К нам, молодым и горячим, он относился с отеческой доброжелательностью. И часто, стоя у него в кабинете па аудиенции, мы за очередное прегрешение смиренно выслушивали его назидания. Он говорил их под аккомпанемент строгих, но таких милых нравоучений нашего завуча Доры Лазаревны. Никто из нас никогда не обижался, мы понимали, что «получаем» за дело.Большинство студентов имели за плечами среднюю школу, и мы не посещали часть «предметов», а посвящали свободное время библиотеке и этюдам. Училищная библиотека была основательной. В ней хранились издания еще начала XX века по костюму, живописи, рисунку. Очень много имелось классической художественной литературы. Мы все с упоением и вниманием просматривали и прочитывали. Не забыть зимних вечеров, когда мы собирались у кого-нибудь на квартире. Тут-то и начинались жаркие дискуссии.Борис Ткачев, Володя и Николай Кудрявцевы в училище в Пензе оказались на разных курсах, но это не разобщило их. Училище было в этом плане демократичным. Семнадцатилетние ребята и тридцатилетние мужи общались на равных, и никому в голову не приходило оглядываться на возраст или социальное положение. Это было уникальное братство единомышленников и единоверцев. А вера была одна - искусство! И пусть порой не хватало денег, а то их и вообще не водилось, но всегда находились родственные души, а значит, похлебка с хлебом, чай и душевные разговоры были гарантированы.Больным местом для приезжих стал квартирный вопрос. Холсты, краски с запахом скипидара и керосина не вызывали расположения к нам у жителей Пензы. Нередки были ситуации, когда за год приходилось менять три, а то и четыре квартиры. Хозяева попадались тоже разные. Порой гоголевские и чеховские персонажи так колоритно дополняли наш и без того разнообразный быт, что казалось, будто XIX век и не уходил... Но это уже другая история, учившая нас с юмором относиться к действительности.Там же в училище я познакомился со своей будущей женой Татьяной Коноваловой, талантливой художницей и чутким, добрым человеком. Мы вместе учились в одной группе и - снова судьба! - скоро соединили свои жизни.Много талантливых и даровитых ребят я встретил в училище. Каждый мечтал стать большим художником. Увы, стали ими единицы — наиболее упорные, устремленные и одержимые искусством люди.Творчество - это своего рода крест. На художника возложена миссия пророка, и через живопись он выражает не только свои эмоции, но и отношение к миру, определяя место человека в нем.Служители искусства всегда были посредниками между миром реальным, земным, и миром высшим, духовным. Но мир земной давил на художника, порой превращая творца из посредника в «прислужника» сильным мира сего. Подобное происходит и в наше время. Разложение формы, а не ее созидание, отсутствие высшей цели характерно для времени, когда духовные поиски подменяются поиском удовольствий. К счастью, в те беззаботные годы мы, «духовной жаждою томимые», верили в торжество разума, и нам казалось, что никакая сила не способна сломить свойственный нашему поколению дух созидания.Не придавая большого значения житейским невзгодам, мы много работали. В училище была хорошая традиция - каждое полугодие, отчитываясь за работу в натурных постановках и композициях, мы показывали домашние наработки. За них ставились оценки. И было интересно видеть «полет мыслей» молодых художников. Творческие фантазии оценивались за шумными студенческими застольями. Дорогого стоило - сравнивать свой творческий потенциал с возможностями других, перенимать лучшее и делать выводы как из своих, так и из чужих ошибок. народных сказаний и преданий. Он посоветовал мне поступать на графическое отделение в Суриковский институт.Шел 1980 год. Проходили Олимпийские игры в Москве, и время экзаменов в Суриковском институте было передвинуто на осень. По старой памяти я решил попробовать свои силы в городе на Неве.Судьба же в очередной раз показала мне, в каком направлении я должен двигаться: в институте Репина меня даже до экзаменов не допустили. А в сентябре я уже сдавал в Суриковский институт.Красный диплом выручил меня. Специальные предметы я сдал на «отлично» и автоматически освобождался от сочинения и экзамена по истории.Начался новый этап в моей жизни. Я поступил в лучший институт на лучший факультет и с большим энтузиазмом взялся за учебу. И хорошо, что за плечами у меня было долгое время учебы. Порой я мог позволить себе некий «досуг», чтобы заняться творческой работой. Привычка вести параллельно с учебными постановками свои композиции сохранилась у меня еще с художественной школы. Я и не предполагал, какую важную роль это сыграет после окончания института.Моя жена Татьяна Коновалова осталась жить и работать в Тамбове. Раз в месяц я регулярно выбирался на родину на пять-шесть дней - отдохнуть и повидаться с семьей. Заодно работал над картинами, делал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова. Финансовая проблема уже не стояла так остро. Еще в училище мы с женой неплохо заработали, и я отложил деньги на учебу. С родителей брать деньги я позволить себе не мог. Напротив, старался сам хоть немного им помочь. Так что в отличие от многих душа у меня болела только об учебе и картинах.Я жил в общежитии при Суриковском институте. Общежитие было хорошее - комнаты в основном на двоих. Главной задачей стало найти подходящего напарника -не «гусара» и гуляку. Разными были соседи по общежитию, но после занятий в институте мне все же удавалось вечерами рисовать в общежитии. За пропуски занятий нас особенно не ругали, секретарь факультета Анна Дмитриевна, добрейшей души человек, старалась не замечать наших прогулов и решала многие наши вопросы.Как раз в это время в институте вел мастерскую портрета Илья Сергеевич Глазунов. Я с интересом слушал его рассуждения на тему истории и искусства. Это позволило по-иному взглянуть на многие проблемы. Одно время я даже хотел перевестись в его мастерскую. И он, посмотрев работы, одобрил мое намерение.Но волею судьбы я остался учиться на графике.Москва в 1980-е годы еще не подверглась нашествию тотальной реконструкции. Архитектура Таганки, да и в целом старой Москвы, сохраняла еще дух прошлых веков. Оставались даже одно- и двухэтажные деревянные постройки. Это сегодня не понятно, что такое Москва - Лос-Анджелес или Рио-де-Жанейро...А тогда это была милая старая столица матушки России. Мне нравилось бродить по ее тихим улочкам и переулкам, заходить в Андроников монастырь, гулять вокруг него. Все дышало патриархальностью и спокойствием, внося в душу умиротворение, настраивая на лирический лад. Я часто заходил к моим добрым родственникам - ПетруФедуловичу и Лидии Ильиничне Ольшанским. Они всегда были очень рады видеть меня. Сергей и Юрий - их сыновья и мои двоюродные братья - были общительными ребятами. Сергей - футболист, игравший в ЦСКА, Юрий - мой ровесник, работал в энергетике. Я отдыхал душой, общаясь с ними. И теперь, когда бываю в Москве, останавливаюсь у них, и мы вспоминаем былые времена.А жизнь в институте шла своим чередом. После второго курса предстояло распределение по мастерским. Их на факультете графики было три — станковая, плакатная и книжная. Меня распределили в книжную мастерскую.Возглавлял ее в то время классик советской иллюстрации Борис Александрович Дехтерев. Система обучения у него основывалась на классическом принципе: строгий рисунок, деликатный цвет, уравновешенная композиция. Это во многом совпадало и с моими в основном уже сформировавшимися к тому времени вкусами и понятиями об изобразительном искусстве. Так что особенно перестраиваться, подстраиваясь под требования мастерской, мне не пришлось. Я старался по мере возможности выполнять все предписания мастера. До сих пор творческое наследие Б.А. Дехтерева является для меня одной из вершин отечественной иллюстрации.Хорошо было то, что приходилось делать много композиций в иллюстрациях к книгам. И порой небольшие замечания по поводу того или иного сюжета наталкивали на размышления о форме, пластике, цвете. Профессионализм и изысканный вкус - все это требует времени, труда, размышлений. Именно это старался развить в нас Борис Александрович. Именно в этом направлении работали с нами его ассистенты, большие профессионалы и внимательные наставники Алексей Александрович Парамонов, Юрий Михайлович Ракутин, Герман Алексеевич Мазурин. Они настойчиво и целенаправленно подводили нас к правильным представлениям о композиции, форме, цвете, ритме, справедливо полагая, что творческий процесс у художника должен быть непрерывен. Важную роль в этом играет подсознание. Факты, темы, образы, постепенно собираясь воедино, систематизируются, выстраиваются в концепцию. Приходит такой момент, когда появляется желание открыть зрителю свое мироощущение и миропонимание.Еще учась в институте, я начал принимать участие в выставках в Тамбове. Работал много, и мне было что показать. Коллеги по ремеслу неоднозначно воспринимали мои картины. Больше всего их волновало, что я, график, пишу маслом полотна. При этом забывалось, что я в училище получил профессиональное живописное образование.Приезжая в Тамбов, я работал над триптихом по Слову о полку Игореве. Эта тема меня волновала еще в училище. Образы вещего Баяна, Ярославны, самого князя Игоря постоянно занимали, занимают и будут занимать воображение русских художников. С каким удовольствием и вниманием я слушал лекции о русском искусстве на занятиях Николая Николаевича Третьякова. Это помогало мне, расширяя сферу поисков образа, цвета, содержания. И замечательно, что вышла и увидела свет его книга Образ в искусстве. Низкий поклон всем, кто помог в издании прекрасной книги.На пятом курсе у нас начиналось особое время: мы выбирали темы для диплома. Меня в то время интересовал стиль модерн. В этом стиле я и задумал проиллюстрировать сказку Али-Баба и сорок разбойников. Собирал и внимательно рассматривал книги по восточной миниатюре, оценивая красоту декора и цвета. В своих иллюстрациях я попытался соединить строгость академической школы с красотой восточной миниатюры. Не все вышло, как хотелось, тем не менее работа получилась интересной. Мне даже предложили повторить ее для издания в «Детской литературе».Тогда же я познакомился с главным художником издательства Владимиром Петровичем Пановым, впоследствии возглавившим книжную мастерскую в Суриковском институте. Художник с высочайшим интеллектом, изысканным вкусом, он тоже в свое время прошел выучку у Дехтерева. До сих пор мы постоянно встречаемся, и, говоря с ним о жизни и творчестве, я всегда с большим вниманием и уважением прислушиваюсь к его деликатным замечаниям и советам.Шесть лет учебы в институте не прошли даром. Встречи, общение -все это в той или иной мере обогатило и расширило и технический, и творческий потенциал. Параллельно с учебой я работал и над сюжетными картинами.Защита диплома прошла хорошо. В это время в книжной мастерской преподавали Ю.М. Ракутин и Г.А. Мазурин. По поводу диплома я часто общался с Германом Алексеевичем. Его богатый опыт и широкий кругозор обогатили меня: я много размышлял о ремесле художника. Когда оказываюсь в Москве, всегда встречаюсь с Германом Алексеевичем, и в разговорах об искусстве и творчестве мы оба отводим душу...Теперь, окончив институт, я встал перед дилеммой: остаться в Москве (но при этом потратив колоссальные усилия и время на обустройство жизни) или вернуться на родину в Тамбов. В этом городе творческая жизнь была малоактивна и существовала опасность превратиться всего лишь в очередного дипломированного специалиста. Однако имелись и плюсы: Союз художников советского периода хорошо обеспечивался заказами. Вступившие в Союз художников СССР имели мастерские, были обеспечены работой и поездками на творческие дачи. Обладали возможностью «работать по вдохновению». Словом, «серебряный век» российского искусства. Все остальное зависело от потенциала и целеустремленности художника.Я выбрал Тамбов. К этому времени у меня уже подрастала дочь Наташа. Жена работала художником-модельером на трикотажной фабрике. Обосновались в пристройке к родительскому дому без удобств. Но после пензенских квартирных баталий этот вариант показался приемлемым.В Тамбове меня приняли на работу в художественный фонд. Три года я имел права члена Союза художников СССР. Соответственно мне полагалась мастерская, квартира и я был обеспечен работой.Мастерскую и квартиру мне, разумеется, не дали, а вот с работой все обстояло нормально. Я делал росписи, портреты, пейзажи, натюрморты. Как правило, художественный совет с небольшими замечаниями, а порой и без них принимал работу. Все это неплохо оплачивалось. Кроме того, мне периодически давали заказы на иллюстрирование книг в московских издательствах. Это стало неплохой прибавкой к семейному бюджету. В плане духовного и творческого роста выручали книги. За годы учебы в Москве у меня собралась хорошая библиотека, в которой были книги по искусству, философии... К тому же я периодически выбирался в Москву и ходил на выставки, в музеи. Общался с собратьями по искусству и в Москве, и в Тамбове. Тогда в Тамбове работали хорошие профессионалы - А.П. Краснов, Е.В. Рябинский, Е.В. Соловьев, прошедшие Академию художеств и имевшие большой жизненный и творческий опыт. Одним словом, в плане общения и информации я не был ущемлен.Время шло. В 1987 году у нас родился сын. День рождения малыша совпал с днем рождения дедушки, и в его честь мы назвали сына Михаилом. Забот прибавилось, дочке Наташе к этому моменту было уже четыре годика, и она как могла помогала маме.В Тамбовском союзе художников отношения с товарищами по ремеслу были нормальными. Надо отметить уникальность жизни художников того времени. О дне грядущем у большинства граждан голова не болела. Работой мы были обеспечены, соответственно финансовая сторона жизни нас не беспокоила. Нередкими были шумные застолья в мастерских и коридорах союза, даже в период бездарной горбачевской борьбы с виноделием. Разговоры об искусстве и, разумеется, о политике велись шумно и вдохновенно. Хором пели народные песни. Словом, старые добрые годы, империя времен упадка... Создание Общества трезвости, в которое я, к сожалению, так и не вступил, придавало даже какой-то «шарм» нашей тогдашней жизни. Я продолжал работать: писал сюжетные картины, много занимался графикой и иллюстрацией. Мне захотелось поработать над портретами. И, надо сказать, задача оказалась не из легких. Даже при знании формы создать законченный образ, а не очередную постановочную работу на уровне институтского задания оказалось непросто. Передать характер модели, глубину души - все это пришлось осваивать почти заново.На одной интуиции и творческом вдохновении далеко не продвинешься. Выручила библиотека. Смотрел мастеров Ренессанса, барокко, изучал передвижников, делал выводы, учился. Процесс профессионального и духовного роста требует большого напряжения. Умение подвергнуть анализу и осмыслению работу мысли и руки, увидеть ее со стороны непредвзятым взором - это залог роста художника.В 1989 году я вступил в Союз художников СССР, переименованный позже в Союз художников России. Члену союза полагались заказы, со временем я мог получить мастерскую. Повышался социальный статус вступившего в союз, правда, работы лучше от этого не становились. Участие в выставках тоже не гарантировалось. А это была единственная в то время возможность показать свои картины зрителю и взглянуть на себя как бы со стороны. Для того чтобы попасть на региональную, республиканскую, а тем более Всероссийскую выставку, требовались в основном усредненные проходные работы, не раздражающие членов выставкомов. Картины на тему славянской истории, даже в хорошем классическом исполнении, показывать было бесполезно...Я по-прежнему работал в живописи и графике. Как правило, поработав над картиной дня три-четыре, я оставляю ее и делаю другую. В период 1989-1992 годов работал над Славянской былью, Преданием о Святославе, Сечей на Днепре. Это картины по русской истории и посвящены они князю Святославу, великому человеку, не понятому современниками и не вполне оцененному потомками.Дух героического и тревожного времени, когда постоянные набеги кочевников со стороны «дикого поля» требовали от славян мужества и доблести в ратном деле, я пытался передать в картине Славянская быль.По-прежнему работал и над восточной тематикой: меня увлекали колорит, цвет, экзотика. К тому времени относятся картины Сказка Красного дворца, Виктория, Сказка попугая, показывающие размеренный восточный быт и его завораживающий неповторимый праздник красок.В это же время было написано несколько портретов - Миша и Наташа, Валентина, Портрет новогодний. Были начаты и жанровые картины - Сторожа и На конюшне. Отдельным циклом шла экологическая тема, раскрывающая духовную нищету современного мира: Сон разума рождает чудовищ, Триумф Иродиады, Изгнание торгующих из храма, Помни Имя свое.К началу 90-х годов у меня набралось достаточно и живописных, и графических работ. Я подумывал уже о персональной выставке. Хотелось посмотреть на созданное, наметить новые вехи.Но тут грянула перестройка. В который раз в России очередной благодетель в очередной раз решил осчастливить народ. Начались очередное «раскулачивание» и передел государственной собственности.Как всегда в таких ситуациях, самой ненужной оказалась культура. Художники, как и вся интеллигенция, автоматически причислялись к «группе риска».Развал, а затем и упразднение художественного фонда, отсутствие заказов и, соответственно, денег на жизнь в очередной раз проверили нашу способность к выживанию — как на бытовом уровне, так и в творчестве. Меня спасала рабоче-крестьянская закалка. Любовь и привычка к труду были воспитаны во мне родителями. Работы я не боялся и занялся выращиванием картофеля, овощей, развел кур - благо частный дом позволял.Одним словом, со скрипом, но выползал. Наряду со всем писал и картины. Вообще, творчеством мне приходилось и приходится заниматься как бы в свободное от дел время.Так что, как говорится, «на войне как на войне». Графику и книжную иллюстрацию, к сожалению, пришлось предать забвению, поскольку многие издательства ушли в небытие или были на грани этого.Тогда же, в 1992 году, приобрел небольшой домик в деревне: из-за чудовищной инфляции цены были низкие. Тесное общение с землей и реальный контакт с природой очищали и облагораживали душу. Рождались новые идеи, мысли, образы. Земля была, есть и будет нашей кормилицей.Незабываемые впечатления остались от работы на пасеке. В то время мой брат Анатолий занимался пчелами и на лето выезжал за город. Я регулярно выбирался к нему - и помочь, и отдохнуть. Не передать словами ликование в душе, когда перед тобой огромное пространство лесов и долов, а над головой небесная бездна - и никого кругом. Ощущение Вселенной и микрокосмоса Земли — незабываемо.Желание поделиться впечатлениями всегда преследует художника. Я не являюсь исключением. Большое количество этюдов, зарисовок - это не только выход для чувств, переполняющих сознание и душу, но еще и хороший багаж для работы с картинами. Купава, Лель, Берендеи, Весна языческая ~ они были созданы благодаря впечатлениям, полученным там, на лоне природы, где цветы и полуденный ветерок шепотом открывали мне свои секреты.А чудовище с табличкой «перестройка» продолжало разгуливать по России. Духовные ценности задвигались в тень, и оттуда, из тьмы, выползали лицемерие, ложь, продажность...Но нет худа без добра! В этот период у художников появилась реальная возможность выставляться, так как ослабели диктат и контроль.В 1993 году, собрав остаток сил и средств, я организовал в картинной галерее Тамбова персональную выставку, которая стала итогом моей творческой деятельности, в основном за прошедшее десятилетие. На ней было представлено более трехсот живописных и графических работ.В сложное и неопределенное время то прекрасное, что есть в искусстве, помогает нам попять смысл бытия. Жизнь нашего поколения проходит в эпоху, когда духовные ценности, накопленные и приобретенные человечеством, оказались вдруг ненужными. «Золотой телец» стал кумиром масс. Для художника самым главным стало лишь самовыражение, а на мой взгляд - самовырождение.Я выставил картины, утверждающие созидание. Классическая ясность идей, определенность тем и сюжетов, простота восприятия жизни в целом привели меня в ряды художников-неоклассицистов - в искусстве и жизни. Традиции русского и мирового искусства, в основе которых лежит истина, дороги мне, они дают силы в самые трудные моменты жизни.На этой выставке побывало много зрителей, и я надеюсь, что большинство из них уносило в душе свет гармонии и тепло надежды. Мне было очень приятно сознавать это и, наблюдая за реакцией людей, убеждаться, что не зря потрачены время и силы в поисках формулы прекрасного. Желание созидать переполняло меня, и это стало залогом новых открытий.И еще один положительный момент стал итогом этой выставки. Работы заинтересовали тамбовского градоначальника Валерия Николаевича Коваля, к сожалению безвременно ушедшего. Человек большой эрудиции, искренне любивший свой город, он принял решение о приобретении моих картин для города в обмен на квартиру. Правда, пришлось потратить много сил, общаясь с чиновниками и их бюрократическими заморочками. К счастью, все это в прошлом...К тому времени у меня уже была мастерская - на чердаке двенадцатиэтажного дома. В 1989 году группа молодых художников с разрешения городских властей своими силами и на собственные средства обустроила чердачные помещения под мастерские. Несмотря на то что под бетонной крышей летом было жарко, зимой холодно, мы могли работать.Итогом совместной жизни и работы стало наше объединение, которое мы назвали «Художники на крыше». С 1993 года перед Новым годом и Рождеством мы стали регулярно устраивать групповые выставки под эгидой объединения. Тамбовский союз художников в этот период находился в глубокой коме. Люди еще не смогли прийти в себя от происходящих в стране изменений. И наши выставки были тогда событием для почитателей и любителей искусства. Областное и городское управление культуры и директор картинной галереи Тамара Николаевна Шестакова всегда шли нам навстречу, и проблем, где выставиться, не возникало.Разнообразие творческих индивидуальностей и живописных манер создавало неповторимый колорит и «настроение» выставок. На устраиваемой ежегодно выставке художники показывали новые работы, созданные за год. Мы были молодые, активные, устремленные, и наши выставки оставили заметный след в будничной жизни Тамбова. Событием явилась и наша юбилейная выставка в 2003 году, посвященная десятилетию объединения.С 1995 года с группой художников я стал регулярно выставляться в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве. Большие светлые залы ЦДХ позволяли совершенно в ином пространстве посмотреть на свои работы. В мастерской глаз настолько привыкает к ним, что порой не замечаешь даже элементарных промахов и ошибок. Другое дело огромная стена, и твоя картина как «голый король»: ничего не утаишь, не замаскируешь.Как правило, я и после выставок продолжаю работать над картинами. Достижение совершенства в работе — тернистый путь истинного художника. Я выбрал его, а что получится, решит время. Художнику при жизни редко удается увидеть, насколько значимо его искусство.А перестройка продолжалась...Трикотажная фабрика, на которой работала супруга, пришла в упадок, и Татьяна уволилась.Она начала писать тамбовские пейзажи: леса, поля и реки, летнее изобил

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Картины Бориса Ольшанского | Заметки про историю и культуру Руси и славян

Предлагаю вам ознакомиться с замечательными картинами на славяно-русского язычества современного тамбовского художника Бориса Ольшанского.

Картины Бориса Ольшанского. Лель Лель

Картины Бориса Ольшанского. РусалияРусалия

Картины Бориса Ольшанского. Волхова с радугой.Волхова с радугой.

Картины Бориса Ольшанского. БерегиняБерегиня

Картины Бориса Ольшанского. Русь ВеликаяРусь Великая

Картины Бориса Ольшанского. Ночь на КупалуНочь на Купалу

Картины Бориса Ольшанского. Клятва СварожичаКлятва Сварожича

Картины Бориса Ольшанского. Ночь ВоинаНочь Воина

Картины Бориса Ольшанского. Рождение ВоинаРождение Воина

Картины Бориса Ольшанского. Иван-вдовий сынИван — вдовий сын

Картины Бориса Ольшанского. Волхв ВсеславовичВолхв Всеславович

Картины Бориса Ольшанского. Предание о СвятославеПредание о Святославе

Картины Бориса Ольшанского. Сеча на ДнепреСеча на Днепре

Картины Бориса Ольшанского. Слово о полку ИгоревеСлово о полку Игореве

Картины Бориса Ольшанского. Пересвет на поле КуликовомПересвет на поле Куликовом

Картины Бориса Ольшанского. Похищение княгиниПохищение княгини

Картины Бориса Ольшанского. Славянская БыльСлавянская Быль

Картины Бориса Ольшанского. Тени забытых предковТени забытых предков

Картины Бориса Ольшанского. Поход ВольгиПоход Вольги

Картины Бориса Ольшанского. Из темной глубины вековИз темной глубины веков

Картины Бориса Ольшанского. БалладаБаллада

Картины Бориса Ольшанского. БерендеиБерендеи

Картины Бориса Ольшанского. Алёша Попович и Елена КрасаАлёша Попович и Елена Краса

Картины Бориса Ольшанского. Городская улица XVII векаГородская улица XVII века

Картины Бориса Ольшанского. Посольский двор XVII векаПосольский двор XVII века

Картины Бориса Ольшанского. МорозкоМорозко

Картины Бориса Ольшанского. АвтопортретАвтопортрет

Скачать архивом (9 мб).

Если вам понравились материалы, размещённые на сайте, то вы можете выразить свою благодарность:

moi-zvuki.ru

Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского / Уроки Истории / Интернет-Ополчение

Борис Михайлович Ольшанский, родился 25 февраля 1956 года, в Тамбове.

Автопортрет художника.Уроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

Любовь к крестьянским обычаям и труду проявилась еще в детстве: будущий художник очень интересовался своим родом и историей родного края и собрал внушительное количество информации.

Русь великаяУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

Он тренировался в рисунке и живописи, рисуя с натуры или по памяти, однако чувствовал потребность в художественном образовании. КупаваУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

По собственному признанию, такие этюды и зарисовки явились твердой основой для будущих академических знаний. Борис Михайлович считает, что академизм развивает творческий потенциал: «Для тех, кто не доучился – это камень на шее, который позволяет увидеть собственное несовершенство» (Б. М. Ольшанский).

БылинаУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

В 1980 году Борис Михайлович с отличием оканчивает художественное училище им. К.А. Савицкого в Пензе и поступает в Суриковский институт в Москве, который также успешно оканчивает в 1986 году. В 1989 году Ольшанский вступил в союз художников СССР.

Клятва-СварожичаУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

Главной темой в творчестве зрелого периода становится ведические времена на Руси, языческие обряды, мифы и легенды. Художник использует тот материал, который собрал еще в детстве. Его завораживают истории Древней Руси, мудрость славян и их обычаи.

Слово о полку Игореве.Уроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

Важное место в творчестве Бориса Михайловича занимают полотна на исторические темы. Художник очень трепетно и в то же время щепетильно относится к выбору сюжета, композиции и деталей.

Предание о святославеУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

С удивительной точностью он передает красоту русских костюмов и архитектуры, пользуясь как собственным опытом, так и исторической документацией. Результатом кропотливой работы стали такие картины, как: «Предание о Святославе», «Сеча на Днепре», «Слово о полку Игореве», «Пересвет на поле Куликовом».

Тени забытых предковУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

«Да как можно не замечать героев тех же былин, — говорил в беседе художник Борис Ольшанский, — если они даже загадочнее инопланетян: облачаются небесами, подпоясываются зорями, застёгиваются звёздами… Вот Волх Всеславич: он и ясным соколом оборачивается, и серым волком, и щукою зубастой, и туром — золотые рога. Причём может пребывать в нескольких местах одновременно!

БерегиняУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

Или Берегиня — великая богиня, породившая всё сущее. Её культ был представлен берёзой — воплощением небесного сияния. Недаром русалки (до сих пор их называют кое-где берегинями) так любят качаться на березовых ветвях… А как изумительно красивы представления наших Предков о живой великанше Земле! Реки мыслились её венами, леса — волосами, озера — глазами, горы — костьми».

Алеша Попович и Елена КрасаУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

Помимо исторических и ведических полотен художник пишет пейзажи, отличающиеся теплыми и насыщенными красками, а также картины на античную и восточную тематику. Одной из самых выдающейся в этой серии является «Саломея» и «Даная».

Языческий мотивУроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского В 1993, 1999 и 2006 годах художник выставляется в родном Тамбове, в 1999 и 2000 годах в Москве, а в 2007 – в Кирсанове.

Уроки Истории: Древняя Русь в картинах Бориса Михайловича Ольшанского

Успех выставок стал известен и за рубежом, и в 2001 году Ольшанский выставляет свои работы в городе Турку, в Финляндии.

Источник: swet-lana.ru/iskusstvo/drevnyaya-rus-v-kartinax-borisa-mixajlovicha-olshanskogo.html

ipolk.ru

Живопись Бориса Ольшанского (р. 1956): philologist

Николай Подосокорский (philologist) wrote, 2014-12-26 09:45:00 Николай Подосокорскийphilologist 2014-12-26 09:45:00 Борис Ольшанский родился 25 февраля в г. Тамбове. В 1980 г. окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого. 1986 г. - окончил Суриковский институт г. Москва. С 1989 г. член союза художников СССР, 1993 г. - персональная выставка (более трехсот работ) в картинной галерее г. Тамбова. С 1995 г. - выставки в Центральном Доме художника на Крымском Валу в Москве. 2006 г. - выход в свет авторского альбома, издательство «Белый Город», Москва.

Заря-заряница

18203161

pamjati_igorja_talkova

pora_letnego_cvetenija

Автопортрет

Алеша Попович и Елена Краса

Аркадская пастораль

Берегиня

Берендеи

Богиня - царевна

Былина

Весна языческая

Вещее предание

Виктория

Волхв Всеславович

Волхова с радугой

Городская улица XVII века

Даная

Жемчужное ожерелье

Иван-вдовий сын

Из темной глубины веков

Клятва Сварожича

Купава

Лель

Мистерии

Морозко

Ночь Воина

Ночь на Ивана Купалу

Ночь Соловья

Пейзаж

Пейзаж1

Пересвет на поле Куликовом

Плач Ярославны

Подвиг Раевского

Полдень

Помни Имя своё. 1992

Послание звезд

Посольский двор XVII века

Посторонись, государь, это мое место

Поход Вольги

Предание о Святославе

Рождение Воина

Рождение Российского флота

Русалия

Русский реквием

Русь Великая

Садко

Священный зов

Сеча на Днепре

Сказка красного дворца

Сказка попугая

Сказки Шехерезады

Слава Даждьбога

Славянская Быль

Славянская Венера

Слово о полку Игореве

Сон разума рождает чудовищ

Тамбовская казначейша

Танец с огнем

Тени забытых предков

Терем царевны зимы. 2004

Триумф Иродиады

У небесного причала

Языческий мотив (2)

Языческий мотив

  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

philologist.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта