Изобразительное искусство Республики Башкортостан. Картины башкортостана
Пейзажи Башкирии (89 фото) - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА
Россия, которую они потеряли в октябре 1917 года. Поездка на голод.
Поездка на голод. Записки члена отряда помощи голодающим Поволжья (1912 г.) Жизнь и работа в деревнях Бузулукского уезда Самарской губернии…
Красные священники. Священнослужители, вставшие на сторону большевиков
Данных немного. В гражданскую войну основная масса попов была на стороне богатеев, мироедов и белых офицеров. Мало кто из РПЦ становился на…
Этот день в истории: 19 июня 1920 года учреждена ВЧК Ликбез
98 лет назад, 19 июня 1920 года, совнарком РСФСР, возглавляемый В.И. Лениным, принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по…
Капитал настаивает: Работай и сдохни до выходы на пенсию!
Свершилось! Пенсионные обязательства перед населением, которые так долго тяготили капиталистическое руководство России значительно облегчены…
ФТС предложила ввести пошлину за любую интернет-покупку за рубежом
Газета “Ведомости” сообщает, что с 2020 года в России могут начать облагать налогом любую интернет-покупку в зарубежных магазинах.…
Новости вставания с колен и укрепления духовных скреп
Правительство предложило платить социальную пенсию с 70 лет Социальную пенсию по старости женщины будут получать в 68 лет, а мужчины — в…
Миннесотский эксперимент
В 1944 году 36 молодых мужчин приняли участие в «голодном» эксперименте, который проводился доктором Анселем Кисом. Цель…
Фотографии из Нидерландов в сезон цветения 7 миллионов тюльпанов
Каждый год примерно в середине апреля в Нидерландах одновременно расцветают миллионы тюльпанов. Поля и сады по всей стране превращаются в…
Работы Andrea Garcia
…
aloban75.livejournal.com
Художники Республики Башкортостан - Современное изобразительное искусство Башкортостана
09.03.2012 00:00
Автор: И. Вахонина.Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто -
даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно,
четко, рождая диссонанс, если ты позволил себе ошибку или малейшую фальшь.
Им удается жить, сверяясь со своим сердцем - правильно ли? И то, на что оно откликнется, открывать не только для себя, но и для окружающих. Пожалуй, нет человека, который бы однозначно относился к работам Виктора Бивняева. Кто-то ими восхищается, а кто-то откровенно не понимает. Воспринимаются картины по-разному, но всегда - неравнодушно,.. Может быть, прежде всего потому, что в них больше предназначенного для работы души, чем ума, и легче их пережить, чем объяснить, и именно поэтому дано им свойство заставлять звучать струны души человеческой - прекрасные и не очень?
- Виктор Яковлевич, расскажите о своем пути художника, С чего все началось?
- В детстве я перепробовал множество занятий, ходил в различные кружки и секции. Но мне не нравилось ничего - не лежала душа. Однажды зашел в изо-кружок (ставший позже студией), которым руководил Иван Михайлович Павлов. В комнате стоял пенек, в нем торчал топор - подростки рисовали натюрморт. Ребята здесь уже занимались полгода, они чувствовали себя почти мастерами, и ко мне, как к новичку, отнеслись не очень дружелюбно. Покрутившись среди них, я уж было собрался уходить, как в дверном проеме возникла худощавая фигура. Это был учитель. Он меня не отпустил, усадил за мольберт, дал бумагу и карандаш. Через несколько уроков я понял, что это - мое. Из тех учеников, кто тогда рисовал натюрморт, ни один не связал свою судьбу с изобразительным искусством, а я остался на этой стезе на всю жизнь.
hallart.ru
Художники Республики Башкортостан - Современное изобразительное искусство Башкортостана
22.01.2012 08:12
Автор: Валентина СорокинаПервый профессиональный художник - башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной, благородной души, отданной родному народу, краю.«Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», - вспоминает о нем заслуженный художник России Тамара Павловна Нечаева.
В архиве художника, находящемся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, хранится школьная тетрадь, исписанная каллиграфическим почерком - автобиография Девлеткильдеева, датированная двадцать третьим февраля 1941 года.
«Родился в 1887 году в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье. Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего 7 лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами. Из воспоминаний раннего детства у меня немного сохранилась память о дяде (брате отца)..., он единственный в доме проявлял некоторую заботу о моем художественном воспитании, возбуждая во мне любовь к природе и интерес к искусству. Так как уже с ранних лет у меня проявилось некоторое призвание к рисованию, дядя шутя называл, меня будущим Рафаэлем, старался знакомить с именами великих художников, беседовал и показывал какие-то репродукции с картин. ...Отец мой тоже занимался немного рисованием и чертил, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся его мелких работ тушью и акварелью. Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление).
hallart.ru
Самые красивые места Башкортостана (Фото)
Республика Башкортостан – изумительно красивый край, на просторах которого раскинулись зеленые леса и луга, живописные озера и реки, гордые возвышенности, памятники древних культур и множество загадочных пещер. В зимний период это красивое место притягивает на свои горнолыжные курорты множество туристов, а самые красивые фото не дадут забыть о таком интересном путешествии.
Гора Иремель
Одна из самых красивых и живописных среди Уральских гор, и находится она на границе между Челябинской областью и Башкирией. Иремель разделяется на 2 части – большой горный массив и малый. Склоны горы усыпаны огромными валунами-курумами, также на ней есть каменные котлованы, в которых после дождей скапливается чистая вода, пригодная для питья.
Вершины Иремеля даже в летний период покрыты снегом. Гора поражает своей живописной растительностью, в нижней ее части растут высокие хвойные деревья, выше можно увидеть пояс с редколесьем, далее идет тундра с карликовыми растениями.
По легендам, еще с давних времен Иремель считался святым местом и простым людям ход сюда был закрыт. В основном эти красивые места посещали люди со сверхъестественными способностями (эзотерики, экстрасенсы, шаманы), чтобы зарядить свою карму.
Айгирские скалы («Зубы Шурале»)
Зубы Шурале – именно так местное население называет украшенный величественными скалами северный склон хребта Караташ. Туристам ближе другое название – Айгирские скалы, по названию расположенной неподалеку железнодорожной станции Айгир.
Скальные гребни гор величественно нависают над долиной Малого Инзера. Большинство скал имеют свои названия, например, Голова Льва, очень похожая на профиль животного.
Со скальных зубцов открываются удивительной красоты виды на окрестности. На севере видны склоны хребта Малый Ямантау, справа от него – Большой Ямантау, также можно рассмотреть Синие скалы.
Инзерские Зубчатки
Одним из самых красивых мест Южного Урала по праву признаны Инзерские Зубчатки. Это труднодоступный хребет в междуречье рек Тирлян и Большой Инзер в Белорецком районе Башкирии. Свое название хребет получил по реке Инзер и скалам, которые гордо возвышаются над ней подобно зубцам. Зубчатки окружают одни из наиболее величественных гор южной части Урала: Кумардак, Яматау, Ялангас.
Выделяют 3 части хребта, но самой красивой и посещаемой является Скальный цирк. Скалы необычных форм в виде зубцов раскинулись в этом месте по кругу, их высота достигает 33-35 метров. Севернее Скального цирка расположена скала Смотровая площадка. С нее открывается незабываемый вид на запад и гребень Зубчаток.
Аскинская ледяная пещера
Красивый памятник природы, интересный своими необычными ледяными образованиями, расположенный в Архангельском районе Башкортостана. Вход в пещеру находится в 2 километрах от деревни Солонцы, на восточном склоне хребта Уралта на высоте 70 метров над уровнем реки Аскын.
Пещера представляет собой карстовую мешкообразную полость, которая состоит из великолепного зала шириной более 60, длиной до 105 и высотой около 26 метров. Пол грота покрыт ледником, благодаря климатическим особенностям пещеры он не тает даже в жаркий летний период.
Аскинский грот славится большими ледяными сталагмитами высотой 8-12 метров с диаметром основания до 5 метров. Необычна и форма ледяных чудес: некоторые столбы поднимаются практически до потолка. Поражает также акустика внутри пещеры, усиливающая любой звук. Посетить это удивительное место можно только в холодный период, летом вход закрыт, чтобы не допустить таяния.
Река Белая
Является многоводным притоком реки Камы, ее длина достигает 1430 километров. Начинается река Белая у подножия хребта Аваляк и течет по всей территории Башкирии.
Белая – это не только красивая достопримечательность республики, но и ее важная водная магистраль, так как она входит в водный транспортный маршрут Москва-Уфа, по которому устраиваются увлекательные туристические сплавы. Берега реки покрыты лесами и степью, здесь часто встречаются ивы, тополя, кусты шиповника.
В речке живут щуки, плотва, окуни, сомы, голавли, стерляди, густеры, судаки, чехони, пескари, форели и другие рыбы. Побережье Белой весьма живописно, а вода удивляет своей прозрачностью.
Водопад Гадельша
Один из крупнейших и завораживающих водопадов республики. Водопад Гадельша, также известный под названием Ибрагимовский, расположен на одном из притоков реки Худолаз в восточной стороне хребта Ирендык. Он представляет собой 3 каскада, общая высота которых составляет около 15 метров.
Гадельша относится к комплексному памятнику природы Башкирии с 1965 года и охраняется государством. Это связано с тем, что там произрастает более 270 видов растений, большинство из которых занесены в Красную Книгу Башкортостана.
Водопад Атыш
Название водопада переводится как «выстрел». Он действительно словно выстреливает из грота пещеры Кузь-язь-таш, пробив ее насквозь. Водопад уникален тем, что вытекает из скалы и падает с отвесной высоты (около 4 метров над уровнем реки Лемезы), подобных ему на Урале больше нет.
Под водопадом сформировалось небольшое озеро, также к нему выходит подземная река. Рядом с этим красивым местом расположены множество пещер, одна из которых – Заповедная, ранее здесь было святилище предков местных жителей.
Водопад Куперля
На территории национального парка «Башкирия» вблизи популярного среди туристов Нугушского водохранилища находится живописный водопад Куперля. Он образовался на притоке речки Нугуш – ручье Куперля.
Ручей быстрым потоком стекает с гор, и на протяжении нескольких сотен метров перепад высоты составляет не менее 100 метров. Благодаря этому образовались потрясающей красоты водопады, падающие со скал. Весной, когда течет очень бурный поток, вода падает с 2 скальных уступов высотой около 10 метров каждый. В летнее время ручей мелеет, в некоторых местах исчезает под землей в понорах.
Над водопадом нависает удивительный Карстовый мост – большая арка высотой около 20 метров и длиной – 30-35 метров. Длина свисающей части – 10 метров. Много лет назад речка Куперля протекала здесь под землей в скальных породах. С течением времени порода разрушалась и в результате от подземной полости, по которой бежал ручей, остался только этот Карстовый мост.
Озеро Карагайкуль
Находится в Учалинском районе Башкортостана. Озеро Ворожеич (Карагайкуль) очень интересно своими легендами и историями, геологией и своеобразной красотой. По преданиям, в далекие времена на его берегах совершались магические обряды, отсюда и появилось колдовское название Ворожеич.
В озере водится карась, линей, плотва, уклейка, щук, окунь. Здесь очень красивая природа: возле берегов произрастает кувшинка, камыш, роголистники и кубышки; окружено небольшими холмами, которые поросли березками.
Это удивительное и красивое место манит не только любителей природы, но и геологов и любителей камней. Около Карагайкуля выходит на поверхность яшма – ценный поделочный камень.
Озеро-родник Сарва
В Нуримановском районе Башкирии рядом с одноименным поселком Сарва расположилось озеро-родник необыкновенной красоты. Оно имеет небольшую площадь – всего около 30 метров в ширину и 60 метров в длину, но вот его глубина составляет более 50 метров.
Источник Сарва является гидрологическим памятником природы. Вода в нем настолько чистая, что видно, как берег родника обрывается и проваливается глубоко вниз, словно стоишь на краю бездонного скального обрыва.
Тайга подступает к озеру вплотную, одаривая туристов щедрыми земляничными полянами, загадочными лесными закоулками, и неожиданными встречами с обитателями зарослей – кабанами, лисами, зайцами.
Источник Красный Ключ
Самый мощный источник в России и второй по величине в мире. Красный ключ – это выход на поверхность подземной реки Яман-Елга. Сильный поток бьет из двух больших соединяющихся карстовых воронок: глубина одной составляет 38 метров, второй – 20 метров.
Вода источника насыщена большим количеством минералов и микроэлементов, также в ней растворено немало извести. Ученые подсчитали, что за 1 секунду источник выбрасывает с водой около 1 килограмма известняка.
В XIX веке в этом месте работала мельница, затем бумажная фабрика и маленькая электростанция. Их генераторы приводились в движение энергией воды источника. В середине 1970-х годов фабрику закрыли. Сейчас на ее месте работает завод по разливу питьевой воды «Красный Ключ». Несмотря на содержание карбонатов, вода пригодна для питья, приятная на вкус и чистая.
Природный заповедник Шульган Таш
Расположен в Южной части Урала, его площадь занимает более 22 гектаров. Основной причиной основания Шульган Таш стала медоносная бурзянская бортовая пчела, на территории заповедника живет около 140 пчелиных семей.
Заповедник стал домом для 206 видов птиц, 30 разновидностей рыб, а также земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих. 67 видов животных Шульган Таша занесены в Красную книгу Башкортостана, 31 вид – в Красную книгу РФ.
Богато это красивое место и представителями растительного мира: свыше 800 видов растений, 233 вида лишайника, 184 – мха, 202 – водорослей. 57 из них занесены в Красную книгу Башкортостана, 14 – Российской Федерации.
Капова пещера
Одно из наиболее красивых мест Башкирии, расположенное в Бурзянском районе на территории заповедника Шульган Таш. Пещера славится своими наскальными рисунками периода палеолита и имеет историческое, археологическое и культурное значение.
Капова пещера образована несколько миллионов лет назад посредством вымывания грунта водами речки Шульган Таш и имеет длину более 3 километров. Вход в нее расположен в южной части склона горы Сарыкускан на правом берегу речки Белой – это впечатляющая арка, именуемая Порталом.
Капова пещера имеет 3 яруса, протяженность первого составляет около 300 метров, далее по вертикальному колодцу можно подняться на второй, из которого есть крутой спуск на самый нижний этаж к руслу Подземного Шульган Таша.
Большая часть наскальных рисунков находится на среднем ярусе.
Музей пчеловодства
Считается достоянием Башкортостана, в котором собран многолетний опыт старинных и современных пчеловодов в виде экспонатов: ульи, инструменты бортовщика, кадушки, медогонки и прочее.
На территории музея находится стационарная пасека, которую окружают растения-медоносы: липа, ольха, дуб, клевер, ромашка, тмин, зверобой и другие. Вход в пасеку украшает величественная статуя медведя в полный рост.
Южно-Уральский заповедник
Самый крупный заповедник Башкирии организован 1 июня 1979 года для сбережения и исследования природных ресурсов Южного Урала, которые представлены елово-пихтовыми, горно-таежными лесами, разнообразными растительными сообществами, болотами и животным миром.
На территории Уральского заповедника сосредоточены самые высокие хребты – массив Ямантау, Машак, Нары, Кумардак, и более низкие – Юша, Белягуш, Капкалка, Белятур. Горы здесь красивы и величественны. Их растянутые, длинные подножья плавно переходят в отрывистые склоны, покрытые лесами.
Растительный мир заповедника очень богат, ученые выявили около 697 видов высших растений, 169 – лишайников, 226 – мхов, 177 – почвенных водорослей, 121 – грибов. Здесь произрастают 20 уральских эндемиков, живут 255 видов позвоночных животных, в том числе 50 видов млекопитающих, 189 видов птиц, 5 видов земноводных, 5 видов пресмыкающихся и 20 видов рыб. В лесах можно встретить лося, зайца-беляка, медведя, кабана, косулю, белку, волка, рысь.
Учалинский карьер
Находится на окраине города Учалы. Это один из наиболее глубоких и поразительных на Урале карьеров, по глубине он на втором месте после Сибайского. В Учалинском карьере добывают цинковый и медный концентраты. Глубина карьера более 300 метров, ширина – 910 метров, длина – 1,9 километра.
В настоящий момент добыча полезных ископаемых проходит как в подземных выработках, так и открытым способом. В штольнях и шахтах добывают свыше 85% руды от дневной нормы в 15 тысяч тонн. Всего с начала работы карьера в нем добыто 111 миллионов тонн руды.
Национальный парк «Башкирия»
Расположен на территории трех районов: Бурзянского, Мелеузовского и Кугарчинского. Сюда спускаются западные склоны южной части Урала, здесь возвышаются хребты Ямантау, Баш-Алатау и другие, и раскинулось живописное междуречье рек Нугуш и Белая. Водоемы и горные леса – важнейшие компоненты удивительного природного комплекса.
Настоящими жемчужинами этого красивейшего места Башкортостана являются «Медвежья поляна» (ботанический памятник, созданный для охраны древнего растения – лука косого), Мост Куперля (узенькая полоса протяженностью 35 метров и высотой 16 метров, которая осталась над пещерой после ее обвала), Кутукское урочище (сеть карстовых пещер с множеством сталактитов необычной и замысловатой формы).
Мечеть «Суфия» (Кантюковская мечеть)
Находится в селе Кантюковка в Стерлитамакском районе на берегу искусственного озера. Считается самой красивой мечетью республики.
Уникальное по своей архитектуре и размерам сооружение облицовано шлифованным мрамором белого цвета. Его территория огорожена красивым узорчатым забором из кованого железа, по всему наружному периметру выполнена художественная подсветка.
Истинное восхищение вызывает и внутреннее убранство. Мечеть украшена красивым уральским мрамором двух цветов, итальянской мозаикой, хрустальными светильниками и люстрами, изысканными персидскими коврами.
krasivye-mesta.ru
Изобразительное искусство Башкортостана — WiKi
Изобразительное искусство Башкортостана — статья об изобразительном искусстве Республики Башкортостана — живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Наскальные рисунки в Каповой пещереЖивопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в искусстве: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества, утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности.
Доисторическое искусство
Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая)[1], культура Аркаима, сарматское искусство «звериного стиля», башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала.
Пещера Шульган-Таш (или Капова пещера) находится на Южном Урале в долине реки Белая на территории федерального природного заповедника «Шульган-Таш». Пещера образована в карбоновых хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В 1959 году здесь были обнаружены наскальные изображения мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов, выполненные красной охрой более 13 тысяч лет назад.
Дореволюционный период
До революции изобразительные виды искусств на территории Башкортостана имели ограниченное распространение. В Уфе имелись художественные и граверные мастерские, работающие на потребу дня, занимающиеся изготовлением вывесок, рекламы, печатей. В гимназиях, училищах и в семинарии преподавались графические искусства и черчение. Существовали частные изостудии художника П. М. Лебедева и Н. А. Протопопова. При семейно-педагогическом обществе существовали курсы по педагогическому и художественному образованию. Для получения высшего художественного образования люди уезжали учиться в Москву или Санкт-Петербург, как поступил М. В. Нестеров.
Выдающийся живописец Михаил Васи́льевич Не́стеров (1862—1942) родился в Уфе, учился в Москве. Многие великие полотна созданы им в Уфе, где жили его родители и родные. Заботясь о художественном просвещении своих земляков, он в 1913 году подарил городу Уфе уникальную коллекцию работ русских живописцев второй половины 19 — начала 20 столетия, а также около тридцати собственных картин. Подаренная им коллекция живописных полотен, включала работы таких известных мастеров как Шишкин, Левитан, Ярошенко, Коровин, Бенуа, Поленов, Архипов и многих других, которые и в наши дни составляют славу русской живописи.
В 1913 году художественная жизнь Уфы ознаменовалась созданием Общества любителей живописи, членами которого стали художники Ю. Ю. Блюменталь, П. М. Лебедев, Б. А. Васильев. В число членов кружка входили также люди, интересующиеся искусством, и художники-любители. В 1916 году общество было переименовано в Уфимский художественный кружок. В его ряды влились художники А. Э. Тюлькин, М. Н. Елгаштина, Д. Д. Бурлюк. К ним же примкнул приехавший в 1917 году К. С. Девлеткильдеев.
Таким образом, в Уфе сплотился круг художников, которым суждено было встать у истоков изобразительного искусства Башкортостана. Сложилась обстановка, позволяющая говорить о зарождении изобразительного искусства в крае.
Эпоха строительства социализма
После революции культурная жизнь города затихла, Разруха и голод захлестнули Уфу. После освобождения Уфы от правительств Коммуча, Колчака, белочехов и установления в ней Советской власти художники, сплотившиеся еще в Уфимском художественном кружке, приложили все свои силы и умения для восстановления в Уфе культурной жизни.
В 1919—1921 гг. в Уфе организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В. И. Ленина, а при нем художественная студия. Её создателем и педагогом был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев. В 1921 году он как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока Советской республики. Позже идея создания музея Народов Востока позднее была упразднена, и вместо него организовали Центральный Башкирский краевой музей.
Монумент дружбы народов в Уфе. Авторы — скульпторы М. Ф. Бабурин, Г. П. Левицкая, архитекторы Е. И. Кутырев, Г. И. Гаврилов. Открыт 7 августа 1965 г.В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К. С. Девлеткильдеева, А. П. Лежнева, И. Н. Самарина, А. Э. Тюлькина, Г. П. Черкашенинова. Целью студии было воспитать мастеров для «художественного производства и ремесла». Позднее эта студия перерастет в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В студии была воспитана целая плеяда художников, которые долгие годы определяли уровень изобразительного искусства Башкортостана: Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев, Л. Лезенков.
Много и плодотворно работал Касим Салиаскарович в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Впервые за всю историю города у его жителей появилась возможность общения с изобразительным искусством, с шедеврами великих мастеров.
Благодаря творческой группе Ю. Ю. Блюменталя, К. С. Девлеткильдеева, В. С. Сыромятникова при художественном музее организуется раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Разъезжая по деревням и селам, по крупицам собирали они предметы быта башкир, украшенные затейливым орнаментом. Первая экспедиция состоялась в 1928 году в Белорецкий и Тальяно-Катайский кантоны, туда едут Девлеткильдеев и Блюменталь. В следующем году Касим Салиаскарович едет с Сыромятниковым в Аргаяшский кантон (ныне Челябинская обл.). Были экспедиции и в последующие годы.
Шестидесятники — ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов, Г. Пронин, А. Ситдикова а также жудожники Б. Палеха, Н. Русских, П. Лебедев, И. Урядов, В. П. Андреев, Н. Н. Анисифорова, З. Р. Басыров, В. Б. Домашников, Р. Г. Гумеров, А. П. Шутов, Э. М. Саитов, А. Г. Королевский, И. И. Гаянов, В. П. Пустарнаков, Л. Я. Круль, А. Т. Платонов, В. И. Плекунов, А. В. Храмов, А. А. Штабель, А. С. Арсланов, В. Н. Пегов, Р. У. Ишбулатов, Л. З. Рахматуллина и др. развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края. А в 1970-80 годы московские искусствоведы (Ю. Нехорошев, Г. Кушнеровская, О. Воронова, А. Пистунова) живописную традицию в башкирском искусстве стали именовать «уфимской школой пейзажной живописи», называя её также «школой А. Э. Тюлькина». Вслед за шестидесятниками, эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего, нового поколения 1970-90-х, конкретно воплотившись в пейзажных полотнах: Николая Пеганова, Анвара Кашаева, Михаила Кузнецова, Михаила Спиридонова, Евгения Винокурова, Владимира Панченко, Рафаэля Бураканова, в акварельных листах Василия Лесина, Виктора Суздальцева, Ильдуса Валитова (1947—2000).
Произведения на исторические темы создавал Ежов, Борис Дмитриевич, иллюстрациями книг занимались художники — Дианов, Валиахмет Дианович, Астраханцев, Александр Александрович, Гаянов, Зуфар Гаянович.
Изобразительное искусство Башкортостана 80-90 годов (художники Еникеев Тан[2], Гаянов Зуфар, Фарит Ергалиев[3], Саитов Эрнст) можно объединить общим понятием «авангард», «модернизм», «неформальные течения». Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Здесь в картинах можно только узнать силуэты юрт, фрагменты предметов. Концептуальное направление в живописи развивает художник Игнатенко С. Н.
Фотогалерея художников
-
Девлеткильдеев, Баймак
-
Девлеткильдеев. Башкир-Ибрагим, 1928
-
Девлеткильдеев. Крыльцо башкирской избы, 1928
Фотогалерея
Эпоха строительства капитализма
В конце 20 — начале 21 века в республике сложились условия, когда при переизбытке капиталов у успешных менеджеров появилась потребность в их вложении в предметы изобразительного искусство. Появились крупные частные и корпоративные коллекционеры живописи, декоративно-прикладного искусства. Примером может служить банк Восток, Уральский лизинговый центр[4].
В искусстве современных башкирских художников очевидна привязанность к модернистской эстетике (худ. Гильманов, Ильдар Рашитович), проявляемая в произведениях классиков модернизма. Спектр модернистских течений, используемых как материал для дальнейшей «переработки» в их постмодернистских коллажах, необыкновенно широк: здесь присутствуют элементы абстракционизма, примитивизма, кубизма, фовизма, дадаизма, сюрреализма и концептуализма.
Уфа имеет репутацию крупного центра графики. В настоящее время здесь активно работают художники-графики, участвующие в международных графических биеннале как в России, так и за рубежом. В городе с 1998 г. проходит Уральская международная триеннале графики, что является свидетельством высокой степени развития в республике этого вида изобразительного искусства. В 2003 г. в Уфе был открыт Музей современного искусства им. Н. Латфуллина[5]. В 2005 году в музее состоялась акция «Томография», в рамках которой свои перформансы представили молодые художники города.
Свидетельством развития постмодернистских форм в изобразительном искусстве Башкортостана XXI века являются экспериментальные поиски художников в области объекта. Первые опыты по созданию объектов и инсталляций уфимские художники (Раис Гаитов, Наиль Байбурин) осуществляли в начале 1990-х гг. Композиции, смонтированные по методу итальянских художников 1950—1960-х гг. (движение «арте повера»), собранные из всяческих промышленных отходов и бытового мусора, стали заметным событием в художественной жизни Уфы того периода. В проекте «Объект» (2005), в котором принимали участие Раис Гаитов, Николай Марочкин, Айрат Терегулов, Ринат Миннебаев, Владимир Лобанов и Фирдант Нуриахметов, созданные художниками произведения вышли на новый качественный и концептуальный уровень[6].
Живопись
Основоположниками башкирского профессионального изобразительного искусства являются художники Республики Башкортостан К. С. Девлеткильдеев, А. Э. Тюлькин, П. М. Лебедев, Ю. Ю. Блюменталь, А. П. Лежнев, И. И. Урядов, В. С. Сыромятников, М. Н. Елгаштина, Б. Д. Ежов, К. И. Герасимов, А. В. Храмов, В. П. Андреев — члены первого башкирского «отряда» Союза художников.
Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями — А. Ф. Лутфуллин, Б. Ф. Домашников, Р. М. Нурмухаметов, Кузнецов А. А., Т. П. Нечаева, М. Н. Арсланов, А. Д. Бурзянцев, А. Х. Ситдикова, Б. Д. Фузеев, Э. М. Саитов, З. Р. Басыров, В. П. Пустарнаков, В. И. Плекунов, С. А. Литвинов, Н. А. Калинушкин, К. А. Головченко, А. И. Платонов, Ф. А. Кащеев, В. А. Позднов, П. П. Салмасов, М. А. Назаров, В. Н. Пегов и др.
Графика
В Башкортостане искусство графики получило развитие с середины 191О-х гг. 20 века и связано с именами Ю. Ю. Блюментоля, К. С . Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, в творчестве которых традиции русской классической акварели получило новую трактовку. Лирические работы Елгаштиной посвящены природе Башкортостана («Весенние сумерки», 1926), произведения Девлеткильдеева обладают глубоко национальной образной системой («Башкир-охотник на медведя»; оба — бум., акв.)‚ Блюменталь известен как мастер портрета (« Старик-башкир», бум., карандаш; оба — 1928). В этот период были созданы рисунки Г. П. Черкашенинова‚ Лежнева, акварельные пейзажи и портреты П. М. Лебедева.
Примером уникальной графики вспомогательного характера являются зарисовки интерьера традиционного, предметов традиционного декоративно-прикладного искусства башкир (С.Сьромятников в 30-е гг., Г. И. Мухаметшин, М. Д. Кузнецов и др. во 2-й пол. 20 в). Самостоятельный характер уникальной графики проявился в работе М. Пискунова «Переход башкирских войск на сторону Красной Армии», ставшей редким опытом исторической композиции, выполненной в технике акварели.
В 1974 и 1984 годах в Уфе состоялись выставки эстампа, в 1995 и 1998 годах — 1 и 2-я Уральская триеннале печатной графики. На выставках были представлены работы художников графиков Башкортостана Р. Р. Маглиева (Старая Уфа, литография, 1996), Саитова («Домой», офорт), Королевского («Салават Юлаев», линогравюра) и др. С конца XX века башкирские графики постоянно участвуют в международных выставках графики. С 2001 года в Уфе проводится международная выставка «URAL PRINT TRIENNIAL».
Скульптура
Памятник Салавату Юлаеву в УфеБашкирская скульптура зародилась под прямым влиянием русской реалистической школы. В БАССР в середине XX века в скульптуре, бывшей в массе своей стандартными статуями вождей и их соратников, появились памятники-бюсты, посвящённые историческим героям и деятелям культуры (памятники С. Юлаеву, А. Матросову, М. Горькому, М. Гафури, В. Ленину и др.). Выполненные на основе станковых портретов русских художников Веры Морозовой и Тамары Нечаевой, они вписывались в официальную пластическую программу советского искусства. В начале 1960-х, в портретах «сурового стиля» скульптора московской школы Бориса Фузеева, башкирскому искусству было дано развитие, усиленное станковым и монументальным творчеством Льва Кузнецова, Зильфата Басырова, Евгения Цибульского, Бориса Замараева, Б. Фузеев .
В 1980-е гг. в башкирском искусстве были заложены предпосылки для развития скульптуры, появления новых имён и творческих манер — это начало самостоятельной подготовки кадров в мастерской Н. А. Калинушкина на худграфе БГПИ, работа художников на творческой даче в Переславле-Залесском, где они испытывали сильное влияние мастеров московской школы. С перестроечными процессами в обществе и прекращением идеологического контроля художественной жизни, поиск новых средств пластической выразительности, отличных от традиционного реализма, развернулся в творчестве молодых скульпторов Явдата Ахметова, Владимира Лобанова, Владимира Антипина, Фирданта Нуриахметова. В большинстве своём «вырастая» из мастерской Н. А. Калинушкина[7], они продолжали тесно общаться с учителем, работать бок о бок с ним и мастерами страны и зарубежья на симпозиумах в Башкирии и в России.
Памятник Салавату Юлаеву (1967) скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. Ф. Бабурина и Г. П. Левицкой в Уфе стали визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.
Шесть метафорических фигур, вписанные в созданные для них арочные проемы в музее Салавата Юлаева в селе Малоязе созданы уфимским скульптором Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем
Декоративно-прикладное искусство
Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи.
Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов — ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. Изделия из дерева изготавливались с использованием минимума инструментов — только топора и ножа.
Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.
В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»
В народном искусстве башкир основным видом искусства является орнамент, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир — это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.
Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар — символ завитых бараньих рогов и символ трав — тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S -образные завитки, криволинейные узоры, спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны.
В декоративно-прикладном искусстве много работали художники: Ямалетдинов, Ильис Миниахметович, Березин Геннадий Николаевич (Белебей), Лебедев Станислав Александрович (Уфа) и др.
Искусствоведение
Систематизированным изучением произведений искусства Республики Башкортостан и творчеством башкирских художников занимались искусствоведы: Казанская Людмила Васильевна (1905—1985) — первый профессиональный искусствовед и музеевед Уфы, Янбухтина, Альмира Гайнулловна — российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС), Фенина, Эвелина Павловна — искусствовед, Заслуженный деятель искусств БАССР, Пикунова-Уждавини, Габриэль Раймондовна — искусствовед, бывший директор Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, Сорокина Валентина Мефодьевна — искусствовед, Заслуженный работник культуры РБ и др[8], искусствовед Оськина, Ирина Николаевна.
Миннигулова Фарида Муслимовна занимается изучением скульптуры Башкортостана, проблемами её становления и развития[9].
Музеи, выставочные залы
В столице Республики остро не хватает современных выставочных залов[10]. В Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова выставлен только 1 % экспонатов.
Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова- Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова
- Уфимская художественная галерея, Малый выставочный зал
- РО ВТОО «Союз художников России» РБ https://web.archive.org/web/20131028004734/http://shrb.ru/uag.htm
- Мемориальный дом-музей А. Э. Тюлькина (г. Уфа, ул. Волновая, 21)
- Воскресенская картинная галерея (с. Воскресенское, Мелеузовский р-н, ул. Карла Маркса, 68)
- Нефтекамская картинная галерея «Мирас» (г. Нефтекамск, ул. Строителей, 89)
- Стерлитамакская картинная галерея (г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, 84)
- Выставочный зал «Ижад» (г. Уфа, ул. Космонавтов, 22)
- В 1990-х годах в городах Ишимбае, Салавате и Стерлитамаке открылись краеведческие музеи и картинные галереи.
Организации
Учебные заведения
Литература
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. — М., 1974.
- Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. — Уфа, 1995.
- Оськина И. Скульптура Башкортостана // Рампа. — 1996. — № 12. — с.4-5.
- Современное изобразительное искусство Башкортостана. Живопись, графика, скульптура, керамика / Авт.сост. И. Н. Оськина. — М., 1997.
- Башкирское народное искусство / под общ. ред. С. Шитовой. Уфа : Демиург, 2002. −360 с. : ил.
- Галлямова, Л. Г. Краски Башкирии : очерки / Л. Г. Галлямова. — Уфа : Китап, 1997. −104 с. : ил.
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. Живопись. Графика. Скульптура. Монументально-декоративное искусство. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство : альбом / авт.-сост. Г. С. Кушнеровская. М. : Советский художник, 1974. −202 с. : ил.
- Кузеев, Р. Г., Бикбулатов, Н. В., Шитова, С. Н. Декоративное творчество башкирского народа / АН СССР, Башкирский филиал, Институт истории, языка и литературы / Р. Г. Кузеев. Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова. Уфа : Типография Башк. Обкома КПСС, 1979. — С. 202;
- Скульптура Башкортостана : каталог первой республиканской выставки / авт. ст. и сост. кат. И. Н. Оськина. Уфа : Слово, 1996. — 71 с. : ил.
- Янбухтина, А. Г. Художники И. С. и Н. Я. Ефимовы в Башкирии и о Башкирии / А. Г. Янбухтина // Из истории художественной жизни Урала : сборник научных трудов. -Свердловск : УрГУ, 1986. С. 91-94.
Примечания
Ссылки
ru-wiki.org
Современные башкирские художники - ru_art links
Картины современных башкирских художников.Владимир Черномашенцев, корр. Нового форума изобразительного искусства www.HalloArt.ru
Современные башкирские художники Нередко из нашего столичного далёко мы можем свысока посчитать, что настоящая художественная жизнь происходит исключительно в Москве и Санк-Петербурге, в крайнем случае, в заграничной Европе. Но это далеко не так - иные российские провинциальные города могут дать фору некоторым европейским столицам. Позвольте, я не буду называть имена провинциальных европейских столиц, чтобы не портить настроение их жителям. Не так давно я познакомился с творчеством современных башкирских художников. Я был приятно удивлен, что в области современной живописи Башкирия в состоянии на равных спорить с небольшими европейскими странами вроде Бельгии, Нидерландов, я уж не говорю о Польше или Словакии. Отвлекаясь от мира искусства, мне также приятно сказать, что и сама Башкирия производит на гостей вполне европейское впечатление, хотя находится в нескольких тысячах километров к востоку от Москве - ближе к центру России. Это отмечают все туристы : чистоту дорог, ухоженность городов, отличный европейский сервис.Приглашаю вас посмотреть на картины современных башкирских художников : Рамиль Абдуллин.Теплый ветер. Полдень. 2010 год. Бумага. Акварель. Размеры: 57 Х 76.Подробнее картины Рамиля Абдуллина можно посмотреть здесь.
Молодой художник-экспрессионист Лесин Алексей. Ночная птица. 2009 год. Бумага. Гуашь. 52 Х 58. Подробнее картины Алексея Лесина можно посмотреть здесь.
Ринат Минибаев. Чудь. Бумага авторского отлива. Конгрев. Подробнее картины Рината Минибаева можно посмотреть здесь.
Ахмат Лутфуллин. Триптих "Семья колхозника Раджапа". Центральная часть. 1974. Холст. Масло. Подробнее картины Ахмата Лутфуллин можно посмотреть здесь.
Лебедев Станислав. Танька пилит дрова. 1990 год. Картон. Масло. Размеры: 50 Х 70.Подробнее картины Станислава Лебедева можно посмотреть здесь.
Василий Лесин. Шествие. 1988. Бумага. Акварель. Размеры: 78 Х 65.Подробнее картины Василия Лесина можно посмотреть здесь.
Юрий Варюхин , Картофельное поле. 1994 год. Картон. Масло. 81 Х 75,5.Подробнее картины Юрия Варюхина можно посмотреть здесь.
Поверьте, я показал лишь малую толику башкирских художников, даже не выбирая лучших. Приятное чувство удивления вызывает столь высокий уровень развития изобразительного искусства в республике, в которой еще сто лет назад не существовало ни художников, ни художественной школы. Благодатное наследие времён Советского Союза...
Ссылка: Подробнее ознакомиться с творчеством современных башкирских художников вы можете на Новом форуме изобразительного искусства HalloArt.ru
art-links.livejournal.com
Изобразительное искусство Республики Башкортостан - Изобразительное искусство Башкирии
29.08.2010 12:04
Автор: Ирина ОськинаСтатья посвящена 450 – летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Определившее судьбу башкирского народа, это историческое событие в значительной степени повлияло и на ход развития общей культуры республики, богатство и многообразие которой сформировалось на основе взаимодействия и взаимовлияния национальных культур, народов, живущих в Башкортостане.
Ярким отражением этого синтеза стало башкирское изобразительное искусство, существовавшее до начала XX века лишь в форме народного творчества.
Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, А. П. Лежнева, А. Э. Тюлькина, И. И. Урядова. Основанная на опыте русской художественной школы, их живопись впитала в себя эстетику народного быта, литературно-фольклорного наследия и культурных традиций башкир. На протяжении нескольких десятилетий эти основные слагаемые определяли тематику и формировали основные качества локальной художественной школы. Появившиеся в республике только в середине XX века печатная графика, скульптура и керамика унаследовали эти основные черты.
Живописные полотна Р. М. Нурмухаметова, Б. Ф. Домашникова, А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, А. Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А. П. Шутова, Б. Д. Фузеева, З. Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т. П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э. М. Саитова. .. Экспозиция башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.
С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло. 100 Х 110.
К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным, специфику которого определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.
Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться в отечественном искусствознании термину «башкирская школа». Небольшой ретроспективный раздел, куда вошли произведения художников, представлявших искусство республики на всероссийских и всесоюзных выставках того времени, дает общее представление об основных характеристиках этой школы.
На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся в пределах одной лишь традиционно – реалистической стилистики, как в целом и вся изобразительная культура России социалистического периода, башкирское искусство 1960 – 1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразие в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально – политической жизни страны.
Рамиль Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.
На рубеже XX – XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников.
Изобразительное искусство республики периода 1990 -2000-х годов в сравнении с предыдущими периодами его развития – явление стилистически более разнородное и многослойное, не ограниченное строгими рамками какой – либо одной изобразительной системы или определенной проблематики. В нем нашла свое воплощение и творческая переработка художественного опыта предыдущих лет (интерес к истории, бережное отношение к наследию народного творчества, идущие от него изобразительные качества – декоративное звучание колорита, ритмический рисунок композиций). Одновременно с реалистической традицией, демонстрирующей свой жизнестойкий характер, оно характеризуется и непрерывными активными поисками нового языка. Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.
Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167. Из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова.
Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранению качеств, достигавшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны. Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.
Попытки по – новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.
В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр. Разнообразнее становится и изобразительный язык: наряду с традиционными реалистическими, в экспозиция выставок все чаще появляются и стилизованные формы, и формы – знаки, метафорическое содержание которых значительно расширяет диапазон тем и образов скульптуры.
Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.
На новый уровень развития к началу третьего тысячелетия выходит и республиканская графика. Наиболее мобильная в силу своей специфики, она с каждым годом все чаще участвует в многочисленных международных выставках и конкурсах. Подпитываемая современными тенденциями, свойственными и зарубежному, и российскому графическому искусству, в своем стремлении вырваться за пределы узких рамок традиционного печатного искусства, она активизирует поиски в области техники, осваивает крупноформатный лист и все дальше уходит от реалистических форм. Но и в темах, и в образах, и в заимствовании из народного искусства принципов и элементов орнаментики настойчиво проявляются попытки башкирских графиков сохранить самобытность, не затеряться в мировом пространстве.
Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX – XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие огромной волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое – либо содержание или художественный образ и построенные на одном стремлении эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.
Камиль Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии "Акмулла" с 2005. Офорт. 50 Х 65.
Сегодня башкирское изобразительное искусство представляет собой достаточно развитую систему художественных направлений, основанную на традициях, оставленных в наследие реализмом и русским авангардом начала XX века и народным творчеством. Лишь небольшая часть его ориентирована на опыт западноевропейских мастеров XX века. Однако в единстве с эстетикой национальной культуры, так или иначе проявляющейся в творчестве башкирских художников, обращение к изобразительному языку европейского искусства не вызывает ассоциаций с каким – либо определенными образцами.
По местам этюдов. Зилим. Республика Башкортостан. → |
Добавить комментарий
hallart.ru