Несение креста (картина Босха, Вена). Несение креста картина


Несение креста (картина Босха, Гент) Википедия

Название «Несение креста» (нидерл. Kruisdraging) нидерландский художник Иероним Босх дал как минимум трём своим картинам. Первое произведение на известную библейскую тему находится в Музее истории искусств в Вене, второе — в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух работ сохранилась боковая панель от несохранившегося триптиха с этим же названием, хранящаяся в Королевском дворце в Мадриде.

«Несение креста» из Гента

Картина напоминает кинематографический крупный план. Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Лишь двое — Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало, и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа.

При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу — другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Над ним насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.

У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник.

  • Фрагмент. Нераскаявшийся разбойник

  • Фрагмент. Святая Вероника

Примечания

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

wikiredia.ru

Несение креста (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Несение креста — известная евангельская тема Страданий Иисуса Христа, широко использовавшаяся многими художниками в качестве сюжета для своих полотен.

  • «Несение креста» — картина Уголино ди Нерио, 1320-е годы, Лондонская Национальная галерея
  • Три картины Иеронима Босха:
  • «Несение креста» — картина Питера Брейгеля Старшего, 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «Несение креста» — картина Паоло Веронезе, Лувр
  • «Несение креста» — картина Тициана, 1560, Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • «Несение креста» — картина Эль Греко, 1577, Прадо, Мадрид
  • «Несение креста» — картина Николя Турнье, 1632.
  • «Несение креста» — картина итальянского художника Бенвенуто Тизи по прозвищу Гарофало, 1528—1531, Государственный Эрмитаж.

ru.wikiyy.com

Несение креста (картина Гарофало) — Википедия РУ

«Несение креста» — картина итальянского художника Бенвенуто Тизи по прозвищу Гарофало из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина иллюстрирует апокрифическую легенду, не описанную ни в одном из Евангелий, но известную по церковным преданиям. Церковная история относит встречу Святой Вероники с Христом к событиям его Крестного пути: когда Христос шёл, сгибаясь под ношей своего креста, спотыкаясь и падая на Крестном пути, идя к месту Распятия, к нему подошла женщина и подала свой плат (кусок ткани), чтобы Иисус мог обтереть лицо. На ткани осталось «истинное изображение» (лат. icona vera) лица Иисуса. Плат Вероники (sudarium) стал одним из символов страстей Господних.

Сохранилось свидетельство реставратора Джузеппе Гедини, работавшего в монастыре Сан-Бернардино в 1753 году:

Во внутренней церкви этой обители сразу за большой дверью сталкиваешься с достаточно большой картиной высотой пять феррарских футов и шириной восемь футов и одна унция изображающей восхождение Христа на Голгофу, украшенное фигурами и написанное на холсте нашим Бенвенуто. Картина нарисована и написана с тончайшим вкусом, хотя одна фигура обнаруживает дефект в большом мускуле шеи, отчего создается несколько неестественный поворот головы (вероятно имеется в виду мужская фигура за спиной св. Вероники), вещь удивительная для Бенвенуто, но на это не стоит обращать внимания у столь значительного художника. Монахини имеют обыкновение выставлять эту картину во внешней церкви на святой неделе по случаю погребения Христа[1]

С момента создания в 1531 году картина находилась в трапезной монастыря Сан-Бернардино в Ферраре. В 1792 году она была выкуплена у обедневших монахинь папой Пием VI; причем перед покупкой картин был составлен список со стоимостью восьми произведений, в котором «Несение креста» по оценке в 1000 скуди занимало третье место[2] (см.: Cittadella 1872). После смерти Пия VI картины были унаследованы его племянником графом Пио Браски. В 1840 году он, испытывая денежные затруднения, решил продать часть коллекции своего дяди и несколько картин было выкуплено по распоряжению императора Николая I, в том числе и две картины Гарофало: «Брак в Кане Галилейской» и «Чудо с хлебами и рыбами» (последняя в 1931 году была передана из Эрмитажа в новообразованный Дальневосточный художественный музей в Хабаровске)[3]. Картины «Аллегория Ветхого и Нового завета» и «Несение креста» были куплена герцогом Луиджи Браски, однако в 1842 году русский посол в Риме убедил его продать их императору Николаю I; таким образом в России оказался комплект из четырёх картин Гарофало, исполненный им для монастыря Сан-Бернардино.

В отличие от прочих картин Гарофало, первоначально отправленных в Большой Гатчинский дворец, эта картина по прибытии в Россию под названием «Святая Вероника» была сразу назначена храниться в Эрмитаже[4] и считалась работой Гарофало. Пентер[5] (1883) назвал её выдающимся произведением мастера. Однако Харк в 1896 году счёл что это работа не самого Гарофало, а кого-то из учеников его мастерской[6]. В эрмитажных каталогах 1863–1912 годов картина числится под именем Гарофало. По неустановленным причинам в каталоге 1958 года она обозначена в качестве копии с Гарофало. Имя мастера было возвращено полотну в каталоге 1976 года[7].

http-wikipediya.ru

Несение креста (картина Босха, Вена) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1515 года

Название «Несение креста» нидерландский художник Иероним Босх дал как минимум двум своим картинам. Первое произведение на известную библейскую тему находится в Музее истории искусств в Вене, второе — в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух работ сохранилась боковая панель от несохранившегося триптиха с этим же названием, хранящаяся в Королевском дворце в Мадриде.

«Несение креста» из Вены

Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Повёрнутая в профиль голова Христа чётко выделяется на фоне плотной толпы, состоящей из злорадных зевак и гримасничающих воинов. Физические страдания Иисуса усилены тем, что гвозди на деревянных колодках при каждом шаге впиваются в его ступни и щиколотки. Это орудие пытки вплоть до середины XVI в. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров. Духу и стилю старинных миниатюр соответствуют высокая линия горизонта и отсутствие глубины на среднем плане.

Не прибегая к изображению монстров и диковинных тварей, художник, тем не менее, делает объектом изображения злобную, по-звериному возбуждённую толпу. Жаба на щите изобличает «войско Сатаны» — это символический намёк на всё злое, греховное. Две группы на переднем плане связаны с неуверовавшим разбойником (слева) и с исповедующимся перед монахом благоразумным разбойником (справа). Фигура монаха не смущает художника своим явным анахронизмом — ему важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души.

Фигура в красном на переднем плане слева предположительно является автопортретом Босха.

На обороте доски изображён Христос-ребёнок, играющий с вертушкой и приспособлением на колёсиках, которое держит младенца, когда он учится ходить.

Напишите отзыв о статье "Несение креста (картина Босха, Вена)"

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Отрывок, характеризующий Несение креста (картина Босха, Вена)

Кутузов проснулся, тяжело откашлялся и оглянул генералов. – Господа, диспозиция на завтра, даже на нынче (потому что уже первый час), не может быть изменена, – сказал он. – Вы ее слышали, и все мы исполним наш долг. А перед сражением нет ничего важнее… (он помолчал) как выспаться хорошенько. Он сделал вид, что привстает. Генералы откланялись и удалились. Было уже за полночь. Князь Андрей вышел.

Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он. «Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом. Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»

wiki-org.ru

Несение креста (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Несение креста — известная евангельская тема Страданий Иисуса Христа, широко использовавшаяся многими художниками в качестве сюжета для своих полотен.

  • «Несение креста» — картина Уголино ди Нерио, 1320-е годы, Лондонская Национальная галерея
  • Три картины Иеронима Босха:
  • «Несение креста» — картина Питера Брейгеля Старшего, 1564, Музей истории искусств, Вена
  • «Несение креста» — картина Паоло Веронезе, Лувр
  • «Несение креста» — картина Тициана, 1560, Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • «Несение креста» — картина Эль Греко, 1577, Прадо, Мадрид
  • «Несение креста» — картина Николя Турнье, 1632.

Галерея

  • Pieter Bruegel d. Ä. 007b.jpg

__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Несение креста (картина)"

Отрывок, характеризующий Несение креста (картина)

Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов? В чем же состоит сущность этих упреков? В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку. Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.

wiki-org.ru

Несение креста (картина Босха, Гент)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Название «Несение креста» (нидерл. Kruisdraging) нидерландский художник Иероним Босх дал как минимум трём своим картинам. Первое произведение на известную библейскую тему находится в Музее истории искусств в Вене, второе — в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух работ сохранилась боковая панель от несохранившегося триптиха с этим же названием, хранящаяся в Королевском дворце в Мадриде.

«Несение креста» из Гента[ | ]

Картина напоминает кинематографический крупный план. Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Лишь двое — Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало, и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа.

При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу — другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Над ним насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.

У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник.

  • Фрагмент. Нераскаявшийся разбойник

  • Фрагмент. Святая Вероника

Литература[ | ]

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

encyclopaedia.bid

Несение креста (картина Гарофало) — википедия орг

«Несение креста» — картина итальянского художника Бенвенуто Тизи по прозвищу Гарофало из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина иллюстрирует апокрифическую легенду, не описанную ни в одном из Евангелий, но известную по церковным преданиям. Церковная история относит встречу Святой Вероники с Христом к событиям его Крестного пути: когда Христос шёл, сгибаясь под ношей своего креста, спотыкаясь и падая на Крестном пути, идя к месту Распятия, к нему подошла женщина и подала свой плат (кусок ткани), чтобы Иисус мог обтереть лицо. На ткани осталось «истинное изображение» (лат. icona vera) лица Иисуса. Плат Вероники (sudarium) стал одним из символов страстей Господних.

Сохранилось свидетельство реставратора Джузеппе Гедини, работавшего в монастыре Сан-Бернардино в 1753 году:

Во внутренней церкви этой обители сразу за большой дверью сталкиваешься с достаточно большой картиной высотой пять феррарских футов и шириной восемь футов и одна унция изображающей восхождение Христа на Голгофу, украшенное фигурами и написанное на холсте нашим Бенвенуто. Картина нарисована и написана с тончайшим вкусом, хотя одна фигура обнаруживает дефект в большом мускуле шеи, отчего создается несколько неестественный поворот головы (вероятно имеется в виду мужская фигура за спиной св. Вероники), вещь удивительная для Бенвенуто, но на это не стоит обращать внимания у столь значительного художника. Монахини имеют обыкновение выставлять эту картину во внешней церкви на святой неделе по случаю погребения Христа[1]

С момента создания в 1531 году картина находилась в трапезной монастыря Сан-Бернардино в Ферраре. В 1792 году она была выкуплена у обедневших монахинь папой Пием VI; причем перед покупкой картин был составлен список со стоимостью восьми произведений, в котором «Несение креста» по оценке в 1000 скуди занимало третье место[2] (см.: Cittadella 1872). После смерти Пия VI картины были унаследованы его племянником графом Пио Браски. В 1840 году он, испытывая денежные затруднения, решил продать часть коллекции своего дяди и несколько картин было выкуплено по распоряжению императора Николая I, в том числе и две картины Гарофало: «Брак в Кане Галилейской» и «Чудо с хлебами и рыбами» (последняя в 1931 году была передана из Эрмитажа в новообразованный Дальневосточный художественный музей в Хабаровске)[3]. Картины «Аллегория Ветхого и Нового завета» и «Несение креста» были куплена герцогом Луиджи Браски, однако в 1842 году русский посол в Риме убедил его продать их императору Николаю I; таким образом в России оказался комплект из четырёх картин Гарофало, исполненный им для монастыря Сан-Бернардино.

В отличие от прочих картин Гарофало, первоначально отправленных в Большой Гатчинский дворец, эта картина по прибытии в Россию под названием «Святая Вероника» была сразу назначена храниться в Эрмитаже[4] и считалась работой Гарофало. Пентер[5] (1883) назвал её выдающимся произведением мастера. Однако Харк в 1896 году счёл что это работа не самого Гарофало, а кого-то из учеников его мастерской[6]. В эрмитажных каталогах 1863–1912 годов картина числится под именем Гарофало. По неустановленным причинам в каталоге 1958 года она обозначена в качестве копии с Гарофало. Имя мастера было возвращено полотну в каталоге 1976 года[7].

www-wikipediya.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта