4. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам. Мусульманская картина мира


4. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.

В VII в. на территории Междуречья формируется Арабский халифат – теократическое мусульманское гос-во во главе с халифом –- верховным правителем. Первым его руководителем становится основатель ислама пророк Мухаммед. Завоевательные войны последователей Мухаммеда значительно расширили территорию халифата и способствовали быстрому распространению ислама в Индии и странах Бл. Востока. Впервые с пророчествами Мухаммед выступил в 610 г/в Мекке, но признание получил в Медине в 622 г. Ислам возник из элементов иудейства, христианства и обрядовых традиций староарабских домусульманских культов природы – политеизма. Мусульмане верят в единого Бога –. Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Мир, согласно исламу, был создан за 6 дней. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» – жизнь, поэтому человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади и после изгнания из рая человек вряд ли будет счастлив. Жизнь в здешнем мире есть череда обольщений и тщетность суеты, поэтому даже в повседневной суете не следует забывать о своей душе. После смерти человека ждет божественное возмездие – всеобщий божий суд. Посмертная участь человека зависит от его поведения при жизни. Коран – это священная книга мусульман, в которой записаны основные положения ислама. Его основу составляют заповеди и проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и притчи. Все изречения в Коране делятся на откровения, исходящие от Аллаха, и высказывания Мухаммеда. В соответствии с установлениями Корана регулируется жизнь общества, строятся семейные, правовые и имущественные отношения людей. Свод этих установлений называется шариат. Шариат – это свод норм морали, права» культурных установок, регламентирующих общественную и личную жизнь мусульман. Шариат формировался в период с VII по VIII в., к концу !Х в. была разработана система оценок человеч. поступков: 1) обязательные поступки – чтение молитв, соблюдение поста, ритуалов; 2) желательные поступки – совершение дополнительных молитв и постов, благотворительность; 3) безразличные поступки – сон, еда, брак; 4) неодобряемые, но ненаказуемые поступки – это поступки, вызванные желанием насладиться земными благами.

5. Роль конфуцианства в истории Китая.

Одна из характерных черт КИТАЙСКОЙ политической культуры --тесная

связь политики с историей.

Вместе они образуют своеобразный институт, самостоятельную политическую

традицию.

Степень насыщенности ПОЛИТИКИ историей может быть разной, и установить

точный процент соотношения не представляется возможным.

При анализе политической истории страны - особенно периода КНР с конца 50-х г.,

можно вскрыть весьма любопытную закономерность : в периоды относительной стабилизации власти или временной консолидации сил (различных группировок), компромисса сфера действия «истории»

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ традиции «политика - история» сужается и ограничивается, как

правило, высшими правительственными кругами (теоретические - разработки в произведениях, выступлениях и т. п. руководителей государства) в периоды кризиса власти, острых схваток на высшем уровне власти, что распространяется на весь бюроКратический аппарат, а затем и на население страны, сфера действия «ИСТОРИИ» резко расширяется.

В эти периоды «история» в институте «политика - история» заполняет всю «политику» на 90%, а иногда, как это было в период кампании «критики Линь Бяо и КОНФУЦИЯ» («пи Линь пи Кун»), и на все 100%. В данном случае середина 1973 - конец 1976 г - полИтическая традиция главенствует в общественно-политической, а зачастую н в экономической жизни страны, оказывая

влияние и на внешнюю политику.

В сферу влияния этой политической традиции вовлекаются миллионные массы

населения страны, и не на один месяц, а на годы, проблема выяснения причин

такого феномена требует специального анализа и является весьма актуальной.

В настоящее время, начиная со смерти МАО - и смещения «четверки»,

в КНР все еще продолжается период сужения сферы действия «истории» в институте «политика - история» до ее обычного уровня ; Идет процесс «очищения» от наиболее одиозных оценок. Но поскольку на этапе полного слияния «истории» с «политикой» в этот политический процесс были вовлечены широкие массы, которые ориентировались на специфически новую оценку) «истории», то необходимо какое-то время для того, чтобы проиграть пластинку в обратную сторону и поставить если не все, то многое на свои места. Это не так-то просто, поскольку массы не были пассивны и не являлись сторонними наблюдателями полного слияния «политики с историей», а, наоборот, с помощью отрядов «народных теоретиков» и рабочих групп по проведению - «критики Линь Бяо и КОНФУЦИЯ» - в НОАК сами активно участвовали в этом процессе. Встал вопрос о новой массовой общественно-идеологической кампании по очищению накипи. Всем тем новым трактовкам, частичной фальсификации «истории», которая производилась на этапе слияния, необходимо противопоставить аргументированную критику и, главное, вновь довести ее до сознания тех же масс.

Даже в периоды «сужения» сферы действия «истории» могут наступать моменты

(отнюдь не кратковременные), когда она продолжает

(ради пересмотра старых ошибок и искажений) сохранять, а иногда и вновь усиливать

свои позиции в этом традиционном институте «политика - история».

Знаменательным для всех периодов - «слияния», «нормального разграничения»,

нового «слияния», нового «нормального разграничения» и т. п.- является то,

что все это время расширяется уровень исторических знаний народа.

Государство на всех этапах вынуждено (ради своих политических целей,

точнее, целей группировки или группировок) - издавать массовую историческую

литературу, а также переиздавать сами источники, ибо борьба шла по традиционным канонам и развертывалась на уровне нового комментирования источников, многим из которых свыше 2000 лет. Можно вполне уверенно констатировать тот факт, что за всю длительную историю китайского народа не было еще такого этапа, чтобы за сравнительно короткий срок вышло такое огромное количество целенаправленной и

целеподправленной исторической литературы.

studfiles.net

Исламская картина мира и система мусульманских ценностей

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индобуддийской и христианской культурами мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и полно драматических событий. Поскольку эти события оказались включенными в мусульманскую культуру и приобрели социально значимые черты, на них необходимо остановиться несколько подробнее.

Важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения, благо многоженство поощрялось Кораном. Арабизации способствовало и то, что арамейское население Сирии и Ирака говорило на языке, близком арабскому.

Исламизация предполагала знакомство с Кораном, но эта мудрая книга написана по-арабски и переводить ее запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский и читать Коран в подлиннике. Знание арабского языка давало многочисленные преимущества. Арабский на территории халифата стал средством общения, и его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т.д. Приобщение к арабскому языку служило распространению арабо-исламской культуры.

Даже в Иране и Средней Азии, где существовали богатые местные культурные традиции, а языки значительно отличались от арабского, принадлежность к исламской культуре служила залогом успеха и процветания в жизни.

Тем не менее, распространение арабо-исламской культуры везде протекало по-разному. В Иране засилье арабов вызывало постоянное раздражение местного населения, которое обладало своими этнокультурными традициями. На почве этой оппозиции и получило широкое распространение движение шиитов. Его возглавляли потомки дяди пророка Аббаса. Опираясь на народное недовольство, Аббасиды в конце 749 г. захватили власть и учредили халифат Аббасидов (750-1258 гг.) Омейяды сохранили власть только в Испании, где учредили, так называемый, Кордовский эмират.

По мере того как заканчивались завоевательные походы и жизнь приходила в норму, складывались благоприятные условия для подъема арабо-мусульманской культуры. В центре этой культуры, естественно, находились богословские проблемы устройства мира, предопределения, свободы воли и т.д. В обсуждении этих проблем, в разработке исламских ценностей и культов, в обогащении арабо-исламской культуры принимали самое активное участие персы, таджики, греки, тюрки и другие.

В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира.

Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждение всесилия Аллаха вероотступников карали смертью.

В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире.

Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис - ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище - геенна, и не найдут они от нее спасения!».

Исламская картина мира была бы неполной без космологии, которая занимает в исламской культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами»., устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отражения шайтана. Он велел небу производить темноту ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность» (Там же). Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет» (Там же). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что это даже для культуры VII в. выглядит несколько наивно.

Только ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, что Земля - неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном из хадисов IX в. (Хадис - предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну) говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда, же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость».

Постепенно и в исламской культуре пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники - все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин.

Мировоззренческая сердцевина исламской культуры содержит ряд принципиальных положений о человеке. Аллах сотворил человека после ангелов и джиннов. Сначала он вылепил человеческую модель, и взялся обсуждать ее достоинства с ангелами. Один из ангелов, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!». И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. А возгордился Иблис от того, что он создан из огня, а человек - из глины. Только эта гордость Аллаху показалась неуместной, и он проклял падшего ангела.

Итак, человек не последняя фигура в трудах Аллаха. На радость Адаму Бог создал Хаву, ставшую его женой. На радостную жизнь определил создатель своих подопечных.

Но Иблис совратил Адама и его жену. Поели они от дерева вечности, и совершили они грехопадение. Путь к радостной жизни стал невыносимо труден.

«Знайте, - обращается Коран к мусульманам, - что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их пожелтевшими, напоследок делаются сухими стеблями... Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение».

Исламская культура не отвергает равенства всех мусульман перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в не ламе нет места для личности, для личности как ценности. Ради спасания людей Аллах не приносил в жертв), своего сына. Вследствие этого в мусульманской культура невозможна идея Богочеловечества, равенства общества и личности.

Аллах - абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их личного опыта. К людям обращается вишь посланник Аллаха - мессия (махди). Такие махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость. Но положение от одной эпохи к другой становится все хуже. Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется эсхатологией - учением о конце света.

Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. Так, исламское государство облагало неверных более высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в мусульманском государстве как неравный правоверному. И это старались подчеркнуть судьи-кади на всех процессах с участием мусульманина и не мусульманина. В отношении к неверным культивировались хитрость и жестокость. Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха.

 

 

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав

Введение. | Как мусульмане создали свою огромную империю? | Развитие исламской культуры на территории России. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.061 сек.)

mybiblioteka.su

Исламская картина мира

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет

Имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Исламская картина мира»

Выполнил:

студент группы Б02-521-7з В.Р. Шамаева

Проверил: Компаниец Э.Н.

Должность: доцент кафедры социология, психология и культурология.

Ижевск - 2015

Введение

Ислам - мусульманство, одна из трёх мировых религий на ряду с буддизмом и христианством. Её последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 веке. Основатель ислама - Мухаммед.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма <#"center">ислам культура традиции

Ислам, как и все прочие мировые религии, утверждает, что смерть не является концом бытия человека. Ислам, в отличие от христианства, полагает наличие жизни непосредственно после смерти.

Загробный мир, по вероучению ислама, имеет два отделения: рай (по-арабски: джанна) и ад (по-арабски: джаханнам). В рай направляются праведники, в ад - грешники. Деление людей на праведников и грешников в исламе осуществляется по иному критерию, чем в христианстве. Если в христианстве все люди грешники (за исключением Марии, матери Христа), а праведники это только особая часть грешников, то в исламе праведники и грешники - это две противоположные группы людей. У праведников в жизни преобладают добрые, у грешников - плохие, недобрые поступки. Если у античных христиан пребывание и в раю, и в аду, для попавших туда считалось вечным (и таковым считается и сейчас у многих христианских конфессий), то у мусульман считается, что в раю все пребывают вечно, а в обитатели ада делятся на постоянных и временных жильцов. Временными жильцами ада являются грешники-мусульмане: какие бы грехи они ни совершили, рано или поздно Аллах переводит мусульман из ада в рай.

Пребывание в загробном мире, мусульманские богословы, как и христианские, делят на два этапа: до Судного дня (существование душ без тел) и после Судного дня (когда в раю и аду души будут пребывать вместе с телами). В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем всё мёртвые (в том числе и те, которые только что умерли) воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну.

Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат (от арабского шариа - правильный путь) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат может существовать и в письменной форме (как книги, написанные авторитетами), и в устной форме (как проповеди, произнесённые авторитетами). Шариат - это правила поведения и юридические, и моральные, и бытовые. Это указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Именно через шариат находит своё выражение нравственное учение ислама. Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать, а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее, но есть и отличия. В одно и то же время в разных странах в чём-то шариаты провозглашали разные правила поведения. В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чём-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х гг. нашего века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой, а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-гг. нашего века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды. Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам.

. Разграничение естественного и сверхъестественного

В исламе признаётся существование шести групп сверхъестественных существ. Это: Бог, ангелы, злые джинны, добрые джинны, гурии, Бурак. Бога зовут Аллах. В переводе с арабского языка на русский Аллах и означает Бог. Но в настоящее время это слово воспринимается верующими как имя собственное. Бог один, и, по мусульманскому вероучению в отличие от христианского, Он существует в единственном лице. Аллах сотворил землю, все живые существа, семь небес, рай (на седьмом небе) и ад (ниже первого неба). Выше седьмого неба размещается трон Аллаха. Аллах - Господь мира, т.е. он непосредственно управляет всеми событиями во Вселенной. Аллах имеет 99 прекрасных эпитетов: Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Всемогущий, Всевидящий, Всезнающий, Милостивый, Милосердный, Карающий, Владыка Судного дня и др.

Слово джинны переводится как духи. Джинны - это особого рода живые существа, созданные Аллахом из огня, они делятся на злых и добрых. Функции каждой из этих двух групп джиннов соответствует их эпитетам: злые джинны противятся воле Бога и творят зло, добрые являются помощниками Бога и творят добро. После сотворения их Аллахом все джинны творили только зло. Но всё изменилось после проповеди Мухаммада, обращенной не только к людям, но и к джиннам. Часть джиннов перевоспиталась, стали вести себя, как ангелы, и главное: стали помогать Мухаммаду и его последователям распространять ислам. Добрых джиннов называют ещё джиннами-мусульманами. Все злые джинны стремятся причинить вред людям. Но среди этих джиннов выделяются особенно зловредные, их называют шайтанами (от еврейского сатан - противник). У джиннов есть плоть: в своем обычном виде они уродливы, с копытами на ногах, но могут принимать и человеческий облик. Они делятся на старших и младших.

Существует еще одно сверхъестестественное существо. Его называют словом Бурак. Это и название вида этого существа, и его имя собственное одновременно. Бурак переводится с арабского как Молния или Молниеносный . Бурак выглядит следующим образом: тело, как у самого прекрасного коня, голова, как у человека, и крылья, как у орла. Его имя подчеркивает ту скорость, с которой он летит по небу. Учение о Бураке сливается в исламе с той частью учения о пророках, где речь идет о Мухаммаде. В вероучении ислама есть рассказ о том, как однажды ночью к Мухаммаду в Мекке явился ангел Джабраил вместе с Бураком. Бурак в мгновение ока перенес пророка из Мекки в Иерусалим, а затем по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммад поднялся наверх для беседы с Аллахом.

. Отношение к природе

Заботливое отношение к природной среде является частью мусульманской культуры. Мусульманин учится любить и беречь природу с того момента, как постигает смысл свидетельства веры. Будучи ещё ребёнком и изучая правила совершения намаза и очищения, он узнаёт, что нужно бережливо относиться к воде и нельзя осквернять источники и водоёмы. Чрезмерное потребление воды порицается даже при ритуальном омовении, предшествующем намазу. Коран гласит: «Воистину, расточители - братья шайтанов, а ведь шайтан неблагодарен своему Господу».

Отношение к природе в Исламе трепетно, а ее значение для человека бесценно. Пророк Мухаммед говорил, что если праведный мусульманин посадит саженец и вырастит дерево, от которого будет питаться человек или животное, ему зачтется это, как милостыня и ждет его довольство Всевышнего.

Милосердие и сострадание Ислама - религии мира и терпимости простираются не только на человечество, но и на все живые существа на планете. Коран призывает верующих мусульман <http://islam-today.ru/great-people-of-islam/>, вне зависимости от их образования и социального статуса, проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим, обеспечивать их надлежащим продовольствием и крышей над головой, а также ухаживать за больными и старыми животными.

Ислам учит, что обращаться с животными плохо - означает не подчиняться воле Аллаха. Известно много историй о том, как пророк Мухаммед заботливо относился к животным. Мухаммед выступал против спортивной охоты, жестокого отношения к животным. Ислам учит, что добро, сделанное животному так же хорошо, как добро, сделанное человеку.

Животные не должно быть биты или замучены. Однажды Пророк увидел животное с клеймом на морде, тогда он произнес: «Разве это не достигло Вас, что я проклял того, кто клеймит морду животного или бьёт его по морде?» Заставлять животных драться друг с другом, натравливать их друг на друга ради собственных забав также строго запрещается и наказывается Великим Создателем. Отделять детёнышей от родителей также не допускается.

Эти правила, которые были установлены по отношению к животным в Исламе еще полторы тысячи лет назад, и по сей день указывают на то, что ни одни существа, имеющие душу, не должны быть оскорблены.

Коран учит, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться ее ресурсами. Даже накануне Судного дня люди должны вести себя достойно, ибо Мухаммед сказал: "Если придет Судный день и у тебя на ладони будет росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка пальмы - это хорошее дело само по себе". Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды. Мухаммед заявлял, что посадка деревьев может служить заменой милостыне.

Мусульмане имеют свои священные объекты в природе, чем поддерживают заповедное дело. Это могут быть святые источники, священные горы.

. Установка на новое или на традиции

Сегодня можно часто встретить религиозных мусульман, которые считают, что все народные обычаи и традиции противоречат Исламу, и им ни в коем случае нельзя следовать. С другой стороны, можно также встретить и тех мусульман, которые совершают запретные Исламом деяния, апеллируя традициями и обычаями своих отцов. Однако в действительности, оба этих подхода являются крайностями, т.к. Ислам занимает золотую середину в этом вопросе, как и во всех других вопросах.

Ислам никак не запрещает людям все их традиции и обычаи в абсолютном плане. Напротив, в соответствии с учением Ислама, все традиции и обычаи людей в своей основе являются дозволенными. Традиции и обычаи становятся запретными только тогда, когда они противоречат указаниям в Коране и Сунне.

Ислам приказывает часто опираться и поступать в соответствии с обычаями и традициями общества. Иными словами, традиции и обычаи общества могут иметь юридическую силу в шариате. Изучая труды исламских правоведов и хадисоведов, иногда можно удивиться, какое большое значение исламские богословы придавали обычаям и традициям людей.

Источники информации

. http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/islam.htm

2. <http://to-name.ru/historical-events/islam/islam.htm>

. <http://sunnapress.com/analitika-i-islam/8281-vazhnaya-rol-traditsij-i-obychaev-v-islame.html>

. <http://islam-today.ru/islam-world-creation/>

yamiki.ru

Мир, человек, общество в мусульманской картине мира — реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

 

Кафедра рекламы и культурологи

 

 

 

РЕФЕРАТ по культурологии

Мир, человек, общество в мусульманской картине мира.

 

       

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. БЭФЗУ12-01

           Киреева Л.Е

Проверил: Виноградова А.И

 

 

 

 

Красноярск 2013

Оглавление

Введение

1 Традиционная мусульманская картина  мира: исторический аспект

1.1 Сущность понятия «картина мира»

1.2 Традиционные образы «мира», «человека»  и «общества» в мусульманском миропредставлении

2 Мусульманская картина мира в  контексте современности

2.1 Отражение глобальных проблем  в современных образах «мира», «человека» и «общества»

2.2 Особенности современной мусульманской  картины мира (на примере ислама  в России)

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ислам, возникший на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племён дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Под знаменем ислама арабы захватили огромные территории, где он стал основной религией. В некоторые страны ислам пришёл мирным путём. Главным отличием ислама можно считать то, что в этой религии полностью соединилась религиозная и светская власть. Став составной частью жизни человека, ислам направляет его действия, помогает ему самосовершенствоваться. Ислам является и воспринимается не только как комплекс религиозных догм и ритуалов, но и как определённый образ жизни.

За достаточно длительное время своего существования мусульманская религия очень широко распространилась практически по всему миру. Мусульманские общины можно найти более чем в 120 странах мира в разных уголках земного шара. Численность верующих людей, входящих в такие общины, составляет более 1 млрд. человек, но и эта цифра с каждым годом возрастает. Мусульманское население увеличивается и благодаря высокой рождаемости, и за счёт новообращённых.

В современном мире ислам является одной из наиболее значительных сил. Сила его не только в многочисленности верующих, но, прежде всего, в том идейном единстве мусульманской общины, основы которой были заложены ещё Мухаммедом. Ислам сегодня имеет все условия для сохранения себя в качестве одной из ведущих религий мира.

Актуальность исследования. Актуальность темы обуславливается тем, что влияние ислама на мировые культурные и политические процессы становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. Возрождение - это, прежде всего возрождение духовности, культуры и культурных ценностей, на которых базируется любое общество. Вера является одной из основных ценностей любой культуры, она наполняет человеческую жизнь смыслом, а религиозная вера, кроме этого, даёт человеку ответы на вечные вопросы, ценностные, моральные ориентиры. Состояние человеческого общества не может быть осознано без учёта религиозного фактора. Так как именно он является определяющим фактором в формировании образов «мир», «человек», «общество». Анализ сущности современного ислама актуален с точки зрения определения содержания мировидения и миропонимания большой части населения нашей страны, исповедующей ислам. Знание этой сущности представляется важным и актуальным для разрешения частых конфликтов и обеспечения мирного сосуществования обитателей общего «дома».

 

1. Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект

1.1 Характеристика религиозной картины мира

Человека всегда интересовали знания об окружающем его мире. Но в зависимости от ступени исторического развития эти знания имели отличительные признаки. Картина окружающего мира, которая формировалась в сознании людей, могла варьировать от самых простых форм до наисложнейших.

В самом простом варианте картина мира - это минимум общих знаний об окружающей действительности, который необходим каждому человеку для жизни. Комплекс знаний о мире составляет жизненный опыт индивида. Он обеспечивает в целом практику выживания человека и существования его в определенных условиях окружающей природной и социальной среды. У любого человека формируется простейшая, целостная, но довольно небольшая по широте охвата, практически необходимая ему в жизни бытовая картина окружающего мира, или бытовая картина реальности. В антропосоциогненезе, в онтогенезе человека, она является зародышевой, исходной формой всех более сложных картин реальности, вплоть до всеобщих картин Мира в религии, науке и философии. Как отмечалось, бытовая картина реальности довольно проста, содержит знания лишь о небольшой части Мира, окружающей индивида, с которой он непосредственно взаимодействует. В ней присутствует та целостность, синтетичность, системность отражения, которая характерна для всех более сложных форм картин реальности и Мира в целом. Кроме того, ее неотъемлемой частью является практичность, поскольку данная картина реальности позволяет человеку практически наиболее оптимально ориентироваться и действовать в окружающем социальном и природном мире.

«Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых рыцарей, а картина мира древнейших индийцев не похожа на картину мира их современников-монахов.

Термин картина мира был введен впервые Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате». «Из бытовой картины реальности, при разных сочетаниях расширяющегося субъективного и объективного мира, как двух частей единого, в истории формируется многообразие общих отражений действительности и несколько основных различных форм картин Мира. В литературе выделяются следующие формы картин Мира: мифологическая, религиозная, религиозно-философская, художественная и эстетическая, нравственная и этическая, научная, научно-философская, праксеологическая и общие философские картины Мира - идеалистическая, материалистическая и синтетическая или дуалистическая»

Итак, существуют различные картины мира. Предметом рассмотрения данной работы являются их общая системообразующая основа - религиозная картина мира.

Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу relgare - связывать, соединять. В этом случае речь идет о связи с иномирностью, с другими измерениями бытия. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер, по сути своей - вторична. Она - результат или проекция другой настоящей, истинной реальности - Бога или богов.

Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.

В разных религиях существуют свои картины мира. Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть безграничной или ограниченной. В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не создает земного мира и тем более Космоса, не создает их и Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. В отличие от Зевса, подчинённого слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению, хотя мог бы непрерывно пребывать в состоянии нирваны - запредельного высшего блаженства, которое не является ни бытием, ни небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог.

Для мусульман тоже существует только лишь один Бог - Аллах.

Таким образом, картина мира - это система интуитивных представлений о реальности. Существует несколько основных различных форм картин мира: мифологическая, художественная и эстетическая, нравственная и этическая, научно - философская и религиозная. Религиозная картина мира очень практична, так как в значительно мере определяет жизненные устои и поведение верующих людей. В разных религиях существую свои картины мира. Центральный пункт во всех религиозных картинах мира - это образ Бога или богов. Данная картина мира очень синтетична, она тесно связана с мифологической, философской, научной картинами мира. Религия является их общей системообразующей духовной основой. Она также занимает особое место в обществе. Можно выделить 3 наиболее характерные функции, в которых проявляется роль религии, как фундаментального фактора общественной жизни. Это, во-первых, её «душеспасительная» функция, которая обращена к личности, во-вторых, духовная функция, связанная с её ролью в культурной жизни, в-третьих, «мирская» функция, состоящая в её воздействии на общество. Религия сопровождает историю всех народов и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания.

1.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека», «общества»

В условиях физического и социального неравенства мировые религии утверждают, что все люди исходно равны, что у каждого есть возможность иной более совершенной жизни. Мировые религии содействуют духовному единению людей (одной веры). Вера в Бога видится в качестве облагораживающей и одухотворяющей силы.

Ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время, постоянно растущая угроза, которую принято называть «исламским терроризмом», заставляет всё большее число людей во всём мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как основа жизни и мерило всех вещей. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, её способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной - всё это делает ислам притягательным для новых приверженцев.

«Религия связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Весь образ жизни мусульман основан на религии до такой степени, что сам термин «ислам» и «исламская цивилизация» могут звучать почти как синонимы. Но поскольку ислам «больше чем религия», мусульманская цивилизация объединяет людей, которые при всём различии менталитета и обычаев сознают свою принадлежность к некоей не только религиозной общности. Это сознание, в отличие от того, каким обладают этнические группы, не отражает общности исторической судьбы и не объясняется этнической и языковой близостью - оно связано с духовной и культурной традицией. Принадлежность к мусульманскому сообществу порождает особую солидарность, которая опирается не только на единое вероисповедание, но и на вытекающее из самих устоев ислама мироощущение, отношение, как к отдельным людям, так и к обществу в целом, к идеям, вещам и природе. Именно это, а не сама по себе религия, позволяет говорить о существовании исламской цивилизации. И эта цивилизационная солидарность является сегодня несомненным фактом. Бесчисленные войны и конфликты между мусульманами ничего в этом смысле не меняют»

Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики.

Нельзя уйти от сравнения былой славы и могущества арабов с их теперешним положением. Первопричина их бед - отступление от принципов первоначального ислама, устаревших для сегодняшних условий и развивающихся потребностей людей, культурное взаимовлияние Запада и Востока, а ключ к решению многочисленных проблем - в восстановлении этих принципов. Так возник исламский фундаментализм, занявший доминирующее положение в той части спектра мусульманской мысли, которая не довольствуется нынешним безрадостным положением вещей и активно ищет пути преодоления упадка.

Цель фундаментализма состоит в том, чтобы укрепить веру в фундаментальные источники ислама, привести нормы общественной и личной жизни каждого мусульманина в соответствии с религиозными заповедями, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики, которая строится на принципах социальной справедливости. И хотя истоки исламского фундаментализма восходят к четырнадцативековому прошлому мусульманского мира, главная особенность воинствующего исламского фундаментализма - это его устремленность в будущее. Нужно отметить, что основоположники этого учения начинали либо как традиционные богословы, либо как люди, желающие очистить лично себя от скверны современной жизни. Однако в дальнейшем они оказались втянуты в водоворот общественной жизни ходом событий, как в их собственных странах, так и на мировой арене. Сегодня фундаменталисты добиваются политической власти с целью радикально изменить общественное устройство в своих странах, в мусульманском и в остальном мире. Конечно, сторонников такой позиции в мусульманском мире меньшинство, тем не менее, число воинствующих фундаменталистов постоянно растет. Сегодня они представляют собой серьезную угрозу. Призыв вернуться к начальным формам религии возникает тогда, когда устаревшая религиозная догма вступает в конфликт с новым состоянием общественного сознания. Сторонники фундаментализма считают, что искажения и чуждые наслоения скрывают истинную сущность религии, которая носит универсальный характер

Одной из самых примечательных сторон современного ислама является рост его присутствия в западных странах: в Европе, на Американском континенте (особенно в Соединенных Штатах и Канаде) и в Австралии. Христианство, господствующая религия Запада и бывших колониальных держав, никогда не могло прочно обосноваться в мусульманских странах, за исключением Балканского региона, Испании и некоторых африканских стран, где обе религии ведут открытую борьбу за обращение в свою веру новых групп населения. Христианство, несмотря на весьма интенсивные, попытки миссионерской деятельности, со времени возникновения ислама не имело успеха на Аравийском полуострове, в Турции, Северной Африке, Ираке, Иране, Пакистане, Малайзии и Бангладеш. Вплоть до недавних пор ислам был в лучшем случае слабо представлен в урбанизированных областях Европы и Северной Америки. Но сегодня в этих местах он приобрел значительное число приверженцев, так что в некоторых регионах Англии и Франции призыв на молитву отчетливо слышится сквозь колокольный звон, а атмосфера отдельных кварталов претерпела ощутимые изменения. Христианство не имеет возможности продвигаться вперед в исламском мире, но ислам, несомненно, процветает в странах, которые имеют прочную традицию доминирования христианства в религиозной сфере

referat911.ru

Традиционная мусульманская картина мира

       Отечественной войны власти пошли на ослабление запретов и преследований в отношении  верующих. После войны волна воинствующего  атеизма спала, отношение к верующим стало более терпимым, хотя человек, открыто объявляющий о своей  религиозности, не мог даже и думать о возможности поступить в  высшее учебное заведение, занять какую-либо руководящую должность».

       Человек, ступая в те годы на путь служения Исламу, совершал подвиг. Его обрабатывали различные идеологические органы, с  ним вели антирелигиозные беседы, пугали потерей возможности жить нормально для него самого и его  детей. Но, несмотря на это в России во все времена оставались люди, которые вставали на тернистый путь служения Аллаху. Потому что они  осознавали свою востребованность, не переставали приходить в мечеть, чтобы совершить молитву, прослушать проповедь, обратиться к Аллаху, помянуть своих родителей и предков, принести пожертвование, очиститься от грехов.

       Итак, одним из важнейших факторов, которые  негативно сказались на развитии мусульманской культуры в России в советский период, привели к  искажению и даже утрате многих её элементов, была проводившаяся десятилетиями  государственная политика «научного» атеизма. Ещё одной причиной отсталости религиозных институтов и низкого  уровня знаний мусульман стала длительная оторванность российских мусульман  от остального исламского мира, от ведущих  центров исламского знания.

       В России постепенно формируется система  исламского среднего и высшего образования, в настоящее время насчитывается  более 100 мусульманских религиозных учебных заведений. Проблема противодействия политизации ислама, исламскому экстремизму и радикализму, поддерживания стабильности в мусульманской общине России тесно связана с вопросом о подготовке квалифицированных кадров мусульманского духовенства. Оптимальным вариантом представляется создание необходимых условий для подготовки мусульманского духовенства непосредственно в России. Другой вариант - направление студентов в мусульманские страны, в которых распространены традиционные для российских мусульман мазхабы и имеется значительный социальный опыт межрелигиозного диалога и сотрудничества. В процессе исламского Возрождения в стране стало происходить массовое распространение мусульманской атрибутики и религиозной литературы, что способствует мировой пропаганде традиционного ислама в российском обществе.

       Образ современного российского мусульманина отличается от образа мусульманина в  традиционной картине мира ислама. Мусульмане в России имеют светское образование, значительная часть тех, кто приходит сегодня в мечеть, имеют высшее образование. Современный  российский мусульманин вырос и  получил свое воспитание в атмосфере  светского, а еще точнее, европейского культурно-эстетического окружения, смотрит современные фильмы, ходит  в театр. Именно поэтому его духовные запросы не могут быть ограничены шкалой традиционно восточных ценностей  и норм поведения.

       Российский  мусульманин, как бы сильно он ни был  привержен сегодня своей религии, вряд ли будет одевать чалму, ходить в рубахе до пят, носить длинную бороду, т. к. для него ислам заключается не в этих внешних атрибутах. Да этого и не требует Аллах от мусульманина, потому что Он смотрит не на одежду и богатства, а смотрит на дела и в сердца людей.

Для российского  мусульманина целью его религиозных  исканий сегодня является поиск в исламе ответы нате философские и мировоззренческие вопросы, которые возникают у него в современной жизни, в его трудовой деятельности, во время его общения с представителями других национальностей и последователями других религий, во время чтения книг, просмотра фильмов. В исламе они ищут ответы на вопросы связанные с устройством личной жизни, бизнесом, частным капиталом, отношением к последователям других религий и национальностей и т.д. При этом мусульмане не желают противопоставлять ислам и реальность, ищут в его учении идеи, которые позволили им быть современными людьми, оставаясь в рамках своей религии.                       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В заключении отметим, что религия, религиозное  мировоззрение является духовной основой  любого общества. Религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные  эмоции, религия дает людям утешение. В мире раздоров и эгоизма религия  содействует единению людей одной  верой. Религия - это не просто феномен  культуры, это необходимый элемент  её высшего уровня. Истинная религия  приводит человека в его борьбе с  низшими качествами к добродетели, устремляя к чистоте, любви и  великодушию. Она - основа на пути к  самосовершенствованию, ведущая к  бессмертию.

       Основным  содержанием и объектом мусульманской  религии является образ человека, который является венцом творения Бога. Человек является рабом Божьим, инструментом воли Господа. Аллах спасает верующего  от любых земных невзгод и несчастий. Стержневой момент исламского мировоззрения - значимость и ценность каждой человеческой жизни.

       Истинный  мусульманин терпелив, устойчив перед  лицом бед и неприятностей. Как  правило, терпение сопрягается с  решимостью делать свое праведное дело, несмотря на невзгоды и с прощением  людей за причиненное зло. Верующий готов использовать свои материальные блага в пользу общества. Мусульманин  убеждён, что судьба его в руках  Аллаха, что все события его  жизни предопределены. Коран рассматривает  каждого верующего как часть  религиозной общины.

       Перемены, происходящие во многих регионах планеты, вызывают не столько конфронтацию традиционных религий и раскол цивилизаций, сколько  кризис стандартов и ценностей, образа и стиля жизни. Перед обществом  встаёт вопрос выбора между восточными и западными ценностями. Даёт знать  о себе и политика Запада, которая  пытается навязать свою систему экономических, политических и правовых отношений. В ходе подобной конфронтации и возникают  движения фундаменталистского толка.

       В результате религиозных конфликтов, модернизации и глобализации образы мусульманского мира, общества и человека представляются в искажённом виде. Приходят в упадок духовно - нравственные характеристики человека и общественной жизни в мусульманских странах.

       Многие  мусульмане пытаются вернуть себе прошлое  в совершенно новых условиях. С  одной стороны ислам предстаёт, как собрание верований, не менявшихся веками, с другой - современность  предлагает им систему новейших представлений, соответствующих последним научным  теориям и идеям. Две эти стороны  оказываются несовместимыми. Большинство  мусульман живёт двойственной жизнью: сохраняя верность мусульманской общине, но, не следуя всем принципам. Таким  образом, религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом.

       Переход традиционного образования и  искусства к современному, низменному и бездуховному стал источником смятения современного мусульманина. Современный  мусульманин вынужден вести постоянную священную войну не только в самом  себе, но и окружающей его среде  для того, чтобы защитить великолепие  духовного и художественного  наследия своих предков и передать их следующему поколению. Это ведёт  к повышению эмоциональной напряжённости, часто агрессивности человека.

       Образ современного российского мусульманина сильно отличается от образа мусульманина в традиционной картине мира. Он находится под сильным воздействием русской, европейской культуры, живет  в светском государстве, имеет светское образование. Поэтому его духовные запросы не могут быть ограничены шкалой традиционно восточных ценностей  и норм поведения. Религиозные убеждения  современных российских мусульман  не всегда соответствуют исламским  нормам, многие из них убеждены в  существовании Аллаха, но истинных знаний о его атрибутах у большинства  мусульман нет, немногие читают Коран  на арабском языке, слабо понимают смысл  его содержания. 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы./ Р.Г. Абдулатипов - М.: 2009

2. Авцинова, Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия в 2 томах. - М. - 2008. - Т. 2.

3. Батунский, М.А. Россия и ислам / М.А. Батунский. - М.: 2009.

4. Васильев, Л.С. История религий востока / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2010. - 426 с.

5. Горелов, А.А. История мировых религий: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 2005. - 355 с.

6. Горелов, А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2009. - 399 с.

stud24.ru

Мусульманская картина мира — контрольная работа



Выделяются следующие функции:

- познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.;

- информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;

- коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;

- регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа ;

- аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.

 

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.

     Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.

     Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?

1.    В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2.    В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся начала.

3.    В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

     Культура- это весьма сложная, многоуровневая система.

Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура- это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной так и в материальной сферах жизнедеятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.

     Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры- ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура- это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает  в себя: познавательную и интелектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культорологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

     По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее человека явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гумманизация общества. Цель культуры- всестороннее развитие человека.

     Существует деление еще по одному признаку- актуальности.

Актуальная- это та культура, которая находится в массовом обиходе.

Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры- это живой, непосредственный процесс, в котором что- то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

     Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

     Сложная и мгогоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

     Культура- это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко- творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая функция трансляции социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее.

Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интелектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человека. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять самое лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу.

Такие общества (Япония) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательные функции культуры, все еще изобретают велосипед, и тем самым обрекают себя на отсталость.

      Регулятивная функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

     Семиотическая, или знаковая функция- важнейшая в сестеме культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык- средство общения людей, литературный язык- важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

     Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

Нравственное и интелектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

 

 

turboreferat.ru

Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1. ТРАДИЦИОННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ КАРТИНА МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    1. Сущность понятия «картина мира»…………………………………………5

1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении…………………………………………….7

РАЗДЕЛ 2. МУСУЛЬМАНСКАЯ КАРТИНА МИРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

2.1Отражение глобальных проблем  в современных образах «мира», «человека» и «общества»………………………………………………………10

2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)…………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования

Исламская культурология -это наука, изучающая древнюю историю, структуру и традиции мусульманской культуры, а также морфологию, социологию, философию и прочие аспекты других культурных систем. Она исследует закономерности культурного развития разных народов и цивилизаций, исследует их нравы и обычаи, изучает культурные ценности и каноны, слагающие определенную традицию и представляющие тот или иной культурный стиль.

     Ислам - одна из трех мировых религий, имеющая своих  приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки.

    Ислам является и воспринимается не только как комплекс религиозных догм и ритуалов, но и как определённый образ жизни.

За достаточно длительное время своего существования мусульманская религия очень широко распространилась практически по всему миру.

     В современном мире ислам является одной из наиболее значительных сил. Сила его не только в многочисленности верующих, но, прежде всего, в том идейном единстве мусульманской общины, основы которой были заложены ещё Мухаммедом. Ислам сегодня имеет все условия для сохранения себя в качестве одной из ведущих религий мира.

    Цели и задачи работы.

    Цель - выявить сущность образов  мир, человек  и общество в современной мусульманской картине мира.

Предметом исследования являются образы  мира, человека  и  общества в мусульманской картине мира.

Задачи данной работы:

1. Дать характеристику религиозной  картине мира

2. Проанализировать традиционную  картину мира ислама.

3. Проследить влияние глобальных  проблем современности на образы мир, «человек», «общество».

4. Раскрыть особенности современной  мусульманской картины мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1 ТРАДИЦИОННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ КАРТИНА МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1 Характеристика религиозной картины мира

    Человека всегда интересовали знания об окружающем его мире. Но в зависимости от ступени исторического развития эти знания имели отличительные признаки. Картина окружающего мира, которая формировалась в сознании людей, могла варьировать от самых простых форм до наисложнейших.

     В самом простом варианте картина мира - это минимум общих знаний об окружающей действительности, который необходим каждому человеку для жизни. Комплекс знаний о мире составляет жизненный опыт индивида. Он обеспечивает в целом практику выживания человека и существования его в определенных условиях окружающей природной и социальной среды. У любого человека формируется простейшая, целостная, но довольно небольшая по широте охвата, практически необходимая ему в жизни бытовая картина окружающего мира, или бытовая картина реальности.

Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. . В литературе выделяются следующие формы картин Мира: мифологическая, религиозная, религиозно-философская, художественная и эстетическая, нравственная и этическая, научная, научно-философская, праксеологическая и общие философские картины Мира - идеалистическая, материалистическая и синтетическая или дуалистическая. Нравственная и этическая картины Мира отражают гармонию отношений человека и окружающего мира. В центре данной картины Мира лежит представление о добре как важнейшей мировой основе и способе существования человека в согласии с миром. Нравственная картина мира включает основные нормы, моральные заповеди нравственного поведения человека. Этическая картина мира обобщает многообразную моральную практику и выявляет общие закономерности морального поведения, вырабатывает общие этические категории.

Мифологическая картина Мира в качестве центральных образов мировидения содержит мифологические образы воображения - в виде мифологических, сказочных и легендарных персонажей, множественных духов и богов, которые в значительной мере определяют существование Мира и человека в нем. Определяет поведение людей на ранних исторических стадиях развития, имеющих преимущественно первобытное сознание.

Религиозная картина мира исторически развивается из мифологической, при эволюции сознания от политеистического к монотеистическому. В центре находится Бог, который творит мир, самого человека и управляет миром с помощью Божественного разума и Божественной воли, согласно с Законом Божьим. Данная картина очень практична, в значительной мере определяет жизненные устои и поведение верующих людей.

Таким образом, картина мира - это система интуитивных представлений о реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Картина мира традиционного ислама

Ислам — сравнительно молодая религия, но в тоже время одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом. В мире на данный момент насчитывается, по некоторым оценкам, около 1,57 млрд мусульман (т. е. 23% населения Земли). Приверженцев ислама называют мусульманами.

Главная священная книга ислама —Коран. Язык богослужения – классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях Мухаммеда 17веке ,который является пророком для мусульман. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Принятие веры не ограничивается только словами, нужно, чтобы человек уверовал в них всем сердцем. Молитва является вторым столпом ислама.

Пророк Мухаммед сравнивал ислам с головой, а молитву со столбом, на котором она стоит. Таким образом, молитва - это то на чём стоит ислам, то без чего стройное здание религии рухнет, перестанет существовать. Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. Аллах требует от правоверных совершать молитву пять раз в день в определенное время. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения. Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву, ибо намерение что-либо сделать для человека в исламе вообще и в мусульманском праве в частности значит очень много. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают и дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. Молитвы такого рода обычно совершаются в присутствии имама или иного знатока ислама; подразумевается, что молящийся просит Аллаха о содействии, ожидает его благословения, надеется на его защиту.

Мусульмане молятся как по одиночке, так и группами. Группами чаще всего молятся в мечети. Мечеть - это религиозное строение мусульман. В исламе мечеть является образом мира. Мечеть похожа на христианскую церковь, однако существует ряд существенных отличий, так, например, у неё нет куполов в классическом понимании нами этого слова, однако есть башни. Число этих самых башен не должно превышать девяти - объяснений этому явлению в построении мечети существует много.

Во-первых, именно на девятом месяце года ангел решил говорить с пророком и поведал ему волю Аллаха относительно арабского народа. Во-вторых, число девять можно считать символичным опираясь на то, что именно такое количество месяцев женщина в чреве своём носит малыша, которому Аллах подарил душу и физическое воплощение. Не превышать это число девяти должны ещё и от того, что именно столько башен в главной исламской святыни, мечети, которая имеет своё географическое положение в Мекке. Свод - крыша, колонны - опоры, и плоский пол соотносятся с тремя составляющими Вселенной и Мира жителя Аравии: небесным сводом, горами и пустынной равнинной землёй. В архитектуре мечети воплощен космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущего; пространство купола - Дух; само четырехугольное здание - символ земного бытия.

В религиозной общине все равны перед Богом, независимо от социального положения и достатка. Хотя перед Аллахом все равны, в реальной жизни такого равенства нет, и правоверные должны строго соблюдать иерархию социальной структуры. Мусульман, несмотря на возможные конфликты между государствами, объединяет общая вера, что влияет на объединение людей, как в локальные общества, так и в целый мир.

Отличительной и самой яркой особенностью молитвенной комнаты является полное отсутствие украшений и меблировки. Мечеть - это, прежде всего свободное пространство, где может собираться община. В мечетях нет ни скамеек, ни стульев. Мечеть - это место повседневного общения людей. Пространство без алтаря, без икон, потому что бога нельзя представить в образе. Многие мечети удивительно красивы благодаря многокрасочным коврам, мраморным колоннам, узорчатым изразцам, витражам, причудливым подсвечникам, золоченым сводам, орнаментальной росписи коранических текстов. Известные исследователи мусульманской культуры сходятся во мнении, что орнамент - не просто декорация, а необходимый составляющий элемент бытия Ислама. Через графическое начертание сакральных слов и их произнесение мусульманин входит в диалог со священным преданием. 

У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). Рамадан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана. На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МУСУЛЬМАНСКАЯ КАРТИНА МИРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека», «общества»

В условиях физического и социального неравенства мировые религии утверждают, что все люди исходно равны, что у каждого есть возможность иной более совершенной жизни. Мировые религии содействуют духовному единению людей (одной веры). Вера в Бога видится в качестве облагораживающей и одухотворяющей силы.

Ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. Религия связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Одной из самых примечательных сторон современного ислама является рост его присутствия в западных странах: в Европе, на Американском континенте (особенно в Соединенных Штатах и Канаде) и в Австралии. Христианство, господствующая религия Запада и бывших колониальных держав, никогда не могло прочно обосноваться в мусульманских странах, за исключением Балканского региона, Испании и некоторых африканских стран, где обе религии ведут открытую борьбу за обращение в свою веру новых групп населения. Христианство, несмотря на весьма интенсивные, попытки миссионерской деятельности, со времени возникновения ислама не имело успеха на Аравийском полуострове, в Турции, Северной Африке, Ираке, Иране, Пакистане, Малайзии и Бангладеш. Вплоть до недавних пор ислам был в лучшем случае слабо представлен в урбанизированных областях Европы и Северной Америки. Но сегодня в этих местах он приобрел значительное число приверженцев, так что в некоторых регионах Англии и Франции призыв на молитву отчетливо слышится сквозь колокольный звон, а атмосфера отдельных кварталов претерпела ощутимые изменения. Христианство не имеет возможности продвигаться вперед в исламском мире, но ислам, несомненно, процветает в странах, которые имеют прочную традицию доминирования христианства в религиозной сфере.

 В современной Европе  проживает около 30 миллионов мусульман, распределенные по трем признакам:

1. коренные мусульмане - это  такие народы как - боснийцы, албанцы, косовары, македонцы, болгары.

2. переселившиеся по разным  причинам мусульмане из исламских  стран, обосновавшиеся там и принявшие, вследствие долгого проживания, европейское гражданство и дети  которых родились, будучи уже  гражданами Европы.

3. переселенцы, которые не  являются гражданами европейских  стран, а находятся там, на правах  беженцев, в любой момент могущие  быть депортированы. Они составляют  самое меньшинство из всех  европейских мусульман.

referat911.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта