Биография Леонида Андреева, годы жизни, творчество. Леонид андреев картины
Леонид Андреев: allerleiten
Портрет писателя Леонида Андреева с папиросой в книге Корнея Чуковского "Современники". 1910-е
Леонид Николаевич Андреев (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Родился в Орле в обеспеченной семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (Пацковской) — дочери разорившегося польского помещика. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца, материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на Юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».
Л. Андреев. Портрет работы И. Репина. 1904
В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газете «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch». В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 г. его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь».
В 1902 Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.
Леонид Андреев с женой Александрой Михайловной. 1903 год (с) Карл БуллаА.М. Горький и М.Ф. Андреева позируют художнику И.Е. Репину. Куоккала, лето 1905 г.Дача Л. Андреева «Аванс». 1912
В 1906 г. писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). От родов умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря). Андреев уезжает на Капри, где живёт у Горького. После начала реакции в 1907 г. Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
В 1908 г. Андреев переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.
С 1909 г. активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».
Могила Леонида АндрееваСанкт-Петербург, Волковское кладбище (Литераторские мостки)
Первая мировая война, революция 1917 г. и смерть писателя
Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:
«Победить Германию необходимо — это вопрос жизни и смерти не только для России — величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».
После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьскую революцию не принял и не понял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).
12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1956 г. перезахоронен в Ленинграде на Волковом кладбище.
В 1991 г. в Орле, на родине писателя, открылся дом-музей Леонида Андреева.
Музей Л.Н.Андреева в Орле
Музей Л. Н. Андреева в ОрлеТворчество, основные идеиПортрет писателя Леонида Николаевича Андреева (Летний отдых). 1905 (c) И.Е. Репин. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции.
Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
* * *Между стеной и бездной. А. В. Богданов. О жизни и творчестве Леонида Андреева. 1990"...Я, гоняющийся за миражами, отрицающий жизнь и неспособный к покою..."Л. Андреев
Тем не менее были организованы две публичные церемонии прощания - благодаря усилиям М. Горького, особенно остро переживавшего смерть этого большого художника, с которым его лично связывала многолетняя и непростая история дружбы и вражды. Ему же мы обязаны и "Книгой о Леониде Андрееве" (Пг.- Берлин, 1922), собравшей воспоминания самого Горького, Чуковского, Блока, Белого, Чулкова, Зайцева, Телешова и Замятина. Этот документ литературной жизни стал теперь библиографической редкостью,- как и сборник памяти Леонида Андреева "Реквием", выпущенный в 1930 году сыном писателя Даниилом и В. Е. Беклемишевой.
Судьба же андреевского литературного наследия оказалась более чем незавидной. Нельзя сказать, что Андреев сразу после революции стал "запрещенным" писателем, да таких писателей, пожалуй, и не было до известного "исторического перелома". Но в стране, нелегко усваивавшей новый революционный порядок, в стране, вполне конкретно ориентированной сначала на выживание, а затем на социалистическое обновление, творчество "вне времени и пространства", творчество, по определению самого писателя, "в политическом смысле никакого значения не имеющее", было как-то не совсем уместно. Андреева еще кое-где переиздавали, кое-где ставили его пьесы (появилась даже инсценировка последнего, незаконченного произведения Андреева - "Дневник Сатаны"), но былая слава "властителя дум" казалась уже фантастическим преданием. В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом - долгие годы умолчания.
Столь же скорым стало забвение и в противоположном русском лагере - в эмиграции. Вадим Леонидович Андреев, проведший всю жизнь за границей, вспоминал: "...Большинство лучших вещей отца этого (последнего.- А. Б.) периода было напечатано уже только после его смерти в эмигрантской печати и не заслужило ни одного, буквально ни одного отзыва. Вообще в эмиграции Андреева не любили". "Если о нем иногда и писали,- добавляет В. Андреев,- то всегда иронически или высокомерно-презрительно, "в стиле мережковско-гиппиусовском и обязательно поминали о том, что Андреев был горьким пьяницей".
Второе "открытие" творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника "Рассказов". Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений - лишь этап постижения этого замечательного писателя.
* * *Леонид Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в г. Орле на 2-й Пушкарной улице. Его отец, Николай Иванович, и мать, Анастасия Николаевна, тогда только-только выбрались из нищеты: землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: "пушкари, проломленные головы", уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в знаменитых его пьяных проделках и регулярных драках. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера (как и тягу к алкоголю) наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством ее была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто.Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов - Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста ("Гостинец"), Сашка ("Ангелочек") и другие - жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида...
"Моментом сознательного отношения к книге" Андреев называет "тот, когда впервые прочел Писарева, а вскоре за тем "В чем моя вера?" Толстого... Вгрызался в Гартмана и Шопенгауэра и в то же время наизусть (иначе нельзя было) вызубрил полкниги "Учение о пище" Молешотта".
Надо полагать, что именно серьезное чтение подтолкнуло Андреева к сочинительству, а "Мир как воля и представление" Шопенгауэра долгие годы оставалась одной из любимейших его книг и оказала заметное влияние на его творчество. В возрасте семнадцати лет Андреев сделал в своем дневнике знаменательную запись, известную в пересказе В. В. Брусянина. Будущий беллетрист обещал себе, что "своими писаниями разрушит и мораль и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением". Поразительно, что, не написав еще ни строки, Леонид Андреев уже как будто видел себя скандально известным автором "Бездны" и "В тумане", предугадывал бунт о. Василия Фивейского и Саввы...
В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Впрочем, слово "увлечение" не дает представления о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть, он чувствовал тонко и остро, до болезненности. Три покушения на самоубийство, черные провалы запойного пьянства,- такой ценой платило не выдерживавшее страшного напряжения сознание за муки, причиняемые неразделенной любовью. "Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь,- записывал Л. Андреев в своем дневнике.- Как воздух, как еда, как сон - любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования".
В 1891 году Андреев заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Глубокая душевная травма (измена любимой женщины) заставляет его бросить учебу. Лишь в 1893 году он восстанавливается - но уже в Московском университете. При этом он, согласно правилам, обязуется "не принимать участия ни в каких сообществах, как, например, землячествах и тому подобных, а равно не вступать даже в дозволенные законом общества, без разрешения на то в каждом отдельном случае ближайшего начальства". Впрочем, склонности к политической активности Андреев и не проявлял; отношения же с орловским землячеством поддерживал: вместе с другими "стариками", приходившими на общие конспиративные собрания, высмеивал "реформистов", изучавших и пропагандировавших Маркса. "Золотое времяпрепровождение", которое противопоставляли политическому самообразованию орловские "старики", с фотографическим сходством описано самим Андреевым в пьесах "Дни нашей жизни" и "Gaudeamus" ("Старый студент"),- персонажи и события этих произведений почти не домысливались автором. Чтение же, в частности, философское, еще больше удаляло Андреева от злобы дня. Целые ночи, по свидетельству П. Н. Андреева, брата будущего писателя, просиживал Леонид над сочинениями Ницше, смерть которого в 1900 году он воспринял почти как личную утрату. "Рассказ о Сергее Петровиче" Андреева - замечательный синтез его собственного опыта миропостижения "по Ницше" и живых впечатлений от "золотого времяпрепровождения", часто маскировавшего глубочайшее отчаяние.
Летом 1894 года, на каникулах в Орле, начинается самая тяжелая и продолжительная из пережитых Андреевым сердечных драм. "22 июля 1894 года - это второй день моего рождения",- записал он в своем дневнике; но взаимность была недолгой. Его возлюбленная отвечает отказом на предложение Андреева выйти за него замуж,- и вновь он пытается покончить с собой.
Брат Леонида Андреева вспоминает: "Я был мальчишка, но и тогда понимал, чувствовал, какое большое горе, какую большую тоску несет он в себе". В этой тоске, наложившейся на каждодневные заботы о переехавших из Орла в Москву братьях и сестрах, проходят два последних года студенческой жизни Леонида Андреева.
* * *Образы стены и бездны станут ключевыми во всем творчестве Андреева: их символика выразительно и точно передает суть мировоззрения писателя. Волевое устремление - принцип существования личности - пресекается жизнью повсюду. Бесчеловечность, уродующая и индивидуальные и социальные отношения людей, обусловлена законами мироустройства, чуждыми их логике; абсурдность и непостижимость смерти - высочайшая из стен, возведенных природой в человеческом сознании. Гуманность, любовь, справедливость - естественные, казалось бы, основополагающие понятия - не имеют никакой объективной основы и легко отбрасываются.Звериное, первобытное начало, единственно соответствующее мировому хаосу, прячется в каждом человеке и, как полагает Андреев, не так уж глубоко. В рассказах "Бездна" и "В тумане", вызвавших целую бурю в прессе, писатель показал, что бессознательное, лишь снаружи прикрытое рассудочными императивами, этическими нормами, убеждениями и принципами, таит в себе грозные силы, не поддающиеся контролю. Это бездна, населенная чудовищами насилия и разврата; как и стена абсурда, она давит на хрупкое человеческое сознание,- только не снаружи, а изнутри: "Непостижимый ужас был в этом немом и грозном натиске,- ужас и страшная сила, будто весь чуждый, непонятный и злой мир безмолвно и бешено ломился в тонкие двери" ("В тумане").
Своеобразную проверку этих дверей на прочность Андреев предпринял в рассказе "Мысль". Его герой, доктор Керженцев, оружием логики (и совсем не прибегая к идее Бога) уничтожил в себе "страх и трепет" и даже подчинил себе чудовище из бездны, провозгласив карамазовское "все позволено". Но Керженцев переоценил мощь своего оружия, и его тщательно продуманное и блестяще исполненное преступление (убийство друга, мужа отвергнувшей его женщины) окончилось для него полным крахом; симуляция сумасшествия, разыгранная, казалось бы, безукоризненно, сама сыграла с сознанием Керженцева страшную шутку. Мысль, еще вчера послушная, вдруг изменила ему, обернувшись кошмарной догадкой: "Он думал, что он притворяется, а он действительно сумасшедший. И сейчас сумасшедший". Могучая воля Керженцева потеряла свою единственную надежную опору - мысль, темное начало взяло верх, и именно это, а не страх расплаты, не угрызения совести проломило тонкую дверь, отделяющую рассудок от страшной бездны бессознательного. Превосходство над "людишками", объятыми "вечным страхом перед жизнью и смертью", оказалось мнимым.
Так первый из андреевских претендентов в сверхчеловеки оказывается жертвой открытой писателем бездны. "...Я брошен в пустоту бесконечного пространства,- пишет Керженцев.- ...Зловещее одиночество, когда самого себя я составляю лишь ничтожную частицу, когда в самом себе я окружен и задушен угрюмо молчащими, таинственными врагами".
Теперь, благодаря письмам, дневникам и воспоминаниям, известны и конкретные источники умонастроений Андреева, побуждавших его фантазию к проведению столь мрачных метафизических и психопатологических опытов. "Безумное одиночество" Керженцева было его собственным состоянием, начавшимся после драматической развязки упомянутого его романа и продолжавшимся вплоть до женитьбы в 1902 году. Андреев старался не затрагивать эту тему, слишком болезненную для него,- но так или иначе она присутствует во многих его произведениях того периода. Татьяна Николаевна ("Мысль"), "красивая женщина" ("Друг"), героини "Смеха" и "Лжи" воплощали лично пережитое и мучительное.
Любовь к Александре Михайловне Велигорской, с которой Андреев познакомился еще в 1896 году, постепенно вытеснила эти образы из сознания, почти задавленного ими. В феврале 1902 года, за несколько дней до свадьбы, Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов. То, что там было приписано лично для нее, впервые привел в своей книге об отце Вадим Андреев:
Леонид Андреев. 1910
"Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел - жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один - больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля.И приходили ко мне призраки. Бесшумно вползала и уползала черная змея, среди белых стен качала головой и дразнила жалом; нелепые, чудовищные рожи, страшные и смешные, склонялись над моим изголовьем, беззвучно смеялись чему-то и тянулись ко мне губами, большими, красными, как кровь. А людей не было; они спали и не приходили, и темная ночь неподвижно стояла надо мною.
И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить.
Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. И не давало оно мне радости - это любимое мною и беспощадное солнце.
Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле - если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве.
Бессилен и нищ мой язык. Я знаю много слов, какими говорят о горе, страхе и одиночестве, но еще не научился я говорить языком великой любви и великого счастья. Ничтожны и жалки все в мире слова перед тем неизмеримо великим, радостным и человеческим, что разбудила в моем сердце твоя чистая любовь, жалеющий и любящий голос из иного светлого мира, куда вечно стремилась его душа,- и разве он погибает теперь? Разве не распахнуты настежь двери его темницы, где томилось его сердце, истерзанное и поруганное, опозоренное людьми и им самим? Разве не друг я теперь самому себе? Разве я одинок? И разве не радостью светит теперь для меня то солнце, которое раньше только жгло меня?
Жемчужинка моя. Ты часто видела мои слезы - слезы любви, благодарности и счастья, и что могут прибавить к ним бедные и мертвые слова?
Ты одна из всех людей знаешь мое сердце, ты одна заглянула в глубину его - и когда люди сомневались и сомневался я сам, ты поверила в меня. Чистая помыслами, ясная неиспорченной душой, ты жизнь и веру вдохнула в меня, моя стыдливая, гордая девочка, и нет у меня горя, когда твоя милая рука касается моей глупой головы фантазера.
Жизнь впереди, и жизнь страшная и непонятная вещь. Быть может, ее неумолимая и грозная сила раздавит нас и наше счастье - но, и умирая, я скажу одно: я видел счастье, я видел человека, я жил!
Сегодня день твоего рождения - и я дарю тебе единственное мое богатство - эту книжку. Прими ее со всем моим страданием и тоскою, что заключены в ней, прими мою душу. Без тебя не было бы лучших в книге рассказов - разве ты не та девушка, которая приходила ко мне в клинику и давала мне силы на работу?
Родная моя и единая на всю жизнь! Целую твою ручку с безграничной любовью и уважением, как невесте и сестре, и крепко жму ее, как товарищу и другу.
Твой навсегда
Леонид Андреев.
4 февраля 1902 г."
...Позже, другими чернилами и почерком, менее ровным и менее четким, в самом конце страницы, отец приписал:"В посмертном издании моих сочинений это должно быть напечатано при первом томе. 28 ноября 1916 г. Леонид Андреев"
* * *Фотография Л.Андреева и В.Вересаева - русских писателей. 1912С каждым годом, даже с каждым новым произведением этого писателя все более заметной, все более вызывающей становилась его обособленность от всех существовавших тогда литературных течений. Он продолжал читать свои рассказы на собраниях "Среды", выказывая не просто терпимость, а искреннее уважение ко всем критическим замечаниям "знаньевцев". Но эти самые чтения и выявляли степень отрыва Андреева от прочного традиционализма Бунина, Вересаева, Горького... "Для меня всегда было загадкою, почему Андреев примкнул к "Среде", а не к зародившемуся в то время кружку модернистов (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус и пр.),- писал потом в своих воспоминаниях В.Вересаев.- Думаю, в большой степени тут играли роль, с одной стороны, близкие личные отношения Андреева с представителями литературного реализма, особенно с Горьким, с другой стороны - московская пассивность Андреева, заставлявшая его принимать жизнь так, как она сложилась".
Надо полагать, что Вересаев был отчасти прав. Но лишь отчасти - потому что примкнуть к символистам Андрееву мешала отнюдь не "московская пассивность". Ему просто нечего было делать с ними. "Как ни разнятся мои взгляды со взглядами Вересаева и других, у нас есть один общий пункт, отказаться от которого значит на всей нашей деятельности поставить крест. Это - царство человека должно быть на земле. Отсюда призывы к Богу нам враждебны",- так объяснял Андреев свое творческое credo.
Между тем и сам писатель стал явственно ощущать пустоту вокруг себя. "Кто я?- спросит он позднее.- Для благородно-рожденных декадентов - презренный реалист; для наследственных реалистов - подозрительный символист". Растерянность Андреева была понятна: многих писателей реалистического направления - Чехова, Гаршина, Толстого, Достоевского - он высоко ценил как своих учителей; но он остро чувствовал и свою оторванность от литературных традиций XIX века. Новая эпоха - эпоха отчаяния и надежд - диктовала новое содержание его творчеству и требовала для этого содержания новых форм. Но не социальные потрясения были основным источником той тревоги, того "безумия и ужаса", которые наполняли андреевские произведения. Квинтэссенция умонастроений Андреева - это трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога - величайшая утрата этой эпохи - поставила перед лицом Абсурда. Подобные переживания были знакомы многим. Вот что писал, например, А. Блок: "Пока мы рассуждаем о цельности и благополучии, о бесконечном прогрессе,- оказалось, что высверлены аккуратные трещины между человеком и природой, между отдельными людьми и, наконец, в каждом человеке разлучены душа и тело, разум и воля".
* * *В 1908 году Андреев вторично женился: его венчание с Анной Ильиничной Денисевич (по первому мужу Карницкой) состоялось 20 апреля в Ялте. Вскоре было закончено строительство его дома на Черной речке (Ваммельсуу) в Финляндии, и новое семейство прочно там обосновалось.(У Андреева было двое сыновей от первого брака. Старший, Вадим (1902-1976), жил с отцом, а в гимназические годы в Петербурге (у профессора М. А. Рейснера) и в Москве, в семье Добровых, родственников А. М. Велигорской, где постоянно воспитывался и второй сын Андреева, Даниил (1906-1959). Дети от второго брака - Савва (1909-1970), Вера (1911 -1986) и Валентин (1913-1988) жили постоянно с отцом на Черной речке, вплоть до его смерти.)
Драматург Ф. Н. Фальковский, сосед и добрый знакомый Андреевых, в своих воспоминаниях пишет: "Клочок земли на финской скале стал миром Леонида Андреева, его родиной, его очагом; сюда он собрал свою многочисленную семью, свои любимые вещи, свою библиотеку и из этой добровольной тюрьмы он очень неохотно, только по необходимости, выбирался на несколько дней по делам своих пьес в Петербург или Москву... Где бы он ни находился, он рвался обратно, в свой дом, роскошно, уютно обставленный, с сотнями любимых мелочей, из которых каждая невидимой нитью тянулась к его мозгу и сердцу..."
Устроенный быт вносит размеренность и в работу Андреева: дни и вечера посвящаются гостям и домочадцам, ночи - творчеству. Он теперь почти не пишет от руки; мастер живого рассказа, он, расхаживая по своему огромному кабинету, целыми абзацами, целыми картинами диктует рождающиеся тут же произведения, и машинка Анны Ильиничны едва поспевает за ним.
* * *Трагедия последнего года жизни Леонида Андреева была трагедией его полной изоляции от России и его невыносимой любви к ней. 19 мая 1918 года он записал в своем дневнике: "Вчера вечером нахлынула на меня тоска, та самая жестокая и страшная тоска, с которой я борюсь, как с самой смертью. Повод - газета, причина - гибель России и революции, а с нею и гибель всей жизни".Снова он бросился в политику, оказался в чуждой, враждебной ему среде банкиров и помещиков и с ними был вынужден делить свою боль, свою утрату. "Это была первая смерть Леонида Андреева",- пишет в своих воспоминаниях Ф. Н. Фальковский. Призыв к гражданам союзных держав спасти Россию ("S.O.S.", февраль 1919 г.), затем поиски контактов с "Северо-западным правительством" Юденича - все эти шаги отчаяния приближали конец; все чаще случались сердечные приступы.
12 сентября 1919 года в деревне Нейвола, куда семья писателя перебралась из-за близости фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг. Вот свидетельство Ф. Н. Фальковского: "Я рылся в книгах, когда вдруг увидел перед собой Леонида Николаевича в пальто, с биноклем в руках. Он дрожал.
- Что с вами?
- Был на башне. Туманно. Искал Кронштадт и не нашел. Не нашел...
На другой день он умер. На руках своей семьи, без графов и банкиров, в глубокой нищете. За все время его пребывания в Финляндии - мне это доподлинно известно - рука его не коснулась ни одной копейки из того обагренного братской кровью золота, которое сыпалось в карманы всех тех, кто примазывался к белому движению.
После его смерти во всем доме нашлось восемь финских марок".
Той зимой Андреев собирался ехать в Америку с лекциями...
* * *"...Какой художник погиб в этом человеке! - говорил М. Горький еще при жизни Леонида Андреева.-...Все эти "бездны" и "стены"- плохо переваренный Достоевский с его склонностью блуждать по тупикам и лабиринтам. А русская литература не прощает оторванности от быта. Не принимаются на нашем черноземе столь экзотические цветы. Всему есть историческое возмездие. Вот увидите: не мудрый, но честный писатель Куприн переживет громкую славу Андреева, и мало кто об этом пожалеет..."Предсказание Горького читается сегодня как свершившийся приговор: не только честный реалист Куприн, но и честный символист Брюсов, и многие другие современники Андреева пережили громкую его славу. Почему так случилось? Действительно ли заслужили андреевские "экзотические цветы" столь сурового "исторического возмездия"? И так ли отличается наш нынешний "чернозем" от тех орловских, московских и финских почв, на которых эти цветы впервые распустились? Теперь нам, уже немного знакомым с творческой биографией Леонида Андреева, легче найти правильный ответ. Может быть, они просто ждали весны?
* * *Группа участников «Сред» Телешова. 1902Слева направо: С.Г. Скиталец, Л.Н. Андреев, М. Горький, Н.Д. Телешов, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин
Николай Дмитриевич Телешов «ЗАПИСКИ ПИСАТЕЛЯ»Леонид Андреев
За год или за два до того, как вышла первая книжка рассказов Леонида Андреева, - а вышла она в 1901 году, - Горький писал мне из Нижнего-Новгорода, что рекомендует и просит приютить и приласкать молодого начинающего писателя, Андреева, человека хотя и неизвестного, но очень милого и талантливого.
Вскоре после этого Горький приехал в Москву и в первую же «Среду» привез к нам Андреева.Это был молодой человек с красивым лицом, с небольшой бородкой и черными длинными волосами, очень тихий и молчаливый. Одет он был в пиджак табачного цвета.
В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора.
- Я вчера его слушал, - сказал Горький, - и, признаюсь, у меня на глазах были слезы.Но Андреев стал говорить, что сегодня у него болит горло, что читать он не может… Словом, заскромничал и смутился.- Тогда, давайте, я прочитаю, - вызвался Горький.
Взял тоненькую тетрадку, сел поближе к лампе и начал:- Рассказ называется «Молчание»…
Чтение длилось около получаса.
Андреев сидел рядом с Горьким, все время не шевельнувшись, положив ногу на ногу и не сводя глаз с одной точки, которую он выбрал где-то вдалеке, в полутемном углу. Но вряд ли он чувствовал в то время, что каждая прочитанная страница сближает с ним этих, хотя и известных ему, но все же чужих людей, среди которых сидит он, точно новичок в школе.
Чтение кончилось. Горький поднял глаза, ласково улыбнулся Андрееву и сказал:- Чорт возьми, опять меня прошибло!
«Прошибло» не одного Алексея Максимовича. Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища.
* Полностью - здесь
Биография Леонида Андреева
Библиотека
allerleiten.livejournal.com
30 фотографий от Леонида Андреева выглядят так, как будто были сделаны вчера: vakin
Леонид Андреев, один из последних представителей Серебряного века русской литературы дореволюционной России, родился 146 лет назад, 21 августа 1871 года. Также он был пионером фотографии, работал с автохромным процессом — первой в мире технологией цветной фотографии, запатентованной братьями Люмьер.Большинство представленных фотографий с семьей и друзьями писателя были сделаны в период между 1910 и 1914 годами. Снимки семейной жизни, снятые либо в доме Андреева на берегу Финского залива, либо в Италии, где он играет со своими детьми, проводит время на яхте, отдыхает вечером или работает поздно ночью, отличаются безмятежной и тихой атмосферой, несмотря на далеко не легкую жизнь и судьбу писателя. Некоторые работы являются фотопортретами Андреева, на которых он предстает задумчивым и даже слегка настороженным. Как человек множества талантов, Леонид Андреев заметил: «Если бы я был царем, я бы всех заставил фотографировать».
Примечательно, что эти фотографии столетней давности выглядят так, как будто были сделаны в наше время.
Автопортрет 1910 года.Автопортрет в зеркале, 1903 год.
1907 год.
Сын писателя Вадим Андреев, 1909 год.
Сын Андреева Даниил, 1912 год.
Вторая жена писателя Анна Андреева, Марсель, 1910 год.
Анна Андреева, Рим, 1914 год.
1911 год.
Анна Андреева.
Сын писателя Савва, 1908 год.
Закат над поселком Ваммельсу, где у писателя был собственный дом «Аванс».
Анна Андреева, Ваммельсу.
1912 год, Ваммельсу — место было очень популярно среди дачников из Петербурга.
Мистическая голова, 1908-1914 годы.
Сыновья писателя, остров Койвисто, 1913 год.
Савва Андреев.
Савва и Вера Андреевы.
Леонид и Анна Андреевы в саду своего дома.
1910 год.
Ваммельсу, зима 1910 года.
1908-1914 годы.
Леонид Андреев, Филипп Добров и Даниил Андреев, Ваммельсу, 1912 год.
Автопортрет, 1910 год.
Андреев на фоне копий, которые он сделал с набросков художника Гойи, Ваммельсу, 1910-е годы.
С сыном Саввой.
За работой, 1910-е годы.
За столом в кабинете в собственном доме.
Источник - НОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ
vakin.livejournal.com
Леонид Андреев – фотограф » Музей «Дом Леонида Андреева»
Имя классика русской литературы Леонида Николаевича Андреева известно всему миру. Произведения писателя будоражили умы его современников, продолжают волновать читателей и сейчас. Но немногие знают, что Андреев был мастером цветной фотографии, и профессионалы до сих пор называют его одним из лучших в мире.Работал Леонид Николаевич в технике «автохром»: делал снимки на стекле. Стекла двойные и соединялись между собой тонкой полоской бумаги. Их надо было рассматривать через стереоскоп – получалось объемное изображение.
Автохром – один из старейших процессов цветной фотографии. Был запатентован братьями Люмьер в 1903 году и вышел на рынок в 1907, оставаясь единственным массовым способом цветной фотосъемки вплоть до 1935 года.
Стеклянная пластина покрывалась маленькими круглыми частичками прозрачного крахмала, бессистемно окрашенного в основные цвета, а затем спрессованного. Зазоры заполнялись углеродной сажей, а для создания водонепроницаемости сверху наносился лак.Л.Н.Андреев был одним из первых фотографов в России, применивший эту технику.
Современник Леонида Николаевича, писатель А.А.Кипен, вспоминал об увлечении Андреева так: «В кратчайший срок он постигает все тонкости фотографической науки. Он производит совершенно неслыханное количество снимков… Устраивает у себя все приспособления для фотографии, приобретает приборы, аппараты, реактивы, штудирует специальные руководства» (Сб. «Реквием», 1930).
Известно около 400 цветных стереоавтохромов Андреева, большая часть которых хранится в русском архиве г. Лидса (Великобритания). Директор архива Ричард Дэвис издал прекрасный альбом фотографий на четырех европейских языках. Многие поклонники писателя смогли оценить его талант фотографа.Фонды Орловского объединенного государственного литературного музея И.С.Тургенева насчитывают 56 автохромов, полученных в разные годы от потомков: Веры Леонидовны Андреевой, Ирины Григорьевны Андреевой-Рыжковой, Ольги Вадимовны Карлайл, Галины Андреевны Оль, Леонида Аркадьевича Андреева, Александра Серафимовича Вагина, Людмилы Николаевны Кен.Вниманию посетителей сайта предлагается несколько автохромов Леонида Андреева из коллекции Орловского объединенного государственного литературного музея И.С.Тургенева.
Автопортрет за пишущей машинкой. Финляндия. Койвисто, 1913.«Ночью в тишине, когда мне не спалось, я вслушивался в ритм отцовской работы. Издалека … доносился ко мне отчетливый стук пишущей машинки. Он изредка покрывался тонким, детским звоночком и начинался сызнова, еще быстрей, еще настойчивей, покорный таинственному ритму отцовской прозы».Вадим Андреев. Детство.
Яхта «Савва». Ваммельсуу, 1910-е г.г.«Летом отец начинал увлекаться морем. Впрочем, это было больше, чем увлечение, - он любил море по-настоящему, полной грудью, всем своим существом, и это была, вероятно, единственная любовь, лишенная надрыва, в которой не чувствовалось желания уйти от самого себя. Еще в детстве ему казалось, что слово «море» … на страницах книг было набрано курсивом и как бы жило независимой от текста жизнью».Вадим Андреев. Детство.
У обрыва. Автопортрет. Ваммельсуу, 1910-е г.г.«Леонид Андреев никогда и никому не навязывал себя, не напрашивался на близость, был отчужденно сдержан и далек, но готов был прийти на помощь при первой же необходимости, стараясь это сделать незаметно. Он не любил ничего искусственного в других и больше всего ценил независимость и естественность. В каких бы формах она не проявлялась».Л.А.Андреев (Алексеевский). На даче у Леонида Андреева.
Мать. Ваммельсуу, около 1910 г.«Моя бабушка с 18 лет и до самой смерти прожила, поглощенная необычайной, абсолютной, безмерной любовью к моему отцу /…/.Внешний облик бабушки за все те годы, что я ее помню, совершенно не менялся. Когда ей исполнилось 50 лет, она раздала все свои цветные платья, надела темно-серую полосатую юбку, длинную кофточку на выпуск и зимой накидывала на плечи широкую вязаную шаль. Волосы, почти совсем темные – даже перед самой ее смертью их еле тронула седина, - она расчесывала на прямой пробор и сворачивала узелком сзади. Когда я ее спрашивал, сколько ей лет, она из года в год отвечала одно и то же – 60». Вадим Андреев. Детство.
В шхерах. Портрет Веры Андреевой, дочери писателя. Вамельсуу, [1913-1914].«Нас было трое: Тин, самый младший, Саввка, старший, и я, девчонка между ними. Я горько сетовала на судьбу, сотворившую меня девчонкой, и жгуче завидовала братьям, стараясь ни в чем не отставать от них. Надо сказать, что это мне удавалось довольно хорошо, т.к. сами мальчишки порой забывали, что я девчонка, и никогда не изгоняли из своей компании».Вера Андреева. Эхо прошедшего.
Маки. Ваммельсуу, 1910-е.«От людей, от ненастоящего шума и веселья, от самого себя отец прикрывался увлечениями…Фотографическими пластинками, сперва обыкновенными, черными, потом цветными, заполнялись целые шкафы. В лаборатории, устроенной под лестницей, ведущей на чердак и получившей название «палата №6», отец проводил целые дни, - как настоящему фотографу ему наивысшее удовольствие доставлял процесс проявления. Пускай нещадно коптила лампа перед маленьким красным окошечком, ему было все равно /…/, часами, не зная усталости, даже забыв о папиросах, отец проявлял, пока не кончался запас снятых за день пластинок. /…/
В своих увлечениях отец всегда бывал цельным: устройство сада исключало фотографию, живопись заставляла его забывать и о том, и о другом. Целые дни он проводил перед мольбертом, по вечерам читал только книги, касавшиеся живописи, имена художников, школ, технические термины у него не сходили с языка. В тех случаях, когда он не писал пейзажи, моделями для портретов служили все – и Анна Ильинична, и бабушка, и я, и даже неосторожно приехавший гость, не знавший, что он попадет к Андрееву-художнику, который совершенно забыл о том, как пишут книги».Вадим Андреев.
Дом и дым. Ваммельсуу. Около 1910 г.«Дом, построенный по рисункам отца, был тяжел, великолепен и красив. Большая четырехугольная башня возвышалась на 7 саженей над землею. Огромные, многоскатные черепичные крыши, гигантские белые четырехугольные трубы, - каждая труба величиной с небольшой домик – геометрический узор бревен и толстые дранки – все в целом было действительно величественным…».Вадим Андреев.
Л.Н.Андреев. Автопортрет в матросском костюме. Ваммельсуу, 1910-е.«Я видел на своем веку много семей с самыми различными жизненными укладами, но ни разу не встречал такого, какой был в андреевском доме. Первое, что я назвал бы – это реальное чувство свободы, идущее из глубин бытия и духа андреевского «я». Второе – не менее реальное ощущение чего-то бесконечно родного и милого. /…/ У Андреевых в доме не признавали обращения на «вы», а только на «ты», и не было для детей никаких «дядей» и «тетей», а только имена. Такая традиция, видимо шла от орловского дома Андреевых на Пушкарной улице, от его свободолюбивого, демократического духа. И теперь, если вы долго отсутствовали, уезжали куда-либо, вас начинала томить тоска, скука и ненасытная жажда снова и снова вернуться на дачу Леонида Андреева в финскую деревушку Ваммельсуу».Л.А.Андреев (Алексеевский).
Анна Ильинична во время путешествия по Италии. Италия. Рим, 1914.«У мамы был настоящий, мужского склада ум и недюжинные способности, и ничто ей не было так чуждо, как мещанство. Кроме того, мама серьезно занималась музыкой. /…/Маму трудно было представить беспечно щебечущей о каких-нибудь тряпках, о том, идет ли Симочке голубое платье или ей лучше сшить розовое. /…/ Очень образованная, всесторонне эрудированная, мама находила себе собеседника среди писателей и художников, бывших у нас, и всегда находила больше удовольствия в разговоре с мужчинами, чем в праздной болтовне женщин».Вера Андреева.
Яхта «Далекий» у Юль-Хольма. Ваммельсуу, 1910-е.«Отец на новой большой яхте «Далекий», построенной по его чертежам, уезжал на целые недели и, возвратившись домой, загорелый, со спокойными глазами, привыкшими к далеким горизонтам, не отдохнув, чуть не на другой же день, снова уходил в море».Вадим Андреев.
www.andreev-museum.ru
Биография Леонида Андреева, годы жизни, творчество
Один из знаменитых русских философов сказал однажды, что Леонид Андреев, как никто другой, умеет сорвать фантастический покров с реальности и показать действительность такой, какой она является на самом деле. Возможно, эту способность писатель приобрел благодаря непростой судьбе. Биография Леонида Андреева – это нагромождение противоречивых и странных фактов. О том, какой была его жизнь, можно понять, лишь изучив его творчество.
Противоречивые сведения
Андреев Леонид Николаевич – представитель Серебряного века русской литературы. Корней Чуковский, создававший наиболее точные заметки о жизни творцов этого периода, утверждал, что Андреевым владело «чувство мировой пустоты». Понять, что скрывается за этими словами, можно, лишь прочитав «Иуду Искариота». В этом и некоторых других произведениях автор словно заставляет читателя увидеть бездну там, где, казалось, уже давно все ясно и определенно. Его герои сложны и неоднозначны, как и он сам. Судить шаблонно нельзя ни о библейских персонажах, ни о реальных людях. И жизнь Леонида Андреева – доказательство тому.
Он получил юридическое образование, но стал писателем. Проявлял суицидальные наклонности, но производил впечатление человека веселого и жизнерадостного. Его обвиняли в связях с большевиками, но он ненавидел Владимира Ленина. Им восхищались великие современники – Максим Горький и Александр Блок. И в этом присутствует также некая противоречивость, ведь эти люди в реальной жизни на дух друг друга не переносили.
Семья
Андреев Леонид Николаевич родился в Орле. Родственники по материнской линии были обедневшие дворяне. Родители отца – дворянин и крепостная девушка. Мать писателя была женщиной необразованной, однако имела сильный, стойкий характер. Биография Леонида Андреева полна трагических событий, в чем не последнюю роль сыграл пылкий нрав, унаследованный от отца.
Детство
Биография Леонида Андреева сформировалась под влиянием его страстного неуемного характера. Детство, по его собственным воспоминаниям, было солнечным и беззаботным. Уже в шесть лет он чрезвычайно много читал, причем все, что попадалось ему под руку. И будучи гимназистом, он обнаружил в себе литературный дар. На становление его как писателя огромное влияние оказали произведения Чехова и Толстого. Склонность к стилизации Леонид проявлял уже в юные годы, подражая стилю великих творцов слова в своих первых пробах пера.
Андреев-художник
Будущий писатель окончил Орловскую гимназию, где не проявлял выдающихся способностей. Более всего с ранних лет его интересовала живопись. И стоит сказать, что Илья Репин и другие именитые художники высоко ценили художественный дар Андреева, но, несмотря на это, картины его оставались невостребованными. Известно, что некоторый период жизни писатель зарабатывал на жизнь написанием портретов. Ко многим своим произведениям он создавал иллюстрации.
Первые произведения
Сложная и яркая биография Леонида Андреева отразилась в его произведениях. Его личность и сегодня вызывает интерес в силу своей противоречивости и неоднозначности. Толстой, Чехов и Короленко весьма ценили литературный дар этого писателя. Что и говорить, значительной фигурой в культурной жизни начала XX века стал Леонид Андреев. Рассказы его становились предметом споров и дискуссий. Постановка пьес – важными культурными событиями.
Творческий путь Андреева начался с газетных публикаций под псевдонимом Джеймса Линча. В литературу он вошел как непревзойденный мастер реализма. К жанру критического реализма относятся его произведения «У окна», «Случай», «Христиане», «Большой шлем». Общей идеей этих рассказов является обличение обывательского существования, бедного душевного мира, ханжества и других пороков современного писателю общества. Эта тема, впрочем, и сегодня не утратила актуальности.
Андреев и Октябрьская революция
Сложным было отношения Леонида Андреева и к революционным событиям. Проявляя антисоветские настроения, он стремился разобраться в сущности новой власти. Но, проживая в Финляндии, разочаровался в белоэмигрантском окружении. Суть социалистической революции познать Андрееву так и не удалось. Он скончался в 1919 году от сердечного приступа.
По мнению Максима Горького, самым видным беллетристом среди его современников был Леонид Андреев. Произведения его высоко ценил автор пьесы «На дне». Несмотря на разницу мировоззрения, Андреев и Горький в период подготовки к революции 1905 года были союзниками. Но спустя несколько лет их пути разошлись. Враждебную Горькому политическую позицию занял Леонид Андреев. Рассказы его были полны «черных тайн» человеческой души, и в них присутствовало изображение ужаса смерти. Все это было чуждо горьковскому реализму. Писатели хотя и продолжали ценить друг друга, но идти одной дорогой уже не могли.
«Иуда Искариот»
Немалую роль в творчестве Андреева играют библейские сюжеты. Именно с их помощью читатель может понять, в чем заключаются самые важные нравственные и общечеловеческие ценности. Повесть «Иуда Искариот» была создана в 1907 году на острове Капри. Изначально она должна была быть посвящена теме предательства. Но, как уже было сказано, ни личность Андреева, ни его творчество не были однозначными. Потому и Иуда стал у него героем довольно сложным. У Андреева этот библейский персонаж – не просто человек, предавший своего учителя за тридцать сребреников. Он низок, лжив, эгоистичен. Но вместе с тем он изображается истинным борцом с человеческой глупостью и трусостью.
Леонид Андреев в своем творчестве не просто пересказывал всем известные библейские истории. Интерпретация этих сюжетов у него своеобразна. И критики трактуют ее по-разному. Согласно одному из мнений, Андреев в своем творчестве совершал своего рода путь от атеизма к православию.
Неповторимый художественный стиль и философское начало воедино слились в творчестве этого писателя. Его произведения способны пробудить сочувствие к людям и удовлетворить эстетическую потребность. Многие критики утверждали, что в книгах этого писателя присутствует «космический пессимизм». Сам Андреев утверждал, что слезы человека отнюдь не говорят о его пессимизме. И, несмотря на тему смерти, которую он неоднократно затрагивал, согласно воспоминаниям близких людей, был он человеком довольно жизнелюбивым.
fb.ru
В 1906м году у Леонида Андреева умерла жена. Детали этой трагической истории я описал у себя - http://jenya444.livejournal.com/271560.html - а тут помещаю портреты Андреева "до" (кисти Репина, 1904 и 1905 годов) и "после" (кисти Серова, все три - 1907го года). Вначале Серов, потом Репин: Из книжки ЖЗЛ про Серова: Тем летом, в Ино, Серов встретился с писателем Леонидом Андреевым. Он сблизился с ним во время подготовки к изданию сатирического журнала «Жупел» и уже тогда убедился, что их взгляды на происходящее в России во многом совпадают.Год назад издатель журнала «Золотое руно» Н. П. Рябушинский заказал Серову исполнить для журнала портрет Леонида Андреева и при этом передал в письме поставленное писателем условие: Андреев хочет, чтобы его портрет рисовал именно Серов. Но обстоятельства развели их, и лишь через два месяца Серов получил письмо от Андреева из Берлина. Глухо упомянув о своем внезапном исчезновении «в пределы недосягаемости», писатель признавался: более всего жалеет, что «не придется мне быть написанным Вами».В том же письме Андреев прозрачно намекал на свое участие в июльском восстании матросов Балтийского флота в Свеаборге, после чего он вынужден был скрываться от ареста в Норвегии. И далее упоминал, что с семьей, тоже выехавшей из России, он встретился в Стокгольме. Они решили обосноваться в Берлине.И вот новая встреча, и Серов поражен произошедшей с писателем переменой. Два года назад, на даче Горького в Куоккале, когда обсуждали планы создания «Жупела», Андреев выглядел совсем иным, глаза сверкали задором, весь облик его источал энергию. Как и Серова, его возбуждала идея бросить вызов власти. Теперь же взгляд потух, на лице заметны глубокие морщины – отпечаток внутренней муки, словно пережил тяжелую болезнь.В беседе открылись причины этих перемен: смерть в Берлине, в ноябре, жены, Александры Михайловны, при рождении второго сына, Даниила. После ее кончины оставаться в Берлине уже не мог, уехал на Капри, к Горькому. Горький убедил – спасение в работе. Преодолевая себя, он начал вновь писать, закончил повесть на евангельский сюжет – о Христе и Иуде.– И вот опять здесь, – устало закончил Андреев, – и, между прочим, купил участок по соседству для строительства дачи, в шести верстах отсюда, на Черной речке. |
classic-art-ru.livejournal.com
Андреев, Леонид Николаевич — википедия фото
Детство
Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юность
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет»[2].
В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя[3]. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Первая русская революция и довоенные годы
Вилла «Аванс», принадлежавшая Л. Андрееву (не сохранилась) «Самоубийство». Анкета писателя в журнале «Новое слово», 1912, июньНастоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».
В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:
«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле — если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…».
— Андреев Вадим. Детство, с. 156-159
В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.
В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).
Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 — до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году — Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.
С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».
Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя
Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:
«Победить Германию необходимо — это вопрос жизни и смерти не только для России — величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».
— Интервью газете «Нью-Йорк Таймс», сентябрь 1914 года[4]
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова[5]. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».
После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»)[6].
12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище[7][8].
С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-Музей Леонида Андреева[9]. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.[источник не указан 999 дней]
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
org-wikipediya.ru
Андреев, Леонид Николаевич — WiKi
Детство
Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юность
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет»[2].
В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя[3]. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Первая русская революция и довоенные годы
Вилла «Аванс», принадлежавшая Л. Андрееву (не сохранилась) «Самоубийство». Анкета писателя в журнале «Новое слово», 1912, июньНастоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».
В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:
«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле — если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…».
— Андреев Вадим. Детство, с. 156-159
В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.
В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).
Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 — до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году — Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.
С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».
Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя
Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:
«Победить Германию необходимо — это вопрос жизни и смерти не только для России — величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».
— Интервью газете «Нью-Йорк Таймс», сентябрь 1914 года[4]
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова[5]. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».
После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»)[6].
12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище[7][8].
С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-Музей Леонида Андреева[9]. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.[источник не указан 999 дней]
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
ru-wiki.org