Курбе, Гюстав (1819 — 1877). Картины художников. Курбе художник картины


Гюстав Курбе картины

Жан Дезире Гюстав Курбе (10 июня 1819 года — 31 декабря 1877 года) — великий французский художник XIX века. Считается одним из основателей реализма в живописи и одной из ключевых фигур в становлении и развитии французского реализма.

Родился 10 июня 1819 года в городе Орнан. В 1931 году стал посещать семинарию, однако его поведение было столь нехарактерным, что никто не собирался отпускать ему грехи. В 1837 году по настоянию отца стал обучаться юриспруденции, одновременно с этим посещая Академию. Его первым учителем живописи стал Шарль-Антуан Флажуло, который, в свою очередь, был учеником великого художника Жака-Луи Давида.

В 1839 году Гюстав Курбе отправился в Париж, пообещав отцу, что будет заниматься юриспруденцией. Однако, вопреки своему обещанию, вместо этого всерьёз увлёкся живописью. Первой картиной Курбе, которая была выставлена в Парижском салоне, стал «Автопортрет с собакой».

С самого начала одарённый художник тяготел именно к реализму. Художник считал, что задачей живописи является передача голой и максимально правдивой реалистичности. В связи с этим он нередко сталкивался с нежеланием устроителей выставок принимать его работы. В аристократических, литературных и художественных кругах у него были и приверженцы и настоящие враги, которые не воспринимали его искусство, основанное на максимальном натурализме. Неприязнь в конце концов стала взаимной. Гюстав Курбе возглавил реалистическую школу Франции, устраивал свои выставки и перестал предлагать свои картины парижским салонам.

В 1871 году Курбе примкнул в Парижской коммуне, управлял общественными музеями, был комиссаром по культуре. После падения Коммуны, Гюстав Курбе оказался в тюрьме на полгода. Ещё при существовании Коммуны он руководил низвержением Вандомской колонны, потому его приговорили к восполнению расходов на восстановление разрушенного памятника. После этого Гюстав Курбе уехал в Швейцарию, где умер 31 декабря 1877 года.

Художник Гюстав Курбе картины

Все картины открываются в полном размере с описаниями!

Сейчас также смотрят:

art-assorty.ru

Гюстав Курбе — Мастерская художника

Заканчивая работу над «Мастерской художника», Курбе делится со своим приятелем — писателем Шанфлери: «Люди, которые любят высказывать свое мнение по любому поводу и просыпаются посреди ночи со страстным желанием что-нибудь обсудить и, конечно, осудить, эти люди получат массу удовольствия, увидев мою новую картину!».

Курбе не ошибся. «Мастерская художника» (развернутое название: «Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей художественной жизни») становится неисчерпаемым источником вдохновения для критиков. Картина подверглась суровой оценке членов жюри парижской Всемирной выставки 1855 года и была решительно ими отвергнута. Несмотря на это, Курбе организовывает собственную независимую выставку, на которой представляет не только «Мастерскую художника», но и «Похороны в Орнане», а также несколько других своих работ. Если уж само название картины (как краткое, так и развернутое) способно было заинтриговать критиков, то что уж говорить о композиции и теме — интерпретациям не было числа. Каким только не считали это полотно: эзотерическим, масонским, символическим, реалистическим, политическим, социологическим…

Существует свидетельство самого автора «Мастерской» о том, что он пытался запечатлеть на полотне себя, своих близких, а также представить общество, в котором ему пришлось жить. Фигура художника расположена в центральной части картины — он сидит перед мольбертом. Взмах руки с кистью вызывает ассоциации с жестом Бога из «Сотворения Адама» Микеланджело. Художник изображен за работой — он как бы полностью отрешен от того, что происходит вокруг. По обе стороны от него размещены две группы фигур. Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери. Чуть дальше находится группа из пяти человек, среди которых философ Прудон и меценат Брюйя. За спиной художника стоит обнаженная модель — символ жизнеутверждающей творческой энергии, слева — социальные аллегории: группа бедняков, задумчивая крестьянка, маленький мальчик в оборванной одежде и охотничья собака.

Картина выдержана в теплой коричневато-желтой гамме. Она по праву считается одним из лучших произведений Курбе. Коллеги художника называли эту работу настоящим художественным подвигом, так как сочли ее очень личной, а, значит, попирающей академические устои, запрещавшие возносить личное до уровня исторической эпопеи.

Смотрите также

painteropedia.ru

Курбе, Гюстав (1819 - 1877). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

Г. Курбе. Фотопортрет Надара.

Г. Курбе. Фотопортрет Надара.

Тур во Францию дает возможность лучше понять специфику культуры этой страны, которая формировалась в непростых условиях смен монархий, революций и республик. Зачастую, художники, жившие в эти времена, не были в стороне от социальных потрясений, по своему отражая их в своем творчестве. Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, расположенном в гористой местности в долине реки Лу, на границе с Швейцарией. Семейство Курбе жило в Орнане на протяжении многих поколений. Отец Гюстава был зажиточным землевладельцем: ему принадлежали дом и ферма, а также виноградники в близлежащем Флажи. С 1837 г. Гюстав посещал художественную школу в Безансоне. Однако, систематического художественного образования он не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, писал с натуры в частных ателье, копировал картины старых мастеров в Лувре Сурбарана, Веласкеса и др.

С 1841 г. Курбе упорно представлял свои произведения в Салон, однако жюри Салона столь же упорно их отвергало. С 1841 по 1847 гг. из представленных художником двадцати пяти картин были приняты только три. В первые десять лет пребывания в Париже Курбе не удалось продать почти ни одной картины (продажа картин доступна на сайте greennblack.com) . В финансовом отношении он по-прежнему полностью зависел от родителей. В Париже Курбе близко сошелся с поэтом Ш.Бодлером, писателем П.Прудоном, анархистом Ж. Шамфлери и критиком и другом детства М Бушоном. Друзья регулярно встречались в пивной, располагавшейся через дорогу от студии Курбе. В скором времени это заведение получило название Храм реализма. Одна из выставленных в Салоне работ Курбе привлекла внимание голландского торговца картинами, и тот заказал художнику свой портрет и пригласил в Голландию. В 1847 г. Курбе посетил эту страну, где познакомился с живописью Рембрандта и Халса.

Послеобеденный отдых в Орнане. 1849 г. Г.Курбе

Послеобеденный отдых в Орнане. 1849 г. Г.Курбе

В 1848 г. во Франции произошла революция, свергнувшая монархию и установившая Вторую республику (184852 гг.).

Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году, в Салоне, Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно. Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (Виолончелист (Автопортрет), Человек с трубкой (Автопортрет)), Курбе полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа позитивное (по его собственному выражению), воссоздающее окружающий мир таким, каков он есть. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен (Послеобеденный отдых в Орнане, Похороны в Орнане). В картинах художник охотно обращался к теме труда (Дробильщики камня, Веяльщицы, Купальщицы, Уснувшая пряха, Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки).

Скала в Этрета после шторма. 1870 г. Г.Курбе.

Скала в Этрета после шторма. 1870 г. Г.Курбе.

В 1849 г. картина художника Послеобеденный отдых в Орнане завоевала золотую медаль и была куплена правительством.

Однако монументальное полотно Похороны в Орнане, выставленное в Салоне в 185051 гг., вызвало крайне отрицательную реакцию критики. Столь же неблагоприятные отзывы получила картина Деревенские барышни, выставленная годом позже. В 1855 г., после того как три картины Курбе не были приняты на Всемирную выставку, раздосадованный художник на свои собственные средства возводит павильон и выставляет в нем сорок своих работ. Центром экспозиции стала аллегорическая картина Ателье. Выпустив каталог выставки, художник во вступлении обосновал свое понимание реализма в изобразительном искусстве.

После 1855 г. Курбе много путешествует. В Трувиле он встречается с Джеймсом Уистлером; организует удачный бизнес, исполняя заказы местных знаменитостей. В Этрета он работает с Клодом Моне. Выясняется, что за пределами Парижа популярность Курбе довольно высока. Художник выставляется в Германии, Голландии, Бельгии и Англии, и всюду его работы имеют успех, кульминацией которого стала Золотая медаль от Леопольда II Бельгийского и Орден Св. Михаила от Людвига II Баварского (обе награды присуждены художнику в 1869 г.). В 1860-е начале 1870-х гг. Курбе были созданы:

Пейзажи:

  • Косули у ручья Плезир-Фонтен

Марины:

  • Бурное море (Волна)
  • Скала в Этрета после шторма.

Портреты:

  • Девушка с чайками (1865 г., частная коллекция)

Натюрморты:

  • Фрукты
  • Корзина цветов
  • Обнаженная натура:
  • Источник
  • Женщина с попугаем
  • Женщина в волнах

Сцена охоты:

  • Травля оленя, (1867 г., Метрополитен-музей).

В 1870 г. правительство Франции наградило Курбе Орденом Почетного легиона, однако художник демонстративно отказался от этой награды. В 1871 г., во время Парижской Коммуны, Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. После падения Коммуны, Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению и штрафу в 500 франков. В 1873 г. новое правительство обязало его выплатить штраф в размере 300 тыс. франков в счет восстановления Вандомской колонны. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии, практически, в нищете. Курбе скончался в Тур-де-Пельц 31 декабря 1877 г. В 1919 г. его останки были перезахоронены в Орнане.

ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Читайте также:

www.5arts.info

Курбе, Гюстав - Краткая биография художников

Французский художник и график, основоположник реализма.Обучался в Орнане и Безансоне, позже в Париже в студии Сюиса. В ранний период, отмеченный воздействием романтизма, Курбе писал пейзажи, автопортреты, композиции на литературные сюжеты. На парижском Салоне 1850-51 годов были представлены полотна «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня» и «Послеобеденный отдых в Орнане», которые заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Реализм живописца вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, поскольку он противостоял принятому в обществе академизму и был социально опасен. В зрелые годы ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника («Мастерская художника», «Здравствуйте, господин Курбе», 1854). Также он писал жанровые сценки, натюрморты, морские пейзажи. Последние годы живописец провел в Швейцарии и выполнял в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы («Хижина в горах», 1873).

Курбе Гюстав (1819—1877)

Творчество и биография - Курбе Гюстав

Курбе Гюстав - выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.

«. никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви. ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) — картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.

В 1842 году он создал первую свою картину, имевшую настоящий успех,— «Автопортрет с черной собакой». Хотя и написанное в Париже, это полотно изображает Курбе сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен под Орнаном. Топография местности, исхоженной Курбе в мальчишеские годы, так глубоко запечатлелась в его сознании, что он мог без труда воспроизвести любую ее деталь по памяти. На черных, вьющихся, очень длинных волосах Курбе — широкополая шляпа, одет художник в свободную блузу из темной ткани с розовой подкладкой и серые брюки в зеленую полоску. Позади него слева лежат трость и альбом для этюдов; с другой стороны, на фоне виднеющегося вдали залитого солнцем пейзажа, темным силуэтом выделяется черный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане — несколько пробных мазков, сделанных мастихином — инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством.

Собака была недавним приобретением, о чем Курбе и писал родителям в мае 1842 года: «Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем — ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне». Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона — честь, которой усиленно добиваются все начинающие.

Для творчества Курбе оказалась очень важной поездка в Голландию (1847), где его привлекла жанровая живопись. Первым по-настоящему значительным произведением художника явилась большая картина «Послеобеденное время в Орнане» (1849), купленная в музей. Важность этого события заключается в признании официальной критикой жанровой картины произведением искусства.

Картина «Послеобеденное время в Орнане» почти наверняка была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из наездов художника в родной город, но окончательно завершена, видимо, в Париже. Франсис Вей вспоминает, что видел ее незаконченной, когда впервые посетил мастерскую Курбе на исходе 1848 года. Вей, филолог и автор романов, родился в 1812 году в Безансоне. Его друг Шанфлери, недавно открывший для себя Курбе и желавший поделиться с Веем своим восхищением перед молодым художником, привел того на улицу Отфёй, где их принял «высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый. костлявый. Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст [«Послеобеденное время в Орнане»]. «Почему вы еще не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? — воскликнул я.— Еще никто никогда не писал так, как вы!» — «Верно! — отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте.— Я пишу как бог!».

Картина изображает группу людей перед огромным камином в кухне орнанского дома Курбе. Со стола убраны остатки еды, стоят лишь блюдо с фруктами, три бутылки вина и четыре наполовину выпитых бокала. Слева на стуле дремлет отец Курбе; напротив за столом сидит сам художник; следующий, Адольф Марле, написанный со спины, разжигает трубку головней из пылающего камина; справа Альфонс Промайе играет на скрипке. Под стулом Марле мирно спит крупный бульдог. Комната полна вечерними тенями; позы слушателей, расслабившихся после обильной еды, свидетельствуют о безмятежном наслаждении музыкой.

1850-е — наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» — метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек — они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной. на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне — молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.

Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» — первой социальной картиной: «Дробильщики камня» — насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины. для выполнения. самых разных работ. и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость. проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом».

А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы — крестьянку.

Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844—45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853—55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами.

В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854).

Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867).

Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).

Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.

Его прах был перевезен на родину только в 1919.

Для художников и ценителей галерея картин Artvedia размещает бесплатно информацию о художниках и их работы, как на продажу, так и просто для просмотра.

www.xn----7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта