Архитектура: московский Кремль - графическая реконструкция в белом цвете. Кремля картина


Изображения государей в соборах Московского Кремля

Материалом для статьи «Изображения государей в соборах Московского Кремля» послужила лекция Ларисы Валентиновны Соловьёвой «Цари и великие князья в росписях кремлёвских соборов». Представляю вниманию читателей краткую версию лекции и включаю лишь некоторые изображения государей и правителей.Покорно прошу прощения за мутные некачественные снимки, фотографировала экран «мыльницей». Фотографировать в Кремлёвских соборах категорически запрещено.

Традиция изображать императоров, царей и князей в росписях соборов и на иконах пришла в русское искусство из Византии. Известна мозаика в соборе святой Софии в Константинополе, где изображены император Константин Мономах и его супруга Зоя. Часто государи на иконах и фресках изображаются с нимбом над головой, даже если они не были причислены к лику святых. Нимб в этом случае означает не личную святость, а святость их статуса, положения, которое они занимают.

В Московском Кремле изображения государей земли русской есть в каждом из трёх главных храмов. Нарушим традиционную иерархию упоминания Кремлёвских соборов, когда в первую очередь следует называть Успенский собор, затем Архангельский, третьим – Благовещенский. Рассмотрим наиболее заметные фрески в произвольной последовательности

Изображения государей в соборах. Архангельский собор

Изображение святого князя Владимира Красное Солнышко можно видеть на внешней западной стороне собора, при входе в храм.Портал Архангельского собора Московского КремляНа внешней северной стене портала (слева при входе в собор) находится фреска, изображающая Корсунскую легенду, то есть выбор веры и крещение князя Владимира в Корсуни, современном Херсонесе. Но фреска пребывает не в лучшем состоянии, кроме куполов собора на ней нельзя рассмотреть что-либо определённое. Едва проступает купель для крещения.Изображения государей в соборахВнутри собора в нижнем ярусе стенописи изображена целая галерея портретов русских государей. В медальонах над портретными изображениями князей помещены их патрональные святые. Наиболее интересной представляется южная стена.Изображения государей в соборах. Галерея московских князей в Архангелском соборе

Первое изображение из ряда отдельных фресок, ближе к иконостасу – фронтальный портрет Ивана Калиты. Таким разворотом фигуры подчёркивается особая значимость деяний Ивана Калиты в истории Московского княжества.Изображения государей в соборах. Иван КалитаВеличайшая заслуга Ивана Калиты в становлении русского государства заключается в том, что он получил право самостоятельно собирать дань для Золотой Орды. До него это право принадлежало ханским баскакам.Иван данилович построил дубовый Кремль, строил каменные храмы, уделял внимание строительству дорог.

Рядом по правую руку от Ивана Даниловича видим изображение его сына Симеона Ивановича по прозвищу Гордый.Иван Калита и Симеон Гордый

На следующем снимке Симеон первый из трёх князей.Симеон Гордый. Изображения государей в соборахДалее временнáя последовательность нарушается. За Симеоном Гордым видим Юрия (Георгия) Васильевича, родного брата Ивана IV Васильевича. И только потом написан портрет второго сына Ивана Калиты, Ивана Ивановича Красного, отца Дмитрия Ивановича Донского. Сам Дмитрий Донской следует сразу за отцом.

Изображение Дмитрия Ивановича Донского. Изображения государей в соборах Московского Кремля

Портрет Дмитрия Донского легко выделить из череды изображений Великих князей. Он изображён спиной к иконостасу, таким образом нарушается направление торжественного шествия князей к алтарю.Дмитрий Донской. Изображения государей в соборахПричина такого изображения не совсем ясна. Историки искусств выдвигают две версии.Согласно первой, между портретом Дмитрия Донского и его сына Василия Дмитриевича ранее была написана хоругвь. Она служила символом военных побед князя. Возможно, фигура Дмитрия Ивановича повёрнута к хоругви.

Другая версия объясняет противоположный разворот фигуры князя по-другому. В XVIII веке из-за перестройки Кремля, Архангельский собор был повреждён. Пострадали и фрески стенописи. Наибольшие утраты случились в том месте, где находилось изображение Дмитрия Донского. Возможно, что ранее его портрет был написан фронтально, как и портрет его деда, Ивана Калиты. Из всего изображения сохранилась лишь правая рука. Иконописец увидел расположение руки князя и сделал вывод, что фигура князя была повёрнута в сторону западной стены.

Справа от Дмитрия Донского находится изображение его сына, Василия I Дмитриевича.Изображения государей в соборах. Дмитрий Донской и его сын Василий I

Легко запомнить, что Дмитрий Донской изображён между своим отцом, Иваном Ивановичем Красным (слева от него) и сыном — Василием I Дмитриевичем (справа).

Теперь обратимся к северной стене. В её нижнем ярусе находится композиция «Сказание о царевиче Петре Ордынском».

Сказание о царевиче Петре Ордынском. Изображения государей в соборах Московского Кремля

Пётр Ордынскй – татарский царевич Даир Кайдагул, племянник Батыя. Он много слышал о чудесах русских святых, захотел принять православную веру и около 1253-го года вместе с ростовским архиепископом Кириллом прибыл на Русь (то ли бежал из Орды, то ли был отпущен с миром). Крестили Даира с именем Пётр.Пётр жил жизнью искреннего христианина, основал Петровский монастырь в Ростове Великом. Строительство монастыря связано с видением Петра. Оно запечатлено в росписях Архангельского собора.

На одном из сюжетов нижнего яруса северной стены Архангельского собора мы видим молодого человека, который возлежит на ложе. К нему с мешочками в руках склонились апостолы Пётр и Павел. Надпись поясняет, что во время охоты царевич Пётр прилёг отдохнуть и заснул.Сказание о Петре Ордынском. Изображения государей в соборах

Во сне к нему явились сами апостолы и повелели княжичу основать монастырь на том месте, где он прилёг отдохнуть.

Когда царевич проснулся, он воочию увидел двух мужей, которые вручили ему деньги на устройство храма. На следующей фреске апостолы Петр и Павел вручают стоящему перед ними Петру два мешочка. Один из них наполнен золотом, другой – серебром. На эти деньги царевич должен купить иконы для новой церкви.Сказание о Петре Ордынском. Изображения государей в соборах

Петр Ордынский почил в 1290-м году и сразу же началось его почитание. Официально к лику святых его причислили в 1547-м году при митрополите Макарии.

Почему сюжет «Сказание о царевиче Петре Ордынском» был выбран как завершающий в нижнем ярусе росписей Архангельского собора рассказывает искусствовед, научный сотрудник музеев Московского Кремля Т.Е.Самойлова. (http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/100)

«В целом, сюжет о Петре Ордынском призван напомнить, что княжеский собор строился по Божественному произволению как ктиторское приношение от всей династии, служащее залогом ее прощения и спасения на Страшном Суде. Тем самым утверждались права всей династии на особое молитвенное поминовение, которым пользовался в средневековом мире ктитор».

Петр Кудайкул. Изображения государей в соборах Московского Кремля

Следующая композиция после сказания о царевиче Петре Ордынском – портрет похороненного у юго-западного столпа Петра Кудайкула.Кудайкул – сын казанского царя Абреима. Царевича долго держали в заточении в Ростове. Но он возлюбил христианскую веру, его крестили с именем Пётр и взяли ко двору Великого князя Василия III. Как известно, у Василия Ивановича долго не было детей, первый брак с Соломонией Сабуровой оказался бездетным. Василий III одно время считал Петра Кудайкула своим преемником, даже выдал за него замуж свою сестру Евдокию.

Сказание о Петре Ордынском. Изображения государей в соборахПётр Кудайкул изображён в правой части композиции

Когда Пётр Кудайкул скончался, то его, как члена великокняжеской семьи, погребли у юго-западного столпа Архангельского собора.

Видение звёздного креста императору Константину. Изображения государей в соборах Московского Кремля

Сюжет расположен на северной стене собора в среднем регистре над окном, рядом с иконостасом.Изображения государей в соборах Московского Кремля. Видение звёздного креста императору Константину

Легенда повествует, что в 312-м году в ночь перед битвой с римским императором Максенцием, Константину привиделся архистратиг Михаил, который указал ему на звёздный крест. (На снимке ниже виден фрагмент звёздного креста).Видение звёздного креста императору Константину. Изображения государей в соборахКрест составлен из звёзд, написан в голубом круге сверху справа от шатра Константина, на него указует всадник.Видение звёздного креста императору Константину. Изображения государей в соборах Московского КремляКонстантин увидел крест и надпись — In hoc signo vinces ( Под этим знаком ты победишь). В русской традиции фразу переводят как «Сим победиши». Константин приказал изобразить крест на щитах воинов и одержал победу над войском Максенция. С этого события началось распространение христианства в Римской империи.

Благовещенский собор. Даниил Александрович или Дмитрий Донской?

Изображения русских государей найдём в северной и западной галереях Благовещенского собора. Причём разные источники расходятся в атрибуции князей. Л.В.Соловьёва считает, что на лопатке слева от композиции «Чудо с пророком Ионой» (справа от северного портала) изображён Дмитрий Донской. В книге И.А.Журавлёвой и И.Я.Качаловой «Благовещенский собор» (изд.Московского Кремля 2003 год) указано, что это Даниил Александрович. (Именно при нём Москва возвысилась и стала претендовать на роль центра государства). Сравните изображения.Изображения государей в соборах

Изображения государей в соборах Московского Кремля

Изображение князя справа от «Чуда с пророком Ионой не приводятся ни в одном из двух источников.

На восточной стене западной галереи (слева от входа в церковь) находится большая композиция «О тебе радуется». Справа и слева от неё на лопатках изображены Великие Князья. Слева Иван III Васильевич, справа, его сын от второй супруги Софии Палеолог — Василий III Иванович.

Изображения государей на столпах Благовещенского собора

На столпах храма следует обратить внимание на изображения императоров Михаила и Феодоры (восточная грань юго-западного столпа) в верхнем регистре. Во время их правления закончилась иконоборческая эпоха, они вернули почитание икон, поэтому их изображают с иконой.Сказание о Петре Ордынском. Изображения государей в соборах

На этой же восточной грани юго-западного столпа в нижнем регистре находятся изображения римских императоров Константина и Елены.

Константин и Елена. Изображения государей в Благовещенском соборе Кремля

Им соответствуют ростовой парный портрет Александра Невского и Ивана Калиты – на восточной грани северо-западного столпа, в нижнем регистре. (На снимке слева — изображение Александра Невского в Архангельском соборе).

Александр Невский и Иван Калита

(Восточная грань столпа та, что обращена к иконостасу).

Изображения государей на иконах Благовещенского собора

В Благовещенском соборе в местном ряду иконостаса находится икона Богоматерь Тихвинская.

Богородица Тихвинская

На нижнем клейме иконы изображены Великий князь Василий III, отец Ивана IV Грозного и сам Грозный царь в образе молодого человека в царском венце.Сказание о Петре Ордынском. Изображения государей в соборахВ Московском Кремле хранится икона Богоматерь Боголюбская – моление о народе с изображением коленопреклонённых святителей. Рядом с Богородицей помещены изображения первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича и его отца, патриарха Филарета в белом клобуке.Изображения государей в соборах Московского КремляВ каком соборе находится эта икона, к сожалению, не выяснила.

Изображения государей в Успенском соборе

В главном соборе Московского Кремля находится изображение царя Навуходоносора работы Дионисия, он включён в композицию «Три отрока в пещи огненной». Но этот сюжет расположен в алтарной части и посетитель его не может видеть.

Второе по древности изображение князя увидим на иконе святого Петра митрополита Московского.Икона Митрополит Пётр с жилиемНа одном из клейм (правый ряд второе сверху клеймо) изображён Галицко-Волынский князь. Князь беседует с Петром о поставлении в митрополитыКлеймо иконы митрополит Пётр. Галицко-волынский князь беседует с Петром о поставлении в митрополиты

Лики Владимира Крестителя и его сыновей – святых Бориса и Глеба найдём на иконе «О тебе радуется» и на столпах собора. На снимках ниже приведены изображения святых князей в Успенском и Архангельском соборах.

Князь Владимир Красное Солнышко. Изображения государей в соборахКнязь Борис. Изображения государей в соборахКнязь Глеб. Изображения государей в соборах

В Успенском соборе в клеймах Мономахова трона также увидим изображения князя Владимира и императора Константина Мономаха, посылающего на Русь царский венец.Мономахов трон в Успенском собореПодробнее об изображениях на троне в статье «Мономахов трон».

По возможности (наличии снимков) мы продолжим публикацию статей о росписях Кремлёвских соборов.

Публикации на тему кремлёвских соборов:Архитектурный анализ Архангельского собораРосписи Благовещенского собораВнешнее убранство Успенского собораВокруг церкви Ризоположения.

Text.ru - 100.00%

kraeved1147.ru

Архитектура: московский Кремль - графическая реконструкция в белом цвете » Photolium

История России. В интернете появилась невероятно потрясающая, состоящая из 21 изображения, визуализация Кремля и Красной площади, как они выглядели, по данным историков, по состоянию на 1700 и 1800 годы. Именно тогда живописец Фёдор Алексеев по поручению Императора Всероссийского Павла I (1754-1801) выполнил большое количество зарисовок старой Москвы. Москвичи конечно же привыкли к тому, что стены Кремля, этой древней цитадели – красного цвета, и по-другому в сознании быть не может, однако с начала 1680-х до начала 1880-х стены этого шикарнейшего сооружения, судя по живописным изображениям и историческим данным, окрашивали в белый цвет. Редакция photolium.net публикует все большие фотоснимки из этого интересного проекта, который позволит окинуть взором сегодняшнее видение Кремля по-старому, как было прежде. (Источник фото: mos-kreml.ru)

Московский Кремль 1700 года – графическая реконструкция крепости Москвы на начало XVIII века. При создании использовались гравюры и планы, выполненные умельцами ушедшей эпохи, а также более поздние и современные реконструкции. К XVIII веку архитектурный ансамбль Московского Кремля завершен. Крепость приняла узнаваемый современный облик. В представленных работах отдельные фрагменты сооружений, пришедшие в обветшалое состояние, изображены еще неповрежденными.

Запасной дворец и верхний набережный садИстория России. Московский Кремль 1700. Запасной дворец и верхний набережный сад.

Второй пояс Кремлевской стены вдоль Москва-рекиМосковский Кремль 1700. Второй пояс Кремлевской стены вдоль Москва-реки.

Вид на Кремль со стороны Наплавного мостаМосковский Кремль 1700. Вид на Кремль со стороны Наплавного моста.

Новые Приказы и Верхние Тайницкие воротаМосковский Кремль 1700. Новые Приказы и Верхние Тайницкие ворота.

Московский Кремль со стороны Всехсвятского мостаМосковский Кремль 1700. Московский Кремль со стороны Всехсвятского каменного моста.

Отводная стрельница Тайницкой башниМосковский Кремль 1700. Отводная стрельница Тайницкой башни.

Красная Площадь. Спасские воротаМосковский Кремль 1700. Красная Площадь. Спасские ворота.

Часы Спасской башниМосковский Кремль 1700. Часы Спасской башни.

Белый московский Кремль 1800 года – проект воссоздания сооружений крепости Москвы начала XIX века. В реализации использованы изображения художников, запечатлевших архитектуру Кремля того времени. Кремль, "живой" и постоянно меняющийся, к началу XIX века утрачивает множество строений предыдущей эпохи. В проекте не учтены сооружения полуразрушенные и те, демонтаж которых происходил в это время. С исторической точки зрения зафиксированный образ Кремля наиболее близок к 1805 году.

Купола Благовещенского собораИстория России. Белый московский Кремль 1800. Купола Благовещенского собора.

Церковь Святых Константина и ЕленыБелый московский Кремль 1800. Церковь Святых Константина и Елены.

Ивановская площадь и Чудов монастырьБелый московский Кремль 1800. Ивановская площадь и Чудов монастырь (разрушенный в 1929-1932 годах кафедральный мужской монастырь).

Колокольня «Иван Великий» и церковь Николы ГостунскогоБелый московский Кремль 1800. Колокольня "Иван Великий" и церковь Николы Гостунского.

Вид на Кремль со стороны ЗамоскворечьяБелый московский Кремль 1800. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья.

Собор Спаса Преображения на Бору и Теремной дворецБелый московский Кремль 1800. Собор Спаса Преображения на Бору и Теремной дворец.

Спасская и Набатная башни КремляБелый московский Кремль 1800. Спасская и Набатная башни Кремля.

Вид на Кремль со стороны Тверской улицыБелый московский Кремль 1800. Вид на Кремль со стороны Тверской улицы.

Шатер с пушками и Вознесенский монастырьБелый московский Кремль 1800. Шатер с пушками и Вознесенский монастырь.

Вид на Кремль со стороны Всехсвятского мостаБелый московский Кремль 1800. Вид на Кремль со стороны Всехсвятского моста.

Красная Площадь. Верхние торговые рядыБелый московский Кремль 1800. Красная Площадь. Верхние торговые ряды.

Панорама московского Кремля (фото: Юлия Минеева)Панорама московского Кремля (фото: Юлия Минеева). А в 1917 году случилась революция, и в Москве взяли власть большевики. Они засели в Кремле. Очевидно, что Красный Кремль и выглядит, и звучит идеологически верно.

Панорама московского Кремля (иллюстрация В. Новоселова)Панорама московского Кремля (иллюстрация В. Новоселова). Так россияне потеряли одну из самых красивых традиций – белить Кремль. В наше время, когда коммунисты и красные вызывают исключительно смех, кремлевские стены продолжают красить под цвет кирпича. Некоторые, пишущие в инете, уверены, что для счастья и гармонии в России не хватает двух вещей: захоронить Ленина и побелить Кремль. Разумность и красота должны идти, взявшись за руки, в светлое будущее (ред.: правда, от коммунистических лозунгов современные либералы не в состоянии отказаться).

photolium.net

Реконструкция Московского Кремля по состоянию на начало 18-го и 19-го веков. : mumis34

Проект "Московский Кремль"Московский Кремль 1700 - графическая реконструкция крепости Москвы на момента начала XVIII века. При создании использовались гравюры и планы, выполненные умельцами ушедшей эпохи, а также более поздние и современные реконструкции.

К 18 в. архитектурный ансамбль московского Кремля завершен. Крепость приняла узнаваемый современный облик.

В представленных работах отдельные фрагменты сооружений, пришедшие в обветшалое состояние, изображены еще не поврежденными.

На картинке сверху - то, что мы сегодня называем Кремлевской набережной. Сравните:

Московский Кремль 1800 - проект воссоздания сооружений крепости Москвы начала 19 века. В реализации использованы изображения художников, запечатлевших архитектуру Кремля того времени.

Кремль, "живой" и постоянно меняющийся, к началу 19 века утрачивает множество строений предыдущей эпохи.

В проекте не учтены сооружения полуразрушенные и те, демонтаж которых происходил в это время.

С исторический точки зрения зафиксированный образ Кремля наиболее близок к 1805 году.

А вот Воскресенские ворота (вход на Красную площадь) сегодня:

Теперь здесь не Неглинка течет, а Александровский сад и Манежная площадь.

mumis34.livejournal.com

Московский Кремль глазами художников - Журнал обо всём

Красная площадь в старину (с картины Ф.Алексеева). Иверские ворота.

Красная площадь. 1902 - А.М. Васнецов.

1946 Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах. Юон Константин Федорович.

Картина Васнецова Красная площадь при Иване

Степан Михайлович Шухвостов. Вид на Красную площадь.

Москва. Красная площадь - Кустодиев Борис

Красная площадь незадолго до нашествия Наполеона.

Красная площадь в Москве.

Красная площадь. 1897.

Красная площадь в Москве. 1910 - Коровин Константин Алексеевич.

Коронационные торжества на Красной площади. 1856. Тимм В.Ф.

Праздник иконы Казанской Божьей Матери на Красной Площади, Автор: Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)

Алексеев Ф.Я. Соборная площадь в Московском Кремле.

Семенов В. Красная площадь.

„Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков

Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле, Автор: Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)

Алексеев Федор. Cеверная сторона Красной Площади. 1802.

В. Г. Шварц. "Шествие на осляти Алексея Михайловича"

Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле. 1904.

Дубовской Н.Н.Церковь Василия Блаженного

Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Начало 1800-х

Кваренги, Джакомо - Соборная площадь в Московском Кремле.

Ф.Я.Алексеев Соборная площадь 1801г.

Московский Кремль при Иване III. АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933)

АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933)

АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933)

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933)

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933)

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933)

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий - Москва. Конец XVII века.

Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке.

ЮОН Константин - Старая Москва.

ЛИССНЕР Эрнст - Изгнание поляков из Кремля.

ВЕРЕЩАГИН Пётр - Вид Московского кремля.

Бодри Карл-Фридрих. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860

kolybanov.livejournal.com

Кремль Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

illustration of a decorative and colorful church building #15480629 - illustration of a decorative and colorful church building

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

cathedral #13782156 - cathedral

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Red square view, Moscow, Russia. Travel Russia vector illustration. Russian famous place. Kremlin city view from Moscow river. St Basil cathedral, towers and wall citsycape #59225274 - Red square view, Moscow, Russia. Travel Russia vector illustration...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

City skyline set. Russia. Vector silhouette background illustration. #31738443 - City skyline set. Russia. Vector silhouette background illustration.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

 landscape russian north sunset #8173238 - landscape russian north sunset

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

collection of colored icons attractions of the world. vector. flat illustration Иллюстрация #41621153 - collection of colored icons attractions of the world. vector...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

World famous landmark - Russia Moscow Kremlin Spasskaya Tower Иллюстрация #11852452 - World famous landmark - Russia Moscow Kremlin Spasskaya Tower

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

World landmarks on map. Kremlin and Eiffel and Leaning tower, China and Japan and India. Vector illustration #42369224 - World landmarks on map. Kremlin and Eiffel and Leaning tower,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Moscow. Tourism. Travelling illustration Moscow city. Modern flat design. Moscow skyline. Russia Иллюстрация #62846527 - Moscow. Tourism. Travelling illustration Moscow city. Modern..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

vector watercolor MOSCOW city illustration Иллюстрация #57898553 - vector watercolor MOSCOW city illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector lovely fashion girl in red warm clothes on the background of Moscow Kremlin, Russia #18336790 - Vector lovely fashion girl in red warm clothes on the background..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Moscow. Tourism. Travelling illustration Moscow city. Modern flat design. Moscow skyline. Russia Иллюстрация #62862292 - Moscow. Tourism. Travelling illustration Moscow city. Modern..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

vector watercolor MOSCOW city illustration Иллюстрация

#50942031 - vector watercolor MOSCOW city illustration

ru.123rf.com

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Diletant.ru решил сегодня разобраться и вспомнить, как эволюционировал Московский Кремль и, что он изначально из себя представлял.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский Кремль — древнейшая и центральная часть Москвы

Название «Кремль»

Само по себе слово «кремль» имеет очень древние корни. Изначально, еще в древней Руси, Кремлем называли самую укрепленную часть, расположенную в центре поселения или города.

Изначально Кремлем называли самую укрепленную часть, расположенную в центре поселения или города

Так и Московский Кремль находится в центре столицы. Сегодня можно смело утверждать: Московский Кремль это главная достопримечательность Москвы.

Первый Кремль в Москве

Строительство Московского Кремля изначально велось из дерева. Вокруг укрепления насыпан земляной вал для прочности. А первые исторически подтвержденные факты о наличие кремля на территории Москвы относятся к 1156 году. Именно тогда, по приказу Юрия Долгорукого и началось строительство. И именно с этой датой специалисты связывают историю Кремля.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Москва. Кремль 1156 г. Вид с севера. Реконструкция Г. В. Борисевича

В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16 — 18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский Кремль при Иване Калите, картина А. М. Васнецова

Строительство Московского Кремля началось в 1156 году по приказу Юрия Долгорукова

Каменные же стены Кремль получил уже при правлении Дмитрием Донским. Началом строительства считается 1367 год. В преддверии этого, со всей округи в Москву были приглашены мастера каменного дела.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Тогда стены кремля строили из известняка, который был белого цвета. Толщина стены Кремля составляла 2−3 метра. С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Вскоре после постройки белокаменных стен они дважды — в 1368 и 1370 годах — выстояли против осады войск князя Ольгерда

Белокаменный Кремль простоял около 100 лет. И следующим, кто изменил его внешность, стал Иван III

Кремль при Иване III

При строительстве нового Кремля, для которого использовался уже обожженный в печах глиняный кирпич, стену белокаменного Кремля разбирали, и вместо нее строили новую. Таким образом в течении 10 лет возводился новый Кремль.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский Кремль при Иване III Великом

Тогда же, при Иване III был вырыт ров вокруг Кремля, и теперь крепость со всех сторон была окружена реками. И тогда же Кремль получил свои башни.

Башни по периметру Московского Кремля впервые появились при Иване III

Их возводили одну за другой, и на вершинах ставили стрельницу, что бы была возможность обороняться. Кстати, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы строились тогда же.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

План Москвы из «Записок о Московии», издание 1556 года. Показан Кремль и его окрестности

В качестве дополнения сказав: при реставрации стен и башен в 1946—1950 годах и в 1974—1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах, были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского

Война с Наполеоном и Кремль

Во время нашествия Наполеона, несмотря на все оборонительные строения, Кремль получил большой ущерб. В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Французская армия вошла в Кремль 2 сентября 1812 года, а сам Наполеон — 3 сентября. Однако, уже на следующий день он бежал из Кремля по потайному ходу под угрозой распространившегося огня. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. Несмотря на то, что большинство зарядов не взорвалось, урон был значительным. Взорваны были Арсенал, Водовзводная, Петровская и Первая безымянная башни, серьёзно пострадали Угловая Арсенальная башня и пристройки к колокольне Ивана Великого, частично был повреждён Сенат. Реставрационные работы проводились до 1819 года, и в итоге на территории Кремля был расположен 31 храм

Несмотря на все оборонительные строения Московского Кремля, при нашествии Наполеона, он получил большой ущерб

До войны было несколько попыток перестроить Кремль, Например, при Екатерине II было снесено несколько древних зданий, вместо которых планировалось построить новый дворец. Однако из-за резкого негатива со стороны общественности, стройку отменили.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский Кремль. 1800 год

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Вид на Московский Кремль с Большого каменного моста. Василий Верещагин. 1879 год

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Схема развития Кремля к 1914 году (из Военной энциклопедии Сытина)

Современный Кремль

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский кремль. Начало ХХ века

Современный вид Московский Кремль получил после революции 1917 года

При советской власти на территории Кремля был построен Дворец Съездов, на башнях Кремля устанавливают звезды, а Царь-Пушку и Царь-колокол ставят на пьедесталы.

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Вид на кремль с Москворецкого моста. 1940-е

Эволюция Московского Кремля: от Юрия Долгорукого до Владимира Путина

Московский Кремль. Наши дни

Стены и сооружения Кремля реставрируются практически постоянно. Сегодня правительство России боится потерять то наследие, которое несут в себе стены Московского Кремля.

tayni.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта