Гид The VillageКранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии. Кранах картины
Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона.
Начало творческого пути художника было связано с Веной, куда Кранах переселился около 1502г. Работы этого времени, как правило, на религиозную тематику, быстро принесли славу своему создателю. Голгофа – центральная тема раннего творчества Кранаха Старшего. Распятие Христа (первая известная картина художника) - один из самых популярных сюжетов искусства готики. С Голгофы открывается вид на замки на заднем плане картины.
Уже в 1505г мастер был приглашен курфюстом саксонским Фридрихом Мудрым в Виттенберг, город, бывший в эти годы эпицентром культурной жизни стран, где и прожил всю жизнь.. В замках Виттенберга, Кобурга, Веймара, Лохау и других Кранах расписывал стены и создавал декоративные панно. Сохранились только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним. Кранах должен был оформлять торжества и турниры, часто устраивавшиеся при саксонском дворе, создавать эскизы костюмов знати, гербов, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия. Наверное эти рисунки и привезли для показа на выставку, открывшуюся недавно в Москве в ГМИИ им. Пушкина (выставка продлится до мая 2016)В 1507г Кранах открыл свою мастерскую, где обучалось и работало довольно большое количество мастеров, исполнявших множество заказов, справится с которыми было не под силу одному художнику.
Монограммой Кранаха был крылатый дракон, который стоит на большинстве его произведений. Интересно, что с драконом - бдительным стражем Золотого Руна, и с яблоком Гесперид, аналогичным образом охраняемым драконом - на ренессансных медалях изображалась Бдительность, одна из добродетелей, требуемая от монархов и других общественных деятелей в светской аллегории.В 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб: на щите — крылатая змея с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно.
Многочисленные античные и мифологические образы Лукаса Кранаха Старшего исполнены в утонченной и изысканной манере, но истинным призванием художника, раскрывшим его особый дар внимательного и острого наблюдателя, стал портрет.
Очень красивы свадебные портреты саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Екатерины Мекленбургской (1514). Это первые в немецкой живописи парадные портреты в рост.Молодая гончая, изображенная на портрете Генриха, намекает на порывистость и горячий нрав своего владельца, а декоративная комнатная собачка Екатерины свидетельствует о том, что её хозяйка большую часть времени проводит дома.
С давних пор любители живописи пытались узнать, кто изображен на «Женском портрете»(1526).Саксонская принцесса Магдалина или Сабилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского? Однако никто не привел достоверных доказательств. Вероятнее всего эта женщина воплощает представление художника об идеальной красоте. Лукас Кранах Юдифь с головой ОлофернаМного у Кранаха и детских портретов.
При дворе нравятся идеализированные образы, где героини обнажены. Кранах отдал дань и сугубо фантастическим сюжетам «Аполлон и Диана», «Венера у фонтана»
К числу картин последнего периода жизни художника относится оригинальная композиция «Источник молодости», где искупавшиеся старухи с левого берега (их везут на повозках и тележках) постепенно видоизменяются в воде, и уже молодыми красавицами выпархивают на противоположный берег, чтобы пировать на лужайке. Фрагменты:
Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. К 1515 году в их семье было уже двое детей, а всего родилось пятеро: два мальчика и три девочки.Оба сына пошли по стопам отца. Старший, Ханс, умер в юношеском возрасте.
Адам и Ева.1512
Лукас Кранах Старший. Христос и грешница (1532). Будапешт. Музей изобразительных искусств
Св. Иероним - Лукас Кранах Старший
ри саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония, дочери герцога Генриха Фроммена
Влюблённый старик (The old man in love)_1520-1540_87 х 60_д.,м._Мюнхен,
По поводу фразы П. П. Гнедича "Кранах Старший был очень близок А. Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен."Давайте сравним сложность смыслового изображения сюжетов А.Дюрера и Л.Кранаха. Для примера возьмем Меланхолию.Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Вершиной таких картин и гравюр этой стилистики в искусстве ренессанса, несомненно, является гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия I. У Дюрера Меланхолия — это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. История искусства. Аллегория меланхолии1528. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Меланхолия картина Кранаха Меланхолия гравюра А.Дюрера Cranach the Elder (Лукас Кранах Старший, 1472–1553, German) - Гравюры
vladimir71.mirtesen.ru
как отличить работы Лукаса Кранаха Cтаршего от его мастерской – Москва 24, 07.03.2016
Фото: m24.ru/Кинякина Екатерина
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.В ГМИИ им.Пушкина открылась выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.
Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509
Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509
В первую очередь, когда приходишь на выставку в ГМИИ, надо понимать, что Кранахов было как минимум четыре: Лукас Кранах Старший, Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший – его сыновья, и Лукас III Кранах – его внук. При этом у Лукаса Кранаха Старшего была еще и целая мастерская, которая дописывала его работы или, наоборот, делала подготовительные этапы.Лукас Кранах Старший, "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е
Лукас Кранах Старший. "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е
К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой". На картине мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого пейзажа северной природы и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено фигурами святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.Лукас Кранах Старший, "Христос и Богоматерь", 1516-1520
Лукас Кранах Старший, "Христос и Богоматерь", 1516-1520
Картина "Христос и Богоматерь" небольшая по формату, но очень смелая по композиционному решению для своего времени. Портреты персонажей взяты максимально крупно в отрыве от традиционных религиозных сюжетов, из-за чего дистанция между ними и зрителем полностью стирается. Лукас Кранах Старший действительно был новатором, завершающим эпоху Дюрера и всего Северного Возрождения и открывающим новый период в истории живописи.Лукас Кранах Старший, "Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523
"Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523
Конечно, выставка не отражает и десятой части творчества мастера, но тем не менее дает представление о характерных особенностях живописи каждого из художников династии. Картины в экспозицию собирались буквально со всего света, но среди них есть и те, которые все время находятся в постоянном собрании ГМИИ. Одна из них – "Мадонна с младенцем (в винограднике)".Лукас Кранах Старший, "Большая Мадонна с младенцем под яблоней", 1526
Лукас Кранах Старший, "Большая Мадонна с младенцем под яблоней", 1526
Картина "Большая Мадонна с младенцем под яблоней" приехала в Москву из Санкт-Петербургского Эрмитажа. Если сравнить эту работу с предыдущей, то можно заметить несколько характерных особенностей, важных для всей живописи Лукаса Кранаха Старшего: это, в первую очередь, обобщенные, сглаженные черты округлых лиц Мадонны и младенца, узкие миндалевидные глаза и почти никак не выраженные эмоции. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал.Лукас Кранах Старший, "Женский портрет", 1526
Лукас Кранах Старший, "Женский портрет", 1526
Кранах всегда очень точен в деталях: будь то детали одежды, тонкие пряди волос, которые он отделяет золотистыми прорисовками, или элементы пейзажа – все это можно разглядывать до бесконечности. А самый внимательный зритель обязательно заметит и знаменитую подпись мастера – крошечного крылатого дракона, который может быть нарисован где угодно.Лукас Кранах Старший, "Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение", 1529
Лукас Кранах Старший, "Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение", 1529
В этой картине объединено сразу несколько библейских сюжетов: грехопадение Адамы и Евы и изгнание из рая композиционно расположены в левой части картины, справа же изображены распятие и воскрешение Христа. Сюжеты дополнены массой интересных и необычных деталей. Например, в левой части смерть, изображенная в виде скелета, гонит Адама из рая вместе с дьяволом, а в правой части агнец божий топчет скелет, символизируя тем самым воскрешение Христа и победу над смертью.Лукас Кранах Старший, "Юдифь на пиру у Олоферна", 1531
Лукас Кранах Старший, "Юдифь на пиру у Олоферна", 1531
У этого произведения сюжет тоже очень сложный, состоящий из нескольких линий. На переднем плане Юдифь сидит за одним столом с Олоферном, одетым по моде XVI века в окружении воинов. А на заднем плане, вдали у шатров можно разглядеть, как Юдифь кладет голову Олоферна в мешок. При этом существует еще и картина большого формата, изображающая точно такую же композицию с шатрами, то есть продолжение или следующий кадр сюжета.Лукас Кранах Старший, "Христос и грешница", 1532
Лукас Кранах Старший и мастерская, "Христос и грешница", 1532
Картина принадлежит к позднему этапу творчества художника, когда он работает в основном вместе со своей мастерской. По тому, как написаны лица на этом произведении, можно сказать, где Кранах работал сам, а где ему помогали подмастерья. Центральные образы Христа и грешницы принадлежат самому мастеру: его кистью написаны крупные черты лица, ярко выделяющиеся на темном фоне. Толпа вокруг, изображенная с различными выражениями и гримасами, скорее всего создавалась его учениками.Лукас Кранах Младший, "Мадонна с младенцем", 1537
Лукас Кранах Младший, "Мадонна с младенцем", 1537
Лукас Кранах Младший продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов. Так как его старший брат Ганс умер еще при жизни отца, Лукас возглавил мастерскую в 22 года, при этом он уже имел большой художественный опыт.Ссылки по теме
www.m24.ru
Картинные галереи и художники - Лукас Кранах Старший
Лукас Кранах (ок.1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Müller), который, вероятно, и был его первым учителем живописи.С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Картины художника и привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца.В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Помимо обязанностей придворного живописца Кранаху приходится выполнять и различные поручения курфюста. Так в 1508 г. Фридрих Мудрый отправляет художника с дипломатической миссией в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I.После смерти Фридриха Мудрого Лукас Кранах продолжает оставаться при дворе его приемников: Иоанна Твердого и Иоганна Фредерика Великодушного.За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Он владел большой мастерской, несколькими домами и земельными участками, аптекой, книжной лавкой и типографией, был членом городского совета Виттенберга и несколько раз избирался бургомистром.В 1550 г. Кранах последовал за Иоганном Фредериком Великодушным в изгнание в г. Аугсбург, а в 1552 г. в г. Веймар.Лукас Кранах умер 16 октября 1553 г.Произведения живописца можно увидеть в таких всемирно известных музеях, как Берлинская картинная галерея, Дрезденская галерея старых мастеров, Амстердамский Рейксмузеум, Венский Музей истории искусств, Королевская галерея Маурицхёйс, Музей Крёллер-Мюллера, Пражская Национальная галерея, Будапештский Музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Метрополитен Музей, Вашингтонская Национальная галерея искусства, Чикагский художественный институт, Художественный музей Кливленда, Лондонская Национальная галерея, Галерея королевы.В трех разделах коллекции произведении Лукаса Кранаха Старшего представлено 168 картин. В том числе 35, проданных на Sotheby's и Christie's.Раздел 1. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г.Раздел 2. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г.Раздел 3. Произведения, проданные на Sotheby's и Christie's.
Коллекция из 70 картин Лукаса Кранаха Старшего. Раздел 1gallart.by
"Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". Часть II.
Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» конец 1520х холст (перевод с дерева) темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Справа, на стволе дерева значок дракона. Поступила в середине XIX века (до 1859).В образе мадонны с младенцем, в руках которого изображены хлебец и яблоко, заключено характерное для живописи годов Реформации символическое содержание: Мария – «вторая Ева», искупившая, в качестве матери Христа, грех «первой Евы». Яблоко – символ грехопадения Адама, хлебец – символ «тела Христова». Т.е. искупления Христом «первородного греха» Адама.
Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» фрагмент
Предполагают, что моделью для этого образа послужила Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей. Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками.Эта работа вдохновила Иосифа Бродского написать стихотворение, которое он так и назвал — «Иллюстрация»:В накидке лисьей — сама хитрей,чем лиса с холмалесного, что вдалекесклон полощет в реке,сбежав из рощи, где бог,охотясь, вонзает в боквепрю жало стрелы,где бушуют стволы,покинув знакомый мыс,пришла под яблоню изпятнадцати яблок — к нимс мальчуганом своим.Головку набок склоня,как бы мимо меня, ребенок,сжимая плод, тоже смотрит вперед.Бродский, сосчитавший точно все яблоки, прекрасен тут своей метафорой — или ненамеренной ошибкой: на картине нет никакой накидки, вместо нее — рыжие волосы, но хитроватый прищур и ощущение лисы присутствуют.
Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур» (1509) переведена с дерева на холст в 1850, при этом формат изменен, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
В 1769 году Екатерина II приобрела крупную коллекцию из более 600 картин у наследников саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, в которой была и картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», - первая работа Кранах, попавшая в Россию.Слева на листке бумаги монограмма и дата LC со знаком дракона.По обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна : «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера». Автором латинского дистихона мог быть кто-либо из виттенбергских гуманистов, с которыми Кранах был особенно тесно связан после поездки в Нюрнберг в 1508 году (Шоль или Сибутус).Это самое первое из известных науке обращений Лукаса Кранаха к теме Венеры, к языческой традиции, к теме, контрастирующей с тем, о чем говорили в Виттенберге — городе протестантском, где были популярны диспуты о христианской вере. Впрочем, недаром там же был и университет, в котором те же ученые мужи могли предаваться диспутам и об античных богах . Кранах здесь делает то, что до него осмеливались сделать только люди вроде Боттичелли: он поклоняется фактически античным богам, выставляя их на всеобщее обозрение. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. В картине очень много отсылок к творчеству Альбрехта Дюрера: сама постановка фигуры на темном фоне, записка с левой стороны от Венеры отсылает к иллюзионистским приемам дюреровского творчества. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема, именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами».После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего "Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка" ( Нач. 1530 Дерево (бук?) масло Собрание Светланы Антоновой Москва
Лукас Кранах Старший "Неравная пара (старуха и молодой человек)" начало 1520х дерево (бук) темпера, масло Музей изящных искусств Будапешт
Лукас Кранах Старший "Неравная пара (старуха и молодой человек)" фрагмент
Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» 1527 дерево (бук) темпера, масло. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Из ''трофейного фонда'': Работа "Адам и Ева" ("Грехопадение") долгое время считалась одним из главных шедевров коллекции в Готе. Картину, в которой Кранах предстает не только как мастер обнаженной натуры, но и как тонкий ландшафтный художник, саксонские курфюрсты приобрели для своего собрания еще в 1624 году. Эта картина первой "выбралась" из спецхрана. Впервые она была показана на выставке "Дважды спасенные" в 1995 году.
Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» фрагмент
Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.
Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» (1529) Дерево (липа) темпера масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Чрезвычайно важный в контексте исторической ситуации и для творчества Кранаха сюжет, существующий в нескольких версиях и вариантах, вплоть до повторения в книжной миниатюре. Программу этой картины, как считается, мог придумать сам Филипп Меланхтон — радикальный сторонник Лютера и идеолог Реформации. Здесь в единой истории заключены взгляды Лютера и Кранаха на судьбу человеческого рода и на отношения между человеком и Богом. Снабжена она текстовыми пояснениями по нижнему краю, чтобы зритель не запутался.Начинается аллегория сотворением человека и мира, Господь отделяет воду от суши, мир, ему внимают ангельские хоры. Тут Адам и Ева совершают свое грехопадение, а здесь является падший человек, которого преследуют по пятам Смерть и Дьявол, два главных врага. Дьявол непременно обращает на себя внимание зрителей своим каким-то странным нутром с сочетанием биологии и механики, похожим на рисунки сумасшедших, но так или иначе это все нас отсылает, конечно же, к Босху.
Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» фрагмент
Моисей показывает на свой Закон, свои заповеди.
Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» фрагмент
Другая сцена разворачивается на второй половине, где этот самый человек, нуждающийся в спасении, приходит к Крещению через Иоанна Крестителя и на него проливается божественная кровь Христова, которая смывает грехи. Рядом снова изображены Смерть и Дьявол, они лежат здесь, поверженные, в сторонке, и над ними — триумф божественного Агнца, Агнца Божьего, то есть, символа Христа, и пещера, где совершается его воскресение, и вот он сам здесь с флагом святого Георгия, победителя дракона, символ всей победы.И здесь параллель двух эпох, времени старого и времени нового: здесь справа — какой-то кранаховский город, очевидно, 1529 года, а слева — пустыня египетская, в которой евреи оказываются атакованы дикими змеями. Это поклонение Медному змею — как предвозвестник, парафраза событий Нового Завета, изображение этого змея становится очевидной визуальной параллелью Распятия. Немаловажный нюанс: кроме Моисея и Иоанна Крестителя, нигде в этой истории нет посредников между человеком и Богом — ни прелатов, ни епископов — в полном соответствии с пятью принципами протестантского богословия, пятью протестантскими «Только...»
Лукас Кранах Старший. «Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского» 1526 Холст, перевод с дерева, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Католический кардинал Альбрехт Бранденбургский был непримиримым врагом Реформации, истреблял протестантов огнем и мечом и был сторонником в этом деле самых радикальных мер. Портрет несколько пострадал — в особенности правый глаз — при реставрации в Эрмитаже в XIX веке. Техника перевода картин с дерева на холст, от которой сегодня все единодушно отказались, была, начиная с XVIII столетия, попыткой сохранить картины на досках от воздействия жуков и от других опасностей, но принесла гораздо больше вреда, чем пользы.
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный. 1528. Дерево (буг) масло ГМИИ им. А.С.Пушкина
Интересна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения, оставив мастерскую на попечение младшему сыну, выступив как верный вассал своего покровителя; при этом лояльность его была штукой относительной. Кранах работал и на католиков, и на протестантов, стремился сделать хороший бизнес в любой ситуации. Там художник прожил пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха - на старом кладбище Якобсфриденхоф.
Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. 1527 Дерево (дуб) темпера, масло Прага. Картинная галерея Пражского града
Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» (1526) дерево (буг) масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж . Поступила в конце XVIII века (до 1797 года)
Эта работа из Эрмитажа является суммой всех кранаховских женских портретов: в ней его стереотипно написанные костюмы со шнуровкой, и его плоскостно написанные руки, и немецкий пейзаж, и характерную красную шляпу, в которую одеты его многочисленные Венеры, куртизанки и многие другие персонажи, вышедшие из кранаховской мастерской. В чертах лица модели с узкими глазами и несколько плосковатым лицом, писанным не то в фас, не то в профиль, не то одновременно и так и так, видят предположительно или вполне достоверно портрет Сибиллы фон Клеве, Сибиллы Клевской, которая была супругой Иоганна Фридриха Великодушного и которая могла этими своими чертами наделить многих других кранаховских красавиц..
Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» фрагмент
Причиной частого повторения этого женского образа может быть также почтение к жене вероучителя (Лютера), посаженным отцом которой на свадьбе был младший сын Лукас Кранах и к невесте наследника княжества, которому художник впоследствии сопутствовал в годы плена.Украшения на шее — по утверждению современных ученых — не золото, а делались из дерева по специальной технике, напоминавшей папье-маше
Лукас Кранах Старший и мастерская «Сибилла фон Клеве, герцогиня Саксонская» 1535 дерево (бук темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом. Небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого. Образ Сибиллы фон Клеве искажен почти до карикатуры. Особенно это заметно при сравнении с предыдущим портретом Сибиллы фон Клеве.
Сибилла Клевская (17 января 1512 — 21 февраля 1554) — супруга Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонии. Приходилась сестрой Анне Клевской, четвёртой жене короля Англии Генриха VIII.
Сибилла Клевская была старшей дочерью герцога Клевского Иоганна III и Марии фон Юлих-Берг (1491—1543). В сентябре 1526 года Лукас Кранах сосватал 14-летнюю Сибиллу за наследника саксонского престола Иоганна-Фридриха Великодушного. Венчание прошло в начале июня 1527 года в замке Бург .С Иоганном-Фридрихом у неё было четверо сыновей: Иоганн Фридрих II (8 января 1529 — 9 мая 1595), герцог Саксен-Готский в 1554—1566 гг, Иоганн Вильгельм (11 марта 1530 — 2 марта 1573), Иоганн Эрнест (5 января 1535 — 11 января 1535), Иоганн Фридрих III (16 января 1538 — 31 октября 1565). Иоганн-Фридрих Великодушный умер две недели спустя после смерти своей жены, Сибиллы Клевской. Вместе они поддерживали реформаторское движение.Множество портретов Сибиллы Клевской создал Лукас Кранах Старший. На самом раннем (1526) она изображена невестой (Государственные художественные собрания, Веймар). Уже после её смерти Кранах закончил алтарь в веймарской церкви, где портрет Сибиллы дополняет портрет её мужа. Так же Кранах создал шутливый аллегорический портрет Сибиллы в виде Юдифи с головой Иоганна Фридриха в руках.
.Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. Та же история, что и с предыдущим портретом.
Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн I Твердый», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Как и два предыдущих - небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого.
Иоганн Твёрдый (Постоянный) (; 30 июня 1467, Мейсен — 16 августа 1532) — саксонский курфюрст с 5 мая 1525. Сын саксонского курфюрста Эрнста. Юность провёл при дворе императора Фридриха III. Участвовал в походах Максимилиана I против венецианцев и венгров. После смерти отца управлял Саксонией вместе с братом Фридрихом Мудрым, а после смерти последнего (1525) стал единовластным правителем Саксонии. Он был одним из первых последователей Лютера и в августе 1525 года приказал духовенству своей страны проповедовать лишь чистое евангельское учение. Твёрдость, с которой курфюрст Иоганн вынес угрозы лишить его курфюршества за отступление от католичества, доставила ему название Твёрдого.
Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый», дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Фри́дрих III Му́дрый (17 января 1463, дворец Хартенфельс в Торгау — 5 мая 1525, Лохау) — курфюрст Саксонский с 26 августа 1486 года. Сын курфюрста Эрнста, которому и наследовал в 1486 году после его смерти. Остальными владениями управлял вместе со своим братом Иоганном Твёрдым. Благодаря хорошему воспитанию, усердному чтению и общению с учёными, отличался редким знанием произведений древних писателей. Пользовался большим уважением императора Максимилиана I и у всех имперских князей. В 1502 году он основал Виттенбергский университет, о развитии которого много заботился. Из этого университета, в котором одно время профессорами были Лютер и Меланхтон, разлилась потом по всей Германии волна Реформации. Фридрих стал могущественным защитником Лютера и после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге. В 1519 году после смерти императора Максимилиана курфюрсты предложили Фридриху императорскую корону, но, чувствуя себя недостаточно сильным для этого, он отклонил их выбор и способствовал избранию внука Максимилиана, Карла Испанского, отплатившего ему потом неблагодарностью. Не признавая себя открыто сторонником учения Лютера, Фридрих беспрепятственно допускал его распространение в своей стране. Умер Фридрих посреди в разгар Крестьянской войны. Он не был женат, ему наследовал его брат, Иоганн Твёрдый. Его статуя входит в состав памятника Лютеру, воздвигнутого в Вормсе.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» (1531), дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Парные картины "Юдифь на пиру в лагере Олоферна" и "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах.
Здесь - наглядный символ женского могущества: ведь красотой своей Юдифь соблазняет Олоферна, который потом за это жестоко наказан, ему отрубают голову. Но кроме этой истории есть здесь и иллюстрация того мира придворной жизни, турниров, пиров и праздников, который Кранах застал при саксонском дворе и к украшению которого приложил руку. Такие парадные, торжественные изображения, утопающие в пейзаже, за которые, как известно, его особенно ценил саксонский курфюрст, интересно рассматривать. Еще одна прекрасная деталь - еда на столе. На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.
Лукас Кранах Старший и мастерская. «Юдифь на пиру в лагере Олоферна». Фрагмент
История Олоферна подается здесь как бы между прочим, как рассказ о вещах, которые Лукас Кранах видел сам, и вот тут в углу очень кстати приходится его автопортрет. Художник показывает пальцем на стол, за котором он как бы символически сам присутствует.
Лукас Кранах Старший и мастерская. «Юдифь на пиру в лагере Олоферна». Фрагмент
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531) дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
На фоне основного события происходит масса всего: парадные турниры, рыцарские сходы, игроки в кости, которые, конечно же, воплощают такой же образ греха и могут быть аллегорией грешного ассирийского войска, погрязшего в праздном времяпрепровождении, — а над всем этим высится собор в духе поздней готики, изображающий, если верить книгам, город Варбург.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» фрагмент
Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.
Лукас Кранах Старший «Плоды ревности (Серебряный век)» 1530 дерево (дуб), темпера, масло Подпись в виде изображения дракона и дата справа внизу. Не позднее 1851- собр. Христиана Шухардта, Веймар; до 1873 собр. Ф.Липпмана, Вена; с 1891 собрание -Д.И.Щукина, Москва; с 1918 2-й Музей старой западной живописи; с 1924 в коллекциях ГМИИ.
Возможно, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай. Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», и рассказывает нам ту же историю, что и новозаветное предание, — историю об ухудшении человека, о том, как с течением времени происходят изменения. О том, как на смену золотому веку приходит серебряный, серебряному — бронзовый и каждый раз жители этих веков становятся все несчастнее, все наглее, все агрессивнее, им все труднее ладить друг с другом. Группа на переднем плане разрывает между собой некую девушку, за что ее прозвали «плодами ревности» и видели в ней массу разнообразных аллегорий. Протестантский нравоучительный смысл все же ясен: перед нами человечество, первобытное, дикое и странное, оно уже подверглось тем самым воздействиям греха, тем самым событиям, которые находят свою параллель в истории Адама и Евы. Она, эта группа, могла быть подсмотрена Кранахом на одном алтаре Мемлинга, ныне хранящемся в Варшаве. Но в правой части здесь равнодушно взирают на эти события очень стереотипные кранаховские обнаженные девицы, которых искусствовед Бернард Айкема, не стесняясь в выражениях, обзовет Лолитами, — и в них тоже несомненный секрет кранаховского успеха.
Лукас Кранах Старший и мастерская. «Лукреция» (1535) дерево (липа или тополь) темпера, масло Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей
Один из самых характерных сюжетов кранаховской мастерской, иногда штампованных и одновременно довольно забавных, — это Лукреция, которая является персонажем древнеримской истории о чести и доблести, образцом добродетели. Будучи супругой одного римского патриция, она была обесчещена сыном тирана Тарквиния Гордого и должна была смыть с себя позор единственным возможным способом по римскому законодательству — она должна была заколоть себя, сделать это на глазах у мужа. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема. Кранах превращает этот сюжет в немного гламурную позирующую девушку с обнаженной грудью, которая, естественно пользовалась спросом и продавалась очень хорошо — есть более 20 повторений этой истории. Девушки на них всегда меняются в угоду вкусу заказчика. Работа эта из Нижегородского музея и давно не проходила реставрацию, а ранее была в фонде ГМИИ.
http://strana.ru/afisha/24336973http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/cranach/http://rg.ru/2016/03/02/v-gmii-otkrylas-vystavka-kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom.html#dae7fc67/16401/2http://www.dw.com/ru/фотогалерея-кранахи-из-готы-в-москве/a-19091592?maca=rus-rss-ru-top-1051-xml-mrsshttp://index-agregator.ru/?hostname=www.echo.msk.ru&path=/blog/tatiana_pelipeiko/1728242-echo/http://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmomhttp://mayak-parnasa.livejournal.com/715122.htmlhttp://my.mail.ru/mail/peysikov/photo/7112/7187.htmlhttp://www.m24.ru/m/galleries/4816/http://www.colta.ru/articles/art/10621?part=1Государственный Эрмитаж Живопись XIV-XVI веков. Редакторы М.И. Артамонов и В.Ф.Левинсон-Лессинг Совместное издание издательства Артия, Прага и издательства «Советский художник» Ленинград 1965г
bellezza-storia.livejournal.com
Лукас Кранах Старший, эпоха Ренессанса, Северное Возрождение
Лукас Кранах Старший — немецкий живописец эпохи Ренессанса, яркий представитель Северного Возрождение, а также основатель «Дунайской школы живописи».На сколько мы помним, в позднем Ренессансе, в особенности у тех представителей, максимально отдаленных от теплых берегов Италии, художественные образы, в силу некоторых, этнопсихологических обстоятельств — были мрачны, ассиметричны и сильно отличались от роскошных мускулистых тел, представленных в средиземноморской живописи того периода.
Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени. Времена Ренессанса и начала Барокко считаются очень тяжелыми для истории Европы, как, собственно, любой рубежный период. Опять-таки, религия торжествовала, простонародье бесновалось, а художники ловили, простите, с этого всего удовольствие и находили новые образные выходы.
Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо. Однако, как мы можем заметить, предвосхищающие открытия есть, как раз таки, в работах северного живописца, в особенности они заметны на портретах в стиле ню.
Кстати, Лукас Кранах, в свое время, очень любил творчество Альбрехта Дюрера, но современники Кранаха обвиняли его в подражании и, так сказать, «недотягивания» до уровня кумира. Но судить? Нам? Лукаса Кранаха? Увольте, такой грех на душу брать, чревато попаданием в особенные круги Ада, для самодовольных лицемеров. Нам вообще очень трудно не переоценить роль этой личности в истории живописи. Он основал одну из самых видных школ, продолжил с достоинством лучшие традиции Северного Ренессанса и стал одним из самых ярких представителей своей эпохи.
«Алтарный триптих семьи Фейлитш»«Меланхолия»«Лукреция»«Десять заповедей»«Пир Ирода»«Адам и Ева»«Саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония»«Венера и Купидон»
«Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье»
«Источник молодости»
«Диана и Актеон»
estetico.me
Что нужно знать о живописи династии — The Village
Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. «Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.
Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз — совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.
сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)
сверху: «Лукреция», 1532
www.the-village.ru
Кранах Лукас — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Отец и дед художника также были живописцами. В молодости Кранах совершил, по обычаю тех времен, необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии. Можно предположить, что он побывал в Баварии, — знакомство с работами баварских художников чувствуется в его ранних картинах. Затем его путь лежал через Австрию в Вену — горы, долины, горные озера этой страны навсегда остались в искусстве Кранаха.В Вене, где Лукас Кранах провел около пяти лет, его присутствие засвидетельствовано, начиная с 1503-1504 годов, именно здесь он написал свои первые известные нам картины («Распятие», «Св. Иероним», «Стигматизация св. Франциска»; все в Художественно-историческом музее в Вене). В них еще нет правильного перспективного построения, они перегружены деталями, фантастичны, сам рисунок кажется составленным из вьющихся путаных линий. Между тем, природа — бесконечные небеса, скалы, равнины у подножий голубых гор в просвете между темными деревьями — живая и сказочная, увиденная как тайна мироздания. Неслучайно картины Кранаха его венского периода увлекли многих художников — в европейском искусстве появился живописец, тонко и остро чувствующий красоту и душу природы.
Отдыхающая нимфа
В Вене, значительном центре гуманистической культуры, где жили и работали известные знатоки античности, медики, математики, историки, литераторы, Кранах познакомился с гуманистами, входившими в кружок «Danubiana». В университете в то время преподавал известный поэт Конрад Цельтис, а ректора университета Стефана Реусса и многих профессоров, членов академического совета университета Кранах портретировал. Портреты медика и историографа, 29-летнего доктора Иоганна Куспиниана, и его 16-летней жены Анны по праву считаются одними из лучших в старой немецкой живописи.В Вене Кранах пишет свой шедевр, жемчужину своего творчества — «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Ювелирный рисунок, сияющий колорит, звонкая голубизна небес, изумруд зелени, новое чувство природы этой и других пейзажных картин Лукаса Кранаха наряду с акварелями Дюрера стали путеводными для тех, кто осваивал новые направления пейзажа (среди них Альбрехт Альтдорфер, Вольф Хубер и другие мастера, в то или иное время бывавшие в Вене или работавшие в Австрии). Несмотря на то что художник нашел в Вене свой путь, укрепив его известностью, хорошими знакомствами и творческими успехами, в следующем году он отправляется в Тюрингию и вскоре получает приглашение саксонского курфюрста Фридриха Мудрого занять место живописца при его дворе.Три юные дамы
Фридрих Мудрый, сторонник Мартина Лютера, хотел превратить свою маленькую провинциальную столицу — город Виттенберг — в крупный культурный центр. Кранах запечатлел своего покровителя в прекрасном гравированном портрете, на котором Фридрих Мудрый предстоит в молитве Мадонне. Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие. Любовь к справедливости привели его, истинного рыцаря, на сторону Лютера. Как и Лютер, он благоговел перед Священным писанием и боролся за чистоту Церкви и Слова Божьего. Сам Кранах, человек, по-видимому, прагматичный, был также на стороне Реформации, самой своей жизнью осуществляя протестантский идеал трудолюбия и благочестия. Таким было его искусство, и такими предстают перед нами герои его портретов — всегда сосредоточенные, внимательно смотрящие или молящиеся, конечно, несложные, но богобоязненные и житейски мудрые люди: ученые, бюргеры, князья.О почитании и высоком уважении к Кранаху в Виттенберге говорит, например то, что жалованье ему было назначено сто гульденов, тогда как его предшественник получал всего сорок. В замках Виттенберга, Кобурга, Веймара, Лохау Кранах расписывал стены и создавал декоративные панно. Сохранились только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним: изображения животных, битой дичи, натюрморты. Кранах должен был оформлять торжества и турниры, часто устраивавшиеся при саксонском дворе, создавать эскизы костюмов знати, гербов, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия.
Адам и Ева
Первое время в Виттенберге Кранах, увлеченный ксилографией и занятый делами при дворе, картин почти не пишет. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако, итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном. Кранах одним из первых европейских граверов стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая — цветовой тон. Одни из лучших пейзажей Кранаха, в том числе его «Лесное семейство», также были сделаны в гравюре — будто соревнуясь с Дюрером, Кранах начал резать по меди. Однако вскоре, уже в 1510-е годы, видимо, исчерпав интерес к технике гравюры и ее возможностям, он охладевает к ней.Пир Ирода
Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 году послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты, изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим, и художниками его мастерской, и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Для высокопоставленных заказчиков Кранах начинает писать кабинетные картинки, где особенно ярко проступает его живописное мастерство. К шедеврам такого рода относится «Рождество Христа» (ок. 1515-1520) — маленькая, изысканная по живописи, полная удивительного очарования и уюта картина.Юдифь
Кроме 1508-1509 годов, когда он выезжал в Нидерланды, 1550-1552 годов, проведенных в Аугсбурге и Инсбруке вместе с плененным курфюрстом Иоганном Фридрихом, и последних лет в Веймаре, Кранах почти безвыездно жил в Виттенберге. За свою долгую жизнь он на протяжении 49 лет служил трем курфюрстам как придворный живописец, советник и даже камердинер. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. В Виттенберге, как и в Вене, он входил в круг университетской профессуры, дружил тесно с Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном.И как придворный, и как художник Кранах был чрезвычайно загружен делами: украшал залы, занимался просто малярными работами, писал портреты и картины на библейские и мифологические темы, не говоря о занятиях, которых требовало его высокое положение в городе. Поэтому он обзавелся большой мастерской, выполнявшей большую часть заказов, судя по качеству огромного количества вышедших из нее работ, высокопрофессиональную. В 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб: на щите —крылатая змея с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно.Венера
Виттенберг был университетским городом. Преподаватели-гуманисты насаждали интерес к античности, а двор, желавший слыть просвещенным, превратил увлечение классической литературой, историей и мифологией в моду. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Он сознательно отказался от цвета, эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы; выделяются лишь красные бусы на шее Амура. Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой удерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Для Кранаха это была первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: Всеми силами гони купидоново сладострастие./Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. Венера Кранаха — рослая, длинноногая женщина, в ее образе сочетается архаизм старого немецкого искусства с изысканностью итальянского вкуса, ее жесты грациозны и одновременно несколько неуклюжи — в этом и заключается неповторимое своеобразие произведения Лукаса Кранаха.Кардинал Альбрехт Бранденбургский
Продолжает писать Кранах и портреты: небольшие, интимные, иногда, по заказу, официальные, во весь рост. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. В молодые годы он усердно коллекционировал пушки, которые Кранах проектировал для него и которые он собственноручно чистил. Портреты герцога и его жены написаны в рост в роскошных одеждах и выступают на черном фоне, сверкая яркими красками. Огромный пес, стоящий за герцогом, и болонка у ног герцогини символизируют супружескую верность.Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Кранах, изображая своего друга, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы, живые глаза выдают ум и решительность. История картины такова: монах Лютер, скрывавшийся от преследований, вынужден был какое-то время прятаться в крепости Вартбург. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Зимой 1521/1522 года Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха, который и стал крестным отцом его первенца.
В эти же годы под руководством Кранаха создавались иллюстрации к вышедшему в 1522 году Новому Завету в переводе Мартина Лютера. Несколько раньше, в мае 1521 года, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд).«Юдифь с головой Олоферна»
Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Главным требованием к нему заказчиков и его самого к себе была чистота и основательность работы. Этим объясняется и то, что, найдя определенные типы и схемы, художник без устали их повторял, шлифуя виртуозную, но стереотипную манеру. Так возник тип женского лица с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и сладкой улыбкой, так возникли стройные, чуть сухощавые фигуры с плавными движениями; так возникло искусство зрелого Кранаха, в котором с годами все больше начинает появляться трафаретное однообразие и жеманность. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Образы Кранаха, и раньше не отличавшиеся религиозной глубиной, становятся светскими и поверхностными. Множатся картины на античные сюжеты. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.Мадонна с младенцем
Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой; в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей; на холме возвышается гордый замок. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика из драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один за другим чередуются эпизоды охоты, и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины. Кранах прожил долгую жизнь.В старости он работал мало, но количество картин со знаком крылатого дракона не уменьшалось: безостановочно работала мастерская, много работали и сыновья Кранаха, Ханс и Лукас-младший, унаследовавший мастерскую после смерти отца. Кранах умер (1553) последним из представителей «великого поколения», на 10 лет пережив Ханса Хольбейна-младшего и на 25 — Дюрера и Грюневальда. В Веймаре сохранился дом Кранаха; в Дворцовом музее — галерея Кранаха.
- Немилов А. Лукас Кранах Старший. М., 1973.
megabook.ru