«Вехи»: Китеж-град. Город, которого нет. Китеж град картина


Невидимый град Китеж: vasily_sergeev

В детстве попалась мне книжка Веры Жаковой, небольшой сборник исторических повестей. В этой книжке я впервые прочёл легенду о граде Китеже. Прочтя её за один вечер, устремился на следующий день в библиотеку, ещё за книжками Веры Жаковой. Увы. Кроме выше упомянутого сборника она не написала более ничего. Умерла. "Переменила миры", как говорят японцы. В возрасте 22-х лет от роду...

С тех пор, представление о Китеже жило в моём сознании, как об абстрагированной. красивой легенде, рождённой романтичною народною мечтой о городе праведников и для праведной жизни.Много позже я узнал, что легенда эта имеет вполне конкретную географическую привязку: озеро Светлояр, на востоке Нижегородской области...И вот, ранним утром прошедшего выходного, я, наконец, стартую к Светлояру.Шоссе "Москва - Нижний Новгород" очень приличное. Четырехполосное.

До Нижнего, галопом по восточным европам, доехал относительно быстро. По городу - тоже без проблем, нашёл нужное мне направление дальнейшего движения на Киров: просто следуя грамотно установленным в нужных местах дорожным указателям.Выезжаю на Боровский мост через Волгу. И-эх-Х! Какой же вид открывается с моста на город, Волгу-Матушку и заволжские дали!.. Предки наши были ребята с размахом. Какие просторы нам оставили! Остановиться на мосту, пофотографировать, к сожалению, невозможно. А фотать на ходу - мешают конструкции моста.За Боровским мостом дорога упрощается до двух полос. А движение, соответственно, усложняется. Дальнейший путь времени отнял почти столько же, сколько и дорога до Нижнего.Шоссе пересекает реку Керженец.

Весьма интригующий для меня топоним. Дело в том, что рек с таким названием - Керж, Керженец - в России несколько. И текут они в разных регионах. Как и реки с названием Нерль. Я таковых знаю штук пять. И Ганг течёт не только в Индии. Есть ещё на русском Севере, в Архангельской, кажется, области. И даже не один. Ганг, Ганга...Названия эти: Керж - Нерль - Ганг - явно созвучны. Будто даны народом, говорившим на одном языке. А русских староверов, разбросанных по всему миру, называют ещё кержаками. Из этих фактов, чувствуется, торчат ушки каких-то прелюбопытных предположений и выводов. Только внятно сформулировать их, из-за скудости информации, у меня пока не получается. (Буду признателен читателям за их мысли и сведения по этой теме). Доезжаем, наконец, до населенного пункта Боковое. В конце Бокового сворачиваем вбок, направо (Там - большой щит-указатель на Светлояр). Уже близко. Едем до села Владимирское.

Проезжаем село насквозь. В конце села - автостоянка. ...Ну, как и следовало ожидать, если есть на парковке НЕместные номера на машинах, то они московские или питерские. Несколько шикарных байков тоже со столичной регистрацией. Похоже, все "руссо автотуристо" обитают именно в этих городах.Машину оставляем здесь. Далее, до озера - пешком, по этой берёзовой аллее.

В начале аллеи установлен вот этот щит с текстом народной легенды о Китеже.

Тогда у благовѣрнаго князя Георгия и бысть мало вой, побѣже благовѣрный князь Георгий от нечестиваго царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И много брася благовѣрный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пущая его во град свой.

Егда же бысть нощь, тогда благовѣрный князь Георгий изыде тайно из града того въ Больший град Китеж. На утрие же воста той нечестивый царь на град той с вои своими, приступом приступи и взя его. И всѣх поби и прируби людей во градѣ том. И не обрѣте благовѣрнаго князя во градѣ том, нача мучити человека, и немогий мук терпѣти повѣда ему путь. Той же нечестивый гнаше вслѣд его. И егда прииде ко граду тому, нападе на град той со множеством своих, и взя той град Больший Китеж, что на брегу езера Свѣтлояра, и уби благовѣрнаго князя Герогия месяца февраля в 4 день. И поеха из града того нечестивый той царь Батый. И послѣ его взяша мощи благовѣрнаго князя Георгия Всеволодовича.

И послѣ разорения того запустѣша грады тѣ, Малый Китежь, что на брегу Волги стоит, Больший же, что на брегу езера Свѣтлояра. <...>И не видим будет Болший Китежь даже и до пришествия Христова, яко же и в прежняя времена бысть сия, яко же свидѣтельствуют жития святых отец, патерик Монасийский, и патерик Скитский, и патерик Азбучный, и патерик Иеросалимский, и патерик Святыя Горы, яко сия святые книги согласны, в них писаны жития святых отец, и сокровенныя обители не едина, но много монастырей, и въ тѣх монастырех много множество бысть святых отец, яко звѣзд небесных просияв житием своим.

И сей град Болший Китежь невидим бысть и покровен рукою Божиею, иже на конец века сего многомятежна и слез достойного покры Господь той град дланию своею. И невидим бысть по их молению и прошению, иже достойнѣ и праведнѣ тому припадающих, иже не узрит скорби и печали от звѣря антихриста. Токмо о нас печалуют день и нощь, о отступлении нашем, всего государьства московского, яко антихрист царьствует в нем и вся заповѣди его скверная и нечистыя.

Запустѣние града того повѣдают отцы, слышавши от прежде бывших их отец по разорении градском и по стѣ лѣтех послѣ нечестиваго и безбожнаго царя Батыя. Разори бо всю ту землю заузольскую и села и деревни огнем пожже. И лѣсом поростѣ вся та страна заузольская. И с того времени не видим бысть град той и монастырь.

Как явствует из текста, Град Китеж именно СТАЛ НЕВИДИМ! И стоит он на прежнем месте, где и был изначально. Между тем, в интернете предлагается иная версия его исчезновения (И только такая. Никакой другой я, во всяком случае, не нарыл): город, якобы, погрузился в воды Светлояра. Думаю, этот второй вариант возник, благодаря эффекту, о коем в народе говорят: "Слышал звон, да не знает, где он". Дело в том, что в соседней, Владимирской области есть два (как минимум) озера, в которые, по местным преданиям, погрузились стоявшие на их месте храмы. (дно из них, озеро Святое, кстати, очень на Светлояр похоже. Возможно, со временем, эти две легенды кто-то, не дослышав, или не поняв, объединил в одну и ...Китеж теперешние интернет-былинники топят в озере.Идём же к Светлояру!

Первая моя эмоция, по выходу к берегу, это ...разочарование. Озеро, на первый взгляд,-ничего особенного. И даже меньше, чем я его себе представлял. (Где тут утонуть целому городу?! Поместится, разве что, княжеский терем с подворьем, и только). Праздно-воскресный люд и тут, на бережку, пикнички пикникует. А вездесущие маргиналы... Их пьяненький мат, в этом месте,- особенно возмущает и режет слух. Поэтому, наверное, издревле, пути к сакральным местам скрывались от маргиналов. А на посещение таких мест накладывались строгие табу. Однако раз уж приехал за - почти - 600 вёрст, не уезжать же сразу! Совершим же паломнический ритуал в полном соответствии с личными о нём представлениями!..Личные представления заключались в следующем: непременно в Китежском озере искупаться, независимо от погоды и температуры воды и обойти пешком, по берегу, вокруг всего озера.

С погодой и температурой светлоярской воды мне повезло. (Озеро, между прочим, просто кишит непуганной рыбой). С воды делаю этот снимок деревянной церквушки над озером.

Далее... А далее, сакральное обаяние места незаметно, но очень быстро захватывает меня. Настраивает на волнующее ощущение близости Тайны, скрываемой под внешней неброскостью......Я замечаю старцев былинного вида, очень седых и бородатых, с необыкновенно осмысленными лицами. Их колоритная внешность и количество (обычно одного такого раз в несколько лет встретишь! А тут - несколько человек в одном месте...) порождают мистические предположения: "Не из Китежа ли вышли?" Двоих, купающихся, попытался сфотографировать. Они сразу же отвернулись...

...А в образе этой девочки, быть может, посетила нашу реальность китежанка Вера Жакова. (Сфотографировал неожиданно для неё. Все мои дальнейшие просьбы попозировать были ею решительно отклонены):)

Скоропея, дочь змеиного царя, тоже предпочла отплыть от предложенного знакомства...

Вокруг озера проложена тропа, деревянный настил, вымощенный, надо полагать, заботливыми и трудолюбивыми китежскими жителями.

Не знаю, насколько это принципиально, но обход я решил начать слева-направо. Поскольку сам - левша.

Наверняка Китеж стоит на этом, высоком, берегу озера. Нужна аргументация? Извольте:

Берег, не крутой, но высокий, удобный и очень живописный, прямо напрашивается, быть заселённым. Однако, ближайшее село - в полукилометре от берега. Почему? А потому, что это место уже занято. Невидимым градом Китежем.

И из города открывается этот изумительный вид на Светлояр.

Травы ворожбиные... А какие ещё могут расти в таком колдовском месте?...

Пройдя с четверть, примерно, окружности озера, дыша его, пропитанным ароматом лесных трав, воздухом, слушая шорох листвы, жужжание насекомых и птичий щебет, я обратил, наконец, внимание на то, что всё моё естество испытывает некую необычную дрожь. Умиротворяющую и очистительную. Будто моя душа резонансно совпала с сакральной частотой этого места и теперь звучала в унисон с нею. (Инженерная моя ипостась тут же услужливо эту частоту оценила: «герц 80, примерно, будет»).

Попробую описать переживаемое посредством контр-аналогии. У Горького когда-то прочёл: «Жизнь стирала с моей души свои же лучшие письмена. Ехидно заменяя их какой-то ненужной дрянью». Так вот, здесь, созерцая игру солнечных бликов на поверхности воды, я чувствовал, что переживаю процесс, обратный тому, что описал Горький в вышеприведённой цитате: духовный релакс. Процесс освобождения, очищения от всякой ненужной дряни в душе и мыслях.

Ох, не простое это озеро, Светлояр. Ещё не уехав оттуда, я понял, что неизбежно приеду к нему ещё…

Утащено отсюда, спасибо Raudi

vasily-sergeev.livejournal.com

«Вехи»: Китеж-град. Город, которого нет

Легенда о невидимом граде Китеже, сокрытом в водах озера Светлояр, является одной из самых популярных в русской культуре. Concepture публикует заметку об истории загадочного города праведников. 

Уход города или целого острова под воду – мотив довольно распространенный в ряде европейских литератур. Со времен Древней Греции нам известны сказания о гибели Атлантиды или города Сибарис. В этих эсхатологических легендах затопление предстает как божественное возмездие за греховную жизнь. Вообще предания о потопе, уничтожающем целые цивилизации, широко распространены по всему миру, что убедительно доказывает Д.Д. Фрэзер в своей работе «Фольклор в Ветхом Завете». Подобная история об исчезновении целого города под водой есть и в литературе Древней Руси, причем она имеет свои специфические особенности и существенно отличается от аналогичных европейских историй.

Коренное отличие легенды о Китеже заключается в том, что этот город был «стерт» с лица земли Богом не за грехи, а за свою праведность и преданность христианской вере. Несмотря на то, что Китеж называют Русской Атлантидой, судьба этого города совершенно иная – он не погиб, а до сих пор существует, спасенный от горестей земной жизни и скрытый от глаз обывателя, погрязшего в мирской суете. Согласно легенде, сегодня только праведник может найти путь в этот город, поскольку его глаза не затуманены земными желаниями. В этом плане Китеж – символ православной культуры, поскольку он явил пример самоотверженного служения богу, христианского мужества, победы над греховной природой человека. Недаром Н.Бердяев связывает Китеж именно с истинной верой «Истинное православное царство уводит под землю. С этим связана легенда о Граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет Град Китеж».

И все же до ухода под воду этот город выглядел как обычный древнерусский город. Как правило, легенды всегда имеют реальную историческую основу. Повествование о  Китеж-граде не исключение, так как часть его состоит из описания вполне достоверных событий, как-то защита земли от нашествия монголо-татар. Исследователи истории Китежа не отрицали существования прообраза этого города праведников, а также сталкивались с проявлением священного ужаса местных жителей перед озером Светлояр, откуда по поверьям в тихую погоду доносится колокольный звон городских церквей Китежа. Например, русский писатель Мельников, тщательно изучавший легенду, писал: «Кажется, в Китеже было свое братство богатырей, подобно киевскому братству богатырей при дворе Владимира Красно Солнышко. Китеж в народных преданиях – стольный город суздальской земли».

Легенда о Китеже известна нам по двум письменным источникам: «Книга, глаголемая Летописец» и «Послание отцу от сына из оного сокровенного монастыря...», которые были обработаны книжниками-старообрядцами во второй половине XVIII в., хотя создавались еще в XVII в. Историческим фоном предания стало нашествие монгольского хана Батыя и борьба с ним князя Георгия II Всеволодовича, который погиб в битве на р. Сити. Ему же легенда приписывает и основание города Китеж: «Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща».

Легенда повествует о битве Георгия с Батыем у Большого Китежа, в результате которой князь был убит, а город захвачен. Однако полностью завладеть городом Батыю не удалось, потому что тот неожиданно ушел под воду. Это объясняется нежеланием жителей города покоряться иноверцам, готовностью их отдать жизнь, но сохранить свою веру. Поэтому Китеж уходит под воду, потому что об этом просят сами горожане, а бог, узревший духовный подвиг, милостиво исполняет их желание. С тех пор Китеж становится невидимым: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова». Так кончается история видимого Китежа и начинается история невидимого.   

Китеж невидимый

Вторая часть «Книги, глаголемой летописец» рассказывает уже о городе невидимом, сокровенном, символизирующем душевную чистоту и святость. Китеж представляется земным раем, землей праведников, куда можно попасть, только полностью сосредоточившись на духовном совершенствовании. «И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко остерегайся мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем. Такого человека направит Господь на путь спасения. Или извещение придет ему из града того или из монастыря того, что сокрыты оба, град и монастырь. Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет. И соблазн, и укор, и поношение ему будет за это от Бога. Казнь примет здесь и в будущем веке, осуждение и тьму кромешную за то, что над таковым святым местом надругался, над чудом, явившимся под конец века нашего: стал невидим град подобно тому, как и в прежние времена было много монастырей, сделавшихся невидимыми...».

Здесь история загадочного города приобретает уже догматически-религиозный характер, его уход под воду мыслится как акт ухода от мира, захваченного антихристом (а не только реальным завоевателем Батыем). Несмотря на легендарность Китеж-града, паломники, идущие к нему, никогда не считали его фантастическим и чисто абстрактным образом, а были уверены в его существовании за гранью этого мира, в ином мире, который способны иногда увидеть чистые сердцем и сильные верой люди. Нельзя сказать, что Китеж буквально находится на дне озера Светлояр или рядом с ним.

В народе считалось, что вся местность вокруг озера всего лишь иллюзия, а на самом деле здесь стоит город Китеж. Вера в существование скрытого города породило множество религиозных обрядов, проводившихся на предполагаемом месте его нахождения. Вот описание одного из них: «Благочестивые люди на коленях трижды ползут вокруг озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами (видимым и невидимым), при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону...». Китеж-град, оставаясь невидимым, оказал вполне реальное воздействие на русскую культуру, в основу которой легла система ценностей христианской морали с присущими ей идеями жертвенности, подвижничества и соборности.

Рекомендуем прочесть:

1. П.И.Мельников-Печерский – «В лесах».

2. М.Пришвин – «У стен града невидимого».

3. С.Дурылин – «Церковь невидимого града».

 

concepture.club

Репродукция картины "Сказание О Невидимом Граде Китеже" Михаила Нестерова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Михаила Нестерова  на натуральном  холсте.

Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.

Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.

Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.

Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.

В дальнейшем учился у Саврасова.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.

С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.

В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.

После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.

Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.

Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.

На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.

Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.

В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.

Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Михаила Нестерова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Описание картины Константина Горбатова «Невидимый град Китеж» Картины художников

Описание картины Константина Горбатова «Невидимый град Китеж»

Великий русский художник Константин Горбатов, родившийся в городе Ставрополь в 1876 году, является одним из наиболее ярких и центральных представителей русского постимпрессионизма. Судьба художника была весьма непростой и на долгие годы его творчество было забыто и находилось под запретом в бывшем СССР.

Но уже после распада Советского Союза, его работы и его творчество, как и творчество многих других художников, которые попали под репрессивную советско-большевицкую систему, стало вновь возвращаться на родину и к нему начал возникать все более значительный интерес. Именно работы Горбатова все чаще можно увидеть на различных выставках, посвященных художникам России прошлого века, а также и в антикварных салонах, где вполне можно найти не одну его картину. Работы художника отличаются добротность своего исполнения и высоким художественным мастерством.

Это же касается его картины под названием «Невидимый град Китеж», которую Горбатов написал в 1913 году. При создании этой картины, художник использовал

старинную легенду о древнем, мифическом городе Китеж, который якобы находился в северной части Нижегородской области недалеко от села Владимирское и от города под названием Семенов, который был расположен на реке, носившей название Люнда.

Согласно самой легенде, Великий князь Владимирский по имени Юрий сначала построил на реке Волге град, который потом назвал Малый Китеж, а уже после этого, на берегах озера Светлояр, которое князь обнаружил вскоре недалеко от этих мест, он воздвиг и этот город. Причем историки напрямую связывают название города от княжеского села, которое называлось Кидекши. Согласно историческим данным, это село было расположено недалеко от Суздаля, который захватили и сожгли татары в 1237 году во время нашествия хана Батыя на Русь.

Невидимый град Китеж предстает перед зрителем в виде огромного корабля на озере, на котором находятся самые разные постройки и спущены на воду весла, дабы можно было в любую минуту отправиться в путешествие. О возможности передвижения этого града на воде также свидетельствуют и паруса, расположенные корабле-граде.

Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 21:37:21

opisanie-kartin.iusite.ru

Китеж град » Перуница

Китеж градЕдинственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.

Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и , являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.

Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные - они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100.

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.

Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала — это одно и то же место).

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

Современные легенды о Китеже

В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, чтотайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

www.perunica.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта