Русская Атлантида — Китеж-град на озере Светлояр. Картина град китеж


Публикация: Пропавший город Китеж

Ученые исследуют озеро Светлояр, которое, по легендам, образовалось на месте древнего города

Нижегородская Шамбала

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым…

Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.

А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Куда исчезают люди?

- От местных жителей можно узнать много интересного, — говорит доктор философских наук, профессор Пензенской государственной технологической академии Сергей ВОЛКОВ, организовавший экспедицию по поиску мифического города. — Будто бы люди тут исчезают. Одни — навсегда, другие возвращаются, но ничего не помнят.

- Может, они гостили у китежградцев? — в шутку предполагаю я.

- По слухам, так и выходит, — вполне серьезно отвечает профессор. — Где-то в оврагах якобы находится вход в город. Но попасть туда могут только истинно верующие.

Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары — в основном хлеб, бублики, пряники — сдачу от них получают медяками и серебряными монетами.

- Для нас, — продолжает Волков, — главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей — как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

К изумлению Батыя

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?

- На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, — говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. — Ред.). — Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро — хоть на глазах у хана Батыя.

Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы — береговой склон уходит под воду уступами. Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем — через сотни, тысячи лет — второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.

Когда это место «просветили» эхолотом, а позже и геолокатором, то на эхограмме отчетливо проступила овальная аномалия — придонный слой ила особого состава: он отличался от того многометрового слоя осадков, которыми был придавлен. Более того, недалеко от «овала» нашли еще один участок. Там под илом и тонким слоем придонной породы было нечто, не пропускавшее звук. Как будто в недрах скрыт некий большой тяжелый объект. Когда составили карту этих зон, то получился рисунок, напоминающий город, окруженный валом.

Колокольный звон со дна

Итак, по мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, — за 20 минут обойти можно. Впору предположить фантастическое: город существует, но он невидим. Только временами слышен. Колокола там звенят… И это, возможно, не выдумки паломников.

- На оборонном предприятии в Санкт-Петербурге, которое поставляло приборы Военно-морскому флоту, работал инженер Игорь Фомин, — рассказывает исследователь Михаил Бурлешин. — Он разработал прибор — гидрофон, использующий физические принципы для преобразования звука в электрический сигнал.

Во время испытаний, проходивших на Ладоге, гидрофон неожиданно стал издавать раскатистые звуки, похожие на отзвуки грома проходящей грозы. Геофизики, прослушав пленку, сказали, что такие раскаты «грома» — это волны возмущений в земной коре, которые проходят через воду и создают такой эффект. После этого Игорь Фомин стал целенаправленно прослушивать озера. В одних воды молчали, в других — «кричали». Но самый неожиданный сюрприз ждал исследователя на озере Светлояр. Гидрофон, опущенный в воду, зафиксировал низкий рокочущий звук, напоминающий гудение огромного колокола. Чаще всего рокотало озеро перед восходом солнца и в полнолуние. Именно в то время, когда, по легенде, праведные люди видели в озере «ровно как в зеркале стены сокровенного града и слышали гудение его колоколов».

Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната и кальция.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Председатель Клуба скептиков Михаил ЛЕЙТУС: «На дне гремят пустые бутылки»

- На мой сайт http://www.skeptik.net/ пришло забавное письмо, которое в какой-то мере может объяснить причину раздающихся со дна озера странных звуков. «Выехали мы как-то с клубом аквалангистов Нижегородского университета на тренировочные погружения под Ворсму — районный город в Нижегородской области, — пишет Николай Иванов. — Нас заинтересовало озеро, с которым была связана романтическая легенда: что-то типа местного града Китежа, откуда раздается звон колоколов в тихую безлунную ночь. Погрузились на три метра и увидели, как у самого дна из обрывистого берега бьет мощная струя ледяной воды. Напор настолько силен, что на дне образовалась промоина глубиной полметра. И в этой промоине циркулируют две бутылки — одна 0,5 из-под водки, другая винная — 0,75. Соприкасаясь, эта тара и производила «колокольный звон». Может, и на Светлояре пустые бутылки гремят?»

СПРАВКА «КП»

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Расположено около села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. С высоты птичьего полета выглядит идеально круглым. Это дает основание некоторым геофизикам предполагать, что озеро возникло от падения метеорита. На самом деле оно — ровный овал примерно 450 на 350 метров. Глубина достигает 39 метров. Но, возможно, там вовсе нет дна. Ведь вода в озеро поступает из карстового разлома, глубина которого неизвестна.

Кстати, по тем временам город, который бы поместился на площади озера, считался относительно большим.

МНЕНИЕ ГОРНЯКА

Кандидат технических наук, доцент кафедры Горного института Андрей ПАРФЕНОВ: «Можно легко провалиться под землю»

- В России может много городов уйти под землю. Связано это прежде всего с тем, что на ее территории находятся сотни каменоломен протяженностью до сотни километров, которые рыли с XV до начала ХХ века. При Сталине входы в них взорвали, чтобы бандиты там не прятались. Поэтому отыскать эти «норы» сейчас очень сложно. И по незнанию над ними сейчас строятся и дома, и целые коттеджные поселки. Так, под Подольском находятся гигантские пустоты. И уже сейчас там стали случаться провалы. В Москве огромные каменоломни начинаются под гостиницей «Украина» и уходят под Бадаевский пивзавод. Под Кремлем тоже много подземных ходов, облицованных белым камнем, а сейчас среда кислая стала из-за больших выбросов выхлопных газов — известняки же нестойки к кислоте. Поэтому не исключено, что и Кремль может однажды исчезнуть, как град Китеж.

Кстати, радары спутника Европейского космического агентства недавно зафиксировали, что два крупнейших города Китая — Шанхай и Тяньцзинь — под весом гигантских небоскребов постепенно проваливаются на несколько сантиметров в год.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИПОТЕЗА

Город затонул в Иссык-Куле?

Илья Глазунов поместил Китеж на дно озера Иссык-Куль (картина 1989 года «Легенда о граде Китеже)»).

- Поводом стала книга уездного начальника города Пржевальска, что стоит на озере, — рассказал художник. — В ней доказывается, что в свое время здесь был центр Евразии. А в результате невиданной катастрофы цветущий град был затоплен. И в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города с очертаниями построек и стен. Может, не там ученые ищут Китеж?

ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА

Могилы великанов

Кибилёк — так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом — в дремучем Кержинском лесу — расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные.

Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев — жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад.

Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это.

Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

ИЗ АРХИВОВИ невидим будет…

«…И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть… И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 150 саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168)».

(«Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича».)

Странно, но в документе нет ни слова о том, что Китеж скрылся под водой. Сказано, правда, что он исчез с глаз: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало».

Сажени на Руси были разные, но в среднем одна сажень составляла примерно 2 метра. Итого город был 400 на 300 метров — по размеру вполне помещался в нынешнем озере.

http://tainy.net/

www.the-submarine.ru

Легенда о невидимом граде Китеже - Сочинение

Среди множества русских легенд яркой поэтичностью отличается легенда о граде Китеже. Этот невидимый сказочный город якобы существует на дне озера Светлояр, находящегося в Семёновском районе Нижегородской области. Глубина озера - до 30 метров, форма его идеально круглая. Вода в озере, уровень которого неизменен в любое время года, на удивление чистая и прозрачная. Сведущие люди рассказывают, что под землёй оно связано с Волгой, откуда в него попадают невиданные чудовища. А ещё говорят, что в тихую погоду из-под воды доносится колокольный звон. Люди считают воду озера целебной. По местным поверьям, чтобы вода оставалась чистой, в Светлояре нельзя купаться, а плавать по озеру разрешается только в деревянных лодках местного изготовления.

В легенде не указано точное расположение града Китежа, его представляют то на дне Светлояра, то под береговыми холмами, то на берегах. А ещё добавляют, что Китеж силой древнего волшебства остаётся невидимым.

Легенда о граде Китеже была записана в конце XVIII века в книге "Китежский летописец". В ней рассказывалось о последнем владимирском князе домонгольского периода Георгие Всеволодовиче, который однажды сел в струг и поплыл из Ярославля вниз по Волге. Во время путешествия на месте древнего города Радилова им был заложен город Городец и основан мужской монастырь. Этот Городец со временем назвали Малым Китежем. В ста верстах от него в лесах за рекой Керженец Георгий остановился на берегу озера Светлояр. Полюбовавшись красотами края и оценив местность, он велел построить на берегах озера город-крепость Большой Китеж, а сам уехал в Псков.

Во время нападения орд хана Батыя на Русь Георгий выступил против татар, но, потерпев поражение, бежал сначала в Городец, а потом - в Большой Китеж. Ордынцы взяли Городец и стали требовать у его жителей указать им путь к Светлояру. Горожанин Гришка Кутерьма, не выдержав пыток, привёл войска Батыя на берега Светлояра, Татары захватили град Китеж и убили князя Георгия Всеволодовича. Дальше они пошли гулять по всей русской земле, а град Китеж в один прекрасный миг стал невидимым и останется таким до второго пришествия Христа.

Легенда утверждает, что невидимый град Китеж может увидеть только праведник, человек чистого сердца.

Этот таинственный город часто упоминался в русской культуре. О нём писали прозаики В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, поэты С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, М.А. Волошин, о нём сочинялась музыка Н.А. Римским-Корсаковым и С.Н. Василенко, а также писались картины А.М. Васнецовым и Н.К. Рерихом.

Старообрядцы считают град Китеж той волшебной страной, куда воскресают после смерти праведники земли русской, где нет ни бед, ни болезней.

Вернуться:

Сочинения на тему "Родина"

free-topic.ru

Китеж-град. Легенды. Исследования

Китеж-град

Китеж

Что такое Китеж-град

Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

• Согласно легенде , на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года — с 1165-го по 1168-й — и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.

Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя — под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

• Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты — тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении «Книга, глаголемая Летописец». В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город — это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

«Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда». Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Китеж

• Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год — фольклористами был записан рассказ местной жительницы: «Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка — не очень уж большая — ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет».

• Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. «Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: «Хоть бы старички китежские помогли». Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину — и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие — один к одному, да все белые!»

• Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год — журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Светлояр

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год — к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год — отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр — это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, — на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Китеж-1

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия — во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, — писал руководитель экспедиции Марк Баринов. — Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

 

 

 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Град Китеж Википедия

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Предания

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>

<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]

Мельников-Печёрский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].

Образ в искусстве

Музыка

КлассическаяСовременная

Изобразительное искусство

  • М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
  • К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).

Литература

  • Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
  • Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
  • Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
  • Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
  • Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
  • Писатель Михаил Успенский в романе «Там, где нас нет» описывает «Нестьград», город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия).
  • Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.
  • Писатель Евгений Гуляковский развернул основное действие фантастического романа «Красное смещение» в Китеж-граде и его окрестностях.
  • В фантастической трилогии Сергея Садова «Рыцарь Ордена» Китеж является столицей одной из главных стран параллельного мира.
  • В фантастической книге Владимира Данихнова «Девочка и мертвецы» упоминается миф о Китеже.

Кинематограф

  • В 1971 Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам оперы Римского-Корсакова.
  • Действие фильма «Чародеи» (1982) происходит в городе Китежград.
  • Современным искателям Китежа посвящена часть документального фильма Вернера Херцога «Колокола из глубины» (1993).
  • В фильме 2011 года «Жила-была одна баба» используется образ города Китежа.
  • в фильме «Нечистая сила» сотрудник Института леса Иван Денисов в лесу на Чёртовом болоте встречает старушку, которая сообщает, что живёт здесь очень давно — с тех пор, как тут был город, который ушёл под воду. В качестве доказательства она показывает Ивану маковки церквей, торчащие из воды.

Компьютерные игры

  • В компьютерной игре «Rise of the Tomb Raider», вышедшей в конце 2015 года, Лара Крофт отправляется на поиски затерянного города Китежа, который находится почему-то в Сибири.
  • В компьютерной игре «The Sims 2» в меню городов можно выбрать город Китежград, в котором происходят загадочные события.
  • В компьютерной игре «TimeZero», в постъядерном мире, есть частный город под названием Китеж.

Библиография

Источники и публикации

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования

Легенда
  • Китежская легенда // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 185. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53-66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131—141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство

Художественные произведения

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путём всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Димитриев Д. Китеж-Град // В сборнике Наследие 2014 г. или на поэтическом сайте Стихи.ру под номером:/2005/07/13-588
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева № 5, 2011.
  • Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
  • Садов С. «Рыцарь ордена».

Публицистика

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. «Начальник тишины». Сергиев Посад, «Религиозно-филос. б-ка», 1916. 31 стр. PDF (недоступная ссылка)
  • Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF (недоступная ссылка)
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Китеж - град-легенда, интересные факты

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Астрология
    • Гадание
    • Загадочные места
    • Заговоры
    • Магия
    • Мифические существа
    • Молитвы
    • Необъяснимое
    • Непознанное
    • Парапсихология
    • Предсказания
    • Приметы
    • Религия

mistika.temaretik.com

А. Асов. Китеж-град на озере Светлояр: легенды и быль…

Христианские сказания о Китеж-граде на Светлояре

Поледующая история Китеж-града уже известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включённым в «Китежский летописец» XVII века. Согласно этим источникам, Град Большой Китеж был построен «в месте вельми прекрасном и многолюдном» у озера Светлояр, что на восток от Малого Китежа (Городца) великим князем Юрием Долгоруким*. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, и в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен.  Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне - г. Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает известная историкам Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городец на Волзе» (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, стр. 2:).Потом настала тяжёлая година Батыева нашествия. И в 1243, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, великий князь Юрий Всеволодович скрылся в этом городе. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Всевышнему Богу, и обрели защиту. Город «сокрылся», и его накрыли сверху земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте»…  Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. И они полагают, что те жители до сих пор живут там. Те старообрядцы, что приходят на озеро с давних пор с верою и страхом божьим, слышат подземный звон, видят горящие под водою свечи, кресты церквей, отражающихся в озере. Рассказывают, что один заблудившийся пастух даже ужинал там и хотел было в другой раз туда пробраться и уже не нашел дороги. Такие сказочные рассказы распространяются по сию пору. И ныне мы можем найти остатки тех землянок и скитов первых старообрядцев, селившихся по берегам озера, которых и прославили Светлояр и невидимый Китеж-град своими рассказами.Один из тех рассказов был опубликован семёновским старобрядцем Степаном Мелединым «Китеж на Светлояром озере»  в журнале «Москвитянин»  (№12, 1843 г.). Это была первая статья о Китеже и Святлояре, а теперь их насчитываются уже сотни, если не тысячи … Официальная церковь в те годы не удержалась и в пику старообрядцам повелела уничтожить «светлоярские соблазны и суеверия"». В 1836 году было открыто нашумевшее в свое время «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против его святыни. Но, вот что интересно отметить,  в его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей (языческих волхвов)». А это значит, что в те годы старообрядцы по сути продолжали ещё и саму ведическую традицию. Прошло полтора века с небольшим, и вот теперь митрополит Нижегородский и Арзамасский уже служил торжественный молебен на берегу озера, и освятил рядом с ним часовню. Не только старообрядцы, но и сама Православная церковь «приняла» Светлояр и почитает его уже не местом «языческого идолопоклонничества», а своей святыней…

Паломничество на Китеж-град на Светлояре

И эта легенда про город святых и праведников приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей. Павел Мельников-Печерский, вдохновленный встречей с озером, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». О Китеже писали журналист Александр Гациский - один из первых редакторов первой местной газеты «Нижегородские губернские ведомости». Здесь бывали Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», также, Владимир Короленко ("В пустынным местах"), затем Михаил Пришвин ("Светлое озеро"). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский. На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов... А теперь создали картины об озере художники Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина.И теперь на берегу Святлояра происходит чудеса…  Нет, пока ещё Китеж не поднимается из чистых озёрных вод. Но у Cветлояра и теперь собираются люди, самых разных порой взглядов. Святое озеро призывает к своим водам и тех, кто проповедует идеи Рериха. Другие разыгрывают на берегах озера целые битвы из культовых фантастических книг Толкиена. И рядом со старообрядцами и иерархами официальной православной церкви проводят свои моления Яриле и Велесу современные язычники-родноверы...

© А. Асов, исследователь ведической старины, переводчик «Книги Велеса», реставратор сказаний славян, опубликованных в книгах «Веды России»

www.dopotopa.com

Озеро Светлояр и Китеж-град

В фольклоре практически каждого народа есть история о печальной судьбе какого-нибудь города или хотя бы поселения, исчезнувшего под водой. В Нижегородской области можно не только услышать такую легенду, но и увидеть место, в котором все и случилось — это озеро Светлояр.

Именно здесь, на самом дне, должен покоиться город Китеж-град. Но современные учёные опровергают даже гипотезы о том, что подобный город мог существовать: те свидетельства, которые удалось найти, сообщают о наличии поселений, которые были покинуты по каким-либо прозаическим причинам, но никак не исчезнувшего города — ни на берегу озера, ни, тем более, на дне. А это даже жаль, потому что легенда о Китеж-граде зачаровывает.

«Сказание о граде Китеже», Зубкова Т.И., 1968

Легенда о затонувшем городе

Существование Китеж-града косвенно подтверждают сразу два документа — ”Китежский летописец” и ”Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже”. Указана и предполагаемая дата начала строительства ”год 1165” по новому летоисчислению, причём ”первое мая”, и площадь строительства (сто сажен в длину и двести в ширину), и срок завершения (”и строился…три года”, ”месяца сентября в тридцатый день”). Основателем града стал князь Юрий Всеволодович, восхищённый красотой Светлояра.

Как и другие русские города, Китеж подвергся нападению монголо-татар, о чём также свидетельствует легенда, изложенная писателем Мельниковым-Печёрским. По ”официальной” версии татарские войска вошли в город, жители которого не стали обороняться, у них даже не было для этого хотя бы захудалой крепости, но зато была церковь, и после молитвы в город хлынула вода, которая вскоре затопила все дома, унеся его на дно озера. И, говорят, в ясную погоду иной раз можно услышать звон колоколов где-то глубоко под водой.

По версии Мельникова-Печёрского город не исчез, а стал невидимым, но жив до сих пор, и чистый душой человек, будучи в тех краях, может увидеть его дома и людей в старинных нарядах.Согласитесь, есть что-то безусловно заманчивое в мысли о том, что где-то есть невидимый город, где остановилось время, и между вышками сотовой связи и магистралями могут таиться резные терема и дощатые заборы, девицы в кокошниках и сарафанах да добры молодцы в кафтанах, и, если мы будем безгрешны, то увидим всё это своими глазами.

Впоследствии по легенде о Китеж-граде композитором Римским-Корсаковым была поставлена опера ”Сказание о неведомом граде Китеже и деве Февронии”, оперу о нём написал и Сергей Василенко. Кроме того, ему было посвящено значительное количество песен, картин и литературных произведений.

Только факты

Научная действительность, конечно, намного суше, хотя и не скучнее — предполагается, что Китеж-градом стало село Кидекши, где действительно размещался князь и которое опустело после набега монголо-татар, не будучи приспособленным к обороне. Возможно, что драматический рассказ о погружении под воду был призван оправдать неосмотрительность поселенцев, которые не были готовы к нашествию врага.

С другой стороны, изучение происхождения озера подтверждает, что часть земли, которая является озёрным дном, действительно ушла под воду в период нашествия монголо-татар, и, возможно, они были свидетелем того, как озеро появилось, а такое зрелище не могло не повлечь за собой поток рассказов, постепенно обрастающих драматическими подробностями.

Есть ещё и интересная гипотеза о происхождении озера Светлояр — космическая. Как считают некоторые учёные, огромный метеорит врезался в землю и привёл к выходу вод из подземных источников, благодаря чему появилось озеро, а поселение уже образовалось много позже. Впрочем, поскольку глубина озера составляет более 40 метров, до конца оно ещё не исследовано.

Исторические памятники Светлояра

Светлояр ещё в незапамятные времена служил местом проживания людей — историки-исследователи обнаружили здесь множество свидетельств их нахождения в этих местах, начиная от каменного века и заканчивая XV веком. Впрочем, как утверждают археологи, эти поселения были, скорее, временным убежищем. Зато люди, жившие здесь, оставили после себя оружие, посуду, различные крестики.

Храм-часовня иконы Божией Матери Казанской

Одним из интереснейших для туриста и просто любителя прекрасного объектом является храм-часовня Иконы Божией Матери Казанской, выполненный из дерева и стоящий в живописном месте, рядом находится молельный крест.

Ещё одним явлением, заслуживающим внимания путешественников, являются красные ручьи, которые временами появляются возле озера, стекая в него. Но это как раз легко объяснить научно — возле озера залегли породы с большим содержанием красных глин, которые, размываясь, дают такой удивительный эффект.

И ещё здесь часто появляются радуги. Причем даже тогда, когда нет дождя.

Анастасия БерсеневаКсения Кржижановская

rusmystery.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта