Музеи Ватикана — коллекции и собрания, открытые для посещения. Картины ватикана
фото и подробное описание — 39Rim.ru
Последние изменения: Январь 16, 2018
Сложно себе представить, что самое маленькое в мире государство может быть столь популярным среди путешественников. Однако, оживленный интерес становится понятен, если хотя бы немного ознакомиться с достопримечательностями Ватикана. Город Святого Престола, которому еще не исполнилось и ста лет, хранит множество шедевров мировой культуры, священные реликвии, ценнейшие документы, произведения искусства и, конечно же, саму историю христианства, пронесенную через столетия не смотря ни на что. Но обо всем по порядку.
Собор Святого Петра — главная достопримечательность Ватикана
Сердце Ватикана, бьющееся в унисон колокольного звона, это — базилика Святого Петра, ослепляющая своей красотой, затмевающая разум блеском позолоты и чувственными изгибами мраморных скульптур. Главная достопримечательность Ватикана производит сильнейшее впечатление своим величием и внутренним убранством. Над строительством этого поистине великолепного архитектурного сооружения работали самые известные мастера прошлого, среди которых Донато Браманте, Микеланджело, Рафаэль Санти, Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и др.
Вид на Собор Святого Петра
История главной христианской базилики мира началась в далеком IV веке, когда Константин Великий решил возвести храм на месте, где по приданию находилась могила Апостола Петра — первого Папы Римского. Современное здание базилики, рожденное творчеством великих зодчих, появилось в эпоху Возрождения.
Интерьер храма настолько великолепен, что не поддается никакому описанию. Изящные, почти живые мраморные скульптуры, красивейшие мозаики, величественный бронзовый балдахин, покрывающий главный алтарь, утопающая в золоте Кафедра Святого Петра и многое, многое другое.
Главная достопримечательность Ватикана — Собор Святого Петра на фото
Купол собора Святого Петра на панораме города
Вид на Собор Святого Петра
Скульптура Апостола Петра на фоне фасада базилика Ватикана
Режим работы: ежедневно с октября по март: с 7-00 до 18-30 с апреля по сентябрь: с 7-00 до 19-00 Стоимость билета: бесплатно
Площадь Святого Петра и древнеегипетский обелиск
Главная площадь Ватикана, создающая единый архитектурный ансамбль с базиликой Сан Пьетро, была спроектирована Лоренцо Бернини. В плане площадь Святого Петра условно разделена на две части: трапециевидную, примыкающую непосредственно к собору, и овальную. Величественная колоннада, обрамляющая площадь, состоит из двух полукружий.
Площадь украшают два фонтана, установленные в геометрических центрах окружностей, полукружиями которых является колоннада.
В самом центре площади Святого Петра установлен древнеегипетский обелиск, привезенный из Гелиополя императором Калигулой в 40 году нашей эры. Долгое время данная достопримечательность использовалась в качестве гномона солнечных часов.
Главная достопримечательность Ватикана — площадь Сан Пьетро на фото
Площадь Святого Петра. Вид с купола базилики
Древний обелиск на площади Святого Петра в Ватикане
Апостольский дворец
Одним из самых важных сооружений Ватикана и его достопримечательностью является грандиозный Апостольский дворец, в котором располагается официальная резиденция Папы Римского. Само здание является архитектурным миксом, состоящим из построек разных эпох и стилей. Помещениях комплекса размещаются государственные учреждения, залы для аудиенций, библиотека, рабочий кабинет Папы, а также всемирно известные музеи Ватикана.
Увидеть некоторые помещения Апостольского Дворца возможно при покупке билета в Музеи Ватикана.
Апостольский дворец
Библиотека Ватикана
Музеи Ватикана
Еще одной достопримечательностью Ватикана, получившей популярность во всем мире, является музейный комплекс Святого Престола, обладающий одним из самых больших собраний произведений искусства. Экспозиция музеев Ватикана представлена в многочисленных залах и галереях общей протяженностью порядка семи километров.
Помимо произведений искусства, мебели, объектов религиозного назначения и собраний античных драгоценностей, заслуживают отдельного внимания дворцовые интерьеры. Частью музеев Ватикана явдяется знаменитая Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля, а также Апартаменты Папы Александра VI Борджиа с росписями Пинтуриккио.
Музеи Ватикана на фото
Галерея географических карт в Музеях Ватикана
Сикстинская капелла — главная достопримечательность Музеев Ватикана
Павильон карет. Музеи Ватикана
Внутренний двор в Музеях Ватикана
Режим работы: пн-сб: с 9-00 до 16-00 воскресенье: выходной Стоимость билета: 16€ + 4€ при покупке билета он-лайн Забронировать билет в Музеи Ватикана можно здесь.Сады Ватикана
Сады Ватикана можно назвать самой огромной достопримечательностью города. Невероятно, но парковая зона занимает более половины площади всего государства! На территории Садов находятся многочисленные фонтаны, гроты, небольшие святилища и др.
Посетить Сады Ватикана возможно только в составе группы. Продолжительность экскурсии — 2 часа.
Сады Ватикана на фото:
Сады Ватикана
Сады Ватикана. Вид с купола базилики Святого Петра
Режим работы: пн-сб: с 9-00 до 18-00 среда, воскресенье: выходной Стоимость билета: 32€ (входит посещение Музеев Ватикана) Забронировать билет в Сады Ватикана можно здесь.
Вилла Пия
Еще одной достопримечательностью Ватикана является так называемая «Вилла Пия», построенная в XVI веке в качестве летней резиденции понтифика. Несмотря на то, что сооружение названо в честь папы Пия IV Медичи, строительство виллы было начато в период понтификата его предшественника — Павла IV Карафа.
На сегодняшний день в здании располагается головной офис Папской академии наук. Архитектором сего изысканного изваяния является неаполитанец Пирро Лигорио, прославившийся строительством виллы Д’Эстэ в Тиволи.
Ознакомиться с данной достопримечательностью возможно в ходе экскурсии по Садам Ватикана.
Некрополь Ватикана — любопытная достопримечательность для любителей археологии
Одной из самых интересных с археологической точки зрения достопримечательностей Ватикана является древний некрополь, расположенный на глубине десяти метров под актуальным зданием базилики Святого Петра, ниже уровня Священных Грот. Согласно легенде, именно здесь находится захоронение первого папы римского — апостола Петра.
Посетить античный некрополь Ватикана возможно только в сопровождении организованной группы, совершив предварительное бронирование. Экскурсия длится полтора часа и заканчивается у гробницы Святого Петра, откуда посетители могут подняться непосредственно в базилику.
Предварительная запись возможно по электронной почте [email protected] В заявке необходимо указать количество участников, их фамилию и имя, предпочтительный язык экскурсии, а также период из нескольких дней, в которые хотелось бы совершить осмотр достопримечательности. Точное время и дата визита будут указана в ответном письме.
Некрополь Санта Роза
Еще одна античная находка, которая может порадовать любителей древнего Рима — некрополь Сатна Роза, найденный в 2003 году в ходе работ по обустройству зоны парковки. Его особенность заключается в том, что данное место погребения предназначалось представителям низших сословий. Здесь нашли упокоение рабы и вольноотпущенники. Некрополь использовался до середины IV века. В ходе раскопок были обнаружены порядка сорока погребальных помещений и более 200 захоронений.
Режим работы: пн-пт: с 9-00 до 18-00 суббота: с 9-00 до 17-00 Стоимость билета: 26 € (входит посещение Музеев Ватикана) Приобрести билет в Некрополь Санта Роза возможно здесьЦерковь Святой Анны Палафрэньери
Среди прочих достопримечательностей Ватикана достойна внимания и небольшая церковь Святой Анны, расположенная на границе Ватикана у ворот Порта Сант Анна. Сооружение было построено известным итальянским архитектором Джакомо да Виньола в стиле маньеризма во второй половине XVI века. Фасад и внутреннее убранство украсили церковь двумя веками позже.
Зал аудиенций Павла VI
Довольно крупное сооружение, предназначенное для проведения Папой аудиенций, является частично экстерриториальным. Здание было построено в 1964—1971 годах в период понтификата Павла VI. Зал аудиенций вмещает до 12000 человек.
Железнодорожный вокзал Ватикана
Главная и единственная железнодорожная станция самого маленького государства в мире, расположена на территории Ватикана. Строительство вокзала было начато сразу вскоре после подписания Латеранских соглашений в 1929 году и закончено через 4 года. Станция Ватикана с самого начала своего существования использовалась лишь в исключительных случаях. Например, в апреле 1959 году с вокзала был отправлен специальный состав, предназначавшийся для транспортировки гробницы Папы Пия X в Венецию, несколькими годами позже Папа Иоанн XXIII совершил поездку в Лорето и Ассизи. В последние годы железнодорожная станция не однократно принимала составы с детьми инвалидами, для которых были организованы специальные туры для осмотра достопримечательностей Ватикана.
Начиная с 11 сентября 2015 года с вокзала отправляются туристические составы по направлению Кастель Гондольфо, транспортирующие желающих посетить виллу Понтифика.
Достопримечательности Ватикана на карте
Подробную карту с достопримечательностями Ватикана в большом разрешении можно увидеть и скачать здесь
Достопримечательности Ватикана: фото и подробное описание
Средняя оценка 4.9 Проголосовало 11Понравилась статья? Поделись с друзьями!
39rim.ru
«Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 1: gorbutovich
В архив. Выставка из Пинакотеки Ватикана в Москве.Часть 1 из 4: от иконы XII века «Христос Благословляющий» до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини
Carlo Crivelli, (Venezia 1435 ca. - Ascoli Piceno 1494). Pietà. Tempera su tavola, cm 105 x 205. Inv. 40300. Pinacoteca vaticana. Source
Ажиотажная выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Государственной Третьяковской галерее, продленная до 1 марта 2017, заканчивает работу.
Как нетрудно догадаться, на выставку попали не все, кто хотел бы сходить при прочих обстоятельствах. На мой личный взгляд – экспозиция достойная, качественная и т.п., средневековые и ренессансные картины чудесны; но проходившая параллельно выставка в Пушкинском музее «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» не менее интересный проект – там были собраны проведения из множества музеев Европы в чрезвычайно интересном замысле. Мы же все-таки, слова богу, не в СССР за железным занавесом живем, при желании и возможности Рим доступен. Выставка «Roma Aeterna» в очередной раз продемонстрировала силу PR, любимого эффекта толпы и громких имен: как в названии; так и в рассказах, что о ней лично Путин с Папой Франциском договаривался, а потом не было денег, но Алишер Усманов спас проект всё оплатив.
Подозреваю, что гуляя по бесконечным Музеям Ватикана, многие наши соотечественники не очень-то и замечают большинство картин, посетивших Москву. Выставка же дает возможность посмотреть работы внимательно и вдумчиво. В этом безусловная привлекательность выставочных проектов из одного музея.
Все работы [*] выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Начало: от иконы XII века «Христос Благословляющий» до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини
Государственная Третьяковская галерея, 25 ноября 2016 - 01 марта 2017 .
[*] 35 или 42 произведения – смотря как считать.
На выставке показаны произведения за 6 столетий – с XII по XVIII века.
Фотографирование на выставке строжайшим образом запрещено, пойманных нарушителей просят удалить кадры. Даже к съемке журналистов на пресс-показе и открытии предъявлялись беспрецедентные спецтребования. В интернете в приемлемом качестве есть далеко не всё. Фотографии кликабельны
2.Photo © Vatican Museums. via. Вид на стене в раме – фотография Олеся Курпяевой, Российская газета
Римская школа. Христос Благословляющий. Вторая половина XII в. Алтарный образ. Холст, наклеенный на дерево, темпера. 98 х 59 см.
«Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня.» [1]
Икона поступила в Пинакотеку из церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, Рим. Однако не ясно находился ли образ в самой церкви или в другой части монастыря, которому эта церковь принадлежала.
3.Margaritone d'Arezzo, St. Francis, Vatican, Museum. Data 26 maggio 2010. via
Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д'Ареццо (около 1216, Ареццо - около 1290, Ареццо). Святой Франциск Ассизский. 1250-1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2 х 53,9 см.
Из буклета выставки: «Маргаритоне д'Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, – один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи.» [1]
4.Фрагмент. via
На самом деле эта работа – одна из шести сохранившихся подобных изображений Франциска, подписанных Маргаритоне. Узкие деревянные картины, с фронтально стоящими фигурами святого, возможно, предназначались для украшения церковных колонн и, судя по числу выполненных Маргаритоне таких работ, были широко распространены.
Про Франциска Маргаритоне запланирован отдельный пост.
5.The Passion of Christ. Attributed to Alesso di Andrea. via
Приписывается Алессо ди Андреа (работал в 1341-1347). Распятие со сценами Страстей. Около 1345. Алтарный образ. Дерево, темпера. 55 х 66,5 см.
«О художнике, создавшем это интереснейшее произведение, известно лишь то, что он работал во Флоренции в середине XIV века, но картина характеризует Алессо ди Андреа как одного из оригинальнейших мастеров своего времени. Изображены сцены Страстей Христовых. В центре — «Распятие» с Иоанном Крестителем и святым Павлом по бокам вверху — «Христос прощается с матерью» и «Воздвижение Креста», внизу — «Оплакивание», «Положение во гроб», «Дева Мария и святой Иоанн на пути к Гробу Господню» и «Скорбящая Дева Мария, склоняющаяся над гробом». Иконография картины необычна: внимание акцентируется на страданиях Богоматери, черное платье которой привлекает взгляд зрителя в каждой из сцен, заставляя воспринимать картину как повесть о материнском горе.» [1]
6.Фрагмент. «Христос прощается с матерью»
Включение этого эпизода в цикл Страстей является большой редкостью в итальянской живописи XIV века, потому что он происходит не столько из библейского текста, сколько из молитвенной практики, характерной для Северной Европы.
7.Фрагмент. Сцена «Воздвижение Креста»
Христос должен вот-вот взойти на крест с помощью приставной лестницы. Эпизод взят из апокрифического текста, например, из Евангелия от Никодима.
8.«Распятие», фрагмент.
Святой Павел со своими традиционными атрибутами: мечем и книгой.
9.Фрагмент. «Скорбящая Дева Мария, склоняющаяся над гробом»
Обращаю внимание на птичек. Они же есть и в других сегментах картины.
10.Christ before Pilate. Pietro Lorenzetti (1280–1348). 1340s. Tempera and gold leaf on wood. Pinacoteca Vaticana. via. Вариант цветопередачи фотографии: Print Collector /Getty Images /TIME. via, но вариант из wikimedia ближе к истине
Пьетро Лоренцетти (между 1280 и 1285, Сиена - 1348?, Сиена). Иисус перед Пилатом. Около 1335. Дерево, темпера, золото. 38,5 х 28,5 см.
«Пьетро Лоренцетти — один из крупнейших мастеров готической Сиены, богатейшего города, в Средние века бывшего успешным соперником Флоренции. Картина — створка походного алтаря-складня, всегда находившегося при ее владельце, нечто вроде иконы-оберега. Сиена славилась своими ювелирами, и среди красок, используемых художником, — драгоценные золото и лазурит. Тщательность исполнения напоминает о миниатюрах в роскошных молитвословах, предназначенных для аристократов, но Пьетро Лоренцетти передает всю психологическую сложность евангельского текста, повествующего о встрече духа, воплощенного в фигуре Иисуса, и власти, воплощенной в фигуре Пилата.» [1]
«Иисус перед Пилатом» – часть серии Страстей Христовых, обычно состоящей минимум из четырех и максимум из шести небольших картин. На данный момент выявлена еще только одна работа Пьетро Лоренцетти, которую относят к этой серии – Распятие из музея Метрополитен.
11.Фотография: Музеи Ватикана. via. Без подрезанных краев – в раме
Мариотто ди Нардо (работал в 1385-1424). Рождество. Около 1385 года. Дерево, темпера. Пределла. 35 х 29,5 см
«Создавший эту картину Мариотто ди Нардо работал во Флоренции на рубеже XIV и XV веков и был одним из самых крупных представителей школы Джотто. «Рождество» было частью пределлы большого алтаря, как называлась нижняя вытянутая часть алтарного образа, находящаяся под главным изображением и состоящая из одной или нескольких досок, расписанных повествовательными историями.
12.Фрагмент. Мариотто ди Нардо. Рождество. Около 1385 года. Фотография: Музеи Ватикана. via
Сюжет взят из Евангелия от Луки, рассказывающего о том, что первыми о рождении Иисуса Христа узнали пастухи, пасшие стада недалеко от хлева, в котором нашло приют Святое семейство. Пастухам явился ангел, поведавший о чуде, и они тут же поспешили поклониться Младенцу.» [1]
13.The Nativity (oil on panel). Giovanni di Paolo di Grazia. via
Джованни ди Паоло ди Грация, прозванный Джованни ди Паоло (между 1395 и 1400, Сиена - 1482, Сиена). Рождество и Благовестие пастухам. Около 1435-1440. Пределла. Дерево, темпера. 40 х 46,5 см.
«Картина сиенского художника Джованни ди Паоло, хотя и создана в середине XV века, пропитана духом поздней готики. Фигура Девы Марии, склонившейся над Младенцем, помещена перед воротами замка, окруженного гранатовым садом, вместо традиционного хлева — таинственная пещера, и Рождество представлено как волшебная ночная сказка. Гранатовое дерево выбрано не случайно: гранат с древности — атрибут подземного мира, и, связанный с загробной жизнью, он в данном случае символизирует грядущую смерть Иисуса во искупление грехов человечества. В левом углу привлекают внимание две женские фигуры. Это повитухи Гелома и Саломея, которых, согласно апокрифическому Евангелию от псевдо-Матфея, очень популярному тексту в Средние века, Иосиф привел к Марии.» [1]
14.Gentile di Niccolò, detto Gentile da Fabriano, (Fabriano 1370 ca. - Roma 1427). Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Tempera su tavola, cm 35,5 x 36; cm 30 x 62. Inv. 40249. San Nicola salva una nave da un naufragio. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source
Джентиле да Фабриано (около 1370, Фабриано - 1427, Рим). Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Около 1425. Пределла. Дерево, темпера. 35,5 x 36 см.
«Часть пределлы Джентиле да Фабриано, одного из самых пленительных мастеров итальянской поздней готики, рассказывает о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, равно почитаемым православной и католической церковью. На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков. Плывущая в волнах русалка, согласно средневековой символике, олицетворяет собой демоническую силу, которая и вызвала бурю, но Джентиле да Фабриано, разбросавший в водах фантастических обитателей морских глубин, превращает назидательную повесть о победе над дьяволом в чудесный живописный мираж.» [1]
15.San Nicola salva una nave da un naufragio. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source
Эта картина была частью пределлы полиптиха Кваратези, написанного Джентиле да Фабриано для церкви Сан Никколо сапр'Арно во Флоренции, поэтому посвящение пределлы алтаря главному святому храма было совершенно естественным.
16.Guido di Pietro, detto Beato Angelico, (Vicchio 1395 ca. - Roma 1455). Storie di S. Nicola di Bari, 1437 ca. Tempera su tavola, cm 35 x 61,5 ciascun pannello. Invv. 40252. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source
Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Анджелико (около 1395, Виккьо, Флоренция - 1455, Рим). Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1447-1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото. 35,5 х 64,4 см.
«Гвидо ди Пьетро принял постриг под именем брата Джованни, но уже Вазари прозвал его Анджелико, Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера. В дальнейшем к прозвищу присоединилось прилагательное «Беато», и в историю искусства он вошел под именем Фра Беато Анджелико, Блаженный Ангельский брат. В 1982 году папа Иоанн Павел II официально причислил его к лику блаженных, и теперь он стал небесным покровителем художников. Это самый нежный и поэтичный художник флорентийского XV века.
Данная работа посвящена чудесам святого Николая, совершенным им после смерти. Справа святой Николай спасает от гибели судно, слева – обращается к морякам, приплывшим из Александрии с грузом зерна для римского императора. Он просит их дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится.» [1]
17.Beato Angelico, Storie di S. Nicola di Bari, Miracoloso salvataggio di una nave dal naufragio. Source
Работа – центральная часть пределлы алтаря, написанного Беато Анджелико для капеллы Гвидаллоти в церкви Сан Доминико в Перудже.
18.Carlo Crivelli, (Venezia 1435 ca. - Ascoli Piceno 1494). Pietà. Tempera su tavola, cm 105 x 205. Inv. 40300. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source
Карло Кривелли (около 1435, Венеция - 1494, Асколи-Пичено). Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото. 105 х 205 см.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, – одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века.» [1]
19.Giovanni Bellini, (Venezia 1432 ca. - 1516). Compianto sul Cristo morto, 1473 - 76. Olio su tavola, cm 107 x 84. Inv. 40290. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source
Джованни Беллини (ок. 1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471-1474. Пинакль – алтарное навершие. Дерево, масло. 107 x 84 cм.
«Беллини – крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина – один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания – Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту.» [1]
20.Работа написана с учетом, что на нее будут смотреть снизу вверх. Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Фрагмент. Около 1471-1474. Дерево, масло. 107x84 cм. Музеи Ватикана. Фотография © Музеи Ватикана
Образ венчал алтарь с изображением коронования Девы Марии в центре, которое хранится в Городском музее Пезаро. Алтарь, известный как Пала Пезаро (алтарь Пезаро), – наиболее значительное произведение зрелого творчества Джованни Беллини. Точную дату его создания пока установить не удается, равно как и имя заказчика.
Источники:
[1] Буклет-брошюра «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». 25 ноября 2016 - 19 февраля 2017. (В буклете с описаниями экспонатов почему-то отсутствуют датировки и прочая атрибуция – даны только имя автора и название работы).Каталог: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо / Гос. Третьяковская галерея. — М., 2016. — 240 с. : ил. ISBN 978-5-89580-152-9и прочее.
Дополнительно:
Афиша Daily, 14 сентября 2016: интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым: «Нужно брать Караваджо»: Аркадий Ипполитов о выставке Пинакотеки ВатиканаМультимедийный видеомост Москва – Ватикан, посвященный проекту Третьяковской галереи «Roma Aeterna». МИА "Россия сегодня", 25 октября 2016. Участники в Москве: генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира ТРЕГУЛОВА; куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов; директор Благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Мария Красникова. Участник в Ватикане: директор Музеев Ватикана Антонио Паолуччи.Информация о выставке - на сайте музея: «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»- на сайте спасителя Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова
Все произведения выставки:
1) «Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 1: от иконы XII века «Христос Благословляющий» до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини. Зал 1.2) «Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 2: от Эрколе де Роберти до Веронезе. Караваджо. Пуссен. Залы 1 и 2.3) Все картины выставки «Roma Aeterna». Часть 3: XVIII век, Астрономические наблюдения, Донато Крети. Зал 3.4) Все картины выставки «Roma Aeterna». Часть 4: XVII и XVIII века – оставшиеся картины. Зал 2.
gorbutovich.livejournal.com
Рим. Музеи Ватикана. Часть 7. Пинакотека: bykovvg_1952
Посещением Пинакотеки мы завершаем экскурсию по Ватиканским музеям.1.Ватиканская пинакотека была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан. Картины ватиканской пинакотеки размещались в папских покоях, неоднократно перемещаясь из одного помещения в другое, до тех пор, пока не были размещены в одном из крыльев Бельведерского дворца, где 19 марта 1908 года состоялось торжественное открытие пинакотеки для публики. В 1932 году для пинакотеки по заказу папы Пия XI было построено новое здание (архитектор Л. Бельтрами), где она размещается по сегодняшний день. Открытие пинакотеки в новом здании состоялось 27 октября 1932 года.2.
3.
Микеланджело: ПьетаУ входа в Пинакотеку установлена Пьета. Пьета - иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Мы видим известнейшую Пьету молодого Микеланджело Буонаротти. Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. В музее хранится только точная копия, оригинал же выставлен в соборе св. Петра.4.
5.
В пинакотеке Ватикана представлены главным образом работы итальянских мастеров, а также приобретенная папой Пием X коллекция византийского искусства, работы художников из других стран немногочисленны. Всего в собрании представлено около 460 картин XII-XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке. По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы.6.
Зал I (XII-XV вв.): Средневековые сиенская, умбрийская и тосканская школыБольшинство картин в Средние Века исполнялись на досках, на религиозные темы и по заказам религиозных институтов для украшения святилищ. Картины характеризовались отсутствием динамики, так как произведения служили всего лишь звеном между молящимися и священными сущностями. Фигуры изображались в двухмерном пространстве с бесстрастными лицами. Как правило, рисунок выполнялся на золотом фоне с делением композиции на регистры, как диктовала жесткая иерархическая схема тех времен. В первых двух залах Пинакотеки экспонируется серия средневековых деревянных панно, в свое время названных "Примитивы".
Самой стариной картиной собрания является Страшный Суд - работа круглой формы с прямоугольной приставкой снизу; возможно подобная форма была выбрана художником, чтобы подчеркнуть вселенский масштаб события. Ведь в Средние Века верили, что Земля имеет форму диска. Скорее всего, доска, датированная XII веком, использовалась как алтарный образ.7.
Школа Джунта Пизано: Св. Франциск и сцены из его жизни (1260-1270)8.
Умбрийская школа: Расписной крест (1260-1270)9.
Антонио Венециано: Св. Мария Магдалина (XIV в.)10.
Антонио Венециано: Св. Иаков Зеведеев (XIV в.)11.
Зал II (XIII-XV вв.): Картины сиенских художников тречентоДжотто ди Бондоне: Триптих СтефанескиТриптих Стефанески был написан Джотто ди Бондоне для главного алтаря Собора св. Петра в Ватикане, построенного при императоре Константине по повелению кардинала Якопо Каэтани Стефанески - заказчика всех работ Джотто. Алтарная картина написана как с лицевой, так и с оборотной стороны, чтобы ее видели и Папа, восседающий на троне в апсиде, и верующие за ходом литургии со стороны нефа. На стороне, обращенной к прихожанам, в центральной части изображен св. Петр на троне, к ногам которого склонился заказчик картины - кардинал Стефанески в церемониальных одеждах и с моделью триптиха в руках; в боковых створках по правую руку изображены св. Иоанн Богослов и св. Андрей, а слева - св. Иаков и св. Павел; от нижней части осталась только одна створка с изображением других святых.12.
13.
Зал III (XV в.): Флорентийская живопись времен РенессансаФилиппо Липпи: Коронование БогородицыТриптих, изображающий Коронование Богородицы кисти монаха-кармелита Филиппо Липпи, выполнен по заказу монастыря. Липпи был в курсе новых веяний в живописи - его стилю не чужда пластичность поз, а лица персонажей выражают чувства, заимствованные из реальной жизни. Трон Богоматери установлен на приподнятом помосте со ступенями, изображенными в перспективе и украшенными цветным мрамором, так же как и перила. Фоном композиции служит голубое небо, а не абстрактный золотой цвет.14.
Беноццо Гоццоли: Мадонна (1450)15.
Зал IV (XV-XVI вв.)Мелоццо да Форли: фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли16.
17.
18.
Зал V (XV в.)Эрколе де Роберти: Чудеса св. Винченцо Феррера (1473)Пределла "Чудо Святого Винсента Феррер" рассказывает о деяниях монаха-доминиканца Винсент Феррер. Начиная с 1401 года Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров и вальденсов. Его проповеди на юге Франции, в Швейцарии и Савойе были успешными, большое число еретиков вернулось в католицизм. Феррер был канонизирован папой Каликстом III в 1455 году. Картины, посвящённые святому, создали также Тициан, Фра Беато Анджелико, Беллини, Франческо дель Косса, Гирландайо и другие. Святой Феррер считается покровителем Валенсии и всего валенсианского региона. В его честь названы два бразильских муниципалитета-Сан-Висенти-Феррер и Сан-Висенти-Феррер (Мараньян).19.
Лукас Кранах Старший: ПьетаЛукас Кранах Старший (1472-1553) - немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.20.
Зал VI (XV в). ПолиптихиКарло Кривелли: Пьета (1831)Работа, подписанная Карло Кривелли, вероятно, является верхней частью полиптиха и была куплена в 1831 году папой Пием VII в Марше. В этом регионе художник провел большую часть своей жизни, работая во главе важного семинара для местных церквей и монастырей. В композиции следует отметить крайнюю оригинальность языка, обработанного Кривелли, в котором достижения ренессансной перспективы и острых объемов моделирования связываются с декоративными каденциями. Витая линия создает почти абстрактные фигуры и нереальные, но композиция достигает торжественного и необычайно драматичного эффекта.21.
Витторио Кривелли: полиптих "Богоматерь на престоле со св. Павлом, Августином, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом" (1481)Витторио Кривелли - автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, в котором заметны и достижения эпохи Возрождения. Светских картин Кривелли почти не писал. Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Свои картины он подписывал "Витторио Кривелли, Венецианец".22.
Антонио Виварини: Святой Антоний Аббат, оплакиваемый Христос и святыеАнтонио Виварини (Антонио да Мурано) (1418-1484) - один их ранних представителей венецианской школы живописи.23.
Николо Алунно: Распятие среди святых24.
Никколо Алунно: Коронация Богородицы, Осаждение Христа и святых, известное как Полиптих Монтельпаро (1466)Этот полиптих из Монтельпаро (Асколи-Пичено), был, вероятно, выполнен в монастырской церкви святого Августина, а затем переехал в замок Монтельпаро после землетрясения 1703 года. Картина подписана "Николас Фульгинас" и датирована 1466 годом. Она была куплена папой Григорием XVI в 1844 году. Полиптих свидетельствует об очевидном влиянии венецианской культуры. В центре алтаря изображено Коронование Богородицы и Христа в окружении многочисленных фигур святых.25.
Марко Палмеззано: Благовещение (конец XV в.)26.
Бартоломео Томмасо: Рождество, Поклонение волхвов27.
Марко Палмеззано: Мадонна со св. Франциском, св. Лаврентием, св. Иоанном крестителем, св. Петром, св. Домиником и св. аббатом Антонием28.
Кола дель Аматриче (Никола Филотезио): Успение Богоматери и святых Лоуренса, Бенедикта, Марии Магдалины и Схоластики (1515)29.
Зал VII (XV-XVI вв.)Мариано д'Аустерио да Перуджо: Мадонна со свв. Иоанном Крестителем, Джеромом, Лаврентием и Домиником (1493)30.
Пьетро Перуджино: Мадонна с младенцем и святыми Лаврентием, Людовиком из Тулузы, Эрколано и Константином, известная как Мадонна Децемвиров (1496)Темой работы была так называемая Святая беседа. Под этим термином понимается один из самых распространенных в XV веке иконографических сюжетов, предусматривавших помещение в центр композиции Богоматери, восседающей на троне в окружении святых на фоне архитектурных строений или пленительного пейзажа. Богоматерь держит Младенца на коленях, сидя на троне, установленном на помосте, безукоризненно написанном с точки зрения перспективы и украшенном ложными барельефами, напоминающими узоры античных барельефов. Святые по обе руки от Богоматери снабжены символами, указывающими на их роль в жизни Церкви.31.
Пьетро Перуджино: Святые Бенедикт, Флавиа и Пласидо32.
Пьетро Перуджино: Воскресение (1499-1500)Работа берет свое второе название от церкви Сан-Франческо-аль-Прато из Перуджи, где она была изначально расположена. Она была введена в эксплуатацию в 1499 году, закончена предположительно около 1501 года. Во время художественных работ, связанных с французским наполеоновским вторжением в Италию, он был доставлен в Париж. Картина вернулась в Италию в 1815 году, и с тех пор экспонируется в художественной галерее музеев Ватикана. Согласно историку искусства Джованни Баттиста Кавалькасселле, Рафаэль, тогда еще помощник Перуджино, сыграл важную роль в исполнении Воскресения. Однако это мнение отвергается большинством других искусствоведов.33.
Пьетро ди Джованни, прозванный Испанцем, ученик Перуджино: Поклонение волхвов34.
Зал VIII (XVI в.). Рафаэль СантиПапа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию, где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена 20 декабря 1516 года.35.
36.
Рафаэль Санти: Преображение Господне (1518-1520)Вначале Рафаэль намеревался писать Воскресение Христа и подготовил несколько рисунков, но вскоре оставил этот сюжет и приступил к написанию на дереве большой картины размером 405×378 сантиметров "Преображение", в которой с наибольшей остротой выражено разочарование в классических идеалах. Его чуткая натура не могла не видеть трагедию, переживаемую искусством Высокого Возрождения, главные заказчики которого - королевские дворы, высшие иерархи Церкви и аристократия-думали только о наслаждении жизнью, не замечая, что она проходит мимо и надвигается пора жестокой расплаты за излишества и забвение интересов простого люда, осуждённого на унижение, бесправие и нищенское существование. Всё это нашло отражение у Рафаэля в последнем его контрастном творении, поделенном на две части. В верхней половине - на горе Фавор, куда Христос по прошествии шести дней после памятного разговора с учениками о душе и вере поднялся вместе с Петром, Иаковом и его братом Иоанном, произошло чудо и Спаситель преобразился перед ними, дабы убедить их в своей божественной сути. Его лицо просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег. В нём был источник силы и божественного света, который привлек показавшихся ветхозаветных пророков Моисея со скрижалями и Илию с книгой в руках. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия.37.
Рафаэль Санти: Коронование Марии, или алтарь Одди (1502-1503)"Алтарь Одди" или "Коронование Девы Марии" - алтарная картина Рафаэля, выполненная по заказу Магдалины Одди. Когда картина была готова, её вместе с пределлой разместили в церкви святого Франциска в Перудже. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки, была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх: Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления: в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами) показали, что картина была написана в два приема: вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции - изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага - относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены.38.
Рафаэль Санти: "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Принесение во храм" (1502-1503)Пределла алтаря Одди состоит из трех картин размером 27×50 см, на которых показаны три эпизода из детства Христа: "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Принесение во храм".39.
Рафаэль Санти: Мадонна ди Фолиньо (1511)Картина написана в 1511-12 годах маслом на дереве, в 1802 году переведена на холст, имеет размеры 320×193 см. Это произведение предшествует такому шедевру всех времен и народов, как Сикстинская Мадонна. Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти, когда в его дом в Фолиньо упал метеорит. До 1565 года картина находилась в алтаре церкви св. Марии в Риме, где был захоронен заказчик, а после перевезена в церковь св. Анны монастыря в Фолиньо. В 1797 году Мадонну ди Фолиньо вывезла в Париж наполеоновская армия, где она хранилась некоторое время. После падения Наполеона возвращена в Рим, где в 1958 году была выполнена реставрация.40.
Рафаэль Санти: Надежда, Благотворительность, Вера (1507)Пределла алтаря Баглиони41.
Окончание отчета смотреть здесь.
bykovvg-1952.livejournal.com
Музеи Ватикана — коллекции и собрания, открытые для посещения — 39Rim.ru
Последние изменения: Апрель 20, 2018
Узнать, понять и прочувствовать Вечный город невозможно без посещения одной из самых крупных в мире коллекций произведений искусств, которая находится на территории государства Ватикан. Она была собрана на протяжении столетий поколениями понтификов и на сегодняшний день включает в себя собрание восточных древностей Ассирии и Египта, артефакты проживавших на территории современной Италии этрусков и предметы искусства периода греко-римской античности. Музеи Ватикана хранят в своих стенах ранние христианские реликвии III – XIV веков и художественные шедевры великих мастеров эпохи Ренессанса, а также этнографические, нумизматические и многие другие коллекции.
Принято считать, что начало этому собранию положил папа Юлий II, когда 14 января 1506г., под небольшим слоем почвы в виноградниках на Эсквилинском холме, была обнаружена необычная мраморная статуя. Владелец участка – Феличе де Фредис – незамедлительно известил понтифика о находке, в которой архитектор Джулиано да Сангалло признал римскую копию знаменитой бронзовой древнегреческой скульптуры Лаокоона, изображавшую известный эпизод, описанный в «Энеиде». Являясь ценителем классического искусства, папа Юлий II выкупил статую, вероятно привезенную в Рим императором Тиберием.
Скульптура «Лаокоон и его сыновья»
Он поместил ее на самом видном месте в разработанном архитектором Донато Браманте восьмиугольном дворике, специально предназначенном для размещения папской коллекции античной скульптуры в саду Бельведера. Уже через месяц найденный шедевр был выставлен на всеобщее обозрение. Демонстрация скульптуры для широкой общественности считается тем самым учредительным актом, положившим начало собранию мирового культурного наследия и созданию музеев Ватикана. На постоянной основе они были открыты для публики в 1771 г. по указу папы Климента XIV. В октябре 2006г. музей отметил свое 500-летие.
Это интересно!
Сенсационный случай произошел в мае 1938 г., когда Адольф Гитлер прибыл в Рим в качестве гостя короля Витторио Эмануэле III по приглашению Бенито Муссолини. Чтобы избежать встречи с лидером нацистской Германии, папа Пий XI был вынужден несколько дней провести в своей резиденции на вилле Кастель Гандольфо, находящейся в 20-ти километрах к югу от Рима. Перед этим он принял беспрецедентное решение – закрыть для посещения музей и Собор Святого Петра на время визита фюрера. Таким образом, нога немецкого лидера так и не ступила на территорию Ватикана.
20 декабря 2016г. папа Франциск был назначен директором ватиканских музеев, приняв эту должность 1 января 2017-го. Впервые за всю историю, заместителем руководителя стала женщина – итальянка Барбара Джатта, искусствовед с докторской степенью в области итальянской истории искусства.
Музеи Ватикана: коллекции и собрания
Музеи Ватикана – это целый комплекс, состоящий из нескольких дворцов и включающий в себя более десятка музеев, каждый из которых имеет множество залов, картинных галерей и коридоров, часовен и папских апартаментов. Охватить все это за одно посещение просто невозможно, но составить некоторое представление о крупнейшей в мире коллекции произведений искусств поможет приведенный ниже список.
Музей Пио – Клементино
Папское собрание классической скульптуры этого музея, основанного на коллекции Юлия II (1503-1513) из его восьмиугольного Двора статуй, было увеличено и дополнено во второй половине XVIII века папами Климентом XIV (1769-1774) и Пием VI (1775-1799). Многие шедевры по Толентинскому договору, заключенному 19 февраля 1797 г. между наполеоновской Францией и Папской областью, были вывезены в Париж. После Венского конгресса 1815 г., благодаря дипломату Антонио Канова, большинство произведений возвратилось в музеи Ватикана.
Зал Ротонда в музее Пио — Климентино
Музей Профано
Открытая папой Климентом XIII в 1761 году экспозиция расположена в четырех галереях, в которых можно увидеть камеи, мелкие изделия из бронзы, слоновой кости и горного хрусталя, изготовленные до начала XIX века.
Григорианский музей этрусков
Основанный по инициативе Папы Григория XVI и открытый 2 февраля 1837г. музей стал одним из первых, специально предназначенных для сбора и хранения этруских древностей. Коллекции Falcioni (1898), Benedetto Guglielmi (1935), Mario Astarita (1967), Giacinto Guglielmi (1987) позволяют проследить историю древней Этрурии, начиная с IX века до н.э. В 22 залах музея экспонируются изделия из бронзы, стекла, слоновой кости и керамики, обнаруженные при раскопках на территории Рима и Лацио.
Один из залов Музея этрусков
Египетский музей
Основанный в 1839г. папой Григорием XVI музей включает 9 залов, в которых представлен целый ряд статуй, архитектурных элементов, настенных украшений и мумий, привезенных из Древнего Египта римскими императорами с целью декорирования зданий, святилищ и собственных вилл.
Один из залов Египетского Музея
Григорианский музей Профано
Находящаяся в Апостольском дворце коллекция, открытая 16 мая 1844 г., представляет классическое искусство Древней Греции – оригиналы скульптур, погребальные урны, стелы и саркофаги, барельефы и архитектурные фрагменты. Кроме этого, здесь можно увидеть некоторые древнеримские копии, выполненные в имперские времена с греческих оригиналов. Большая часть собрания, ранее хранившаяся в Латеранском дворце в Риме, пополнила музеи Ватикана только в шестидесятые годы прошлого века.
Музей Пио Кристиано
Основанная в 1854 г. папой Пием VI коллекция музея объединяет многочисленные ранние христианские скульптуры и саркофаги III – V веков, взятые из разных церквей Рима и извлеченные из римских катакомб Папской Комиссией по Священной Археологии, учрежденной в 1852 году.
Музей Кьярамонти
Состоит из трех галерей, основанных папой Пием VII (Григорио Кьярамонти):
- Galerria Chiaramonti, где находится почти тысяча античных скульптур, урн и саркофагов;
- Galerria Braccio Nuovo, с оригиналом знаменитой статуи римского императора Цезаря Августа;
- Galerria Lapidaria, являющаяся настоящей каменной библиотекой и содержащая более 3 тысяч «страниц», высеченных на плитах, фундаментах и надгробиях саркофагов.
Галерея Кьярамонти
Этнологический миссионерский музей
Он возник в 1926г. после закрытия Всемирной миссионерской выставки, организованной папой Пием XI по случаю Юбилейного 1925 года. Ее экспонаты, документировавшие миссионерскую деятельность Церкви во всем мире, после окончания выставки были переданы в дар Святому престолу. На их основе Папа решил создать музей в Латеранском дворце, часть собрания которого несколько позже переместили в музеи Ватикана. Среди многих прочих экспонатов, здесь находится обширная коллекция китайских монет и предметов, принадлежавших ранее Британской школе археологии в Иерусалиме.
Исторический музей Ватикана
Основанный в 1973г. по указу папы Павла VI, музей содержит уникальную коллекцию портретов всех понтификов, начиная с XVI века, а также памятные предметы и старинную религиозную атрибутику, связанную с ритуалами папства. На нижнем, подземном этаже собраны транспортные средства, использовавшиеся папами на протяжении многих веков.
Одна из карет понтификов
Папамобиль
Музей современного религиозного искусства
Был открыт в 1973г. папой Павлом VI в Апостольском дворце Ватикана. Коллекция, размещенная в 55 залах, объединяет более 800 работ современных мастеров скульптуры и живописи. Здесь размещены произведения Винсент ван Гога, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Марка Шагала и многих других.
Музей филателии и нумизматики
Его презентация состоялась 25 сентября 2007 года. Здесь представлена обширная коллекция филателии Папского государства, почтовые открытки и проштемпелеванные конверты, а также их предварительные эскизы и образцы. Нумизматический раздел содержит монеты, выпускавшиеся в Ватикане с 1929 по 2001 гг., монеты после 2001года, номинированные в евро, и юбилейные – приуроченные к каждому Святому году.
Booking.comСветские здания Ватикана
Библиотека Ватикана
В основе коллекции библиотеки музеев Ватикана находится собственное собрание папы Николая V (1447 – 1455), насчитывавшее 350 рукописных изданий. В 1587 году по проекту архитектора Доменико Фонтана было построено новое здание библиотеки. Ее фонды значительно пополнились собраниями книг итальянского историка и библиографа Francesco Lepoldo Cicognara (1767 – 1834), князя Боргезе, а также потомками Барберини и прочими именитыми меценатами. Сегодня коллекция насчитывает более 150 тыс. рукописных томов, более 70 тыс. карт и гравюр и 200 тыс. автографов. В целом здесь хранится более 2 миллионов изданий. Однако стоит заметить, что библиотека не является открытой для общественности и работать в ней могут только сотрудники музеев Ватикана.
Библиотека Ватикана
Пинакотека
Картинная галерея, изначально размещавшаяся в апартаментах Борджия, была перемещена в новое здание, построенное в 1932 г. по проекту Луки Бельтрами на территории Ватикана.
Здание Пинакотеки
В 18 залах в хронологическом порядке размещены гобелены XI – XIX веков и работы великих художников эпохи Возрождения и Барокко – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Федерико Барокси, Тициана и многих других.
Часовни Ватикана
Помещения культового предназначения, украшенные средневековыми фресками, сегодня являются величайшими художественными и культурными ценностями Ватикана. Музеи предоставляют возможность воочию увидеть шедевры великих мастеров и посетить следующие из них:
- Сикстинскую капеллу – находится в Апостольском дворце. Ее стены были украшены в 1481г. фресками Пьетро Перуджино, Сандро Ботичелли, Козимо Росселини. Закончил работу в 1512 году великий Микеланджело Буонарроти, изменив оформление, сделанное предшествующей группой художников;
- капеллу Урбана VIII Барберини – личную часовню Папы, расписанную в 1631 году Пьетро да Кортона золотыми фресками;
- капеллу Николина – когда-то была частью квартиры папы Николая V. Она содержит одну из главных работ Беато Анджелико, сделанную им в период 1447 – 1448 гг.;
- капеллу Сан Пьетро Мартир – украшена росписью Джорджо Вазари в 1570 г.
Фрески Сикстинской капеллы
Капелла Николина. Фреска работы Беато Анджелико «Святой Стефан получает диаконат и раздает милостыню» (1447-1449)
Визит в музеи Ватикана будет неполным без посещения комнат Рафаэля и лоджий, украшенных его гениальным мастерством, папских апартаментов и многочисленных залов с мозаичными полами. Помимо этого, комплекс музеев включает в себя несколько археологических раскопок, папских вилл и садов понтификов.
Станцы Рафаэля в Апостольском дворце Ватикана
Фреска Рафаэля «Афинская школа» (1511)
Правила посещения музеев Ватикана и некоторые советы
Экскурсия в музеи Ватикана занимает довольно продолжительное время и, в зависимости от проявленного интереса, может растянуться даже на несколько дней. Поэтому к ней стоит подготовиться должным образом, приняв к сведению некоторые советы:
- не берите с собой большие рюкзаки или сумки, их придется оставить в камере хранения перед прохождением личного досмотра;
- запрещено проносить с собой зонты, любые колюще-режущие предметы и оружие;
- не берите с собой съестных припасов – это запрещено. Перекусить всегда можно в нескольких кафе Ватикана или приобрести еду и напитки в автоматах;
- не одевайтесь во фривольном стиле, избегайте одежды выше колена или с глубоким вырезом. Плечи должны быть прикрыты;
- не разрешается использование фотовспышки, а в помещении Сикстинской капеллы фотосъемка полностью запрещена;
- чтобы избежать громадной очереди, рекомендуется покупать билеты заранее, через интернет. Подробнее о видах билетов и их приобретении можно прочитать здесь;
- если вы не располагаете временем, можно напрямую, следуя по указателям, добраться в заключительную точку экскурсионного маршрута – Сикстинскую капеллу. Однако перед этим необходимо обязательно увидеть Станцы Рафаэля, посетить Апартаменты Борджия, Пинакотеку и Галерею современного религиозного искусства;
- так как в музеях Ватикана реставрационные работы проводятся на постоянной основе, не лишним будет убедиться на официальном сайте, что намеченный к осмотру зал будет открыт в данное время;
- стоит помнить, что попасть в Сады Ватикана можно только в сопровождении работников комплекса по предварительной записи.
Галерея географических карт
Помимо общедоступных достопримечательностей Ватикана, за закрытыми дверями Музеев скрывается еще один, неизвестный многим посетителям секретный Ватикан. Узнать о нем и как в него попасть можно узнать из нашей следующей статьи.
Ну и напоследок… Хотелось бы пожелать всем воочию увидеть собранные в музеях Ватикана шедевры мирового искусства! И не забудьте отправить из почтового офиса, расположенного на выходе, друзьям или самому себе почтовую открытку, которая навсегда останется самым дорогим памятным сувениром.
Музеи Ватикана — коллекции и собрания, открытые для посещения
Средняя оценка 5 Проголосовало 14Понравилась статья? Поделись с друзьями!
39rim.ru
как смотреть шедевры Ватикана в Третьяковке, Buro 24/7
Собрание пинакотеки
Пинакотека — одно из собраний комплекса Ватиканских музеев. Первые из них были учреждены в XVI веке папой Юлием II, тем самым, что заказал у Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, а у Рафаэля — фрески в станцы. Картинная галерея появилась намного позже: она была основана во второй половине XVIII века папой Пием VI. Ее собрание демонстрирует основные вехи религиозной итальянской живописи: от Проторенессанса, эпохи, предшествовавшей Возрождению, до Старых Мастеров. В коллекции — художники от Джотто и Симоне Мартини до Караваджо и Гвидо Рени. Увидеть в пинакотеке, впрочем, можно не только итальянцев: крупноформатные полотна французского классициста Пуссена и испанского мастера Мурильо не уступают национальной живописи.
Концепция выставки
Вопрос о выставке шедевров Ватиканской пинакотеки решался на высшем уровне: переговоры вели Владимир Путин и папа Франциск лично. Масштаб вполне объясним: полотна впервые покинули Ватикан в таком количестве — 42 работы. К тому же в следующем году Третьяковка отправит в Рим свою экспозицию — произведения на евангельские сюжеты. Куратором выступил Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Эрмитажа, писатель и гениальный экспозиционер, прекрасно работающий как с Ренессансом, так и с современностью. Он не только организовывает выставки от Пармиджанино до Кабаковых, но и первым из российских кураторов объединил фотографии Мэпплторпа и искусство маньеризма на выставке 2004 года.
В прошлом году Ипполитов курировал масштабную выставку «Палладио в России», проходившую в музее-заповеднике «Царицыно» и музее архитектуры им. Щусева. Она показывала связь одного из главных архитекторов итальянского Возрождения с русскими архитекторами разных эпох, от барокко до Советов.
План выставки: от небожителей к небесным телам
Выставка в Третьяковской галерее представлена в трех залах, а открывает ее «Христос Благословляющий» — наиболее раннее произведение, икона второй половины XII века. Именно в ней создатели выставки видят родство итальянского и русского искусства, которое берет за основу византийские традиции. Именно византийские иконы и складни стали прообразом и для средневекового искусства Италии, и для древнерусских религиозных образов. Среди шедевров первого зала — мастер интернациональной готики Джентиле да Фабриано и венецианец раннего Возрождения Карло Кривелли. Их приемы условны, а иногда и гротескны: Кривелли, например, специально удлиняет левую руку Христа, чтобы соединить его с Марией Магдалиной и Девой Марией. Однако главные шедевры впереди — Беллини, Перуджино и Мелоццо да Форли. В своем «Оплакивании Христа» Беллини прибегает к необычной иконографии: вместо Девы Марии Христа поддерживает Иосиф Аримафейский, а вблизи изображены Никодим и Мария Магдалина. Он же одним из первых венецианцев перешел от темперы, краски на основе яичного желтка, к живописи маслом — техника была привезена в Италию из Нидерландов.
Учитель Рафаэля Пьетро Вануччи, более известный как Перуджино, представлен на выставке двумя работами. Это сильные образы Святого Плакида и Святой Юстины: и хотя их черты схожи с живописью Рафаэля (тот же мягкий наклон головы, например), мы можем видеть, как знаменитый ученик превзошел своего учителя. Рядом с ними внимание привлекают миловидные ангелы Мелоццо да Форли, играющие на лютне и виоле. Их непосредственность, живость и красочность (чего особенно непросто достичь в технике фрески) выделяют ангелов да Форли на фоне множества сдержанных образов кисти других художников этой же эпохи. Фрески были частью многофигурной композиции «Вознесение Христа» в церкви Санти Апостоли в Риме.
Главный зал выставки выстроен в форме полукруга, наподобие площади Собора Святого Петра, символа и сердца Ватикана и всей католической церкви. В центре — полотна Корреджо и Веронезе, рядом с ними — небольшие гризайли, монохромные картины Рафаэля. Главный шедевр выставки «Положение во гроб» Караваджо — в правом полукружии в окружении последователей — Гвидо Рени, Орацио Джентилески и ученика Карло Сарачени. «Положение во гроб» Караваджо написал, будучи личным живописцем кардинала Франческо дель Монте, в 1602—1604 годах для римского храма Санта-Мария делла Валличелла. Характерные для живописи Караваджо черты — контраст светотени и монументальность формы — выделяют это произведение среди прочих на выставке. И в Ватиканской пинакотеке оно считается одним из главных шедевров: Никодим и Иоанн кладут отяжелевшее бледное тело Христа в гроб. Безмолвные жесты скорбящей Девы Марии, Марии Магдалины и молодой Марии позади даже более эмоциональны, чем их лица. Напротив — «Мученичество Святого Эразма» французского классициста Никола Пуссена, написанное для Собора Святого Петра.
Завершает историю Папского государства произведение Донато Крети. Многостворчатый полиптих, посвященный астрономическим наблюдениям, находится в отдельном зале. На восьми полотнах — Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и некая падающая комета. Ученый монах Луиджи Марсили заказал работы у художника в начале XVIII века в качестве подарка папе Клименту XI, чтобы намекнуть на необходимость спонсировать обсерваторию. Картины Крети включают и «недавние» наблюдения: например, Большое Красное Пятно на Юпитере, открытое в 1665 году. А вот Уран, обнаруженный только в 1781, Донато Крети не запечатлен. XVIII век стал, по большому счету, последним в истории, когда папство играло решающую роль, — на этом завершается и выставка.
www.buro247.ru
Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее
Шедевры Пинакотеки Ватикана приехали в Третьяковскую галерею. Недавно Государственная Третьяковская галерея провела обширные выставки произведений русских художников Валентина Серова и Ивана Айвазовского. Ажиотаж был огромный, очереди колоссальные. Я не буду здесь разбирать причины столь громадного взрыва интереса почтеннейшей публики к изобразительному искусству, хотя вопрос, конечно, интересный. Может, продолжительный кризис?
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Франциск Ассизский
Пинакотека Ватикана
Представляете, каково стремление прикоснуться к прекрасному, впервые привезенного в Москву из Ватикана. Полное название выставки — «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо«. Вы увидите 42 живописные работы величайших итальянских художников (исключение — Никола Пуссен), которые почти никогда не покидали пределы Ватикана.
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Христос Благословляющий
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на лютне. 1480
На выставке представлены фрагменты алтарей, произведения, выполненные темперой на дереве, которые обычно не совершают путешествий. Три фрагмента фрески, три знаменитейших ангела, которые так же, как Сикстинский потолок Микеланджело, являются визитной карточкой музеев Ватикана.
Мариотто ди Нардо. Рождество Пределла. Около 1385
Усмирение бури. Из жития Святого Николая
«Roma aeterna (вечный Рим), шедевры Пинакотеки Ватикана», эта выставка собрала произведения высочайшего художественного уровня. Икона «Христос благословляющий» написана в традициях, существовавших еще до разделения церкви на католическую и православную. На выставке посетители увидят всемирно известные картины Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», Караваджо «Положение во гроб».
Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб. Около 1603-1604
Зритель увидит Рим XVII века в центральном зале, конфигурация которого повторяет конфигурацию колоннады Джованни Бернини на площади Собора Святого Петра. Здесь четко отображен план этого великого собора.
Мелоццо дель Амбрози. Фрагмент фрески
Мелоццо дельи Амбрози. Фрагмент фрески
Шедевры Пинакотеки Ватикана и русское искусство
Русские художники в XIX веке часто обращались к итальянским художественным прозведениям. Рим действительно был художественной меккой для русских художников конца XVIII века и XIX века. Пенсионеры российской академии художеств долгие годы жили и учились во Французской академии в Риме.
Рафаэль. Фрагмент алтарной росписи Вера, 1507
Рафаэль. Фрагмент алтарной росписи Милосердие, 1507
Для Александра Иванова «Преображение» Рафаэля было важнейшей точкой отсчета в истории мирового искусства. Он прожил и проработал там более 30 лет. Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин были поглощены итальянским искусством. Эти влияния прослеживаются вплоть до первых десятилетий ХХ века. Об этом непременно будет сказано на ответной выставке, которая будет отправлена в 2018 году в Ватикан из Государственной Третьяковской галереи.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580
Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620
Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» — самое большое произведение художника, написанное специально для Собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. В XVII веке была заменена на мозаику, а само полотно долгие годы хранилось в папском дворце, прежде чем в 1790 году оно было показано в музее.
Никола Пуссен. Мученичество святого Эразма
Аудиогид озвучен Вениамином Смеховым, проникновенно рассказывающего о самых драматических моментах жизни Христа. Это не только история искусства, это история культуры, рассказывающая о том, как древняя классическая античность и христанство переплетались, сочетались или противоречили друг другу.Все фотографии — Photo © Vatican Museums/Фото © Музеи ВатиканаВыставка «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» открыта в Государственной Третьяковской галерее до 19 февраля 2017 года по адресу Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12.Часы работы выставки:вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00)четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00 (кассы и вход до 20.00)выходной — понедельник
valentina-site.ru
Рим. Музеи Ватикана. Часть 7. Пинакотека: vgrigoriev
Посещением Пинакотеки мы завершаем экскурсию по Ватиканским музеям.1.Ватиканская пинакотека была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан. Картины ватиканской пинакотеки размещались в папских покоях, неоднократно перемещаясь из одного помещения в другое, до тех пор, пока не были размещены в одном из крыльев Бельведерского дворца, где 19 марта 1908 года состоялось торжественное открытие пинакотеки для публики. В 1932 году для пинакотеки по заказу папы Пия XI было построено новое здание (архитектор Л. Бельтрами), где она размещается по сегодняшний день. Открытие пинакотеки в новом здании состоялось 27 октября 1932 года.2.
3.
Микеланджело: ПьетаУ входа в Пинакотеку установлена Пьета. Пьета - иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Мы видим известнейшую Пьету молодого Микеланджело Буонаротти. Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. В музее хранится только точная копия, оригинал же выставлен в соборе св. Петра. Учтите. что оригинал вы сможете посмотреть только издалека, поэтому не проходите мимо.4.
Полностью пост читать здесь.
vgrigoriev.livejournal.com