Описание картины Николая Самокиша «Улица». Картины самокиш
Самокиш Николай Семёнович. - Кусочки моей жизни...
Восточный базар.
В Алупке.
Прогулка.
1812 год. Жители оставляют Москву.
Бой Богуна с Чернецким под Монастырищем в 1653 году.
Молебен накануне Бородинского сражения.
Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года. 1912.
Штурм Полоцка.
Запорожцы около корчмы.
Казак на плацу.
Кирасиры Её Величества.
Лейб-драгуны.
Уральские казаки.
Потеха при царе Горохе.
Почта.
Тройка.
Явление св. Саввы Сторожевского. Иллюстрация к стихотворению Л.А. Мея Избавитель.
Материнство.
Николай Семёнович Самокиш (12 (25) ноября 1860, Нежин — 18 января 1944, Симферополь) — российский и советский художник-баталист и педагог, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики. Николай Самокиш родился 13 (25) октября 1860 года в Нежине (ныне Черниговская область Украины). Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко», знаменитого учебного заведения, в котором учился Н. В. Гоголь. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б.П.Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б.П.Виллевальде, другие известные учителя — П.П.Чистяков и В.И.Якоби. Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л.Е.Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика. В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту. Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своём дневнике.В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведённого в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н.С.Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, посвящёнными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже.Вместе с С. Васильковским Н. С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина («Полтава»), Л.Н.Толстого («Холстомер»), Н.В.Гоголя, Марко Вовчка, Л.А.Мея, И.С.Нечуя-Левицкого, М.Горбаня и др. Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Е. Е. Лансере, К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Рубо, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. Но оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, им лично выполнены 173 иллюстрации к 4 томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г.И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию им было сделано 456 рисунков!Много различных иллюстраций было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвящённое одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута» и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко) и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы».Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912 года, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918 годах.Среди его учеников известные художники: М.И.Авилов, П.И.Котов, П.В.Митурич, Г.К.Савицкий, К.Трохименко, Л.Чернов. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда. В 1920-е — 1930-е годы работал в Крыму.В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».В 1936—1941 годах работал в Харьковском художественном институте (ХХИ). Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С.В.Васильковский и Н.С.Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна. Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н. С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И. Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш.И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная»).Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша, участник поездки на фронт 1914 года П. И. Котов. Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почётными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулемётная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе. Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 года
yassena.livejournal.com
Иллюстрации Николая Семеновича Самокиша (1860
Николай Семенович Самокиш (*13 (25) октября 1860, м. Нежин Черниговской губернии, Российская империя — †18 января 1944, Симферополь, СССР) — украинский художник-баталист, мастер анималистического жанра и график. Академик (1890) и Действительный член Императорской Академии художеств (1913), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).Во время исследований в Петербургской Академии Художеств (1879 — 1885) принадлежал к украинскому кружка художников (С. Васильковский, П. Мартынович, А. Сластион), что ставил себе за цель воссоздать исторические события и национальные особенности жизни и быта украинского народа.
В 1886 — 1889 годах учился в Париже.
Вернувшись из-за границы, нарисовал несколько картин для Тифлисского военно-исторического музея, которыми получил имя баталиста. 1890 за картину «Табун на водопое» получил звание академика. В 1894 — 1917 годах руководил батальной мастерской Петербургской Академии (с 1913 ее профессор и действительный член). С 1919 года жил в Крыму. С 1938 года руководитель батально-исторических мастерских Харьковского и Киевского художественных институтов.
Самокиш сохранял связи с опальными украинскими интеллигентами 1930-х годов. Примечательна цитата из письма, отправленного Самокишу в июле 1936 года опальным академиком Д. И. Яворницким:
Многоуважаемый Николай Семёнович! В Ваши края едет на службу в Красную армию молодой врач Д. И. Якимюк. Это добрый казак, которого я хорошо знаю, так как жил у меня два года. Очень прошу Вас, дорогой Николай Семёнович, приласкайте его, как своего сына… Покажите ему шедевры своей кисти…
Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) Самокиш оставался в Симферополе, сотрудничал с бандеровским подпольем, от которого получал материальную помощь. Cкончался 18 января 1944 года.
Явление Святого Саввы Сторожевского. Иллюстрация к стихотворению Л.А. Мея "Избавитель".Царь Алексей Михайлович, пробирающийся лесною тропою. Иллюстрация к стихотворению Л.А. Мея "Избавитель".
Царь Алексей Михайлович с царицей Натальей Кирилловной. Иллюстрация к стихотворению Л.А. Мея "Избавитель".
Потеха при царе Иване Грозном. Иллюстрация из книги "Великокняжеская и царская охота на Руси X-XVI веков".
Герольд
Бланк грамоты
Красные буквицы работы Николая Семеновича Самокиша из 1-го тома «Коронационного сборника», посвященного коронации Его Императорского Величества Государя Императора Николая II и Ее Императорского Величества Государыни Александры Федоровны
Рисунки на тему русско-японской войны 1904-1905 годов
Иллюстрации к «Евгению Онегину»
ВікіпедіяВикипедияallday2.comLive Memory
vakin.livejournal.com
Самокиш Николай Семенович. Батальные сцены.
Архивы
Архивы Выберите месяц Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 200906.01.2016
Самокиш Николай Семенович
Дата рождения: 1860Дата смерти: 1944
Самокиш Николай Семенович
Видимо, пейзажистами, портретистами и универсальными художниками рождаются. По этой логике рождаются и баталистами. Художник с интересной и продолжительной творческой судьбой Николай Семенович Самокиш подтверждает это перефразированное жизненное наблюдение. Любовь к батальным сценам, к оружию, к изображению всадников и особенно лошадей у него появилась с детства. После первой неудачной попытки выдержать экзамен в Академию художеств (да и как выдержать, если впервые в жизни копируешь гипсовую голову Геры) юноша не пал духом и в течение полугода перерисовал в музее Академии всех богов и богинь. Через полгода его рисунки головы, теперь уже Зевса, были признаны лучшими. Николай Самокиш становится учащимся батального класса профессора Виллевальде (1879). Далее следуют серебряные и золотые медали за студенческие работы: Этюд с лошади (1880), Этюд с лошади (1881), Возвращение войск на родину (1883), Эпизод из битвы при Малом Ярославце (1884). Наконец, в 1885 году Н. Самокиш пишет, работая по двенадцать-четырнадцать часов в сутки, большую конкурсную картину Возвращение кавалергардов после блестящей атаки на французов под Аустерлицем. Большая золотая медаль и пенсионерская поездка за границу венчают его пребывание в Академии.С 1887 года Н.С. Самокиш числится в войсковых частях как художник-баталист. В 1890 году ему присваивают звание академика, а с 1912 года он руководит классом батальной живописи Академии художеств. В годы советской власти Н.С. Самокиш продолжает работу над большими батальными полотнами. Правда, героями его картин становятся кавалеристы Красной Армии: Переход Красной Армии через Сиваш (1935), Атака конницы (Борьба за знамя) (1939). Н.С. Самокиш — заслуженный деятель искусств РСФСР (1937) и лауреат Государственной премии СССР (1941). Общественное, или, в нашем случае, государственное, признание работы художника вполне справедливо, ибо длительная жизнь Н.С. Самокиша в искусстве — удивительная иллюстрация преданности избранной в начале творческого пути теме.
morpolit.milportal.ru
Описание картины Николая Самокиша «Улица»
Художник Николай Самокиш не раз удостаивался лучших наград в своей профессиональной деятельности.
Императорская Академия художеств не сразу приняла его в ряды учеников, но после плодотворной работы над техникой исполнения он все же попал туда и стал добиваться значительных успехов. За свои работы, в скором времени, он стал получать почетные премии и золотые медали.
Одним из удачных его творений стала картина «Улица», написанная в 1884 году. Сейчас она находится в Николаевском художественном музее. Лошади присутствуют на этом полотне не случайно.
Живописец считал этих животных прекрасными и восхитительными созданиями. Кони изображены на многих его картинах. За это Самокиш получил не одну награду, но критики ругали его за повторение.
На картине «Улица» изображена широкая дорога, с обеих сторон, окруженная длинными домами из белого кирпича. Массивные двери и большие окна были атрибутом русской архитектуры XIX века.
Судя по тому, что на одном из домов висит черная табличка с выгравированной надписью и в окнах видно освещенные, в дневное время, комнаты можно понять — это государственное учреждение.
Напротив него стоят два колесных экипажа. Первый более роскошный и крытый управляется двумя лошадьми темной масти. Вторая коляска не оснащена крышей, поэтому видно, что в ней находятся два человека в офицерской форме и их кучер. Он управляет белым конем.
Дорога, пересекающая картину, хранит остатки льда у обочины. Значит, художник изобразил холодное время года, быть может, позднюю осень или раннюю весну. Узкие тротуары покрыты каменными плитами. По их бокам стоят красивые фонари, украшенные декоративными элементами.
Картина «Улица» написана в реалистическом стиле. Для изображения городской дороги и окружающих ее построек художник выбрал контрастирующую цветовую палитру из светлых и темных оттенков.
opisanie-kartin.com
Елена Самокиш-Судковская и Николай Самокиш
В Интернете не сложно найти информацию об этой замечательной художнице, но везде размещены одни и те же сухие факты, и даже одни и те же фразы. Дословно: "Очень известны ее иллюстрации к сказке "Конек-Горбунок", и это повторяют все подряд (только Википедия указывает, что они известны "широко"). Да, ее иллюстрации известны, но разве, зная это, мы лучше поймем душу этой удивительной женщины? А ведь ее судьба - пример того разлома, который прошел в годы революции и Гражданской войны по взглядам близких людей, по жизням, по семьям...Елена Петровна Самокиш-Судковская, урожденная Бенард. Фотография не очень удачная, но портрет Елены Петровны разыскать намного сложнее, чем ее работыЕще будучи воспитанницей института благородных девиц, Елена Бенард проявила большой талант в рисовании. Выпорхнув на волю, недавняя институтка, дочь военного, отправилась учиться живописи в Гельсингфорс (Хельсинки). Там работала школа живописи, в которую принимали девушек. Вскоре Елена так усовершенствовала свое мастерство, что сам Верещагин согласился давать ей частные уроки, видя в девушке большую художницу. В 1883 году двадцатилетняя Елена вышла замуж за Руфина Судковского, признанного мастера пейзажа. За год до свадьбы Судковский, сын провинциального священника, стал академиком Российской академии художеств. Его работы пользовались огромным успехом у знатоков и ценителей, сам Третьяков покупал их для своей галереи. Но при этом художника постоянно изводили завистью и интригами, обвиняли чуть ли не в плагиате (причем не у кого-нибудь, а у Куинджи, хотя главным недоброжелателем Судковского был... Айвазовский). За Судковского вступились журналисты, утверждавшие, что художник не просто самобытен, но и превосходит Куинджи по мастерству! Художественная общественность разделилась на два лагеря, однако сам Судковский не принял личного участия в скандале.Р.Г. Судковский. Очаковский берег
После свадьбы прошло всего два года, когда Судковский отправился в Киев для организации своей выставки и... заразился в поездке сыпным тифом. Тяжело больной, он добрался до родного Очакова, слег и больше уже не вставал. Подорванный стрессом организм не мог сопротивляться болезни. Не прошло и двух недель, как художника не стало. Ему не исполнилось и тридцати пяти лет.Елена тяжело переживала смерть любимого мужа. На могиле Судковского она установила памятник по собственному эскизу - черный мраморный постамент, на нем бюст художника, бронзовые кисти и палитра. Это надгробие сохранилось в Очакове и поныне.
Е. Самокиш-Судковская. Почтовая открытка
Чтобы справиться с горем, Елена уехала в Париж, Мекку художников конца девятнадцатого столетия, и поступила в частную художественную академию Бастьен-Лепажа.В том же 1885 году в Париж приехал молодой украинский художник Николай Самокиш. У него была бойкая кисть, и особенно ему удавались сцены из военной жизни. И обязательно, чтобы на полотне были верховые кавалеристы - Самокиш любил лошадей и писал их вдохновенно. В Париже он совершенствовал свое мастерство под руководством знаменитого французского баталиста Детайля.Конечно, художники-выходцы из Российской империи сбились в столице Франции в единое землячество, много общались, подпитываясь друг у друга творческой энергией. Молодая вдова Елена Судковская обратила на себя внимание Самокиша. Искусство, блистательный Париж, богемная жизнь, общие взгляды на творчество... В 1888 году Самокиш отправился на Кавказ, собирать материал для заказанных ему картин, и эта разлука все расставила по местам. Елена и Николай поняли, что не могут друг без друга, и в 1889 году поженились. Фамилию первого мужа Елена сохранила, став Самокиш-Судковской. Одновременно у Николая Самокиша наметился блестящий поворот в карьере - он перестал быть вольным художником, поступив в военное ведомство в качестве штатного живописца. Этому предшествовало знакомство с наследником престола цесаревичем Николаем, которому Самокиша представил президент Академии художеств, великий князь Владимир Александрович.Теперь Самокиш был завален заказами на батальные полотна, украшавшие полковые собрания, кабинеты военных начальников, штабы... Все мужчины из рода Романовых были офицерами и творения художника приходились им по сердцу.
Н.С. Самокиш. Портрет великого князя Николая Николаевича
Елена тоже нашла себя в творчестве - оформление журналов, рекламные плакаты, книжные иллюстрации. Вполне подходящее дело для дам. Самокиш одобрял работу супруги, помогал по мере сил, а кое-какие заказы они даже выполняли вместе, например, иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя или стенные панно на роскошном Царскосельском (Витебском) вокзале. Елена становилась все более и более популярной художницей, к удивлению мужа.Работа Елены Самокиш-Судковской
В 1896 году чета художников была приглашена для работы на коронации Николая II. И вот тут Самокиш впервые почувствовал, что жена добилась большего признания, чем он. Помимо других художественных заданий ей было поручено вести изо-репортаж о том, как в Успенском соборе шло венчание на царство молодого императора и императрицы - фотосъемка в святом месте считалась грехом. А Самокиш изображал лишь каких-нибудь герольдов да обложки меню парадных императорских обедов.
Елена Самокиш-Судковская. Из Коронационного сборника императора Николая II
В дни коронации Елена работала как одержимая. Сотни зарисовок позже превращались в законченные рисунки: венценосная чета, торжественные события, родственники молодого императора, празднества, нарядно украшенная Москва...
Елена Самокиш-Судковская. Вдовствующая императрица Мария Федоровна
Работы Самокиш-Судковской легли в основу памятного Коронационного сборника, изданного после торжеств. Ее муж, и такие известные художники, как Лансере, Репин, Маковский выполнили лишь единичные иллюстрации, а Елена Петровна - десятки.Рисунок Николая Самокиш-Судковского на обложке Коронационного сборникаЕлена Самокиш-Судковская. Императорские регалии
За работу на коронационных торжествах Елена получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Николай Самокиш наград удостоен не был.Медаль в честь Коронации императора Николая II.
Торжества завершились. Елена Самокиш-Судковская продолжала заниматься различными "пустячками". А Николай Самокиш - серьезным делом. Но его критиковали за однотипность работ, излишнюю любовь к лошадям, "затмевавших" на полотнах людей, подсмеивались. А работы Елены считались эталоном современного оформительского мастерства (и даже самые недоброжелательные люди обвинить ее могли лишь в излишней "красивости")..Работа Е. Самокиш-Судковской
Работа Н. Самокиша
Когда началась Русско-японская война, Самокиш отправился к местам боевых действий, чтобы делать зарисовки, прославляющие героизм русской армии.
Его рисунки пользовались интересом - обществу хотелось знать, что же происходит там, на сопках Маньчжурии. А Елена Петровна все больше сближалась с царской семьей. И Александра Федоровна, и дети подружились с ней, часто заказывали свои портреты и охотно позировали, ведя при этом долгие задушевные разговоры. Цесаревич Алексей, родившийся в 1904 году, страдал тяжелой наследственной болезнью, и в царские детские допускали только самых близких и проверенных людей. Таких, кто не будет судачить о горе царственных родителей. Елена Петровна доверие императрицы вполне оправдала.
Готовить иллюстрации к "Евгению Онегину" Самокиш жене уже не помогал, но она прекрасно справилась сама. Подарочное издание Пушкина стало главной книжной сенсацией 1911 года.
Е. Самокиш-Судковская. Сцена объяснения Онегина и Татьяны
Самокиш наверстал свое в 1912 году, подготовив серию работ, посвященных столетию войны 1812 года. Успех позволил ему стать действительным членом Академии художеств, профессором и преподавателем батальной живописи.Н. Самокиш. Подвиг солдат генерала Раевского...
А Елена Петровна, как член дамского благотворительного комитета, готовила открытки и картинки для продаж в пользу нуждающихся и собирала для своих подопечных большие деньги.
Работа Е. Самокиш-Судковской из серии "На водах"
С началом Первой мировой войны многих охватил патриотический порыв. Чета художников не стала исключением.Военный плакат Е. Самокиш-Судковской
Николай Самокиш снова отправился на фронт с группой художников и в тяжелейших условиях работал, работал, работал... На фронте им было выполнено около 400 рисунков и картин, которые публиковались в альбомах "Великая война в образах и картинах".
Николай Самокиш с учениками отправляется на фронт
Но война - дело тяжелое, и художник вернулся с нее опустошенным, уставшим от крови и жестокости, разочарованным и "разагитированным"... С этого момента некая "отдаленность", уже давно наметившаяся между супругами, превратилась в полный раскол. Елена Петровна не могла простить большевикам ужасов революции и Гражданской войны, и прежде всего смерть семьи императора, детей, которых она так хорошо знала и так любила. Покинув родину, она отправилась в эмиграцию.А Николай Самокиш с восторгом принял перемены, натянул буденовку и стал лидером АХРР (Ассоциация художников революционной России). Теперь на его полотнах появились тачанки, красноармейцы, лихие красные конники, рубящие "беляков"...
Елена Петровна умерла в эмиграции в 1924 году, в одиночестве и бедности. Даже точное место ее смерти не известно - по одним данным это Выборг (в то время Финляндия), по другим Париж.А Николай Самокиш, заслуженный деятель искусств, орденоносец, лауреат Сталинской премии (за картину "Переход Красной армии через Сиваш") благополучно дожил до войны 1941 года. Когда немцы оккупировали Симферополь, где художник тогда жил, Самокиш остался на захваченной территории. Источников дохода у него больше не было, и он вынужден был продавать свои картины. А единственными покупателями оказались немецкие и румынские офицеры. Местным населением это было воспринято как предательство. Ему тут же припомнили и портреты особ из императорского дома, и службу в царской армии. С возвращением Красной армии арест становился неизбежным, но от этого художника "спасла" смерть. Николай Самокиш скончался в 1944 году, пережив свою супругу на двадцать лет.
Иллюстрации с меткой МГХ с сайта "Масловка - городок художников": [email protected]
eho-2013.livejournal.com
Николай Самокиш. Тройка. 1917 — EA Culture
Сто лет назад академик Николай Самокиш написал картину, которая вошла в историю под неофициальным названием «Последняя масленица»
Действительный член Императорской Академии художеств Николай Семенович Самокиш (1860-1944) сочетал талант анималиста и баталиста, поэтому самыми известными его полотнами стали работы на сюжет конных сражений. С картин Самокиша буквально рвутся кони и люди, запечатленные на пределе физических и моральных сил, причем многие его персонажи понимают, что им остались мгновения до гибели в бою.Этого художника по праву считают продолжателем традиций конно-батальной живописи, заложенных Микеланджело и своеобразно развитых Рембрандтом. В эпоху символизма и модерна, будучи современником Климта и Мунка, Кандинского и Малевича, академик Самокиш, остававшийся в основных традициях классической школы, был высоко ценим знатоками искусства и востребован публикой. И секрет его успеха – клокочущие эмоции на грани трагической жизни и геройской смерти. По меткому замечанию одного из современных историков искусства, персонажи Самокиша превышают предел человеческих и лошадиных сил.В конце февраля 1917 года академик Самокиш написал картину «Тройка». Это не первое его полотно, на котором изображена русская тройка, но оно заметно отличается от других. Несмотря на Масленичное украшение на конских шеях, кучер напряжен, будто в бою, и неудивительно, ведь везет он вестового. Судя по скорости, с которой несется тройка, вестовой доставляет важное донесение – то ли с фронта, где дела совсем плохи, то ли письмо Председателя Государственной Думы Родзянко императору Николаю II с сообщением о волнениях в Петрограде.Эту картину не случайно называют «Последней масленицей». В феврале 1917-го было уже не до гуляний, и предчувствие большой беды мешало праздничному веселью. По отношению к этой картине особенно актуален гоголевский вопрос: «Русь, куда же несешься ты?»Уместно и сравнение с картиной Питера Брейгеля «Встреча поста с карнавалом», поскольку Россия, еще недавно находившаяся на подъеме, устраивавшая ярмарки, славившаяся театрами, художниками и поэтами Серебряного века, вот-вот вступит в годы Великого поста с голодом, гражданской войной и распродажей художественных ценностей.Конечно, ни персонажи картины, ни академик Самокиш этого не знают. Да и сам художник найдет свое место в Советской стране, занявшись написанием картин о конных боях Красной армии. В 1941 году он даже станет лауреатом Сталинской премии.Но в конце зимы 1917-го его тревожит непонятное будущее, и эта тревога нашла выражение в «Тройке», столетие которой отмечается в эти дни.
Николай Самокиш (1860-1944). Сцена русско-японской войны. 1904. Частная коллекция. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Кавалерийское сражение. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Поражение врангелевскихвойск под Перекопом. 1938. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). На исходе боя. 1888. Красноярский художественный музей, Красноярск. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Схватка. 1914. Частная коллекция. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Кони. 1912. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Литография А. Ильина. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Севастопольский художественный музей, Севастополь. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. 1917. Национальный художественный музей Украины, Киев. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш за работой. Источник http://1.bp.blogspot.com/eaculture.ru
Николай Семенович Самокиш - Биография художника, известные произведения, выставки
Родился в г. Нежин Черниговской губернии. В 1879 — 1885 учился в Петербургской А. Х. (у Б. Виллевальде), в 1886 — 1889 — в частных студиях Парижа. В 1885 получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени. Академик А. Х. с 1890. В 1912 — 1917 преподавал в АХ, руководил классом батальной живописи. С 1913 — профессор-руководитель Высшего художественного училища при АХ, действительный член АХ. В 1936 — 1941 работал в ХХИ. Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1937. В 1941 награжден Государственной премией СССР. Автор ряда произведений, посвященных истории запорожского казачества. Вместе с С. Васильковским работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины. Жил и работал в Петербурге, Харькове, Симферополе.
Николай Самокиш родился 13 (25) ноября 1860 г. в Нежине. Окончил Нежинскую классическую гимназию. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби.
Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика.
В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.
Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.
В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» волучила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже. Вместе с С. Васильковским Н. С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л. Н. Толстого («Холстомер»), Н. В. Гоголя, Марко Вовчка, Л. А. Мея, И. С. Нечуя-Левицкого, М. Горбаня и др.
Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руcи» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Е. Е. Лансере, К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Рубо, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. Но оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, им лично выполнены 173 иллюстрации к 4 томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.
Много различных иллюстраций было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.
В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута"[4] и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».
В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко)[5] и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в издания Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков [6], именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к 1й Мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».
Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»,…), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и «лошадиные» темы» [6].
А вот, что пишет сам Н. С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.»
Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918.
Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.
В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.
В 1920е — 1930е годы работал в Крыму.
В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».
В 1936—1941 годах работал в Харьковском[8] художественном институте (ХХИ)[9]. Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна.[10] Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н. С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И. Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш.
И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная»).
Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша, участник поездки на фронт 1914 года П. И. Котов. В Декларации Ассоциации художников революционной России объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».
Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.
Репрессии 30х годов не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н. С. Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе. «Чтобы не умереть с голоду он продавал картины. Основными покупателями были немецкие и румынские офицеры, что и послужило поводом для обвинения в измене Родине. От заключения его спасла смерть"[11]. Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 г.
artchive.ru