Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина. Картины рябушкина


7 картин Андрея Рябушкина | Русская семерка

"Человек большого таланта и больших, скрытых страстей", писавший в XIX веке московский быт XVII-го.

С самого детства Андрей оказался очень способным к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться.

2

Красная палата

Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк - Андрей Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества. Выучившись, он без труда поступил в Петербургскую Художественную Академию.

3

Семья купца в XVII веке

Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали, поскольку отступил от первоначально утвержденного Советом эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил Павел Третьяков и купил картину. Рябушкину предоставили в качестве утешительного приза грант, полагавшийся золотым медалистам на заграничную поездку.

Получив предложение отправиться в путешествие за границу для того, чтобы набраться новых впечатлений и собрать материалы для будущих работ, наотрез от него отказался. Вместо этого поехал на родную Тамбовщину, в Борисоглебск. Итогом этой поездки стала серия картин из жизни русского крестьянства и низших городских сословий. Среди работ Рябушкина того периода: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» , «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие.

5

Девушка-чернавка побивает мужиков новгородских.

В жизни Рябушкин, как и многие творческие личности, отличался оригинальностью. Его особенностью было полное пренебрежение бытовыми удобствами, отрицание комфорта.  Для жизни ему подходили абсолютно любые условия. Из всего имущества, помимо самого необходимого, у него было всего несколько книг.

6

Московская улица XVII века

Серьезное изучение исторических реалий не заставило художника пойти путем стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни.

"После Сурикова - это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка», - писал Александр Бенуа.

russian7.ru

Рябушкин А.П. «Едут». Описание картины.. Художники-передвижники

1901 г. 36,6 х 54,4 см. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

  Описание картины Рябушкина А.П. «Едут!(Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XV века)»

На картине показаны выразительные психологические типажи представителей разных сословий. Несколько служивых людей изображены стоя в один ряд, с повернутыми налево головами. Ярко передано ощущение ожидания чего-то необычного. Патриархальная Москва допетровского времени еще не знала ничего иностранного, и любая другая культура воспринималась как нечто из ряда вон выходящее.

Композиция построена по вертикальному принципу, фигуры людей сильно вытянуты вверх, обрезаны по краям. Плотно прижатые друг к другу, они производят впечатление толпы. Фигуры на переднем плане развернуты в одну сторону, на заднем – в другую. Благодаря этому картина не статична, а переполнена внутренним волнением и иллюзией движения. Чтение картины лучше всего производить слева направо, выхватывая взглядом разнообразную палитру чувств и эмоций, отраженных на лицах героев, например, выжидание, отстраненность, удивление.

Художник в течение всей жизни увлекался древнерусской иконописью, в юности вместе с отцом расписывал иконы, в период учебы ездил не в заграничные поездки, а по древним русским городам. В картине «Едут!» нашло отражение выразительное трехцветие, на котором основывалась монументальная древнерусская живопись, – сочетание зеленого, красного и желтого.

Эти три главных аккорда ярко выделяются на фоне пестрой многокрасочной толпы: служивый крайний слева одет в зеленый кафтан, средний стрелец – в желтый кафтан с петлицами, замыкает ряд фигура справа в красном кафтане. Достоинство картины в том, что художник смог передать атмосферу прошлого не только через бутафорию и костюмы, но и используя тонкий психологизм в изображении лиц и типов персонажей.

Лучшие картины Рябушкина А.П.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Рябушкин А.П.

 Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (Михаил Нестеров), Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси. 

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1875-1882). После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (240 Х 429 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х годов вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостные узоры расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и Илья Репин, Василий Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников" (преобразовано вскоре в Союз русских художников).

Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Есть намек на драму - женская фигурка с мрачным выражением на раскрашенном лице, удаляющаяся в сторону от свадебного поезда. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В.В. Беляева, где он прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Загородникова Е. В.

*   *   *

Галерея (60 изображений)

*   *   *

gorenka.org

Картины русского художника Андрея Рябушкина

Биография

Рябушкин Андрей Петрович (17 октября 1861, село Станичная слобода — 27 апреля 1904, усадьба Дидвино) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

русский художник Рябушкин Андрей ПетровичРябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. В четырнадцать лет Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника.

Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г). В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).

Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).

Скончался художник в имении своего друга художника В. В. Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребен на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

Материал создан: 15.06.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Русская живопись. Статьи. Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Рябушкин Андрей Петрович

Подобно своим учителям и старшим товарищам-передвижникам, изображение народной жизни Рябушкин считал своим кровным делом. Эта задача представлялась ему единственно важной и неисчерпаемой. Но в ее разработку он внес много своего, принципиально нового. Для него, родившегося и выросшего в семье деревенского иконописца, народный быт был целым поэтическим миром, который он очень любил, очень хорошо знал и очень верно изображал. Тонкое понимание исторически сложившихся художественных представлений крестьянства, проявляющихся во всех мелочах его жизни - костюмах, утвари, предметах обихода, поведении и обычаях, - пронизывает каждую работу художника...

Подобно многим русским художникам и писателям, Рябушкин наиболее яркое выражение красоты и национальной самобытной русской народной жизни видел в патриархальных чертах народного характера и быта. В особых исторических условиях России конца XIX столетия такая точка зрения была своеобразной формой протеста против капитализма, разрушавшего вековые устои крестьянской жизни, несшего в деревню нищету, болезни, кабак, опустошающую человека власть денег.

Повышенный интерес Рябушкина к красоте национальных обычаев, его любовь ко всему красочному, талантливому в народной жизни были связаны, конечно, с характером его дарования, с его творческими воззрениями и пристрастиями. Но личные склонности художника совпадали, как мы видим, с большим направлением общественной мысли и несли в себе глубокое содержание. Они питались страстным желанием Рябушкина утвердить художественные особенности народного мировосприятия как некий эстетический идеал.

Именно с этим связано обращение Рябушкина к русской жизни XVII века, когда все дорогие ему черты народного быта выступали в своем, можно сказать, классически чистом виде.

Новаторство Рябушкина в области исторической картины до сих пор по-настоящему не оценено. Он принадлежал к тому поколению русских исторических живописцев, самое появление и успехи которых были подготовлены великим Суриковым. Как тонко заметил один из биографов Рябушкина, лишь фоны исторических полотен Сурикова «дали толчок для изучения обыденных явлений прошлого С. Иванову, А. Васнецову и Рябушкину».

Действительно, народный быт XVII столетия, бывший для Сурикова лишь средой фоном, на котором развертывались трагические события истории, стал для названных художников одной из главных тем творчества. В сущности, так же как и Суриков свои искания они сосредоточили вокруг проблемы национального своеобразия Руси и путей ее развития. Но если Суриков эту проблему сопоставил прежде всего с борьбой народа с его протестом, его социальной драмой, то в творчестве, например, Рябушкина она получает иное преломление. Он связывает ее с эстетическими сторонами народного быта видя именно в них наиболее яркое проявление национальной самобытности русского крестьянства. В его творчестве поиски поэтического отодвинули на второй план тему трагедии народа, драматизм уступил место лирике, социальный анализ - поэтизации народного быта, стремлению утверждать его как прекрасное.

Подобная перестановка акцентов была характерна для многих художников, сверстников Рябушкина. Суриков масштабнее и значительнее своих последователей. Но они сказали свое новое слово в исторической живописи. И Рябушкину здесь принадлежит одно из почетных мест.

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

Ранние работы художника на историческую тему (не считая многочисленных заказных журнальных рисунков) представляют собой небольшие жанровые зарисовки быта XVII века. Они являются как бы прелюдией к тому расцвету исторической картины, который начинается в творчестве Рябушкина с середины 90-х годов XIX века.

Одной из первых работ «настоящего» Рябушкина было «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Рябушкин создает выразительные тины царских советников, медлительных тяжелодумов или, напротив, хитрых и лукавых но одинаково степенных и осанистых. Художник подчеркивает в их облике колоритное соединение мужицкой простоватости с азиатской роскошью и пышностью одежд.

В «Сидении царя Михаила Федоровича» уже в полную меру проявился интерес Рябушкина к художественной стороне русского быта, к национальному декору и орнаментике, составлявшим его неотъемлемую черту. Характерно, однако, что герои Рябушкина при всей своей выразительности еще напоминают переодетых в исторические костюмы статистов. В самом построении картины художник исходил прежде всего из принципа правдоподобия сцены, не уделяя достаточного внимания декоративно-пространственной цельности полотна. Отсюда орнаментальное узорочье покрытых богатым шитьем одежд и расписных стен палаты воспринимается как некий бытовой атрибут.

Надо сказать, что эта картина была одной из немногих попыток Рябушкина изображать определенных исторических героев. Чаще всего его привлекало в историческом прошлом нечто совсем иное: повседневная жизнь народа, характерные типы русских людей XVII века, их обычаи, нравы. Но не быт сам по себе, а его красота, не изобразительная достоверность, а историческая и поэтическая правда были его целью. Вот почему его картины бесконечно далеки от какого бы то ни было приземляющего бытовизма. В них есть то эмоциональное богатство, то обилие лирических нюансов, которые служат признаком подлинной поэтичности в искусстве. В картинах Рябушкина пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей таилась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Эта-то любовь и заставляла его от документальной точности идти к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Вот почему в картинах Рябушкина всегда ощущаешь ту свободу образной интерпретации прошлого, которая выше музейной правды, превращающей историческую картину в наглядное пособие.

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день

Вот одна из крупнейших картин Рябушкина - «Московская улица XVII века» (1896). Кажется, что слышишь нестройный шум, царящий на московской улице в дни весенней распутицы. Хохот и крики уличных зевак, гнусавое пение нищих, восклицания прохожих сливаются с чавканьем и бульканьем грязи под ногами. Все здесь живет, движется с той неподдельной естественностью, которая заставляет поверить в истинность происходящего. Рябушкин обыгрывает красочность, яркость, узорное богатство одежд XVII века, всячески заостряя декоративную выразительность цветовых отношений и пятен. Поэтичны и остры характеристики различных типов посадских людей того времени. Здесь и скромно потупившаяся девушка, и простодушно-грубоватый парень, в развалку шагающий по грязи, и нарумяненная молодуха, и молодой щеголь, вызывающе смотрящий на приглянувшуюся ему красавицу, и многие другие. В их осанке, облике чувствуется удаль, веселье, простодушие.

Рябушкин обладал поразительным даром проникновения в жизнь людей далекого прошлого. Изучение летописей, исторических материалов и источников давало ему знание эпохи. Тонкая интуиция, фантазия, воображение оживляли это знание в ярких художественных образах. Когда глядишь на картины «Семья купца XVII века» (1897) или «Шуба с царского плеча» (1902), веришь, что именно такими были русские купцы и бояре. Художнику и смешны и любы их тяжеловесные нравы и наивные вкусы. В «Семье купца» он как бы пародирует приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой. В результате мы проникаемся тем характерным для Рябушкина чувством иронического любования, которое придает его картине неповторимую остроту.

В другой большой картине «Едут» (1901) изображен московский люд XVII века, наблюдающий въезд иностранного посольства в Москву. На лицах людей, сдерживаемых стрельцами, написаны все стадии любопытства - от простодушия до настороженной недоверчивости. Живая непринужденность поведения толпы, историческая правда одежд и характеров заставляют поверить, что перед нами кусок «живой жизни», открывшееся из-за «завесы времени» яркое зрелище.

А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке

А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке

Впечатление это во многом связано с композиционным построением полотна, явившимся новым словом в тогдашней русской живописи. Срезав по краям картины фигуры людей, расположив толпу по диагонали, Рябушкин достигает впечатления динамичности и фрагментарности композиции. Благодаря этому приему зритель живо представляет огромную оживленную толпу, часть которой изображена на полотне. При всей кажущейся случайности такого решения в нем есть та выверенность и образная выразительность, которые принципиально отличают картину от этюда.

Однако в целом этому полотну недостает еще того единства и чистоты стиля, которые характеризуют последние вещи Рябушкина. Кажется, что интерес к отдельным деталям изображения - уборам, лицам, одеждам - доминировал здесь над стремлением к живописной цельности.

В последующих работах Рябушкина появляется то мастерство, которое помогает ему выразить свое живое ощущение повседневной жизни прошлого. Особенно показательна в этом отношении едва ли не самая лучшая картина Рябушкина - «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). В этой картине особенно отчетливо выявилось и его лирическое отношение к историческому прошлому, и умение пережить его как реальность.

Картина напоминает некое красочное видение, которое неожиданно возникло перед нашим взором. Она проникнута настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Вихрем красок проносится свадебный поезд. Летят кони, едва касаясь земли, скользят легкие фигурки женщин, мерцают красные, золотистые, синие, желтые пятна одежд. Вся процессия охвачена стремительным движением. Еще немного - и шумный, сверкающий красками поезд исчезнет за «кулисой» сарая. Померкнут на куполах церквей и ветвях деревьев лучи заходящего солнца, и останется тихая московская улица с отсыревшими заборами и сараями да одинокая фигурка девушки с заплаканным лицом.

Все это создает поэтическое настроение изменчивости, мимолетности изображения, вызывающее сожаления об этой навсегда исчезнувшей, невозвратимой красоте. И, быть может, именно в этих переживаниях и состоит очарование того истолкования истории, неповторимым мастером которого явился Рябушкин.

Его позднее творчество подернуто какой-то грустной усмешкой. Это грусть поэта уходящей старой Руси, уступающей место новому укладу жизни. Но Рябушкин, в отличие, например, от Нестерова, поэтизировал не духовные идеалы старой Руси, а вместе с ними и ее предрассудки, а те стороны жизни, в которых выражалась художественная одаренность народа, его нравственное своеобразие.

Раскрытие поэзии обыденной жизни XVII века - вот задача, решение которой определяет значение исторической живописи Рябушкина. Русский национальный характер в его повседневном проявлении, народные вкусы и идеалы, выражающиеся в национальном декоре и красочности быта, прелесть городского пейзажа XVII века становятся в его картинах объектом правдивого, лирически проникновенного изображения.

Стремление воплотить художественную неповторимость русского быта XVII века в самом живописном строе, характере рисунка и трактовке формы определяет работу Рябушкина над исторической картиной. Его зрелое творчество дает нам своеобразный вариант тех исканий «национального» стиля, которые были характерны для многих художников его времени (Нестерова, Малютина, Е, Поленовой, Врубеля, Рериха и др.).

Биография Рябушкина Картины Рябушкина

Литература: Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва, "Просвещение", 1969.



art19.info

Русская живопись. Художник Рябушкин Андрей Петрович. Биография. Картины

Рябушкин Андрей Петрович

Учился в МУЖВЗ, затем в Петербургской Академии художеств. В его творчестве тесно переплетаются жанровая и историческая живопись. Также рисовал работы на заказ, иллюстрации для различных изданий. Путешествовал по городам Древней Руси, где изучал в музеях старинные предметы быта, костюмы, оружие, а также летописи. Просмотреть картины Рябушкина

Биография и творческая деятельность

Родился Андрей Петрович Рябушкин 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии в семье крестьянина-иконописца. Способность к живописи у Рябушкина проявились в раннем детстве. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. В возрасте четырнадцати лет мальчик остался сиротой. Однако в жизнь будущего художника вмешался счастливый случай: его способности заметил студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.Х. Преображенский, гостивший в селе в 1875 году. Он увез юношу в Москву и устроил его в училище. Его преподавателем в МУЖВЗ у Рябушкина был В.Г. Перов.

В 1882 году после смерти своего учителя Рябушкин оставляет учебу в МУЖВЗ и уезжает в Петербург, поступает в Академию Художеств, где раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Во время учебы в Академии его произведения неизменно отмечались высокими наградами, однако за свою дипломную работу - картину «Снятие с креста», написанную в 1890 году, Рябушкин так и не получил большой золотой медали. Причиной тому стало то, что художник проявил свою индивидуальность и отступил от утвержденного первоначально Советом Академии эскиза. Расстроенный художник, поддавшись эмоциям, собирался разрезать огромный холст на части для других картин, но его картину купил П.М. Третьяков. Президент Академии Художеств Великий князь Владимир Александрович предоставил Рябушкину из личных средств сумму, необходимую на заграничную поездку сроком на два года.

В 1890-х годах Рябушкин поселяется в имении Приволье у своего друга И.Ф. Тюменева, недалеко от Петербурга. Здесь в построенном специально для него доме с живописной мастерской в 1891 году он пишет два варианта жанровой картины «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» и в 1892 году историческую композицию «Потешные в кружале». Эти полотна были представлены на выставках товарищества передвижников.

Однако следующее произведение Рябушкина, яркая, красочная картина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», написанная в 1893 году, на выставке передвижников представлена не была. Товарищество посчитало ее слишком непривычной: в картине не было действия (весь сюжет заключается в бездействии – «думании о государственных делах»), предметы обстановки важнее заснувших от скуки людей (расписные стены и потолки, богатые парчовые одежды, украшенный драгоценными камнями трон).

Художник рисовал работы на заказ, иллюстрации для различных изданий, эскизы для предполагавшейся росписи новгородского Софийского собора. Рябушкин увлекается литературой по истории Руси, летописью, народными сказаниями. Художник отправляется в путешествие по городам Древней Руси: он посещает Новгород, Киев, Тулу, Рязань, Орел, Ярославль, Углич, Ростов, Нижний Новгород, Кострому, объезжает Москву и Подмосковье. Во время своего путешествия Рябушкин с увлечением изучает в музеях старинные предметы быта, костюмы, оружие. В своем творчестве художник обращается к исторической тематике. Среди произведений данного периода следует отметить картины «Московская улица XVII века в праздничный день», написанную в 1895 году, «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», написанную в 1901 году.

В 1895 г. художник показывает большое полотно «Московская улица XVII века в праздничный день». На этой картине среди старинной архитектуры, бредут по колено в грязи мужчины и женщины, наряженные в старинные костюмы, На лицах этих людей печать житейских проблем. Стоит обычный холодный осенний день. Здесь показано противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других.

В картине «Русские женщины XVII века в церкви», написанной в 1899 году, Рябушкин показывает внешнюю красоту старинного быта. Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей сочетается с великолепной росписью стен церкви, с узорами витражей.

Картины «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке», написанная в 1896 году получили почетный отзыв на Всемирной художественной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. После этого Рябушкин приобретает большую известность: его высоко ценят И.Е. Репин и В.Д. Поленов.

Из поздних работ художника следует выделить картину «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать», написанную в 1902 году, а также картину «Чаепитие», написанную в 1903 году, где члены одной семьи навсегда разделены друг от друга завистью и денежными интересами.

Умер Андрей Петрович Рябушкин 27 апреля (10 мая) 1904 года в возрасте сорока трех лет от туберкулеза в имении родственника Тюменева - В.В. Беляева, где художник прожил последние годы жизни.

Еще о Рябушкине: Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Картины Рябушкина  

art19.info

Описание картины Андрея Рябушкина «Улица старой Москвы»

Описание картины Андрея Рябушкина «Улица старой Москвы»

С первых работ, выполненных в Училище живописи, юный художник Андрей Рябушкин показал искренний интерес к быту и жизни в русской деревне. Всю последующую творческую судьбу он связал с развитием этой темы.

«Улица старой Москвы» – одна из его зрелых работ. Написанное в 1890 году полотно демонстрирует нам отрывок из быта Древней Руси. Живописца интересовало все, что касается истории России. Он предварительно отправился в путешествие по разным уголкам родины, в котором жадно впитывал сохранившиеся образцы прошедших эпох.

Рябушкин изучал архитектуру, делал ее наброски, посещал исторические музеи и приобщался к атмосфере русской глубинки, в которой сохранились неизменными древние национальные традиции.

На картине детально проработаны архитектурные строения, не меньше внимания уделено людям: их образам, одежде.

Старая Россия в видении Рябушкина колоритная, единая и духовная. В композиционном центре холста помещен православный храм с множеством красивых башен и крестами на них. Церковное строение сияет в отражении вечернего зарева, а у его подножья теснятся деревянные домишки.

Скопление людей в разноцветных национальных одеждах – рубахах и кафтанах, разбредается по своим делам. Старики умиротворенно вглядываются в зажженный среди улицы костер. Кто-то ведет оживленный разговор, привлекая проходящих мимо невольных слушателей.

Небо над улицей старой Москвы безмятежно ясное. Проглядывающие сквозь дома зеленые верхушки деревьев намекают на весеннее время.

Русский живописец упоительно любуется жизнью давней Руси, ее цветастостью, простотой и нарядной декоративностью. Он картины «Улица старой Москвы» веет теплотой и уютом. Кажется, будто жар костра, изображенного на холсте, доходит до нас, зрителей. И тогда в сердце разжигается гордость за прошлое страны, любовь к ней и тихая ностальгия.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта