Дмитрий Бак: на полотне "Явление Христа народу" есть фигура Гоголя. Гоголя картина


Дмитрий Бак: на полотне "Явление Христа народу" есть фигура Гоголя

Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков.

Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков. О некоторых из этих тайн он рассказал в интервью коррепонденту РИА Новости Светлане Вовк в канун 200-летия со дня рождения писателя.- Дмитрий Петрович, достаточно ли хорошо изучены творчество и жизнь Гоголя? Еще могут быть какие-то громкие открытия?

- В основном наследие Гоголя изучено, и в этом большой вклад ученых XIX века. Например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ".

Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует. Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах.

Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы.

- У Гоголя ведь был не только писательский дар, он был многосторонне одаренным человеком.

- Да. Помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах – "Размышление о Божественной литургии".

Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Гоголь изображен на картине "Явление Христа народу" - Бак

Точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. "Для него важно все - как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия.

- Правда ли, что художник Иванов изобразил Гоголя на известной картине "Явление Мессии"?

 

- Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Мессии" (или "Явление Христа народу") - в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую "избранность", которую остро переживал и сам писатель.

Гоголя при жизни упрекали в гордыне, в преувеличении своих заслуг и достоинств, и это действительно могло так выглядеть. Основания для этого можно усмотреть даже в его текстах есть: Гоголь в текстах обращается ко всем людям, он понимает, что его слово имеет такой вес, что к нему должны прислушаться все. А ведь на это даже Пушкин не решался - он избегал пафоса, говорил, что поэзия должна быть глуповатой.

Кроме того, Гоголь всерьез рассуждает о том, какой памятник должен быть водружен на его могиле, описывает, как нужно хоронить его: рассказывает, что впадает в летаргические состояния и прямо рекомендует похоронить его только тогда, когда появлятся первые признаки тления. Но все это - чисто внешнее, это вещи, за которыми скрываются глубокая вера и убежденность в своей призванности.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Дмитрий Бак о прижизненном завещании Гоголя

Но все толки о том, перевернулся ли Гоголь в гробу, нет ли - лишь досужие пересуды обывателей.

Писатель пережил страшную душевную трагедию, которая и привела его к смерти. Вопреки собственному призыву к нравственной проповеди, к изображению вечных ценностей, светлых сторон жизни, он так и не смог от сатирического изображения России в первом томе своей великой поэмы перейти к изображению позитивному. Второй том "Мертвых душ" был сожжен, а с ним сгорела и жизнь великого наследника Пушкина.

ria.ru

Исследовательская работа "Живопись в творчестве Н.В. Гоголя"

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………..с.2-3

 

1.      Гоголь и живопись…………………………………………………………………с.4-8

1.1  Увлечение Гоголя живописью……………………………………………………...с.4

1.2  Иллюстрации Гоголя к своим произведениям.…………………………………....с.4-5

1.3  Дружба с художником Ивановым. «Явление Христа народу»…………………..с.5                                                   

1.4  Картина Брюллова «Последний день Помпеи» и очерк Гоголя «Помпеи последний день»: их неразрывная связь…………………………………………………...…..с.5-6              

1.5  Живописное слово Гоголя………………………………………………………….с.6                

1.5.1        Знаменитое описание сада Плюшкина И. В………………………………......с.6

1.5.2        Красота украинской степи в повести «Тарас Бульба»…………………….….с.7       

1.5.3        «Майская ночь или Утопленница и картина А. И. Куинджи: союз волшебных звуков, чувств и дум»…………………………………………………………..с.7-8            

 

2.      Заключение……………………………………………………………………...…с.9-10

3.      Литература………………………………………………………………………….с.11

4.      Приложения.       

 

 

Введение

    Мир прекрасного для Николая Васильевича Гоголя немыслим без живописи, скульптуры, театра. Истинный писатель, наделенный богатым воображением, обладающий тонким художественным вкусом, способный одухотворять окружающий мир, он не мог не любить искусство.

    Многие произведения Гоголя полны впечатлений от полотен выдающихся художников. Великое слово писателя откликается на картины, созданные кистью талантливых живописцев.

    Я занимаюсь в художественной школе и. конечно, многое уже узнала из области искусства. Согласна, картины великих художников рождают в нас новые ощущения, поднимают над мелочами жизни, раскрывают в душе каждого из нас что-то неизгладимое, о чем мы иногда можем и не догадываться.

    Я люблю творчество Н.В. Гоголя. Читая его произведения, приходишь к мысли, что он словно черпал в произведениях живописи новые ощущения, будто чувство, выраженное в красках, рождало в его воображении новое, более острое понимание слова.

    Цель моей работы: изучить мастерство Гоголя-художника, связанное с искусством словесной живописи.    Для достижения своей цели я ставлю следующие задачи:1) выявить значимую роль живописи и ее проявления на этапах творческого пути Н.В. Гоголя 2) установить, что дружба с художниками,-это возможность «пользоваться средствами и выгодами для многих недоступными»3) доказать, что пристальное вглядывание и вслушивание в природу, изображенную  Гоголем, способствует развитию мышления и речи, обогащению словарного запаса, ощущению внутренней гармонии, пробуждению в нас любви к прекрасному, к красоте, добру и справедливости.

    Предмет исследования: живопись в творчестве Гоголя.

    Объект исследования: природа живописи и литературы, тайна творческого вдохновения писателя, предназначение художника-творца.

    Метод исследования: работа с текстом, наблюдение, исследование, сравнение, анализ языкового мастерства.

   Творчество Н.В. Гоголя представляется нам достаточно изученным. «Литература о Гоголе велика и многообразна. На протяжение многих лет его творчество изучали такие исследователи как В.В. Виноградов, В.В. Ермилов, Г.А. Гуковский, Е.С. Добин и многие другие. В своих работах они подробно раскрывают особенности творчества Н.В. Гоголя, его язык, проблематику произведений».

    Я достаточно много прочитала литературы о Н.В. Гоголе. Особенно привлекла мое внимание интересная и познавательная книга «Рисунки русских писателей». Автор-составитель Р.В. Друганов. И книга И. Долгополова «Рассказы о русских художниках».    Я открыла для себя нового Гоголя. Он для меня романтик, художник, поэт в прозе. Недаром он когда-то сказал: «Поэзия и живопись-родные сестры».

    Тема «Живопись в творчестве Гоголя» и сегодня актуальна прежде всего тем, что Н.В. Гоголь внес огромный вклад в развитие русской литературы, поднимая в своих произведениях такие вопросы, которые до сих пор не перестают волновать общество. А данная исследовательская работа позволяет мне по-новому взглянуть на содержание текстов Гоголя и художественной литературы в целом, расширяет мое понимание роли живописи не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Те результаты, к которым я пришла в ходе исследования, для меня очень значимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гоголь и живопись

1.1 Увлечение Гоголя живописью

    «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль», -писал В.Г. Белинский.

    Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечен живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя, как живописец, книжный график и театральный декоратор. Уже после окончания гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств.

    У него мало рисунков в творческих черновиках и почти нет автоиллюстраций, кроме эскизов обложек. Его основная тема-архитектурный пейзаж, вернее, просто архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества: готические соборы и сталинские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные детали-арки, колонны, купола, башенки, балконы, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со знанием дела. До нас дошла лишь небольшая часть его графики и, по-видимому, не самая лучшая часть, и многое неизвестно из его живопись.

1.2 Иллюстрации Гоголя к своим произведениям

   На рисунки Н.В. Гоголя следует обратить внимание вовсе не по тому, что он не без основания называл себя с Жуковским «наполовину художниками».

   Удивляет женский портрет, сделанный карандашом около 1820 года, когда Гоголь был еще гимназистом. Удивляет не только силой уместно найденного тона и богатством его оттенков, но прежде всего каким-то мистическим восприятием формы. Некоторое искажение пропорций лица (вытянутый нос и подбородок, заниженный лоб) напоминают некоторых персонажей из его же произведений.

   Готовя «Мертвые души» к изданию, Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги.

   Остается только пожалеть, что, поскромничав, Гоголь больше не решился делать иллюстрации. Тогда, наряду с хорошими гравюрами П.М. Боклевского и А.А. Агина, мы имели бы удовольствие видеть живые и весьма характерные рисунки самого писателя.

1.3 Дружба с художником Ивановым. «Явление Христа народу»                                                                         

   Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В произведениях Гоголь чувствует огромные силы, силы правды или лжи, добра или зла. Для художников Гоголь был образцом писателя, из произведений которого они черпали огромные силы, силы правды или лжи, добра или зла. Русского художника П.А. Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В картинах Федотов по-гоголевски «обличал, любовался, смеялся» («следствие кончины Федельки» 1844г.).

    Я уже упоминала о художнике Александре Иванове. С ним Гоголя связывает многолетняя дружба. На знаменитой картине А. Иванова «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») -в облике одного из персонажей изображен Гоголь, который участвовал в создании картины в качестве натурщика. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии; он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

1.4 Картина Брюллова «Последний день Помпеи» и очерк Гоголя «Помпеи последний день»: их неразрывная связь

   Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была выставлена картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», которая произвела на Гоголя огромное впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью «Помпеи последний день (картина Брюллова).» Она написана горячо, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. Прекрасное полотно вдохновило Гоголя на создание очерка «Помпеи последний день.»

    24 августа 29 года нашей эры был страшным днем для жителей древней Помпеи: началось извержение Везувия.

    Статья Гоголя о картине Брюллова известна достаточно широко, особенно тем, кто любит русскую литературу и знает творчество Н.В. Гоголя. Она была создана Гоголем на одном дыхании, написана стремительно, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. И картина Брюллова и статья Гоголя созданы вдохновенно. Стилистически соответствуют друг другу настолько, что кажутся неразрывными. Красоту можно погубить, но ее нельзя уничтожить. В самые часы гибели герои картины Брюллова поражают и восхищают зрителя. «Фигуры прекрасны во всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотой.» В этом Гоголь видел главную идею картины. Он умеет живо описать словом то, что изображено на картине. В своей статье Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и пластическую красоту человека в творении Брюллова. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений 19го века».

1.5 Живописное слово Гоголя

    Этот необыкновенный талант Гоголя проявляется и в его художественных произведениях. Слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира. Особенно ярки, удивительно точны и красивы его описания пейзажа.

1.5.1 Знаменитое описание сада Плюшкина И. В.

    Вспомним знаменитое описание сада Плюшкина в 6 главе «Мертвых душ», где он дал пейзаж, какого тщетно искал в современной живописи.    «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, казалось один освежал эту обширную деревню {…}. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, {…}подымался, как мраморная сверкающая колонна. Хмель, гнувший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешник обвивал до половины сломленную берез{…} Узкая дорожка, обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка, дряхлый ствол ивы, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые листы. В стороне, у края сада несколько осин подпирали огромные вороньи гнезда».

   Опираясь на описание сада Плюшкина Гоголем, я попыталась представить сад этого помещика с моей точки зрения (сравнить, что было бы похоже, а что нет).

   Я знаю, что это был за помещик: его привычки, быт, описание комнаты, его увлечения, характер и многое другое. Исходя из этого, я могу представить и попытаться изобразить то, каким был сад Плюшкина. А затем сравнить его с представлением Гоголя. Приложение №1

 

 

 

1.5.2 Красота украинской степи в повести «Тарас Бульба»

    Очень красиво и поэтично Гоголь описывает украинскую степь в повести «Тарас Бульба». Она показана и днём и веером. В каждое время суток она выглядит по-разному. Днем она похожа на зелено-золотой океан, по которому раскиданы прекрасные степные цветы. Воздух наполнен птичьими голосами. Вся степь точно живая. Она дышит, радуется новому дню. Вечером степь совершенно переменилась. Очень красив закат солнца. Степь наполнилась совсем другими звуками. Свистели суслики, громко трещали кузнечики, слышался крик лебедя.

    Описание запорожской степи невероятно красиво. Чувствуется любовь Гоголя к родной природе. Важно, что герои этой повести находятся среди такой прекрасной природы и всем сердцем чувствуют ее красоту. Описание степи занимает очень важное место в повети. Чувствуется, что в эту картину автор вложил всю свою душу, любовь. Весь свой талант.

1.5.3 «Майская ночь или Утопленница и картина А. И. Куинджи: союз волшебных звуков, чувств и дум»

    Как многообразна и естественна природа в гоголевский произведениях. Вся красота, ширь, могучее спокойствие родины, чистота и глубина души ее выражена в эпическом образе Днепра. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не шелохнет, не прогремит…»

    Чтобы показать всю величественность Днепра Гоголь использует разные средства выразительности.

Гиперболы

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Высказывания

Без меры в ширину

Страшен Днепр

Будто весь вылит из стекла

Днепр ходит

Пышный

Без конца в длину

Он же пышный

Будто голубая зеркальная дорога

Нежась и прижимаясь ближе к берегу

Зеленокудрые

Пойдут горами по небу синие тучи

Синий

Будто полоса дамасской сабли

 

Нет реки ему равной в мире!

 

    Свое отношение к Днепру Гоголь передает и в глаголах-сказуемых: «не шелохнет», «сыплются», «озирает». Днепр показан ранним утром в ясный осенний день, в темную ночь, и во время бури. Да, есть и страшный Днепр. Как он грозен, шатающий леса, низвергающий молнии, гремящий водяными холмами. Вот так неисчерпаемо богат Днепр в изображении Н.В. Гоголя.

    Картина А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» обрела поистине народную славу. Она является и моей любимой картиной этого художника. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Лунная рябь на реке и сияние самой луны передает гениальность А.И. Куинджи и кажется, что зритель попадает под власть вечного и Божественного, точно так же, как мы попадаем под власть вечного и Божественного, когда читаем «Майскую ночь, или Утопленницу» Н.В. Гоголя. Это союз волшебных звуков, чувств и дум…

   «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее… Земля вся в серебряном свете…Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя.  Тихи и покойны пруды; холод и мрак этих вод угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. Божественная ночь. Очаровательная ночь.

    Как похожа лунная украинская ночь на картине художника Куинджи на описание украинской ночи Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». И на картине и в рассказе доминирует серебряный цвет, то есть серо-белый, с блеском. Это лунный цвет. Его можно увидеть, если посмотреть на ночное звездное небо или во время дождя; в каждой капле, присмотревшись, замечаешь этот цвет. По настроению он загадочный, таинственный, сказочный. Присутствуют в основном тихие звуки: «ночной покой земли»-в картине, «тихи и покойны пруды»-в повести. Там и там чувствуются запахи чудной ночи, родной земли, все дивно и торжественно.

    Я нарисовала иллюстрацию, на которой постаралась изобразить то, какой я представляю ночь на Днепре. Мне было очень трудно добиться плавного перехода речной глади в горизонт и воссоздать тот лунный свет, который смог изобразить Куинджи. Я старалась приблизить свою иллюстрацию к рассказу Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Мне хотелось нарисовать и деревья, полные мрака, и сады, от которых исходит аромат, и луну, отражающую серебряный свет.. Приложение №2

    Знаю, что пейзаж-это не только описание природы, фон, на котором происходят события, но еще и средство выражения настроения автора, его состояния души. Складывается такое ощущение, что человек и природа-нечто целое, неразрывное, связанное. И, конечно, же, прав Белинский, сказав, что «Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их»

2.Заключение

   Изучив литературу о творчестве Н.В. Гоголя, я пришла к выводу, что советское и русское литературоведение многое сделало для изучения наследия Гоголя, возможно, даже больше, чем в отношении некоторых других классиков. Но можем ли мы сказать, что оно уже в полной мере изучено? Едва ли у нас появятся основания для утвердительного ответа на этот вопрос. На каждом новом витке истории возникает необходимость заново прочитать и по-новому обдумать творчество великого Гоголя.

   Классика неисчерпаема. Каждая эпоха открывает в великом наследии прежде всего незамеченные грани и находит в нем нечто важное для раздумий о делах сегодняшних. Многое в художественном опыте Гоголя сегодня необыкновенно и поучительно.

   В этой работе я постаралась выявить значимую роль живописи и ее проявление на этапах творческого пути Н.В. Гоголя.

    У меня не было намерений в рамках этой работы говорить с равной обстоятельственностью обо всех его произведениях, связанных с рассматриваемой темой. Мне хотелось прежде всего дать ощущение безмерного мастерства Гоголя – художника, связанного с искусством словесной живописи.

   Погружаясь в историю развития живописи 19го века, я поняла, что в изобразительных опытах писателей видна была несомненная одаренность и уверенное мастерство. Поражает пейзажная графика В. Жуковского, рисунки А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, зарисовки Батюшкова и наброски Н.В. Гоголя. Они рисовали в самых разных жанрах и техниках, с разной степенью одаренности и усердия, но всегда небезразлично.

   Живопись в творчестве Гоголя играет огромную роль. В художественном произведении под пером мастера пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Этот союз волшебных звуков, чувств и дум ощущается в повести «Майская ночь, или Утопленница» и в картине А.И. Куинджи «Лунная ночь».

   В 1838г. в Италии судьба свела Гоголя с художником Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве. Я убеждена, что обоими художниками владела идея духовного возрождения человечества, освобождение его от зла.

    Работа с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» и с очерком Гоголя «Помпеи последний день» помогли мне глубже и полнее воспринять словесные и живописные произведения, глубже осознать роль художественных средств, используемых писателем в произведениях.

    Прозаический отклик Гоголя на картину К. Брюллова-это ни что иное как признание Гоголем яркого дарования художника Брюллова.

    Моя работа может быть использована на уроках и факультативных занятиях, где изучается творчество Н.В. Гоголя; я могла бы поделиться своими размышлениями о роли живописи в творчестве Николая Васильевича.

    Вопрос о назначении художника всегда волновал Гоголя. Социальные аспекты жизни творческого человека рассматриваются писателем в повести «Невский проспект» и «Портрет». Тем более, что встречи с Венециановым, взгляды художника на искусство были тогда для Гоголя исключительно важны. Они помогли Гоголю познакомиться с бытом и технологией художников. Именно в это время Гоголь и начал писать повесть «Портрет». Моя дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в этом направлении, где я попыталась бы выявить роль художника в художественной жизни России 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Литература

1. Алянский Ю. – Рассказы о русском музее. М., 1981г.

2. Гинзбург Л.Г. - Занимательно о литературе-М., 1990г

3. Гоголь Н.В. – Вечера на хуторе близ Диканьки. М., 1924г

4. Гоголь Н.В. – Мертвые души. М., Детская литература, 1969г-414с

5. Гоголь Н.В. – Тарас Бульба. М., 1980г

6. Долгополов И.- Рассказы о художниках. М.. 1982г

7. Корнилова А.Е. – Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976г.

8. Марченко Н.А. – Жизнь и творчество Гоголя: Материал для выставки в школе и детской библиотеке. –М.; 1979г.

9. Рисунки русских писателей.  Автор-составитель Р.В. Дуганов. -Советская Россия, 1986г.-255с

 

10. Ходякова Л.А. - Живопись на уроках русского языка. -М.: Флинта: Наука, 2000г-352с

infourok.ru

«Портрет» краткое содержание повести Гоголя – читать пересказ онлайн

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете читать онлайн на нашем сайте либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.

Главные герои

Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.

Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.

Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.

Краткое содержание

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты». Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

obrazovaka.ru

Картина мира Гоголя

Нечипоренко Ю. Д. (Москва), к.ф.-м.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова / 2002

Картина мира Гоголя

Сочинения Гоголя открывает «Сорочинская ярмарка». Слово ярмарка (родственно английскому «year market») означает «годовой рынок». Товар на рынке переходит из рук в руки: представим, что вы вырастили быков и привезли их с целью обменять на пшеницу. В языческие времена наши предки были уверены, что быкам покровительствуют одни божества, пшенице — другие. Если быка поменять на пшеницу, будут недовольны и духи быка, и духи пшеницы. Нужно было обставить сделку так, будто речь идет не об обмене, а о дарении: вы дарите быков, вам в ответ преподносят пшеницу. Переход товара в другие руки требует обрядового пира: на пиру не считают, где свое и чужое, кто, сколько выпил и съел. Тут же место и прежним жрецам, нынешним артистам, которые поют и танцуют, чтобы умилостивить духов.«Обмывание» покупки — рудимент древнего обряда. Деньги на себя берут роль эквивалента, в покупке в скрытом виде содержится обмен.

Праздничная сторона ярмарки близка к карнавалу. Но карнавал — игра, шествие ряженых — то, что дает пищу глазу. Это экспозиция оболочек вещей: костюмов, нарядов, масок. Ярмарка связана с обменом энергиями пищи и вещами, с которыми человек будет жить и после ее окончания. Ярмарка входит в человека не только через глаза, но и через рот, пробирает его целиком.

Хуторянину, которого отлично понимал Гоголь уже в юности, невозможно было представить себе двух- трех месячное карнавальное безделье и дурачество горожан в средневековой Европе. Конечно, можно пуститься на пару дней «в загул» на ярмарке или свадьбе — но селянин зарабатывал хлеб тяжелым трудом в течении года и только результатами этого труда он мог распоряжаться.

Гоголевская ярмарка связана с местом выхода черта из пекла. Из-под земли появляется здесь красная свитка, которая несет энергию особого рода. Красная свитка не входит в число товаров, которые обмениваются на ярмарке, напротив, она может расстроить весь обмен! Что же это за таинственная субстанция такая?

Вращающееся в плоскости земли, лежащее плашмя рыночное колесо обмена перемешивает ресурсы округа. Само слово «рынок» означает круг (вспомните ринг). Красная свитка связана с вертикалью, с осью, вокруг которой вращается круг жизни. Гоголевская ярмарка вообще служит обретению желаемого. Молодой парень Грицько хочет жениться на юной красавице Параске. Но он встречает затруднение — отказ родителей возлюбленной. Цыгане хотят купить быков у Грицька — и частью быков он готов пожертвовать, чтобы добиться женитьбы. Цыгане используют предание о красной свитке — и получают быков в виде гонорара за представление (говоря современным языком, перфоманс — «живые картины» — свиные рыла в окне, красная тряпка в руке и т. п.) Происходит драматизация ситуации, черт «вплотную» приближается к отцу Параски, тот подвергается опасности — за чем следует чудесное спасение. Грицько выступает в роли героя- избавителя, за что он и награждается — получает в жены Параску. Предание о красной свитке позволяет соединить любящие сердца, а сама свитка эта, которую запрещено пускать в обмен, символизирует у Гоголя любовь: «любовь нельзя купить»... Вокруг любви вращается все.

Торговля смехом и страхом

Город виден хутору через ярмарку. Если на ярмарке возникает беспрецедентная ситуация в судьбе парня и девушки, то в городе каждый день можно «жениться», всякий день здесь торгуют чертом, кажут свиные рыла. Примеры этому можно заметить и сейчас: роль цыган исполняют журналисты, которые торгуют смехом и страхом, демонизируют одних деятелей и создают имиджи спасителей другим — по желанию заказчика. Тележурналисты и режиссеры кажут в окна телевизоров «свиные рыла» — искаженные личины, маски и кукол вместо лиц людей. Заметим, что самим цыганам черт не страшен. Он является источником обогащения: черт используется, как инструмент управления людьми.

Гоголь дал описание артистам такого рода: «в смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, по которым одна только есть награда на земле — виселица». Цыган делает доброе дело — соединяет влюбленных. Но за деньги.

Черт страшен селянам, цыган же находится «по ту сторону» черта. Строго говоря, черта в рассказе нет — есть лишь предание о нем. Черт является товаром, продаваемым на ярмарке среди прочих. Иное дело, что товар этот не материальный, а принадлежит некой сфере, которую можно почувствовать через игру- розыгрыш. Но это не только игра — здесь есть следы языческой веры и результат — взятая парнем в жены девушка.

Ярмарочная модель мира описывает круг годовой, целой жизни. Город вынимает время из человека, вынимая человека из времени. В городе сохраняется цикличность жизни — но она становится внешней, здесь есть праздники — но они связаны с образом жизни более формально. Не всюду и не сразу произошло это разъединение: в Москве до сих пор значительная часть населения выживает за счет дачных участков (не даром Москва зовется в просторечье «большой деревней»). Потеря природного времени и его ритуалов даже в самых цивилизованных городах и странах не абсолютна — в сезонных дешевых распродажах товаров можно увидеть след обрядов. Да и самые богатые западные инвесторы принимают решения и дают деньги дважды в году — после зимних и летних праздников.

Мертвые души и живые деньги

Государство «ест» доходы человека. Но человек не прост — он осваивает новые правила игры — и является гений Чичикова, который умудряется обернуть лично для себя процесс этот вспять — прокормиться «между зубов» прожорливого государства. Так маленькая птичка чистит зубы крокодилу, находя для себя остатки пищи.

Чичиков — не просто рыночный делец, чертовщина вылезает из его сделок не только как добавка к неэквивалентности обмена, она являет саму суть условности купли-продажи. Абсурд покупки мертвых душ избывается в работе фискальной системы. Государство играет роль идола, которого кормят жертвами в виде налогов — подушных податей. Идол блюдет формальный порядок вещей, не поспевая за природным делом рождения и смерти. Фискальные циклы — «ревизские сказки» как жернова, перемалывают людей в показатели (население, статистика).

Можно увидеть финансовый смысл названия «мертвые души»: по христианскому учению, душа бессмертна. Мертвым является капитал, который не приносит прибыли. Чичиков придумал, как получить прибыль, оживить мертвый капитал. В некотором смысле он стал оживителем «мертвых душ» — составил проект, по которому они могли приносить живые деньги.«Птичка-чистильщик» Чичиков позволяет обозреть характер каждого помещика изнутри — со стороны его рта и желудка. Никто не отказывается от мошенничества — по сути, все принимают правила игры. Может, это не столько мошенничество, сколько забава, развлечение, авантюрное предприятие? В борьбе с государством помещик выглядит здесь предтечей анархистов, саботажником. Он склонен к природному существованию — без отвлеченных законов, навязанных государством.«Мертвые души» можно рассматривать как праздник неповиновения, оргию, которая показывает каждого помещика в его личном бунте против правил, желании вырваться на простор «расхристаной» жизни без подчинения и диктата. Герои Гоголя — по сути, артисты, превращающие свою жизнь в представление. Это люди одержимые, пребывающие в состоянии экстаза. Экстаз Манилова и экстаз Плюшкина отличаются формами воплощения — в корне своем они схожи.

Чичиков — подвижный праздник: приезжая к помещику, он на время размыкает круг его жизни, предлагая свое предприятие как игру в «антиповедение» — так назывались обряды, ритуально нарушающие установленный порядок вещей. Эти обряды проходили в ночь накануне Ивана Купала и в Святки («поганые дни» между Рождеством и Крещением, когда разрешалось нарушать обыденный порядок вещей). Души умерших могли активизироваться в этот момент, здесь же оживала и всякая нежить, «нечисть». Ярмарка и карнавал имеют своим истоком эти календарные мифо-ритуальные действия. Гоголь чувствует себя здесь, как рыба в воде — или утка в плавнях (гоголем зовут утку-селезня на Украине).«Чи-чи» — звук, который издает селезень. Похоже на пересмешника: «Го-го! — Чи-чи!» Фамилии автора и героя связаны пародийными повторами. Гоголь насылает дух «Чичикова» на помещиков — и они становятся одержимыми «нечистого» обогащения.

Каждый читает в поэме свое, видит себя. Православные исследователи видят в фигуре Чичикове пророчество главного обольщения современности — обольщения богатством. Гоголь был гением универсальным, его талант мог быть приложим на любом поприще, и в одном из его писем находим слова, которые и сейчас можно адресовать иному реформатору: «Мысли твои о финансах основались на чтении иностранных книг да на английских журналах, и потому суть мертвые мысли, стыдно до сих пор не войти в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, и захламостить его чужеземным навозом... Не вижу в проектах твоих участия божьего».

Более подробно о картине мира Гоголя в связи с «Мертвыми душами » и «Выбранными местами» мы писали в работах [1, 2].

Примечания

1. Нечипоренко Ю. Д.«Ярмарка у Гоголя» — Сборник «Жертвоприношение», М.: «Языки русской культуры», 2000 с. 383-391.

2. Нечипоренко Ю. Д.«Космогония Гоголя» — «Литература», приложение к газете «1 сентября» 1, 2002.

К списку научных работ

www.domgogolya.ru

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина. Петербург в «Невском проспекте» Гоголя

Ни один российский город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как Санкт-Петербург. Он стал образом-загадкой, образом-символом, образом-эпохой. Петербург словно манит к себе, притягивает воображение писателей, перед его обаянием, подчас мрачным и мистическим, невозможно устоять. Его представляют как живое существо, как главного героя, как необузданную стихию, несущую лишь смерть и разрушение. Неодинаковой видели и видят Северную Пальмиру писатели. Так, по-разному трактовался образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина.

Петербург глазами А. С. Пушкина

Для Александра Сергеевича Петербург был оплотом самодержавия, гимном петровских реформ и отражением сущности эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Ярко образ города представлен в одной из маленьких трагедий – «Медном всаднике», а также в «Пиковой даме», «Станционном смотрителе» из цикла «Повести Белкина» и ряде других произведений.

образ петербурга в творчестве гоголя В «Медном всаднике» образ Петербурга для Пушкина слился с образом Петра и его политической деятельностью. Город стал воплощением самодержавия, это город Петра I, столица государства Российского.

Однако образ Петербурга отражает в себе не только величие и красоту петровской деятельности, но и беззащитность простых людей перед ее мощью и неотвратимостью. Подобная стихии, она захлестывает мир и забирает жизни. Так, погублена наводнением жизнь Евгения и его невесты.

Пушкин поднимает в трагедии вопрос о реформах Петра, которые, безусловно, многое изменили к лучшему в стране, но, однако же, не считались с интересами каждого отдельного человека. Это противоречие остается неразрешенным, а сам город становится символом этой дилеммы.

Гимн Петербургу

Знаковым стало Вступление трагедии «Медный всадник». Оно резко выделяется на фоне последующих глав произведения своей торжественностью, ликованием и яркостью. Часто вступление рассматривают отдельно от всей трагедии и называют гимном Северной Пальмиры. Принято сопоставлять с ним образ Петербурга в творчестве Гоголя, Достоевского и других русских писателей, который зачастую вступает в полемику с пушкинским.

Азартный и бездушный Петербург

петербург гоголя и пушкина В основе «Пиковой дамы» А. С. Пушкина лежит мистический сюжет. Главный герой – Герман – заядлый картежник. Он захвачен безумным страстным желанием узнать тайну трех карт, которую хранит старая графиня. Пушкин ярко и подробно описывает бессмысленную и бесполезную жизнь игроков, которые проводят все время за картами. Все высшее общество - от молодых до стариков - подвержено этой болезни. Образ Петербурга становится символом столицы, которая погружена в абсурд и мистицизм. Городом, извращающим людей, стирающим личности, обезображивающим суждения и идеалы. Пушкин объясняет столь губительное действие социальными причинами. Высшее сословие этого времени не представляло своей жизни без карточных игр, тратило на это занятие все свое время и средства. Карты возводятся на пьедестал наивысшей ценности и важности. Были случаи, когда дворянин проигрывал свою жену.

Одновременно с этим в моде были размышления о роли фатума, случая в судьбе человека. Такая философия прекрасно сочеталась с процветающими азартными играми. Это явно видно на примере Германа, который считает появившуюся возможность узнать тайну карт волею провидения, а наивысшей ценностью считает богатство и положение в обществе. Вот каким предстает Петербург в «Пиковой даме».

Похожий образ столицы рисует Пушкин в «Станционном смотрителе». Представитель высшего общества Петербурга – офицер Минский - предстает эгоистичным, лживым и жестоким человеком. В то время как Вырин – бедный и беззащитный, но нравственный человек, оказывается простым станционным смотрителем, который попадает в столицу единственно за тем, чтобы вернуть дочь.

Пушкин особенно акцентирует внимание на лживости Петербурга. Так, прилично одетый молодой человек забирает деньги Вырина. Создается образ города, где все не то, чем кажется, города с двойным дном.

В этих произведениях образ пушкинского Петербурга приобретает такие черты, как лживость, жестокость, бездушность.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Петербург Гоголя и Пушкина имеет как различия, так и сходства. Мотивы мистицизма, бездушия, власти и царственности будут ключевыми и в гоголевском образе Северной Пальмиры, но поданы и изображены они совершенно по-другому.

образ петербурга в творчестве гоголя и пушкина Николай Васильевич Гоголь долго прожил в столице, что сильно отразилось на его произведениях. Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей.

Петербург Гоголя – это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя – место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают.

Итак, образ Петербурга в творчестве Гоголя кратко можно описать как совокупность гиперболизаций, гротеска и сатиры.

Рождественский и реальный Петербург глазами Гоголя

Повесть «Ночь перед Рождеством» стала одной из первых, где появился Петербург Гоголя. Город предстает перед кузнецом Вакулой сказочно сияющим и звенящим миром. Со всех сторон его окружает свет и множество звуков, невероятное движение на улицах ошеломляет, ожившие дома словно следят за ним. В описании дворца императрицы также все необычно и сказочно: и картины, и лестницы, и замки на дверях; и сами обитатели облачены в яркие фантастические наряды. Город предстает в блеске и сказочной красоте.

Совершенно другой он в «Ревизоре». Это уже не сказочный, а реальный образ Петербурга в творчестве Гоголя. Город становится реальным прагматичным местом, где главное в человеке – благосостояние.

В комедии о Петербурге рассказывают два персонажа – Хлестаков и его слуга Осип. Глазами Хлестакова читатель видит город, где правят бал чины и роскошь. Предел мечтаний мелкого чиновника, желающего покутить или дослужиться до фельдмаршала. Поэтому Хлестаков видит себя богатеем с высоким чином, которого боятся и уважают. Для Осипа Петербург совершенно другой. Это город глазами слуги, в котором нет роскоши, зато есть всевозможные развлечения: катание на извозчике, театр, танцующие собаки. А нравится ему больше всего в этом городе вежливость людей в разговоре. Петербург Осипа намного реальнее и душевнее измышлений Хлестакова.

Петербург «Мертвых душ»

На протяжении всего писательского пути менялось отношение Николая Васильевича к Северной Пальмире. Но, даже постепенно трансформируясь, сохранял свои основные черты образ Петербурга в творчестве Гоголя. «Мертвые души» служат ярчайшей иллюстрацией этих изменений.

петербург гоголя В каждой главе поэмы Гоголь упоминает о Петербурге, не забывая сказать о нем какую-нибудь остроту. Так, как только Чичиков подъезжает к трактиру, автор иронически упоминает о странностях питания петербургских господ. Или возьмем, скажем, губернаторский бал. Гоголь отмечает, что многие из собравшихся здесь весьма похожи на столичных обитателей. На страницах поэмы часто встречается и ехидное замечание автора о высоких чинах Петербурга с наградами и благородной наружностью, от которых стоит ожидать лишь подлейшей гадости.

Как уже было отмечено, тема Петербурга в творчестве Гоголя является ключевой. И в «Мертвых душах» ярчайшим образом она проявилась в рассказе о капитане Копейкине. Это история о герое войны 1812 года, инвалиде, который приезжает в Петербург в надежде на монаршую милость. Однако же в помощи ему отказывают. Город предстает перед нами чинным и бездушным оплотом власти государя, где нет места беднякам и страждущим. Более того, к маленькому человеку он несправедлив, жесток и беспощаден.

Петербург в «Мертвых душах» - город на костях, призрак реального города. Вещи и люди в нем одинаково живые. Он словно центр земли, где собран весь мир. Начальство здесь имеет право распоряжаться людьми как вздумается. Здесь не найти правды и защиты, только холодный блеск роскоши да безразличие и черствость чиновников.

«Петербургские повести»

Образ Петербурга в творчестве Гоголя складывался во многом на основе тех впечатлений, которые писатель получал во время проживания в столице. Именно тогда он написал ряд рассказов («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»), которые составили цикл «Петербургские повести». Эти произведения связаны рядом общностей, таких как:

  • Идейный пафос, заключенный в изображении силы денег, которая развращает людей, и обличении общественной системы, полной лжи и несправедливости.
  • Проблематика, отражающая губительность и безнаказанность власти денег и чинов.
  • Главный герой всех произведений – «маленький человек».

Петербург в повестях Гоголя - это город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

Прогулка по «Невскому проспекту»

невский проспект гоголь образ петербургаГлавная улица и символ Петербурга – Невский проспект, который отражает в себе всю сущность Северной Пальмиры. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». О чем и пойдет речь далее.

Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект. Гоголь образ Петербурга продолжает наделять теми же иллюзорными и лживыми чертами, что и Пушкин. Наконец-то два великих писателя сошлись в едином мнении. Здесь Петербург Гоголя и Пушкина становится невероятно похож. Пушкинские мотивы из «Станционного смотрителя» продолжают жить в «Невском проспекте».

Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.

Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.

«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.

Другие «Петербургские повести»: «Нос», «Шинель», «Портрет»

тема петербурга в творчестве гоголя Гоголь в повести «Нос» изображает абсурдную ситуацию – от майора Ковалева сбегает его нос, который считался единственной отличительной чертой героя, так как был с прыщиком. Используя гротеск, гиперболу и фантастику, Гоголь изображает и высмеивает власть чинов и чинопочитание. Писатель критически изображает современную ему жизнь во всей ее нелепости и абсурдности.

Причем нос не просто сбежал от владельца, но и превратился в статского советника и стал разгуливать по Петербургу. И Ковалев был вынужден ему кланяться, так как его чин был ниже, а в мире майора регалии решают все. Выводом же из этой истории стало то, что у столичного человека самое важное – нос, а без него они становятся ничем, пустым местом. Зато последний, облачившись в мундир, может стать важнее своего хозяина.

Жизнь петербургского чиновника, таким образом, изображается бесцельной, пустой и иллюзорной.

Петербург «Шинели» - город, где существование человека напрямую зависит от его финансового и социального положения. Город, где есть два мира: первый, наполненный яркими огнями, где обитают высшие чиновники, и второй, где помои могут быть вылиты на голову проходящего, где обитают «маленькие люди», существование которых обрывается незаметно, а жизнь протекает в нищете и страхе. Из этого второго мира взял своего героя Гоголь. Акакий Акакиевич Башмачкин, представитель «маленьких людей», - это бедный раболепный человек, мечтающий только об одном – о новой шинели. И чтобы ее заказать, он вынужден экономить на всем: начиная от подметок и заканчивая свечами и едой.

Акакий Акакиевич духовно бедный человек. Единственное его занятие в жизни – служба, а заветная мечта – новая шинель. Но Гоголь изображает этого несчастного чиновника так, что он вызывает сострадание, жалость и сочувствие. И этот безобидный, никогда никого не трогавший человек трагически гибнет.

И в момент своей гибели в сердце «маленького человека» рождается желание бунтовать против такого мироустройства. Против общественного механизма, который перемалывает людей. Этого маленького забитого человека наделяет Гоголь способностью протестовать и сопротивляться несправедливости и беспощадности окружающей действительности.

В повести «Портрет» звучит тема творчества, созвучная теме безумия. Петербург здесь предстает чудовищем, калечащим души людей. Так, добившись желаемого – разбогатеть и заниматься только рисованием, главный герой, Чартков, оказывается одурманенным властью золота. Он становится известным художником, его богатство растет, но соразмерно с ним уменьшается талант.

Осознав, что безвозвратно утратил свои способности, Чартков тратит свое состояние на то, чтобы уничтожать предметы искусства. Постепенно его все больше и больше охватывает безумие, в конце он умирает в агонии и бреду.

Достоевский - продолжатель гоголевской традиции

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Достоевского практически одинаков. Федор Михайлович продолжил изображать город безразличным к чужим страданиям, полным безумия и сводящим с ума, перемалывающим незащищенных «маленьких людей».

Достоевский обогатил гоголевскую традицию описания Петербурга. И на созданной предшественниками основе сотворил свой миф о городе. Ему удалось больше всех узнать о той губительной силе Петербурга, которая воздействует на психику его жителей.

Гоголевские гротеск и фантастичность Петербурга проявились в творчестве Достоевского через видения и сны главных героев, через мистику событий. Благодаря этой невероятности стечений обстоятельств реализм писателя назвали «мистическим».

петербург в невском проспекте гоголя Обращается Достоевский и к образам «маленьких людей». Но если для Гоголя было характерно иронизировать и изображать даже трагедию сатирически, Федор Михайлович делает акцент как раз на страданиях героев, на их судьбах. Таковы все члены семьи Мармеладовых, таков и сам Раскольников в «Преступлении и наказании». В это романе город становится одним из главных героев повествования. И этот изображенный Достоевским Петербург близок Петербургу Акакия Акакиевича.

В произведениях Достоевского остается лишь темная мрачная часть города, уже не прикрытая гоголевскими и пушкинскими огнями и красками. Писатель исследует смрад и грязь его закоулков, неправильные ломаные углы комнат, пыль мостовых. Все это давит на человека, сводит его с ума, калечит.

Выводы

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина, таким образом, имеет как множество схожих черт, так и серьезные различия.

Петербург в произведениях Гоголя изменчив и обманчив. Яркость огней в нем сочетается с бездушностью его обитателей. Наилучшим образом представлен Петербург в «Невском проспекте» Гоголя. В этой повести нашли отражения все основные мотивы, такие как двойственность петербургского мира, его безумие, лживость, разрушительное действие на своих обитателей, мистицизм и иллюзорность.

Пушкинский Петербург воплощает в себе дух Петровской эпохи. Город сочетает в себе как величие деяний Петра, так и весь их ужас – не зря он построен на костях и болотах. Пушкин создает цельный образ, где воедино сливаются два начала. Не таков Петербург Гоголя, город словно двоится. Его красота и великолепие – лишь лживая маска, под которой скрывается истинная сущность – мрачная, темная, безумная и губительная.

Для Пушкина и Гоголя было характерно, создавая образ Петербурга, выбирать главным героем «маленького человека», который оказывается не в состоянии сопротивляться городу, его устройству и его законам. Он бессильно гибнет, сломленный и растоптанный.

Развил и обогатил гоголевские традиции Достоевский, создав свой уникальный и неповторимый образ Петербурга. Города, способного лишь на разрушение человеческой жизни и человеческого рассудка.

Образ Петербурга оставался и остается притягательным для русских писателей. Так, классические традиции продолжили в своем творчестве А. Ахматова, А. Блок, А. Белый. И наверняка город на Неве будет продолжать привлекать своими загадками и тайнами столько, сколько будет существовать.

fb.ru

Иллюстрации Кукрыниксов к повести Гоголя "Портрет"

     "Портрет" в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город – участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с "бойкой" кистью. Холодная и гордая красота Петербурга отталкивает мелочные расчеты спекулятора, как эта же красота принимала и ласкала душу еще юного, бедного, мечтавшего о подлинном творчестве художника.     Когда-то создавая "Белые ночи" в замечательной технике граттографии ("процарапывания" белого по черному и контраста силуэтов), Мстислав Добужинский впервые в книжной графике сделал Петербург тем действующим лицом иллюстраций, которым он был в повести Достоевского.      Кукрыниксы дали иной, чем у Добужинского, Петербург. Менее жесткий и более фантастический, чем у Достоевского, Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжелых толчков густой воды в реках и каналах. Это был тот город Гоголя, который каждый из нас ищет в ленинградском пейзаже, вслушиваясь в хлопающие двери тяжелых подъездов доходных домов на Староневском и словно бы различая голоса толпы, описанной в "Петербургских повестях" бедным малороссийским юношей, недавним нежинским гимназистом, чиновником 14-го класса и посетителем занятий живописи в Академии художеств.

       Иллюстраторы применили здесь прием, что был использован в трехтомнике тридцатых годов. Они словно бы присутствовали при происходящем и вводили в книгу читателя участником событий. Иногда и им, и читателю была видна лишь доля происходящего – угол картинной лавочки, где стоит около портрета Чартков, часть фигуры беседующего с ним ростовщика. Иногда они всматривались в задумчивое, еще не искаженное цинизмом лицо юного и бедного Чарткова, в его фигуру, походку, в его плащ с пелериной и шляпу. Так одет был великий Александр Иванов, когда Гоголь встречал его в Риме в те суровые годы отшельничества, нищеты и высокого творчества, что принесли русскому искусству "Явление Христа народу". Чартков, медленно бредущий вдоль Екатерининского канала лицом к зрителю, гамлетовски трагичен. Он делает выбор, и зритель вместе с иллюстраторами словно бы в состоянии остановить его, вмешаться в его решение. Чартков, встречающий у Летнего сада своего профессора, когда-то предупреждавшего юношу, что у него "начинают слишком бойко кричать краски", – движется спиной к зрителю. Он не услышит, если его и окликнуть. Он глух к голосу совести, к призывам служения искусству. Сцена овеяна резким невским ветром, освещена бескомпромиссным весенним светом. Налегке, усиленно прямясь, играя тростью и сдвинув на затылок сверкающий цилиндр, в модном длиннополом сюртуке и белых панталонах денди, вышагивает мимо профессора бывший Чартков. Обернувшемуся ему вслед профессору Кукрыниксы придали черты Василия Андреевича Тропинина: он преподавал в Академии художеств, посещаемой вольнослушателем Гоголем, но вскоре был отставлен от должности за пробуждение совести в ее учениках – такой вот седой, низенький, толстый... Не знаю, существовали ли для иллюстраторов эти аналогии с гоголевским окружением, или они давали сходство интуитивно, ведомые лишь стремлением к подлинности и точности. Однако их листы вызывают множество ассоциативных рядов, множество имен для заманчивого установления прототипов.

Из книги: Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.: Советская Россия, 1978 . *Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

в начало страницы

literatura5.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта