Рафаэль Санти (Raphael Sanzio). Картины рафаэля фото


Мадонны Рафаэля: «чистейшей прелести чистейший образец»

Рафаэль Санти — один из самых прославленных художников в истории изобразительного искусства. Его называли божественным и вечно юным, принцем всех живописцев и титаном высокого Возрождения. Яркий, восприимчивый и чувствительный, он прожил лишь 37 лет, но успел создать шедевры, которые и сегодня поражают своей красотой и нежностью.

Важнейшим сюжетом для Рафаэля была Мадонна с младенцем. Художник потерял мать в раннем детстве, возможно, именно это печальное обстоятельство заставляло его на протяжении всей жизни обращаться к данной теме, искать и исследовать способы построения композиции и средства, которыми можно выразить материнскую любовь.

УРБИНО. ДЕТСТВО ГЕНИЯ

Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. Джованни Санти, как утверждает Вазари, хоть и был живописцем небольшого таланта, но все же служил при дворе герцогов Монтефельтро, правителей Урбино, и, что самое главное, сумел разглядеть талант своего сына и начал давать ему первые уроки рисования в своей мастерской. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».

На фото: Урбино — родина Рафаэля

И первую Мадонну мальчик Рафаэль написал… на стене своего дома. Рафаэлю не было и десяти лет, когда умер его отец (мать умерла еще раньше), и он был отправлен в Перуджу учиться живописи у большого художника, Пьетро Перуджино. Так было исполнено желание отца.

ПЕРУДЖА. УЧЕНИК В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА

Рафаэль быстро учится, и в 17 лет он уже упоминается в документах как самостоятельный художник, создающий алтарный образ в городке Кастелло, что  недалеко от Перуджи. Учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино, — один из самых важных художников своего времени.

Он работает для Лоренцо Великолепного и вместе с Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли и другими звездами тосканской и умбрийской живописи едет в Рим расписывать Сикстинскую капеллу для самого Папы. Стиль Перуджино узнаваем и востребован. Его манера сродни музыке и поэзии, ее отличает необыкновенная гармония, уравновешенность и лиричность. Образы Перуджино всегда немного статичны, прекрасны и безмятежны. Рафаэль обладал одной особенностью: он точно улавливал настроение и стиль, наблюдал и запоминал, отбирал лучшее у своих учителей, изменяя и обогащая свой собственный стиль. При этом он никогда не копировал чужое, выдавая свое. Напротив, его работы были пронизаны необыкновенным восхищением и преклонением перед талантом вдохновлявших его художников. Первые работы Рафаэля были настолько похожи на шедевры признанного мастера Перуджино, что различить их было непростой задачей. Судите сами, справа — Мадонна Рафаэля, слева — типичная Мадонна Перуджино!

Слева: «Мадонна с младенцем» Перуджино; справа: «Мадонна Солли», Рафаэль, 1502 год

ФЛОРЕНЦИЯ. РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ

В 1504 году Рафаэль решает переехать во Флоренцию. До него доходят слухи, что Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Этот тягостный заказ для гениев, не очень-то жалующих друг друга, задумал Пьер Содерини, глава Флорентийской республики, полагая, что именно конкуренция рождает совершенство. В распоряжении каждого было по одной стене зала Большого совета в палаццо Веккьо и задание украсить ее масштабной батальной сценой, прославляющей военную мощь Флоренции.

Автопортрет Рафаэля Санти

Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн.

«МАДОННА ГРАНДУКА»

За четыре года во Флоренции Рафаэль напишет более двадцати Мадонн, совершенно изменив свою манеру. «Мадонна Грандука» (Мадонна Великого герцога) станет одной из первых. Она получит свое название в память о ее владельце. Герцог Фердинанд был настолько очарован картиной, что не мог расстаться с ней ни на минуту.

«Мадонна Грандука», Рафаэль, 1504 год

Черты «Мадонны Грандука» заставляют нас вспомнить о Перуджино: Дева Мария отрешенно-грустна, прекрасна, но немного статична, между матерью и младенцем не прослеживается глубокая эмоциональная связь, лишь легкий наклон головы создает нежное и интимное настроение.

«МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ» 

По мере того, как оформляется стиль художника, «взрослеют» и его Мадонны. Усложняется композиция, появляется драматизм и глубина чувств. «Мадонна со щегленком» — одна из самых известных, созданных Рафаэлем в его флорентийский период. Перед нами дивная сцена: Дева Мария с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем, передающим ему птичку (щегленок — традиционный символ грядущих страстей Христовых).

Слева: «Мадонна со щегленком», справа: «Прекрасная садовница», 1507

Вот, что в своих «Жизнеописаниях…» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».

«Мадонна с щегленком», фрагмент картины

И долгое время «Мадонна о щегленком» представляла собой с десяток скрепленных фрагментов, к которым не решались приблизиться реставраторы. Последняя реставрация сотворила настоящее чудо: «шрамы» картины были сглажены, а поверхность полотна, очищенная от пыли и наслоений, заиграла обновленными красками.

РАФАЭЛЬ И МИКЕЛАНДЖЕЛО

В 1504 году Микеланджело создает «Тондо Дони», шедевр, который станет для Рафаэля неисчерпаемым источником вдохновения. Живая пластика фигур и максимальная достоверность передачи движения — главные достоинства «Тондо Дони». Движение, в котором изображена Дева Мария словно закручивает композицию по спирали, придавая ей цельность, устойчивость и выразительность.

Слева: «Мадонна Каниджани», Рафаэль, 1507; справа: «Тондо Дони», Микеланджело, 1504

Порывистый и восприимчивый Рафаэль будет снова и снова цитировать элементы «Тондо Дони», обогащая и развивая свое видение. Взгляните, как усложнилась композиция его «Мадонны Каниджани», и как далеко ушел художник от своей прежней перуджиновской манеры!

РИМ. БОЖЕСТВЕННЫЙ РАФАЭЛЬ

В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим. Его с почтением приглашает на службу Папа Юлий II, желающий отметить свое папство самыми выдающимися шедеврами, прославляющими Рим и его самого. И, действительно, в Ватикане творится невероятное: Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, у него под боком Донато Браманте занимается перестройкой собора Святого Петра, а Рафаэль приступает к созданию фресок в Станцах, личных покоях Папы.

На фото: станцы Рафаэля

Рафаэль начнет работу малоизвестным молодым художником, а закончив ее через четыре года, станет самой яркой звездой в Риме. После смерти Браманте он получит должность главного архитектора собора Святого Петра и главного хранителя древностей всего Рима! Заказы будут сыпаться на него как из рога изобилия, он будет окружен друзьями, покровителями и прекрасными женщинами, а называть его будут «Divino Pittore» (Божественный художник).

«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»

Находясь на пике своей славы, Рафаэль пишет алтарный образ для бенедектинской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Эта картина будет известна как «Сикстинская Мадонна». Именно с ней Рафаэлю удалось вознестись на небывалую высоту. Творение это ошеломительно по силе воздействия на зрителя. Распахнутый занавес являет чудесное видение: в божественном свечении Дева Мария с младенцем Иисусом на руках спускается с небес, неся миру спасение.

«Сикстинская Мадонна», 1512-1513

Перед нами предстает сама любовь. Все в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест Святого Сикста, и смиренный поклон Святой Варвары, и тяжелый бархат занавеса, — созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Девы Марии. Невозможно не проникнуться ее настроением, тем, с какой готовностью она отдает людям своего сына, как она тревожится за него и с какой нежностью прижимает его к себе. О ней писал А.С. Пушкин напишет: «Одной картины я желал быть вечно зритель…»

«МАДОННА В КРЕСЛЕ»

В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти.

«Мадонна в кресле», Рафаэль

Смерть художника так опечалила красавицу, что она от горя ушла в монастырь. По другой легенде, именно роковая красавица Форнарина погубила Рафаэля: ходили слухи, что он умер от венерического заболевания. После чего Форнарина вернулась к развратному образу жизни, но вскоре была насильно пострижена в монахини. Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в День своего рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы. Похоронен в римском Пантеоне с почестями, которых не удостаивался прежде ни один художник.

Текст: Рена Махмудова

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Рафаэль в Москве - История красоты

Новость из мира искусства

Рафаэль Санти. Фрагмент работы "Мадонна Грандука", 1504, Палаццо Питти, Флоренция

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представит в сентябре первую в России выставку нескольких шедевров Рафаэля Санти. Выставка откроется 13 сентября и продлится до 11 декабря 2016 года. Одиннадцать произведений одного из величайших мастеров итальянского Возрождения - восемь картин и три графических листа, из итальянских музейных собраний, в том числе из галереи Уффицы, будут показаны в Москве.Организаторы, несмотря на небольшое количество произведений на выставке, постарались подобрать их таким образом, чтобы максимально полно отразить разные периоды творчества Рафаэля.В паре с наброском покажут "Мадонну с младенцем (Мадонну Грандука)" из галереи Уффици, написанную вскоре после переезда Рафаэля во Флоренцию и относящуюся к раннему периоду его творчества. Считается, что в этой картине особенно явственно прочитываются связи с манерой Леонардо да Винчи, а известно о ней стало в конце XVIII века, когда директор галереи Уффици Томмазо Пуччини сообщил правителю Тосканы, великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому, о возможности приобрести работу Рафаэля. Тот был настолько впечатлен картиной, что разместил ее в своей спальне, так она стала "Мадонной великого герцога".

Рафаэль Санти. Мадонна Грандука,1504

Галерею портретов откроет небольшой "Автопортрет" Рафаэля, который он написал в возрасте 23 лет, а продолжат парадные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци, портрет Элизабетты Гонзага (все из галереи Уффици) и женский портрет, известный как "Немая" из Национальной галереи Марке (Урбино).

Рафаэль Санти. Автопортрет, 1504−1506

Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, 1506

Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, 1506

Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага, 1505

Рафаэль Санти. Женский портрет (Немая), 1507

В ГМИИ представят и две алтарные работы художника - картину "Святая Цецилия", которая была выполнена для церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье (ныне находится в Национальной пинакотеке, Болонья) и "Голову ангела" - одну из трех сохранившихся деталей алтаря "Коронация святого Николая", заказанного Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан-Агостиньо в Читта-де-Кастелло. Она датируется 1501 годом и является самой ранней работой Рафаэля на московской выставке, в то время как "Святая Цецилия", напротив, - самой поздней.

Рафаэль Санти. Экстаз Святой Цецилии, 1517

Рафаэль Санти. Святая Мария Магдалена, фрагмент алтаря "Экстаз Святой Цецилии"

"Ангела" привезут из Художественной галереи Тозио Мартиненго в Брешии.

Рафаэль Санти. Ангел,1501

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате. Подготовка выставки Рафаэля проходит под патронажем посольства Италии в РФ и лично посла Чезаре Марии Рагальини."Вряд ли что-то подобное этой выставке мы сможем повторить в ближайшие пять лет, некоторые из картин никогда не покидали пределы Италии. Мне кажется, что по научному уровню выставка будет крупнейший и важнейшей выставкой Рафаэля во всем мире. Она станет важным этапом в нашей культурной дипломатии в России", - сказал посол Италии в РФ Чезаре Мария Рагальини.

Ранее лишь немногие работы художника экспонировались в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках различных выставок. В 1989 году в ГМИИ выставлялась "Донна Велата" Рафаэля Санти из собрания Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция). В 2004 году это полотно вновь привозили в Москву в рамках выставки "Италия - Россия".

Рафаэль Санти. Донна Велата (Женщина под покрывалом, портрет Форнарины),1516

В 2011 году Пушкинский показывал "Даму с единорогом" из галереи Боргезе в Риме.

Рафаэль Санти. Дама с единорогом, 1504

В России хранятся две ранние картины Рафаэля, обе - в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1502-04

Рафаэль Санти. Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом), 1506

По материалам ТАСС и сайта ГМИИ им. Пушкина

bellezza-storia.livejournal.com

Картины Рафаэля Санти. Репродукции картин в СПб, портреты, живопись

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (28 марта 1483 — 6 апреля 1520) — итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Имя великого художника Рафаэля Санти связано с эпохой Возрождения. Рафаэль родился в семье художника Джованни Санти в 1483 году. Отец обучил сына навыкам живописи. Затем Рафаэль прошел школу в мастерской Пьетро Перуждини, который оказал большое влияние на формирование его художественного стиля.

Талант Рафаэля раскрылся подобно весеннему цветку — уже в 19 лет он создал свой первый ранний шедевр — «Мадонну Конестабиле». Переехав во Флоренцию, художник воспринимает идеи Высокого Возрождения и переносит их в свое творчество. Картины Рафаэля становятся более монументальными, сохраняя при этом мягкость, гармонию, великолепный колорит в сочетании с безупречным чувством меры и пропорций. Его обучение завершают картины Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Свой идеал Рафаэль ищет и находит в образе Мадонны. Картины Рафаэля «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница» возвышенны, поэтичны, изящны, им присуща плавность линий, естественность поз и жестов.

В возрасте 25 лет художник отправляется в Рим. Именно там в полной мере расцветает его гениальный талант. В 1508 году по поручению папы Юлия II Рафаэль приступает к росписи залов Ватиканского дворца. Этой работой он занимается до 1517 года. Лучший из залов – Станца дела Сеньятура («Скрепленная печатями»), который по праву считают шедевром. Фрески «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, мера и сила» символизируют богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Человек предстает здесь величественным, мудрым и уверенным в себе.

Станковые картины Рафаэля и его росписи алтарей отмечены высочайшей гармонией, красотой и благородством. Его произведения были высоко оценены современниками и получили признание еще при его жизни. Свое самое прославленное произведение – «Сикстинскую мадонну», ставшую самым возвышенным символом духовной красоты и душевной чистоты, благородного материнского самоотречения, Рафаэль рисует нескольких лет и заканчивает предположительно в 1519 году.

В 1520 году Рафаэля не стало – он умер от сердечной болезни. Его незаконченные работы завершили ученики.

Как сделать заказ?

сделайте-заказ-сегодня-faceВы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас
  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье - выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:

www.reprodukciikartin.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта