Северное Возрождение — искусство Нидерландов-презентация по мхк. Картины северного возрождения
Французская живопись: Северное Возрождение
Эпоха Возрождения стала знаменательным этапом в развитии французской культуры. В это время в стране бурно развиваются буржуазные отношения и укрепляется монархическая власть. Религиозная идеология Средневековья постепенно оттесняется на задний план гуманистическим мировоззрением. Большую роль в культурной жизни Франции начинает играть светское искусство. Реализм французского искусства, связь с научными знаниями, обращение к идеям и образам античности сближают его с итальянским. В то же время Возрождение во Франции имеет своеобразный облик, в котором ренессансный гуманизм соединяется с элементами трагичности, рожденной противоречиями сложившейся в стране ситуации.
В результате множества поражений Франции в ходе Столетней войны с Англией, длившейся с 1337 по 1453 г., в стране царила феодальная анархия. Крестьянство, задавленное непосильными налогами и бесчинствами оккупантов, поднималось на борьбу со своими угнетателями. С особой силой освободительное движение разгорелось в тот момент, когда английские войска, захватившие север Франции, направились к Орлеану. Патриотические настроения вылились в выступление французских крестьян и рыцарей под предводительством Жанны д’Арк против английских войск. Восставшие одержали несколько блестящих побед. Движение не остановилось даже тогда, когда Жанна д’Арк быта захвачена в плен и при молчаливом согласии французского короля Карла VII сожжена церковниками на костре.
В результате длительной борьбы народа с иноземными захватчиками Франция быта освобождена. Монархия использовала эту победу в собственных целях, положение же народа-победителя оставалось по-прежнему тяжелым.
Во второй половине XV в. благодаря усилиям Людовика XI Франция стала политически единой. Развивалась экономика страны, совершенствовались наука и образование, налаживались торговые связи с другими государствами и особенно с Италией, из которой во Францию проникала культура. В 1470 г. в Париже быта открыта типография, в которой наряду с другими книгами стали печатать труды итальянских гуманистов.
Развивается искусство книжной миниатюры, в которой мистико-религиозные образы сменились реалистичными представлениями об окружающем мире. При дворе герцога Бургундского работают уже упоминавшиеся выше талантливые художники — братья Лимбург. В Бургундии творили знаменитые нидерландские мастера (живописцы братья ван Эйк, скульптор Слютер), поэтому в этой провинции в искусстве французских мастеров заметно влияние нидерландского Возрождения, в то время как в других провинциях, например в Провансе, усилилось влияние итальянского Ренессанса.
Одним из крупнейших представителей французского Возрождения был работавший в Провансе художник Ангерран Шаронтон, писавший монументальные и сложные по композиционному построению полотна, в которых, несмотря на религиозную тематику, ярко выразился интерес к человеку и окружающей его действительности («Мадонна милосердия», «Коронование Марии», 1453). Хотя картины Шаронтона отличались декоративностью (утонченные линии, соединяющиеся в причудливый орнамент, симметричность композиции), но важное место в них занимали детально выписанные бытовые сцены, пейзаж, человеческие фигуры. На лицах святых и Марии зритель может прочитать чувства и мысли, владеющие ими, узнать многое о характере героев.
Такой же интерес к пейзажу, к тщательной передаче всех деталей композиции отличает алтарные работы другого художника из Прованса — Никола Фромана («Воскрешение Лазаря», «Неопалимая купина», 1476).
Черты нового во французском искусстве особенно ярко проявились в творчестве художников луарской школы, работавших в центральной части Франции (в долине реки Луары). Многие представители этой школы жили в городе Туре, в котором в XV в. находилась резиденция французского короля. Жителем Тура быт один из самых значительных живописцев этой эпохи Жан Фуке.
Жан Фуке
Жан Фуке родился около 1420 г. в Туре в семье священника. Живописи учился в Париже и, возможно, в Нанте. Работал в Туре придворным художником короля Карла VII, затем Людовика XI. Имел большую мастерскую, в которой выполнялись заказы королевского двора.
Несколько лет Фуке прожил в Италии, в Риме, где познакомился с творчеством итальянских мастеров. Но, несмотря на то что в его работах, особенно ранних, заметно влияние итальянского и нидерландского искусства, художник быстро выработал свой собственным, неповторимый стиль.
Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.
Чаще всего Фуке изображал свои модели в минуты молитвы, поэтому герои его произведений кажутся погруженными в собственные мысли, они как будто не замечают ни того, что происходит вокруг них, ни зрителей. Его портреты не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыщенны, прозаичны и по-готически статичны.
На портрете Карла VII (ок. 1445) есть надпись: «Победоноснейший король Франции». Но Фуке изобразил короля так достоверно и правдиво, что на его победоносность нет совершенно никаких указаний: на картине представлен хилый и некрасивый человек, в облике которого нет ничего героического. Зритель видит перед собой пресыщенного жизнью и уставшего от развлечений эгоиста с маленькими глазками, крупным носом и мясистыми губами.
Так же правдив и даже беспощаден портрет одного из самых влиятельных придворных короля — Жювенеля дез Юрзена(ок. 1460). На картине изображен тучный человек с оплывшим лицом и самодовольным взглядом. Реалистичен и портрет Людовика XI. Художник не стремился хоть как-то приукрасить свои модели, он изображал их точно такими, какими они были в жизни.
Это подтверждают многочисленные карандашные рисунки, предшествовавшие живописным портретам.
Шедевром Фуке стал написанный около 1450 г. диптих, на одной части которого изображен Этьен Шевалье со св. Стефаном, а на другой — Мадонна с младенцем Иисусом. Мария поражает своим изяществом и спокойной красотой. Бледные тела Мадонны и младенца, серо-голубое платье и горностаевая мантия Марии резко контрастируют с ярко-красными фигурками маленьких ангелов, окруживших трон. Четкие линии, лаконичный и строгий колорит картины придают изображению торжественность и выразительность.
Такой же строгой ясностью и внутренней глубиной отличаются образы второй части диптиха. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Свободно и просто стоит Стефан, изображенный как реальный человек, а не святой. Его рука покровительственно лежит на плече немного скованного Этьена Шевалье, который представлен художником в момент молитвы.
Шевалье — немолодой человек с лицом, изрезанным морщинами, крючковатым носом и строгим взглядом маленьких глаз. Вероятно, именно так он выглядел и в жизни. Как и картина с Мадонной, эта часть диптиха отличается цельностью композиции, насыщенностью и звучностью колорита, основанного на красным, золотистым и лиловых оттенках.
Многие исследователи считают Фуке автором портретов молодого человека в черном (1456) и неизвестного мужчины со стаканом вина — настолько манера исполнения этих работ напоминает его стиль.
Жан Фуке. Мадонна с младенцем. Ок. 1450 г.
Большое место в творчестве Фуке занимают миниатюры. Эти произведения художника очень похожи на работы братьев Лимбург, но отличаются большей реалистичностью в изображении окружающего мира.
Фуке создал чудесные иллюстрации к «Большим французским хроникам» (конец 1450-х), Часослову Этьена Шевалье (1452-1460), «Новеллам» Боккаччо (ок. 1460), «Иудейским древностям» Иосифа Флавия (ок. 1470). В миниатюрах, изображающих религиозные, античные сцены или итальянскую жизнь, угадываются современные художнику французские города с тихими улицами и большими площадями, луга, холмы, речные берега прекрасной родины живописца, замечательные архитектурные памятники Франции, среди который собор Парижской Богоматери, Сен-Шапель.
В миниатюрах почти всегда присутствуют человеческие фигуры. Фуке любил изображать сцены крестьянской, городской и придворной жизни, эпизоды сражений недавно закончившейся войны. На некоторых миниатюрах можно увидеть портреты современников художника («Представление Этьена Шевалье Богоматери»).
Фуке — талантливым хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г.», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Несмотря на огромное количество фигур, изображение не сливается, а композиция остается четкой и ясной. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане — горожане, пришедшие поглазеть на судилище, стражники, сдерживающие напор толпы. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту.
Работы Фуке свидетельствуют об умении их автора мастерски передать пространство. Например, его миниатюра «Св. Мартин» (Часослов Этьена Шевалье) настолько точно и достоверно ображает мост, набережную, дома и мосты, что по ней легко восстановить облик Парижа времен правления Карла VII.
Многие миниатюры Фуке отличаются тонким лиризмом, который создается благодаря поэтичному и спокойному пейзажу (лист «Давид узнает о смерти Саула» из «Иудейских древностей»).
Умер Фуке в период между 1477-1481 гг. Очень популярным при жизни, художник был быстро забыт соотечественниками. Его искусство получило достойную оценку лишь спустя многие годы, в конце XIX в.
Одним из самых известных художников конца XV в. был Жан Клуэ Старший, известным также как Мастер из Мулена. До 1475 г. он работал в Брюсселе, а затем переселился в Мулен. Около 1498-1499 гг. Жан Клуэ Старший исполнил свою самую значительную работу — триптих для Муленского собора, на центральной створке которого представлена сцена «Богоматерь во славе», а на боковым — портреты заказчиков со святыми-покровителями.
В центральной части изображена Мадонна с младенцем, над головой которой ангелы держат корону. Вероятно, Клуэ моделью для образа Марии художнику послужила французская девушка, хрупкая и миловидная. В то же время отвлеченность авторского замысла, декоративные эффекты (концентрические круги вокруг Марии, ангелы, образующие гирлянду по краям полотна) придают произведению некоторое сходство с готическим искусством.
Большой интерес представляют прекрасные пейзажи, которые Жан Клуэ Старший помещает в композиции с религиозной тематикой. Рядом с фигурами святым в этих произведениях соседствуют портретные изображения заказчиков. Например, в полотне «Рождество» (1480) справа от Марии можно увидеть молитвенно сложившего руки канцлера Ролена.
Во второй половине XV в. во Франции работали также Симон Мармион, исполнивший ряд алтарных композиций и миниатюр, среди которых самая известная его работа — иллюстрации к «Большим французским хроникам», и Жан Бурдишон, портретист и миниатюрист, создавший замечательные миниатюры к Часослову Анны Бретонской.
Крупнейшим художником этого времени был Жан Перреаль, возглавлявший лионскую школу живописи. Он быт не только художником, но и писателем, архитектором, математиком. Слава о нем вышла за пределы Франции и распространилась в Англии, Германии, Италии. Перреаль служил у короля Карла VIII и Франциска I, в Лионе занимал должность эксперта по строительству. Сохранился ряд его портретным работ, среди которым портрет Марии Тюдор (1514), Людовика XII, Карла VIII. Одна из лучших работ Перреаля — очаровательная и поэтичная «Девушка с цветком». Интересны также его росписи собора в Пюи, на которых вместе с религиозными и античными образами художник поместил портреты французских гуманистов, среди них выделяется изображение Эразма Роттердамского.
В начале XVI в. Франция представляла собой самое большое (по площади и количеству населения) государство в Западной Европе. К этому времени было несколько облегчено положение крестьян, появились первые капиталистические формы производства. Но французская буржуазия еще не достигла того уровня, чтобы занять властные позиции в стране, как это было в итальянских городах в XIV-XV вв.
Эта эпоха ознаменовалась не только преобразованиями в сфере экономики и политики Франции, но и широким распространением ренессансным гуманистических идей, которые наиболее полно были представлены в литературе, в сочинениях Ронсара, Рабле, Монтеня, Дю Белле. Монтень, например, считал искусство главным средством воспитания человека.
Как и в Германии, развитие искусства было тесно связано с реформационным движением, направленным против католической церкви. В этом движении приняли участие крестьяне, недовольные своим положением, а также городские низы и буржуазия. После долгой борьбы оно было подавлено, католицизм сохранил свои позиции. Хотя Реформация лишь в некоторой мере оказала влияние на искусство, ее идеи проникли в среду художников-гуманистов. Протестантами были многие французские живописцы и скульпторы.
Центрами ренессансной культуры были такие города, как Париж, Фонтенбло, Тур, Пуатье, Бурж, Лион. Большую роль в распространении ренессансных идей сыграл король Франциск I, приглашавший к своему двору французских художников, поэтов, ученым. Несколько лет при королевском дворе работали Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто. Вокруг сестры Франциска, Маргариты Наваррской, занимавшейся литературной деятельностью, объединились поэты и писатели-гуманисты, пропагандировавшие новые взгляды на искусство и мироустройство. В 1530-е гг. в Фонтенбло основали школу светской живописи итальянские маньеристы, что оказало значительное влияние на развитие французского изобразительного искусства.
Важное место в живописи Франции первой половины XVI в. занимало искусство приглашенных из Италии для росписи королевского дворца в Фонтенбло художников Джованни Баттиста Россо, Никколо дель Аббате и Франческо Приматиччо. Центральное место в их фресках занимали мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, включавшие в себя изображения обнаженных женских фигур, которые не встречались в живописи французских мастеров этого времени. Изысканное и изящное, хотя и несколько манерное искусство итальянцев оказало большое влияние на многих французских художников, которые дали начало направлению, названному школой Фонтенбло.
Большой интерес представляет портретное искусство этого периода. Французские портретисты продолжили лучшие традиции мастеров XV в., и прежде всего Жана Фуке и Жана Клуэ Старшего.
Портреты были широко распространены не только при дворе, карандашные изображения выполняли роль современных фотографий во многих французских семьях. Эти рисунки нередко отличались виртуозностью исполнения и достоверностью в передаче черт человеческого характера.
Карандашные портреты пользовались популярностью в других странах Европы, например, в Германии и Нидерландах, но там они играли роль наброска, предшествовавшего живописному портрету, а во Франции такие работы стали самостоятельным жанром.
Крупнейшим французским портретистом этой эпохи был Жан Клуэ Младший.
Жан Клуэ Младший
Жан Клуэ Младший, сын Жана Клуэ Старшего, родился ок. 1485 г. Отец и стал его первым учителем живописи. Сведений о жизни художника сохранилось немного, известно лишь, что с 1516 г. Жан Клуэ Младший работал в Туре, а с 1529 г. — в Париже, где он занимал должность придворного художника.
Портреты Жана Клуэ Младшего удивительно достоверны и правдивы. Таковы карандашные изображения придворных: Дианы Пуатье, Гильома Гуфьера, Анны Монморанси. Некоторым сподвижников короля художник рисовал неоднократно: до наших дней дошло три портрета участника битвы при Мариньяно Гайо де Женуйака, выполненных в 1516, 1525 и 1526 гг., два портрета маршала Бриссака, относящихся к 1531 и 1537 гг. Один из лучших его карандашный портретов — изображение графа д’Этана (ок. 1519), в котором заметно стремление мастера проникнуть в глубинувнутреннего мира человека. Замечателен и портрет Эразма Роттердамского (1520), удивительно жизненный и одухотворенным.
Жан Клуэ Младший прекрасно владел не только карандашом, но и кистью. Это доказывают немногочисленные полотна, дошедшие до наших дней. Среди них — портрет дофина Франциска (ок. 1519), герцога Клода Гиза (ок. 1525), Луи де Клева (1530).
Несколько идеализированы образы на отличающихся торжественностью парадных портретах маленькой Шарлотты Французской (ок. 1520) и Франциска I на коне (1540). Большой интерес представляют интимный портрет мадамКанапель (ок. 1523), изображающий чувственно красивую женщину с лукавой улыбкой на нежных губах, и простой и строгий портрет неизвестного с томиком Петрарки в руке.
Некоторые исследователи считают, что кисти Жана Клуэ Младшего принадлежит портрет Франциска I, в настоящее время хранящийся в Лувре. Эту версию подтверждает рисунок, исполненный художником, хотя возможно, что он послужил образцом кому-то из учеников Жана Клуэ Младшего (например, его сыну Франсуа Клуэ) для создания живописного портретакороля.
В луврском портрете Франциска I соединились торжественность, декоративность и стремление отразить индивидуальные черты модели — короля-рыцаря, как называли Франциска современники. Великолепие фона и богатого одеяния короля, блеск аксессуаров — все это придает картине парадность, но не затмевает ту разнообразную гамму человеческих чувств и черт характера, которую можно прочитать во взгляде Франциска: коварство, тщеславие, честолюбие, храбрость. В портрете проявилась наблюдательность живописца, его умение точно и правдиво подметить то неповторимое, что отличает одного человека от другого.
Жан Клуэ Младший. Портрет Франциска I
Жан Клуэ Младший умер в 1541 г. Его творчество (особенно рисунки) оказало большое влияние на многочисленных учеников и последователей, среди которых едва ли не самым талантливым быт его сын Франсуа Клуэ, которого Ронсар в своей «Элегии к Жане» (Жане современники именовали всех представителей семьи Клуэ) назвал «честью нашей Франции».
Франсуа Клуэ
Франсуа Клуэ родился около 1516 г. в Туре. Учился у своего отца, Жана Клуэ Младшего, помогал ему в выполнении заказов. После смерти отца унаследовал его должность придворного живописца короля.
Хотя в творчестве Франсуа Клуэ заметно влияние Жана Клуэ Младшего, а также итальянских мастеров, его художественный стиль отличается самобытностью и яркой индивидуальностью.
Одна из лучших работ Франсуа Клуэ — картина «Купающаяся женщина» (ок. 1571), которая по манере исполнения немного напоминает живопись школы Фонтенбло. В то же время, в отличие от мифологических композиций этой школы, она тяготеет к портретному жанру. Некоторые искусствоведы полагают, что на картине изображена Диана Пуатье, другие же считают, что это возлюбленная Карла IX, Мария Туше. В композиции присутствуют элементы жанровости: на картине изображена женщина в ванне, возле которой стоит ребенок и кормилица с младенцем на руках; на заднем плане — служанка, греющая воду для купания. В то же время благодаря особому композиционному построению и явной портретности в трактовке образа молодой женщины, глядящей на зрителя с холодной улыбкой блестящей светской дамы, полотно не производит впечатления обычной бытовой сцены.
Замечательное мастерство Франсуа Клуэ проявилось в его портретным работах. Его ранние портреты во многом напоминают произведения отца, Жана Клуэ Младшего. В более зрелых работах чувствуется оригинальная манера французского мастера. Хотя в большинстве своем эти портреты отличаются парадностью и торжественностью, блеск аксессуаров и роскошь костюмов и драпировок не мешают художнику представить зрителю ярко индивидуальные характеристики своих моделей.
Сохранилось несколько портретов Карла IX, исполненных Франсуа Клуэ. На раннем карандашном портрете 1559 г. художник изобразил самодовольного подростка, важно взирающего на зрителя. Рисунок 1561 г. представляет замкнутого, немного скованного юношу, одетого в парадным костюм. Живописным портрет, исполненный в 1566 г., показывает зрителю Карла IX в полный рост. В хрупкой фигуре и бледном лице художник подметил главные черты его характера: нерешительность, безволие, раздражительность, эгоистичное упрямство.
Одним из самых замечательных произведений французского искусства XVI в. стал живописным портрет Елизаветы Австрийской, написанным Франсуа Клуэ около 1571 г. На картине изображена молодая женщина в великолепном платье, украшенном сверкающими драгоценностями. Ее прекрасное лицо обращено к зрителю, а выразительные темные глаза смотрят настороженно и недоверчиво. Богатство и гармоничность колорита делают полотно поистине шедевром французской живописи.
В иной манере написан интимный портрет, на котором Франсуа Клуэ изобразил своего друга, аптекаря Пьера Кюта(1562). Художник поместил героя в привычную для него обстановку кабинета, возле стола, на котором лежит гербарий. По сравнению с предыдущей работой картину отличает более сдержанная цветовая гамма, построенная на сочетании золотистых, зеленых и черных оттенков.
Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской. Ок. 1571 г.
Большой интерес представляют карандашные портреты Франсуа Клуэ, среди которых выделяется портрет Жанны д’Альбре, представляющий изящную юную девушку, во взгляде которой зритель может предположить сильным и решительный характер.
В период с 1550 по 1560-е г. Франсуа Клуэ создает множество графических портретов, среди которым прекрасные рисунки, изображающие маленького Франциска II, живую и очаровательную девочку Маргариту Валуа, Марию Стюарт,Гаспара Колиньи, Генриха II. Хотя некоторые образы несколько идеализированы, главной чертой портретов остается их реалистичность и правдивость. Художник использует разнообразную технику: сангину, акварель, мелкий и легкий штрих.
Франсуа Клуэ скончался в 1572 г. в Париже. Его искусство оказало большое влияние на современных ему художников и графиков, а также французских мастеров следующих поколений.
Франсуа Клуэ. Купающаяся женщина. Ок. 1571 г.
Прекрасным портретистом был работавший в Лионе Корнель де Лион, писавший тонкие и одухотворенные женские образы («Портрет Беатриче Пачеко», 1545; «Портрет королевы Клод»), отличающиеся почти миниатюрным исполнением и тонкими лессировками и звучной цветовой гаммой.
Простые и искренние детские и мужские портреты Корнеля де Лиона характеризуются умением раскрыть глубину внутреннего мира модели, правдивостью и естественностью поз и жестов («Портрет мальчика», «Портрет неизвестного с черной бородой»).
С середины XVI в. во Франции работали талантливые мастера карандашного портрета: Б. Фулон, Ф. Кенель, Ж. Декур, продолживший традиции знаменитого Франсуа Клуэ. Превосходными портретистами, работавшими в графической технике, были братья Этьен и Пьер Дюмустье.
istoriya-iskusstva.ru
Искусство Северного Возрождения
Эпохой Северного Возрождения называется период культурных и общественных реформ, происходивший во многих странах, лежащих севернее Италии, в XV — XVI столетиях. Это были времена религиозных войн и борьбы с господством католической церкви.
Также этот период можно считать временами развития и становления гуманизма, и роста самосознания личности. Влияние итальянской культуры Венецианского Возрождения на самобытность готических традиций в искусстве и определяет своеобразие стиля Северного Возрождения.
Нидерланды представляют самый яркий после Италии период европейского искусства. В творчестве живописцев преобладает пантеистическое начало. Мирская благочестивая жизнь бюргеров становится основной темой работ художников и их главным кредо. Основоположником нидерландской живописи считают Яна ван Дейка ( 1390 — 1441 годы жизни).
Творчество Иеронимуса Босха.
Босх Иеронимус ( 1460 — 1516 годы жизни) проник взором художника в глубину современного ему человека, показав все то мрачное и трагическое, чем была больна его эпоха. В какой — то мере его искусство было » кривым зеркалом», в котором преломлялась действительность. Тема крушения старого мира и порожденные этим процессом уродливые явления владели сознанием художника.
В творчестве Босха пустились в пляс кокетства какие — то страшные, безграничные по фантазии видения сил тьмы, чертовщины, во главе с целой армией демонов. В основном, художник разрабатывал мотивы, созданные народной фантазией. Мир наизнанку, навыворот, мир, составленный из трансформированных существ и предметов возникает на полотнах Босха перед глазами потрясенного зрителя.
Картины Иеронимуса Босха.
Среди известных живописных произведений Босха можно назвать следующие:
- » Искушение Святого Антония»
- » Корабль дураков» ( триптих)
- » Сад наслаждений»
Высмеивая сластолюбие монахов, чревоугодие и распутство богачей, Босх поднимает против них сонм демонических существ. Яркость его народных типов и бытовых мотивов, поражающие жизненной свежестью пейзажные фоны его картин подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа.
Творчество Питера Брейгеля.
Питер Брейгель — старший ( 1525 — 1569 годы жизни) — это один из талантливейших нидерландских художников, который в своих произведениях отражал дух своего времени и его народных колорит. Брейгель — талантливый живописец и рисовальщик, создававший настоящие » картины — притчи».
Среди его полотен можно назвать следующие:
- » Фламандские пословицы»
- Цикл » Времена года»
При этом манера творчества Брейгеля была настолько самобытной и не похожей на остальных, что его по праву называют самым оригинальным художником эпохи Северного Возрождения. Репродукции картин живописца с успехом украсят оформление интерьера во многих современных стилях.
design-fly.ru
Презентация на тему "Художники северного Возрождения"
Слайд 35Вывод
Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов. Под «Северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV-XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего не “возрождалось": там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного Возрождения.
pptcloud.ru
Доклад - Живопись Северного Возрождения, ее отличие от итальянского, ведущие представители нидерландской школы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра маркетинга и рекламы
ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА
Вариант 4
Живопись северного Возрождения, ее отличие от итальянского, ведущие представители нидерландской школы
Хабаровск 2009
ПЛАН
1. Общая характеристика живописи Северного Возрождения
2 Периодизация и основные течения в живописи Северного Возрождения
Заключение
Список использованных источников
1. Общая характеристика живописи Северного Возрождения
С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.
В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.
Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве.
Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.
Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.
До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупные мастер ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время достаётся мало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера.
У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.
С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
Одним из самых первых представителей новых художественных взглядов наряду с Яном ван Эйком считается Флемальский мастер, которого в настоящее время идентифицируют как Робера Кампена. Его главная работа — триптих Мероде (около 1425), хранящийся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Уже долгое время подвергается сомнению сам факт существования у Яна ван Эйка брата Хуберта. Новейшие исследования показали, что упоминаемый лишь в нескольких источниках Хуберт ван Эйк был всего лишь посредственным художником гентской школы, который не имел ни родственного, ни какого-либо иного отношения к Яну ван Эйку.
Учеником Кампена считается Рогир ван дер Вейден, который, вероятно, принимал участие в работе над триптихом Мероде. В свою очередь он оказал влияние на Дирка Боутса и Ганса Мемлинга. Современником Мемлинга был Хуго ван дер Гус, впервые упоминаемый в 1465 году.
Из этого ряда выделяется самый загадочный художник этого времени Иероним Босх, чьё творчество до сих пор не получило однозначного толкования.
Рядом с этими великими мастерами заслуживают упоминания такие ранние нидерландские художники, как Петрус Кристус, Колин де Котер, Альберт Боутс, Госвин ван дер Вейден и Квентин Массейс.
До настоящего времени сохранилась лишь малая толика работ ранних нидерландских художников. Бесчётное количество картин и рисунков пали жертвой иконоборчества во времена реформации и войн. Кроме того многие работы получили серьёзные повреждения и нуждаются в дорогостоящей реставрации. Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утеряно навсегда.
Творчество ранних нидерландцев и фламандцев представлено в крупнейших художественных музеях мира. Но некоторые алтари и картины по-прежнему находятся на своих старых местах — в церквях, соборах и замках, как, например, Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в Генте. Однако посмотреть на него теперь можно только через толстое бронированное стекло.
Изучение вопроса живописи «Северного Возрождения» предполагает знакомство с художественной культурой Нидерландов, Франции и Германии XV — XVI веков. Для этих стран, в искусстве которых уже начиная с первой трети 15 века, проявляются ренессанские тенденции, названный период стал эпохой высочайшего культурного расцвета. Он ознаменовал творчеством таких великих художников как Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Жан Фуке, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн мл., Питер Брейгель и др.
При наличии в каждой из названных стран, ярко выраженной национальной специфики, художественное развитие Нидерландов, Германии и Франции в момент перехода от средневековья к Новому времени обладает чертами общности, особенно отчетливо выступающими при сопоставлении их с Италией. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее; ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Сами процессы обновления культуры в странах, расположенных севернее Альп отличались той последовательностью, которую можно наблюдать в Италии, они протекали неравномерно — быстрее в живописи, медленнее в других видах искусства — и, как правило, на сопровождались синхронным теоретическим осмыслением. Изучение линейной перспективы, анатомии, поиск идеальных пропорций человеческого тела шли в североевропейских странах, главным образом, по линии накопления эмпирических наблюдений, не становясь предметом систематического научного изучения. Контакт с искусством классической древности также не был здесь столь прямым и непосредственным как в Италии. Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых «готизированных» формах.
Названные отличия от классической итальянской модели Возрождения имеют в своей основе причины глубинного мировоззренческого порядка. Ренессансный «гуманизм» — рационалистическая антропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно, лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах. Подлинным духовным стержнем перемен происходивших в культуре этих земель, средоточием интеллектуальной жизни, главным пунктом споров и полемики были идеи религиозного обновления. Процессы становления новой этики, новой системы взглядов на роль в обществе, новых представлений о свободе и ответственности человека были связаны с борьбой за реформу церкви и оказывали решающее воздействие на художественное развитие. Вне контекста глубоких духовных перемен привнесенных в европейскую культуру реформацией не может быть правильно понята сущность искусства Северного Возрождения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XV в .
Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения — «Книга о художниках» (1604 г.) Карела ван Мандера.
Творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры. «Гентский алтарь» (ок. 1432г.) Его место в истории нидерландской школы. Другие живописные работы Яна ван Эйка.
Робер Кампен («Флемальский мастер») как один из основоположников нидерландской школы.
Нидерландская живопись после Яна ван Эйка. Рогир ван дер Вейден — крупнейший нидерландский художник середины 15 века. Его связь с готической традицией; влияние на последующее развитие нидерландского искусства. Другие мастера середины века — Петрус Кристус, Дирк Баутс.
Творчество Гуго ван дер Гуса. Экспрессивный и драматический характер его искусства. «Алтарь Портинари» — шедевр художника; влияние этого памятника на современное ему нидерландское и итальянское искусство.
различные течения и местные школы в нидерландской живописи конца 15 века. «Школа Брюгге»; Ханс Мемлинг и Герард Давид как важнейшие представители. Развитие живописи в Северных Нидерландах; Гертген тот Синт Янс и его роль в истории пейзажной живописи.
Творчество Иеронима Босха. Переплетение в его искусстве элементов средневековой фантастики и натурального наблюдения.
ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVI в.
Различные направления в нидерландской живописи первой половины 16 века. Позднеготический стиль «антиверпенских маньеристов». Квентин Массейс и Трансформация традиции 15 века в его творчестве. Зарождение пейзажного жанра в творчестве Иоахима Патинира. Распространение «романтизма» — направления, связанного с использованием опыта итальянских художников Высокого Возрождения.
«Романисты» первого поколения. Творчество Яна Госсарта и Барента ван Орлея. Итальянизирующее течение в искусстве Северных Нидерландов — Ян Скорель и Мартин ван Хемскерк.
Лукас ван Лейден — крупнейший нидерландский живописец и гравер первой трети 16 века. Его отношение к «романизму», контакты с Альбрехтом Дюрером, влияние на последующее развитие национальной школы.
«Романизм» в Южных Нидерландах в середине 16 века: творчество Питера Кука ван Альста, Ламберта Ломбарда, Франса Флориса.
Развитие портретного жанра. Антонис Мор и его влияние на последующее развитие европейского парадного портрета. Сложение жанра группового портрета. Бытовой жанр и натюрморт: Питер Артсен, Иоахим Бейкелар.
Питер Брейгель ст. — величайший нидерландский художник 16 века. Эволюция его творчества. Основные живописные произведения. Создание образцов для гравюр. Новизна философской и социальной тематики его искусства. Влияние Брейгеля на развитиек нидерландского искусства второй половины 16 века.
Основные тенденции в искусстве Нидерландов на исходе 16 века. Вклад художников в развитие «национального маньеризма»: творчество Бартоломеуса Спрангера, Фредерика Сустриса. Пейзажный жанр в нидерландской живописи и графике: Рулант Саверей, Гиллис ван Конникслоо.
Зарождение национальной голландской школы живописи. Художники «Харлемской академии»; сочетание в их творчестве черт маньеризма с кассицизирующими тенденциями. Хендрик Гольциус — крупнейший европейский гравер и рисовальщик второй половины 16 века.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ
Германия в XV в. Стойкость системы, раздробленность страны и связанное с этим развитие обособленных местных школ в искусстве. Живучесть готики в искусстве Германии.
Живопись северонемецких городов в начале 15 века, связь с традициями позднеготической миниатюры. Мастер Франке (работал в первой трети XV в.). «Поклонение младенцу» из алтаря Фомы Бекета (1424, Гамбург, Кунстхалле).
Южноамериканская живопись начала 15 в. Картина неизвестного мастера верхнерейнской школы «Райский сад» (ок.1410, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт).
Искусство Германии в 30-40 годах XV в. Ведущая роль южнонемецких областей. Швабия. Новое осмысление религиозной темы. Новые приемы изображения.
Лукая Мозер (первая четверть XV в). Алтарь Магдалины из Тифенбронна 1431г.
Кондрад Виц (ок.1400-1446). Его алтари. Включение жанровых мотивов в религиозные композиции.
Ганс Мульчер (ок.1400-1467). Алтарь с изображением «страстей Христа». (1437, Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея). Усиление драматического начала.
Стефан Лохнер (ок.1410-1451) — крупный художник Северной Германии. Сочетание в его искусстве элементов южнонемецкой живописи со старой традицией кельнской школы. Триптих «Поклонение волхвов» (1440, Кельн, собор) и др.
Мастер жизни Марии (упоминается в Кельне в 1465-1490 годах) и влияние на него нидерландской живописи.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
Усиление готических традиций в живописи. Начало книгопечатания и развития графики в Германии, распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.
Мартин Шонгауэр (ок. 1435-1491) — крупнейший художник Германии XV в. Его живописные работы («Мадонна в беседке из роз», 1473, Кольмар, Музей Унтер-Линден), гравюры из меди.
Творчество Михаеля Пахера (ок. 1435-1498) и его связь с искусством северной Италии. Живописные скульптурные работы Пахера. Алтарь св. Вольфгана (1471-1481, алтарь в паломнической церкви в местечке Санкт-Вольфганг близ Зальцбурга) и др.
НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО XVI в.
Германия в XVI в., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления на немецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией при ярко выраженном своеобразии. Преобладание экспрессии над гармонией, конкретных индивидуальных черт над возвышенными и идеальными.
Изобразительное искусство:
Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра. Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения. Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери «Апокалипсис», «Большие страсти». Поездка в Италию, интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Живописные и графические произведения Дюрера его зрелого периода, во время и после второй поездки в Италию. Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Дюрер как теоретик искусства. Влияние Дюрера на современное ему искусство. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера.
Другие направления в немецком искусстве XVI в. Творчество Маттиаса Грюневальда; экспрессия и трагизм его образов. «Изенгеймский алтарь» — центральное произведение художника. Лукас Кранх старший, характер и эволюция его творчества.
«Дунайская школа» и развитие пейзажа в немецком искусстве. Живопись и графика Альбрехта Альтдорфера.
Ганс Гольбейн младший — крупнейший немецкий художник следующего за Дюрером поколения. Его портретная живопись и графика, религиозные композиции. Пребывание Гольбейна в Англии и его влияние на немецкое и английское искусство.
Скульптура Германии второй половины XV — первой трети XVI века. Устойчивость готической традиции в сфере скульптуры. Творчество Петера Фишера, Фейта Штосса. Тильман Рименшнайдер — крупнейший скульптор своего времени.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV- XVI вв .
Живопись и скульптура Франции XVI века:
Тесная художественная связь с Нидерландами и постепенное, начиная с середины века, проникновение итальянских влияний. Традиция книжной миниатюры и ее воздействие на станковую живопись. Местные школы; значение школы Прованса; Ангерран Шаротон и его произведения. Турская школа; творчество Жана Фуке, его знакомство с современным ему нидерландским и итальянским искусством. Основные произведения Фуке — портреты, алтарные картины, миниатюры.
Живопись конца XV века, перемещение ее центра в Париж. Мастер из Мулен и «Муленский триптих».
Развитие скульптуры. Бургундская надгробная пластика половины 15 века.
Живопись Франции XVI в.
Расцвет портрета во французской живиписи и рисунке. Творчество Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьена и Пьера Дюмустье.
Усиление влияния итальянского искусства, приезд во Францию мастеров, приглашенных Франциском I из Итаоии: леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Приглашение для работы в королевском замке Фонтебло выдающихся представителей флорентийского маньеризма Россо, Приматиччо и Никколо дель Аббате. Формирование «школы Фонтебло» и ее значение для развития национальной французской школы живописи.
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным. То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии.
Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля.
В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. (См. также Дунайская школа живописи)
Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.
Список использованных источников
1. Мастера искусства об искусстве. Т.2-3. М., 1966, 1967.
2. Альбрехт Дюрер. Дневники, письма, трактаты. Т.1-2., М-Л., 1957.
3. Вельдлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи ренассанса. М., 1934.
4. Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 веков. Л., 1939.
5. Всеобщая история искусств. Т.3. М., 1962.
6. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
7. Виппер Б.Р. Становление реализма в голандской живописи 17 века. М., 1957.
8. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
9. Герщензон — Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.
10. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись в собрании Эрмитажа. М., 1976.
11. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.
12. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров немецкого Возрождения. — «Искусство», 1961, № 3.
13. Либман М.Я. Искусство Германии 15-16 в. М., 1964.
14. Либман М.Я.Дюрер и его эпоха. М., 1972.
15. Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.
16. Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший. М., 1973.
17. Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 вв. Л., 1967.
18. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973.
19. Каменская Т.Д. Новосельская И.Н. Французский рисунок 15-16 в. Л., 1969.
20. Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955.
21. Левина И.М. Искусство Испании 16-17 вв. М., 1965.
22. Кантерева. Эль Греко. М., 1965.
www.ronl.ru
Северное Возрождение
Важную роль в формировании Северного Возрождения сыграли экономические факторы: развитие горного дела, текстильной промышленности, книгопечатания; становление общеевропейских рыночных отношений. Они касались больших масс людей и меняли их сознание
Начало Северного Возрождения:
Перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Это положило начало немецкому литературному языку и создало прецедент для перевода ее на другие языки
Главные центры Северного Возрождения:
Амстердам
Антверпен
Аусбург
Галле
Нюрнберг
Расцвет гуманизма совпал с невероятным подъемом в области изобразительного искусства и с оживлением интереса к естественным наукам. В каждой европейской стране гуманистическое движение реализовывалось в соответствии со сложившимися там политическими, социальными и культурными условиями.
По мнению А.Ф. Лосева, ренессансный гуманизм «был периодом детства и юности европейского индивидуализма». Он отличался «глубинной противоречивостью». Прославляя человеческую личность, бурно заявляя о правах человеческого субъекта и требуя его освобождения – и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального, мыслители Возрождения, тем не менее, прекрасно понимали «всю ограниченность изолированного человеческого субъекта». Однако «Возрождение еще не знало ничтожности такого субъекта, индивидуалиста, как эгоцентрист эпохи Модернизма» (М.С. Каган), который противопоставлял себя другим людям и замыкался в собственном духовном мире.
Обретавшее все большую контрастность единоличие вызывало озабоченность многих мыслящих людей того времени. Великий английский драматург У. Шекспир в своих трагедиях беспощадно критиковал индивидуализм. Осмысливая нравственные, политические и общественные конфликты, он приходит к мысли, «что власть – это всегда источник жажды все большей и большей власти», которая, в конечном счете, ведет к насилию, что высшие человеческие ценности: добро, достоинство, честь, справедливость – неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Герои его трагедий Король Лир и Гамлет стали знаковыми фигурами культуры наступающей эпохи индивидуализма, начавшей осознавать противоречивость созданного идеала человека и общества.
Искусство Ренессанса как воплощение реалий универсального типа культуры |
– живопись,
– архитектура,
– скульптура.
В эпоху Ренессанса искусство стало неотъемлемой частью общественной жизни. Оно выполняло функцию универсального познания. Стремление возрожденческого человека к освоению мира, как арены своей деятельности, рождало потребность в реальном видении действительности, постижении истинной природы вещей, ясном языке искусства. Леонардо да Винчи даже приравнивал живопись к науке. Исходным принципом художников становится изображение мира таким, каким он есть, а необходимым условием творчества – знание и умение передать на плоскости перспективу и объем, пропорции и строение человеческого тела, «механизм» его движения и состояние души.
Искусство Возрождения выражало все: и божественное, и человеческое. В основе творческого метода художников и скульпторов лежала ориентация на осмысление реальности как носительницы идеального. Поэтому характерной особенностью искусства является органическое сочетание в нем реального и идеального. Ренессансные мастера умели адекватно передавать реальное проявление человеческого духа. Они руководствовались и чисто эстетическим стимулом. В их работах природа, человек – как часть природы, предстают перед зрителями не просто как существующие в действительности, но и в своей эстетической ценности, как прекрасные.
Основные черты ренессансного искусства носят универсальный характер, т.е. они присущи всем его видам – и живописи, и скульптуре, и архитектуре:
отличительной особенностью искусства становится его светский и реалистический характер;
всем видам искусства присуще благородство форм и красок, единство стиля и равноправное сотрудничество всех его форм.
В XIII в. – в период Раннего Возрождения в искусстве начинают развиваться реалистические методы.
В XIV в. начался процесс проникновения художественной культуры во все области Италии. Он совпал с процессом становления общенационального языка. Не только крупные, но и мелкие города и села обогащаются произведениями изобразительного искусства и архитектуры. В основном их ценность не была высокой. Но в своей совокупности они послужили основой культуры, получившей широкое распространение.
На рубеже XIV – XV вв. в Европе распространяется художественное направление, которое из-за общности своих форм и содержания получает название «интернациональной готики». Мировоззрение, выражаемое «интернациональным стилем», прославляет гармонию общества и мира природы. Основным принципом позднеготической эстетики является единство в разнообразии форм.
В XV в. искусство становится опорой новой культуры. Оно отделяется от служения только религиозным целям. Происходит слияние искусства со сферой светской жизни. В итальянском обществе появляется стремление к преображению с его помощью интерьеров, мебели, одежды, а также религиозных церемоний, придворных ритуалов, празднеств, танцев, охоты и даже войны, похорон, смертных казней. Правители, наряду с советниками и министрами, окружают себя литераторами, художниками, которые являются специалистами и экспертами по истории древнего времени, оправдывающими и обосновывающим их власть. Культура, отстаиваемая синьорами, является уже не украшением жизни придворных, а символом и орудием их власти и политических действий.
Благодаря трудам Леона Батиста Альберти (1404-1472) искусство приобретает значение самостоятельного учения, сравнимого с мировоззрением. Оно начинает рассматриваться как процесс познания, целью которого является не столько постижение сути вещей, сколько исследование самого человеческого разума, его способности к познанию.
В конце XV–начале XVI в. в искусстве находят свое продолжение идеи гуманизма о безусловной ценности человека. Развитие гуманистической мысли вносит глубокие изменения в представления о пространстве и времени. Складывается единая система, связанная с передачей природной действительности в пространстве, – перспектива; с передачей последовательности событий – история (в отличие от библейского историзма, направленного от грехопадения к установлению царства Божьего на Земле, свойственного эпохе Средневековья). Развивается теория пропорций.
На рубеже XV- XVI вв. в итальянском искусстве становится ведущей, наметившаяся еще в конце XV в., тенденция, связанная с основной задачей новой культуры – созданием обобщенного монументального и героического образа человека, стремлением поднять каждый образ до уровня идеала. В искусстве утверждается идеал титанической личности. В XVI в. в искусстве отчетливо проявил себя антропоцентризм. Человеческий образ в живописи занял преобладающее положение, нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения.
Маньеризм (ит. manierismo – от maniera) – художественное направление в западноевропейском искусстве, отразившее кризис гуманистической культуры Ренессанса. Для маньеризма характерны восприятие неустойчивости, иррациональности, мистической драматичности бытия в сочетании с профессиональной виртуозностью и академической официальностью. |
Великие мастера XVI столетия дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это были люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры своего времени.
Историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) писал о XVI в. как веке безупречного классического искусства, которое делится на два периода. Для первого характерно развитие по восходящей линии с кульминацией духовной жизни и классической культуры, увенчанной фигурой Микеланджело, а для второго – упадок, представленный художниками, которые, будучи не в силах сравниться с «божественным» мастером, повторяют его манеру и формы. Тот, кто подражает искусству, а не природе, по мнению Вазари, является маньеристом.
В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека, находящегося во власти непознаваемых сил. Главными идеалами маньеристов становятся искусственность, изощренность формы, изысканность цвета. Искусство маньеризма в XVII в. привело к появлению нового стиля – барокко, отмеченного вычурным, усложненным художественно-образным мышлением.
studfiles.net
Северное Возрождение - искусство Нидерландов-презентация по мхк
«Северное Возрождение – искусство Нидерландов» – презентация по мхк, входящая в серию презентаций, посвящённых Северному Возрождению. Предыдущие записи сайта познакомили с искусством итальянского Возрождения, включая Возрождение в Венеции.
Северное Возрождение-Искусство Нидерландов
Северное Возрождение получило своё название по географическому принципу. Это Возрождение в странах, располагающихся севернее Альп: Нидерланды, Германия, Франция, Англия. Возрождение в Италии в большой мере было связано с античными гуманистическими идеалами, с интересом к античному искусству. Северное Возрождение не имело античных корней, оно выросло из средневековых религиозных представлений и было связано с традициями готики. Более драматическое, в отличие от Италии, мировосприятие людей Севера обусловило интерес к внутреннему миру человека – его чувствам, духовной сфере. Северные художники не стремились идеализировать изображаемое (Это очень ярко выражено в портретах Яна ван Эйка, Робера Кампена и других). Отличает живопись северных мастеров внимание к деталям, тщательное, любовное выписывание фактуры предметов, мельчайших деталей интерьера. Изображения ими библейских и евангельских сюжетов отличает особый динамизм и экспрессия.
Это сразу становится ясно при сравнении образов Мадонны кисти Леонардо да Винчи и Робера Кампена и Христа Микеланджело и Грюневальда.
Сравните. Возрождение итальянское и северное
Важно отметить особое отношение северных художников к изображению природы. Таких удивительно красивых пейзажей, показанных как бы с высоты птичьего полёта, производящих космическое впечатление, вы не найдёте у итальянских художников.
К достижениям нидерландских живописцев следует отнести и усовершенствование масляных красок. Братья ван Эйки: Губерт и Ян разработали технологию создания масляных красок, чьё сияние восхищает любителей живописи несмотря на столетия, прошедшие со времени их использования. Масло в качестве основы для красящего вещества было использовано ещё в 12 столетии, но эта живопись быстро темнела и разрушалась. Техника масляной живописи нидерландских художников распространилась по Европе. Одним из первых итальянцев, воспользовавшихся изобретением ван Эйков, был Леонардо да Винчи.
Моя презентация «Северное Возрождение. Искусство Нидерландов» знакомит с творчеством наиболее выдающихся нидерландских художников, таких, как Робер Кампен, Ян ван Эйк, Ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус и, конечно, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший Мужицкий.
С творчеством Иеронима Босха предлагаю познакомиться, посмотрев моё слайд-шоу (обычно у ребят этот показ вызывает сильные эмоции).
Иероним Босх
«У Босха выискивают и «демоничность», и признаки ереси, и прозрения из области бессознательного, и алхимические подтексты, и предпосылки сюрреализма. Антонен Арто в связи со своим «театром жестокости» говорит о Босхе как одном из художников, сумевшем показать тёмную сторону нашей психики.
Босх был членом Братства Богоматери, по духу консервативного, но стремившегося к преобразованию нравов, так что его образы напоминают серию морализаторских аллегорий на тему царившего в то время упадка. И «Сад земных наслаждений», и «Воз сена» содержат не только пропахшие серой видения потустороннего мира – в них есть и очень милые на вид сцены, чувственные, идиллические, но в то же время ужасающе тревожные, ибо они принадлежат миру земных наслаждений, а наслаждения приводят в ад. … Кажется, что на его картинах перед нами предстают не столько видения дьяволов, населяющих подземные бездны, сколько олицетворения пороков общества, в котором он жил». Умберто Эко. История уродства
Кроме этого, интересно посмотреть и послушать рассказ Паолы Волковой о Босхе:
С работами Иеронима Босха можно познакомиться также на сайте Артхив. Рекомендую этот сайт всем любителям искусства. Здесь же обнаружила интересный материал, посвящённый творчеству Босха :«Пусть говорят: цитаты о кошмарах безумия, жутко-пленительной мерзости, панках и пирсинге в творчестве Босха»
Советую почитать о Северном Возрождении:
- Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
- Великие художники. Том 34. Босх. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
- Великие художники. Том 49. Брейгель. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 1998
- Питер Брейгель Старший. ‒ М.: Терра-Книжный клуб, 2001
- Роз-Мари и РайнерХаген.Питер Брейгель Старший.: Арт-Родник, 2002
- Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004
- Умберто Эко. История уродства. – М.: Слово, 2007
- Фриман Дж. История искусства. ‒ М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003
Удачи!
Понравился материал? Поделитесь!
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
jauchitel.ru
17. Искусство Северного Возрождения.
Нидерланды.
В Италии открытие нового отношения к миру происходило через отрицание средневековых представлений и возрождение идеалов античности, а в других европейских странах культура этого периода еще многими корнями связана со средневековьем. В отличие от итальянского искусства, которое стремилось к идеальному, искусство стран, расположенных севернее Италии, более остро откликается на вопросы cовременности. Недаром именно на Севере большое распространение получила гравюра как один из самых доступных видов искусства. В отличие от итальянского Ренессанса, где искусство развивалось в содружестве всех видов — архитектуры, скульптуры, живописи, на севере новые веяния получили воплощение в живописи и графике. Стиль архитектуры и скульптуры, за немногими исключениями, оставался готическим. Художники Северного Возрождения, в отличие от итальянских, впитали в себя такое качество готического искусства, как интерес к реальному миру, окружающему человека. Искусство Нидерландов, Германии было более демократичным. Оно самобытно, характеризуется глубокой связью с фольклором, широким использованием фантастики. Особо выделяет северное Возрождение наличие гротеска и сатиры, что свидетельствует о высоком социальном звучании этого искусства. Своеобразие искусства Северного Возрождения в том, что оно более явно, чем в Италии, связано с традициями поздней готики. Искусству северных стран не свойственен пафос итальянской живописи, прославляющий могущество человека-титана. Здесь поэтизируется мир будничной жизни и простых вещей. В искусстве Северного Возрождения человек — не вершина творения, а лишь одно из свидетельств могущества Творца. Северное Возрождение не дало нам такого решительного переворота в культуре, как итальянское, но тем не менее интерес к реальному миру и человеку и здесь изменил формы художественного творчества.
Искусство Северного Ренессанса зародилось в Нидерландах и обрело свою совершенную форму в творчестве Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441). С этим именем связано появление неизвестной для искусства Севера формы живописи — станковой картины, а также новой техники масляной живописи.
Одной из наиболее известных картин Ван Эйка является, «Мадонна канцлера Роллена» (ок. 1435), изображающая Марию с младенцем и поклоняющегося ей заказчика — канцлера Роллена в небольшой капелле, через аркады которой открывается бескрайний пейзаж с рекой. Другая его знаменитая картина — свадебный портрет итальянского купца Джованни Арнольфини и его жены. Хотя в первой картине изображено поклонение Богоматери, а во второй таинство брачной клятвы, они близки друг другу. Персонажи замирают в удивлении перед неисчерпаемой красотой реального мира.
Для человека XV в. действительность в общем и каждая деталь в отдельности были носителями большой духовной ценности. Каждый предмет, изображенный Ван Эйком, помимо привычного содержания несет в себе другое, тайное. Картина предстает как стройная система символов.
Самое знаменитое произведение Яна Ван Эйка — Гентский алтарь (г. Гент; церковь св. Бавона). Работу над ним он начал вместе со своим старшим братом Губертом, а после его смерти трудился еще над шедевром в течение шести лет. Гентский алтарь представляет собой двухъярусный складень с 10 сценами. На его наружных стенках изображены картины повседневной, будничной жизни, а на внутренних — жизни праздничной, ликующей (створки открывались только по праздничным дням).
По-иному относился к действительности Рогир ван дер Вейден (ок. 1400-1464). Ему окружающий мир представлялся не целостным и гармоничным, а полным тревоги и беспокойства. В картине «Святой Лука, рисующий Мадонну» (1435-1440) художник обращает наше внимание на главных персонажей — мадонну с младенцем и евангелиста. Особо выделен образ Святого Луки, в нем читаются светлая духовность, проникновенный ум.
Во второй половине XV в. из нидерландского искусства исчезает вера в гармоническое совершенство мира, в единство человека и природы. Самый крупный мастер этого времени — Гуго ван дер Гус (ок. 1435-1482), выполнивший алтарь Портинари. Центральная створка изображает сцену поклонения младенцу Христу. В эту эпоху возникает искусство Иеронима Босха, (1450/60-1516). Его загадочное творчество, полное иносказаний и точных жизненных наблюдений, уходит своими корнями в народную культуру и в готическое средневековое искусство. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Босх в многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч ("Искушение Св.Антония", Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи "Воз сена", "Сад наслаждений", "Поклонение волхвов" - все в Прадо, Мадрид; "Корабль дураков", Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа ; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры П. Брейгеля Старшего. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников ХIХ-ХХ веков. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в живописной традиции.
Бок о бок с великими творили и другие талантливые мастера: Петрус Кристус, Дирк Боутс, Ганс Мемлинг. Лишь спустя три поколения появился гениальный Питер Брейгель Старший, прозванный «Мужицким» (1525/1530-1569). Питер Брейгель Старший или "Мужицкий" (около 1525/30-1569), нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен ("Битва Масленицы и Поста", 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец", - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом ("Избиение младенцев", Хэмптон-корт, Лондон; "Перепись в Вифлееме", 1566, Музей старинного искусства, Брюссель, "Сорока на виселице", 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт, "Безумная Грета", 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; "Слепые", 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства.
Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, он создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В его творчестве органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей ("Сумрачный день", "Возвращение стад", "Охотники на снегу" - все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Это художник-философ, пересмотревший ренессансные взгляды на устройство мироздания. Возникает представление о мире наизнанку, получившее выражение, например, в картине «Фламандские пословицы», где множество мелких фигурок разыгрывают народные пословицы, высмеивающие нелепости жизни человека. Прекрасна его пейзажная серия «Месяцы» (1565). В последние годы Брейгель чаще обращался к многофигурным композициям, при этом он никогда не выделял какого-либо героя или отдельную судьбу. В картине «Крестьянский танец» (1566) дана конкретная сцена, которую ему часто приходилось наблюдать в жизни. Картины «Слепые» (1568), «Обезьяны на окне» воспринимаются как иносказание. Искусство Брейгеля представляет собой вершину нидерландского Ренессанса и его трагический финал. Брейгель как человек эпохи Возрождения составил собственное представление о мире, которое охватывает все стороны действительности, проникнутое философским и социальным содержанием; создал художественный мир, тесно связанный со стихией народного творчества, возродив многие приемы Иеронима Босха. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.
ГЕРМАНИЯ
Изобразительное искусство Германии XV в. тесно связано с готической традицией. С конца столетия начинается бурный расцвет. Немецкое возрождение дало немало замечательных художников, над которыми поднимается фигура Альбрехта Дюрера (1471-1528). Он велик тем, что отразил в своем творчестве, как никто из современников, эпоху с ее противоречиями. Он много путешествовал по родной стране, два раза посетил Италию. Дюрер был близок немецким гуманистам и страстно поддерживал передовые идеи времени, был теоретиком искусства. Однако в душе Дюрера таилась глубокая привязанность к образам немецкого средневековья. В 1498 г. Он создает одно из самых замечательных творений — серию гравюр «Апокалипсис». Если творчество Дюрера сложно и противоречиво, то искусство Грюневальда (ок. 1475— 1528) обладает удивительной художественной цельностью. Оно прочно связано с родной почвой. Одним из величайших его творений является алтарь, созданный для монастырской церкви св. Антония в Изенгейме (1512-1505). Его сюжет навеян популярными в то время писаниями св. Бригитты, жившей в XIV в. Один из самых талантливых немецких художников, посвятивший свое творчество изображению природы, — Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480—1538). В рисунке «Зармингштейн на Дунае», воспроизводя дунайский ландшафт, он передает свое видение природы, ее поэтичность и целостность. Большое место занимало изображение природы и в творчестве Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553), придворного художника саксонских курфюрстов. Он прожил долгую жизнь, и его искусство претерпело значительную эволюцию. Ранние его произведения полны особенной сказочности, пронизаны ощущением лирической взаимосвязи человека и природы. В поздних - образ человека решается с особым, «пронзительным» реализмом. Творчество Ганса Гольбейна Младшего (1498-1543) отличается гармоничностью и уравновешенностью. Это разносторонний художник: гравер, живописец, иллюстратор книг, декоратор. Гольбейн был дружен с Эразмом Роттердамским и несколько раз его изображал. Эти произведения демонстрируют виртуозность, изящество и точность рисовальной манеры Гольбейна. Он — последний из великих немецких художников эпохи Возрождения. Во второй половине XVI в. немецкое искусство уступает первенство искусству соседних стран — Голландии, Фландрии, Франции и долго после этого не будет оказывать влияния на развитие европейской культуры
studfiles.net