ПОПКОВ Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения). Картины попков


ПОПКОВ Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения).

Открыть доступ

В.Е.ПОПКОВ

(1932-1974)

Прошло уже больше сорока лет после того рокового и нелепого выстрела, который оборвал жизнь художника… Наследие Виктора Попкова всё больше и больше приобретает очертания целостного и уникального явления, в котором созвучные мастеру художественные традиции претворились в оригинальный пластический язык.

Признанный официальными советскими структурами и любимый зрителями, Виктор Попков принадлежал к тому поколению художников, которые начинали работать в эпоху разоблачения «культа личности» и выражали честную творческую позицию.

Именно честность – определяющее слово для характеристики личности и творчества Виктора Попкова — от образцово-«суровых» «Строителей Братской ГЭС», выразивших идею героической самоотверженности во имя коллективных задач, которая вдохновляла многих в шестидесятые годы, до полотен позднего, «новореалистического» этапа творчества, отразившего разочарование в «великих задачах» и обостренное переживание глубинной разобщенности людей.

Виктор Ефимович Попков родился 9 марта 1932 года в Москве в семье рабочего. Учился в 194801952 в Художественно-графическом педагогическом училище. С 1952 по 1958 учился в МГАХИ им. В.И.Сурикова в мастерской Е.А.Кибрика.

В 1950-1960-е годы много путешествовал по стране, посетил Иркутск, Братск, другие города Сибири. Впечатления от этих поездок легли в основу его первых полотен, в т.ч. одного из центральных произведений «сурового стиля» «Строители Братской ГЭС (1960-1961, ГТГ).

Одной из центральных тем его творчества стало осмысление несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966–1968).

Философскими откровениями были и его автопортреты, в котором он создал собирательный образ современника — среди них знаменитая «Шинель отца» (1970–1972, ГТГ).

Попков был также замечательным мастером пейзажа, работал в технике акварели, линогравюры. Завещанием большого мастера стала недописанная картина «Осенние дожди. Пушкин»…

Виктор Попков погиб в результате несчастного случая в 1974 году. Похоронен на Черкизовском кладбище в Москве.

 

1. Виктор Попков "Шинель отца" 1972 Холст, масло 176х120 Государственная Третьяковская галерея 1. Виктор Попков «Шинель отца» 1972 Холст, масло 176х120 Государственная Третьяковская галерея2. Виктор Попков "Строители Братской ГЭС" 1960-1961 Холст, масло 183х300 Государственная Третьяковская галерея 2. Виктор Попков «Строители Братской ГЭС» 1960-1961 Холст, масло 183х300 Государственная Третьяковская галерея 3. Виктор Попков "Северная песня" 1968 Холст, масло 169х286 Государственная Третьяковская галерея 3. Виктор Попков «Северная песня» 1968 Холст, масло 169х286 Государственная Третьяковская галерея4. Виктор Попков "Мой день" 1968 Холст, масло 136х220 Государственная Третьяковская галерея
4. Виктор Попков «Мой день» 1968 Холст, масло 136х220 Государственная Третьяковская галерея 5. Виктор Попков "Хороший человек была бабка Анисья" 1971-1973 Темпера, холст 285х345 Государственная Третьяковская галерея 5. Виктор Попков «Хороший человек была бабка Анисья» 1971-1973 Темпера, холст 285х345 Государственная Третьяковская галерея6. Виктор Попков "Осенние дожди. Пушкин" 1974 Холст, масло 169х172 Государственная Третьяковская галерея 6. Виктор Попков «Осенние дожди. Пушкин» 1974 Холст, масло 169х172 Государственная Третьяковская галерея 7. Виктор Попков "Белая лошадь" 1961 Холст, масло 100х150 Волгоградский музей изобразительных искусств
7. Виктор Попков «Белая лошадь» 1961 Холст, масло 100х150 Волгоградский музей изобразительных искусств8. Виктор Попков "Портрет Игумнова" 1963 Картон, масло 80х80,5 8. Виктор Попков «Портрет Игумнова» 1963 Картон, масло 80х80,5 9. Виктор Попков "Поминки в Кашире" 1963-1966 Холст, масло 105х120 9. Виктор Попков «Поминки в Кашире» 1963-1966 Холст, масло 105х12010. Виктор Попков "У Белого моря. На Севере" 1965 Холст, масло 120х170 10. Виктор Попков «У Белого моря. На Севере» 1965 Холст, масло 120х170 11. Виктор Попков "Владимирские художники" 1965 Темпера, холст 110х150
11. Виктор Попков «Владимирские художники» 1965 Темпера, холст 110х15012. Виктор Попков "Под деревом. Эскиз к картине "Полдень" 1964 Бумага, масло 41х65 12. Виктор Попков «Под деревом. Эскиз к картине «Полдень» 1964 Бумага, масло 41х65 13. Виктор Попков "Полдень" 1966 Холст, масло 140х200 13. Виктор Попков «Полдень» 1966 Холст, масло 140х20014. Виктор Попков "Тётя Фрося на кровати" 1965 Бумага, масло 33х44,5 14. Виктор Попков «Тётя Фрося на кровати» 1965 Бумага, масло 33х44,5 15. Виктор Попков "Моя бабушка и её ковёр" 1965-1966 Темпера, холст 140х200 Томский музей изобразительных искусств
15. Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр» 1965-1966 Темпера, холст 140х200 Томский музей изобразительных искусств16. Виктор Попков "Посиделки" 1965 Бумага, масло 33,5х43,5 16. Виктор Попков «Посиделки» 1965 Бумага, масло 33,5х43,5 17. Виктор Попков "Тётя Нюша с кошкой" 1965 Картон, масло 59х69,5 17. Виктор Попков «Тётя Нюша с кошкой» 1965 Картон, масло 59х69,518. Виктор Попков "Тётя Фрося" 1965 Бумага, масло 44х32
18. Виктор Попков «Тётя Фрося» 1965 Бумага, масло 44х32 19. Виктор Попков "Бабка Марфа" 1965 Картон, масло 70х43 19. Виктор Попков «Бабка Марфа» 1965 Картон, масло 70х4320. Виктор Попков "Бригада отдыхает" 1965 Темпера, холст 187х204 Государственная Третьяковская галерея 20. Виктор Попков «Бригада отдыхает» 1965 Темпера, холст 187х204 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5

cultobzor.ru

Виктор Ефимович Попков

Виктор Ефимович Попков

Попков Виктор Ефимович (1932-1974) - русский живописец и график. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе. 14 ноября 1974 года, возвращаясь домой из мастерской, где он работал, Попков хотел поймать такси - не получилось. Тогда он подошел к стоящей неподалеку "Волге", чтобы попросить подвезти его к Киевскому вокзалу. Откуда он мог знать, что в машине сидят инкассаторы, которые, приняв его за грабителя, тут же схватятся за оружие и, отъезжая, выстрелят... На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова "Осенние дожди (Пушкин)".

Виктор Ефимович Попков

Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Его, как и Пушкина, в самом расцвете творческой зрелости настигла пуля - случайная, неожиданная, нелепая смерть. Он был из шестидесятников, тех, кого в детстве обожгла война и кто, преодолевая боль невосполнимых утрат, заставлял зрителей не только сострадать своим героям, но и удивляться, восторгаться их силой и мужеством, их неземной красотой. Судьба, как и творчество Виктора Попкова, созвучны судьбам многих шестидесятников, тех, кому так называемая "оттепель" дала возможность раскрыть свое творческое "я" и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного.

Виктор Ефимович Попков

В отечественной литературе это, наверное, прежде всего Шукшин и Вампилов.

В судьбах этих людей, как в зеркале, отразились суровые, жесткие 30 - 50-е годы, стремительные по своей духовной наполненности 60-е, до этого времени еще не понятые, но уже обозначенные нами как "застойные" 70-е... Они были детьми войны, они были достойными детьми своего века и своей великой Родины.

Виктор Ефимович Попков

Строители ГЭС в Братске. 1961-1962 г.

Виктор Ефимович Попков

Виктор Ефимович Попков родился в 1932 году в Москве. Его родители переехали в столицу из деревни. Не успели как следует обустроиться, как началась война, и отец пошел на фронт. Уходя, попросил жену: "Ежели что, Стеша, помни мой наказ. Замуж не выходи, четверо у тебя их. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Выучи детей, если сможешь". Она выполнила мужев наказ. Замуж не вышла, детей на ноги поставила.

Мой день

Виктор Ефимович Попков

Виктор Попков в конце 50-х годов окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, учился у Е. Кибрика. Это было время, когда в искусство пришли художники, творчество которых было названо "суровым стилем". Виктору Попкову были близки их творческие устремления - лаконизм цветовых решений, некоторая "плоскостность" пространства, стремление к символике и обобщенности образов. Однако с самого начала он пытался адаптировать "суровый стиль", стремился к максимальному проявлению своей индивидуальности.

 

Монастырь в Боровске

Виктор Ефимович Попков

Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС, и целина. Виктора Попкова всегда восхищал графически четкий язык А. Дейнеки, и сам он, создавая в начале 60-х свои картины "На работу", "Строители Братской ГЭС", стремился передать ритм жизни в выразительных, динамичных силуэтах, искал оригинальные ракурсы, контрастные сочетания цветов и чаще всего поэтизировал действительность.

В картинах 1963-1966 годов "Студенты на практике", "Полдень" и других искусствоведы увидели живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля. Попков преобразовывал реальные формы предметов, использовал для декоративного решения их фигуративную основу.

Полдень

Виктор Ефимович Попков

Студенты на практике

Виктор Ефимович Попков

Одним из главных достижений "шестидесятников" можно считать обращение к проблемам человеческих взаимоотношений, к нравственно-психологическим аспектам бытия. Написанные в 1965-1968 годах картины Виктора Попкова "Сон", "Двое", "Развод", "Семья Болотовых", как и его портреты пожилых деревенских женщин,- это психологически точные, драматичные в своей сути слепки времени.

Семья Болотовых

Виктор Ефимович Попков

По словам самого художника, замысел картины "Двое", где немолодые влюбленные уходят подальше от людских глаз, возник у него после просмотра итальянского фильма "Нищий". Таким образом как бы приоткрывается еще один образный нерв 60-х годов - итальянский неореалистический кинематограф. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе - Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов - отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства. Бытовые сцены превращались у него в бытийные.

Двое

Виктор Ефимович Попков

Виктор Ефимович Попков

Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Все портреты - "Старость", "Ожидание", "Одна" и др., написанные в конце 60-х - начале 70-х годов, звучат особой, полной боли и трагизма нотой. В каждой картине - характер и судьба. Сам Виктор Попков вспоминал: "Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности... И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя..." Он считал, что обязан был отдать несколько лет "этой трагедии, которой не удалось избежать человечеству в наш XX век", "донести до зрителя мысль, что этого не должно быть".

Северная песня

 Виктор Ефимович Попков

 Виктор Ефимович Попков

"Хороший человек была бабка Анисья" (1971-1973 гг.)

Виктор Ефимович Попков

Одной из основных в цикле является картина "Северная песня": молодые фольклористы записывают старинную песню, которую исполняют, как отмечают искусствоведы, "готически" угловатые пожилые женщины. Именно преемственность поколений, духовная связь между теми, кто сберегает и воспринимает традицию, представлялась "шестидесятникам" основой нравственного очищения всего общества, залогом развития культуры.

Виктор Попков часто оставлял на своих альбомных листках своеобразные парадоксальные афоризмы. На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная". Именно таким настроением проникнута серия "Мезенские вдовы", где чувствуется образное преодоление трагической перспективы.

Мезенские вдовы

Виктор Ефимович Попков

Эту радостную трагичность художник особенно остро ощутил, когда во второй раз приехал в Мезень. "Когда я снова столкнулся с судьбой этих женщин,- говорил он,- я увидел, что это настоящие люди, и, хотя на долю их выпали тяжелые испытания, они не сломлены жизнью, а живут и трудно, и радостно, в работе и отдыхе, в больших и малых заботах.

Виктор Ефимович Попков

Это жизнеутверждение, хотя и трагическое по своему внешнему проявлению".

У Белого моря

Виктор Ефимович Попков

В 70-е годы особое значение в творчестве Виктора Попкова приобрела иносказательность. Так, в картине "Тишина", где идущая девочка как бы замерла на мгновение, замерла, чтобы преодолеть своеобразное сострадательное удивление, которым пронизан сам воздух полотна. Памятники погибшим - шрамы на теле земли, боль. Храм - путь к преодолению этой боли. "Шинель отца" - это напоминание о том, что живущие живут теперь и за тех, кто погиб на войне. На плечах у Попкова - шинель отца художницы К. Калинычевой, его жены.

Шинель отца

Виктор Ефимович Попков

Ассоциативность, символизм этих и многих других произведений превращают их в философские живописные иносказания.

Глубоким проникновением в духовную жизнь героев, обостренностью формы отличаются портреты Виктора Попкова. Что же касается его автопортретов, то они свидетельствуют о том, что художник ощущал себя как бы организующим центром всей своей образной системы. Во многих автопортретах есть сюжетные завязки, например, "Художник в деревне", "Мой день", "Мать и сын". Именно мать давала Виктору Попкову духовные силы, учила его сострадать, любить, видеть красоту и поэзию.

Мать и сын

Виктор Ефимович Попков

Художник Игорь Обросов писал: "Виктора Попкова увлекала глубина жизненных явлений, постоянные поиски, изыскания непреходящих духовных ценностей. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, скорее, низвергался вниз. Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Он увлекал за собой то, что живо, неравнодушно, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы и души человеческой".

Виктор Ефимович Попков

Как вспоминал один из друзей Виктора Попкова Юрий Павлов, который осенью 1974 года был с ним в Пушкинских Горах, Попков был не только очень глубоким человеком, выдающимся художником, но и очень интересным поэтом. Когда Павлов попросил Попкова сочинить что-нибудь о термосе, тот прочитал целую оду, "оду любви, терпению, заботе и самоотречению, о смысле жизни, заключенном в стремлении защитить нечто, не дать остынуть, согреть собою и тело и душу человека!" В этом - сам дух суровой и возвышенной романтики 60-х.

Виктор Ефимович Попков

В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Тогда эта страшная, нелепая, ничем не объяснимая история не получила должной общественной огласки. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Так в 42 года оборвалась жизнь одного из самых значительных русских художников второй половины XX века.

Виктор Попков. О себе

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать. Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.Тихо буду любить, Тихо буду болеть, Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.Если будет мне счастье, Если будет мой бог, Я не стану качаться, Я найду свой порог.Буду к людям я добрый, Буду все я любить, Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.И тебя не обижу. Даже подлость стерплю. Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

 

  • Из воспоминаний Виктора Попкова"Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности... И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя..."

     

  • Воспоминания. Вдовы"Хозяйка, где я жил, собрала гостей — своих подруг — и, приняв меня в свою компанию, пили брагу и ели лепешки да треску с душком. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей, и моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. 

    Боже мой, ведь во всей избе только они, обиженные войной в самой молодости — теперь уже старухи вдовы. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Остались только воспоминания. "Ах, война, что ты сделала, подлая". Ничего не оставалось, как тут же, лежа на полу, скомпоновать линейный эскиз будущей картины, куда вошел, кстати, весь замысел без изменения. Так родилось полотно "Воспоминания". 

    Рисунок с моей хозяйки, у которой от мужа остались его убежденность, его чистота веры в партию, выраженная в свято оберегаемых и дорогих портретах Маркса и Ленина в углах избы. Писал сразу на холсте без предварительного картона. Может быть, из-за того, что с самого начала все было ясно, работа над картиной длилась недолго (чуть меньше месяца)".

     

  • Северная песня ("Ой, как всех мужей побрали на войну...")"Были сомнения: писать ли "Северную песню", ведь она близка "Воспоминаниям". Сомнения были и по другой причине. Саму тему, смысл происходящего можно было выразить только в жанровом плане. А преодолеть скептическое, как что-то устаревшее, косное отношение к жанровым работам сейчас очень трудно. 

    Да, здесь жанровая сцена. Женщины-вдовы поют песни, их слушают студенты — физики, музыканты или художники. Вот и все. Поэтому пришлось по многу раз возвращаться к эскизам, но решение не выходило за рамки жанра. Жанр — да, жанр. Сейчас я говорю не о том, что получилось, а что хотелось. 

    Но как только в эту литературно-сюжетную ситуацию я ввел мелодию песни, стараясь все подчинить ей, попробовал холодно-зеленый пейзаж столкнуть с малиновым полыханием цветка на окне. 

    Ввел физически обиженную богом горбунью, но осветил ее лицо той дивной лучезарной чистотой, глядя на которую, можно забыть и про возраст и про убогость (вспоминал Стрепетову), ввел рядом с ней (пожалуй, главное) девочку-мелодию, хрупкую и одухотворенную, хотя ее сознательно даже писал в другом стилистическом ключе, и которая выражала подтекст всей этой сцены, то картина должна была по мысли приобрести принципиально другое звучание (я не знаю, удалось ли мне это, но так я хотел). Да, и весь холст мне хотелось наполнить этой мелодией. Я старался во время работы чувствовать мелодию песни и слова Окуджавы: "Ах, война, что ты сделала, подлая".

     

  • Шинель отцаЭта своеобразная жанровая картина завершает серию картин про войну. Это автопортрет художника, посвященый его отцу - Ефиму Акимовичу Попкову, погибшему в начале войны. На эскизе к картине - отрывок из последнего, вероятно, письма Ефима Акимовича жене Степаниде Ивановне Попковой: 

    "Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Вчера его подобрали еще живым. Умер при мне. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя. (Слова "целую, твой Ефим, 21 окт. 41 год" зачеркнуты.) Поцелуй крепко Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя..." 

    Не дописал. 

    Прощальные слова отца легли в основу замысла картины "Шинель отца". Своим глубоко личным воспоминанием об отце Попков ставил себя в ряд с северными женщинами-вдовами, связывая собственную судьбу с их проклятой бабьей одинокой долей. Вдовы словно выплывают из серо-зеленого, под цвет солдатской шинели фона и становятся рядом с ним, примеряющим шинель отца. 

    "Однажды вечером он пришел ко мне в шинели его отца, опустился на пол у стены и рассказал, как плакал сегодня, работая над картиной", - вспоминает xудожник К. Фридман. 

    Конечно, эта солдатская шинель не Ефима Акимовича, но она принадлежала отцу жены Виктора Попкова, художницы Клары Калинычевой, хранилась в семье как реликвия, и в то же время использовалась для дела во всех необходимых случаях. 

    Попкову при ясном и четком образном видении картины долго не давалась сама центральная фигура. Он несколько раз менял ее положение, поворот головы, жест руки, даже одежду, стараясь найти верные цветовые отношения и с цветом солдатской шинели, и с фоном картины. Не только созвучных тонов, но и контрастных. Завершающей точкой стало яркое пурпурное пятно на палитре. Кстати, многозначительный прием, который он ввел и в картину "Северная песня". Там завершающей точкой стал красный цветок герани на подоконнике.

    Некоторые искусствоведы видят в "Шинели отца" отголоски былых споров о связи поколений. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Связь поколений он испытывал кровно. Он питал огромную любовь к матери, к погибшему отцу, уважение к старшим художникам, но проблематика его работ гораздо шире сострадания к родным и близким. 

    ***"Попков — одна из ключевых фигур отечественного послевоенного искусства. За несколько лет он совершил скачок от социального в экзистенциальное".(Ян Брук, замдиректора ГТГ по научной работе).

    Но самое главное произведение Попкова — его судьба. Похожей нет ни у одного продвинутого концептуалиста, и, вполне вероятно, они многое бы за такую легенду отдали. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину "Строители Братской ГЭС" обласкан властями. В 27 лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Налицо был большой социальный успех. 

    А параллельно — пьянство, попытка самоубийства (его буквально из петли вытащил тесть), предчувствие смерти. За пару недель до гибели Попков принес друзьям пластинки: «Поставьте музыку на моих похоронах». На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова "Осенние дожди (Пушкин)". Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи.

    ***Когда рассматриваешь картины Виктора Попкова, невозможно отрешиться от воспоминаний о том выстреле и ранней, в 42 года, смерти. 

    Попков оставил нам вечную загадку: почему? 

    Одни говорили: строй душил, надвигались застой и творческая несвобода. Но смерть — это такое большое событие, политическими причинами ее не измеришь и не объяснишь. Как бы то ни было, жизнь его явно тяготила, он искал случая от нее избавиться. 

  • Вот такая судьба. И живопись Попкова в преломлении этой судьбы воспринимается иначе — еще значительнее и куда трагичнее.

    Виктор Ефимович Попков

    Всевидящее Око

    Улица в Переславле

     

    http://www.art-katalog.com/russian/painter/biography/572

     

    http://mineralissimus.livejournal.com/9195.html

art.mirtesen.ru

Виктор Попков - советский художник: биография, картины. Попков Виктор Ефимович (1932-1974)

Виктор Попков – художник-живописец и график, автор талантливых своеобразных работ, многие из которых представлены в Третьяковской галерее. Ребенком пережив страшную войну, в своих картинах он передал суровую действительность и внутреннее мужество, за которым наблюдал в нелегкие для страны годы. Он заставлял зрителей сострадать своим героям и восхищаться ими, сопереживать и восторгаться.

виктор попков

Детство

Попков Виктор Ефимович (1932 – 1974 гг.) родился в Москве, в семье крестьян. Отец и мать, с ранних лет приученные к тяжёлому труду, переезжали с места на место в поисках работы.

Виктор Попков был вторым ребенком в многодетной семье из четверых ребятишек. Известие о гибели отца на войне прибыло, когда будущему живописцу было девять лет, а его самому младшему братику – несколько месяцев. Мать, по просьбе любимого мужа, посвятила всю себя детям, так и не выйдя замуж. Зато поставила ребятню на ноги, всем дала должное образование.

Семья Попковых была дружной, но бедной. Дети любили мать и, видя ее тяжелый труд, старались во всем слушать и не огорчать. Понимая, что они соединены нерушимыми кровными узами, ребята росли вместе почти без ссор и разногласий, всегда готовые прийти на выручку друг другу и оказать нужную поддержку.

попков виктор ефимович

Мать, Степанида Ивановна, обожала своих малышей и старалась воспитывать их в строгости, но нежности.

Такое, казалось бы, счастливое детство, было омрачено еще несколькими трагедиями (помимо гибели отца и постоянной нужды).

Смерть младшего братика, всеобщего любимца Толи, оставила неизгладимый след в душе Виктора Попкова. Он не смог даже присутствовать на похоронах малыша.

Второе яркое незабываемое потрясения произошло чуть позже, когда на Витю напал бык и повалил его на землю. Мальчику удалось спастись благодаря вовремя подоспевшей помощи.

Но, несмотря на все горести, Виктор Попков рос добрым и дружелюбным ребенком, щедрым и общительным.

Первые шаги на творческой стезе

В школе мальчик отличался особым прилежанием и усердием. С малых лет в нем развилось желание творить на бумаге. Вите нравилось следить за проявлением рисунка на тогдашних “сводилках” (переводных картинках), на которые он тратил все свои карманные деньги, а также наблюдать за работой соседки-художницы, которая рисовала акварелью, но чье имя, к сожалению, нам не известно.

Степанида Ивановна, первая разглядевшая в сыне порывы к работе с кистью, стала поощрять желание ребенка творить. Она отвела его в художественную школу и помогла поступить в Московское графическое училище, искренне хвалила его, воодушевляла на творческие подвиги и давала продуманные советы.

А мальчик писал везде и обо всем. Его ранние зарисовки охватывали разнообразные предметы и события – это были и деревья, и дома, и люди.

Преподаватели художественной мастерской тоже рассмотрели талант в одаренном ученике и уделяли ему дополнительное внимание. По коротким этюдам из личного альбома начинающего художника можно было увидеть, что обучение в изостудии пошло ему на пользу: на смену дилетантских набросков появляются осмысленные качественные работы, в основном пейзажи и натюрморты.

Становление творчества

В 1852 году Виктор поступает в Суриковский институт на факультет графики. И хотя это не соответствовало желаниям молодого человека (он хотел учиться на отделении живописи), все же такое положение вещей благоприятно сказалось на его дальнейшей творческой деятельности. Знания и навыки, обретенные на графическом факультете, отразились в его не повторной изысканной манере живописца.

Теперь Попков Виктор Ефимович, биография и творчество которого активно оживились с поступлением в высшее учебное заведение, начинает энергично творить. Он работает в нелегких, казалось бы, неблагоприятных условиях: в маленьком бараке, где вместе с ним живет еще пять человек – мать, младшая сестра и старший брат с женой и ребенком. Теснота, бедность, недоедание - тогдашние спутники мастера.

осенний дождь

Иногда приходилось писать в неотапливаемом коридоре, в разных валенках, съев только кусок хлеба с салом. Но это не сказывалось на творческом процессе. Виктор Попков работал самозабвенно, талантливо, уверенно, регулярно. Его великолепный талант был замечен практически моментально, одаренному студенту была присуждена вначале повышенная, а чуть позднее – Сталинская стипендия, которую он почти до копейки отдавал на нужды родных.

Путешествия

С 1956 года Виктор Попков совершает продолжительные творческие вояжи по стране, в поисках оригинального материала для работ и выразительных ракурсов. Он побывал на восхитительных, грандиозных производственных стройках, осознал весь колоссальный масштаб работы, зафиксировал множество обыденных, рутинных сюжетов, которые впоследствии “опоэтизировал” и прославил. В отличии от своих сокурсников, которые искали живописные яркие места и образы, начинающий художник фокусировал свое зрение на прозаичных заурядных композициях. Это – бетонщица, заливающая раствор водой, или двое рабочих на фоне огромных колес локомотива.

попков виктор ефимович биография

Творил Виктор энергично, оживленно, словно боялся не успеть, стараясь сохранить на бумаге каждый эпизод тяжелой трудовой деятельности. Студенческая выставка этюдов, проведенная в одной из поездок на Иркутскую ГЭС, пестрила множеством точных талантливых работ Вити Попкова.

В его картинах преобладал “суровый стиль”, находящий отражение в лаконичности деталей, реалистичности образов, сухости оттенков.

Именно благодаря творческим поездкам по строительным объектам Попков Виктор Ефимович смог стать народным художником, изображающим на своих полотнах обычных работников-трудяг во время своего тяжелого монотонного занятия.

“Строители Братской ГЭС”

После поездки на строительство ГЭС в городе Братск в 1960 году появилась замечательная оригинальная картина “Строители Братска”. Молодой художник долго продумывал каждую деталь полотна – фон, цвет, расстановку образов, ракурс.

Недаром задний план картины черный, это акцентирует внимание на нарисованных фигурах, а не на событиях или происшествиях. Для художника было главным правильно преподнести своих героев и показать их силу, мужество, уверенность в себе. Строители Братска – запыленные, уставшие от работы люди, но они прекрасны в своем трудолюбии и суровой, сдержанной энергии.

виктор попков картины

Примечательно, что в первоначальном виде на полотне были изображены рабочие с наколками на руках, так как большинство трудящихся на Братской ГЭС были заключенными. Но, осознавая, что в таком виде руководство не может выпустить картину на выставку, Виктор Ефимович убирает лагерные татуировки.

С тех самых пор художник становится знаменитым. Его полюбили в народе, признали критики. А Виктор Попков, картины которого покупает Третьяковская галерея и печатает передовая газета, продолжает плодотворно трудиться и радовать публику новыми оригинальными работами, живя скромно и стесненно, почти бедно.

Расцвет творчества

“Рабочая тема”, отраженная и в других колоритных картинах художника, была не единственной, к которой обращался Попков Виктор Ефимович во время своего творческого вдохновения.

На смену “Бригада отдыхает”, “Мост в Архангельске” приходят нравственно-психологические сюжеты простых человеческих отношений. Попков соединяет разные художественные стили, экспериментирует с цветовыми эффектами. Это – драматические житейские эпизоды, нашедшие отображение в полотнах “Ссора”, “Развод”, “Семья Болотовых”, "Двое".

виктор попков художник

“Мезенские вдовы”

Неимоверную славу принес Попкову его цикл “Мезенские вдовы” (конец 1960-х – начало 1970-х годов), в котором он на каждом полотне отразил индивидуальный характер и трагическую судьбу женщины. Каждая работа поражает своей реалистичной самобытностью и приземистой живописностью. И хотя картины “Ожидание”, “Старость”, “Одна” исполнены трагической боли и гнетущей тоски, все же они необходимы человечеству для того, чтобы пробудить в нем гуманность и доброту по отношению к послевоенному женскому горю и одиночеству.

Тема исторических событий занимала существенное место в творчестве художника. Его разоблачающие “Чекист” и “Звонок в дверь” обличали эпоху необъяснимых кровавых репрессий, а “Шинель отца” и др. передавали непреодолимую щемящую грусть по тем, кто уже никогда не вернется из фронтовой дали.

Трагическая гибель

Работая над историко-поэтической тематикой, Виктор Попков начинает свою легендарную картину “Осенний дождь”, где изобразил великого Пушкина на фоне плачущей стихии. Трудиться над полотном художник приезжал в Пушкинские Горы.

12 ноября, находясь по делам в столице, Виктор Ефимович с друзьями подходит к припаркованной Волге, чтобы попросить водителя подвезти их. Но автомобиль оказался инкассаторским. Из-за недавнего нашумевшего ограбления охранники, получившие приказание стрелять в случае опасности, открыли огонь. Художник был смертельно ранен.

На его похоронах рядом с бездыханным телом стояла незаконченная картина “Осенний дождь”.

строители братска

Личная жизнь

Попков Виктор Ефимович был женат на своей однокурснице по графическому училищу Кларе - талантливой художнице, настоящей подруге жизни. С ней они прошли бедность и лишения, жили в одной квартире с тещей и тестем, творили в одной комнате, вместе воспитывали сына.

Клара Ивановна была очень светлым и мужественным человеком, она преданно любила своего мужа, помогала ему во времена его депрессий и уныния, давала практичные советы.

Помимо таких прекрасных душевных качеств, женщина обладала ярким талантом и мастерством. Она стала востребованным популярным мастером детской книги, работала с издательством “Малыш”, принимала активное участие в союзных и международных выставках.

fb.ru

Виктор Попков: Художник на вдовьей земле

«В неверии были зачаты, в неверии выжили мы… Отрицание. Как жить отрицая? Как пойти, отрицая себя? Как уберечь, отрицая Тебя, Его, Себя»?»Трудно поверить, но эти мучительные вопросы звучат в дневнике человека, который стал членом Союза художников СССР, не достигнув и тридцатилетнего возраста, который писал грандиозные картины о суровом труде строителей нового мира без Бога, художник, которого приветствовала советская номенклатура и критика. Приветствовала до той поры, пока душа художника не почувствовала жажду другой глубины и другого смысла.

Иллюзия оттепели

Виктор Попков Moscow painter Viktor Popkov. Photo TASS / Yevgeny Kassin; Vladimir Savostyanov Московский художник Виктор Попков. Фото Евгения Кассина и Владимира Савостьянова /Фотохроника ТАСС/.

Московский художник Виктор Попков. Фото Евгения Кассина и Владимира Савостьянова /Фотохроника ТАСС/.

У Виктора Попкова никогда не получалось жить «слегка», работать «слегка». Эта трата себя по максимуму шла с детства: в школе — сплошные пятерки и в семье прозвище «головастый», в Суриковском институте, когда однокурсники делали в качестве дипломных по три-четыре работы, Попков готовил тринадцать, а став профессиональным художником, даже в заказных работах выжимал себя до капли.

Детство Попкова — заводская коммуналка в подмосковном городе Мытищи, недалеко от станции Челюскинская Ярославской железной дороги. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда в тридцатые годы. Трудный быт, нужда — мать одна поднимала детей: отец погиб в начале войны. Мать Попкова, Степанида Ивановна, вспоминала, как Виктор мальчишкой, впервые увидев на улице художницу за мольбертом, немедленно стал проситься к ней в ученики, и мать, простая, безграмотная женщина, внутренним чутьем доверяя сыну, не препятствовала его желанию, и вскоре они вместе со своим другом поступили в заводскую художественную студию. Судьба Попкова — это случай ясно выраженного, с детства услышанного призвания.

Он вошел в искусство в конце пятидесятых, в короткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой и суровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ в политике — либерализации режима, а в искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Режиссер МХАТа Леонид Леонидов еще в тридцатые годы записал в своем дневнике: «Что такое реализм? Это правда. Что такое соцреализм? Это правда, которая нам нужна». Вернее было бы отметить — правда, которая была нужна властям и которая прямолинейно утверждалась через искусство.Оттепель навеяла иллюзии, что можно жить и творить свободнее — тогда развенчали культ личности Сталина, реабилитировали многих деятелей искусства и науки, репрессированных при сталинском режиме. Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались в тридцатые-сороковые годы, познакомиться с современными течениями западноевропейской живописи — словом, стало возможным прикоснуться к культурной традиции, доступ к которой был перекрыт жестким идеологическим контролем в годы сталинского правления.Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей и девушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым».

Попков вместе с другими художниками тоже ездил на ударные стройки — Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «вы­сматривал жизнь». На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». Ранние работы Попкова «Весна в депо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени — объявлять в искусстве о великих победах коммунизма, прославлять людей труда — строителей новой жизни. В этом не было для него внутреннего конформизма, не было ни интеллектуальных, ни нравственных соблазнов. «Художник призван писать о больших явлениях жизни» — такая формула есть в дневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости, и сам он в то время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям в обществе.

Хлеб за флаг

В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого и был сам Виктор Попков. Художники сурового стиля в целом были вписаны в систему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма с его декларативной агитационностью.На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят в ряд рабочие — сдержанные, мужественные, волевые. Небо — «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих — этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории», и уже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичнос­ти, обыденности жанровой сцены к смысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь с кистью в руках».

Строители Братской ГЭС. 1961

Строители Братской ГЭС. 1961

Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны.  “Такая замечательная картина, а ты молчишь?” — обижался Попков». На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей и стилистически, и тематически. Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал в работу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей.Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Для него важны были публикации о нем в газетах, передачи на радио — успех давал необходимую уверенность в себе, расправлял крылья. Попкову не было и тридцати, когда он стал членом Союза художников СССР, и вскоре его приглашают в Комитет по Ленинским и Государственным премиям. Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. Но к середине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Практически все завоевания, совершенные советской культурой за короткий период оттепели, были подвергнуты серьезной опале. Начался отход назад. Власть, в том числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания».

Но Попков уже не мог жить, не замечая глубинных противоречий в обществе, не мог существовать в рамках предсказуемого, во всех отношениях благополучного, официоза. Грустными были его размышления той поры: «Или ты будешь рисовать флаг и получишь сегодня зарплату, купишь матери хлеб, или ничего не получишь, но будешь творить как хочешь». Он не ушел в подполье, не стал частью художественного андеграунда, но перестал быть «правоверным», и ворота в истэблишмент советской культуры для него полузакрылись.

О чем говорят вдовы

На какое-то время он обращается к лирической тематике, к камерным, психологическим работам — «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника» — в них частная жизнь простого, невыдающегося человека. В этом стремлении к камерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики и идеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем». Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться в этой нише надолго. «Быть в замысле свободным и вольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы и доверяться им».

Северная песня. Из цикла «Мезенские вдовы». 1968

Северная песня. Из цикла «Мезенские вдовы». 1968

В 1966 году он едет в творческую поездку на Север, в Мезень, и там начинает знаменитый «Мезенский цикл». Картина «Воспоминания. Вдовы» — одна из центральных в цикле.Снимая комнату в доме у одной из старух в деревне на реке Мезень, Попков стал свидетелем деревенских посиделок: «К хозяйке, где я жил, пришли как-то ее подруги. Они долго сидели, вспоминая былое, пили брагу, ели лепешку, треску с душком и постепенно, забыв про меня, целиком ушли в ту далекую пору, когда жизнь для них только начиналась». За бытовой, прозаичной сценой Попкову открылась самая глубь судеб этих деревенских баб: «Да как же так? Да почему они одни? А где их мужья, дети? Где счастье, на которое они имели полное право? И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами». После этой встречи у Попкова рождается тема для новой картины.

На большом полотне изображены пять деревенских старух, в их образе намеренно нет ничего от уютных, домовитых бабушек, где рядом внук-кудряш да крынка молока на столе. Здесь обратное: силуэты фигур четко очерчены, фигуры словно вырезаны из дерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. Худая старуха на переднем плане, кажется, сошла с иконной доски, воскрешая в памяти древние иконописные изображения святых мучениц. Никаких суетных деталей быта, и сам образ поднимается от иллюстративной повествовательности, от бытийного предела к поэтичному строю, к символу — этот уровень символа, притчи Попков первым ввел в советское искусство 1960–1970-х.

Воспоминания. Вдовы. 1966

Воспоминания. Вдовы. 1966

Картина «Вдовы» — это память о войне, и эти пять женщин, как разные ипостаси одной души — трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле. За их плечами многозаботная жизнь с тяжелыми буднями, Попков акцентирует руки тружениц, непропорционально большие — такими чугунные котлы да мешки таскать. Их детей разбросало по свету, и им самим осталось доживать в тоскливо-одинокой деревне в северной глуши. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере. Каждая из старух ушла внутрь себя, вспоминая, чем изболелась и нарадовалась душа за долгие годы. Но не скорбь и память о былом задают тональность всей картины. Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками» — алым, малиновым, огневым. «На Севере пейзаж и деревня в цвете очень сдержанны, и уж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно и воздействие их обостренно выразительное» (В. Попков). И этот красный цвет в нарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа, иначе звучит вся тема картины… «Трагичность радостная» — любимое попковское выражение. «Для меня сцена, которую я изобразил в картине, ни с нытьем, ни с безысходностью, тоской ничего общего не имеют. Вдовы, уйдя мысленно в молодое, счастливое время, хотят в прошлом набраться сил для сегодняшнего дня и дня завтрашнего. Это — жизнеутверждение, хотя и трагическое по своему проявлению».

Вдовы, опаленные опытом войны, разлук, смертей — красный цвет объединяет их в единое целое, здесь дух сестринства. За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно в центре композиции — прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха.И здесь Попков высказал что-то из «главного». Интуитивно, на ощупь он подходит к теме христианского смиренного принятия и несения своего креста. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта и жизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется — отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». Пускай в углу вместо иконы портрет Карла Маркса — деталь достоверная: «рисунок с моей хозяйки, у которой от мужа остались его убежденность, его чистота веры в партию, выраженная в свято оберегаемых и дорогих портретах Маркса и Ленина в углах избы» (В. Попков.) В этих портретах вождей запечатлелось противоречивое время, но весь уклад внутренней жизни этих деревенских баб уходит не к партийным ленинским нормам, а к вековым русским религиозным истокам.

В то время написать такую вещь, по смыслу многомерную, с символичным подтекстом, было вызовом. Картину приняли неоднозначно, Попкова упрекали в излишней мрачности и безысходности, не охватывая всей глубины замысла.

Для Попкова «Вдовы» — тема личная, перед глазами судьба его матери, которая в начале войны осталась вдовой. По воспоминаниям друзей Попкова, его мать была человеком, олицетворявшим кротость и смирение. Степанида Ивановна была очень набожна, много лет проработала в церкви звонарем, маленькая, сухонькая, она вселяла в сына доброту и спокойствие. К ней приходит он перед началом новой работы: «Мам, благослови меня».

«Где поют, а не стонут»

Мать и сын. 1970

Мать и сын. 1970

В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать и сын», где изображает себя и свою мать. На картине вечер, наполненная тишина в комнате, лампа с абажуром, отражающимся в окне; сын лежит больной и слушает, как мать перед иконой читает Библию. Многие искусствоведы отмечали, что в образе сына просвечивает ссылка к иконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка с вечной темой Богоматери с младенцем — темой жертвенной материнской любви и молитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. На картине — мать молится, сын внимательно вслушивается в ее молитву, и душа приучается  к Божественному слову, проникается им. Красный абажур, перекличка красного в одежде и в вещах создают внутреннюю напряженность образа — здесь сосредоточенное постижение Смысла.Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь с матерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением — сочетанием белого и красного в образе матери и сына. Возможно, эта особая близость с верующей матерью явилась истоком того, что в творчестве Попкова все полнее начинает звучать христианский подтекст, который, впрочем, скорее просвечивает, чем явственно проговаривается. Но, думается, главным все-таки здесь было его собственное постоянное стремление «вгрызаться в жизнь, узнавать, постигать основные законы нашего бытия».В его работах почти исчезает сюжетная линия, появляется очень тонкий настрой, вслушивание. Попков писал, что ему хочется в картинах «наряду с конкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое».

Майский праздник. 1972

Майский праздник. 1972

Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «В Соборе» (1974 год). Последнюю, как ни странно, он задумал, находясь в поездке, в Германии, а заканчивал уже в России. На картине  косые лучи солнца осветили храм, и всё вокруг — в золотистых прозрачных отсветах всё преображающего небесного золота. В знаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению? Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества? «Осенние дожди. Пушкин» — Попков работал над этой совершенно изумительной вещью в Михайловском, и кажется, будто он написал все как было, с натуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, в котором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Здесь единый образ — поэта и России — земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой.Это не напрямую религиозные сюжеты, но в этих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека.

Северная часовня. 1972

Северная часовня. 1972

В 1972 году закончена «Северная часовня». Картина выдержала на выставке страшный бой с чиновниками из управления культуры, ее требовали снять. Попкова в целом в те годы выставляли случайными, слабыми вещами, нехарактерными для него; на республиканские и всесоюзные выставки его почти не допускали. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать в экспозицию выставки в Манеже на том основании, что Попков изобразил там себя в ботинках импортного производства. Главное место, где он мог выставляться, были небольшие по масштабу осенние и весенние выставки, да и там стоило огромного труда удержать его работы — «жутко много попадало Попкову. Страшно. Как-то очень жестоко. Рьяно боролись с формалистическим, как они называли, искусством». Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, к постижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов.«Северную часовню» удалось отстоять. На картине — фигура мальчика, застывшего в проеме дверей у входа в часовню. Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души, и она замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной и красотой небесного пейзажа. Зритель видит только часть храмовых росписей — трех ангелов, осеняющих своим покровом всех входящих, написанных сияющим, радостным алым цветом по контрасту с серебристой синевой север

foma.ru

Суровый реалист Виктор Попков - Мы родом ...

2. Строители Братска

3. Бригада отдыхает

4. Семья Болотовых. Из цикла «Размышления о жизни»

5. Хороший человек была бабка Анисья

6. Полдень

7. Студенты на практике

8. Двое

9. Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)

10. Воспоминания. Вдовы

11. Одна

12. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну»

13. Мой день. Встреча

14. Сентябрь на Мезени

15. Работа окончена

16. Северная часовня

17. Майский праздник

18. Перед зеркалом

19. В соборе

20. Осенние дожди

21. Иван чай цветёт

22. На работу

23. Молодость

24. Белая лошадь

25. Мужской портрет в черном

26. Чекист

27. Интерьер

28. Весна идет. Автопортрет

29. Старик

30. Портрет Веры Рунёвой в Тарусе

31. Ссора

32. На этюдах

33. Осенние дали

34. Художник в деревне

35. Автопортрет с кистью

36. Пейзаж с деревьями

37. Самый крайний дом в деревне

38. Кирпичный завод в Челюскинцах

39. Тетя Феня умерла

40. Улейма. Ледорубы

41. Каток

42. Лето. Июль

43. Отдых

44. Художник. (Расим Бабаев)

45. Мать и сын

46. Художник Николай Ерышев

47. Гриша

48. Октябрь

49. Зимние каникулы

50. Тишина

51. Андрей в Прилуках

52. Приходите ко мне в гости

53. Эскиз картины «Игорь, Павел и я»

54. Старые березы (г.Руза)

55. Пейзаж с грачами

56. Ветлы в Боровске

57. Этюд Леонида Астафьева

58. Площадь в Рузе

59. Река Сороть

60. Дом Пушкина в Михайловском

61. Тригорское. Скамья Онегина

62. Пейзаж с лошадью

63. Учитель из деревни Уланово

64. Читающий с собакой.

65. Красные лилии

66. Эскиз к работе «Приходите ко мне в гости»

67. Сени

68. Возвращение

69. Мост в Архангельске

70. Деревня Кимжа

71. На лесах Большого театра

72. Контора в котловане

73. Весна в депо

74. Он им не завидует

75. Апрельский месяц

76. Мой день. (вариант картины)

77. Шинель отца

78. Звонок в дверь

79. Три художника

80. Сон

81. Владимирские художники К. Бритов и В. Юкин

82. У Белого моря

83. Портрет Игумнова

84. Дом

85. Натюрморт с лоскутным одеялом

86. Натюрморт с лоскутным одеялом

87. Художник в лесу

88. Октябрь

89. Убийство дружинника

90. Новогодняя ночь

91. Мне 40 лет

92. Старость

93. Больной художник

94. Зимняя выпивка

95. Дача Кардовского

96. Фиолетовый вечер

97. Автопортрет

98. Виктор Попков

yarodom.livejournal.com

Виктор Ефимович Попков. Художник-легенда. Художник-эпоха – Ярмарка Мастеров

Попков Виктор Ефимович — одна из легендарных фигур российской живописи 20 века. Этот художник — один из моих самых любимых. Я не знала, стоит ли делать эту публикацию. На Ярмарке Мастеров больше публикуют работы светлые, жизнерадостные. Работы Попкова суровые, очень глубокие и философские.

В его картинах нет сочного цветного живописного слоя. Они сдержаны по колориту, но при этом монохромность сложных серых и коричневых контрастирует с монохромностью оттенков красного и глубоко-синего цвета, создавая сложность цветового решения картины.

Необыкновенная и великолепная точность рисунка, выверенность и сложность композиции.

И такая глубина размышлений о взаимоотношениях людей, о месте художника в мире, о несостоявшихся судьбах, о войне и жизни после. Для меня по сложности создаваемого мира он стоит на уровне Достоевского и Рембрандта.

Из биографии

Художник Попков Виктор Ефимович (1932–1974). Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952 гг.) и в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952–1958 гг.).

Один из основоположников «сурового стиля» 60-х годов. При этом Виктор Попков одним из первых и покинул его жесткие и довольно тесные пределы: как и всякий большой и самобытный мастер, он не укладывался в рамки конкретного стилевого направления — даже того, которое сам формировал и во многом олицетворял.

В 1967 был награжден почетным дипломом парижской Биеннале за три работы: «Бригада отдыхает», «Полдень» и «Двое». За цикл картин «Размышления о жизни» В.Е. Попков удостоен Государственной премии СССР (посмертно). Множество шедевров из его творческого наследия находится в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее-заповеднике «Абрамцево», в музеях России и зарубежных собраниях. В.Е. Попков жил и работал в Москве.

Художник погиб 12 ноября 1974 года в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции.

Очень много работ у Попкова, посвященных Русскому Северу. Огромные бревенчатые дома и вдовы, оставшиеся одни. Война. Люди. Судьбы.

Этот пейзаж — всего лишь лодки, дома, церковь. Трагическое и величественное звучание.

живопись

Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну»

художники

Такие одухотворенные, прекрасные лица

попков

«Воспоминания. Вдовы»

картины

«Одна»

9мая

«Художник в деревне»

«Хороший человек была бабка Анисья»

«Северная часовня»

Для меня — это главная работа Виктора Ефимовича.

Примерить шинель отца. Вспомнить и примерить на себя — как это? Как это было?

«Шинель отца»

И снова война. И мир после.

«Тишина»

«Майские праздники»

Посмотрите, какой мир в этих работах! Это люди, их судьбы, истории, сложность и глубина отношений.

«Двое»

живопись

«Мой день»

художники

«Ссора»

попков

Тема Пушкина. Хрупкая фигурка, ветер и простор

«Осенние дожди»

картины

Такая нежность в этой работе.

«Пушкин и Керн»

9мая

Художник закончил работу. Усталость и полнота мира.

«Работа окончена»

«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали — покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.

И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, — тело, мысль, душу.

И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».

Из дневника художника от 19 октября 1970 года.

www.livemaster.ru

Художник Виктор Попков - Блог разнузданного гуманизма

Сейчас можно наблюдать оживление интереса к советскому искусству, которое еще вчера считалось отжившим и никому не нужным. Мне всегда нравился художник Виктор Попков, и я надеюсь, что ему устроят большую выставку. Жизнь художника Виктора Попкова была обыкновенная: он родился в 1932 году. Детство его прошло в заводская коммуналке в подмосковном городе Мытищи, недалеко от станции Челюскинская Ярославской железной дороги. Родители перебрались в город из деревни, отец погиб на фронте.Однажды Виктор увидел женщину с мольбертом и сразу сказал, что хочет такой же. Его отдали в изостудию. Школу окончил с отличием. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова(1952—1958). К диплому сделал 13 работ вместо положенных трех-четырех. В 1961 году написал картину «Строители Братска», которую купила Третьяковка. После этого сделал быструю карьеру. Попкову не было и тридцати, когда он стал членом Союза художников СССР, и вскоре его приглашают в Комитет по Ленинским и Государственным премиям. Но позже власть уже не так к нему благоволила. Далее он писал картины, пил, ссорился с женой – жил, как все. Попков отличался рискованным поведением: ходил по тонкому льду, прыгал с платформы за 3 минуты до отхода поезда, чтобы поднят упавшую монету. В 1961 году он пытался покончить с собой. Спас его тесть.В последний год своей жизни Попкова терзали мрачные предчувствия. Он принес одному другу стопку пластинок и просил проиграть их на его похоронах, другому другу он сообщил место, где его нужно похоронить (но ничего этого не исполнили).В ноябре 1974 погиб в ДТП его друг. Попков собирался на его похороны в Ферапонтово, но раздумал и остался в Москве.12 ноября 1974 года, Виктор Попков шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился с приятелями. Они похвалили его последнюю работу «Хороший человек была бабка Анисья». Вместе пошли отмечать подписание договора и «Анисью». После ресторана Попков пытался поймать машину, но не понял, что это не простая машина, а инкассаторская. Инкассатор его застрелил, а друзья разбежались. «Скорую» вызвала женщина из соседнего дома, видевшая всю сцену из окна, а сопровождал раненого Попкова в больницу милиционер, оказавшийся рядом. В больнице Попков умер.Был суд. Инкассаторы доказывали, что художник хотел их ограбить. Очень странно повели себя друзья-художники. Они сказали, что не были с ним рядом и ничего не знают. Но показания той женщины, которая вызвала «Скорую», спасла репутацию художника. Инкассатору дали 7 лет. Выяснилось, что он еще был и пьян.Союз художников выдвинул кандидатуру Виктора Попкова на соискание Государственной премии посмертно. В Большом Кремлевском дворце Государственную премию за художника получили его жена и сын.

Посмотрите, похоже, что художник предчувствовал свой скорый конец.

"Он вам не завидует"http://bezformata.ru/content/Images/000/054/567/image54567923.jpg"Сорокалетие"http://artpoisk.info/files/images/20332.jpg"Шинель отца". Кстати, шинель на нем – тестя. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/760/37760070_Popkov_SHinel_otca_72_gtg.jpg"Хороший человек была бабка Анисья". На картине люди прячутся от дождя, а его нет. Попков говорил, что дождь идет в их душах – они скорбят.http://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2015/12/7b05649c653a6d999fd84ee3cb7.jpg

В картинах, где Попков писал мужчину и женщину, видно, что они не слишком ладят друг с другом. Но ребенок спасает ситуацию – с ним это уже семья.

Это художник с женой. /800/600/https/17.img.avito.st//640x480/593278617.jpg

"Двое" Одна из самых известных картин Попкова.http://v-popkov.ru/upload/gal/10.jpg

http://artpoisk.info/files/images/13037.jpg

/800/600/https/artchive.ru//res/media/big/work/14c/14c97bbe281b8bf28871476abac89c00.jpg

Попов с удовольствием писал старух. Старухи в красном – это эскизы к картинам «Вдовы» и «Северная песня». http://artpoisk.info/files/images/10257.jpgА это - бабушка художникаhttp://ic.pics.livejournal.com/yugeneonil/10803253/57279/57279_original.jpg"Вдовы"http://files.vm.ru/photo/vecherka/2014/05/doc6fde2nxrvj4388ruo3j_800_480.jpg"Северная песня"http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=7010

А это зарисовки из обычной жизни – то, что так ненавидят современные критики.http://www.artpoisk.info/files/images/13044.jpg

http://artpoisk.info/files/images/10265.jpg

http://content.foto.my.mail.ru/mail/karpenko_10n/5308/h-6984.jpg

http://cs622929.vk.me/v622929562/52fb0/jk_USXirWjs.jpg

http://cs622929.vk.me/v622929562/5300f/9w8c7pfm3yk.jpg

"Развод"http://www.tg-m.ru/catalog/sites/default/files/catalog/js-3543.jpg?1424955478

http://ic.pics.livejournal.com/halfaman/644708/710542/710542_600.jpg

"Больной ребенок"http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/113/780/113780179_large_RRRSRRR_RRRSSRyoR__1967_.jpg

http://rusrealart.ru/upload/iblock/f15/f1522a67a156a625c145f3865843d606.jpg

http://www.mmoma.ru/col/upl/full/kp-1241s1.jpg

Север. Попков любил ездить на север. http://ljplus.ru/img4/g/d/gdmitry/popkov1.jpg

http://i240.photobucket.com/albums/ff200/arh_land/victor_popkov_chasovnya_zehnovo_197.jpg

http://cs620019.vk.me/v620019024/1e484/8xFvp9ZJnNI.jpg

http://media.mutualart.com/Images/2014_03/25/08/082755116/8718d43d-bcba-4b64-9a04-76d7c80e9f11.Jpeg

Пушкин и Кернhttp://art-russia-europe.narod.ru/img/popkov/pushkin.jpg

http://sochineniye.ru/wp-content/uploads/2014/02/79306644_Osennie_dozhdi_Pushkin_1974.jpg

А эти картины с детьми

http://s49.radikal.ru/i124/0905/59/48153a0ce4c2.jpg

http://kenozero.ru/sites/default/files/imagecache/lightbox/2323223.jpg

http://artpoisk.info/files/images/13047.jpg

Несколько автопортретовhttp://2014god.com/wp-content/uploads/2016/02/popkov.jpgЭто он с матерьюhttp://academy.andriaka.ru/wp-content/lg-gallery//popkov/6.jpg

Просто так. Мне понравились.http://i.imgur.com/UlBos.jpg

/800/600/https/www.buro247.ru//images/dasha/exhibition/PB100004-1-1.jpg

http://www.artpoisk.info/files/images/12940.jpgЕще Попков сделал много портретов других художников, но я их не стала помещать, хотя они тоже очень интересны.

Обратите внимание на красный цветок на многих картинах Попкова - он что-то значил для него.

Мне странно читать, что Попков был устаревшим художником уже в 60-е, потому что на Западе были другие тенденции. Может быть, какой-нибудь Гриша Брускин лучше?

Художники не бывают устарелыми - они бывают хорошими и плохими. Кто-то из журналистов заявил, что сегодня попковские старухи неинтересны, потому что сейчас таких нет. А рембрантовские старики сейчас есть? Что за глупость, прости господи?

В картинах Попкова есть та степень смешения реального и абстрактного, которая допускает множественность интерпретация и позволяет каждому найти в них что-то свое. Этим и отличается настоящее искусство.Я удивляюсь, что ГТГ еще не сделало большой персональной выставки Виктора Попкова.

кликабельно

uborshizzza.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта