Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника. Картины мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо, картины и биография художника
Особенности творчества Бартоломе Эстебана Мурильо. Художник обладает редким умением повествователя, представляя каждый живописный сюжет как своего рода занимательную историю, одновременно считаясь виртуозом замысловатых декоративных композиций. Мурильо многократно обращался к образу мадонны и, как истинный севильянец, воспевал яркую красоту женщин родного края (Мадонна считалась покровительницей Севильи и всей Андалусии, эту землю называли «краем Пречистой Девы»). Он разработал собственную иконографию «непорочного зачатия» и за свою жизнь написал около 20-ти больших картин с этим сюжетом, которые сделали Мурильо чрезвычайно популярным в Европе. Например, по словам историка искусства Григория Козлова, всё XIX столетие «Вознесение Девы Марии» Мурильо было главной звездой и «примадонной» Лувра, но потом резко вышло из моды (настолько, что Лувр согласился передать картину в Прадо). С тех пор популярность Мурильо как религиозного живописца пошла на убыль, но неоспоримую художественную ценность сохранили его детские портреты, полные неприукрашенной жизненной правды и оптимизма и сделавшие Мурильо предтечей появления реализма.
Известные картины Мурильо: «Маленький нищий (Вшивый)», «Девушка с фруктами и цветами», «Мадонна с четками», «Благословение Иакова Исааком», «Кухня ангелов«
Севильский художник Бартоломе Эстебан Мурильо был младшим современником трёх титанов испанской живописи ХVII века Риберы, Веласкеса и Сурбарана. Его творчество завершает «Золотой век» в искусстве Испании. И хотя Мурильо никогда не достигал технического совершенства Веласкеса, величественной строгости Сурбарана или жутковатой трагичности Риберы, его человечные святые и жизнеутверждающие оборванцы нередко затмевали по популярности картины предшественников.
День рождения Мурильо история не сохранила, известно только, что крещён он был 1 января 1618 года. Его отец Гаспар Эстебан был простым севильским цирюльником и умер, когда младшему, 14-му по счету, сыну Бартоломе Эстебану было около 10 лет. Мать, Мария Перес-Мурильо, скончалась годом позже. Будущий художник воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало.
Космополитическая Севилья времен Мурильо — не только цитадель католицизма, но и мощный коммерческий узел, этакий «испанский Вавилон». Каждый торговал там тем, что только мог продать. Итальянцы везли продукцию своих мануфактур и ремёсел. Колонизированная Америка слала золото. Генуэзцы потоком поставляли на рынок рабов. Даже ушлые севильские епископы владели торговыми суднами. Что было делать юному Мурильо, оставшемуся сиротой? От своего дальнего родственника, художника Хуана дель Кастильо, он получил кое-какие изобразительные навыки. А когда в 1639-м наставник уехал искать счастья в Кадис, постепенно перетягивающий у Севильи звание торговой столицы, Эстебан решил не идти под начало какого-нибудь матерого мэтра, чтобы вымачивать ему кисти и чистить палитру, а начать зарабатывать самому.
Вскоре предстояла знаменитая севильская ярмарка — феерия. Мурильо купил большой холст, на котором написал сцены из житий местных святых. Затем разрезал его на несколько частей и успешно продал получившиеся небольшие картинки религиозного содержания «в розницу». На родине Священной Инквизиции что ни святой — то культ и монашеский орден под его эгидой в придачу. Изображения местных святых были ходовым товаром. Каждый желал принести в дом «небесного покровителя». Так что и позднее святые Руфина, Юстина, Леандр, Родриго и иже с ними будут приносить Мурильо стабильный доход.
В начале 1640-х один из самих известных орденов — францисканский — заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций для свого монастыря. Эта работа заняла около 3-х лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Сам переход от полной безвестности к громкой славе был таким разительным, что впоследствии жители Севильи сложили легенду о мадридском вояже Мурильо. Ведь должен же был сирота, не имевший регулярного художественного образования, где-то постигать свою науку? Молва утверждала, что, скопив денег, Мурильо отправился в Мадрид. Там, при дворе короля Филиппа IV, работал знаменитый Веласкес. Он тоже был родом из Севильи и не мог отказать молодому земляку в разрешении посещать Эскориал и копировать великих итальянских и северных мастеров. Легенда даже уточняет для пущей убедительности, что в тот самый день, когда в Севилье родился Мурильо, Веласкес в Мадриде сочетался браком — это, дескать, был знак.
Хотя эта история правдоподобна и действительно могла бы многое объяснить в эволюции художника, нет ни единого документа, который бы её подтвердил. Исследователи склоняются к мысли, что на самом деле Мурильо никогда не покидал Севильи.
В его ранних работах, начиная с «Кухни ангелов», где выстраивается целый литературно-юмористический сюжет, в Мурильо ощущается прирождённый рассказчик. Это станет его методом — не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, какими-то совсем уж бытовыми деталями.
Некоторых современников Мурильо подобный реализм шокировал. Они хотели бы более благоговейного отношения к Священной истории. А у Мурильо плотник Иосиф стоит в стружках за верстаком, Мария буднично держит иголку («Святое семейство с ребенком Иоанном Крестителем«), трехлетний Иисус дрессирует собачку («Святое семейство с птичкой«), а путники в «Поклонении пастухов» коробят зрителя своими сморщенными заскорузлыми ступнями.
С другой стороны, никого из испанцев так много, как Мурильо, не упрекали в обратном — сглаженности и слащавости. И действительно, ряд его «Непорочных зачатий» грешит приторностью. Нужно признать, оценки творчества Мурильо в течение трех веков колебались от восторженной апологетики до уничижения — в зависимости от текущих вкусов.
Карьера Мурильо в Севилье, которую он ни за что не хотел покидать, сложилась отлично. Человеком он был спокойным, мягким и приветливым. Многочисленным местным церквям и монашеским орденам иметь с ним дело было одно удовольствие. В Севилье не оставалось ни одного значимого собора, который не мог бы похвастаться работой Мурильо. Ему не исполнилось и сорока, когда капитул (церковный совет) Севильского кафедрального собора избрал его лучшим художником города. После чего заказал написать «Видение св. Антония Падуанского» за фантастическую по тем временам сумму 10 тысяч реалов.
Мурильо был прекрасный организатор. В 1660-м году он создал и возглавил Севильскую академию художеств — наиболее передовую и демократическую из всех возникавших на Пиренейском полуострове во 2-й половине XVII в. Севильские художники не зависели от вкусов королевского двора, как мадридские, что давало больше свободы самовыражения. Академия в Севилье существовала не за счет меценатов, а на средства её членов — это был некий прообраз профсоюза. Еще Севильская Академия первой ввела официальное изучение обнажённой натуры — самому Мурильо не пришлось изучать анатомию на натурщиках, и передача сложных телодвижений навсегда осталась его слабым местом. Правда, через 4 года в результате подковерной борьбы главой Академии стал Хуан де Вальдес Леаль, а Мурильо отошёл от дел.
В личной жизни художник пережил несколько трагедий. В 1645 г. он женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера — его первой и единственной возлюбленной. Свою старшую дочку они назвали Марией — по-видимому, во славу Девы Марии, покровительницы Севильи, которую Мурильо писал беспрестанно (1, 2, 3, 4), но также и в честь его рано умершей матери, чью фамилию Мурильо взял себе взамен отцовской (так же когда-то поступил и Веласкес).
Дочери художника было четыре года, когда в Севилью пришла чума. Эпидемия уничтожила половину города. Многочисленные монахи сменили благотворительную деятельность на санитарную — собирали и жгли трупы. Не выжила и маленькая Мария. Мурильо тяжело перенёс этот удар, но и он оказался не последним. В начале 1664 года умерла его любимая жена, оставив на попечение художника пятерых детей. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, замкнулся и несколько лет ничего не писал.
Его творчество после кризиса обрело новое качество — сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты теперь обволакивала нежная пастельная дымка.
Две главных темы прославили художника — портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе. Известно, что английские и французские купцы, причаливавшие в портах на реке Гвадалквивир, первым делом спрашивали «нищих детей» Мурильо (1, 2, 3, 4), а все испанские соборы жаждали украсить свои алтари смуглыми мадоннами, которых Мурильо писал с черноглазых жительниц Андалусии.
Огромная популярность Мурильо среди самых широких слоев населения отличает его от старших представителей «Золотого века». Веласкес писал для аристократии, и его новаторство в живописной технике способны в полной мере оценить лишь знатоки. Мурильо в этом смысле более «прост», лиричен и доступен. Его немного наивные и лишённые трагизма Мадонны и весёлые нищие так же внятны и близки простому сердцу, как незатейливая проповедь Святого Франциска.
Погиб Мурильо в результате трагической случайности. Едва ли не впервые ему пришлось выехать за пределы родного города — расписывать алтарь в Кадисе. Там Мурильо сорвался с лесов и получил несовместимые с жизнью ушибы. Однако перед смертью его все-таки успели перевезти в Севилью.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника
Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же) — ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Бартоломе Эстебана Мурильо
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой, в 1627 г. умирает его отец, а спустя год мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери.
Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.
Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 г. он возвращается в Севилью совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Работа над циклом для монастыря совпадает с созданием домашнего очага, в 1645 году Мурильо вступает в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. Несомненно, отраженная в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия.
До 1663 г. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. После смерти жены 1 января 1664 г. Мурильо два года работает довольно медленно. Постепенно он переходит к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, становящейся вспомогательным приходом Севильского собора (см ниже в разд. Творчество).
Некоторое время художник живет в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 г. Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме, очевидно у Мурильо были свои воззрения на существо милосердия.
Мурильо не был рожден борцом, и не смог стать философом. Но стал великим живописцем, сумев удержать свой внутренний мир в динамическом равновесии перед ударами судьбы.
В 1682 году Мурильо умер вследствие падения. Кадисская картина «Обручение Святой Екатерины» была дописана его учеником, Осорио.
ТВОРЧЕСТВО
Известность приходит к Мурильо в 1645 г., вместе с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев.Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так наз. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.
Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655; в Луврском музее) и «Видение св. Антония Падуанского» (1656; в севильском соборе). В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C.-Мариа-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C.-Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый продуктивный период творчества Мурильо. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.
Ребенок Христос, уколовшийся терновым венцом Видение св. Антония Падуанского Непорочное зачатиеТри из них, так наз. «Жажда» («La Sed»; Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям. В 1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.
Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481; по Лефору, 478). Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «L’Immaculata Concepcion», «L’A s uncion» и «La Purisima».
Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.
Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п.
Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильск. и мадрид. музеев; «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. национ. галерее; «Видение св. Антония», в берл. музее; «Отдых св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония», в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.
Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г., Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. де Тобар, X. де Вальдес Леаль.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1682 году Мурильо приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. Екатерины». Трудясь над ней, он, по неосторожности, свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Ваганова Е. О., “Мурильо и его время».М., Изобр. иск., 1988
- Левина И. М., Картины Мурильо в Эрмитаже. Л., 1969
- Мурильо и художники Андалусии XVII века в собрании Эрмитажа. Каталог выставки.Автор вступительной статьи и составитель каталога Л.Л. Каганэ. Л., 1984
- Сомов А. И., Мурильо, Бартоломе Эстебан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
- Шмидт Д.А. Мурильо. Л., 1926
- Lafond P. Murillo. Paris, 1930
При написании этой статьи были использованы материалы сайта ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Бартоломе Эстебан Мурильо: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Бартоломе Мурильо. Известные работы. — Artrue
Краткая биография
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617, Севилья – 1682, Севилья) — главный представитель высокого барокко и один из известнейших испанских художников. В 1627 идет в обучение к Хуану де Кастильо. Испытывает большое влияние Франсиско де Сурбарана и Хусепе де Риберы. Примерно с 1650 ориентируется на произведения Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Рафаэля. Затем Мурильо развивает собственный воздушный стиль с нежными контурами, красками мягких тонов и серебряной или золотой дымкой. Мурильо предпочитает религиозные темы и жанровые сцены. Работает в основном в Севилье и в 1660 становится соучредителем академии искусств.
Известные картины
Мальчики с виноградом и дыней, 1645–1646. Холст, масло, 146*104 см. Старая пинакотека, Мюнхен.В Испании XVII века жанровая живопись распространена мало, это направление развивается только в Севилье. Неповторимые сюжеты из жизни нищих детей в произведениях Мурильо не претендуют ни на мораль, ни на аллегорию. Они не оставляют чувства грусти или жалости. Намного сильнее переданы самозабвенность веселья и радости жизни.Святое семейство с птичкой, около 1650. Холст, масло, 144*188 см. Прадо, Мадрид.В своих картинах на религиозные сюжеты Мурильо часто сближает небесное и земное. Так, Святое семейство показано здесь в домашней обстановке. Мария сидит за прялкой, а Иосиф наблюдает за играющим ребенком. Показательным для этого раннего произведения является падающий сбоку свет, объединяющий композицию. Благодаря светотеневым эффектам фигуры выглядят рельефно.
Мадонна с младенцем, около 1650–1660. Холст, масло, 155*105 см. Палаццо Питти, Флоренция.Причина убедительности этой картины не только в выразительном взгляде Богоматери и младенца Христа, но и в очень живом их изображении. Обе фигуры кажутся знакомыми и земными, как будто это простые люди, изображенные в виде возвышенных образов при помощи искусных художественных приемов. Изысканные пластические формы, естественный телесный цвет и воздушная колористическая гамма придают им нереальную красоту. Добрый пастырь, около 1660. Холст, масло, 123*101 см. Прадо, Мадрид.Сюжет картины навеян словами Христа, когда он называет себя добрым пастырем, который «полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна 10,1-16). Мягкие контуры и рассеянный свет, благодаря которым сцена кажется наполненной легкой дымкой, — свидетельства зрелого стиля художника. Полотно было увеличено в 1744. Видение святого Франциска в капелле Портиункула, около 1667. Холст, масло, 206*146 см. Прадо, Мадрид.Эту картину отличает выражение человечности и глубокого религиозного чувства, с которым святой (1183–1226) стоит на коленях перед Иисусом и Богоматерью. И здесь Мурильо превращает сверхъестественное явление в событие земного порядка. Непорочное зачатие, около 1678. Холст, масло, 274*190 см. Прадо, Мадрид.В многочисленных вариантах изображения Марии Мурильо создает новый образ, основанный на классической трактовке. Дева Мария парит, стоя на полумесяце. Позади нее заполненное ангелами небо проясняется от облаков и становится ореолом, на фоне которого фигура Девы Марии четко выделяется. Не всегда Мурильо удается достичь такой блестящей выразительности и высшей степени пластичности форм.
artrue.ru
Мурильо | Artifex.ru
Испанская живопись XVII века знала немало блистательных имен. И имя Бартоломе Эстебана Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo) – лишь одно из них, далеко не последнее по важности.
Жизнь человека, названного позднее последним художником Золотого века испанской живописи, полна тайн. Даже подлинная дата его рождения и то, откуда появилась фамилия Мурильо, остается загадкой.
Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком. Согласно записи в церковно-приходской книге, 1 января 1618 года в севильской церкви Санта-Магдалена был крещен сын цирюльника Гаспара Эстебана и его жены Марии Перес. Историки искусства полагают, что фамилию Мурильо носила мать художника, и Бартоломе использовал её, последовав примеру Диего Веласкеса. Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного. Но в 1627 году скончался отец семейства, Гаспар Эстебан, спустя год за ним последовала его супруга, и ставший сиротой Бартоломе поселился в семье своей тетки. Среда, в которую попал мальчик, оказалась благоприятной, и вскоре, отметив его способности к рисованию, родственники определили его в ученики к Хуану дель Кастильо, на тот момент известному живописцу.
Севилья, где Мурильо родился и провел всю свою жизнь, к началу 30-х годов XVII века утратила свое былое величие и перестала быть центром торговли. Но это не мешало развитию культуры. Разнообразные мастерские здесь процветали: живописцы и скульпторы могли заниматься ремеслом свободно, будучи уверенными в том, что найдут покупателя.
После отъезда своего наставника в 1639 году Бартоломе оказался предоставлен сам себе. Он добывал средства для жизни тем, что рисовал на небольших кусочках холста и продавал их на ярмарке. Уже тогда, даже в заказах, он не поступался своим стилем, который в поздних работах стал очевидным признаком мастерства.
Довольно большой период жизни Мурильо остается неизученным. По неподтвержденным сведениям, на собранные деньги в 1640 году он отправился в Мадрид, где познакомился с Веласкесом и попал под его покровительство. Как бы то ни было, Веласкес, Рубенс и Тициан были теми мастерами, чьи произведения придали творчеству молодого художника новый импульс и заложили основу будущих начинаний. Он также был знаком с картинами Ван Дейка и восхищался ими, хотя портрет так и остался для Мурильо совершенно чуждым жанром.
Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо. В 1942 году настоятель францисканского монастыря в Севилье предложил ему за весьма скромную плату расписать стены помещений. В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Своеобразная манера письма, легкость и умение работать с цветом привлекли к работам Мурильо большое внимание публики. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Должно быть, сыграла свою роль и женитьба в 1645 году на Беатрис Сотомайор-и-Кабрера – полотна того периода, изображавшие бытовые сценки, насыщены воздухом, светом, певучей грацией человеческого тела.
На сегодняшний момент произведения Мурильо хранятся во многих музеях мира. И хотя большинство работ он посвятил религиозной тематике, именно сцены из жизни простых людей, изображенные на картинах «Едоки дыни», «Девушки у окна», «Дети, играющие в кости», «Продавщица фруктов» придавали оригинальность и свежесть его творчеству.
Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря. И вновь благодаря своему необычному стилю. Созданное им изображение Мадонны показалось монахам ярким нагромождением кричащих красок, и лишь водруженное в нужном месте, оказалось идеально продуманной композицией. За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату. Впоследствии копии полотна работы самого автора заняли достойное место в самых известных картинных галереях Европы.
Мурильо не стремился соблюдать все каноны. Его моделями становились люди с типичной испанской внешностью. Даже Мадонны на картинах «Воспитание Марии», «Мадонна с четками», «Благовещенье» и других подобных им, изображены прекрасными темноволосыми и темноглазыми девами, столь нехарактерными для большинства других живописцев.
Это и выдвинуло Мурильо на передний план, поскольку подобная самобытность никогда не создавала впечатления кощунственного, а только помогала раскрыть всю стыдливую прелесть человеческого тела, лишенную эротизма, но полную внутреннего огня. Здесь нашли свое отражение экспрессия Рубенса и выразительность Тициана, но в то же время они преобразовались в нечто совершенно новое.
Период с 1650 года принято считать расцветом таланта Мурильо. Известность и достаток пришли к нему одновременно. Высшим признанием стало предложение занять место придворного живописца вместо умершего Веласкеса. Бартоломе отклонил его. Он предпочел остаться в Севилье, где был известен и мог позволить себе жизнь в достатке.
Все изменила смерть жены в 1662 году: Мурильо оставил творчество, занимаемый им в Академии художеств пост, и устремил свои взоры к духовному самосовершенствованию. Слава не покинула его, но теперь огромные гонорары Бартоломе тратил на благотворительность.
Жизнь художника оборвалась внезапно. В 1682 году он принял заказ от монастыря капуцинов в Кадисе и впервые покинул Севилью ради работы. По трагической случайности Мурильо упал со строительных лесов и спустя несколько дней скончался.
До сих пор имя Бартоломе Мурильо остается для испанцев напоминанием о подлинном величии живописи XVII века. Вероятно, это признание является самой лучшей наградой для человека, который венчает целую плеяду замечательных живописцев того времени.
artifex.ru
Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо
Опубликовано: 11 октября 2014 Просмотров: 3485
Золотой век испанской живописи, представленный плеядой великих деятелей искусства, таких как Эль Греко, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес, завершается именем, заставившим всю Европу взглянуть на испанскую живопись того времени как на эталон совершенства. Бартоломе Эстебан Мурильо – последний в блестящей плеяде испанских живописцев-реалистов XVII столетия. Бартоломе всегда считался весьма загадочной фигурой современности, а потому и наименее изученным из творцов этого периода. Он часто не датировал свои работы, о его жизни известно очень мало, поэтому творчество Мурильо всегда существовало как бы вне времени и пространства.
Родился знаменитый художник в Севилье, был четырнадцатым ребенком в семье местного цирюльника, которая проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано осиротел: в 1627 году умирает его отец, а спустя год и мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование. Учился живописи он у Хуана де Кастильо. Желание совершенствоваться привело его в скором времени в Мадрид, где Веласкес предоставил ему колоссальную возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы, а также оказывая своей техникой и мастерством влияние на юного художника. В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от монастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др.) создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой. Также за свои немалые заслуги и талант он будет провозглашен капитулом Севильского собора лучшим живописцем города.
Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Даже религиозные сцены представлены как события из народной жизни и пропитаны невероятным лиризмом. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа. Он очень часто писал различные варианты мадонн. Примечательно, что Богоматерь у Мурильо – всегда прекрасная испанка, смуглая девушка с красивыми, миндалевидными глазами. Он мастерски умел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, равно как неувядающую красоту и нежность севильских женщин.
Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Художник часто обращался к детским образам: его влекло к изображению простой, обыденной жизни народа, как правило, это были нищие дети, наводнившие севильские улицы, – веселые и прекрасные, несмотря на бедность. Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы.
Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. В начале XIX века они ценились дороже, чем работы Рембрандта, Рубенса, Караваджо или Вермеера Дельфтского. Самая крупная коллекция произведений мастера хранится в Музее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками». Многие картины гения рассеяны в настоящее время по лучшим музеям мира и составляют их гордость: «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св. Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса в Нью-Йорке) и т.д.
Одна из лучших работ мастера «Мальчик с собакой» хранится в России в Эрмитаже. Реализм художника здесь выступает с поразительной силой и глубиной. Колорит картины сдержанный, построенный на коричнево-серой гамме, удивительно мягкий и теплый, кажется, он согрет жаром живой души художника. В трогательный и нежный образ нищего мальчика он вложил свою любовь к людям родного города, гордость за их достоинство и красоту.
Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Из Эскориала». Полотно буквально пропитано атмосферой девственной чистоты и кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Мурильо превосходен в колорите и светотени. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии. Согласно христианской вере, Христос по своей природе и полностью человек, и полностью божественен. История его земной жизни начинается с Благовещения и непорочного зачатия Девы Марии в утробе ее матери Анны. Поскольку Мария была, в сущности, предопределена быть сосудом Воплощения Христа, сама она должна была быть незапятнанной. Таким образом, это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока Первородного Греха, т.е. она сама была зачата «без вожделения». Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в Музее Прадо находится еще две версии. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи». Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».
Бартоломе Эстебан Мурильо трагически погиб в 1682 году, работая над большой алтарной картиной «Обручение Святой Екатерины» для капуцинского монастыря в Кадисе. Трудясь над ней, он, по неосторожности, упал с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана его учеником, Осорио.
La Edad de Oro de la pintura española, representada por un grupo de grandes artistas como El Greco, Francisco Zurbarán, Diego Velázquez se termina con el nombre que consiguió la perfección - Bartolome Esteban Murillo .
Famoso artista nació en Sevilla, fue el decimocuarto hijo de un barbero local, que vivía en una casa alquilada del monasterio. Estudió pintura en clase de Juan de Castillo. El deseo por la perfección le llevó pronto a Madrid, donde Velásquez le dio una tremenda oportunidad de examinar y copiar en los palacios reales las obras de Tiziano, Rubens, Van Dyck y Ribera. Murillo se convierte en el primer jefe de la Academia de Bellas Artes de Sevilla. También por sus considerables logros y talento Murillo será proclamado por el Capítulo de la Catedral de Sevilla el mejor pintor de la ciudad.
Bartolomé Murillo era artista más lírica. Incluso las escenas religiosas se presentan como un acontecimiento de la vida nacional. Es interesante que la Madre de Dios de Murillo - siempre es una gran española, chica de piel oscura con hermosos ojos almendrados.
Tendencias realistas y talento lírico Murillo manifiestan claramente en sus obras. Al pintor le gustan las imágenes de la vida simple y cotidiana de la gente, los niños pobres de la calle sevillana que son divertidos y hermosos, a pesar de la pobreza. Sus mejores cuadros de este género son famosos "Comer paté", "Pequeños comerciantes", Chico con un perro" y otros.
El gran maestro también estaba involucrado en la pintura de paisaje. En general, hay m más de 450 obras de Murillo y en el siglo XIX los valoraron más que las obras de Rembrandt, Rubens, Caravaggio o Vermeer de Delft. La mayor colección de obras del maestro se conserva en el Museo del Prado (Madrid), incluyendo "Adoración de los pastores", "Martirio de San Andrés "," Sagrada Familia "," Virgen del Rosario .
Una de las mejores obras del maestro "Chico con perro" se conserva en Hermitage en Rusia. En este cuadro nos sorprende la fuerza y profundidad de su realismo.
Bartolomé Esteban Murillo fue un gran pintor, que murió trágicamente en 1682 mientras trabajaba para gran retablo "El desposorio de Santa Catalina" para el convento de los capuchinos en Cádiz. Mientrastrabajabaenella, sindarsecuentasecayó. 3 de abril de ese mismo año la pintura fue acabado por su alumno Osorio.
Автор – Светлана Арчи
Журнал Russian Inn №5 (сентябрь 2014)
Читайте также
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.rusinn.com
МУРИЛЬО БАРТАЛОМЕ ЭСТЕБАН
Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; 1617-18 - 1682) — знаменитый испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
АВТОПОРТРЕТ
В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.
Испанский живописец XVII века Мурильо был художником лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широко вводил жанровые мотивы в композиции.
Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Он рано потерял отца и воспитывался у сестры, которая дала ему хорошее образование. Живописи Мурильо учился у Хуана де Кастильо — поклонника романистов XVI века.
К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650). Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.
В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и избирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила перед собой цель — направить молодежь на путь тщательного изучения натуры.
В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капеллы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).
Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал женственность, нежность, национальный облик испанок.
Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейзажа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цикла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 годами. Они отличаются богатством светотени, гармоничным сочетанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздушного пространства.
Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.). Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.
Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных детей, представляли собой новый этап развития испанской бытовой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо наложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, художник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.
Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его работы, исполненные в мягкой живописной манере, изображают преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.
Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придется отнести на долю его помощников.
АНГЕЛ СПАСАЕТ СВ. ПЕТРА ОТ ТЮРЬМЫ
АПОСТОЛ ЯКОВ
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ОК 1660 Г
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА ИСААКОМ
БРАТ ЖЮНИПЕРО И НИЩИЙ
ВИДЕНИЕ СВ АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО
ВИДЕНИЕ СВ ФРАНЦИСКА
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
ВЫПЕЧКА ЛЕПЁШЕК
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ В ОКНЕ
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ЗА РЕШЁТКОЙ
ДЕВА С МЛАДЕНЦЕМ И ЧЁТКАМИ
ДЕВА МАРИЯ И СВ. РОЗАЛИНА ИЗ ПАЛЕРМО
ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
ДЕВУШКА С МОНЕТОЙ (ГАЛИСИЙКА)
ДЕВУШКА С ЦВЕТАМИ
ДЕТИ ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ
ДОБРЫЙ ПАСТУХ ХРИСТОС
ЕДОКИ ПИРОГА
ИОСИФ И ЖЕНА ПОТИФАРА
ИСЦЕЛЕНИЕ ПАРАЛИТИКА
КАЮЩАЯСЯ МАГДАЛИНА
КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
КРЕСТЬЯНСКИЙ МАЛЬЧИК ОБЛАКАЧИВАЮЩИЙСЯ НА ПОДОКОННИК
КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
КУХНЯ АНГЕЛОВ
МАЛЕНЬКИЙ ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ
МАЛЕНЬКИЙ НИЩИЙ
МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ
МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛОМ ИГРАЮЩИМ МУЗЫКУ
МАТЕРЬ СКОРБЯЩАЯ
МАЛЬЧИКИ ПОЕДАЮЩИЕ ВИНОГРАД И ДЫНЮ
МЛАДЕНЕЦ ИИСУС ДАЁТ ВОДУ МЛАДЕНЦУ ИОАННУ
МЛАДЕНЦЫ ИИСУС И СВ ИОАНН
МУЧЕНИЧЕСТВА СВ АНДРЕЯ
НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
НИКОЛАС АМАЗУР
ОБРАЩЕНИЕ СВ ПАВЛА
ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ
ОСНВАНИЕ ЦЕРКВИ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ
ОТДЫХ НА ПУТИ В ЕГИПЕТ
ПОКАЯНИЕ СВ ПЕТРА
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
ПОКЛОНЕНИЯ ПАСТУХОВ 2
ПОРТРЕТ АНДРЕАСА ДЕ АНДРЕДЕ
ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА
ПОРТРЕТ ДЖОШУА ТОРГОВЦА ИЗ ИСПАНИИ
ПОРТРЕТ ДОНА АНТОНИЯ МАРКИЗА ЛЕГАРДА
ПРОВОДЫ ЩЕДРОГО СЫНА
РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС
РЕБЕККА И ЭЛИЗАР
СВ АВГУСТИН МОЮЩИЙ ХРИСТУ НОГИ
СВ АННА И СВ МАРИЯ ОБУЧЕНИЕ МАРИИ
СВ ИЕРОНИМ ЧИТАЕТ
СВ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ДЕТСТВЕ
СВ СЕМЕЙСТВО С ПТИЧКОЙ
СВ ЮСТА И РУФИНА
СВ ЧЕЛОВЕК
СВ РОЗА ЛИМСКАЯ
СВ СЕМЕЙСТВО СО СВ ИОАННОМ
СВ. ФОМА РАЗДАЁТ МИЛОСТЫНЮ
СВ ФОМА ДЕЛЕТСЯ СВОЕЙ ОДЕЖДОЙ
СВ ФРАНЦИСК АЗИСКИЙ В МОЛИТВЕ
СМЕЮЩИЙСЯ МАЛЬЧИК
СТАРАЯ ЖЕНЩИНА
СТАРАЯ ЖЕНЩИНА С КУРИЦЕЙ
ТУАЛЕТ
УБИЙСТВО ИНКВИЗИТОРА ПЕДРО ДЕ АРБУЭСА
ЩЕДРЫЙ ПОКИНУТЫЙ СЫН
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЫ СВ БЕРНАРДО
art.mirtesen.ru
Бартоломе Эстебан Мурильо - Стиль барокко в живописи
Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет. 1671
Бартоломео Эстебан Мурильо родился в конце декабря 1617 года, крещён 1 января 1618 года в Севилье, где и прожил всю жизнь. О раннем периоде жизни художника сохранились малочисленные сведения. Мальчик с собакой Цикл из 11 полотен для францисканского монастыря принес художнику неожиданную славу.
В 1660 году Бартоломео Эстебан Мурильо принял участие в создании Академии художеств в Севилье и стал ее первым президентом. С этого времени начинается расцвет творчества художника. Продолжая великие традиции испанской живописи, Мурильо внес в нее искреннее, проникновенное чувство, идеальность образов и открытую, душевную жизнерадостность. Лирическому настрою его творчества способствовал стиль художника, часто называемый «воздушный стиль», для которого характерны нежная цветовая гамма и мягкие силуэты фигур, как бы окутанные дымкой.
Испытав в юности влияние Сурбарана, Бартоломео Эстебан Мурильо занимался религиозной живописью, писал портреты и сцены из жизни бедняков, но славу принесли ему полотна на сюжеты из жизни Богоматери и многочисленные изображения детей.), « Девушка с монетой» (1645-50).
Девушка с монетой. 1645-50
Самые большие коллекции картин Мурильо хранятся в музее Прадо в Мадриде и в Музее изящных искусств в Севилье.
Среди известных работ Мурильо – цикл картин для монастыря францисканцев (1645-46), «Видение Святого Антония Падуанского» (1656), «Непорочное Зачатие Девы Марии» (1640-80, 1652, 1660-78 и др.), цикл картин из жизни Иакова (1660-75) и др.
Видение Святого Антония Падуанского. 1656
Непорочное Зачатие Девы Марии. 1640-80
Непорочное Зачатие Девы Марии. 1652
Непорочное Зачатие Девы Марии. 1660-78
Разрабатывая религиозные сюжеты, художник вводил в композицию бытовые мотивы и жанровые зарисовки.
Тема сострадания и милосердия к обездоленным и детям пронизывает все творчество Мурильо. Изображения детей составляют большую часть его живописного наследия, создав новый тип жанра в испанском искусстве: «Нищий мальчик» (1650), «Мальчик с собакой» (1655-60), «Девочка с фруктами» (1655-60).
Нищий мальчик. 1650
Мальчик с собакой. 1655-60
Девочка с фруктами. 1655-60
Бартоломео Эстебан Мурильо ушел из жизни внезапно и драматично. Редко покидавший родной город, он был приглашен в Кадис для росписи алтаря в монастыре капуцинов, упал с лесов и умер в Севилье 3 апреля 1682 года.
baroquepainting.jimdo.com