Описание картины Филиппа Малявина «Смех». Картины малявина
Филипп Малявин: vakin
В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником.
Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты.
Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов.
Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.
К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.
Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей.
В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.
В 1918 г. Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 г. с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы. Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.
artsait.ru
vakin.livejournal.com
ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ МАЛЯВИН - Катя Лисич
Немного о художнике:Русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Малявин много занимался , обгоняя курс, получал медали и вскоре стал знаменитостью в ученической среде. Позже он становится учеником Ильи Репина, тот однажды сказал о нем: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество».
Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.
Некоторые искусствоведы называют этого художника представителем модернизма, без уточнения, многие считают его реалистом- передвижником "с уклоном в модернизм", а некоторые прямо причисляют его к импрессионистам. Действительно, тематика, сюжеты, "буйность" красок, навязчивый красный цвет, отсылающий нас к иконописи, - все это затрудняет считать его целиком и полностью импрессионистом.
Превращение из безвестного послушника афонского монастыря в самого модного современного живописца произошло стремительно — Малявин одолел этот путь за пять-шесть лет, в 37 лет, не имея даже общего образования, стал. академиком.
katyalisich.livejournal.com
Филипп Андреевич Малявин Смех: Описание произведения
Эпопея с картиной Малявина «Смех» – эффектная иллюстрация к классической истории «нет пророка в своем отечестве». Написанная к отчетной выставке в Академии художеств Петербурга, она подняла натуральную бурю эмоций (преимущественно негодования) со стороны авторитетной публики. Но, попав по ходатайству Репина вместе с другими экспонатами русской делегации на парижскую Всемирную выставку 1900 года, работа никому не известного начинающего художника из Самарской губернии стала настоящей сенсацией и получила высшую награду – золотую медаль.
Из грязи…
Малявин основательно подошел к написанию дипломного проекта, который должен был подтвердить его право на получение звания художника. Доказательство тому – ряд предварительных этюдов, на которых он экспериментирует с композицией, нанесением красок и палитрой (1, 2). Конечный результат поверг почтенных членов Совета Академии в шок: кричащие краски, небрежная широкая кисть, незакрашенные фрагменты и отсутствие сюжета оказались уж слишком большой дерзостью для них.Лишь благодаря личному покровительству Репина и других мэтров, сумевших разглядеть художественное дарование в смелом «бессодержательном» эксперименте, консервативно настроенные преподаватели смилостивились и все-таки присудили Малявину звание за былые заслуги – благопристойные, не преступающие границ дозволенного портретные работы.
Представление об экстраординарном инциденте помогает составить переписка художника Нестерова: «Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, “Смеющиеся бабы”, вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным “звания”, лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое «звание» угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную – даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться – “на коленях”). Вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей».
Сохранились воспоминания об историческом эпизоде и одного из его непосредственных участников – самого Репина: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество», – повествует он в дивной ироничной манере.
…В князи
То ли дело заграница. В начале 20-го века там уже никого нельзя было удивить ни размашистым мазком, ни пропуском красочного слоя, ни уж тем паче кричащей экспрессией или буйством красок. Европейского зрителя покорил экзотический колорит российской глубинки, да к тому же преподнесенный в такой авангардной, бесконечно далекой от академического реализма, манере.Да и «бессюжетность», которой попрекали Малявина петербургские академики, для западной публики стала скорее достоинством, позволяющим выпустить на первый план сырую, живую, хтоническую энергию могучих русских дев, с которой они в равной степени горазды как упахиваться в поле с утра до ночи, так и без удержу хохотать.
На следующий день после Всемирной выставки в Париже местная пресса взорвалась вестями о «силе темперамента молодого художника из России». Бенуа оправдывал подобную реакцию французов на «Смех» тем, что «поистине нельзя найти во всем нашем отделе более “всемирно-выставочной” и “парижской” вещи, нежели эта эффектная картина».
Сорвали овации заразительно смеющиеся малявинские бабы и в Германии, на выставке Берлинского сецессиона. А в 1901 году картина поехала в Венецию на международную выставку искусств. Оттуда работу уже не отпустили: ее выкупил венецианский Музей современного искусства, где она и обитает доныне.
Автор: Наталья Азаренко
artchive.ru
Чем интересен художник Малявин? | Культура
С детства, самозабвенно увлекаясь рисованием и не ведая о том, что делает, он подручными средствами — угольками, огрызками карандашей, самодельными кисточками — на таких же подручных основах — печке, стенах, досках, парусиновых палатках — создавал портреты односельчан, пейзажи, рисовал животных, панорамные батальные сцены, комические ситуации из жизни крестьянства. Еще одним его художественным развлечением была лепка забавных игрушек из глины — этим будущий художник занимался на берегу речки, где купался, загорал и ловил рыбу и раков с ватагой своих ровесников.
В ранней юности Филипп испытал первую влюбленность и непреодолимую тягу к знаниям и путешествиям, к искусству. Этому поспособствовала просвещенная семья местного священника, куда начинающий художник был вхож на дружеских правах.
В семье Филиппа не было средств на настоящую учебу, заработки не помогли собрать необходимые деньги, и чтобы как-то решить проблему, пришлось даже просить милостыню по соседним селам, и крестьяне охотно давали денежное подаяние на святое, как они считали, дело. А монах Кораблин не только подал идею о том, что юному дарованию надо учиться в Афонском монастыре (в Греции), но и немало поспособствовал его отправке в иконописную мастерскую и лично сопроводил до самого монастыря, где Малявин постигал Бога, строгий монашеский образ жизни и таинство иконописания.
Иконы молодого художника заметно выделялись на фоне других работ в мастерской, и вскоре его перевели в художественную артель, которая занималась росписью церквей. Здесь, среди отчаянных завистников, Филипп чуть не погиб, падая с высоких лесов, подпиленных специально для него коварными душегубцами. Малявин вернулся в иконописную мастерскую, а вскоре поехал на побывку домой. На руках у него был пакет с предписанием и ходатайство об освобождении от солдатчины.
Искусство помогло Филиппу Андреевичу избежать нелегкой, муторной солдатской доли. Военный начальник в г. Бузулуке, решавший судьбу художника, был любителем лошадей, и получил от Малявина в подарок такую «тройку» на холсте, что в восхищении тут же освободил юношу от воинской повинности навечно.
И вот — снова Афон. Художник жаждет учиться, много рисует с натуры, на пленере, а настоящего удовлетворения нет… И в декабре 1881 года происходит событие, круто изменившее всю его жизнь. Известный скульптор Беклемишев, путешествуя за границей, приехал на Афон, чтобы осмотреть архитектуру, скульптуру и живопись монастырей и церквей. Здесь он заинтересовался работами Малявина и тут же предложил учиться в императорской Академии художеств в Петербурге.
И снова святые русские отцы помогли Филиппу Андреевичу, оказав посильную денежную помощь на период обучения в Академии, с условием по окончанию учебы вернуться в монастырь. Дали провожатого в Петербург.
Когда Филипп вернулся из Петербурга домой, он начал усиленно готовиться к предстоящему вступительному экзамену в Академию, но перед самым отъездом вновь остро проявила себя денежная проблема. И снова выручили крестьяне. На сельском сходе писарь написал и зачитал документ под названием «Временный увольнительный приговор для поступления в учебное заведение по науке живописи». 169 крестьян, из которых грамотными оказались лишь 7, документ одобрили, удостоверили, а за неграмотных расписался Алексей Дронский. Все неурядицы были решены, все сословные препятствия преодолены, и в сентябре 1892 года Малявин успешно сдал экзамен и был принят в Академию художеств.
Академия отучала Малявина от монашеских привычек, давала расширенное общее образование и приобщала к миру художников, которые отмечали большой природный ум и жадную тягу Филиппа Андреевича к искусству и науке. А Малявин шел дорогой новатора — дерзко ломал устаревшие традиции и нормы. В Академии Филипп Андреевич стал учеником и другом известного художника И. Е. Репина, с которым позднее неоднократно ездил на этюды в родную Казанку. Первые выставки, первые медали за творчество — всё это в Академии.
А потом была творческая жизнь в деревне Аксиньино Рязанской губернии. На Афон он не вернулся, так как в церковной стипендии ему было отказано. С 1906 года Филипп Андреевич — академик живописи. В 1918 году — переезд в Рязань, где состоялась его первая персональная выставка. Через два года Малявин жил и работал в Москве, где по инициативе А. В. Луначарского познакомился с В. И. Лениным, бывал в Кремле и создал ряд известных работ, посвященных вождю мирового пролетариата.
«Малявин — гений, Малявин — талант и мастер, Малявин — философ…» — примерно так отзывались о художнике его наставники, учителя, коллеги и почитатели высокого таланта. Главная тема работ — тема русской крестьянки. Только его работы «Смех» и «Вихрь» ошеломили зрителей буйством красок, размашистым движением, красотой и удалью русской натуры. А художник создал десятки картин, сотни этюдов и рисунков.
В 1922 году Ф. А. Малявин с семьей уехал за границу. Там ему пришлось столкнуться с «удручающей безнравственностью и бездуховностью». Там он однажды заявил: «Вне Родины — нет искусства». Там он побывал в фашистской тюрьме.
За границей серьезно заболел и умер, а его близкие родственники дешево распродали живописные полотна, поэтому большая часть творческого наследия художника находится в известных музеях мира. Но и в России, в самых известных музеях страны, выставляются и хранятся работы знаменитого художника из крестьян.
shkolazhizni.ru
Описание картины Филиппа Малявина «Смех»
Данная работа интересна своей необычной историей. Ее автором является Филипп Андреевич Малявин, родившийся в 1869 году. С самого детства мальчик любил рисовать и лепить из глины фигурки, раздаривая их друзьям. Поскольку он рос в крестьянской бедной семье, родители не могли позволить ему всерьез заниматься творчеством. Соседи не раз обращали внимание отца на талант мальчика, говоря, что ему непременно стоит пойти учиться. Отец обычно отвечал: «Ученых из крестьян не бывает».
Подрастая, Филипп увлекся срисовыванием икон, при этом добавляя в копию свое видение. Мальчик мечтал отправиться учиться на гору Афон, где располагались монахи. Впоследствии ему удастся попасть в это место, где позже знаменитый скульптор рассмотрел талант молодого парня и пригласил к себе в Петербург.
Немного позже Малявин поступает в художественное училище, а одним из его наставников становится Репин. Филиппу удается получить необходимые навыки и знания, которые позже он успешно применит на практике, попутно став одним из модных на то время портретистов. Как говорил сам Филипп: «Дело не в красках, а в правде». Он утверждал, что залог успешного полотна — мысленно осмотреть его полностью, «обнять» его взглядом, а только после приступить к творению.
Когда он представил публике картину «Смех», ставшую его выпускной работой в Академии, строгие зрители и правда посмеялись, но над самим художником. Работа была раскритикована, как нечто отвратительное и неумело изображенное. Однако в дальнейшем эта работа будет отправлена в Париж на выставку российских художников, где ей присвоят звание лучшей картины выставки, а затем выкупят для частной итальянской коллекции.
Таким образом, великая русская душа, изображенная на полотне в лице смеющихся крестьян, покинула отечество, найдя признание среди изысканных ценителей художественного искусства.
opisanie-kartin.com
Картины Малявина Ф.А. Репродукции картин в СПб, портреты, живопись
Малявин Филипп Андреевич
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940) относится к числу самых ярких и самобытных российских художников ХХ века. Картины Филиппа Малявина по праву относят к классике — по своему художественному уровню они находятся в одном ряду с картинами Серова, Нестерова, Коровина. Малявин создал неповторимую яркую и многоликую галерею образов, показал удаль и широту национального характера. Образы русских женщин, созданные художником, получили нарицательное название – «малявинские бабы», а самого Малявина причисляют к новаторам в живописи мирового класса.
Художественная биография Филиппа Малявина необычна. Он родился в многодетной крестьянской семье и в ранней юности выбрал духовную стезю. В 16 лет он стал послушником православного монастыря Святого Пантелеймона в Афоне и начал рисовать иконы в монастырской мастерской. В 1891 году скульптор В.А.Белемишев, посетивший святые места, увидел работы художника-самоучки и разглядел в них большой талант. Он принял деятельно участие в судьбе Малявина: убедил в необходимости развивать дарование, пригласил переехать в Петербург, поселил у себя. Малявин стал вольнослушателем живописного отделения Академии художеств, а с 1894 года – учеником в мастерской И.Е.Репина. Илья Ефимович в своих мемуарах написал, что более одаренного художника, чем Малявин, в его мастерской не было. Уже ранние портреты художника обратили на себя внимание. Героинями его портретов стали крестьянки: «Крестьянская девушка с чулком», «Девка», «Две девки» «Пляшущая девка», «Три бабы», «Верка» — вот блистательный ряд полотен, которые сделали художника знаменитым. Лучшая картина Филиппа Малявина — масштабное, яркое, жизнеутверждающее полотно «Вихрь» была написана в 1903 году.
Картины раннего периода стали самыми значимыми в творчестве Малявина. С годами живописный талант художника утратил силу и как бы застыл на одном месте. После революции его имя упоминают в связи с портретными зарисовками с натуры В.И.Ленина, а в 1922 он покинул Россию и уехал в Париж. Выставки художника с успехом прошли во многих городах Европы. Умер Малявин в 1940 году в Брюсселе.
Как драгоценное национальное наследие картины Филиппа Малявина хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Как сделать заказ?
Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас- понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
- суббота-воскресенье - выходной
или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.
Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:
www.reprodukciikartin.ru
Как Филипп Малявин прошел путь от скромного иконописца до мэтра живописи? | Биографии
Филипп Андреевич Малявин родился 10 (22 по н.с.) октября 1869 года в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии в небогатой крестьянской семье. Мальчик с детства проявил недюжинные способности, он лепил из глины, вырезал фигурки из дерева, но больше всего любил рисовать, используя для этого обычные угли. А еще он любил ходить в церковь и слушать колокольный звон.
Уже в зрелом возрасте Малявин вспоминал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники. Еще рано, рано слышишь первый удар, а затем звон, и когда видишь — все крестятся, и мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…». Поэтому нет ничего удивительного, что в 16 лет он со знакомым монахом отправился в далекую Грецию, чтобы учиться иконописи в афонском православном монастыре святого Пантелеймона.
Освоение основ иконописи не заняло много времени, юноша был даровит и старателен. Но затем начались проблемы. Юный иконописец перестал точно следовать образцам, пытаясь писать иконы по-своему, что, естественно, не встречало одобрения монастырского руководства. Кстати, монахом он не стал, оставаясь послушником. Поэтому, когда подошел призывной возраст, его вызвали в Бузулук, где он состоял на воинском учете, для призыва на срочную службу. Но в солдаты Малявин так и не попал. Начальник, руководивший призывом в Бузулуке, попросил Филиппа написать картину с лошадьми. Результат явно превзошел его ожидания. В благодарность он оформил Малявину документы об освобождении от службы и отправил обратно на Афон.
Возможно, Филипп со временем постригся бы в монахи и продолжал писать иконы, но в его судьбу вмешался случай. Путешествовавший по Греции скульптор Владимир Беклемишев увидел этюды и рисунки молодого иконописца и сразу же понял, что их автор, несомненно, талантлив и может вырасти в прекрасного живописца. Беклемишев буквально настоял, чтобы Малявин ехал к нему в Петербург, пообещав помощь в поступлении в Академию художеств. Маститый скульптор и на самом деле помог Малявину в 1892 году сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения академии. Он даже выхлопотал своему протеже стипендию.
Позднее Беклемишев вспоминал об этом времени: «Интересный юноша был Ф. А. Малявин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». К счастью, Малявину повезло с учителями. С 1894 года он занимался мастерской И. Е. Репина, который помог раскрыться таланту юного живописца. Вскоре Филипп Андреевич стал выставлять на выставках вполне зрелые жанровые работы и портреты, некоторые из которых приобрел для своей галереи Третьяков, а это уже показатель мастерства, о чем не преминули упомянуть в газетах.
В качестве конкурсной выпускной картины Малявин представил полотно «Смех», отличающееся ярким колоритом и темпераментной манерой письма. Картина вызвала шквал откликов и споров. Одни её вдохновенно хвалили, другие яростно ругали. Известный художник А. Н. Бенуа так отзывался о появлении этой работы на академической выставке: «Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины, или вернее, картина г. Малявина. Слава Богу, на нем можно отдохнуть, вот наконец, талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий…». Между тем, Совет академии эту картину отверг, присвоив Малявину звание художника за серию портретов.
Репин, всячески поддерживавший своего ученика, вспоминал об этом: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество».
Любопытно, что на следующий год эту картину отправили на Всемирную выставку в Париж, где малявинский «Смех» был восторженно принят и коллегами по творчеству, и зрителями. Интересно бы узнать, как реагировали академические профессора, когда отвергнутая ими работа была удостоена золотой медали всемирной выставки, затем с триумфом экспонировалась в Венеции, где была приобретена для Музея современного искусства.
Поездка молодого художника в 1900 году со своими работами за границу оказалась весьма успешной, в том числе и в финансовом плане. По возвращению на родину он смог купить под Рязанью близ деревни Аксиньино небольшую усадьбу, в которой оборудовал мастерскую. Здесь он прожил почти двадцать лет, написав свои лучшие работы, которые теперь украшают многие музеи мира.
Написанные им портреты и картины с крестьянками, зачаровывавшие зрителей буйством красок, пользовались большой популярностью и регулярно выставлялись на выставках Товарищества передвижников, «Мира искусства», «Союза русских художников». В 1918 году Малявину пришлось из усадьбы переехать в Рязань, где прошла его первая персональная выставка, а затем в Москву.
В столице А. В. Луначарский познакомил художника с Лениным и выхлопотал Малявину пропуск в Кремль, чтобы рисовать с натуры партийных лидеров. Картину, прославляющую вождей революции, Малявин писать не стал. Его зарисовки того периода, в том числе изображения Ленина, сохранились, но в советские времена о них особо не вспоминали, так как с 1922 года художник жил во Франции.
Во Францию ему разрешили выехать для организации там своей выставки, но в Россию художник решил не возвращаться, хотя связи с родиной и не порвал. Антисоветчиком он не стал, поэтому иногда ему разрешали присылать в СССР картины на выставки. Первое время Малявин жил в Париже, затем поселился в Ницце.
Художник много работал, писал портреты и своих знаменитых русских баб, но из его картин постепенно уходила былая легкость кисти. Он это понимал и с горечью говорил: «Вне родины нет искусства». Понимали это и его друзья. Пожалуй, наиболее точно это выразил Ф. Шаляпин: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами… Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто…».
Былой славы у художника уже не было, но его картины охотно покупали, периодически поступали заказы и на портреты. В период начала оккупации фашистами Бельгии Малявин был в Брюсселе, где писал очередной портрет. Художника заподозрили в шпионаже в пользу СССР и арестовали, но вскоре выпустили. Добираться до Ниццы Малявину пришлось пешком и на попутках, что окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Ниццу, Филипп Андреевич тяжело заболел и 23 декабря 1940 года скончался. Чтобы организовать художнику достойные похороны, дочь Малявина вынуждена была за бесценок продать многие его полотна.
В наши дни работы художника находятся во многих музеях и частных коллекциях по всему миру. Интерес к творчеству Филиппа Андреевича Малявина не угас. Его яркие, брызжущие весельем картины продолжают радовать зрителей.
shkolazhizni.ru