дева Набор Векторов и Иллюстраций. Картина дева
Православная иконография Богородицы
- Первые иконы – что вдохновляло мастеров?
- Характерные признаки Богородичных реликвий
- «Елеуса» – безграничная любовь и нежность
- «Одигитрия» – путь к спасению
- «Оранта» – Богородица, молящаяся о людях
- «Панахранта» – знак высшей славы
- «Агиосоритисса» – Заступница человеческого рода
Глядя на церковные святыни, верующие издавна ощущают душевный трепет, сопереживание, благоговение и радость. Этому способствует сама манера написания, ведь все произведения православной иконописи выразительны, одухотворены и наполнены глубоким смыслом. Значение имеет каждый элемент изображения: положение рук, поза и даже цвет одежд! Лишь зная, что они символизируют, Вы сможете глубже проникнуть в суть реликвии, понять её и осмыслить. А наша статья познакомит Вас с историей появления, интерпретацией и типами наиболее чтимых образов, на которых запечатлена сама Богородица.
Первые иконы – что вдохновляло мастеров?
Самые древние святыни с ликом Девы Марии были обнаружены в римских катакомбах. Исследователи датируют их II-III ст. На этих рисунках Небесная Царица предстаёт как Богоматерь Оранта – женщина с воздетыми вверх руками, молящаяся за благополучие и процветание христианской веры. Именно на основании таких изображений создавались более поздние реликвии.
Кроме того, Богородицу описывали и отцы церкви. Вот как говорят о Ней Игнатий Богоносец и Дионисий Ареопагит (они принадлежали к 70-ти апостолам, которых Иисус Христос призвал к себе уже в Иерусалиме, в последний год своей земной жизни): «…была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
Св. Епифаний Кипрский (IV ст.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV ст.) собрали и сохранили предания, в которых рассказывается о внешнем виде Пречистой Девы: «Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».
Подобными словами и руководствовались христианские мастера, создавая чтимые святыни. Постепенно возник и сформировался канон, позволяющий сразу же отличить лики Небесной Царицы от других реликвий. Например, значение иконы Божьей Матери «Умиление» может разниться с толкованием образа «Всецарица», но всё же их смысл одинаков – явить верующим милосердие, доброту, любовь Господа и Его Матери. Какие же элементы входят в этот перечень? Читайте об этом ниже.
Характерные признаки Богородичных реликвий
Существует около 860 различных вариантов образов Девы Марии, из них приблизительно 260 причислены к чтимым и чудотворным. Однако на любой из святынь должны присутствовать общие особенности – благодаря им она становится узнаваемой и каноничной, будь то икона Божией Матери «Знамение» или реликвия «Панахранта». Вот основные черты православных произведений, посвящённых Мадонне:
- нимб Небесной Царицы пишется круглым. В отличие от атрибута Иисуса, он не имеет креста, зато ореол может быть дополнен двенадцатью звёздами, диадемой либо лучезарной короной;
- рядом с главой Пречистой Девы помещают надпись греческими буквами «Μ ҃Ρ Θ ҃Υ», означающую «Матерь Бога». Иногда именование выполняется и на церковнославянском – МН БЖН. А Спасителя обозначают литеры IC XC, ΙΣ ΧΣ, IСЪ ХСЪ, ΙΧΘΥΣ, или ο ων;
- одежды Богородицы выдержаны в двух цветах – красном, символизирующем Её царское происхождение, и синем или голубом (знак чистоты, совершенства и умиротворения). Главной деталью облачения является мафорий – головная накидка, укрывающая также плечи и спину. С 474 г. верхнее покрывало Мадонны хранится во Влахернском соборе Константинополя;
- ризы Девы Марии украшены тремя звёздами. Они олицетворяют Её непорочность и целомудрие, а также служат напоминанием о Святой Троице. Поэтому Иисус, сидящий на руках Небесной Царицы, часто закрывает одну из звёзд – так мастер показывает то, что Сын Божий был Воплощением Предвечного Господа;
- поручи Божьей Матери списаны с облачения священников. Эта деталь символизирует служение вселенской церкви Небесному Архиерею – Иисусу Христу.
Православные мастера запечатлевают Пречистую Деву печальной, но это чувство всегда исполнено духовной силы, мудрости, благоговения. Она может торжественно являть Спасителя миру, нежно прижимать Его к себе или же легко поддерживать. Именно на основании таких отличий выделяют перечисленные далее типы образов.
«Елеуса» – безграничная любовь и нежность
На святынях, принадлежащих к этому типу, Спаситель запечатлён припавшим к щеке Богородицы. Соприкасающиеся лики выражают близость небесного и земного, материального и духовного.
Подобные образа передают общение между Иисусом Христом и Девой Марией, исполненное пониманием, счастьем и сопереживанием. Однако во взгляде Небесной Царицы видна печаль – она знает, какая судьба ожидает Её Сына, и покоряется Господней воле. Кроме того, реликвия служит воплощением Божественного милосердия, являемого каждому грешнику.
В чем помогает икона Божией Матери «Умиление»? Подобные святыни – среди них Почаевская и Владимирская реликвии, а также образа «Достойно есть» и «Взыграние младенца» – способствуют укреплению веры, избавляют от тяжёлых и скорбных переживаний, примиряют соперников и врагов. Ими благословляют молодожёнов – считается, что тогда в доме будет царить мир, согласие и понимание.
«Одигитрия» – путь к спасению
На выполненных в такой манере образах Пречистая Дева держит Спасителя на левой руке, указывая на Него десницей. Взгляды направлены на зрителя, а в центре внимания оказывается Иисус Христос. Подобная композиция олицетворяет пришествие в мир Небесного Царя и Судии, напоминает о долге каждого христианина, призывает обратиться мыслями к великой жертве Господа.
Согласно церковным преданиям, первая из подобных святынь была написана ещё апостолом Лукой. С тех пор появилось множество похожих реликвий – например, Казанская, Иверская, Ченстоховская и Тихвинская иконы, образа «Споручница грешных», «Троеручица», «Скоропослушница». Взывая к ним, верующие могут принять правильное решение, обрести надежду, утишить тоску, скорбь и печаль, защитить себя и своих близких от болезней и бед.
«Оранта» – Богородица, молящаяся о людях
Данная иконографическая схема, также известная как «Знамение» (в честь защиты Новгорода от полков Андрея Боголюбского) или «Панагия» – «Всесвятая», принадлежит к наиболее ранним. Упоминания о подобной молитвенной позе встречаются ещё в Ветхом Завете, а первые рисунки Девы Марии с поднятыми и раскинутыми в стороны руками находят уже в римских катакомбах.
Святыня выглядит величественно и монументально, поэтому статичную и симметричную композицию часто включают в стенные росписи и мозаики – например, так украшен собор Софии Киевской XI ст. Подобные реликвии бывают оплечными или поясными, но порой встречаются и фигуры в полный рост. Кроме того, икона Божией Матери «Оранта» традиционно размещается в верхней части алтаря. Она может быть элементом более сложных произведений, посвящённых Праздникам Покрова либо Вознесения, или же дополняться ликом Христа-Эммануила, вписанным в круглый медальон на уровне груди Мадонны.
Смысл данного образа – заступническая молитва Пречистой Девы, Её защита и покровительство. Также эта святыня напоминает верующим о Благовещении, Рождестве Христовом и последующих событиях, вплоть до Второго Пришествия.
В чем помогает икона «Знамение Пресвятой Богородицы»? Она защищает дом и семью от любых невзгод, бед и проблем, поддерживает в сложную минуту, дарит надежду и новые силы. Разновидностями этой реликвии являются «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Курская, Новгородская, Ярославская святыни.
«Панахранта» – знак высшей славы
На таких иконах Богородица предстаёт в ипостаси Всецарицы – Она сидит на сияющем престоле, держа младенца-Иисуса на коленях. Эта композиция символизирует величайшее достоинство и честь, которую верующие оказывают Мадонне.
Молитва у этих святынь (среди них – образа «Державная» и «Всецарица») помогает освободиться от алкогольной или наркотической зависимости, излечивает любые заболевания, спасает от колдовства и наговоров.
«Агиосоритисса» – Заступница человеческого рода
Данный тип иконописи, также известный как «Параклесис» – «Просительница» демонстрирует Деву Марию без Спасителя. Как правило, Она изображается в повороте три четверти, руки сложены в молитвенном жесте или держат свиток – знак Господнего учения. Интерпретация реликвии очень похожа на значение иконы Божьей Матери «Знамение» – она тоже олицетворяет готовность Небесной Царицы заступиться за грешника, который искренне раскаялся.
Одна или несколько из этих святынь непременно должны присутствовать в иконостасе каждого христианина. И приобрести их Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»! Представленные здесь православные образа согреют Вашу душу, поспособствуют искренней и вдумчивой молитве, принесут в дом мир и благодать.
Популярные товары |
yantar.in.ua
дева Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#48498818 - Sign of the zodiac Virgo is the starry sky, vector Illustration...Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#13986297 - Virgo Pendant Gold Necklace and Chain, engraved astrology earth..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#5368358 - Collection of zodiac signs engulfed in fire
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44251589 - Vector sky map with constellations of zodiac. Astrological celestial..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35432939 - Twelve zodiac constellation astrological signs icons set isolated..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39266771 - Astrology concept. Horoscope with Zodiac signs. Vector IllustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48794595 - Horoscope wheel of zodiac signs with symbol
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35839174 - Black zodiac horoscope signsВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11280353 - Hand-drawn illustration of an Danger ScorpionВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#6630246 - signs of the zodiacВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#4026771 - Virgo Costume with Clipping PathВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43447948 - Virgo zodiac sign as a beautiful girl. Ink and watercolor fashion..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46608709 - Baby zodiacvirgoВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38663151 - Sketch set - Hand drawn zodiac signs.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#5377771 - virgo zodiac astrology icon for horoscope - vector illustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#49172494 - Pattern for coloring book. Hand drawn line flowers art of zodiac..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36484559 - Set of Symbol Zodiac Sign. Vector Illustration.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42441290 - Zodiac signs. Set of hand drawn icons.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39266843 - Circle of the zodiac signs. Vector IllustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43042754 - Virgo - Zodiac sign personification
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46567268 - virgo zodiac signВектор
Похожие изображения
ru.123rf.com
дева Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#48498818 - Sign of the zodiac Virgo is the starry sky, vector Illustration...Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43177572 - Zodiac signs - VirgoВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#13986297 - Virgo Pendant Gold Necklace and Chain, engraved astrology earth..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#7268558 - Zodiacs virgo isolated on whiteВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44251589 - Vector sky map with constellations of zodiac. Astrological celestial..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31970845 - Wheel of the zodiac and telescope over a sky background. Digital..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#10937652 - Vintage zodiac constellation of northen stars.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39266771 - Astrology concept. Horoscope with Zodiac signs. Vector IllustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35432939 - Twelve zodiac constellation astrological signs icons set isolated..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11133045 - dimensional representation of the signs of zodiac - dimensional..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11280353 - Hand-drawn illustration of an Danger ScorpionВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35839174 - Black zodiac horoscope signsВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#6630246 - signs of the zodiacВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11133047 - dimensional representation of the signs of zodiac - dimensional..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#4026771 - Virgo Costume with Clipping PathВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#30028275 - A vector illustration of zodiac sign icons designВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43447948 - Virgo zodiac sign as a beautiful girl. Ink and watercolor fashion..ru.123rf.com
Описание [править] Мария; Дева ~ Mариа´м < греч. Μαρία или Mariam << передача арам. marjam <<< евр. mirjam; ивр. מִרְיָם (Miriam)[1] — имя неясной этимологии, возм. < корень MRH — «быть тучным», в переосмыслении — «сильная», «прекрасная»[2] Богородица, Богоматерь, Матерь Божья — наименование Девы Марии в церковной традиции как родительницы Богочеловека Иисуса Христа Мадонна < итал. madonna < сокр. от mia donna — «моя госпожа» франц. Notre Dame англ. Our Lady; Blessed Virgin; Mother of God —————————В христианских религиозно-мифологических представлениях земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно родившая без разрушения своей девственности. Евангельские сведения о Деве Марии весьма скудны и касаются периода от Благовещенья до Распятия или, при расширительном толковании текста Деяний, до сошествия Святого Духа на апостолов[3] . Сведения о происхождении и детстве Марии, воспринятые традицией (литургической, иконографической и фольклорной), содержатся в апокрифической «Книге о рождестве Марии»[4] и множеству восходящих к этому первоисточнику агиографических, гомилетических (проповеди) и гимнографических текстов. Жизнь Марии и её последние годы описываются только в апокрифах и агиографических текстах. Апокрифические тексты содержат также сведения о события, произошедших в охватываемый евангельским повествованием период, но не упомянутых в нём, и дополнительные детали относительно событий упомянутых в евангельских канонических текстах. Так, например, евангельское повествование говорит о присутствии Марии только на Голгофе, тогда как и православная, и особенно католическая традиция предполагает физическое или духовное присутствие Марии при всех важнейших моментах Господних Страстей[5]. Подобным же образом, явление Христа Матери, признаваемое православной и католической традициями не упоминается в Евангелиях. Отношения между матерью и сыном описываются в тонах сурового, строгого отречения сына от природной любви матери во имя исполнения его миссии, а Мария предстаёт лишь одним из действующих лиц в эпизодах из жизни Христа. Голова Марии всегда закрыта платом (мафорием), на котором сияют три звезды (на лбу и на плечах) как знак троякого девства Марии — до рождения, в рождении и по рождении. XII и еще более того XIII вв. — время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами, отличаются столь широким почитанием Девы Марии, что весь этот период эпохой культа Девы Марии. Своё высшее и зримое выражения этот культ получил, в готических соборах Франции, посвящённых Богоматери — Notre Dame. Главный вдохновитель культа Богоматери среди средневековых теологов — Бернард Клервоский. Его интерпретация библейской Песни Песней как развёрнутой аллегории, в которой невеста отождествляется с Девой Марией, — источник богатой образности, окружающей Деву Марию в последующие века. концепция уже известная средневековью / Св. Бернард ее значительно развил Православная и католическая традиция принимает, что по воскресении Христос прежде всего явился Марии (хотя новозаветные тексты молчат об этом), а из отмечаемого каноническим повествованием пребывания Марии среди апостольской общины в дни после вознесения Христа[6] выводит её присутствие как при самом вознесении, так и при «сошествии святого духа» на апостолов (здесь иконография отводит ей центральное место). Согласно сложившейся традиции / предание говорит о:
В гостях у Елисаветы Мария остаётся около трёх месяцев, после чего возвращается в дом Иосифа[8].
По апокрифической версии, нашедшей отражение в средневековой (особенно византийской) иконографии, Мария была всенародно подвергнута испытанию таинственной «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён, как это рекомендуется в Библии[10] и описывается в талмудическом трактате «Сота»; архаическая ордалия подтвердила её целомудрие.
Для бедной, усталой с пути роженицы нет места в гостинице[11], и случайный приют даёт ей чужой хлев, в ясли которого она укладывает новорождённого.
Как некогда Мария держала на руках младенца Христа, так Христос в византийско-русской и отчасти западной (Дуччо) иконографии успения принимает на свои руки маленькую и хрупкую душу Марии — младенца, родившегося в новую жизнь.
Это представление о телесном вознесении Марии на небо, восходящее к раннехристианским апокрифам, догматически сформулировано только в католицизме, и притом очень поздно (1950 г.).
Хотя представляется, что жизнь Марии началась, как и у всех людей, — с её рождения (догматическая доктрина о «предсуществовании», аналогичная представлению о «предвечной» жизни Иисуса Христа в ипостаси Логоса, к Марии неприложима), идеи «предвечного замысла» бога о рождении Марии, провиденциального «уготовления» её непорочности «от начала мира» и т. п. играют важную роль в символической образности и иконографии православия и католичества. Эти идеи раскрываются, в частности, через переосмысленную символику Ветхого завета: такие ветхозаветные образы, как неопалимая купина, лестница Иакова[20], чудесно орошённое руно Гедеона[21], понимаются как символы Марии (чудо девства, не разрушенного родами, и человеческой природы, не разрушенной присутствием бога, «огня поядающего» — Втор. 4, 24 и др.). Кульминацией всех «знамений» Ветхого завета о Марии считаются слова пророка Исайи: "Господь сам даст вам знамение: се, дева во чреве зачнёт и родит сына, и нарекут имя ему: «С-нами-бог»[22], — отсюда иконография Марии, окружённой указующими на неё ветхозаветными пророками. Нежданное рождение Марии как бы повторяет чудо рождения её предка Исаака от престарелых Авраама и Сарры. ср. расцветающий жезл Аарона[23]; По провиденциальному стечению обстоятельств Марии суждено родить Иисуса Христа в мессианском городке Вифлееме, на исконной родине Давидовой династии. отсюда позднекатолическая по своему происхождению иконография Марии, сердце которой пронзено мечом или семью мечами). Чистота Представление об особой «уготованности» Марии, её «очищенности» от «чрева матери», намеченное уже у сирийского церковного писателя IV в. Афрема (Ефрема Сирина), в католицизме претворилось в особый догмат (окончательно принятый лишь в 1854 г.) о «непорочном зачатии» самой Марии в браке её родителей (а не только «девственном зачатии» ею Иисуса Христа, что является общехристианской догмой), то есть о её полной изъятости из общечеловеческой наследственной греховности, в этом смысле Мария — как бы невинная Ева, пришедшая исправить дело «падшей» Евы; в ней снимается проклятие, постигшее за вину человека мир природы («землю»[24]), а потому с ней соотнесено вовлечение природной жизни и космических циклов в сферу христианской святости (православное песнопение называет её «всех стихий земных и небесных освящение», «всех времён года благословение»). Мать-Земля Неортодоксальное заострение этого ортодоксального мотива в художественной литературе — слова персонажа Достоевского «богородица — великая мать сыра земля есть»; ср. также характерную для западноевропейской иконографии позднего средневековья и Возрождения тему «мадонны смирения», сидящей на земле среди цветов, «Мария на земляничной грядке» и т. п. В фольклоре эти аспекты образа Марии контаминировались с пережитками натуралистического язычества, указывающими на связь Марии с мифологическими образами богини земли, природы, богини-матери; но их смысл в контексте христианских религиозно-доктринальных представлений уже иной, поскольку Мария здесь не олицетворение природы как таковой, но «начаток», прообраз, первое явление преображённой, райской природы. Заступница присутствие на свадьбе в Кане Галилейской, где по просьбе Марии Христом сотворено чудо претворения воды в вино[25]; с точки зрения православной и католической традиции, чудо это открыло бесконечный ряд милостей, из века в век оказываемых Христом по молитвам Марии, «ходатаицы», «молебницы» и «заступницы» за людей во всех их нуждах. В легенде о Теофиле, восходящей к ранневизантийской среде, но особенно популярной во Франции 13 в. (горельефы тимпана Нотр-Дам в Париже, драматическое «Действо о Теофиле» поэта Рютбёфа), герой, состоящий на службе у епископа, устав от тягот жизни, продаёт свою душу дьяволу и быстро делает карьеру, однако раскаивается и обращается за помощью к Маии, которая отбирает у дьявола расписку Теофила. Здесь выступают два характерных мотива: Мария как «прибежище грешников» и «взыскание погибших» (обозначения соответственно в католической и православной традиции), то есть всепрощающая мать, к которой может обратиться самый безнадёжный грешник; Маия как защитница христианина, своими руками отгоняющая от него дьявола (ср. картину Дж. да Монтерубиано, 1506, на которой Мария грозит палицей бесу, пытающемуся вырвать из-под её покрова вверенного ей отрока). В византийском апокрифе «Хождение богородицы по мукам», получившем распространение и на Руси, Мария испрашивает даже для окончательно осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи. Целый ряд западных легенд повествует о пропащих людях, которых спасает только верно соблюдаемая среди блудной или воровской жизни привычка каждый день молиться «Ave Maria» (вор остаётся живым, провисев два дня на виселице, и может уйти в монастырь замаливать грехи, даже у отлучённого от церкви беспутного школяра после смерти на губах расцветает роза; в православной легенде о чудотворной иконе «Нечаянная радость» Мария спасает душу молившегося ей каждодневно грешника, обратив его укоризной к покаянию). Жонглеру, представителю осужденной церковью профессии, пытавшемуся угодить Марии фокусами уже после своего вступления в монастырь, та милосердно отирает пот с лица. • Воплощения, символы и атрибуты Дева Мария традиционно облачена в одежды красного цвета и голубой (небесный) плащ — напоминание о её значении как Царицы Небесной. В сценах Страстей цвет одежд может меняться на фиолетовый или серый.
Иконография Девы Марии изобилует разнообразными атрибутами, многие из которых связаны с конкретными повествовательными сценами и упоминаются в связи с ними. Многие из символов заимствованы из Песни Песней Соломона, после того как Бернард Клервоский (1090—1153) интерпретировал ее как аллегорию отношений между Христом и Его девственной Матерью. Наиболее обычны следующие атрибуты:
XII и еще более того XIII вв. — время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами, отличаются столь широким почитанием Девы Марии, что весь этот период эпохой культа Девы Марии. Своё высшее и зримое выражения этот культ получил, в готических соборах Франции, посвящённых Богоматери — Notre Dame. Главный вдохновитель культа Богоматери среди средневековых теологов — Бернард Клервоский. Его интерпретация библейской Песни Песней как развёрнутой аллегории, в которой невеста отождествляется с Девой Марией, — источник богатой образности, окружающей Деву Марию в последующие века. концепция уже известная средневековью / Св. Бернард ее значительно развил Ее чрезвычайно богатая иконография лишь в небольшой части обязана Евангелиям и, кажется, разрасталась на протяжении столетий в силу необходимости для христианской Церкви иметь фигуру матери — предмет поклонения, являющийся средоточием многих древних религий. Сомнения в ее роли — вроде тех, что были высказаны несторианами в V веке или идеологами Реформации в XVI,- лишь стимулировали создание ее изображений теми, кто оставались ее приверженцами. Несторий отрицал, что Дева Мария может по праву именоваться «Богоматерью» — она была матерью только лишь Христа как человека, но не божественной личности. Этот взгляд был осужден как ересь Эфесским собором в 431 году — вердикт, который способствовал распространению образа «Матери и Младенца» как выражения официальной доктрины. (Такие образы уже долгое время существовали в некоторых языческих религиях, в частности, египетская богиня Исида с ее сыном Гором на коленях, который благополучно продолжал существовать в христианскую эру в некоторых средиземноморских странах. Ранняя Церковь восприняла и использовала его, как и многие другие языческие образы.) Величественные изображения Девы Марии и Младенца на троне, которые на протяжении многих столетий украшали церковную архитектуру, впервые стали распространяться на Западе в VII веке; они срисовывались с византийских образцов. От своего раннего предназначения быть опровержением несторианства такие изображения сохранили на протяжении средневековья пафос утверждения веры, что становится очевидным из надписей, которые иногда сопровождают их: «Maria Mater Dei» [лат. — «Мария Матерь Божия»] и «Sancta Dei Genitrix» [лат. — «Святая Богородица»].Другим ранним стимулом к почитанию Девы Марии было обнаружение того, что стали считать ее портретом, предположительно написанным Св. Лукой. Росту культа Марии до некоторой степени противилась сама Церковь с ее традиционно враждебным отношением к женщине — отношением, которое культивировалось некоторыми ранними теологами и монашескими институтами, ссылавшимися в оправдание своих взглядов на фигуру Евы (искусительницы). Изображения в повествовательных сценах Поклонные/молитвенные образы Девы Марии (в отличие от ее изображения в повествовательных сценах, основанных на ее легендарной биографии) приняла несколько другие формы, главным образом довольно позднего происхождения. Среди наиболее важных:
Однако и теперь некоторые аспекты ее изображения, такие, как Дева Мария Четок, имели целью возбудить особое поклонение. Атмосфера религиозного экстаза, порожденная Контрреформацией, проявилась в видениях, которые переживали мистики, — результат самозабвенной молитвы, а иногда следствие возбуждения от религиозных празднеств. Эти видения, которые во многих случаях были зафиксированы ими в их литературных трудах, могли принимать форму распятого Христа, но в особенности Девы Марии, как правило с Младенцем. Они изображались в итальянском и, реже, испанском искусстве с конца XVI и на протяжении всего XVII века. Многие из этих символов заимствованы из Песни Песней Соломона, после того как Бернард Клервоский (1090—1153) интерпретировал ее как аллегорию отношений между Христом и Его девственной Матерью, особенно в главе 4, стих 12: «Запертый сад сестра моя, невеста, заключенный колодец, запечатанный источник». Предметы, особенно плоды, птицы и сосуды для питья, которые могут казаться не более чем набором элементов, обычно встречающихся в натюрморте, на самом деле заключают в себе целую систему христианской символики. Их особенно часто можно видеть на картинах художников Северной Европы XV—XVI веков. Интересное развитие этой символической схемы встречается в живописи Северной Европы в первой половине XVII века, когда те же, предметы стали использоваться в натюрморте, сохраняя при этом — как в выборе, так и в расположении — свое значение в качестве декларации христианской веры. Кроме образа Иисуса Христа, в эпоху Возрождения одним из самых популярных был образ Девы Марии. Вообще говоря, изображения Девы Марии можно подразделить на две категории. С одной стороны, существует много изображений, основными сюжетами которых служат эпизоды из жизни Марии. Они, в основном, носят сюжетно-тематический характер. Их источники — записи Нового Завета, а также богатая традиция, сосредоточенная вокруг Марии, матери Спасителя, которая была благословенной среди жен. Ко второй группе изображений Девы Марии относятся те, которые можно назвать религиозными. (См. главу IX: Троица, Мадонна и ангелы.) Иконы, относящиеся ко второй группе, были созданы, чтобы подчеркнуть выдающиеся качества Марии как Богоматери. Чаще всего изображались следующие события из жизни Девы Марии. Изображения Девы Марии, относящиеся к эпохе Возрождения, по своей популярности стоят на втором месте после изображений Иисуса Христа. Вообще говоря, Мария служит олицетворением милосердия и чистоты. Она — сострадательная мать, выражающая своей природой всю красоту женственности. В искусстве используется много различных символов и атрибутов, подчеркивающих ее выдающиеся качества. Символизм Девы Марии как идеала материнства уникален как по своей природе, так и по своему высокому уровню. |
• Христианская мифология • Дева Мария ~ в геральдике ~ в славянской традиции ~ в искусствеСмотри также: • Грехопадение |
www.symbolarium.ru