Врубель М. А. (1856 — 1910). Картины художников. Картины м врубеля
Картины Михаила Врубеля
17 марта 1856 года в Омске родился русский художник Михаил Александрович Врубель, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах, и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Сегодня мы хотим поделиться с вами некоторыми плодами творчества знаменитого русского художника.
Богоматерь с младенцем, 1884
Слева: законченный вариант. Справа: эскиз итальянским карандашом, 1884 год
Икона была создана в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и необычность.
Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля», и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме», и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Девочка на фоне персидского ковра, 1886
На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями.
К нашему времени краски картины заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время картина экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства.
Демон летящий, 1899
Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Он не закончил работу по неизвестной причине.
Демон поверженный, 1902
В 1900 году Врубель опять обращается к теме «Демона». Ещё не окончив полотно «Демон летящий», в 1901 году художник начал писать предварительные эскизы к картине «Демон поверженный». Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. Несмотря на в основном отрицательные отзывы критики того времени, его популярность среди ценителей живописи росла.
Картина выполнена на холсте маслом. Фоном ее является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.
Демон сидящий, 1890
Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.
В 1891 году Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», о которой мы уже упоминали выше. Эскиз это картины был создан в 1890 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Пан, 1899
На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего
Картина написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» и считается его вершиной. Написана во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния). Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир».
Портрет К. Д. Арцыбушева, 1897
О портрете Константина Дмитриевича Арцыбушева, написанном Михаилом Александровичем Врубелем, можно сказать, что это портрет русского интеллигента времени становления в России капитализма.
Герой портрета — человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Поэтому и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине. Резковатый наклон головы, изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей — мысли героя далеки от созерцательности. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Принцесса Грёза, 1896
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики.
Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Царевна-Лебедь, 1900
Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).
Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».
Рекомендовано вам
diletant.media
картины, темы и палитра творчества
«…Врубель идеально выражал свою мысль; он был идеален по своей природе. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал»
( А.Я.Головин)
М.Врубель. Панно «Суд Париса»
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)- одна из самых сложных и неоднозначных фигур в русской культуре рубежа XIX-XX века.
Он проявлял своё мастерство в различных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и в архитектуре, стремясь приблизиться к мастерам Ренессанса
Врубель — у истоков русского символизма и модерна
Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн символического направления, а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя П.П.Чистякова.
М.Врубель. Авторпортрет
В его творчестве соединяются две тенденции реалистическая и романтическая, на основе данного соединения возникает семантическая двузначность образов. Символ у мастера – это знак с бесконечным множеством трактовок. Созданные им образы многогранны, это символы, вызывающие у зрителя многочисленные ассоциации.
Живописец через символический образ создаёт изображение мирового бытия. Все персонажи художника – это многозначные образы-символы, что заключают в себе авторское понимание мира, отражение авторского «я».
Основные темы картин художника
Религиозная тема
Произведения на религиозную тему у Врубеля наиболее полно воплотились в ранний период его деятельности. Тогда он занимается реставрацией росписей в Кирилловской церкви в Киеве («Оплакивание»), а впоследствии создаёт эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве («Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем»), которые так и остались на бумаге.
Центральная тема творчества мастера — это образ Демона
Эта тематика стала для художника целым миром сложных переживаний. Впервые этот образ привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, он написал его, но впоследствии эту работу уничтожил.
М.Врубель иллюстрации к «Демону» Лермонтова
В 1890 году художник рисует задумчивый образ «Демона сидящего» — первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру. Позже мастер сделал скульптурную голову «Демона», где этот же образ показан более жестоким.
В 1891 году художник принимается за иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон», которую в то время больше никто не пытался иллюстрировать.
М.Врубель «Демон поверженный»
В 1898 году он возвращается к «демонической» теме , после долгих колебаний он берётся за создание «Демона летящего», но, к сожалению, так и не заканчивает его. Берется за образ «Демона поверженного». Демон на этой картине выглядит сломленным безумием. После долгого перерыва художник в 1904 году возвращается к этому циклу и создает картину «Азраил» (демон смерти).
Сказочная тема
М.Врубель «Царевна-Лебедь»
Немаловажное место в творчестве Врубеля играла тема сказочного эпоса и русской оперного искусства. Он создаёт многочисленные живописные полотна, среди которых известны ««Царевна лебедь», панно «Богатырь», театральные декорации к операм Римского-Корсакова.
Самой последней темой художника стал образ «пророка», начавшийся с иллюстраций к известному стихотворению Пушкина. Пророк стал лебединой песней мастера, он работал над ним до конца жизни, эта была тема посвящена трагической миссии творца. Последнюю вариацию этой темы художник назвал «Видение Иезекииля»
Врубель как универсальный мастер
Художник, как было сказано выше, стремился оставить след во всех областях изобразительного искусства, походя на художников эпохи Возрождения. Мастер пробовал себя в различных жанрах: портрет («Женская голова. Э.Л. Прахова»), фантастика («Демон сидящий»), пейзаж («Куст сирени») и т.д., работая в различных техниках.
Он создавал:
- монументально-декоративные панно («Фауст»),
- произведения театральной живописи (декорации к «Садко») и декоративно-прикладного искусства (возрождение майолики),
- декоративную скульптуру («Маска льва») и т.д.
Художественные средства Врубеля
М.Врубель «Богоматерь с младенцем»
Основу колорита живописца составляют три цвета:
- золотистый;
- пурпурный (цвет зари)
- сине-лиловый (цвет ночи и неба).
Это цветовое сочетание – характерно для его творчества.
Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый мастер использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы.
Например,
- у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов;
- в созданных в поздний период «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки.
М.Врубель «Голова пророка»
У Врубеля колористическое решение всегда совпадает с образно-символическими и стилистически поставленными задачами. Метафоричность цветового содержания картины характерна для живописи этого художника. Очень узкий выбор красок и невероятное количество их сочетаний направлены у художника на создание персональной символической системы.
Антидинамичные композиции мастера – это крупные изображения на общем фоне, в них нет взаимодействия объектов произведения. Мозаичность, гранённость форм, стирающие границы фигур и предметов, также характерны для врубелевских полотен. Глубина и пространство картин – плоскостны.
В последних работах мастера намечается тяготение к экспрессионизму, его живопись становится более пессимистичной, а колорит становится более тёмным и мрачным, усиливая напряжённость полотен. Хотя экспрессия была свойственна его картинам изначально, в ранних работах более следовал романтическим тенденциям.
Всю свою творческую жизнь художник посвятил служению красоте. Его девизом было — «Истина в красоте».
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
velikayakultura.ru
Врубель М. А. (1856 - 1910). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре
Демон сидящий. 1890 г. Врубель М.
Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Особое влияние на картины художника оказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова.
Врубель сделал значительно больше в движении к модерну, чем многие его современники.
Самобытная манера художника, особого рода кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предтечей кубизма, и мерцающий тонами сине-лилового мирового сумрака (А. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в.), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных; тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г.
Декоративность картин художника нашла наиболее органичное воплощение во время его визитов в Абрамцево (1890-1900).
Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну, исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Русский стиль этих вещей нашел выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Н. А. Римского-Корсакова; последний был особенно духовно близок Врубелю в силу своей любви к фантазиям в русском сказочном роде. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Врубеля Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством пугающего хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также С. И. Мамонтова, все три 1897; все работы в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890-1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902; обе работы Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Портрет К.Д.Арцыбушева. 1897 г. Врубель М.
В 1902 Врубеля поражает тяжелый душевный недуг.
Но и в этод период (проведенный художником в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904; В. Я. Брюсов, 1906; обе картины смешанная техника, там же), работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Скончался Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Необычность картин художника, несущих в себе синтез реального и ирреального, фантастического и преображенного до мистики действительного, отличает глубокая смысловая нагрузка и изысканная декоративность. Влияние искусства Врубеля было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.
Музеи, в которых представлено творчество Врубеля:
- ГТГ, Москва
- Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
- Киевский гос. музей русского искусства
- Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
- Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
- Омский обл. музей изобр. искусств
- Частное собрание
- ГМИИ им. А.С.Пушкина
- Кирилловская церковь, Киев
- Саратовский худ. музей
- Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
- Кировский худ. музей им.Васнецовых
- Краснодарский краевой худ. музей
- Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петребург
- Новгородский гос. объедин. музей-заповедник
- Одесский худ. музей
- Рязанский обл. худ. музей
Иллюстрации к публикации
Демон сидящий. 1890 г. Врубель М. Одесский порт (Берег моря). 1885 г. Врубель М. Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 г. Врубель М. Примавера (Весна). 1897 г. Врубель М.Читайте также:
www.5arts.info