Карикатуры Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны. Картины кукрыниксов


Кукрыниксы — википедия фото

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1])

 

Кукрыниксы на фронте, 1942 год

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.

— Герман Огородников на Boo!Фест 13 марта 2011

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»[2]). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.

Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.

org-wikipediya.ru

Карикатуры Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны

Именно Кукрыниксы поставляли лулзы, используя сатиру положительно, что было новым для советской страны. В их состав входило три художника — КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы» — не что иное как коллективный псевдоним. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. Большая часть плакатов посвящена конечно обличению фашистов и прочих… В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма.

В годы Великой Отечественной войны они также прославились тем, что замутили с одним из успешнейших и влиятельнейших детских поэтов — с Самуилом Маршаком, чьи стихи сияли буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов и призывали к победе. Призывали столь хорошо, что А. Гитлер на них обиделся и обещался расстрелять после взятия Москвы.

Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают!» — ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом. Бывает.

Безголовая стратегия

Безголовая стратегия

Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации, исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940–60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.

Приступ сталинградского удушья Кукрыниксы оставили яркий и заметный след в истории советской карикатуры. Виртуозные рисовальщики, зоркие наблюдатели, они обладали непревзойдённым чувством юмора и стиля.

Приступ сталинградского удушья

КаКа

Обратный путь

Обратный путь

Атлантический вал Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности "атлантического вала" (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. В действительности же относительно немногочисленные немецко-фашистские войска на западе в основном служили для восстановления разбитых на советско-германском фронте дивизий и формирования новых из армий резерва. Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой.

Атлантический вал

Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. В действительности же относительно немногочисленные немецко-фашистские войска на западе в основном служили для восстановления разбитых на советско-германском фронте дивизий и формирования новых из армий резерва. Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой.

Расплачиваться придётся водителю этой машины

Расплачиваться придётся водителю этой машины

Все линии прерваны

Все линии прерваны

Итоги новой тотальной мобилизации В связи с огромными потерями в живой силе на советско-германском фронте нацистское военно-политическое руководство приняло решение об осуществлении летом 1944 г. еще одной тотальной мобилизации. Был издан указ о призыве для работы на военном производстве всех мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 50 лет. В сентябре 1944 г. под командованием Гиммлера был создан "германский фольксштурм" для "обороны всеми силами и средствами" фатерланда; призывались мужчины от 16 до 60 лет.

Итоги новой тотальной мобилизации

В связи с огромными потерями в живой силе на советско-германском фронте нацистское военно-политическое руководство приняло решение об осуществлении летом 1944 г. еще одной тотальной мобилизации. Был издан указ о призыве для работы на военном производстве всех мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 50 лет. В сентябре 1944 г. под командованием Гиммлера был создан «германский фольксштурм» для «обороны всеми силами и средствами» фатерланда; призывались мужчины от 16 до 60 лет.

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1944 года в борьбе с врагом

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1944 года в борьбе с врагом

У ворот восточной Пруссии

Гиммлеровский Фольксштурм

Гиммлеровский Фольксштурм

Гиммлеровский Фольксштурм

Последний крик парижской моды Париж был освобожден в результате антифашистского восстания народных масс столицы Франции 19-25 августа 1944 г.

Последний крик парижской моды

Париж был освобожден в результате антифашистского восстания народных масс столицы Франции 19-25 августа 1944 г.

На одесской лестнице

На одесской лестнице

Пиковое положение

Пиковое положение

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

Битая карта Картежный плут и шулер ловкий,Играл он черной мастью пик.Войну он начал с пикировки,А под конец, зайдя в тупик,Попал он в положенье «пик»!

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1944 года в борьбе с врагом

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1944 года в борьбе с врагом

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1944 года в борьбе с врагом

Гитлер — Гиммлеру: «А вы уверены, что они теперь безопасны?»

После провала покушения на Гитлера сразу же по всей Германии начались повальные обыски и аресты. Для расправы со своими противниками Гитлер создал специальный штаб «20 июля» во главе с Гиммлером, который действовал с особой жестокостью. В течение нескольких месяцев было казнено свыше 700 офицеров и генералов, общее же число жертв террора гестапо исчислялось тысячами. Вермахт лишился важной части своего офицерского корпуса.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

— Вот, фюрер, несколько голов Опаснейших бунтовщиков!— Мой друг, во избежанье риска Не подходите слишком близко!

С головы до пяток Всякое назначение на должность после покушения на Гитлера, когда возникло большое количество вакантных командных постов, свидетельствовало о полном признании особых заслуг назначаемого перед фашизмом, перед фюрером, о мандате абсолютного доверия. Оно приносило новые звания и награды.

С головы до пяток

Всякое назначение на должность после покушения на Гитлера, когда возникло большое количество вакантных командных постов, свидетельствовало о полном признании особых заслуг назначаемого перед фашизмом, перед фюрером, о мандате абсолютного доверия. Оно приносило новые звания и награды.

Геббельс: "Вы гениально предвидите, фюрер"

Геббельс: "Вы гениально предвидите, фюрер"

Геббельс: «Вы гениально предвидите, фюрер»

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1944 года в борьбе с врагом

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1944 года в борьбе с врагом

Недолговременный дот

Вверху на листовке написано: «В Ставке фюрера после 20 июля 1944 г.». Внизу: «Гитлер, обращаясь к Гиммлеру: «Не кажется ли вам также слишком рискованным, что я принимаю моих генералов так легко одетым?»

В обстановке непрерывных поражений вермахта в среде германского генералитета сложился заговор, преследовавший целью физическое устранение Гитлера и наиболее одиозных лиц из нацистского руководства, захват власти в стране и установление военной диктатуры, заключение сепаратного мира с западными державами, но продолжение войны с СССР. 20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. Однако по стечению обстоятельств Гитлер остался жив, что в конечном счете привело к провалу заговора.

Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака:

Костюм ефрейтора домашнийДовольно легок, строг и прост.Он состоит из круглой башниИ пары пулеметных гнезд.В таком наряде ходит домаНемецкий фюрер в дни приема.И шьет ему костюм стальнойИзвестный Крупп, мужской портной.

Громовой удар 6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.

Громовой удар

6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.

Испанский нейтрал итенор Крайне неустойчивое внутриполитическое положение в Испании, чреватое опасностями для установленного франкистского режима, заставило генерала Франко всеми силами избегать открытого вовлечения страны в мировой конфликт. Статус "нейтралитета" оказался вынужденным. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус "невоюющей стороны". Только после того, как в результате событий на советско-германском фронте произошел окончательный перелом во второй мировой войне, франкистское руководство стало усиленно рекламировать свой нейтралитет. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: "Я здесь пою!" - выводит томный Франко. "Тра-та-та-там!" - гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.

Испанский нейтрал итенор

Крайне неустойчивое внутриполитическое положение в Испании, чреватое опасностями для установленного франкистского режима, заставило генерала Франко всеми силами избегать открытого вовлечения страны в мировой конфликт. Статус «нейтралитета» оказался вынужденным. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». Только после того, как в результате событий на советско-германском фронте произошел окончательный перелом во второй мировой войне, франкистское руководство стало усиленно рекламировать свой нейтралитет.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

«Я здесь пою!» — выводит томный Франко. «Тра-та-та-там!» — гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.

Плакаты и карикатуры 1944 года

Плакаты и карикатуры 1944 года

Плакаты и карикатуры 1944 года

Тотальная круговая порука

Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака:

Впереди идет солдат.У солдата — автомат.А солдату офицерТычет в ухо револьвер.Офицеру генералПистолет к виску прижал.Сзади Гиммлер с топором…Так шагают вчетвером.

Красная армия шельму метит. Годовой отчёт

Красная армия шельму метит. Годовой отчёт

Последняя развалина После вступления американских войск в Рим 4 июня 1944 г. единственной опорой фашистского режима в Италии оставалась марионеточная "республика Сало" на севере страны.

Последняя развалина

После вступления американских войск в Рим 4 июня 1944 г. единственной опорой фашистского режима в Италии оставалась марионеточная «республика Сало» на севере страны.

Скоростное разваливание

Скоростное разваливание

Ефрейтор хвастает

Ефрейтор хвастает

Плакаты и карикатуры 1944 года

Плакаты и карикатуры 1944 года

Правда

Плакаты и карикатуры 1944 года

fun-to-mass.ru

Художник-кукрыникс Михаил Куприянов. Биография, картины

Биография Куприянова (1903-1991)

Михаил Куприянов страстно увлекался рисованием с детства. Еще мальчиком на роди­не, в небольшом волжском город­ке Тетюши, он принял участие в выставке самодеятельных худож­ников, и его акварельный пейзаж получил первую премию.

 

Но годы его юности совпали с трудным периодом становления Советского государства. Была разруха, вре­мя было голодное, и Куприянову пришлось податься на заработки в чужие края. Так он попал ра­бочим на угольные шахты Турке­стана. Там тоже было замечено его увлечение рисованием. Моло­дая советская власть всячески поддерживала народные таланты. Куприянова откомандировали в ташкентскую художественную школу-интернат. Занятия юноши проходили настолько успешно, что вскоре он получил направле­ние в Москву для продолжения художественного образования в высшем учебном заведении. Во Вхутемас его приняли без экза­менов на основании представлен­ных им работ. Куприянов попал на литографское отделение гра­фического факультета, где его на­ставниками стали выдающиеся советские графики Н. Н. Купреянов и П. В. Митурич. К началу учебы во Вхутемасе молодой студент имел уже неко­торый жизненный опыт, и его цепкая память сохранила многое из того, с чем он повстречался, когда «зайцем» проделал далекий путь от Волги до Ташкента то в теплушке, то на крыше товарно­го вагона, то спрятавшись под лавкой на волжском пароходе. Вероятно, уже тогда он умел всматриваться в то, что встреча­лось на пути, схватывать характер­ное в человеческих лицах, чутко улавливать все забавное и смеш­ное. Его занятия не ограничива­лись стенами класса и изображе­нием той или иной модели, его тянуло в город, где в живом те­чении жизни рисовал он на ули­цах, бульварах, в поездках, а также во время каникул. Но особенно близка была хмуро­му с виду, долговязому юноше в пенсне стихия смешного. Именно эта его черта свела его сначала с Порфирием Крыловым, чьи ка­рикатуры он приметил в вузов­ской стенгазете, в разделе «Арап- отдел», а затем с Николаем Со­коловым. С той поры и зароди­лось известное теперь во всем мире содружество «Кукрыниксы». Не случайно темой дипломной работы Куприянова стала серия шаржей на деятелей искусств — Эйзенштейна, Станиславского, Мейерхольда, Луначарского, Гра­баря и других. Условием диплома было выполнение работ в разных литографских техниках, которыми Куприянов должен был овладеть во время курса обучения. В студенческие годы Куприянов пробовал свои силы не только на поприще изобразительного искус­ства. Случалось ему руководить постановками популярных в 20-е годы синеблузников, выступать с эстрады с чтением стихов Мая­ковского, работать культурником в доме отдыха. И этот разносто­ронний опыт пригодился ему в дальнейшем.

Кукрыниксы

Кукрыниксы

Конечно, трудно, да, пожалуй, и бесполезно, глядя на рисунки Кукрыниксов, доискиваться, ка­кая линия, какое пятно, какой ракурс принадлежит перу или кисти того или другого из трех авторов. Однако, всматриваясь в зарисовки, сделанные ими по­рознь, можно понять, какие свой­ства своей художественной нату­ры принес каждый в коллектив­ное творчество. Так, вглядываясь в зарисовки Куприянова, сделан­ные на Нюрнбергском процессе в 1945 году, можно усмотреть стремление к предельной заост­ренности и метафорической обоб­щенности в том, как голова палача Кальтенбруннера уподоб­лена топору, насаженному на то­порище-шею, а облик фон Папена напоминает традиционное аллегорическое изображение смерти. Совсем иным предстает Куприя­нов в своих живописных работах, исполненных не от лица Кукры­никсов. Здесь он поэт и лирик. Пейзаж издавна стал его излюб­ленным жанром живописи, в ко­тором он постигает поэтическую прелесть и очарование родной природы.

Вспоминая о своих детских годах, проведенных на Волге, Куприя­нов замечает: «Пароход, дав про­щальный гудок, покидал при­стань. А мы, мальчишки, возвра­щались к прежним занятиям: ку­пались в реке, ловили рыбу, ка­тались на лодках. Вероятно, этим объясняется, почему я с детства люблю воду, люблю писать пей­зажи с водой, лодками, баркаса­ми». Быть может, именно поэто­му он так поэтично передает при­брежный пейзаж Азовского моря («Два баркаса»*, 1952), так охот­но обращается к видам Ленин­града, где архитектурные шедев­ры любуются своим отражением в зеркале рек и каналов. Таковы его полотна 1957 года «Мойка» и «Мойка. Вечер».

Пейзаж «Геническ. Отражение луны» (1957) наполнен очарова­нием летней ночи: лунный свет сливается с чуть розоватым пред­рассветным освещением, в застыв­шем воздухе растворилась грани­ца воды и неба, в немом оцепе­нении застыли лодки с высокими мачтами, и зритель будто слышит тишину, разлитую в природе в этот ранний час.

Совершенно иное настроение вы­ражено в картине 1981 Года «Ре­ка Нара». Здесь ощущается зной летнего полдня, резко обозначен ный контраст света и тени; пыш­ная листва отражается на водной поверхности, от которой будто веет вожделенной прохладой. Неизменная внутренняя наполнен­ность работ Куприянова, его ост­рая наблюдательность, тонкая ли­рическая окрашенность произве­дений — вот основные черты твор­ческой индивидуальности худож­ника.

Карикатуры Кукрыниксов

 

Картины Куприянова

Картина Куприянова

Михаил Куприянов

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Кукрыниксы

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы. В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора "Клуб 12 стульев"). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа. Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых. Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

kupitkartinu.ru

Иллюстрации Кукрыниксов к "Истории одного города"

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)

Иллюстрации Кукрыниксов* к "Истории одного города"
 
 
 

Брудастый, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был «Органчиком». Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником. Во время сего правления произошло пагубное безначалие, продолжавшееся семь дней, как о том будет повествуемо ниже.На портрете отражена главная особенность Органчика: отвинтив голову от тела, он держит ее над собой на расстоянии примерно вытянутой руки. Значит, может править Глуповым и без головы. И править жестоко. Это подчеркнуто и украшением (декором) к раме: наверху ее символ власти двуглавый орел, который ухватился когтями за рукоятки перекрещенных нагаек. Вот какой правитель Брудастый: без головы, без мозгов и с нагайкой!.. Кстати, фамилия его, Брудастый, происходит от названия породы собак брудастых гончих, которые отличаются особо свирепым характером и «мертвой» злобой к зверю.

 

Брудастый, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был «Органчиком»....письмоводитель градоначальника, вошедши утром с докладом в его кабинет, увидел такое зрелище: градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова... Письмоводитель выбежал в таком смятении, что зубы его стучали.

 

Брудастый, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был «Органчиком».Начались подвохи и подсылы с целью выведать тайну, но Байбаков оставался нем как рыба, и на все увещания ограничивался тем, что трясся всем телом. Пробовали споить его, но он, не отказываясь от водки, только потел, а секрета не выдавал. Находившиеся у него в ученье мальчики могли сообщить одно: что действительно приходил однажды ночью полицейский солдат, взял хозяина, который через час возвратился с узелком, заперся в мастерской и с тех пор затосковал.

 

Прыщ. Прыщ, майор, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.Любил поесть и заботился только о еде. Вот почему углы рамы с его портретом украшены кренделями. Живописный портрет этого гурмана полностью соответствует словесному: «Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил: не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу! Он был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов ; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. И все это украшалось блестящими штаб - офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении». На портрете над головой Прыща мухи. И вьются, и ползают по его лысине, стараясь прокусить ее. Как потом оказалось, все это неспроста: голова у этого градоначальника была набита фаршем.

 

Прыщ. Прыщ, майор, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.Боясь за судьбу своей фаршированной головы, Прыщ днем спал на диване, обставляя себя и всё вокруг мышеловками, а на ночь уходил спать на ледник. И все-таки не уберегся бедный...

Угрюм-Бурчеев, бывый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.«Это мужчина среднего роста с каким-то деревянным лицом, очевидно, никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам». На портрете Бурчеев в темно-синем военного покроя сюртуке, застегнутом на все пуговицы; руки скрещены на груди, однако и в этой позе в левой руке он держит нагайку, а справа у него наготове сабля. «В портрете Угрюм-Бурчеева без труда можно узнать внешность свирепого временщика Аракчеева». Рама, в которую «вставлен» портрет Угрюм-Бурчеева, не позолоченная, как обычно, а темно-стального цвета и украшена (по углам) тяжелыми цепями.

 

Угрюм-Бурчеев, бывый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.К вечеру разлив был до того велик, что не видно было пределов его, а вода между тем все еще прибывала и прибывала. Откуда-то слышался гул; казалось, что где-то рушатся целые деревни, и там раздаются вопли, стоны и проклятия. Плыли по воде стоги сена, бревна, плоты, обломки изб и, достигнув плотины, с треском сталкивались друг с другом, ныряли, опять выплывали и сбивались в кучу в одном месте. Разумеется, Угрюм-Бурчеев ничего этого не предвидел, но, взглянув на громадную массу вод, он до того просветлел, что даже получил дар слова и стал хвастаться...

 

Кукрыниксы. Иллюстрации к "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1939Источник иллюстрации: Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. - М.: Дет. лит., 1981

*Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. (вернуться)
 
 

ФЭБ: Горячкина и др. Салтыков-Щедрин

(вернуться в начало страницы)

literatura5.narod.ru

состав и биография коллектива, картины

Искусство и развлечения 25 февраля 2016

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС – точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.художники кукрыниксы

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью – научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.николай соколов

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.биография коллектива

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.михаил куприянов

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.порфирий крылов

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые картины, портреты, полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве – социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.художники карикатуристы

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов – Порфирий Крылов родился в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.кукрыниксы плакаты

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Художник-иллюстратор Юрий Васнецов: биография, творчество, картины и иллюстрации. Юрий Алексеевич Васнецов — советский художникИскусство и развлечения Художник-иллюстратор Юрий Васнецов: биография, творчество, картины и иллюстрации. Юрий Алексеевич Васнецов — советский художник

Вряд ли что-то еще сможет так обнажить качества настоящего художника, как работа для детской аудитории. Для таких иллюстраций требуется все самое настоящее – и знание детской психологии, и талант, и душевный нас...

Творчество Левитана в его картинах. Биография художника, история жизни и особенности написанных картинИскусство и развлечения Творчество Левитана в его картинах. Биография художника, история жизни и особенности написанных картин

Практически каждый человек, который увлекается искусством, знаком кратко с творчеством Левитана, но вот о его биографии знают далеко не все. О жизни этого талантливого человека вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Группа «Опен Кидс»: состав и биографии участницИскусство и развлечения Группа «Опен Кидс»: состав и биографии участниц

Наши сегодняшние герои - «Опен Кидс». Состав группы, имена участниц, а также их краткие биографии будут приведены ниже. Данный проект – музыкальный коллектив из юных красавиц, которые выбрали своим о...

Группа Искусство и развлечения Группа "Пудра": история создания, состав и биография участниц

Группа «Пудра» - это четверо ярких, привлекательных и талантливых девчонок. За короткое время коллектив сумел завоевать популярность у представителей современной молодежи (в возрасте от 15 до 30 лет). Хоти...

Чача Еда и напитки Чача "Фанагория": виды, состав и отзывы

На территории Российской Федерации имеется крупное предприятие по производству вина и чачи – "Фанагория". Здесь производится полный цикл работ по виноделию: от саженцев до розлива вина и его распространения....

Итальянский художник Мазаччо: картины и биография творцаИскусство и развлечения Итальянский художник Мазаччо: картины и биография творца

Итальянцы всегда являлись одними из самых ярких и значимых представителей разных направлений искусства - от живописи до архитектуры. Кватроченто – наиболее известный период в истории итальянской культуры. Италья...

Картина Кустодиева Искусство и развлечения Картина Кустодиева "Масленица", другие известные работы и биография художника

Даже те, кто не слишком близко знаком с историей русской живописи, хотя бы раз слышал про Бориса Кустодиева. Великий художник известен не только на родине, но и во всем мире, его полотна продаются с аукционов и предст...

Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биографияИскусство и развлечения Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биография

Художник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир. Рисованию мальчик учился в Школе изящных искусств. Его талант был заметен уже с детства, но создавать настоящие шедевры он на...

Американский художник Эдвард Хоппер: биография, творчество, картины и интересные фактыИскусство и развлечения Американский художник Эдвард Хоппер: биография, творчество, картины и интересные факты

Каждая национальная школа живописи может отметить нескольких своих лучших представителей. Как русская живопись ХХ века невозможна без Малевича, так и американская - без Эдварда Хоппера....

Творчество и биография Эдварда Мунка. Норвежский художник Эдвард МункИскусство и развлечения Творчество и биография Эдварда Мунка. Норвежский художник Эдвард Мунк

Сегодня мы поговорим о норвежском живописце и графике, теоретике искусства и театральном художнике Эдварде Мунке. Он считается представителем экспрессионизма, причем одним из первых. Его творчество оказывает большое в...

monateka.com

Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945

Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp9 мая 2011 года

1 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

Кол-во 254 | Формат JPG | Разрешение 593×1043 — 1408×1056 | Размер 95 Mб

Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства. Плакаты, листовки, сатирические бюллетени, рисунки для оберток солдатских концентратов били по врагу, поднимая боевой дух советских солдат. Работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом. Огромное мастерство, блестящее чувство юмора, острый глаз и воля к победе — все эти черты творчества «великолепной троицы» заряжают жизнью и памятью каждую страницу в альбоме. Помимо фронтовой хроники и политической графики в альбоме публикуются рисунки, сделанные Кукрыниксами на знаменитом Нюрнбергском процессе.

2 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

3 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

4 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

5 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

6 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

7 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

8 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

9 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

10 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

11 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

12 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

13 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

14 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

15 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

16 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

17 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

18 | Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945 | ARTeveryday.org

Кол-во 254 | Формат JPG | Разрешение 593×1043 — 1408×1056 | Размер 95 Mб

Скачать альбом можно по ссылке DepositFiles

www.arteveryday.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта