Карикатуры Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны. Картины кукрыниксов
Кукрыниксы — википедия фото
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».
Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1])
Кукрыниксы на фронте, 1942 год
В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:
Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.
— Герман Огородников на Boo!Фест 13 марта 2011
Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).
Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»[2]). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.
Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.
org-wikipediya.ru
Карикатуры Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны
Именно Кукрыниксы поставляли лулзы, используя сатиру положительно, что было новым для советской страны. В их состав входило три художника — КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы» — не что иное как коллективный псевдоним. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. Большая часть плакатов посвящена конечно обличению фашистов и прочих… В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма.
В годы Великой Отечественной войны они также прославились тем, что замутили с одним из успешнейших и влиятельнейших детских поэтов — с Самуилом Маршаком, чьи стихи сияли буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов и призывали к победе. Призывали столь хорошо, что А. Гитлер на них обиделся и обещался расстрелять после взятия Москвы.
Безголовая стратегия
Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации, исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940–60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.
Приступ сталинградского удушья
КаКа
Обратный путь
Атлантический вал
Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. В действительности же относительно немногочисленные немецко-фашистские войска на западе в основном служили для восстановления разбитых на советско-германском фронте дивизий и формирования новых из армий резерва. Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой.
Расплачиваться придётся водителю этой машины
Все линии прерваны
Итоги новой тотальной мобилизации
В связи с огромными потерями в живой силе на советско-германском фронте нацистское военно-политическое руководство приняло решение об осуществлении летом 1944 г. еще одной тотальной мобилизации. Был издан указ о призыве для работы на военном производстве всех мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 50 лет. В сентябре 1944 г. под командованием Гиммлера был создан «германский фольксштурм» для «обороны всеми силами и средствами» фатерланда; призывались мужчины от 16 до 60 лет.
У ворот восточной Пруссии
Гиммлеровский Фольксштурм
Последний крик парижской моды
Париж был освобожден в результате антифашистского восстания народных масс столицы Франции 19-25 августа 1944 г.
На одесской лестнице
Пиковое положение
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
Битая карта Картежный плут и шулер ловкий,Играл он черной мастью пик.Войну он начал с пикировки,А под конец, зайдя в тупик,Попал он в положенье «пик»!
Гитлер — Гиммлеру: «А вы уверены, что они теперь безопасны?»
После провала покушения на Гитлера сразу же по всей Германии начались повальные обыски и аресты. Для расправы со своими противниками Гитлер создал специальный штаб «20 июля» во главе с Гиммлером, который действовал с особой жестокостью. В течение нескольких месяцев было казнено свыше 700 офицеров и генералов, общее же число жертв террора гестапо исчислялось тысячами. Вермахт лишился важной части своего офицерского корпуса.
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
— Вот, фюрер, несколько голов Опаснейших бунтовщиков!— Мой друг, во избежанье риска Не подходите слишком близко!
С головы до пяток
Всякое назначение на должность после покушения на Гитлера, когда возникло большое количество вакантных командных постов, свидетельствовало о полном признании особых заслуг назначаемого перед фашизмом, перед фюрером, о мандате абсолютного доверия. Оно приносило новые звания и награды.
Геббельс: «Вы гениально предвидите, фюрер»
Недолговременный дот
Вверху на листовке написано: «В Ставке фюрера после 20 июля 1944 г.». Внизу: «Гитлер, обращаясь к Гиммлеру: «Не кажется ли вам также слишком рискованным, что я принимаю моих генералов так легко одетым?»
В обстановке непрерывных поражений вермахта в среде германского генералитета сложился заговор, преследовавший целью физическое устранение Гитлера и наиболее одиозных лиц из нацистского руководства, захват власти в стране и установление военной диктатуры, заключение сепаратного мира с западными державами, но продолжение войны с СССР. 20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. Однако по стечению обстоятельств Гитлер остался жив, что в конечном счете привело к провалу заговора.
Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака:
Костюм ефрейтора домашнийДовольно легок, строг и прост.Он состоит из круглой башниИ пары пулеметных гнезд.В таком наряде ходит домаНемецкий фюрер в дни приема.И шьет ему костюм стальнойИзвестный Крупп, мужской портной.
Громовой удар
6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.
Испанский нейтрал итенор
Крайне неустойчивое внутриполитическое положение в Испании, чреватое опасностями для установленного франкистского режима, заставило генерала Франко всеми силами избегать открытого вовлечения страны в мировой конфликт. Статус «нейтралитета» оказался вынужденным. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». Только после того, как в результате событий на советско-германском фронте произошел окончательный перелом во второй мировой войне, франкистское руководство стало усиленно рекламировать свой нейтралитет.
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
«Я здесь пою!» — выводит томный Франко. «Тра-та-та-там!» — гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.
Тотальная круговая порука
Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака:
Впереди идет солдат.У солдата — автомат.А солдату офицерТычет в ухо револьвер.Офицеру генералПистолет к виску прижал.Сзади Гиммлер с топором…Так шагают вчетвером.
Красная армия шельму метит. Годовой отчёт
Последняя развалина
После вступления американских войск в Рим 4 июня 1944 г. единственной опорой фашистского режима в Италии оставалась марионеточная «республика Сало» на севере страны.
Скоростное разваливание
Ефрейтор хвастает
Правда
fun-to-mass.ru
Биография Куприянова (1903-1991)Михаил Куприянов страстно увлекался рисованием с детства. Еще мальчиком на родине, в небольшом волжском городке Тетюши, он принял участие в выставке самодеятельных художников, и его акварельный пейзаж получил первую премию.
Но годы его юности совпали с трудным периодом становления Советского государства. Была разруха, время было голодное, и Куприянову пришлось податься на заработки в чужие края. Так он попал рабочим на угольные шахты Туркестана. Там тоже было замечено его увлечение рисованием. Молодая советская власть всячески поддерживала народные таланты. Куприянова откомандировали в ташкентскую художественную школу-интернат. Занятия юноши проходили настолько успешно, что вскоре он получил направление в Москву для продолжения художественного образования в высшем учебном заведении. Во Вхутемас его приняли без экзаменов на основании представленных им работ. Куприянов попал на литографское отделение графического факультета, где его наставниками стали выдающиеся советские графики Н. Н. Купреянов и П. В. Митурич. К началу учебы во Вхутемасе молодой студент имел уже некоторый жизненный опыт, и его цепкая память сохранила многое из того, с чем он повстречался, когда «зайцем» проделал далекий путь от Волги до Ташкента то в теплушке, то на крыше товарного вагона, то спрятавшись под лавкой на волжском пароходе. Вероятно, уже тогда он умел всматриваться в то, что встречалось на пути, схватывать характерное в человеческих лицах, чутко улавливать все забавное и смешное. Его занятия не ограничивались стенами класса и изображением той или иной модели, его тянуло в город, где в живом течении жизни рисовал он на улицах, бульварах, в поездках, а также во время каникул. Но особенно близка была хмурому с виду, долговязому юноше в пенсне стихия смешного. Именно эта его черта свела его сначала с Порфирием Крыловым, чьи карикатуры он приметил в вузовской стенгазете, в разделе «Арап- отдел», а затем с Николаем Соколовым. С той поры и зародилось известное теперь во всем мире содружество «Кукрыниксы». Не случайно темой дипломной работы Куприянова стала серия шаржей на деятелей искусств — Эйзенштейна, Станиславского, Мейерхольда, Луначарского, Грабаря и других. Условием диплома было выполнение работ в разных литографских техниках, которыми Куприянов должен был овладеть во время курса обучения. В студенческие годы Куприянов пробовал свои силы не только на поприще изобразительного искусства. Случалось ему руководить постановками популярных в 20-е годы синеблузников, выступать с эстрады с чтением стихов Маяковского, работать культурником в доме отдыха. И этот разносторонний опыт пригодился ему в дальнейшем. Кукрыниксы Конечно, трудно, да, пожалуй, и бесполезно, глядя на рисунки Кукрыниксов, доискиваться, какая линия, какое пятно, какой ракурс принадлежит перу или кисти того или другого из трех авторов. Однако, всматриваясь в зарисовки, сделанные ими порознь, можно понять, какие свойства своей художественной натуры принес каждый в коллективное творчество. Так, вглядываясь в зарисовки Куприянова, сделанные на Нюрнбергском процессе в 1945 году, можно усмотреть стремление к предельной заостренности и метафорической обобщенности в том, как голова палача Кальтенбруннера уподоблена топору, насаженному на топорище-шею, а облик фон Папена напоминает традиционное аллегорическое изображение смерти. Совсем иным предстает Куприянов в своих живописных работах, исполненных не от лица Кукрыниксов. Здесь он поэт и лирик. Пейзаж издавна стал его излюбленным жанром живописи, в котором он постигает поэтическую прелесть и очарование родной природы. Вспоминая о своих детских годах, проведенных на Волге, Куприянов замечает: «Пароход, дав прощальный гудок, покидал пристань. А мы, мальчишки, возвращались к прежним занятиям: купались в реке, ловили рыбу, катались на лодках. Вероятно, этим объясняется, почему я с детства люблю воду, люблю писать пейзажи с водой, лодками, баркасами». Быть может, именно поэтому он так поэтично передает прибрежный пейзаж Азовского моря («Два баркаса»*, 1952), так охотно обращается к видам Ленинграда, где архитектурные шедевры любуются своим отражением в зеркале рек и каналов. Таковы его полотна 1957 года «Мойка» и «Мойка. Вечер». Пейзаж «Геническ. Отражение луны» (1957) наполнен очарованием летней ночи: лунный свет сливается с чуть розоватым предрассветным освещением, в застывшем воздухе растворилась граница воды и неба, в немом оцепенении застыли лодки с высокими мачтами, и зритель будто слышит тишину, разлитую в природе в этот ранний час. Совершенно иное настроение выражено в картине 1981 Года «Река Нара». Здесь ощущается зной летнего полдня, резко обозначен ный контраст света и тени; пышная листва отражается на водной поверхности, от которой будто веет вожделенной прохладой. Неизменная внутренняя наполненность работ Куприянова, его острая наблюдательность, тонкая лирическая окрашенность произведений — вот основные черты творческой индивидуальности художника. Карикатуры Кукрыниксов
Картины КуприяноваКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Кукрыниксы
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы. В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.
Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора "Клуб 12 стульев"). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.
Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа. Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых. Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»
kupitkartinu.ru
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)
(вернуться в начало страницы) |
literatura5.narod.ru
состав и биография коллектива, картины
Искусство и развлечения 25 февраля 2016Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.
ВХУТЕМАС – точка встречи
Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.
В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью – научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.
Содружество единомышленников
Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.
Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.
Художественный метод Кукрыниксов
Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.
Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.
Вехи творческого пути
Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.
Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.
В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.
Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые картины, портреты, полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве – социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.
Значительные работы Кукрыниксов
Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».
Выставки и наследие Кукрыниксов
В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.
Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.
Творческий путь Михаила Куприянова
Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.
Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.
Окончил свой жизненный путь в 1991 году.
Художник Порфирий Крылов
Второй участник сообщества Кукрыниксов – Порфирий Крылов родился в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.
Порфирий Никитич умер в 1990 году.
Творческая биография Николая Соколова
Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.
Умер Николай Соколов в 2000 году.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Художник-иллюстратор Юрий Васнецов: биография, творчество, картины и иллюстрации. Юрий Алексеевич Васнецов — советский художникВряд ли что-то еще сможет так обнажить качества настоящего художника, как работа для детской аудитории. Для таких иллюстраций требуется все самое настоящее – и знание детской психологии, и талант, и душевный нас...
Искусство и развлечения Творчество Левитана в его картинах. Биография художника, история жизни и особенности написанных картинПрактически каждый человек, который увлекается искусством, знаком кратко с творчеством Левитана, но вот о его биографии знают далеко не все. О жизни этого талантливого человека вы узнаете в процессе прочтения статьи.
Искусство и развлечения Группа «Опен Кидс»: состав и биографии участницНаши сегодняшние герои - «Опен Кидс». Состав группы, имена участниц, а также их краткие биографии будут приведены ниже. Данный проект – музыкальный коллектив из юных красавиц, которые выбрали своим о...
Искусство и развлечения Группа "Пудра": история создания, состав и биография участницГруппа «Пудра» - это четверо ярких, привлекательных и талантливых девчонок. За короткое время коллектив сумел завоевать популярность у представителей современной молодежи (в возрасте от 15 до 30 лет). Хоти...
Еда и напитки Чача "Фанагория": виды, состав и отзывыНа территории Российской Федерации имеется крупное предприятие по производству вина и чачи – "Фанагория". Здесь производится полный цикл работ по виноделию: от саженцев до розлива вина и его распространения....
Искусство и развлечения Итальянский художник Мазаччо: картины и биография творцаИтальянцы всегда являлись одними из самых ярких и значимых представителей разных направлений искусства - от живописи до архитектуры. Кватроченто – наиболее известный период в истории итальянской культуры. Италья...
Искусство и развлечения Картина Кустодиева "Масленица", другие известные работы и биография художникаДаже те, кто не слишком близко знаком с историей русской живописи, хотя бы раз слышал про Бориса Кустодиева. Великий художник известен не только на родине, но и во всем мире, его полотна продаются с аукционов и предст...
Искусство и развлечения Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биографияХудожник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир. Рисованию мальчик учился в Школе изящных искусств. Его талант был заметен уже с детства, но создавать настоящие шедевры он на...
Искусство и развлечения Американский художник Эдвард Хоппер: биография, творчество, картины и интересные фактыКаждая национальная школа живописи может отметить нескольких своих лучших представителей. Как русская живопись ХХ века невозможна без Малевича, так и американская - без Эдварда Хоппера....
Искусство и развлечения Творчество и биография Эдварда Мунка. Норвежский художник Эдвард МункСегодня мы поговорим о норвежском живописце и графике, теоретике искусства и театральном художнике Эдварде Мунке. Он считается представителем экспрессионизма, причем одним из первых. Его творчество оказывает большое в...
monateka.com
Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945
Кукрыниксы. Графика военных лет 1941-1945
        9 мая 2011 годаКол-во 254 | Формат JPG | Разрешение 593×1043 — 1408×1056 | Размер 95 Mб
Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства. Плакаты, листовки, сатирические бюллетени, рисунки для оберток солдатских концентратов били по врагу, поднимая боевой дух советских солдат. Работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом. Огромное мастерство, блестящее чувство юмора, острый глаз и воля к победе — все эти черты творчества «великолепной троицы» заряжают жизнью и памятью каждую страницу в альбоме. Помимо фронтовой хроники и политической графики в альбоме публикуются рисунки, сделанные Кукрыниксами на знаменитом Нюрнбергском процессе.
Кол-во 254 | Формат JPG | Разрешение 593×1043 — 1408×1056 | Размер 95 Mб
Скачать альбом можно по ссылке DepositFiles
www.arteveryday.org