Описание картины Константина Алексеевича Васильева «Князь Игорь». Картины князь игорь


Описание картины Константина Васильева «Князь Игорь»

Описание картины Константина Васильева «Князь Игорь»Константин Васильев, выдающийся художник, который внес Огромный вклад в художественное искусство современности. Он оставил свой след во множестве разнообразных жанров от графических очерков до живописных полотен с природными композициями, и каждая его работа достойна звания шедевра.

Также живописец писал картины на тему древнерусских приданий и былин. Это вызывало множество споров среди критиков. Кто-то говорил, что Васильев реально и правдиво описывал человеческий быт. А кто-то считал, что художник, в большей степени, подчеркивал духовную сторону событий.

Картина, под названием «Князь Игорь», одна из гениальных работ автора. Кода становится вопрос о защите родных земель, физическая мощь русского человека сочетается с непоколебимостью его духа. И не остается ничего, что способно бы было затушить его страстное стремление к победе.

На полотне изображен гордый и величественный князь, Всея Руси – Игорь. Он стоит прочно и уверенно, наводя ужас на врагов. Взгляд князя устремлен вперед, светлые глаза полны решительности. Своим видом он говорит, что готов отомстить каждому, кто посмел посягать на его страну.

На князя Игоря надеты новые доспехи, сверкающие даже в полутьме. В правой руке его покоится острый меч, а в левой тяжелый щит. Ветер развивает полы его красного плаща. Грудь князя украшает массивный крест – символ глубокой нерушимой веры. Чуть позади него стоит верный конь, готовый в любой момент оказаться под седлом хозяина.

Задний план картины наводит на зрителя суеверный трепет. На ночном небе, слегка затянутом легкой дымкой, красуется неясный ореол, оставшийся от, скрытого затмением, светила.

Молодой художник Васильев тонко чувствовал эмоции и страсти, переполняющие изображенных им героев. Наверное, поэтому его картины украшают стены национальных музеев живописи и являются их гордостью.

opisanie-kartin.com

Описание картины Константина Алексеевича Васильева «Князь Игорь»

Описание картины Константина Алексеевича Васильева «Князь Игорь»

Искусство живописи предполагает массу великих живописцев и мастеров. Одним из таких является Константин Алексеевич Васильев – представитель русской современности. Творчество Константина Алексеевича представляет разнообразный жанр шедевров: пейзажная тематика, графический очерк, портреты, реалистическую композицию, былины и мифологическая направленность.

Позиция критиков в отношении творчества Васильева двухстороннего характера. Профессионалы считают молодого творца олицетворением духовного и мифологического мира. Обычные любители искусства говорят, что Константин Алексеевич – создатель реальности и превосходства. Бесконечные рассуждения о чувствах художника в работе, впечатляют и восхищают зрителя.

Показ русского духа и отваги народа художник отобразил в своей работе «Князь Игорь». На основе событий повести «Слово о полку Игореве» изображён князь, прочно отстаивающий свои родные земли. Картина наполнена ночным веянием, наверное, уже очень поздно что-то менять и в бою, и в стремлении к победе.

Выразительный взгляд князя Игоря полон воли и стремления идти к врагам, которые посягали на его государство. Оттенки чёрного и красного цветов гармонично отобразили минуты боя. Славный воин не одинок, у него есть помощники, картина не выражает этого, но зритель понимает, бравый князь не один в этой тяжёлой борьбе.

Уровень мастерства Константина Алексеевича Васильева ярко отразил благородство русской души. Исторический момент, изображённый в шедевре «Князь Игорь» притягивает внимание ценителей живописи жанра былого времени. Борьба народа за свободу и жизнь – основное кредо в дальнейшем пути. Несмотря на свой молодой возраст, художник показывает мудрость и доброту в своём шедевре.

Присутствие русского духа времени отражается в каждом уголке картины. «Князь Игорь» — занял достойное место в творчестве работ художника, и теперь почётно красуется в русском музее живописи.

opisanie-kartin.com

Описание картины Константина Алексеевича Васильева «Князь Игорь»

Описание картины Константина Алексеевича Васильева «Князь Игорь»

Искусство живописи предполагает массу великих живописцев и мастеров. Одним из таких является Константин Алексеевич Васильев — представитель русской современности. Творчество Константина Алексеевича представляет разнообразный жанр шедевров: пейзажная тематика, графический очерк, портреты, реалистическую композицию, былины и мифологическая направленность.

Позиция критиков в отношении творчества Васильева двухстороннего характера. Профессионалы считают молодого творца олицетворением духовного и мифологического мира. Обычные любители искусства говорят, что Константин Алексеевич — создатель реальности и превосходства. Бесконечные рассуждения о чувствах художника в работе, впечатляют и восхищают зрителя.

Показ русского духа и отваги народа художник отобразил в своей работе «Князь Игорь». На основе событий повести «Слово о полку Игореве» изображён князь, прочно отстаивающий свои родные земли. Картина наполнена ночным веянием, наверное, уже очень поздно что-то менять и в бою, и в стремлении к победе.

Выразительный взгляд князя Игоря полон воли и стремления идти к врагам, которые посягали на его государство. Оттенки чёрного и красного цветов гармонично отобразили минуты боя. Славный воин не одинок, у него есть помощники, картина не выражает этого, но зритель понимает, бравый князь не один в этой тяжёлой борьбе.

Уровень мастерства Константина Алексеевича Васильева ярко отразил благородство русской души. Исторический момент, изображённый в шедевре «Князь Игорь» притягивает внимание ценителей живописи жанра былого времени. Борьба народа за свободу и жизнь – основное кредо в дальнейшем пути. Несмотря на свой молодой возраст, художник показывает мудрость и доброту в своём шедевре.

Присутствие русского духа времени отражается в каждом уголке картины. «Князь Игорь» — занял достойное место в творчестве работ художника, и теперь почётно красуется в русском музее живописи.

Описание картины Константина Алексеевича Васильева «Князь Игорь» | источник

sochinenie-o.ru

Князь Игорь Рюрикович - Русская историческая библиотека

Рассказ нашей статьи о князе Игоре Рюриковиче (912-945) составлен по материалам древнерусских летописей.

Поход князя Игоря в Каспийское море

После Олега стал княжить (912) возмужавший Игорь Рюрикович. Древляне возмутились было, думали освободиться от дани. Игорь усмирил их и заставил платить больше прежнего. Он тоже совершал походы в чужие края, но удачи ему такой, как Олегу, не было. При Игоре Рюриковиче совершен был набег на прикаспийских жителей. В 913 г. русские на пятистах ладьях явились в Черном море, проплыли в Азовское, поднялись по Дону до того места, где он близко подходит к Волге, и послали к хазарскому кагану просить пропуска через его владения по Волге в Каспийское море: обещали отдать хазарам половину всей добычи, какую захватят. Каган согласился. Переволокли воины князя Игоря свои ладьи в море, рассеялись по южным и западным берегам его, стали беспощадно избивать жителей, забирать в плен женщин и детей. Попробовали жители сопротивляться, но русские разбили их рать. Огромную добычу захватили победители и поплыли из Каспийского моря обратно в Волгу. Здесь отдали они, как условились раньше, половину награбленной добычи кагану, но захотели хазары и другую половину отнять у руссов. После трехдневной страшной битвы большая часть русской рати была истреблена, а остатки ее, спасавшиеся вверх по Волге, почти все погибли в борьбе с болгарами.

 

Печенеги и русские

В конце IX в., незадолго до начала княжения Игоря Рюриковича, по соседству с русскими появились орды нового племени кочевников – печенегов. Они стали кочевать в степях от Дуная до Дона. Византийское правительство, чтобы спасти свои владения от их набегов, старалось жить с ними в мире, посылало богатые подарки их вождям, а иногда коварные греки подкупали печенегов, чтобы те нападали на руссов. В мирное время печенеги продавали русским коней, быков, овец, нанимались иной раз перевозить товары и таким образом помогали торговым сношениям с греками. Но по большей части эти кочевники враждовали с русскими, неожиданно врывались небольшими отрядами в русскую область, грабили ее, сжигали поселения, уничтожали нивы, часто нападали на русские купеческие караваны, поджидая их у Днепровских порогов.

Печенеги были рослые, сильные люди дикого, свирепого вида. Они были превосходные наездники и отличные стрелки. Стрелы и копья были главным их оружием, а кольчуги и шлемы защищали их от вражьих ударов. На своих легких степных конях с дикими криками кидались они на врагов, осыпая их стрелами. Затем, если не могли сразу сломить противника, обращались в притворное бегство, стараясь завлечь врага в погоню за собой и при помощи засады окружить его и уничтожить. Игорю Рюриковичу, первому из русских князей, пришлось оборонять свою область от этих степных хищников.

 

Походы князя Игоря на Византию

Задумал Игорь, по примеру Олега, сделать большой набег на Византию и промыслить себе и дружине большую добычу. Собрав огромную рать, направился он обычным путем на ладьях к берегам Византии. Как только показались бесчисленные суда русские в Черном море, дунайские болгары дали знать об этом императору. На этот раз руссы напали на азиатские берега Византийской империи и стали здесь, если верить греческим известиям, страшно свирепствовать: они предавали разным истязаниям пленных, выжигали селения, грабили церкви и монастыри. Наконец греки собрались с силами, снарядили корабли и выступили против врагов. Игорь Рюрикович был вполне уверен, что руссы одержат победу, но ошибся. Когда сошлись византийские суда с русскими, вдруг византийцы стали метать огонь на русские ладьи. Попадет он на лодку – спасения нет! Пламя охватывает ее – вода его не гасит, упадет огонь на воду – и на воде горит!.. Ужас овладел всеми; самые смелые, боевые дружинники, и те дрогнули, все пустились в бегство. Иные воины князя Игоря кидались с загоревшихся лодок прямо в воду и тонули; множество руссов погибло тут, много их попало в руки византийцам.

 

 

Спаслись немногие и рассказывали потом с ужасом, что у греков во время этого боя была в руках небесная молния, что они бросали ее на русские ладьи и те гибли в пламени. Дело в том, что византийцы употребляли на войне особый состав из нескольких горючих веществ (нефти, серы, смолы и др.). Когда состав этот зажигали, огонь нельзя было погасить водою, она даже усиливала пламя. По воде состав этот плавал и горел. На византийских судах на носовой части устраивались особые медные трубы, при помощи их греки, подойдя близко к неприятельским судам, бросали горящий состав и зажигали их. Этот «греческий огонь», как его называли, не одних руссов приводил в ужас, но и других иноплеменников, нападавших на греков.

Игорь Рюрикович хотел во что бы то ни стало загладить стыд своего поражения и отомстить грекам. Он послал за море звать охочих людей из норманнов в новый поход на Византию. Толпы хищных воителей, падких на добычу, направились в Киев. Три года собирался князь Игорь, наконец изготовился, нанял и печенегов, а чтобы они не изменили, взял у них заложников и отправился в путь.

Поход князя Игоря на Константинополь в 941

Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи

 

Пришла в византийскую столицу Константинополь грозная весть из Корсуня (греческого города на Таврическом полуострове): «Идет Русь без числа: корабли их покрыли все море!..» За этой вестью последовала другая от болгар: «Идет Русь и печенеги с ними!»

Византийский император рассудил, что лучше ублажить как-нибудь врагов, не вступая с ними в новую борьбу, и послал нескольких знатных бояр сказать Игорю: «Не ходи на нас, возьми дань, какую брал Олег, мы еще и прибавим к ней».

Отправили греки и печенегам богатые дары – много золота и дорогих паволок (шелковых тканей). Руссы в это время дошли уже до Дуная. Созвал Игорь Рюрикович свою дружину, сказал ей о предложении византийского императора и стал советоваться, как быть. Порешили принять предложение.

«Когда император, – сказала дружина, – и так предлагает уплатить дань и мы можем взять с Византии золото, серебро и паволоки без боя, то чего же нам еще? Разве известно, кто одолеет – мы или они! Да и с морем не уговоришься. Не по земле ведь ходим, а по глубине морской – общая всем нам может быть смерть».

Принял этот совет князь, взял у греков золото и паволоки себе и на всех воинов своих и вернулся в Киев.

На следующий же год он и византийский император обменялись посольствами и заключили новый договор, похожий на договор Олега с греками. Князь Игорь Рюрикович пришел со старшими своими дружинниками (боярами) на холм, где стоял идол Перуна. Все положили свое оружие, копья, мечи, щиты и клялись византийским послам, что будут соблюдать договор. Были между дружинниками и христиане, они присягали в церкви св. Ильи.

Одарил князь Игорь греческих послов мехами, воском и челядью (то есть рабами) и отпустил их.

Договоры с византийцами Игоря Рюриковича и раньше – Олега – показывают, что русские совершали не просто дикие набеги, но имели в виду и торговые выгоды. В договорах этих уже выговариваются русским торговцам разные льготы; обязываются та и другая стороны оказывать помощь купцам, потерпевшим крушение, справедливо разбирать и судить разные ссоры, могущие возникнуть при торговых сношениях и пр. Опасливые греки, видимо побаиваясь воинственных руссов, требуют, чтобы в столицу не входило их разом более 50 человек, притом безоружных…

 

Смерть князя Игоря Рюриковича

О смерти Игоря Рюриковича русские летопись рассказывают так. Под старость он не ходил сам на полюдье. Полюдьем назывался сбор дани: князь с дружиной обыкновенно ходил по селам и городам «по людям» и собирал дань, которую делил с дружинниками. Стал князь поручать сбор дани своему боярину Свенельду. Это невыгодно было для дружины Игоря, и стала она роптать:

«Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги, пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!»

Князь Игорь Рюрикович

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Картина К. Лебедева, 1901-1908

 

Послушался их князь Игорь, пошел в землю древлян собирать дань, причем он и дружина его прибегали к насилиям. Князь уже возвращался в Киев с данью, но захотелось ему пособирать еще. Большую часть дружины Игорь Рюрикович отпустил, а с небольшим отрядом вернулся опять в землю древлян производить поборы. Древляне возмутились, собрались на вече и порешили с Малом, своим старшиною, или князем, как величали они его: «Когда повадится ходить волк в стадо овец, то все стадо расхитит, если не убьют его; так и этот (Игорь), если не предадим его смерти, всех нас погубит».

Смерть князя Игоря Рюриковича

Казнь князя Игоря древлянами. Рисунок Ф. Бруни

 

Когда князь Игорь снова начал силою собирать дань, древляне из города Коростеня перебили маленький отряд Игоря и самого его убили (945 г.). Есть известие, будто они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним несчастного князя, потом отпустили их, и Игорь Рюрикович погиб ужасной смертью – он был разорван деревьями на две части.

 

rushist.com

Опера "Князь Игорь": краткое содержание. "Князь Игорь"

Имя Александра Порфирьевича Бородина блистает в истории русской музыки. Его опера «Князь Игорь» (краткое содержание которой рассматривается в статье) получила широкое признание. До сих пор она ставится на оперной сцене. Ее постановки воспринимаются публикой с большим успехом. Арии, каватины и др. часто исполняются как отдельные номера в концертах классической музыки.

А. П. Бородин. «Князь Игорь»

Александр Порфирьевич Бородин – великий русский композитор 19 века, ученый-химик. Его имя занимает достойное место в истории музыкальной культуры. Известный критик В. Стасов отмечал, что композитору равносильно подвластны разные жанры: опера, симфония, романс. Гениальный музыкант, талантливый ученый имел и литературное дарование.

опера князь игорь бородина

Опера «Князь Игорь» Бородина – замечательное творение композитора. Сам он отмечал, что его опера по направлению ближе к «Руслану и Людмиле» Глинки, нежели чем к «Каменному гостю» Даргомыжского. По предложению В. Стасова в качестве сюжета он избрал «Слово о полку Игореве». Для того чтобы лучше прочувствовать дух старины, Александр Порфирьевич отправился в сторону Путивля (под Курском). Там он тщательно изучал старинные повести, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины.

Либретто оперы «Князь Игорь» писал сам композитор параллельно с сочинением музыки. Он старался делать акцент на народно-эпических чертах, нежели чем на политических фактах первоисточника. В итоге он смог приблизить образ Игоря к былинным богатырям.

Идею создания оперы, на удивление самого композитора, поддержали все члены «Могучей кучки». В том числе М. П. Мусоргский (реалист и ультра-новатор) и Н. А. Римский-Корсаков (приверженец музыкальных традиций).

опера князь игорь краткое содержание

Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась на протяжении восемнадцати лет. Она была прервана внезапной смертью Александра Порфирьевича. Завершили произведение Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся материалов композитора они написали партитуру, обработали ряд эпизодов и неоконченных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.

Увертюра. Пролог. Интродукция

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание пролога

либретто оперы князь игорь

Из русских князей остался только Игорь. Из родного города Путивля он собирает рать, чтобы выступить в поход на половцев и защитить от вражеского войска землю русскую, дом родной. Народ торжественно прославляет князя Игоря, величает его сына Владимира, провожает добрыми словами в путь, желает им скорейшей победы. Игорь и его боевая дружина отправляется в поход. И вдруг неожиданно стемнело, мрак окутал землю, началось солнечное затмение. Бояре и весь народ считают, что это плохой знак и уговаривают князя Игоря отступиться от затеянного похода. Его жена Ярославна тоже умоляет мужа остаться. Но тщетно. Заботы о жене он передает Владимиру Галицкому, брату Ярославны. Скула и Ерошка (два ратника) дезертируют и переходят на службу к Галицкому.

Характеристика первого действия

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание 1-й и 2-й картины. I действие

Пирует князь Владимир Галицкий вместе со своей разгулявшейся свитой за бранными столами. Здесь же и предатели Скула и Ерошка, всячески восхваляющие Галицкого. Владимира охватила жажда власти. Он хочет отправить Ярославну в монастырь, избавиться навсегда от Игоря и занять его место. Поет «Только б мне дождаться чести».

содержание оперы князь игорь

Во дворе появляются встревоженные девушки. Они умоляют Владимира Галицкого освободить их подругу из терема, куда увели ее дружинники. Но тот выгоняет их прочь под пьяный смех толпы. Скула и Ерошка замышляют мятеж против Игоря.

Вторая картина переносит в горницу в тереме Ярославны. Очень тяжело и тревожно на душе у княгини. И днем и ночью ее беспокоят плохие предчувствия и страшные сны. Вестей от Игоря она уже давно не получала. Ее окружает сплошной раздор и смута. Даже родной брат настроен враждебно. Ариозо Ярославны передает ее чувства.

Внезапно вошедшие девушки со словами «Мы к тебе княгиня» отвлекают ее от печальных дум. Они ищут у Ярославны защиты. Но княгиня бессильна. Она призывает к ответу Галицкого, но тот ей дерзит и угрожает расправой. В финале первого действия приходят бояре с плохими вестями.

В это время Владимир Галицкий устраивает мятеж. К Путивлю приближаются половцы.

Характеристика второго действия

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание II д

Половецкие девушки песням и плясками стараются отвлечь и развеселить дочь хана Кончака. Но она думает только о пленном парне Владимире. Каватина Кончаковны передает все ее чувства. С волнением девушка ждет свидания с юношей. Появляется страстно влюбленный в нее Владимир. Они мечтают о свадьбе. Но князь Игорь не желает и слышать об этом. Кончак соглашается отдать дочь замуж за русского княжича. Не спится Игорю. Он тяжело переживает свое поражение и никак не может смириться с мыслями о захваченной родине. Поет «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Это, кстати, лучшая и знаменитая ария из оперы «Князь Игорь». Предложение Овлура о побеге он отвергает.

Половецкий хан принимает Игоря как самого дорогого гостя и предлагает ему свободу за обещание не поднимать меча. Но тот не принимает предложение Кончака. Он твердо и решительно заявляет о своих намерениях идти войной при полученной свободе. Храбрость, честность и гордость удивляют и восхищают хана. Он устраивает песни и пляски.

Содержание оперы «Князь Игорь». III действие

Со всех сторон собираются половцы и ждут прибытие хана Гзака. Он появляется со своими воинами, русскими пленными и добычей. Его встречает Кончак. Князь Игорь, Владимир и другие пленники в стороне наблюдают за происходящим.

Половецкий марш прославляет ханов. Гордо поет свою песню Кончак. Русские пленники сообщают, что их город захвачен, ограблен, села сожжены, дети и жены в плену. Владимир и другие пленники уговаривают князя Игоря сбежать с Овлуром и спасти Русь. Кончаковна умоляет Владимира остаться. Хан оставляет его в живых и готов принять в зятья.

Характеристика четвертого действия

IV д. возвращает нас в Путивль. Ярославна думает, что потеряла Игоря навсегда и утром оплакивает его. Ее ария - «Ах! Плачу я». Она обращается к солнцу, ветру и Днепру и просит вернуть ее любимого. Горестная песня поселян вторит плачу княгини.

ария из оперы князь игорь

И вдруг появляется Игорь с Овлуром. Счастью Ярославны нет предела. В это время Скула и Ерошка высмеивают попавшего в плен князя, не ведая о его возвращении. Внезапная встреча с Игорем приводит их в изумление. Они бьют в колокол и возвещают о прибытии князя, дабы отвлечь всеобщее внимание и избежать заслуженного наказания.

Народ радостно встречает Игоря и других князей.

Таким образом, опера «Князь Игорь» - замечательное произведение Александра Порфирьевича Бородина, которое завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Идею его создания поддержали все члены «Могучей кучки». Либретто оперы «Князь Игорь» написал сам композитор. Произведение состоит из четырех действий. В прологе, первом и четвертом действиях события происходят в русском городе – Путивле. Второе и третье переносят нас во владения половцев, к хану Кончаку, его дочери и другим персонажам враждебной стороны. Премьера состоялась в Петербурге (на сцене Мариинского театра) в 1890 году, опера была тепло принята публикой.

fb.ru

Опера "Князь Игорь": supergrey

«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом. Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.Постановка величайшей эпической оперы А. Бородина «Князь Игорь» Астраханским театром оперы и балета — событие не только всероссийского, но и мирового культурного значения — осуществляется по инициативе и при поддержке губернатора Астраханской области Александра Жилкина, с благословения Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Ионы, митрополита Астраханского в стенах величественного историко-архитектурного ансамбля в самом сердце столицы Прикаспийского региона. Мы по праву можем гордиться славными страницами нашей истории и вновь привлечь внимание мировой общественности к жемчужине нашего города. (немного информации с вики и астробла)

Все было на высшем театральном, техническом и эмоциональном уровнях. Дальше только фотографии...

Фото 2.Фото 3.Фото 4.Фото 5.Фото 6.Фото 7.Фото 8.Фото 9.Фото 10.Фото 11.Фото 12.Фото 13.Фото 14.Фото 15.Фото 16.Фото 17.Фото 18.Фото 19.Фото 20.Фото 21.Фото 22.Фото 23.Фото 24.Фото 25.Фото 26.Фото 27.Фото 28.Фото 29.Фото 30.Фото 31.Фото 32.Фото 33.Фото 34.Фото 35.Фото 36.Фото 37.Фото 38.Фото 39.Фото 40.Фото 41.Фото 42.Фото 43.Фото 44.Фото 45.Фото 46.Фото 47.Фото 48.Фото 49.Фото 50.Фото 51.Фото 52.Фото 53.Фото 54.Фото 55.Фото 56.Фото 57.Фото 58.Фото 59.Фото 60.Фото 61.Фото 62.Фото 63.Фото 64.Фото 65.Фото 66.Фото 67.Фото 68.

supergrey.livejournal.com

Н. К. Рерих и А. П. Бородин. Опера "Князь Игорь"

Опера Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» прошла практически через всю жизнь Николая Константиновича Рериха. В разные десятилетия ХХ века брался Николай Константинович за оформление этой оперы.

Начиналось всё с «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже. Н. К. Рериху было предложено для первых сезонов 1908-1909 годов оформить две оперы: «Псковитянку» Н. А. Римского-Корсакова и «Князя Игоря» А. П. Бородина. По этому поводу он делился с московскими корреспондентами: «Очевидно, какая-то судьба начинать мне всё из-за границы. Начнём там "Игорем"» (Письмо Н. К. Рериха к Ю. Б. Беляеву от 20.11.1908 г.) (1).

Приготовления к спектаклям начались ещё в России. В Мариинском театре под руководством С. В. Фокина шли репетиции «Половецких плясок», и Рерих был на всех репетициях и работал и с режиссёром – постановщиком оперы «Князь Игорь» А. А. Саниным, и с Фокиным, и с артистами.

Обращение Рериха к оформлению оперы «Князь Игорь» можно считать закономерным. А. А. Санин, приглашая Н. К. Рериха к работе над оперой писал: «Ты в этой опере будешь велик. Если бы ты не существовал, тебя надо было бы для Игоря выдумать и родить». И Санин знал, что говорил.

Темы Древней Руси и Востока всегда волновали Николая Константиновича, а музыка Бородина создавала простор для творческого выражения.

Эти темы развивались в творчестве Николая Константиновича с молодых лет и всячески поддерживались и поощрялись В. В. Стасовым, к мнению которого, конечно, прислушивался молодой выпускник Академии Художеств. А имя А. П. Бородина было хорошо известно всему культурному слою общества и служило даже жизненным примером для педагогической деятельности Н. К. Рериха. В своей первой лекции в Императорском Археологическом институте Николай Константинович упоминает имя Бородина наравне с Леонардо да Винчи как пример сочетания единства знаний искусства и науки. Вообще много общего у таких талантливых людей как Рерих и Бородин: основательность и глубина знаний, проникновение в образ, истинное служение искусству и науке, то есть – служение Культуре.

Николай Константинович с радостью принял предложение режиссёра Санина и тщательно подготовился к постановке оперы.

Оформление оперы «Князь Игорь» возвело Н. К. Рериха в ранг выдающихся театральных живописцев. В. А. Серов и А. Н. Бенуа отметили успех его эскизов, демонстрировавшихся позже на выставках. Николай Константинович вспоминал, что именно после успеха «Игоря» Бенуа назвал его работы «барсовыми прыжками» и этот «отзыв был верхом похвалы» (Рерих Н. К. «Встречи») (2).

Несмотря на то, что Рерих подготовил эскизы декораций и костюмов ко всем четырем действиям оперы, сценическое осуществление в силу сложившихся обстоятельств в первые «Русские сезоны» в Париже получила только часть оперы, которая шла под названием: "Вокально-танцевальная сюита «Половецкие пляски»". Позже, вспоминая о первом «Русском сезоне», Николай Константинович писал, что два эпизода из Дягилевской постановки в Париже незабываемы – это дружба с Саниным и благодарность Шаляпина за костюм для него в роли хана Кончака. «Скифо-монгольский костюм умел надеть Шаляпин» (Рерих Н. К. «Встречи») (2).

Полная версия оперы «Князь Игорь» была показана в Лондоне, в программе «Большого сезона русской оперы и балета» в 1914–1915 годов. Это была уже новая сценическая версия режиссёра Санина, и помочь ему мог только Рерих – необходимо было придать произведению «предельную выпуклость», и Рерих, по словам Санина, отлично с этим справился (Воспоминания А. А. Санина: «Мои встречи с Бернандом Шоу и Кропоткиным») (1).

Н. К. Рерих предоставлял свои эскизы только для воспроизведений декораций на сцене, а потом они участвовали в выставках и раскупались музеями и коллекционерами. После успеха в Лондоне А. А. Санин писал Н. К. Рериху: «Сейчас мне хочется сказать тебе, богатырь, несколько слов. Конечно, на нашей «кухне» не всё ладно, остались и разочарования, и досада, и даже порой злость. Но надо же отвлечься, посмотреть на дело шире, с высоты орлиного взмаха. Не преувеличиваю, говорю тебе: громадное культурное дело вершится. Я всё думаю: в XII веке мы ходили ещё на половцев, а сейчас учим, покоряем, буквально покоряем Европу. Англия вся довольная, богатая, благополучная, ушедшая вся в технику… Живёт без тоски, ярких красок, музыки, поэзии. А наша жизнь, наоборот, не красна, но искусство молодо, ярко, самобытно двигает весь мир. Гордая Англия оцепенела. Из страны Достоевского и Толстого пришел ещё совсем молодой народ, принёс свой «гений», пришёл со своей «позой», глубоко выстраданной, тоскующей, страстной, алкающей, вздымающейся до голубого неба, пришёл с честным открытым лицом и стал искать перед изумлённой толпой своего Бога, стал искать его стихийно, могуче. Искусство наше потому велико, что оно нравственно, высоко человечно…. Думаю в последние минуты о тебе, о твоём искусстве, о твоих работах, о твоей влюблённости в наше прошлое, историю, о твоих иконах и картинах». (Письмо А. А. Санина к Н. К. Рериху) (2)

Конечно, тема оперы близка Н. К. Рериху, ведь в ней за основу взято «Слово о полку Игореве» – наследие Древней Руси XII века. «Слово» было написано в особый период Русской истории. Киевская Русь не была государством в современном смысле. Киевский князь был среди других князей лишь «первым среди равных». А рядом с Русью жила по ещё непознанным законам Великая Степь. Русичи то воевали со степняками, то мирились, заключали браки со степными красавицами. Сильны были русичи – утихала Степь. Слабела, дробилась Русь – и волны набегов терзали пограничные земли.

Автор «Слова» не скрывает, что целью похода Игоря было не столько усмирение половцев, сколько желание показать свою доблесть и установить контроль над крепостью Тмутаракань – на берегу Чёрного моря. Одновременно автор подчёркивал, что раздор и междоусобицы – бич Русской Земли. В «Слове» много загадок, и одна из них – образ Ярославны. Она символ женской красоты, нежности, женского героизма и верности. И если Игорь принадлежит истории, то образ Ярославны – вне времени и пространства.

Главная идея «Слова» – единение. События, описываемые в «Слове», происходят менее чем за тридцать лет до нашествия татар. Поражение в битве потерпели русские князья именно потому, что не сумели научиться действовать согласованно, научиться единству.

Идею использования «Слова» в качестве сюжета для оперы «Князь Игорь» А. П. Бородину предложил В. В. Стасов.

Таким образом, и для Н. К. Рериха, и для А. П. Бородина В. В. Стасов сыграл определённую роль в развитии темы Востока, в поисках связей Древней Руси с Востоком. И каждый из них преуспел в этой теме.

Краткая творческая биография А. П. Бородина

Бородин Александр Порфирьевич родился 31 октября 1833года в Петербурге, записан сыном дворового человека Порфирия Бородина, то есть был крепостным своего отца князя Луки Гедианова, прямого потомка хана Гедея, пришедшего на Русь ещё во времена Ивана Грозного. С раннего детства он отличался необыкновенными способностями: самоучкой научился играть на флейте, виолончели, фортепьяно, пробовал сочинять музыку для этих инструментов. Одновременно развивалась и страсть к химии.

В 9 лет сочинил польку, с двенадцатилетнего возраста он учился вместе с М. Р. Щиглевым, впоследствии известным преподавателем музыки. Товарищи переиграли в 4 руки все симфонии Гайдна и Бетховена и особенно увлекались Мендельсоном. В 13 лет Бородин сочинил концерт для флейты с фортепиано и исполнял его с Щиглевым. Чтобы ознакомиться с камерной музыкой, Бородин брал уроки игры на виолончели у Шлейко, после чего сочинил небольшое трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы "Роберт-дьявол" Дж. Мейербера.

Как сын крепостного, он не имел права учиться ни в гимназии, ни в университете, потому получил домашнее образование. Поступив в 1850 году вольнослушателем в медико-хирургическую академию и занимаясь науками очень прилежно, Бородин не оставлял и музыки.

Работая по окончании курса во втором военно-сухопутном госпитале, Бородин познакомился с Мусоргским – семнадцатилетним офицером лейб-гвардии Преображенского полка, дежурившим в госпитале. Мусоргский был уже знаком с Балакиревым и другими молодыми композиторами. По окончании академии, в 1860 году, Бородин поехал на стажировку в Европу и одновременно участвовал в конгрессе химиков вместе с Менделеевым и Зининым. С тех пор молодой учёный Бородин стал известным мировому научному сообществу.

В Гейдельберге он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; она много играла ему Шумана, Шопена и Листа. В 1863 году она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, она имела на его творчество самое благотворное влияние. Сохранилось много писем Бородина к ней, в которых он давал подробные отчеты о своей жизни и своем творчестве. Громадное значение имело для Бородина знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком. Балакирев познакомил Бородина с выдающимися композиторами Запада, анализируя их форму, технику, оркестровку и уча, таким образом, на практике теории композиции.

Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова, а также общения с А. С. Даргомыжским, сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки. Бородин перешёл на широкий путь композиторского мастерства. Первым произведением, где выразилась крупная индивидуальность Бородина, была его первая симфония, законченная в 1867 году. В ней выступили ярко два главных элемента в творчестве Бородина – русский и восточный.

Разносторонняя одарённость и серьёзная отдача всех сил каждой стороне творчества требовала постоянного напряжения, но Бородин, казалось бы, его не замечал. Он стремился приносить пользу везде, где возможно, всегда был полон жизни и энергии. Современники писали о том, сколько ему досталось даров – и могучий разум учёного, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, всё развил и отдал своему народу.

Бородин принимал активное участие и в общественной жизни. Он был основателем женского образования в России и прекрасным педагогом. Он читал лекции на женских курсах врачей, на которых преподавал 15 лет и там же организовал хор. В письмах он писал: «Дела женских курсов дают нравственное удовлетворение, совершенно отвечающее ожиданиям».

Вклад Бородина в науку – тема отдельного разговора.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым – науку и искусство. Каждое его музыкальное произведение становилось событием музыкальной жизни России. Энергией постоянного напряжения создавались одновременно значительные музыкальные произведения и важные работы в химии. Богатырским было всё то, что он сотворил, все те горизонты, которые он себе очертил, все те образы, над которыми он работал.

А работал он основательно, как бы не спеша: Первую симфонию писал пять лет, Вторую – «Богатырскую» – семь лет, а оперу «Князь Игорь» создавал восемнадцать лет.

Бородин считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Он не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики. Всем известна его элегия на слова Пушкина «Для берегов отчизны дальней». Он первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса. В общей сложности им написаны три симфонии и четыре оперы и многочисленные произведения для фортепьяно и для голоса и фортепьяно.

Его литературный дар проявлялся в сочинениях стихов к произведениям для голоса и фортепьяно и в отдельных эссе. Известно его эссе о Ф. Листе, с которым Бородина связывала дружба. Бородин вошёл с Листом в личное общение, будучи за границей в 1877 и 1881 годах, о чём он очень живо и увлекательно рассказывает в своих письмах к жене и в статье «Лист у себя дома в Веймаре».

Как часто бывает в жизни, все дела, все стороны жизни, одновременно сходятся. Творческое напряжение достигает своей кульминации. Болезнь жены, научные, общественные, педагогические дела – всё требовало его непосредственного участия. Из последних сил Бородин торопился завершить «Князя Игоря» – первую русскую героико-эпическую оперу. Внезапный уход с земного плана в 1887 году оборвал работу над оперой в самом разгаре.

Оперу дописывали в течение трёх лет его друзья: Римский-Корсаков и Глазунов. Конечно, в черновиках опера была набросана, и Бородин её даже проигрывал друзьям. Глазунов, обладавший феноменальной музыкальной памятью, восстановил недостающие эпизоды, а Римский-Корсаков их оркестровал, сохраняя стиль Бородина.

Первая постановка оперы была в 1890 году в Мариинском театре. Это был триумф произведения, автора и братства музыкантов.

Работа над оперой заняла у Бородина долгие 18 лет, но не столько из-за его занятости, сколько по причине самого характера настоящего учёного, требующего основательности во всём, внимания к деталям и подробностям.

Бородин съездил в Курскую губернию посмотреть Новгород-Северский и Путивль, изучил Ипатьевскую летопись и «Задонщину», побывал и в поволжских степях. Для создания музыкальных образов половцев изучал эпос и лирику тюркских народов, через друзей изучил мелодии, записанные у потомков половцев, живущих в Венгрии.

Кроме того, Бородин писал не только музыку, но им написаны либретто и текст. Это либретто обладает особой ценностью. В ходе работы возникали и изменения по отношению к «Слову о полку Игореву»: так появился князь Владимир Галицкий как квинтэссенция всего отрицательного, что существовало в русских князьях; сцену с затмением Бородин переносит к моменту выступления из Путивля, что бы показать отношение Игоря к такому знаку; образ Ярославны в опере – главное действующее лицо, как и Игорь, вокруг неё происходят события, выявляются истинные лики окружающих – и героев, и подлецов; русский народ – действующее лицо оперы и потому сильны хоровые эпизоды; введены образы Степного Востока. Впервые на оперной сцене – кочевье, Великая Степь, Срединная Азия. Этот Восток предстаёт перед нами во всей своей сложности: хан Кончак – искренне симпатизирует пленнику; его дочь Кончаковна – страстно любит пленённого княжича Владимира и хитростью удерживает его в ставке хана. А в летописях она спустя год бежит на Русь с Владимиром и новорождённым сыном на конях через Степь.

Судьба оперы оказалась драматичной, как и сама жизнь в опере.

(Слушаем Увертюру к опере "Князь Игорь" А. П. Бородина  – в ней представлены все краски, мотивы и энергии, а потом познакомимся с содержанием оперы и с эскизами к ней, выполненные Н. К. Рерихом)

Содержание оперы и эскизы Н. К. Рериха

Опера написана в четырёх действиях с прологом. Впервые в полном объёме и в оформлении декораций по эскизам Н. К. Рериха шла в 1914 году в Лондоне.

Эскизы 1908 года, хоть и не получили сценического воплощения, также вошли в сокровищницу русского театрально-декорационного искусства.

Пролог Эскиз «ПУТИВЛЬ»

На эскизе «Путивль» 1908 года мы видим огромный белый собор – незыблемый, простой и величественный. Воздвигнут он на небольшом зелёном холме, как бы инкрустированном камнями – валунами. Ракурс зрения снизу и сбоку делает этот обобщённый образ древнерусского зодчества ещё более монументальным. Собор как будто не помещается в картину во всю высоту – не виден крест, завершающий горящий на солнце купол-шлем. Тяжёлые и строгие деревянные стены крепости с двухъярусными сторожевыми башнями, пустынный пейзаж, чуть видный через раскрытые ворота, также подчёркивают торжественность, величие и простоту собора. Первый план – подобие площади – совершенно свободен. Сюда соберётся народ и станет величать Игоря, и отсюда дружина и рать выступят в поход.

Эскизы «Путивль» 1914 года, коренным образом, отличаются от эскиза 1908 года. За это время с 1908 по 1914 годы изменилась сама живописная манера художника Рериха, усилилась декоративность и стилизация, принятая в монументально-декоративном искусстве.

И мы видим вместо суровой лепки гладких стен – кружево узора портальной и абсидной стороны памятника. В нём угадываются черты Дмитриевского Собора города Владимира, и окружают его не крепостные стены, а городской пейзаж Путивля. Здесь прослеживается сходство с древне-русской иконописью.

Николай Константинович пишет ещё два эскиза «Путивля»: со спокойным небом и с тревожной чернотой затмения.

Тревожность и напряжённость происходящего действия подчёркивается и облаками, в которых отражены мысли – они летят, как стрелы, видна их направленность и цель. По небу пролетает и нечто напоминающее комету – тоже какой-то знак. Эти эскизы – настоящие станковые работы.

Одновременно с эскизами декораций разрабатывались и эскизы костюмов, разнообразие и характерность их трудно переоценить. Здесь и бояре, и народ, и князья, и воины (с 24 смотреть в приложении).

Содержание пролога:

Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и своей боевой дружиной собираются в поход против половцев-кочевников, хищными набегами опустошающих русские земли. Народ величает Игоря, других князей, ратников и желает им победы.

Внезапно темнеет – начинается солнечное затмение. Народ и бояре видят в этом недобрый знак, дурное предзнаменование и советуют Игорю отложить поход. Умоляет князя остаться дома и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Он уверен в правоте своего дела – он идёт защищать Русь:

 

«Нам божье знамение от Бога,

К добру иль нет – узнаем мы,

Судьбы своей никто не обойдёт, чего бояться нам.

Идём за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь!

Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу?»

 

Князь прощается с женой, утешает её, убеждая не беспокоиться о нём, и ждать с победой. Заботу о Ярославне он поручает её брату, князю Владимиру Галицкому, которого оставляет своим наместником в Путивле.

 

Незаметно покидают дружину Игоря два ратника – Скула и Ерошка: они намерены перейти на службу к Галицкому.

С благословением Игорь и его дружина выступают в поход.

Действие первое в двух картинах

Картина первая Эскиз «Двор князя Галицкого»

Задача эскиза показать средствами живописи характер героя, его жизнь. Эскизы 1909 и 1914 годов свидетельствуют, что Рерих искал такое решение, которое соответствовало бы музыкальному и драматическому содержанию первого действия. Николай Константинович нашёл его в повышенной декоративности и дробности композиции, тем самым подчёркивая отсутствие цельности в образе князя Галицкого.

Здесь всё напоминает некоторую рисованность и легкомысленность жизни, красивость и яркость внешнюю, загруженность эскиза свидетельствует о бездуховности хозяина, стремящегося к власти.

 

Содержание первой картины:

За бранными столами, окружённый разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти – хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем в Путивле. Во двор вбегают взволнованные девушки. Они упрашивают Галицкого освободить их подружку, уведённую дружинниками князя на потеху в терем. Но Галицкий гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы. Хмельной разгул достигает предела. Скула и Ерошка вместе с расхрабрившимися бражниками, славя князя Галицкого, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?»

Картина вторая Эскиз «Терем Ярославны»

Н. К. Рерих выполнил несколько вариантов терема Ярославны.

Как отличаются эти эскизы от эскизов двора князя Галицкого! Здесь видна строгость и простота быта, и одновременно изящная красота убранства комнаты.

Нежные и тонкие цвета говорят о духовности хозяйки, её внутренней сдержанности. Всё работает на раскрытие образа Ярославны. Через узкое продолговатое окно хорошо видны освещённые солнцем купола церквей и крыши домов. По замыслу режиссёра А. А. Санина через окно терема Ярославны должна быть видна и «вся картина пожарища».

Содержание второй картины:

Неспокойно на душе у княгини. Тревожные сны и мрачные предчувствия не оставляют её ни днём ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг неё княжеские раздоры, смута, и даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить в Путивле.

Неожиданный приход девушек, которых Галицкий прогнал со двора, отвлекает Ярославну от горестных дум. Девушки ищут у княгини защиты от обидчика.Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, угрожая ей и Игорю.

Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь Игорь с сыном в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды, между тем, идут на Русь. Встревоженная услышанным, Ярославна сама желает обо всём подробно допросить гонцов.

Тем временем Галицкий с челядью, пользуясь моментом, поднимает мятеж.

Тревожный гул набата возвещает об опасности – к Путивлю приближаются половцы.  Бояре и народ полны решимости отстоять у врага свою землю.

Из воспоминаний режиссёра постановки оперы Санина можно судить о впечатлении, произведённом на зрителей этой сценой в тереме Ярославны: «Несчастье, нагрянувшее на терем, я связал с громадным, неудержимым, поистине трагическим метанием и движением всех обитателей терема, обезумевших вконец перед близостью и угрозой смерти. Настоящая картина «светопредставления». Удалось в этой сцене родить то «таинство» истинного искусства, которое творит всегда в театре «чудо» и захватывает зал».

Вот так проявляется синтез искусств, когда слились в творческом воплощении огненные энергии художника, композитора и режиссёра-постановщика.

Действие второе и третье Эскиз «Половецкий стан»

Действие второе и третье переносят нас в половецкий стан – совершенно иной мир, иной уклад жизни. Музыка Бородина передаёт всё разнообразие характера половцев: созерцательность и страстный темперамент, мечтательность и томление, буйство фантазии, дерзкий порыв. Эта часть оперы под названием вокально-танцевальная сюита «Половецкие пляски» открывала первые «Русские сезоны» Дягилева в Париже в 1908-1909 годов. Н. К. Рерих очень тщательно готовился к первой постановке. Он исполнил множество вариантов декораций и костюмов к этому действию: тема кочевников, степи.

 

Тема Востока всегда волновала Николая Константиновича.

При незначительных различиях в композиции все варианты объединяет один и тот же мотив: вечерние сумерки, раскиданные на пологих холмах юрты с бунчуками, дым костров, поднимающийся к верху, и огромный небесный простор.

 

Небо в живописи Н. К. Рериха всегда активно и несёт смысловую нагрузку: красновато-коричневые переливы создают эффект раскалённого зноя и от солнечного заката, и от жара костров. Стан кочевников разместился среди долин и холмов вблизи неширокой петляющей реки. На фоне рериховской декорации под аккомпанент полного оркестра один за другим следовали лирический хор, танец девушек-невольниц, воинственная пляска мальчиков. Завершалось всё общей исступлённо-ликующей пляской и хором, славящем хана.

«Впечатление от этой сцены и музыки было столь огромным, что на время даже забыли о Шаляпине, исполнявшего роль Кончака», – вспоминал участник «Русских сезонов» режиссёр С. Л. Григорьев.

 

В постановке танцев получила яркое воплощение стихия «скифства», неукротимого порыва, необузданности и стремительности ритмов. Хореография С.В.Фокина, музыка А. П. Бородина, эскизы декораций и костюмов Н. К. Рериха – всё в едином синтезе искусств отразилось в «Половецких плясках».

Эскиз костюма хана Кончака Николай Константинович подарил Шаляпину, а Фокину – эскиз костюма половчанина.

В эскизы 1914-1915 годов Рерих уже вносит некоторые изменения – меняется колорит. Это связано с новыми постановочными задачами режиссёра Санина, требовавшего усиления драматичности действия – ощущения томления в плену, жажды свободы, темы любви в плену. Рерих решает эту задачу, вводя новые краски в свои эскизы: появляются синевато-зелёные оттенки, усиливающие загадочность и таинственность южной ночной степи.

 

Теперь это не «вечерний», а «ночной» половецкий стан.

 Эскизы 1944 года создавались Рерихом уже в Индии, и это было новое толкование балета «Половецкие пляски».

Шла Вторая мировая война, и колорит эскизов в золотом сиянии неба предвещал торжество России.

Вот такую красочную сюиту эскизов создал Н. К. Рерих на тему «Половецких плясок».

 

Содержание второго действия:

В половецком стане идёт своя жизнь: пляшут половецкие девушки, пленники возвращаются с работы и девушки их угощают.

Кончаковна, дочь хана Кончака, страстно полюбила княжича Владимира Игоревича. У них любовь взаимная. Есть желание сыграть свадьбу, но Игорь не желает даже слышать о свадьбе в плену. Его ария «Ни сна, ни отдыха измученной душе» стала известна своей болью о Руси и её освобождении. (Слушаем арию Князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе»)

Неожиданно один из крещённых половчан предлагает Игорю бежать тайно: «Не для себя, а для Руси ты должен бежать».

Хан Кончак оказывает Игорю всяческие почести и даже предлагает ему уйти из плена с уговором, что тот не подымет меч на него.

Но Игорь не может это принять, честно признаётся, что снова соберёт полки и ударит на него.

 

Содержание третьего действия:

В ставке хана Кончака веселье. Все славят военачальника Гзака: «На свете нам подвластно всё, и на земле нет равных нам».

Княжич и пленные советуют Игорю бежать и спасать Русь.

Кончаковна хитростью удерживает своего возлюбленного, и бьёт в колокол, объявляя о побеге Игоря. Кончак, услышав о побеге, восклицает: «Вот молодец, я так же поступил бы, а княжича опутаем княжной», – и объявляет свадьбу.

(Видео «Половецкие танцы» из оперы «Князь Игорь» в постановке Мариинского театра).

Девушки невольницы поют песню:

«Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон, Там под говор моря Дремлют горы в облаках; Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зелёных, И сладкий виноград растёт. Там тебе привольней, песня, Ты туда и улетай».

Действие четвёртое Эскиз «Плач Ярославны»

Мы снова переносимся в Путивль, к городской стене. Эскизы «Плач Ярославны» проникнуты настроением скорби, тяжёлые мысли Ярославны плывут по небу, как птицы. В них ощущение беды и безотрадности. А навстречу им плывут и облака-мысли бегущего из плена Игоря и стучатся прямо в башню. Цветовая гамма усиливает монументальную тяжеловесность эскиза.

Содержание четвёртого действия:

Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, поутру оплакивает его на городской стене.

Обращаясь к ветру, солнцу, Днепру, она ждёт от них ответа, где Игорь, что с ним?

Плачу Ярославны вторит горестная песня поселян, скорбящих о разорённой и выжженной земле.

Вдруг вдали княгиня замечает двух всадников. Это Игорь и Овлур. Наконец-то любимый, долгожданный муж.

Хмельные Скула и Ерошка, не знающие о возвращении Игоря, глумятся над своим князем, попавшим в плен. Неожиданная встреча с ним ошеломляет их.

Чтобы избежать заслуженного наказания, изворотливый Скула предлагает Ерошке первыми ударить в колокол и возвестить о прибытии князя.

Народ, сбежавшийся на звон колокола, радостно приветствует князя Игоря и других князей, которые прибыли в Путивль, готовые к единению:

«Время красное настало, Знать, недаром князь приехал!.. Знать, пришла пора безделью нам!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Картина Н. К. Рериха «Поход Игоря»

Н. К. Рерих считал А. П. Бородина выдающимся деятелем своей Родины, о котором очень скудно рассказано в прессе. За год до начала Великой Отечественной войны Н. К. Рерих писал: «Лежит передо мною «Слово о полку Игореве». Само «Слово» как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Всё он победит – и лёд, и жару, и глад, и грозу, и будет строить на диво».

В 1942 году Рерих пишет станковую картину «Поход Игоря».

Мы видим необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела лишь самая верхняя часть неба. Большая часть неба залита золотым солнечным светом и это - радостный аккорд. Всякому затмению бывает конец!

Таисия Пугачёва, 18 февраля 2012 г.Рериховский клуб Общества "Зов к Культуре"

Литература: 1. Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха.- Самара, «Агни»,1996. 2. Рерих Н. К. Листы дневника. Т.2 - МЦР, Мастер-Банк, М. - 1999. 3. Булахов М. Г. "Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке. Краткий энциклопедический словарь / Под ред. Л. А. Дмитриева. - Минск: Университетское. -1989.

Материалы в интернете:- Музыкальная энциклопедия - Википедия: Бородин А.П., Современники о А. П. Бородине, Опера «Князь Игорь»- Константин Ковалёв-Случевский. Химическая формула музыки. А. П. Бородин.   Заметки к биографии ссылка

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.

culture-into-life.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта