Стиль китч: особенности, история, интересные факты и рекомендации. Картины китч
Китч в интерьере, стиль, примеры, в архитектуре, живописи, определение, дизайна
Эра научного и технического прогресса принесла немало разочарований в сфере искусства и культуры. Одним из них стала стандартизация стиля, получившая ругательное определение «китч». Плевки и насмешки критиков не спасли культуру от упадка и даже поспособствовали развитию наиболее претенциозной разновидности китча.
История возникновения
Китч (кич) – явление, зародившееся в XIX веке в ответ на культурный голод мелкой буржуазии, освоившей городскую жизнь, но не имевшей потребности в освоении городской культуры. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу. Столь ироничное определение получило искусство, приобретшее массовый характер и утерявшее истинное значение для образованной ячейки общества. Индустриальная революция создала повсеместно всеобщую грамотность, понизив навыки чтения и письма до категории обыденных знаний. Интеллигенция, ранее единственно влиявшая на культурное становление, была разбавлена рабочим народом, не проявлявшим эстетической нужды в подлинном искусстве.
Китч – образчик массовой культуры, подкупивший своей доступностью широким массам. Он – рационализированный вирус, незатейливо внедрившийся в города, сёла и глубоко этнические колонии.
Клемент Гринберг, известный критик XX века, назвал китч вторым культурным феноменом, возникшим на Западе одновременно с авангардом. Коммерциализация искусства стала больной темой многих рецензентов и эстетов. Даже викторианский стиль и готическое искуство своеобразный аналог кича в Англии, не породил такой волны негодования и недовольства.
Проявление в Советском Союзе
Территория объединенных Республик была одновременно охвачена революцией индустриальной и революциями народными. Смена строя и власти, смена господствующей элиты и критериев элитарности послужили прямыми предпосылками появления китча. Рабочий класс, двигатель прогресса, не имел времени и особого желания приобщаться к прекрасному, не имеющему общего с ранее окружавшей его культурой.
Китч – объект низкопробного производства, штампуется по образцу, знаменует торжество социального статуса над потребностью в эстетическом наслаждении.
Смысл, тщательно закладываемый художниками и архитекторами в объекты искусства, был заменен на простоту и незамысловатость. Ощущение причастности к нематериальным ценностям в достаточной мере удовлетворялось тиражируемыми образчиками, более близкими сердцу народа.
Современное направление
Китч повсюду. Для него действует принцип «спрос порождает предложение». Всё, что мы видим в окружающем нас интерьере – его прямое проявление в повседневной жизни. Кич – стиль современности. Все иные стили, особенно если учесть традиционные, такие, как английский стиль в интерьере или голландский стиль, – пережиток прошлого, воссоздаваемый дизайнерами и архитекторами в качестве модного веяния либо эстетической тоски.
Намеренный «утрированный» китч появился относительно недавно. Эта новомодная категория подразумевает нарочитую безвкусицу, избыточную яркость красок, совмещение несочетаемых предметов интерьера.
Впечатление от такого интерьера всегда вызывающее, в независимости от цели, преследуемой декоратором.
Бесчисленное множество путей, которыми стиль прошел с XIX века до наших дней, породило разнообразие, позволяющее ныне разделить китч на три категории:
- Псевдо-роскошный стиль. Краткое описание – всё, сразу и побольше. Интерьер характеризуется наличием огромного количества предметов роскоши, относящихся к разным эпохам. Тяжелые вычурные кресла соседствуют с китайскими столиками, авангардная люстра освещает массивные ковры и бархатные шторы.
- Китч люмпенов. Основная идея – подражание бедности. Стены небрежно окрашены или оклеены, лампочки не имеют плафонов. Мебель, потертая и нарочно безвкусная, собирается из разных комплектов. Все материалы дешевые или имитируют таковые.
- Дизайнерский. Главный посыл – ирония. Именитые творцы искусства не гнушаются иметь в своём портфолио пару претензионных работ. Делается акцент на переизбытке популярных предметов масскультуры, штампованных «сувениров» из якобы далёких стран. Могут обыгрываться одновременно или по отдельности две предыдущих категории китча.
Архитектура
Акцентированный нигилизм коснулся зодчества как дань моде. Наружная отделка походит на случайное временное смешение в пределах одного дома. Постройка в стиле ампир или рококо неожиданно дополняется элементами модернизма. Яркие металлические арки граничат с лепнинами и колоннами, классические арочные окна красуются на асимметричных этажных блоках.
Изюминка стиля в градостроительстве – строения в форме съедобных продуктов и предметов быта. Огромные чайники, ананасы, корзинки для пикника и пирожные привлекают своей неординарностью.
Цель строительства – привлечение внимания, ничего более.
Интерьер
Внутренняя отделка домов и квартир ассоциируется с супом, приготовленным маленьким ребёнком. Все ингредиенты выбираются по принципу яркости, перемешиваются без соблюдения технологии и зачастую несъедобны.
Особенности стиля
- Подделка. Имитируется всё – дорогие материалы, картины, статуэтки. Нарочито используются изделия с браком, подчеркивающие отсутствие эстетической составляющей.
- Переизбыток декора. Каждый квадратный сантиметр украшается ковриками, картинками, открытками. На каждом столе – набор разномастных бессмысленных фигурок.
- Эклектизм. Элементы разных стилей, противоположных по духу и значимости, преднамеренно перемешиваются в хаотическом порядке. Англичане викторианской эпохи считали эклектику в архитектуре чувством вкуса, современники китча намеренно создают беспорядок во имя безвкусицы.
Цветовая гамма
Цветовая гамма умышленно беспорядочна. В интерьере одной комнаты соседствуют красные, фиолетовые, желтые тона самых невероятных оттенков с пасторальными нежными мотивами.
Яркость – конёк китча, сочетание несочетаемых цветов – догма, которой обязательно следует придерживаться.
Материалы
Вместо дерева ДСП и ДВП, вместо бархата и кожи – текстиль и кожзам. Материалы столь же разнообразны, сколь искусственны. Железо обивается велюром, пластиковые стулья утопают в махровых коврах. В интерьер вкладываются все известные человечеству искусственно созданные материалы, их форма и количество зависят только от фантазии автора.
Полы и стены
Пол может вообще не иметь покрытия. Это достояние люмпенского китча приходится по вкусу многим дизайнерам. В остальных случаях напольным покрытием может служить линолеум, плитка, ламинат, ковролин. Дерево окрашивается дешевыми яркими красками либо ошкуривается до крайне состаренного вида. Оттенки и узор абсолютно произвольны.
В отличии от советского Конструктивизма каждая стена выполнена в своем особенном стиле. Имеют место тканевые обои, обивочные панели, гладкое узорчатое ковровое покрытие. Поверх неоштукатуренной кладки наносятся мультяшные изображения и портреты популярных западных звёзд. Однотонность – редкое исключение.
Окна и двери
Оконные проемы создаются по принципу «и так сойдёт». Форма проемов ломаная, неправильная. Хорошее решение — окна, выполненные в одном из помпезных стилей прошлых веков. Интерьер такого дома, напротив, авангардно кричащий, выделяющий нелепость архаичных элементов.
Оформление дверных проемов в таком же роде сумбурно. Двери простые и дешевые, разрисованы граффити или трафаретными портретами.
Декор и аксессуары
Картины на стенах – репродукции из-под кисти современных авторов, пасторальные картинки с невинными девами, поп-арт картины, рисунки из комиксов и мультиков. Намёк на присутствие работ времен да Винчи или Пикассо недопустим, он испортит эффект отрицания стиля.
Аксессуары на самые разномастные. Тканевые шкатулочки, пластиковые цветы, выцветшие вазы и китайские «хотэи» уживаются в пределах одной полки. Прослеживается эффект жадности, с которой деревенский житель, не знакомый с культурами других стран, нагребает первые попавшиеся сувениры.
Не менее интересно декоративное наполнение в стиле «влюбленной дурнушки». Повсюду стоят, висят и лежат наивные романтичные открытки, комната заполнена розочками, сердечками и изображениями влюблённых пар. Рядом с игривым торшером лежит пара томиков бульварного романа.
Как можно обложить печь плиткой вы узнаете из этой статьи.
Модульные шкафы для гостиной: http://trendsdesign.ru/home/liv/modulnye-shkafy-dlya-gostinoj.html
Многогранность стиля китч
Выводы
Китч – наиболее противоречивый стиль из всех известных. Враз актуальный и убогий, нарочно или случайно выпячивающий недостаток вкуса, он сопровождает современного человека повсюду. От китча стало невозможным избавиться со времени повсеместного наступления технического прогресса. Эта культура, этот стиль жизни – данность, которую следует воспринимать благоразумно.
Яркими образами пестрят и другие стили интерьера, хоть и не столь вызывающие критику у публики. К таким стилям можно отнести авангард, который славится своей абсурдностью форм, и хай-тек, совмещающий в себе броские цвета с холодной сталью и натуральными материалами.
trendsdesign.ru
Китч
Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео, гей-сообществах, в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Китч – это подделка под что-то ценное. Слово прилетело к нам, видимо, из немецкого: глагол kitschen был введён в обращение около 1860 г. Хотя некоторые относят его к английскому sketch (”набросок”). Смысл китча сводится к двум понятиям 1. Что-то дешёвое, низкое, бульварное. 2. Популярное, гламурное, звёздное. Чаще всего мы видим как раз синтез: дешёвый гламур. Есть китч явный и скрытый, который не сразу распознаешь. Явный китч — это, например, шоколадка «Икона», продающаяся, увы, в магазинах при Храме Христа Спасителя от имени фонда этого храма, на обёртке которой напечатан лик Пречистой Девы. У нас на рынке продаются коврики с ликом Спасителя. А около кулинарии каждые выходные стоит тётенька, торгующая посудой, в ассортименте которой есть блюдца, расписанные ликами святых и Богородицы. Примеры подобного безумия, которых сегодня, увы, стало слишком много, свидетельствуют о глубочайшем кризисе культуры, который не обошёл стороной и людей, считающих себя церковными. Ну и — календари с котятами, садовые гномики, пасхальные зайцы, открытки в розочках и бантах. Я бы назвала это уличным китчем.
Неявный китч – это выдавание дешёвого за дорогое, например, в строительстве: пластик вместо дерева или мрамора). Это касается, прежде всего, содержания, но китч бывает связан и с формой. Это примитивизация, упрощение высоких материй, пиар, разные рекламные трюки, методы воздействия на толпу. Представление человека в виде пустышки, потребителя, но не глубокой личности. Вчера была передача, посвящённая памяти Тихонова, и там какая-то дизайнерша (имени не запомнила) показывала подушечки с изображением Штирлица, произнося с придыханием слова о русском Голливуде и великих актёрах, которых она таким образом увековечила. Жан Бодрийяр: «Это распространение китча, которое вытекает из индустриального умножения количества вещей, из вульгаризации на уровне предмета различных знаков, заимствованных из всех областей (прошлое, нео, экзотика, фольклор, футуризм) и из беспорядочной эскалации «готовых» знаков, имеет свою основу, как тип «массовой культуры», в социологической реальности общества потребления.»
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/117083.html
Похожие записи
design-kmv.ru
особенности, история, интересные факты и рекомендации
Экстравагантность, гармонирующая с откровенной безвкусицей, сочетание экзотики и нигилизма, яркость цветов и крикливость внешних форм. Так можно охарактеризовать стиль китч – один из самых молодых и ярких. Как создать интерьер в этом стиле? Какие элементы декора можно использовать? Что необходимо для создания модного образа в стиле китч?
Происхождение стиля
Этимология слова «китч» достаточно спорная. Есть минимум три версии его происхождения. Согласно первой, это слово произошло от немецкого музыкального жаргона: kitsch – «халтура». Второй вариант – появление существительного «китч» от немецкого глагола verkitschen, имеющего значение «удешевлять». Еще одна версия – происхождение от английского forthekitchen – «для кухни», при этом подразумевались предметы безвкусные, которым не место в «приличном помещении».
В любом случае у слова «китч» есть негативный подтекст. Поэтому принято употреблять его как противоположность хорошему дизайну.
История стиля китч
Разделились и мнения о том, когда стиль китч был введен в интерьер домов. Одни дизайнеры уверяют, что это произошло в конце XIX века, другие же считают, что этот стиль вошел в дома только в первой половине XX века. Кстати, бытует мнение, что китч существовал всегда, а потому неправильно ограничивать его временными рамками.
Направления китча
Специалисты делят этот эксцентричный стиль на три основных направления:
1. Китч люмпенов. Это направление появилось благодаря бедности! Безрадостность таких помещений разбавляется яркими красками, насыщенностью оттенков и необычными аксессуарами. Особенности: кислотные цвета, граффити, фонарные столбы, дорожные знаки и даже телефонные будки!
2. Псевдороскошный китч: сочетание состоятельности и отсутствия вкуса. Невероятные идеи нуворишей находят свои воплощения именно в этом варианте оформления. Одна комната в стиле китч может совмещать греческие колонны, выкрашенные в неоновые цвета, золотую лепнину и пластиковые стулья.
3. Дизайнерский китч: грамотная пародия на стиль. Только профессиональным дизайнерам под силу создать в доме китч, один взгляд на который даст понять, что это – высмеивание конкретных черт стиля. Главное при этом – не доводить до абсурда.
Основные характеристики
Главные черты этого стиля, отличающие его от остальных направлений – это вульгарность, дешевые материалы, недорогая мебель, ретровещи. Можно сказать, что китч – это смешение классики, футуризма и кантри. Элементы декора нужно подобрать таким образом, чтобы они шокировали, выражали позицию владельца жилья и его отношение к жизни.
Стиль позволяет сочетать совершенно разнородные отделочные материалы: бархат и пластик, мех и хромированные детали уживаются в этом пространстве. При этом все элементы стиля – безвкусные пародии на классику, способные произвести сиюминутный эффект.
Кому подойдет?
Стиль китч отличается экстравагантностью, а потому подходит людям смелым, мыслящим нестандартно. Другие просто не смогут жить в таком ярком и необычном интерьере. Выбирая китч, человек отрицает классику, предпочитая ей постмодернизм. Способны на это оригиналы, любящие эпатировать публику.
Потолок
Оформляя дом в стиле китч, важно помнить одно основное правило: здесь действуют полная свобода и отказ от всех правил! Идеальный вариант для такого интерьера – натяжной потолок. Такое решение позволит сделать комнату объемней. Выбор цвета зависит только от полета фантазии дизайнера. Фиолетовый или зеленый, синий или красный – атмосфера этого стиля позволяет яркие эксперименты. Можно разбавить яркие краски с помощью фотопечати. Внести еще больше красок в интерьер помогут разнообразные обереги, ловцы снов и подвески, которые нужно закрепить на потолке.
Стены
Стиль китч в дизайне интерьера предусматривает весьма экстравагантные варианты для стен. Их можно обшить ламинатом, обклеить яркой плиткой с абстрактными узорами, нарисовать граффити. Еще одно смелое решение – сочетание несочетаемого: обои классического типа и настенные панели, причудливая мозаика и 3D-обои, блестки и пластик.
Пол
Дерево и керамика, мрамор и линолеум – никаких ограничений для покрытия нет! Пол может быть выполнен из одного материала, а может гармонично совмещать островки из разных покрытий. Для стиля китч подойдет имитация неструганых досок, которые изобилуют экстравагантными орнаментами. Особую роль в таком помещении играет ковер – он просто обязан быть максимально ярким и большим. Важно и наличие длинного ворса: на таком ковре можно разложить подушки.
Цветовая гамма
Основные тона, в которых можно создать китч, достаточно агрессивны: салатовый, розовый, красный, фиолетовый. К тому же можно использовать самые нелепые сочетания. Например, лимонный в сочетании с блестящим зеленым, матовый синий с глянцевым фиолетовым. Чем сильнее контраст, тем лучше! Здесь нет ограничений. А еще для создания китча понадобится позолота: ее можно использовать в любых количествах.
Окна и двери
Для стиля китч прекрасно подойдут готические окна. Лучше всего использовать сочетание роскошных бархатных портьер с яркими жалюзи. На подоконниках рекомендуется расставить искусственные растения. Двери подойдут самые простые: чтобы усилить стиль, достаточно просто украсить их репродукциями картин или расписать граффити.
Мебель
Дизайн в стиле китч – это пародия не только на красивую жизнь, но и на кричащую бедность. В интерьере уместна мебель со свалки, занавески из полиэтилена, перегородки ручной работы (к примеру, из обрезков пластиковых труб).
Отличается китч и наличием яркой мебели. Темную поверхность стен разбавят кресла розового, оранжевого и зеленого цвета, шкафы всех оттенков радуги. Для светлой же комнаты идеально подойдет мебель насыщенных темных оттенков: болотного, коричневого или темно-синего.
Если говорить о материалах, то мебель, выполненную из дерева, в интерьере квартиры или дома лучше не использовать – она больше подойдет для кафе. В гостиной или детской комнате стоит использовать прозрачные пластиковые столы. Украсить их можно цветными вазами с искусственными цветами. Превосходно впишется в этот стиль мебель с имитацией позолоты. Кстати, она должна быть не только необычной, но и максимально функциональной. Еще одна особенность: предметы должны быть разных форм, стилей, размеров. В одной комнате могут соседствовать стеклянный стол и старый бабушкин сервант.
Освещение
Единой системы освещения в китче не прослеживается. Лучше всего совмещать несколько источников – классические люстры, бра или даже свечи в канделябрах можно разместить рядом с бумажными фонариками. Важно, чтобы свет был достаточно ярким – каждая деталь должна быть хорошо видна.
Аксессуары
Стиль китч предусматривает избыток романтичных элементов: допустимы мягкие игрушки, бантики, гипюровые рюши, искусственные цветы. Вообще, декораций должно быть максимально много! В числе характерных для китча элементов красочные картины, броские безвкусные вазы, разноцветные торшеры. Цветовое решение тут не главное: цель китча – дисгармония. Квартира в стиле китч призвана создавать эффект роскошного дома. Для этого в ход идут цветастые ковры на стенах, хрустальные люстры, позолоченные псевдоколонны из пенопласта, домашние фонтаны, массивные напольные вазы.
Отдельное внимание следует уделить ковру: он обязательно должен быть большим, мягким и максимально ярким. Лучше всего приобретать изделие, в котором несколько цветов, так как оно впишется абсолютно в любое помещение, при этом придав мебели и аксессуарам совершенно другой вид. Также важно заметить, что ковер должен иметь длинный ворс, ведь зачастую на нем играют дети или сидят взрослые (для этого, кстати, небольшие подушки и кладутся на пол).
Стиль китч в одежде
Любительницам ярких, неординарных решений прекрасно подойдет образ в этом вызывающем стиле. Так же как и в дизайне, здесь необходимо сочетать то, что, на первый взгляд, сочетать нельзя. При создании такого лука безвкусица должна стать осознанным выбором. В моду китч вошел в начале прошлого века, однако его расцвет пришелся на 70-90-е годы. Какая модница тогда не носила облегающие кислотные лосины, расшитые пайетками топы и смелые мини-юбки? Сейчас китч немного сбавил обороты, но по-прежнему позволяет неординарным девушкам проявить свою индивидуальность!
fb.ru
Король китча и метафизики. Жизнь и творчество Одда Нёрдрума
Одд Нёрдрум – современный художник, трагически несовпадающий ни с эпохой, ни с ключевыми трендами в актуальном искусстве. Убежденный служитель Прекрасного, поклоняющийся перед ремеслом мастеров XVII века, он на протяжении последних 50 лет словом и делом доказывает, что в искусстве есть то, что неподвластно времени. Concepture предлагает детальный взгляд на творческую эволюцию Нёрдрума.
Король китча
Одд Нёрдрум – норвежский художник-фигуративист, родившийся в 1944 году. Себя художник называет «королем китча» и «историческим анархистом», и большую часть своей жизни он посвятил войне с модерном. При этом его сложно назвать постмодернистом, хотя и его картины, и заявления оказались довольно скандальными. Сюжеты работ Нёрдрума соединяют в себе народные истории и фигуры речи с элементами мистики и метафизики. А натурализм и жестокость некоторых картин способны шокировать даже любителей современного искусства.
Нёрдрум сам выстраивает свое представление об истории искусства и его сущности, конструирует себе преемственность и манеру, опираясь на мастеров XVII века. Он не стесняется обличать и критиковать современное общество, бороться с системой салонов, галерей и академий. Он предельно серьезен в защите китча, который, впрочем, понимает весьма своеобразно.
Отказавшись идти путями, намеченными живописью ХХ века, Одд обращается к ремесленной составляющей жизни художника: он экспериментирует с составами грунтовки и красок, сам растирает и смешивает их, рисует пальцами, ветошью, наждачной бумагой, ножом, старомодными кистями.
То же и в технике: Нёрдрум много лет изучает манеру кьяроскуро у Рембрандта и Караваджо, стремясь достичь той же напряженности рисунка и выразительности светотени. В год он создает по семь-восемь картин, в том числе и больших полотен.
«Рассвет» (Одд Нёрдрум, 1989)
Работы Нёрдрума пользуются популярностью, но в основном вдалеке от его северной Родины. Норвежская академия не считает его своим, хотя в 1978 году его работа по иллюстрации книги Havefuglen получила премию министерства культуры Норвегии. Самая известная его картина «Рассвет» (написана в 1989 г.) была куплена Дэвидом Боуи, который очень хотел встретиться с самим автором.
Режиссер Тарсем Сингх, увидевший эту картину в доме Боуи, был настолько ею поражен, что использовал целый ряд образов в фильме «Клетка» 2000 года (в том числе яркий образ из картины «Ампутация» 1968 года). После смерти Боуи картина «Рассвет» была продана на аукционе Сотбис за 341 000 фунтов стерлингов. На данный момент это самая дорогая картина художника.
Биография и становление стиля
В 2007 году Одд Нёрдрум опубликовал свою автобиографию, в которой не скрываются даже весьма противоречивые факты его жизни. Но на самом деле это неординарный человек, и многие детали его биографии изучать интересно, пусть они и не объясняют всего его творчества.
Одд родился во время войны, его родители были бойцами Сопротивления на территории Норвегии и Швеции. Вскоре после окончания войны его мать Лиллемор уезжает в Нью-Йорк на несколько лет, чтобы учиться в Технологическом институте моды. Столь ранний опыт брошенности не мог не оставить свой след. Когда Одду исполнилось 6 лет, его родители развелись, он и его младший брат остались с матерью.
Отец, Йохан Нёрдрум, никогда не прекращал общаться с ними, но всегда держал эмоциональную дистанцию с сыном, и даже перед смертью попросил его не присутствовать на похоронах. После смерти отца Одд узнал, что Йохан не был его биологическим отцом. Во время войны, когда муж отсутствовал, выполняя поручения Сопротивления, Лиллемор возобновила связь со своим прежним любовником.
В 7 лет он пошел в Вальдорфовскую школу [частные школы, в которых обучение строится на антропософских теориях Рудольфа Штайнера – прим.автора], где был замечен его талант к рисованию. В этой учебной системе не гонятся за успехом в современном мире, здесь образование начинается с восприятия – «увидеть, пережить, удивиться». В школах пропагандируется индивидуальный подход, и ученик развивается в гармонии со своим эмоциональным и физическим состоянием.
Определенное воздействие оказал и его отчим, который был большим ценителем и коллекционером современного искусства. Нёрдрум сам признает, что первые его живописные опыты были в духе абстрактных полотен Сержа Полякова, потому что что-то подобное он видел у отчима. Позже художник вспомнит один из разговоров с ним:
«Однажды, когда мы поднялись на вершину, мы остановились, чтобы полюбоваться пейзажем. Перед нами раскинулась долина, залитая лучами заходящего солнца. И тогда он сказал: "Это красиво, но если ты станешь художником, никогда не рисуй ничего подобного, потому что тебя не примут на выставку Осеннего Салона"».
Одд поступит иначе: начав обучение в Академии, он разочаруется во всех направлениях современного искусства, а абстрактную и концептуальную живопись станет считать своим личным заклятым врагом.
В этот период он будет равняться на мастеров Золотого века голландской живописи, хотя определенное влияние окажут романтики (Фюссли, Каспар Давид Фридрих) и Школа мусорных вёдер (Ashcan school). Многие отмечают, что его ранние работы, часто большие по размеру, по большей части рассказывают, а не показывают, причем важную роль здесь играют небольшие детали.
Нарративность полотен связана не только с голландцами, но и с серьезным влиянием литературы. Он интересуется литературой c элементами мистики и метафизической чувствительности, среди его любимых авторов Рудольф Штайнер, Уильям Блейк, Достоевский и Сведенборг. Особое место в становлении своего стиля Нёрдрум уделяет картине «Заговор Юлия Цивилиса» Рембрандта, которую художник увидел в Национальном музее изобразительных искусств в Стокгольме (это самое крупное полотно мастера).
В конце 60-х гг. Нёрдрум познакомится с произведениями Караваджо, которые окончательно определят его путь. В последующие два десятилетия он пытается писать «при помощи специальной смеси масел и краски в попытке воссоздать стиль старых мастеров». Эти попытки в дальнейшем приведут к серьезным проблемам в жизни художника.
С 80-х гг. в творчестве Нёрдрума чувствуется ощутимый поворот к натурализму и метафизике. Теперь его картины мало что могут рассказать, они дают повод к неоднозначным чувствам и порождают загадки. Мрачноватый реализм полотен сочетается с необычными сюжетами, напоминающими то ли притчи, то ли причудливые сны. Также в этих полотнах появляется одна из наиболее узнаваемых черт его позднего стиля – немного искаженный горизонт, намекающий на метафизико-символический подтекст изображения.
В картинах позднего Нёрдрума заметны и другие влияния. Например, критик Ричард Вайн отмечает, что кроме Рембрандта и Караваджо, ощутимы отголоски картин таких авторов, как Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Гойя, Шарден, Фердинанд Ходлер, Эдвард Мунк, Кете Кольвиц, Сальвадор Дали, Хаим Сутин и Ларс Хертервиг. При этом творчество Нёрдрума остается самобытным и неповторимым.
Художник без права рисовать
Нёрдрум всегда вызывал недовольство не только у академического сообщества, но и во властных кругах (где собственно и определяется культурная политика в стране), возможно именно это и стало причиной громкого скандала в 2011 году. Нёрдрум был обвинен в укрывательстве от уплаты налогов и поспешно осужден на 2 года тюрьмы. По норвежским меркам это суровое решение, на практике люди получают условное за более серьезные правонарушения, при этом в тюрьме ему запрещено рисовать, т. к. это коммерческая деятельность. Суд не предоставил никаких доказательств умысла и даже не стал выслушивать оправдательные доводы защиты.
«Возвращение солнца» (Одд Нёрдрум, 1986)
Меж тем проблема была как раз в тех картинах, которые в 70-80-е Одд нарисовал своей экспериментальной краской. Оказалось, что в теплых помещениях эта краска текла и осыпалась, а сами картины быстро теряли свой изначальный вид. Нёрдрум честно перерисовывал картины или возмещал убытки владельцам, однако налогом облагались и оригиналы, и их замены. Поэтому был создан специальный депозит в Австрии, который и вызвал подозрение налоговых органов.
В течение следующих семи лет адвокаты Нёрдрума подавали апелляции с просьбой заменить отбытие срока домашним арестом, в том числе по причине проблем со здоровьем у 70-летнего художника. Эти апелляции то оканчивались увеличением срока, то уменьшением, но до сих пор окончательного решения нет: большинство картин Нёрдрума нельзя официально продать или купить, а сам он находится под арестом в Норвегии и не может выехать за границу (например, на свои авторские выставки).
Нёрдрум продолжает считать свое дело идеологическим – ярким проявлением стремления норвежского общества «исправлять» тех, кто его раздражает. Вполне возможно, что ему так и не простили фразу, в которой он объявил Гитлера намного лучшим художником, чем Пикассо. Доминирующие в политическом истеблишменте Норвегии социалисты похоже не особо вникали в смысл, посчитав это высказыванием в пользу фашистской идеологии. Хотя на деле речь шла всего лишь о неприязни к разного рода экспериментам вроде кубизма. В своем заключительном слове на судебных слушаниях в 2014 году он скажет:
«Мне уже семьдесят лет и мне предстоит закончить свои дни в тюрьме без всякой возможности создать что-либо еще... Не работать над тем, над чем я должен работать, а сидеть в тюрьме за то, что был настолько чертовски честным с клиентами...»
Искусство и китч
Одд Нёрдрум давно был известен своими резкими заявлениями в адрес модерна и прежде всего о современной живописи – нефигуративной, абстрактной или социально-актуальной. В 2000 году он опубликует свой манифест «О китче», в котором с пылом оратора и строгостью исследователя заявит, что необходимо различать «искусство» и «китч». Причем последнее для него не является ни в коей мере «мусором», ослабленным/стандартизированным «пасынком» искусства, несерьёзной коммерческой поделкой. Напротив, китч предельно серьезен, это «страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей».
«Contra natura» (Одд Нёрдрум, 1989-1990)
Высокомерный модерн присвоил себе слово «искусство», а всё, что ему было противно, получило название «китч». Собственно, поэтому китч становится именем для всех, кто не хочет идти в ногу со временем: «китч стал единым обозначением для всего, что не было новым и интеллектуальным, для всего старомодного, сентиментального, мелодраматического и патетического». И в этом отличие китча от современного искусства:
«Китч ставит вечные человеческие вопросы, смотрит на жизнь серьезно, жертвует смехом ради покоя, ищет индивидуальности в противовес иронии и скептицизму искусства».
Игнорируя существующие классификации и рамки, выделяющие классику, модерн, авангард и постмодерн, Нёрдрум заявляет, что с эпохи Нового времени существуют только историчное искусство и аисторичный китч. Ключевой же точкой для их разделения является понимание границ творчества. Искусство ориентируется на законы своего времени, которые защищают его – например, в тех случаях, когда критики доказывают ценность абстракционизма, вызывающего раздражение и скуку у зрителей.
По этой причине даже мастерство больше не имеет никакого значения. Одд указывает, что еще Кант (оказавший большое влияние на эстетику) заявил, будто настоящему гению не нужно мастерство, поскольку его чувство стоит намного выше. Именно в этом обращении к общественным конвенциями искусство, по мнению Нёрдрума, отворачивается от самой жизни, «красивой и открытой жизни, с который вы встречаетесь».
Напротив, китч «связан с религией и с правдой». Мастерство – главное обязательство для китч-художника. Поэтому его ученик Ян-Ове Тув заметит:
«Не говорите: "Это настоящее искусство" о работе Одда Нёрдрума. «Искусство» – значит просто пренебрежение к ремеслу, пренебрежение к прошлому и пренебрежение к традиционному обучению. Следовательно, Одд Нёрдрум не может называться художником».
Китч-художник рисует не для современника, и для его работ «стандартом является лучшее из созданного в истории, поэтому китч остается без защиты законов того времени, к которому он принадлежит».
Действительно, в современной живописи качество техники практически не имеет значения, зато порой излишне много уделяют внимания умению красиво и умно говорить о своих творениях. Одд Нёрдрум на себе испытал силу подобных предубеждений: фактически именно из-за таланта его изгнали из Академии в Осло (позже он еще пару лет проучится в Академии художеств в Дюссельдорфе у Йозефа Бойса, но не закончит её), а затем критиковали его выставки. Поэтому он имеет полное право считать, что «самые лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем». Как, собственно, в свое время за излишнюю чувственность и красоту ярлык «китч» присуждали Вагнеру, Чайковскому, Мунку и многим другим.
«Раннее утро» (Одд Нёрдрум)
Поэтому он резюмирует свой манифест идеей: нужно просто перестать путать два разных явления, одно из которых так и быть пусть называется «искусство», а другое — «китч». И вопреки ставшей почти классической формуле Клемента Гринберга [«Китч механистичен и действует по формулам. Китч – это подменный опыт и поддельные чувства. Китч – воплощение всего несущественного в современной жизни» – прим.автора] Нёрдрум заявляет, что «Китч – сложный мир и это единственная чувственная форма выражения, способная воздать должное красивой работе».
Странная война с модерном
Впрочем, стоит заметить, что ругая Модерн, Нёрдрум по большей части говорит не о классической живописи модерна (от прерафаэлитов и символистов до ар-нуво, югендстиля и мирискуссников), а скорее об авангардной живописи ХХ века и ироничных постмодернистах. И среди деятелей искусства, которых и по сей день относят к модерну и символизму, довольно многим он симпатизирует. Среди них уже упомянутые Вагнер, Чайковский, Мунк,а также Сибелиус, Роден и другие.
В родной Одду Норвегии долгое время преобладала традиция экспрессионизма и ориентация на французскую школу живописи, однако начиная с 60-х годов, государство поддерживало поворот в сторону современных английских и американских коллег. В это время там развивается абстрактное искусство, поп-арт и постмодерн с высказыванием на актуальные мировые и внутренние темы.
Таких популярных норвежских художников как Пер Клейва, Кьель Пар-Иверсен, Бьорн Рансве, Бьорн Карлсен, Бьорг Холене, Кьель Эрик Килли Олсен, Кьель Торрисет, Ида Лоренцен, Ульф Нильсен, Тереза Нортведт и других – практически без всяких оговорок можно записать в лагерь тех, кто воплощает ненавистный Нёрдруму «модерн». Однако всё это постмодернисты, экспериментирующие с различными стилями и формами искусства. В то же время в Норвегии есть и необычные художники-фигуративисты, в чем-то близкие Нёрдруму: например, Хенрик Улдален, Йон Бо Паулсен, Кристер Карлстад, Пер Фронт.
Вообще, как это ни странно, но то, что Нёрдрум называет «китчем» – это очень часто и есть модерн, определяющий себя как служение Прекрасному. Искусствовед и критик Брендон Тейлор (с опорой на всё того же Климента Гринберга) отмечает, что модерн в живописи строился на трех постулатах:
- Высокое искусство во всем противоположно массовой культуре, и его необходимо защищать от массовости.
- Подлинное искусство развивается по своим внутренним законам. Это засилье внутрицеховой логики не оставляет места ни общественной жизни, ни злободневным политическим процессам.
- Зритель должен рассматривать произведение искусства в благоговейной тишине, отрешившись от условий выставки, своих интересов, личных и социальных особенностей.
Собственно, всё то, что слишком поспешно называют постмодернистским искусством – это и есть попытка бороться с модерном или предлагать ему альтернативу, отказавшись от всех трех постулатов. Одд Нёрдрум никогда не был фанатом высоколобой и надменной позиции художника (для него он – ремесленник и служитель), однако по большей части он бы подписался и под первым, и под третьим постулатами. И даже в отношении второго он, будучи противником идеи внутренних законов и трендов, внешне выглядит точно так же, как и модернист – его мало интересует общество как таковое.
Обращаясь несколько раз к политическим сюжетам (например, «Арест» 1975 года и «Убийство Андреаса Баадера» 1978 года), Нёрдрум все-таки возводит их до истории мученичества. В обеих картинах ощутима перекличка с полотнами Караваджо: в первом случае – с целой серией работ о Христе («Бичевание Христа», «Коронация терновым венком» и др.), во втором – с «Мученичеством Святого Петра». Кстати именно эти две картины Нёрдрума снимут с выставки в Осло – снимут в самый последний момент без всякого объяснения причин и возврата денег, после чего он глубокомысленно заметит: «Так я понял, что я – не художник».
Сложно отрицать аисторичную, а где-то и ностальгическую направленность творчества Нёрдурма, в то время как модерн очень часто обращался не только к прошлому, но и к будущему. Отказываясь быть современным, Нёрдрум идет прежде всего против постмодерна. Однако его высказывание против модерна не лишено смысла, т. к. серьезные различия модерна и постмодерна – это дело выбранного ракурса и соответствующих дефиниций. И при определенном угле зрения между ними очень много общего, в т. ч. и то, на что указывает Одд – стремление к созданию искусственных границ и правил для искусства, хоть путем мистификации и мифа как в модерне, хоть путем демистификации и рефлексии как в постмодерне.
Метафизика и реализм
Глубину и силу работ Нёрдурма признают многие критики и художники – даже те, что должны были бы оказаться в оппозиции к нему. Например, художница Кортни Джордан (изображающая абстрактные композиции с индустриальными конструкциями) в своем арт-блоге пишет о нем: неважно видите ли вы в нем пророка или скандалиста, важно, что его работы заставляют думать. От себя я бы лишь добавил: скорее эти картины беспокоят и тревожат, позволяя ощутить некоторое биение жизни, которого мы лишены в большей части повседневного опыта.
Как он неоднократно будет повторять, китч посвящен вечности, а «художник китча предан неизменному: любви, смерти и восходу солнца». Поэтому главным вопросом, поясняющим то, что и как он рисует, является вопрос о том, в какой форме его картины представляют метафизические образы вечности. Многие авторы изображали вечность через картины абсолютного покоя – покоя и как отсутствия динамики, и как эмоциональной невозмутимости. Для Нёрдрума это не так: в его работах мало статики, много сильных эмоций и даже поздние картины не лишены нарративности. Подобно Августину и Гегелю, он видит вечное только во времени, только в конкретном индивиде.
«Видите, мы слепы» (Одд Нёрдрум)
Надежда и искупление, потеря и обретение, отчуждение и отчаяние – частые темы его полотен. Однако ни название картины, ни ключевые детали обычно не могут рассказать того, что же хотел изобразить художник. Эту функцию на себя берут персонажи: фигуры и их позы буквально кричат о чем-то, словно желая донести до нас то, чего нельзя увидеть. При этом он практически не пользуется конвенциональной символикой: здесь вы не найдете эзотерических образов и герметичных значений. Истории на его картинах рассказывают сами тела – через шрам, ампутацию, потек крови, вспоротое брюхо, разинутый рот, через эрекцию и дефекацию, через жест и взгляд.
Тело в своей способности сочетать материальную реальность и эмоционально-смысловую выразительность остается загадочным иероглифом, который указывает в сторону извечного. Зритель свободен в том, как достроить увиденное до понятного и связного высказывания, но в то же время чтобы действительно понять, он должен быть уже затронут чувственно тем, что видит.
Впрочем, Нёрдрум, сам говоривший о связи китча с религией, не избегает иудео-христианских образов, поэтому нельзя всё свести к телам. Хотя в его фигуративизме отношение к религии крайне двусмысленно. Он не приемлет отказа от мира, поэтому стремится скорее к трансценденции, к чему-то универсальному и вечному, но без религиозного мотива, принижающего земное. Его отказ от историзма – это тоже шаг в данном направлении, попытка «перенести тело в вечную атмосферу, где больше нет линейного времени».
Собственно, в этом и кроется смысл технического анархизма Одда Нёрдрума: так же как он не верит конвенциональным правилам, по которым оцениваются и прочитываются картины, точно так же он не признает и плюрализма техник. Чтобы изобразить неизменное, а значит, сущностное в жизни – есть только один подход: тщательное и искусное мастерство грунтовки, рисунка, светотени, лессировки и т. д. И если художник высокомерно решает, что такое красота и мастерство, то ремесленник китча служит законам прекрасного и хорошо сделанного, которые не зависят от него.
«Вершина» (Одд Нёрдрум, 2000)
Другой современный художник и преподаватель Мэтью Баллу в эссе 2006 года обратит внимание на изображение горизонта у Нёрдрума. Со временем в работах всё чаще появляется искаженный горизонт (изогнутый дугой). По его мнению, эта не самая заметная деталь, на деле является важным указанием на мировоззрение художника. Искривленный горизонт дает ему ту метафизическую точку для взгляда, которая не избегает опоры в реальном. Он буквально останавливает время, превращая его в пространство – например, сочетая краски дня и ночи на изображенном небосводе.
Горизонт, а также другие мотивы (море, пустыня, рассвет, посох, лодка, колыбель и т. д.) являются спиритуальными метафорами, часто используемыми в описании духовного опыта или пути – например, очень распространены они в Ветхом и Новом Завете. И в самом деле, целый ряд картин, написанных начиная с середины 80-х гг. («Возвращение солнца», «Рассвет», «Последний взгляд», «Вершина» и др.), оставляют ощущение некоторой загадочной притчи, рассказанной живописцем. Этот эффект достигается не только и уже не столько за счет нарративности тел, сколько за счет нарушения перспективы, в чем-то близкого обратной перспективе, используемой в иконографии.
Исходя из этого, автор эссе предполагает, что Одд Нёрдрум (начала 2000-х), чье творчество привычно описывают через его сложный биографический опыт, в каком-то смысле преодолел в себе чувство отчужденности и брошенности (в конце концов в его жизни есть не только печаль и борьба одиночки, но также счастливый опыт любви и семьи с четырьмя детьми). Позднее творчество художника, как это ни удивительно, приобретает более обнадеживающий тон, чем прежде. Баллу по этому поводу пишет:
«Как заметил Ян Аке Петтерсон по поводу работ конца 70-х -начала 80-х, Нёрдрум питает надежду о единстве, однако теперь он её рисует. Его картины последних пяти лет – эти мотивы, включающие пророков, лодки и горизонт – полны знаков объединения, надежды и непрерывности, которые были только намечены в прежних работах. Что по-видимому указывает на фундаментальный сдвиг во взгляде художника на мир».
В самом деле можно отметить, что в прежних работах небо и горизонт изображались так, словно от них нечего ждать, а потому критики чаще всего обращали внимание на мотив безответного одиночества, связывающий героев полотен Нёрдрума. Теперь же взгляд вдаль персонажей таких картин как «Матери-близнецы на море» или «Вершина» совсем не лишен надежды и оптимизма. Все последние официальные выставки автора были посвящены теме любви. И как заметил его ученик Ян-Ове Тув на презентации выставки учителя, Одд Нёдурм – это человек, у которого никогда не было недостатка в негодовании и пренебрежении, но только недостаток любви.
Одд Нёрдрум с женой Турид Спилдо
Поэтому в целом можно согласиться с тем, что путь, который прошел Нёрдрум с начала 60-х к концу 2000-х – это путь фигуративиста, движущегося от материальности к эмоциональности, а затем – к теме духа и трансценденции. Многие видели в его работах лишь скандал, нигилизм, личную фрустрацию автора, однако Одд Нёрдрум похоже прошел через ночь сомнений и открыл нам всем пример той новой серьезности, о которой мечтают многие уставшие от постмодерна.
concepture.club
Стиль китч в интерьере > 100 фото-идей. Какие факторы нужно учесть, создавая дизайн интерьера в китч-стиле
Содержание:
Что такое китч?
В переводе с немецкого языка слово "Kitsch" означает – безвкусица, халтура. Термин начали употреблять, когда элементы изобразительного искусства стали выпускать серийно, при этом их качество часто оставляло желать лучшего.
Продукция, которая попадала под термин Kitsch, отличалась сентиментальностью, драматичностью и даже приторностью.
Многие эксперты считают, что направление лишь подражает настоящему искусству и лишено творчества. Однако со временем, как самостоятельный жанр, появился китч в интерьере. Рассмотрим подробней историю его возникновения.
История возникновения
Возник китч дизайн в Германии в середине 19 века. Как уже было сказано выше, китчем называли художественные элементы, выпущенные на массовом производстве. Длительное время их изготавливали для американских туристов и продавали на художественных выставках.
Продаваемые предметы имитировали европейские произведения искусства, которыми славилась Европа. Их стоимость была невысокой, как и качество.
Еще одна цель китча заключалась в стремлении внести культуру в виде изобразительного искусства в средний класс. Таким способом зародился стиль китч в интерьере, как новое направление в дизайне, в котором сочетаются, казалось бы, совершенно разные элементы.
Если на заре возникновения жанра на фоне простых интерьеров среднего класса красовались заводские статуэтки и картины в стиле Рафаэля и Микеланджело, то сегодня китч приобрел более выраженные и собственные черты в помещениях.
Популярен ли стиль сегодня и кто его предпочитает?
Нельзя сказать, что стиль дизайна китч наиболее востребованный заказ в дизайнерской среде. Однако специалисты реализуют такое направление не только в квартирах, но и в общественных заведениях, например, в кафе.
Сочетать кардинально разные элементы предпочитают люди творческие, которым свойственна фантазия и неприемлемы стереотипы. Любит китч и молодое поколение, склонное бросать вызов обществу и идти наперекор строгим правилам.
Такие люди не стесняются приглашать посетителей в дом, в котором на кирпичных стенах висят репродукции картин художников с мировым именем, а возле серванта барокко стоит диван в стиле авангард. Обстановка призвана впечатлять, удивлять и вдохновлять креативных людей.
Характерные черты китча в интерьере
Китч легко распознается по смешению предметов, которые по логике других стилей не должны быть рядом. Если, например, барокко свойственна помпезность, бархат, золочение, ар-нуво – плавные линии, дерево и натуральные цвета, то современный китч – это подушки ручной работы в стиле прованс на кожаном диване в стиле авангард; это изысканный узор барокко на ярко розовых стенах в сочетании с мебелью поп-арт.
Исходя их перечисленных выше комбинаций, несложно понять, что у стиля нет строгих предписаний, но есть характерные черты:
- Выраженные контрасты в цветах и оттенках. Например, пастельные тона чередуются с яркими, кислотными цветами.
- Классическая и авангардная мебель в одном помещении.
- Материалы из дерева и пластика, металла и шерсти и т. д.
- Декоративная отделка, свойственная разным стилям.
- Сочетание антиквариата и современных изделий.
- Использование материалов, которые имитируют другие – линолеум под паркет или камень, настенные панели под дерево, искусственные шкуры животных.
- Декор массового производства – статуэтки, скульптуры, сувениры.
Разновидности стиля китч
Эксперты делят китч на три разновидности:
- Люмпенский китч
Разновидность обусловлена недостаточными финансовыми ресурсами. Он состоит из дешевого декора, граффити, позолоченного полиуретана, колонн из пенополистирола. Добавляют колорит в обстановку кислотные расцветки.
- Псевдороскошь
Это наличие денег и несовершенного вкуса. Этот вид заключается в использовании подделок дорогих элементов или в использовании материалов не самого высокого качества. При этом, конечно же, комбинируются разные направления – неоновая подсветка лепнины в римском стиле, шкура животного на блестящем мраморе, покрытия из пробкового дерева и картины в золотистых рамах рококо.
- Дизайнерский китч.
Обстановка, созданная дизайнерами с намеренным ироничным высмеиванием некоторых явлений. Нередко дизайнерский китч представляет собой продуманную пародию на оригинал; и от него не веет безвкусицей как от псевдороскоши.
Завершенная работа дизайнера насыщена выразительностью и креативностью. В такой обстановке комфортно находиться посетителям и хозяевам квартиры. Но только профессиональным дизайнерам под силу прочувствовать грань между абсурдным интерьером и креативной обстановкой, олицетворяющей китч.
Китч и фьюжн – в чем разница?
Несмотря на то, что оба стиля предусматривают сочетания разных элементов, различия между ними существуют.
Если китч возник в середине 19 века с одной из задач – внести культуру в массы, то фьюжн появился сравнительно не так давно – в 70-х – 80-х годах 20 века.
Обустраивая обстановку в стиле фьюжн важно, чтобы она воспринималась гармонично, как единое целое. Для китча это необязательно – он может быть хаотичным и выражено экспрессивным.
Фьюжн базируется на традиционных стилях, некоторые их них могут быть близкими друг к другу, тогда как китч – это смелое сочетание противоположных и даже несовместимых направлений. Более того, китч нередко предусматривает сочетание самых ярких и выраженных элементов из разных жанров.
Обустройство квартиры в стиле китч
Рассмотрим идеи и приемы обустройства квартиры в стиле китч, которые используют дизайнеры.
В этом помещении желательно дать стилю максимально раскрыться. Начните со стен. В качестве отделочных материалов можно использовать обои, краску, штукатурку. Их можно комбинировать, а если использовать один тип, то обязательно делайте контрасты цветов, яркости, фактуры.
Часто дизайнеры на ярко окрашенные стены наносят узоры в стиле ар-нуво или барокко. Одна из стен может представлять собой кирпичную кладку или рисунок в стиле поп-арт.
Можно стены сделать и в одном выразительном цвете, сосредоточив внимание на настенном декоре и разноцветной мебели в разных стилях.
Гостиная в стиле китч характеризуется и мебелью с разной фактурой. Например, создайте гарнитур из авангардного дивана с гладким покрытием и глубоких, мягких кресел в стиле барокко или ампир. Интересной получится комбинация, если такая мебель будет похожего цвета – красный диван и алые кресла.
Дополнит диванную зону винтажный столик или же кардинально противоположный стеклянный стол хай-тек.
Если стены близкие к классике – украсьте их постерами поп-арт, а если на покрытиях преобладают современные тенденции – дополните их репродукциями известных картин, лучше всего живописью.
Глянцевый натяжной потолок может украшать центральная помпезная люстра барокко. Освещение можно не делать центральным. С помощью торшеров и светильников делается акцент на желаемых деталях.
Спальня
Спальня должна располагать ко сну и пассивному времяпровождению. Поэтому важно не переусердствовать с кричащими комбинациями.
Начните обустраивать эту комнату со стен. Сделайте контраст фактур – глянцевое покрытие и фактурный текстиль с преобладанием последнего, желательно в нижней части стен при горизонтальной комбинации.
В качестве мебели используйте элементы, характерные и для современных интерьеров, и для классики.
Например, возле авангардной кровати могут стоять изящные тумбы в стиле барокко с изогнутыми ножками. Дополнить китч в спальне могут цветастые шторы поп-арт и торшеры с разноцветными плафонами.
Используйте текстиль, например, мягкие подушки прованс или пэчворк. Последний вариант предпочтителен также для покрывала и ковра.
Если в комнате преобладают элементы классики из разных стилей, сделайте акцент на современном, экспрессивном декоре. Если в спальне больше современных вещей, выбирайте декор в стиле 19 и начала 20 века.
Кухня
Кухня может сочетать в себе калейдоскоп ярких красок и контрастов. Выбирайте сочные тона, которые положительно воздействуют на настроение и пробуждают аппетит – оранжевый, зеленый, коралловый, желтый, фиолетовый. Яркие тона можно немного разбавить пастельной гаммой.
Используйте плитку в стиле пэчворк. Она представляет собой комбинации из разных цветов и узоров. В магазинах продаются уже готовые варианты, но можно скомбинировать свой самостоятельно или с помощью дизайнера.
Желательно пэчворк делать одну или несколько стен, другие сделайте однотонными и украсьте декором, который кардинально отличается от стиля стен.
Если от стен веет современностью, обеденный стол и стулья выбирайте классические – деревянные с обильным резным декором.
Иногда дизайнеры при обустройстве кухни сочетают арт-деко в обеденной зоне и поп-арт, там, где готовится пища. Дополняют такую обстановку элементы в стиле лофт – воздуховоды под потолком, окрашенные в яркие цвета.
Полезные рекомендации
- В качестве освещения целесообразно использовать несколько источников. Например, точечный свет и классическая хрустальная люстра, канделябры и центральное освещение с металлическими плафонами в стиле лофт.
- В стиле нет невозможных сочетаний цветов, яркости и фактур. Чем больше контраст, тем он будет выразительней.
- Отделка стен может быть окрашена краской, распыленной из аэрозольного баллончика.
- Потолок чаще всего отделывается в тон со стенами или же остается нейтральным. Есть примеры интерьеров, где потолок украшен постерами.
- Размещайте постеры и старинные картины рядом.
✽ ✽ ✽
Чтобы ознакомиться с примерами работ дизайнеров, вы можете перейти в галерею дизайна квартир и домов от нашей компании.
У нас представлена огромная (более 3 тыс. фото) подборка идей воплощения стиля, чтобы вы могли подобрать подходящий для себя вариант или на его базе создать свой с помощью опытного дизайнера.
www.topdom.ru
Одд Нердрум: Высокий китч » KATABASIA: Эзотерритория психоккультуры
От редактора. В конце позапрошлого и начале прошлого века модернистами был совершен прорыв, открывший человечеству невиданные горизонты. Импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм — все это было бы потеряно без этого прорыва, но его ценой стал разрыв с традицией старых мастеров, на тот момент, впрочем, пришедшей в упадок. Дракон умер — и тут же возродился с черным квадратом вместо головы; сегодня уже модернизм со всеми его отличительными чертами и внутренними течениями стал душной и упадочной ловушкой для представителей Высокого Китча, считающегося на западе уже философским направлением, а не течением в искусстве. Для нас их история и воззрения, их ценности и ориентиры, которые они превозносят в пику дракону, которым вовсе не стремятся стать сами, знаковые. Это история людей, отвергших саму необходимость подчиняться или властвовать, сосредоточившись на бессмертии шедевра, на собственном поиске, на собственном пути и выборе — и преуспевших, шагнувших в бездну — и вдохнувших жизнь в мертвую, казалось бы, традицию.
fr. CHMN
Картины Одда Нердрума (Odd Nerdrum) подходят под определение китча так же плохо, как и для того, чтобы повесить их в гостиной. Сам художник называет себя не иначе как «королем китча» и «историческим анархистом», а в свои единомышленники записывает Сибелиуса, Репина, Чайковского, Рахманинова, Гершвина, Родена и Рембрандта. Используя технику чиароскуро, он отбрасывает все достижения модернистской живописи и ставит под сомнение догму о том, что художник способен создать нечто новое, только повернувшись спиной к прошлому. Широкая известность Нердрума, с одной стороны, и его оппозиция к модернистскому истеблишменту и аутсайдерство, с другой, оставляют открытым вопрос, чем же самом деле является его творчество — китчем или искусством.
Война норвежца Одда Нердрума с модернизмом началась еще в детстве.
«Я был причащен к искусству в ранние годы и в возрасте 9 лет рисовал абстрактные картины. Отчим был образованным человеком и собирал модернистское искусство. Однажды во время лыжной прогулки мы созерцали расстелившуюся перед нами долину с великолепным закатом. «Это красиво, но если ты станешь художником, никогда не вздумай рисовать подобных картин, иначе тебя не возьмут на Осеннюю Выставку» — сказал он мне. Моя мать тоже была утонченной натурой и считала религиозность свидетельством необразованности».
Наделенный непокорным темпераментом, Нердрум очень быстро начал ставить под сомнение принципы искусства, которые ему пытались навязать. В 1962 году он решил поступить в Национальную академию искусств в Осло. Всем абитуриентам необходимо было предоставить на рассмотрение комиссии три полотна. Две картины , которые представил Одд, были выполнены в его характерном стиле, а вот третья была всего лишь зарисовкой на скорую руку, которую Нердрум элементарно не успел закончить. Тот факт, что именно эта картина вызвала восхищение у членов приемной комиссии и стала его проходным билетом в лучшую арт-школу страны, заставил Нердрума еще раз усомниться в критериях, по которым определялась ценность модернистской живописи, требовавшей так мало усилий и умений.
«Как я ни старался пробить себе дорогу в искусстве конца 60-х, я слышал повсюду эхо слов, сказанных мне однажды отчимом. Реакция на мои работы была еще хуже, чем та, которую испытал на себе Эдвард Мунк, ставший модернистом вскоре после столкновения с общественным мнением . Я пытался изо всех сил быть столь хорошим художником, каким я только мог. В конце 70-х я начал понимать, что именно было не так. Две мои работы «Арест» и «Убийство Андреаса Бадера» должны были участвовать в одной выставке (участие в выставке тогда было платным), однако их сняли до открытия с объяснением, что из выставочного зала нужно было убрать все «декорации». Тогда я понял: я не художник».
Побывав в Америке и познакомившись с работами представителей модного поп-арта, Одд Нердрум окончательно потерял всякий интерес к модернизму: «Модернизм выглядел старым и грустным, я был сыт им по горло». Решительно настроившись плыть против течения, он вскоре принял участие в своей первой выставке на родине и немедленно был подвергнут громкой критике в местной прессе. Норвежские искусствоведы возмущались, как может начинающий художник одним махом отбросить сюрреализм, кубизм, Клее, Кандинского, Пикассо, Бэкона — все то, что составляло гордость европейской живописи за последние полвека. С тех пор прошло немало времени, Одд Нердрум — зрелый мастер с мировым именем, но споры вокруг него не прекращаются. В 90-х он вел затяжную войну с Национальной академией искусств в Осло за возможность преподавать в ее стенах традиционную фигуративную живопись, что вызвала настоящую истерию в академических кругах. Крепость модернизма все-таки устояла, хотя ее репутация была существенно подпорчена. Применение цензуры (а исключение традиционного стиля из учебной программы Академии нельзя квалифицировать иначе как цензуру) еще раз подтверждает мысль о том, что модернизм давно превратился из бунтаря в воинственного блюстителя традиций.
«Не говорите: «Это настоящее искусство» о творчестве Одда Нердрума.
«Искусство» значит просто пренебрежение к ремеслу, пренебрежение к прошлому и пренебрежение к традиционному обучению. Следовательно, Одд Нердрум не может называться художником. Его картины никоим образом не принадлежат нашему времени. Художник комментирует свое время, Одд Нердрум этого не делает. Художник должен еще и использовать современные средства, такие как видео и компьютер, и он не должен делать работу своими руками. Ничего из этого описания не подходит к Одду Нердруму. В каком-то смысле Одд Нердрум живет в эру, предшествующую изобретению искусства, в эру, когда можно было восторгаться художником способным нарисовать нечто кажущееся живым. Это позволяет ему не только восхищаться старыми мастерами и изучать их, но и попытаться достичь и превзойти их достижения… Это было бы катастрофой — смотреть на работы Одда Нердрума в «арт-очках». Но, к сожалению, это верно и для многих остальных. Мы говорим о молодой девушке, владеющей мастерством живописи, что она преуспеет в жизни. «Она станет большим художником», — говорят одни. «С ее талантом? Несомненно!» — говорят другие. Как мы ошибаемся — это как раз то, что свидетельствует против нее… Искусство это то, что вы отказываетесь принимать как искусство. Если мы указываем на картину и говорим, что это искусство, мы на самом деле имеем ввиду, что этот человек ничего не умеет. У искусства есть проблемы с восприятием тела, но лишь в том случае, когда оно нарисовано на холсте и выглядит живым. Поэтому мы говорим, что искусство во многом христианское. Благодаря своим античувственным законам, начиная с XIX века, оно стало заменой Бога. Стало возможным верить в «искусство» вместо «Бога». Как раньше «Бога», «искусство» стали наделать силой спасения человеческих душ — созерцание картины стали описывать как «произнесение молитвы». Поскольку искусство стало религией, стало важным самопожертвование. Художник должен страдать за правду подобно христианским мученикам. По-видимому, они были в большей степени христиане, чем тот, кто не умер за свою веру. Это во многом помогло бедному, неизвестному художнику. Он просто смог видеть себя великомучеником, страдающим за своего Бога — искусство. И потому идея этого нового феномена стала победа духа над телом, широкие женские тазы в Барокко изгнали для того, чтобы дать место безцеллюлитной духовности искусства“
(Jan-Ove Tuv, ассистент Одда Нердрума).
Одд Нердрум, прямая речь:
«Прапрадедушка модернизма Платон говорит с презрением о «мимезисе» — подражании природе, для него единственное добро и единственная красота — это идеи и абсолютная правда. Этот же принцип лег в основу христианского мира. Столетиями ремесленник был причастен к искусству, теперь имеют значение лишь идеи. В современном искусстве вопрос не в том, чтобы работа была хорошо выполнена; для критиков и кураторов важно, чтобы она содержала правильные идеи. Она может быть откровенно слабой, тогда послание совершает самый короткий путь — как в Средние века. Возрождение с его преклонением красоте тела и необходимым мастерством техники вновь ввело в обиход понятие «мимезиса»: великолепно нарисованная мадонна затмила своей красотой и осязаемостью настоящую Мадонну. Подтверждение своего существования искусство получало в этом столетии благодаря борьбе с традицией, историей и властью. Как христианство предавало проклятию своих оппонентов, так поступал и Модернизм, и правителем Модернистского ада был назван китч — антитеза современному искусству. Китч стал единым обозначением для всего, что не было новым и интеллектуальным, для всего старомодного, сентиментального, мелодраматического и патетического. Как сказал в 30-е годы австрийский философ Герман Брош: «Китч — это Антихрист, застой и смерть». Есть высокие формы китча, по словам Броша: «В китче есть гении подобно Вагнеру и Чайковскому». Цыганка и плачущий мальчуган, бабушка с ребенком на колене и рыбак с трубкой, два силуэта на фоне закатного неба — все это стало запрещенной темой для образованного вкуса. Этот так называемый «простой» или «слепой» вкус противостоял Марксу, Фрейду и всей современной элите. Огромное заблуждение модернистов заключается в том, что они требовали от классического фигуративного художника то, что он не мог им дать: постоянного обновления, поражающих экспериментов. Процесс исключения, начавшийся с ужасного момента зарождения Модернизма, привел к тому, что музыка Пуччини и Сибелиуса была объявлена китчем. Многие художники быстро акклиматизировались — Мунк и Финн Галлен Каллела стали модернистами, и даже Илья Репин в России стал писать исходя из “новой правды”.
Сегодня модернизм сам стал традицией, охватившей весь западный мир. Институты и критики, художники и образованная публика обязаны быть «открытыми к новому». Что важно в этом контексте, так это немодернистское всеприятие существующего порядка. Глядя на положение китча в конце столетней модернистской эры, можно было бы предположить, что постмодернистское восстание против «одной и единственной правды», предоставит ему шанс. Но для меня удивительно, что пространство для «человеческого голоса» так ограничено, как будто закат — это только вода и воздух, преломленные лучи света.
Китч ставит вечные человеческие вопросы, смотрит на жизнь серьезно, жертвует смехом ради покоя, ищет индивидуальности в противовес иронии и скептицизму искусства. Несмотря на укоренившееся мнение, китч далек от политической пропаганды, Гитлер и Сталин составили из всех искусств мощные механизмы, которые служили их политике. Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества. Стандартом является лучшее из созданного в истории, поэтому китч остается без защиты законов того времени, к которому он принадлежит. Пикассо и Уорхол с самого начала и до сих пор находятся под защитой современных ценностей. Уорхола с Рембрандтом можно сравнить разве что в шутку. Искусство защищено от прошлого, потому что оно — нечто иное. Для китча нет таких различий. В противоположность стремлению искусства к новому, китч вращается среди традиционных форм. Новизна для китча скорее исключение, нежели правило.
Открыв для себя природу искусства и природу китча, я понял свое место. Я знаю теперь, что я не художник и раньше я оскорблял внимание, уделенное мне прессой и интеллигенцией, обманывая их ожидания. Но в моей работе все на поверхности, мне нечего сказать ни художнику, ни интеллектуалу. И они были правы, не находя в моих работах ни интеллекта, ни современности. Искусство существует ради самого себя и обращается к публике, китч служит самой жизни и обращается к индивидууму. Хорошо или плохо, но господство модернизма произвело освобождающий эффект. Идея нового мира, усовершенствованного как этически, так и эстетически, была исповедана как коммунистами и нацистами, так и модернистами. Изобретения модернистов доказали, что не существует установленного порядка вещей, ничто не имеет своей четкой формы. Это просветление и чистота мысли являются безусловной заслугой модернистов, но что мы упустили?
1. Открытое доверчивое лицо;
2. Чувственную кожу;
3. Золотые закаты;
4. Мечты о вечном.
Взятые вместе эти ценности теперь ясно указывают на китч. В отличие от многих людей, думающих, что, если бы Рембрандт жил сегодня, он был бы Джексоном Поллоком или концептуальным художником, я считаю, что самые лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем. В искусстве есть очевидные границы — табу против красивой и открытой жизни, с которой вы встречаетесь. Но если чувственности, которую не может вместить в себя искусство, просто дать другое имя, все станет значительно проще. Китч должен быть отделен от искусства. «Китч» — сложный мир и это единственная чувственная форма выражения, способная воздать должное красивой работе. Может быть, модернисты уважали бы подобную работу, когда б она не причислялась к искусству и честно являла свою подлинную сущность».
Догмы китча (Jan-Ove Tuv и студенты):
Китч не бывает ироничным. В китче все люди изображены с уважением — независимо от возраста и социального статуса. Если ваша главная цель оригинальность, то вы не делаете китч. Китч ищет интенсивность, а не оригинальность. Цель — подойти к старым мастерам настолько близко, насколько возможно. Создатель китча старается развить свое мастерство, а не отдает предпочтение новому. Создатель китча не констатирует природу, а изучает ее. Создатель китча не удовлетворен своим недостатком знания. Для создателя китча все мастера современны. Создание нечто «нового» приводит творца китча в смущение, но, как сказал Аристотель, «история может быть хорошей, даже если она новая». Для создателя китча стандартом «совершенствования» является достижение стандарта предыдущих мастеров. И даже если они превзойдены, он никогда не потеряет к ним уважения. Эллинистическая идея красоты — это догма, а не религия. Поскольку китч основан не на религии (как можно верить и чувствовать), а на мастерстве, следовательно, он зависит от догм.
Сентиментальность положительна (Рембрандт) — сентиментализм отрицателен (Бугеро).Сентиментализм — враг сентиментальности, потому что он прикрывает иронию. Работа не может быть достаточно сентиментальной — «слишком много» это, на самом деле, слишком мало. «Иван Грозный» Ильи Репина — это сентиментальная картина. Мораль положительна, поскольку она основана на гуманности. Морализм отрицателен. Мастерство руки — это сопутствующий друг головы. Мастерство, а не «честность».
Сравнение — единственный способ понять качество. Сравните Пикассо и Рембрандта: время это не отговорка. «Наше время» и «оригинальность» — это фольклор и препятствие. Стремление воплотить свою собственную меланхолию с помощью мастерства это качество создателя китча. Китчевый человек жил много раз, он не может предать свою память. Интенсивность восприятия природы делает его магическим общим свойством. Если вы можете это сделать лучше, чем когда вы впервые это увидели, значит вы подходите к высокому китчу. Существует связь между вами и великими работами, которыми вы восхищаетесь. Вы отождествляете себя с теми, кто не следовал метафизике времени. Чудеса живописи приносят наибольшую радость. Создатель китча хочет видеть озаренную материю, чистые цвета — это лишь непроницаемая темнота.
Если вы оглядываетесь, озабоченные требованиями времени, значит, вы больше не делаете китч. Китч всегда будет в конфликте с университетом, государством и бюрократией — потому что он представляет человеческую уязвимость. Высокий китч вскрывает клише силы. Волшебник не должен властвовать миром, он должен только играть с ним. Так же и с высоким китчем. Хороший рисунок без естественного ритма — это плохой рисунок.
Создатель китча видит в страдании локальную проблему, в которой есть универсальное содержание. Создатель китча идет в пещеру в поисках маленького темного пламени. В китчевой работе поверхность раскрывает все, это единственный подход к подтексту. Китчевая работа всегда пахнет потом. Китчевая работа должна быть видна глазами, а не ушами. Время несущественно, качество — это все, время — это ничто. Создатель китча обращается к старым мастерам не потому, что они старые, а потому что они мастера. Цель — бессмертие шедевра, а не эскиз. Создатель китча живет только ради шедевра. Три этапа китча: эгоцентричный — смотри на меня; геоцентричный — смотри, что я могу сделать; гелиоцентричный (который может быть достигнут только через геоцентричный) — смотри, что я открыл. Китч это гуманность, чувственность, свет.
Автор: Анна Бандальер
Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.
Views: 3 170
2016/06/27
Posted in:Чужие буквыkatab.asia
описание и фото примеры – Rehouz
Стиль китч в интерьере хорош тем, что доступен каждому. Для оформления комнат своего жилища в этом стиле, не нужно обладать каким-то особым вкусом, художественным чутьем, большим бюджетом и багажом дизайнерского опыта. Достаточно понять основную идею стиля, которая заключается в противопоставлении всему классическому, стандартному, художественному, рациональному и обыденному.
Все художественные, «сложные» стили, китч как бы высмеивает, являясь своеобразным шаржем, он облачает интерьер в яркие краски и сочетает, казалось бы, несочетаемые элементы декора. Но на цветовой палитре и декоре дело не кончается, весьма необычными могут быть и предметы мебели, и планировка помещения в целом.
Стиль китч в интерьереС чего все начиналось…
Зародился он в конце 19 века, тогда, китчем (kitsch в дословном переводе с немецкого: «пошлость», «халтура», «безвкусица»;) называли вещи, которые призваны имитировать предметы старины и роскоши в домах состоятельных обывателей. Именно с появлением этой, казалось бы, простой идеи, привнести культуру в каждый дом, пусть даже в таком удешевлённом варианте, стало зарождаться новое дизайн-направление, которое очень скоро стало массово популярным.Сочетание несочетаемого стало новой тенденцией и осознанным выбором, как правило, творческих и неординарных людей, которые хотели и могли себе позволить приглашать гостей в дом, где на грубых кирпичных стенах, в непосредственной близости висят репродукции картин Рафаэля Санти и работ Энди Уорхола, как будто так и надо, а кислотного цвета софа и старинный трельяж а-ля рококо, находятся в полуметре друг от друга.
Это китч?
Китч в интерьере легко опознать именно по странному, хаотичному миксу того, что абсолютно точно не должно находиться рядом. Так, если поп-арт приветствует пластик и исключает хэнд-мейд, бохо весь соткан из натуральных материалов и не приемлет современность в каком бы то ни было виде, шебби-шик состоит из состаренных вещей пастельных тонов, и яркие цвета полностью разрушат его идею и шарм, то китч — это синяя подушка ручной вышивки на красном пластиковом стуле под полотном художника эпохи Возрождения, висящем на бревенчатой стене…
Исходя из этого, несложно догадаться, что китч практически не имеет строгих правил.Своеобразное торжество безвкусия — единственный и определяющий концепт для его обозначения.
Характерные черты стиля
Тем не менее даже в таком противоречивом стиле можно выделить несколько неотъемлемых особенностей:
- дисгармония в цветах оформления, формах и материалах. Например, использование матовых приглушенных цветов вместе с кислотными, интенсивными; использование классической или типовой мебели вместе с футуристичной; дерево или камень наряду с глянцевым пластиком.
- В отделке, мебели и декоре встречаются очевидные признаки разных интерьерных стилей.
- Выставленные напоказ вещи разного возраста от очень старых до современных и трендовых.
- Имитация всего, что можно имитировать — линолеум «под мрамор», «хрустальная» стеклянная люстра, «кожаный» диван, на самом деле покрытый дермантином, пластиковые стеновые панели «под дерево», искусственная «звериная шкура», позолоченные фризы из полиуретана и т. п.
Интерьер в стиле китч — фото
Поскольку стиль китч в интерьере принципиально не имеет строгих правил, следует полагаться исключительно на собственные предпочтения в выборе цветов оформления, материалов, предметов мебели и декора. Для того чтобы понять как может выглядеть ваш интерьер, в этом стиле, стоит ознакомиться с готовыми примерами.
Постеры на потолке и все цвета радуги в оформлении этого интерьера сразу дают понять к какому стилю он принадлежит…Линолеум «под паркет», разноцветные стулья, старый черный сервант и стена поклееная цветастыми постерами — полный набор для китч-кухни…Обратите внимание на мебель, есть намек на роскошь, но эти принты на обивке сразу дают понять, что это китч!Голубой «камин», разноцветные стены, зеркало в шикароной раме и такая разная мебель…Китч-дизайн может быть и более сдержанным…Стиль китч в интерьере столовой***
Утонченные натуры, находясь в китч-помещении, скорее всего будут чувствовать себя неуютно, этот стиль, как правило, выбирают неординарные личности, молодые люди и энтузиасты, которые и сами зачастую не представляют, куда приведет их фантазия.
+ Похожие стили:
rehouz.info